Лежащий на коленях огромный Фолиант не оставляет ни какого сомнения насчёт роста карлика. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Сплошные аллегории жизни.
Возможно, так смотрит сам бог, который наблюдает за человечеством, постоянно куролесившим. Античные мудрецы представлены в виде нищих, взирающих на окружающий мир свысока. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
Первый же известный сборник басен Эзопа датируется рубежом IV-III в. до н. э. Здесь произошла его встреча с Ликургом, легендарным законодателем Спарты – Эзоп загадывал Ликургу загадки Единственное, в чем сходятся все источники, так это в названии места, где баснописец принял свою смерть. Большую часть живописных работ представил Рубенс, который за сравнительно короткий срок написал значительное количество этюдов маслом, темой для которых служили «Метаморфозы» Овидия.
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками «художником Истины». Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Диего Веласкес (1599-1660) в течение 40 лет был придворным живописцем испанского короля Филиппа IV, а музей Прадо вырос из собрания испанского королевского дома, так что неудивительно, что там хранится лучшая в мире коллекция живописи Веласкеса – почти полсотни вещей или более трети всего наследия, великого мастера. 1632, Картинная галерея, Дрезден) итальянский кардинал Камило Асталли (1649-50, Музей Испанского общества в Америке, Нью-Йорк), полный внутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно Алонсо Кано, 1630-е гг., музей Веллингтон, Лондон), погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес (1635-38, Прадо) или овеянная благородным изяществом «Дама с веером» (ок. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.
Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
До 1623 Веласкес работал в Севилье. Для Торре де ла Парада были написаны также портреты придворных шутов и карликов.
Сначала он был рабом, а теперь он нищенствующий бродяга. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. В этих текстах редко встретишь диалог, разве что прямая реплика обозначит собой развязку. и включает в себя около 200-т текстов. 1650-е гг.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Завтрак написан в пору учебы у Франсиско Пачеко, в 1617 году. Со злобной ухмылкой смотрит он через плечо на зрителя.
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Как два контрастных произведения задуманы портреты философов полный рост, которые некогда украшали же зал охотничьего замка, что и картины Рубенса «Смеющийся Демокрит» и «Плачущий Гераклит». Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV (1655-56, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее в Лондоне). Наиболее часто Эзопа изображали некрасивым и невзрачным горбуном маленького роста.
Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание. Работал над ним Деметрий Фалерский, он же назвал сборник «Эзоповы басни». Испания находилась в упадке и это не могло не отражаться на подданных Филиппа IV. Ему подбросили золотую чашу, обвинили в воровстве и сбросили со скалы жрецы Аполлона. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Считается, что «Эзоп», «Менипп» и «Марс» были написаны для королевского охотничьего павильона Торре де ла Парада, построенного в 1636 году. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Другие идут еще дальше в раскрытии содержания работы и связывают его с военными поражениями Испании во второй половине 1630-х годов. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.
Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании. Здесь всего три работы из них две совсем ранние.
1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». На своей картине Веласкес изобразил Эзопа в очень поношенной одежде. Современник Платона – Лисипп – также поддерживает это мнение. Каждый образ на редкость красноречив.
В портретах королевских карликов и шутов Веласкес с непредвзятой зоркостью взгляда раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма («Барбаросса», 1636-38 «Эль Бобо дель Кориа», ок. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изображению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы после возвращения из Италии -- так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Перед нами на мрачных бордовых стенах две темные фигуры в полный рост (размер холстов 179 на 94 см). Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план интерес к точной передаче внешних особенностей натуры, плотность письма сближают живопись Веласкеса севильского периода с караваджизмом. Рядом находится кувшин, поставленный на площадку с колесами.
А сбоку от философа художник намекнул на особые обстоятельства в жизни Мениппа и изобразил кувшин, который в иконографии XVII века ассоциировался с женщиной. Как сообщила «НИ» Людмила Каганэ, готовя выставку, она обратила внимание на еще одно полотно Веласкеса, написанное в той же манере, что и его двое мудрецов, – «Марс». Веласкес был избран членом римской Академии св. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. В некоторых случаях данная схема варьируется в сторону упрощения композиции или, наоборот, ее усложнения. Персонажами басен Эзопа являются животные и растения (более 80 их разновидностей), люди различных профессий (их исследователи насчитали около 30), также боги и мифологические фигуры. Эти достойные сострадания существа постоянно находились в свите короля, вот таким образом их изображения не должны были отсутствовать в помещениях его охотничьего замка. Портрет его ученика мулата Хуана Парехи (1644-50 Нью-Йорк, Метрополитен-музей) был восторженно встречен в римских художественных кругах.
Как подчеркнул, открывая выставку, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, два мировых музея обменялись достойными произведениями искусства: в Прадо временно отправилось «Святое семейство» Рембрандта. В 1636г. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. С этой целью они украли из храма золотую чашу и подбросили ее в котомку Эзопа.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. А ещё, может быть, он похож на учителя, который хочет отчитать своего непутёвого ученика.
К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом» (до 1651, Национальная галерея, Лондон), редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Из высказываний Эзопа больше всего мы помним: «Выпей море, Ксанф. », очень актуальное сегодня, когда то или иное «море» то и дело пытаются выпить жадные олигархи и инвесторы. Происходил из небогатой дворянской семьи.
Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Но самое важное, его взгляд похож на взгляд самого бога.
К периоду учебы относится также небольшой этюдного характера Мужской портрет в профиль. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Луки и общества виртуозов Пантеона.
Он погиб, став жертвой смелых высказываний в адрес человеческих пороков. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Великого баснописца древности Эзопа мы наилучшим образом знаем благодаря басням «дедушки Крылова», на русском языке популяризировавшем и развившем творчество древнегреческого предшественника.
У его ног книги, он попирает их, так как отвергает научные знания. 1637-39 «Эль Примо», 1644 «Себастьяно дель Морра», ок. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы.
Это картина-бодегон (bodega – трактир по-испански в широком смысле бодегон означает натюрморт), где в персонажах можно увидеть как веселых посетителей кабачка, так и аллегорию трех возрастов человека с соответствующими каждому возрасту натюрмортными символами начала, середины и конца жизненного пути. Самые популярные персонажи – это лиса, волк, змея, лев, осел, собака, крестьянин и т. п. Все они, впрочем, являются фигурами условными, носителями конкретных функций. Многие сюжеты «Эзоповых басен» читателю отлично знакомы по обработкам, сделанным Ж. Лафонтеном, И. И. Дмитриевым, И. А. Крыловым и др.
1633, Эрмитаж), хмурый вельможа Хуан Матеос (ок. Много копий и интерпретаций полотен Веласкеса было сделано его учениками в мастерской, среди которых следует особо выделить его зятя Хуана Баутисту Мартинеса де Масо4. 1644, «Хуан Австрийский», начало 1650-х гг. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
«Когда мы говорим о Веласкесе и его влиянии на мировую живопись, мы в первую очередь обращаем внимание на роскошную гамму коричневых и черных цветов, которыми в совершенстве владел этот мастер», – рассказывает куратор выставки, доктор искусствоведения Людмила Каганэ. Не исключено, что имелись в виду обе идеи. Все работы одинакового размера, все на античные сюжеты. 1621). Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Кувшин в иконографии XVII века ассоциировался с женщиной. Только в третьей картине предстает зрелый Веласкес и то это скромный погрудный портрет министра двора графа-герцога де Оливареса (около 1638).
Более того, в комедии Платона (жил в конце V в. ) «Эзоп» можно прочитать о том, что Эзоп стоял во главе Семи мудрецов. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. Эзоп был рождён в рабстве, но хозяин оценил его талант и подарил желанную свободу. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера.
В 1617 получил звание мастера. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ).
Образ бога войны явно снижен. «Марс» в трактовке Веласкеса выглядит очень странным.
Философ Менипп жил намного позже Эзопа, в III веке дон. э. Он сидит на постели, едва прикрытый, но в шлеме, оружие брошено у ног. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. В контексте с «Марсом» понятно, почему рядом с ним находятся именно «Эзоп» и «Менипп», баснописец и киник, отличавшиеся критическими, смелыми и бескомпромиссными суждениями.
«бодегон»). В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. До 1623 работал в Севилье. Оно проявляется во многих его работах.
Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Образ бога войны явно снижен. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Необычно его широкое лицо с выступающими скулами и глубоко запавшими глазницами. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Менипп на картине саркастично усмехается.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. А Гераклид Понтийский утверждает: Эзоп родился во Фракии и его первым хозяином был Ксанф. Одной из таких картин был портрет придворного карлика Себостьяна де Морра. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса.
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. На картине этот мудрец саркастически улыбается, повернувшись к зрителям вполоборота. Справа саркастичный Менипп, слева Эзоп, готовый разразиться злословием. Веласкес Диего, великий испанский художник. По законам того времени за святотатство он был забит камнями.
Здесь же находится его картина «Марс», портреты греческих философов –«Эзоп» и «Менипп». Он попирает книги у своих ног. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
– Уж очень необычен «Марс» в трактовке Веласкеса. Возможно, Веласкес этими чашами- кувшинами хотел создать аллегорию тщеты земных стараний. К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо) «Христос в доме Марфы и Марии» (ок.
Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. ЭЗОП (ок. -- все Прадо). В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
В Испании сочинения баснописца хорошо знали, по ним в школах изучали греческий язык. А о его жизни и смерти дал жителям СССР яркое представление артист Калягин в фильме «Эзоп», снятого по пьесе бразильца Г. Фигейредо в 1981 году, когда фальшь советской идеологии достигла критической массы. «Я полагаю, что все три полотна составляют триптих, но это пока лишь только моя гипотеза, а не официальная точка зрения, – говорит Людмила Каганэ.
И почти невероятным. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. В 1617 получил звание мастера. Другими словами, Эрмитажу есть ради чего дружить с Прадо. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
На переднем плане в полумраке ковровой мастерской помещены поглощенные работой испанские пряхи. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Второй поездке Веласкеса в Италию (1649-51) сопутствовал традиционный успех.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Наиболее подробно рассказывает об этом Аристофан в комедии «Осы» и Геродот.
Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. 1648, галерея Уоллес, Лондон).
Карл Юсти, «Марса художник начал писать тогда, когда ему попался на глаза человек, который показался ему подходящим для того, чтобы поведать об этом греческом «человекоубийце». Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
Картина «Марс», как и изображения греческих философов Мениппа и Эзопа, были написаны Веласкесом специально для Торре де ла Парада. Египетский биограф Эзопа в 1 в. н. э. Менипп, всю жизнь работавший ростовщиком, «тщету» свою возит на колёсиках, а у Эзопа она подкинута и прикрыта барахлишком.
е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Финансовый кризис ростовщика Мениппа может и сегодня служить назиданием для современников.
Однако косвенные доказательства все же существуют. 1617-18, «Старая кухарка», ок. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо, ), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Такие люди не принадлежат обществу, а находятся вне его, даже над ним и его законами.
Эти известные персонажи выполнены не пафосно, а обыденно, в излюбленной манере художника. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Здесь, якобы, баснописец принял участие в пире Семи мудрецов. Картины упоминались вместе в наиболее раннем из сохранившихся инвентарей (1701 года).
Соединение их в своеобразный «триптих» могло иметь особый смысл. Существует легенда (ее поддерживает Плутарх), что Эзоп жил в Сардах и служил советником у царя Крёза – легендарного правителя Лидии. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
И прекрасно. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). Сведения о нем известны благодаря Диогену Лаэртскому и Лукиану из Самосаты.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. 1620, Национальная галерея, Лондон).
Ответственность за оформление Торре де ла Парада была возложена на Веласкеса. В виртуозной живописи Веласкеса значением наделены не только персонажи полотен, но и композиция. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Как известно, он погиб, став жертвой своего злословия и критики человеческих пороков. В Менинах Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив ее приподнято-монументально. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Филипп Ivприказал надстроить второй этаж.
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Рядом с работами фламандских художников «Марс» Веласкеса буквально ошеломляет своей необычной трактовкой античного образа. Голубая драпировка и красный плащ лишь слегка прикрывают обнажённое тело, написанное с необыкновенной достоверностью.
Далее. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). На переднем плане – несколько работниц.
К ним относятся «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и журавль», «Волк и ягненок», «Жук и муравей», «Лошадь и осел» и др. Тот человек, который был в самом низу общества, стал практически на высоте самого бога. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). Художник передает ее мягкие, детские черты лица.
Учился в Севилье у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко (1611-17), на дочери которого Хуане Миранде, женился в 1618.
Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. -- время самых высоких творческих свершений Веласкеса. Портрет римского папы Иннокентия X (1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: «Слишком правдиво. ») стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании в Риме его без конца копировали. Он как будто судья, выслушивающий оправдания обвиняемого в преступлении. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
до н. э. ). 1643-44 «Мальчик из Вальескаса», ок. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Менипп отрицал ученые знания. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», ок.
«Диалоги» Лукиана с упоминаниями о Мениппе, были так же хорошо известны, как и сочинения Эзопа, они тоже использовались в школах для обучения греческому языку. Картины «Бог войны Марс» и «Эзоп» (обе – около 1640, Прадо, Мадрид) вошли в серию работ, предназначенных для украшения королевского охотничьего замка Торре де ла Парада, расположенного поблизости от Мадрида. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Придворному карлику Эль Примо, по прозвещу «кузнец», пришлось в 1644году сопровождать короля в военный лагерь Фрагой. Эзоп, кстати, тоже заложил руку с возможной фигой за кушак, но при этом он вцепился в огромную книгу, показывая своё уважение к письменной культуре.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. 1620, «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ".
Его присутствие в композиции можно объяснить тем, что изображения мыслителей древности составляли ансамбль с полотном «Марс». На огромную популярность этого портрета в Италии указывают десятки копий, сделанных с него, что для того времени представлялось делом абсолютно необычным. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. До этого времени басня бытовала в устной традиции. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
Кстати, за право считаться родиной Эзопа до сих пор спорят Сарды, Месембрия, Самос и Котиэй (Фригия). Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Знаменитый баснописец Эзоп жил в VI веке дон. э.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.