В последние годы вел все более отшельнический образ жизни, уединяясь в своей мастерской. Между тем синьор Альфонсо Давалос, маркиз дель Гуасто, получив от Микеланджело Буонарроти через посредство брата Никколо делла Манья картон с изображением Христа, являющегося Магдалине в саду, сделал все возможное, добиваясь от Понтормо, чтобы тот по этому картону написал для него картину, посколько Буонарроти говорил ему, что никто лучше Понтормо не сможет ему в этом деле угодить (43). На одном из этих картонов, большая часть которых ныне находится в доме у Лодовико Каппони изображен Геркулес, душащий Антея, на другом — Венера и Адонис, а еще на одном листе — история изображающая, как обнаженные фигуры играют в мяч (42). Судьба Понтормо, впрочем, как и судьба Сарто, чрезвычайно характерна для флорентийского искусства. Но достаточно того, что портреты эти написаны рукой Понтормо (19).
После смерти Понтормо в 1557 г. эти фресковые росписи закончил Бронзино (утрачены). Правда, однако, заключается в том, что, состарившись и изнурив себя писанием портретов изготовлением глиняных моделей и таким количеством работы над фресками, он довел себя до водянки, которая в конце концов и убила его в возрасте шестидесяти пяти лет (56). «Мучение одиннадцати тысяч мучеников» – это мост, перекинутый от «Битвы при Ангиари» и «Битвы при Кашине» к «Третьему мая 1808 года в Мадриде» Гойи, «Свободе на баррикадах» Делакруа, «Гернике» Пикассо и политически актуальному искусству Нового времени со всеми его достоинствами и недостатками. Фрески виллы Карреджи, подробно описанные Вазари, не сохранились росписи хора Сан Лоренцо были уничтожены в XVIII веке при перестройке этой части церкви.
1996). Недаром, когда после этого сам папа Лев посетил Флоренцию, услути Понтормо были широко использованы в тех сооружениях, которые были воздвигнуты по этому случаю. А если те, кто доверился тебе, человеку ничтожному и подлому, хотят что-нибудь поднести французскому королю Франциску, пускай посылают из своих домов: из собственных комнат хоть всю обстановку вместе с кроватями. 1 Франческо ди Кристофано, сын ткача, родился в 1482 или 1483 году. Иоанном» того же времени — в Уффици «Мученичество св. Первое его значительные произведение, фрески в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (15141516), решены еще в гармонически-плавной манере Сарто, хотя и более эмоциональны.
В 1512 г. вместе с Россо он расписал для церкви Сан Галло пределлу «Благовещения» Андреа дель Сарто. В частности, Понтормо получил заказ написать герб Льва X на фасаде церкви Сантиссима Аннунциата (частично сохранился), расписал временную деревянную триумфальную арку и выполнил ряд других работ. Женщина эта, заступаясь перед мужем за Христа, созерцает его лик с жалостливым удивлением. Таков Портрет юноши (1520-е, Лукка, Национальный музей виллы Гуиниджи), в котором эффектный разворот расширенной покроем одежды фигуры изысканные серебристо-розовые тона этого нарядного одеяния подчеркивают и нежность юного лица и скрытую напряженность его выражения. Даже когда кончилась чума и когда он переехал во Флорен-цию, он тем не менее не переставал часто бывать в тех местах и постоянно разъезжал туда и обратно между Чертозой и городом и продолжал в том же духе, всячески ублажая тамошнюю братию. Значительные работы: «Христос в Эммаусе», 1525, Уффици, Флоренция «Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем», Эрмитаж, Санкт-Петербург «Встреча Марии и Елизаветы», церковь Сан-Микеле, Карминьяно, 1528 – 1530. Уже в этой ранней работе Понтормо выступает и как мастер большой эмоциональной силы.
Столь же прекрасны мальчик изображающий св. Между тем, после того как верховным первосвященником был избран кардинал Джованни деи Медичи под именем Льва X (7), друзья и приверженцы этого дома стали изготовлять по всей Флоренции множество гербов этого первосвященника из камня из мрамора, на холсте и фреской. Однако алтарный цикл с историей Иосифа в Египте (ок. Во фресках со Страстями Христовыми в чертозе (картезианском монастыре) Валь дЭма в Галуццо (1523–1527) очевидно влияние Северного Возрождения (гравюр А. Дюрера). При этом Медичи обеспечивают сытую и даже жирную жизнь, да и возможна ли эмиграция. Оказавшись во Флоренции в 13 лет, он учился у Леонардо, Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли его ученичество пришлось на период Флорентийской республики (1494 – 1512).
Однако алтарный цикл с историей Иосифа в Египте (ок. Закончил и сделал он эту фреску в 1516 году и получил за нее шестнадцать скудо и не больше. Когда же немного спустя Мариотто, покинув Флоренцию, отправился в Витербо, чтобы дописать алтарный образ, который в этом городе был начат фра Бартоломео (4), Якопо, который был молод, угрюм и одинок, остался без учителя и примкнул по собственному почину к Андреа дель Сарто как раз в то время, когда Андреа закончил во дворе монастыря сервитов истории св. Уже в следующем фресковом цикле — пяти фресках на темы Страстей Христа во внутреннем дворе Чертозы (монастыря) в Валь дЭма (ныне — часть «большой Флоренции»), выполненных в 1523—1524 годах и очень плохо сохранившихся, он берет за образец полные драматической экспрессии гравюры Дюрера.
Для сестер приюта Инноченти он написал на холсте размером в полтора локтя и с бесчисленным множеством фигур историю одиннадцати тысяч мучеников, приговоренных к смерти и распятых в лесу по приказу Диоклетиана (38). Ни один другой художник флорентийской школы этого времени не создал ничего столь же абсолютного и прекрасного. Заметив это, Якопо очень рассердился, но не показал виду и стал вместо этого еще более тщательно все закупоривать (хотя некоторые и утверждают, что он всячески преследовал этих молодых людей и пытался с ними расправиться).
Когда же Андреа в это время закончил образ Благовещения для церкви братьев ордена Сан Галло, ныне разрушенной, как о том уже говорилось в его жизнеописании, он поручил написать маслом пределлу этого образа Якопо, который изобразил на ней мертвого Христа с двумя ангелочками, освещающими его факелами и его оплакивающими, а по сторонам в двух тондо — двух пророков, которые были выполнены им с такой сноровкой, что кажутся написанными не юношей, а опытным мастером (6). 1527—1528) в Лувре «Мадонна с младенцем и св.
Ведь, как говорят и добрый Гомер нет-нет да и вздремнет и того не может быть, чтобы во всех творениях Якопо (сколько бы он природы ни насиловал) не оказалось бы чего-нибудь хорошего и похвального. фам.
На портрете Ипполито он рядом с ним изобразил и самую любимую собаку этого синьора, которую звали Родон и сделал это настолько точно и натурально, что она кажется совсем живой (35). Искусство Понтормо трагично. «Вертумн и Помона»фреска, 461x990 см. Формирование Понтормо-художника граничит с лучшими традициями флорентийского искусства. Там и св.
Эти восемь фигур объединяет поражающий своей легкостью, музыкальностью, гармонией, ритмический рисунок столь же утонченна и красочная гамма, сочетания светлых розово-красных, сине-голубых, бледно-сиреневых, бледно-розовых, серо-голубых, белых тонов, свободен и изыскан очень легкий ритмический рисунок композиции. Андреа же со смехом ему ответил: «Напрасно ты горюешь ведь вещь, которую ты сделал, настолько хороша, что, если бы тебе пришлось ее переделывать, я твердо уверен, что лучшего ты сделать не смог бы. По этой истории можно судить о том, каково было качество и совершенство остальных произведений и фигур (11). В конце концов, желая соблазнить нимфу, Вертумн превращается в прекрасного юношу. В 1535 г. он поступил на службу к Медичи. Юлиана и все эти фигуры, поскольку увлечение в нем еще не заглохло и ему все еще нравилась немецкая манера, немногим чем отличаются от тех, что были им сделаны в Чертозе.
Ученик Пьеро ди Козимо и одно время компаньон по мастерской Андреа дель Сарто. Самая яркая из них «Портрет Козимо Медичи Старшего» (1530-е, Флоренция, Галерея Уффици). В «Положении во гроб» и «Встрече Марии и Елизаветы» (1528—1530 Карминьяно) — последних своих значительных произведениях — Понтормо выступает как один из основоположников маньеризма. В следующем своем значительном произведении — «Положении во гроб» в церкви Санта Феличита во Флоренции (1525—1528) — Понтормо уже целиком захвачен творческим кризисом. В самом деле, художников многое объединяет: оба учились у Андреа дель Сарто (Понтормо — безусловно, а Россо — более чем вероятно) оба в своей работе обращались к другим великим образцам (при этом не копируя их слепо) — картону Битва при Кашине Микеланджело, к шедеdрам Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео, Якопо и Андреа Сансовино, Мазаччо и Донателло. Якопо участвовал также, соревнуясь с другими мастерами, в украшении деревянной мебели, которой, как уже говорилось, были в свое время роскошно обставлены некоторые из комнат Пьерфранческо Боргерини. Всецело маньеристичны алтарные образы 1520-х годов (Христос в Эммаусе, 1525, Уффици, Флоренция Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем, Эрмитаж, Санкт-Петербург Встреча Марии и Елизаветы, церковь Сан Микеле, Карминьято, 15281530 в особенности знаменитое, «странное и новое» по манере (Вазари) Положение во гроб, 15261528, церковь Санта Феличита, Флоренция) – с их нервными колористическими и световыми всплесками и контрастами, порою нарочито ирреальным сочетанием натурной среды с умозрительной символикой (треугольное Всевидящее Око в Эммаусе), трепещущими линиями, которые как бы дематериализуют фигуры и драпировки.
Драматический пафос, резкость и напряженность ритма, резкость светотеневых контрастов, форсированность ярко-красных, синих, розово-красных, ярко-белых тонов, экстатичность образов отличают написанную для того же монастыря композицию «Христос в Эммаусе» (1525, Флоренция, Галерея Уффици). Правда, после этого она, уж не знаю почему, оставалась в руках Понтормо.
Понтормо Якопо (Pontormo Jacopo) (1494-1557) Итальянский художник и рисовальщик, представитель флорентинской школы, один из основоположников маньеризма. Медичийская пропаганда устами придворных историков раздула значение победы при Монтемурло, в сущности эпизодической, как одной из важнейших в истории Флоренции (впрочем, республиканцы делали то же самое – достаточно вспомнить микеланджеловскую Кашину). ЖБНЙМЙС лБТХЮЮЙ) (1494-1557), ЙФБМШСОУЛЙК ИХДПЦОЙЛ, ПДЙО ЙЪ ПУОПЧПРПМПЦОЙЛПЧ НБОШЕТЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБРТБЧМЕОЙС Ч ЙУЛХУУФЧЕ чПЪТПЦДЕОЙС. Выполняем заказы по России, Украине, странам СНГ и ближнего зарубежья.
В самом деле, кроме тех путтов, которые сопровождают фигуру Любви, там есть еще два летящих путта, держащие полог с гербом папы, которые настолько хороши, что лучшего сделать невозможно, не говоря о том, что все фигуры в высшей степени рельефны, а по колориту, да и во всех других отношениях, таковы, что не нахвалишься. Главные работы: герб папы Льва X с двумя аллегорическими фигурами на фасаде флорентинской церкви Сантиссима Аннунциата (плохо сохранившаяся работа 1513— 1514 гг. ) «Богоматерь со святыми» (того же времени, теперь в той же церкви) фреска «Посещение Марией Елизаветы» (1514—1516, в той же церкви) «Вероника» (1515) — люнета во флорентинской церкви Санта Мариа Новелла «Св. Понтормо написал сцену, лишенную всякой повествовательности.
Его виртуозное композиционное мастерство ярко проявляется во фресках с буколическими аллегориями на вилле в Поджо-а-Каяно (1520). Картина прекрасна, но по сравнению с «Мучением одиннадцати тысяч» из Галереи Палатина она кажется вторичной и фрагментарной. Добиться же этого ему было нетрудно он получал за это ежемесячно по восьми скудо от его превосходительства, которого он сразу же там и изобразил, притом молодым, каким он в то время был, а также его матушку синьору донну Марию (51). Согласно новейшей интерпретации сюжета фрески (Фальчани. В сотрудничестве с другими художниками Якопо выполнил множество работ по заказу, как общественных институтов, так и частных лиц: например, для зала приемов виллы Медичи в Поджо а Кайано он написал люнетную композицию «Вертумн и Помона» (1520-1521). Позднее большое влияние на его творчество оказало знакомство с гравюрами Дюрера.
Равным образом написал он во время осады Флоренции портрет Франческо Гварди в солдатской одежде — прекраснейшую вещь, а на створке, которой закрывалась эта картина, Бронзино написал Пигмалиона, молящего Венеру о том, чтобы она, вдохнув душу в свое изваяние, его оживила и даровала ему (как она это сделала согласно басне, сочиненной поэтами) и плоть и кости (40). В изобразительном искусстве это первым осознал Понтормо, явившийся основателем так называемого маньеристического или антиклассического направления. Большей противоречивостью отмечена алтарная композиция «Христос в Эммаусе» (Уффици), написанная в 1525 году для того же монастыря в Галуццо. Далее, он еще при жизни Бартоломео Джинори (20) сделал для будущих его похорон гирлянду из флажков, как это принято у флорентинцев и на верхней части каждого флажка написал на белой тафте Богоматерь с младенцем на руках, а под ней на цветной оборке, как полагается, — герб семейства.
Лаврентия на жаровне, настолько прекрасного, что в нем уже проглядывали кое-какие признаки того превосходства, которого он со временем достиг, как о том будет сказано в своем месте (31). И это бесконечно понравилось Понтормо, который уже тогда видел, куда этому таланту суждено пробиться. мХЮЫЙЕ ЙЪ ЕЗП РПЪДОЙИ ЖТЕУПЛ (Ч ЮБУФОПУФЙ, ИПТБ ГЕТЛЧЙ уБО мПТЕОГП, 1546-1556) ОЕ УПИТБОЙМЙУШ Й ЙЪЧЕУФОЩ МЙЫШ РП РПДЗПФПЧЙФЕМШОЩН ТЙУХОЛБН. Среди молодых художников Флоренции Высокого Ренессанса он был самым одаренным. Благодаря этой «лягушачьей перспективе» Мадонна выглядит не только огромной как гора (как у Понтормо), но еще и величественной и при этом – изящной. Я всегда считал, что после этого произведения, а не до него, были им для Бартоломео Ланфредини, на берегу Арно между мостами Санта Тринита и Ла Каррайа, в одном коридоре над дверью, написаны фреской два красивейших путта, поддерживающих изображение какого-то герба (18), однако после того как Бронзино, которому, надо полагать, хорошо известна правда об этих вещах, утверждает, что это одна из первых вещей, написанных Якопо, нельзя не верить, что дело обстоит именно так и тем более следует хвалить за это Понтормо, так как эти путты настолько прекрасны, что их ни с чем не сравнишь и так как они были чуть ли не первым его произведением. Понтормо получал от Козимо I весьма масштабные заказы — он выполнил в 1537—1543 годах большой цикл фресок на мифологические и аллегорические сюжеты в вилле Карреджи, в течение одиннадцати лет (1546—1557) расписывал колоссальный хор (алтарную часть) церкви Сан Лоренцо — фамильной церкви Медичи.
В это произведение Якопо вложил много знаний и усердия и оно получилось у него разнообразным, прекрасным и в высшей степени достойным всяких похвал как в отношении голов, так и всего остального. И вот сообщество Алмаза было поручено мессеру Андреа Дацци, который в это время преподавал греческую и латинскую словесность во Флорентинском университете, с тем чтобы он обдумал композицию триумфа. Затем в один прекрасный день пригласил своего учителя Андреа дель Сарто на них взглянуть.
Дошедшие до нас работы Понтормо, выполненные после 1530 года, насчитываются единицами.
С торцовой стороны сада и виноградника братьев ордена св. В сообщении Вазари, что написал «тут же портрет и самого Карла» содержится двусмысленность: непонятно, написал ли он портрет тут же в картине, около ангела или создал отдельный параллельно написанию картины. Лучией, а с другой — двумя другими коленопреклоненными святыми, в полутондо же этой капеллы — Бога Отца, окруженного несколькими серафимами (13). Если бы эта история была написана (хотя она и небольшая) в должном размере, либо на больщой доске, либо на стене, я осмелился бы утверждать, что не увидишь другой картины, в которой было бы столько же грации, совершенства и добросовестности, сколько Якопо вложил в исполнение этой истории, почему все художники и считают ее самым пре-красным живописным произведением, когда-либо созданным Понтормо и неудивительно, что Боргерини ценил ее так, как он ее ценил, как неудивительно и то, что влиятельные люди уговаривали его продать ее с тем, чтобы они могли ее подарить самым великим синьорам и государям. Он учился у Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто.
Иоанна Евангелиста, св. Однако, оставляя это в стороне, вернемся к произведениям Понтормо. рЕТЧПЕ ЕЗП ЪОБЮЙФЕМШОЩЕ РТПЙЪЧЕДЕОЙЕ, ЖТЕУЛЙ Ч ГЕТЛЧЙ уБОФЙУУЙНБ бООХОГЙБФБ ЧП жМПТЕОГЙЙ (1514-1516), ТЕЫЕОЩ ЕЭЕ Ч ЗБТНПОЙЮЕУЛЙ-РМБЧОПК НБОЕТЕ уБТФП, ИПФС Й ВПМЕЕ ЬНПГЙПОБМШОЩ.
С одной стороны, эта необычная для Италии картина является кульминацией новаторских реалистических исканий Понтормо. Варфоломея высотой в два локтя. Собственно, такое сильное впечатление она произвела и на меня в Уффици. местах. Иосифу, который смеется с такой живостью и непосредственностью, что поражаешься.
Связанное с классикой Высокого Ренессанса, оно по сути своей антиклассично – за неимением более подходящего термина его называют «ранним тосканским маньеризмом». Понтормо стал одним из ведущих представителей маньеризма, сложившегося во Флоренции в первые десятилетия XVI в., когда в городе наблюдалось оживление художественной деятельности в связи с возвращением Медичи (1512) и избранием на папский престол Льва X Медичи, сына Лоренцо Великолепного.
Он написал Мадонну, которую герцог подарил синьору дон. В Издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге выходит новая книга Аркадия Ипполитова – «Якопо Понтормо: художник извне и изнутри». Artifex Deco studio (Артифекс Деко студия) предлагает следующие услуги:- Художественная роспись интерьера (рисунки на стенах): роспись стен, потолков и мебели, фреска (affresco), картинки обманки (стена рисунок).
Сразу над парапетом видно небо. Однако первые два картона, которые сделал Якопо и из которых один изображал, как Иаков узнает о смерти Иосифа и видит его окровавленные одежды, а другой бегство Иосифа, оставляющего свой плащ в руках жены Пентефрия, не понравились ни самому герцогу, ни тем мастерам, которым надлежало их выткать, так как им показалось, что из таких странных рисунков едва ли что-нибудь получится в вытканных коврах, когда они будут готовы, после чего Якопо никаких картонов больше уж не делал (53). Вся работа оказалась законченной в кратчайший срок к великому удовлетворению синьора герцога, который собирался заказать роспись также и второй лоджии, но не успел это-го сделать, так как работа в первой лоджии была сдана 13 декабря 1536 года, а уже 6 января следующего года светлейший герцог был убит своим родственником Лоренцино эта и другие работы остались незавершенными (49). И тогда только Якопо понял, какую он совершил ошибку, упустив работу в Поджо а Кайано, хотя он большую часть вины и свалил на свою долгую и весьма изнурительную болезнь, а также на смерть папы Климента, прервавшую все это начинание.
Тем не менее, вдумавшись в смысл изображенного, мы увидим, что картина кардинально отличается от искусства тосканско-римской школы искусства par excellence придворного. Итак, первая вещь, сделанная Якопо в указанное время, было крохотное Благовещение, написанное им для одного приятеля, который был портным (3).
Лучшие из его поздних фресок (в частности, хора церкви Сан Лоренцо, 1546–1556) не сохранились и известны лишь по подготовительным рисункам. Ситуация, схожая с сегодняшней. Анну, св. – Архитектурное проектирование и дизайн: перепланировка, проектные работы, благоустройство, декорирование архитектурными элементами- Живопись: картины маслом, пейзаж, портрет, натюрморт, монументальная живопись, панно. Мы находимся в России, Москва тел: 8 (925) 065 84 68 и в Украине, Киев тел: (097) 804 02 06. Галла, что за воротами, носящими имя этого святого, в одной капелле, находившейся насупротив входа, Якопо написал посредине мертвого Христа, плачущую Богоматерь и летящих ангелочков из которых один держит в руке Страстную чашу, другой же поддерживает поникшую голову Спасителя, а по бокам изображены с одной стороны обливающийся слезами и распростерший руки св.
Последней работой Понтормо была роспись стен главного алтаря в Сан Лоренцо. В последние годы вел все более отшельнический образ жизни, уединяясь в своей мастерской.
Центром композиции является объятие двух женщин, все излишние детали устранены. Блестящий рисовальщик, Понтормо оставил значительное графическое наследие. Его последним произведением стали монументальные фрески хоров церкви Сан Лоренцо, которые он написал под впечатлением «Страшного суда» Микеланджело, следуя ему как в стилистическом, так и в богословском отношении.
Во главе второго шествия, шедшего под девизом и знаменем «Пня», значился синьор Лоренцо, сын Пьеро деи Медичи, чьей эмблемой был пень, вернее, сухой ствол лаврового дерева, на котором снова зеленеют листы, давая этим понять, что имя его деда всегда свежо и всегда обновляется. Вышеназванный Якопо, магистр сервитского ордена, увидав эти произведения и еще больше разгоревшись в своем желании, решил во что бы то ни стало дать ему закончить росписи в названном дворике сервитов, рассчитывая, что он, соревнуясь с другими работавшими там мастерами и дописывая то, что было недоделано, создаст нечто исключительно прекрасное. В сотрудничестве с другими художниками Якопо выполнил множество работ по заказу, как общественных институтов, так и частных лиц: например, для зала приемов виллы Медичи в Поджо а Кайано он написал люнетную композицию «Вертумн и Помона» (1520-1521).
Сюжет картины разворачивается на легком, ровном фоне. Изображая же на другой стороне Помону и Диану вместе с другими богинями, он, пожалуй, чересчур уж плотно их задрапировал, хотя вся вещь в целом прекрасна и всячески расхваливалась (26). Колорит строится на чистых, диссонирующих между собой красках. Иоанна Крестителя и два других обнаженных младенца, поддерживающих балдахин.
вМЕУФСЭЙК ТЙУПЧБМШЭЙЛ, рПОФПТНП ПУФБЧЙМ ЪОБЮЙФЕМШОПЕ ЗТБЖЙЮЕУЛПЕ ОБУМЕДЙЕ. Он также испытывает влияние Тинторетто и Веронезе, а также итальянского маньеризма. рПИПТПОЕО рПОФПТНП ЧП жМПТЕОГЙЙ 2 СОЧБТС 1557. Сейчас подавляющее большинство исследователей приписывают эту версию молодому Бронзино.
Иоанн Евангелист, с другой — св. Однако властвует в этой картине страшное, безусловное, сокрушающее горе. тПДЙМУС Ч рПОФПТНП (фПУЛБОБ) 24 НБС 1494 Ч УЕНШЕ ЦЙЧПРЙУГБ в. лБТХЮЮЙ. А так как, не говоря о свойственной ему медлительности в работе, Якопо очень нравилось одиночество в Чертозе, он на эти росписи потратил несколько лет (28).
рПОФПТНП ВЩМ ФБЛЦЕ ЧЩДБАЭЙНУС РПТФТЕФЙУФПН, ХНЕАЭЙН ПУФТП ПЮЕТФЙФШ ДХЫЕЧОХА ЦЙЪОШ УЧПЙИ НПДЕМЕК, РТЕДУФБЧМЕООЩИ ПВЩЮОП ЪБНЛОХФП-ПДЙОПЛЙНЙ ОБ ОЕРТПОЙГБЕНП ФЕНОПН ЖПОЕ (лПЪЙНП уФБТЫЙК, ЛПОЕГ 1510-И ЗПДПЧ, хЖЖЙГЙ аОПЫБ, 1525, НХЪЕК чЙММЩ зЧЙОЙДЦЙ, мХЛЛБ аОПЫБ У БМЕВБТДПК, НХЪЕК р. зЕФФЙ, нБМЙВХ, лБМЙЖПТОЙС Й ДТ. ). семейство со святыми» (1518) во флорентинской церкви Сан Микеле Висдомини «Поклонение волхвов» того же времени в галерее Питти две фрески того же времени («Св. Дошедшие до нас работы Понтормо, выполненные после 1530 года, насчитываются единицами. Вопрос о том, кто стал прообразом одинокого героя, которого до сих пор предпочитают именовать обобщенно символически, LAlabardiere, юный республиканец или юный герцог, окончательно не решен, но очевидно, что портрет изображает не триумф, а жертвенную самоотверженность и что по настроению он очень близок к «Мучению одиннадцати тысяч».
В историю портрет вошел под названием LAlabardiere и это один из самых привлекательных и загадочных портретов всего флорентийского чинквеченто. Для этого монастыря он написал цикл фресок «Страсти Христовы», удивительные творения храмовой живописи, частично позаимствовав сюжеты из гравюр Альбрехта Дюрера. В 1529 г. Якопо приобрел земельный участок на Виа Лаура поблизости от церкви Сантиссима Аннунциата. Все эти три картины, которые предприимчивый каменщик некогда выманил из рук Якопо, находятся ныне в доме мессера Алессандро деи Медичи, сына названного Оттавиано (48). Вертумн, бог времен года (возможно, этрусского происхождения), принимает обличие старухи, чтобы проникнуть в запретный сад, где обитает пленившая его нимфа Помона, покровительница садов и деревьев. Через два года Понтормо вновь резко меняет свой стиль.
Впоследствии с этого маленького холста, находящегося ныне в гардеробной герцога Козимо, он сделал копию на болыиом полотне изобразив этого герцога, рисующего с карандашом в руке женскую голову (47). Со временем же герцог Алессандро подарил этот большой портрет синьоре Таддее Малеспине, сестре маркизы ди Масса. Аллегория Осени — не только самая гармоничная и полная высокой поэзии работа Понтормо.
Родился в Понтормо (Тоскана) 24 мая 1494 в семье живописца Б. Каруччи. Понтормо был также выдающимся портретистом, умеющим остро очертить душевную жизнь своих моделей, представленных обычно замкнуто-одинокими на непроницаемо темном фоне (Козимо Старший, конец 1510-х годов, Уффици Юноша, 1525, музей Виллы Гвиниджи, Лукка Юноша с алебардой, музей П. Гетти, Малибу, Калифорния и др. ).
Понтормо Якопо (Pontormo) наст. И вот, помимо великолепнейшей Магдалины, целующей ноги Христа, мы видим там двух стариков изображающих Иосифа аримафейского и Никодима, которые, хотя и написаны в немецкой манере, являют собою прекрасные, какие можно только видеть, образцы старческого выражения лица и их головы с пушистой бородой написаны в удивительно нежном колорите. Линия горизонта при этом проходит на уровне талии женщин (а не на уровне глаз). В более поздней работе того же Понтормо – «Встреча Марии и Елизаветы» ближний и дальний планы как будто бы существуют сами по себе.
Основоположником маньеризма во Флоренции был Якопо Понтормо (Якопо Карручче да Понтормо) (1494-1556). мЙЮОЩК УФЙМШ рПОФПТНП, У ЕЗП ХФПОЮЕООП-ЗТБГЙПЪОЩН ТЙУХОЛПН Й РТПИМБДОЩН ЛПМПТЙФПН, СТЛП РТПУФХРБЕФ Ч РБУФПТБМШОП-БММЕЗПТЙЮЕУЛЙИ ТПУРЙУСИ ЧЙММЩ нЕДЙЮЙ Ч рПДЦП-Б-лБКБОП (1519-1521). Филиппа, которые бесконечно нравились Якопо, как, впрочем и все другие произведения Андреа, его манера и его рисунок (5). И вот, приложив все свои усилия, чтобы ему подражать, он вскоре достиг очевидных и удивительных успехов в рисунке и в колорите, что же касалось до сноровки, можно было подумать, что он уже долгие годы занимается этим искусством. Сюда относятся Франческо де Сальвиати (им исполнены декорации для комедии, сыгранной в честь Пьер Луиджи Фарнезе в Кастро и для комедии, представленной во Флоренции в 1541 г. ) и Бронзино исполнивший постановку для спектакля, данного в Palazzo Vecchio.
В этой странной, одновременно драматической и отвлеченно-холодной картине уже преобладает то начало, которое современники Понтормо называли «манера». Личный стиль Понтормо, с его утонченно-грациозным рисунком и прохладным колоритом, ярко проступает в пасторально-аллегорических росписях виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (15191521). А так как работа у тебя всегда будет, прибереги эти рисунки для другого случая».
Произвольным и условным становится и изобразительный язык. Понтормо был также выдающимся портретистом, умеющим остро очертить душевную жизнь своих моделей, представленных обычно замкнуто-одинокими на непроницаемо темном фоне (Козимо Старший, конец 1510-х годов, Уффици Юноша, 1525, музей Виллы Гвиниджи, Лукка Юноша с алебардой, музей П. Гетти, Малибу, Калифорния и др. )., увезшему ее с собой в Испанию (54).
Во фреске тесно сплавлены черты позднеренессансного стиля и новые идеи Понтормо. «Мучение одиннадцати тысяч мучеников» раньше называли «Мучением святого Маврикия», теперь же – «Мучением святого Акакия». В 1570 г. художник прибыл в Рим, а в 1576 г. переселился в Испанию.
Легкие лиловатые тени, скользящие по хрупким телам, лишают их объемности и земной тяжести. пДОБЛП БМФБТОЩК ГЙЛМ У ЙУФПТЙЕК йПУЙЖБ Ч еЗЙРФЕ (ПЛ.
Когда же после этого синьор герцог выписал во Флоренцию мастера Джованни Россо и мастера Никколо Фламандца (52), отличнейших мастеров шпалеры, чтобы флорентинцы занялись и овладели этим искусством, он приказал выткать из золота и шелка ковры на сумму в пятьдесят тысяч скудо для Залы Двухсот и заказать Якопо и Бронзино картоны с историями из жизни Иосифа. Головы людей приобретают эллиптическую форму. Действие разыгрывается в очень неглубоком пространстве, ограниченном низким каменным парапетом, на котором в непринужденных позах сидят прекрасный обнаженный юноша и нарядная дама в красно-розовом платье, сгибающие тонкие ветки лавра, ствол которого как бы «скрыт» прорезающим стену огромным окном.
Лучшие из его поздних фресок (в частности, хора церкви Сан Лоренцо, 15461556) не сохранились и известны лишь по подготовительным рисункам. Таким образом, эта композиция, автором программы которой был литератор Паоло Джовио, должна была служить пожеланием блага роду Медичи и защищать его от превратностей времени и фортуны. На подготовительной стадии Понтормо выполнил целую серию карандашных эскизов фигур в разных позах.
Возраст изображенного подсказывает единственную возможную кандидатуру: Франческо, сына Герардо, относящегося к ветви Гварди дель Монте (существовали и другие ветви семейства), родившегося в 1514 году Ничего, кроме даты рождения, сохранившейся в документах благодаря тому, что на него было записано все имущество (немалое) Герардо, мы о Франческо ди Герардо Гварди дель Монте не знаем. Они положены крупными пятнами и создают мистическое освещение.
Якопо Понтормо одному выпало на долю расписать все три колесницы, на которых он в ряде историй, написанных светотенью изобразил многие превращения богов в разные формы все это ныне находится в руках отличнейшего золотых дел мастера Пьетро Паоло Галеотти (9). Предполагаемый портрет Карло Нерони очень эффектен, но принадлежность портрета кисти Понтормо и идентификация персонажа (основанная на том, что он одет в черный кафтан, в этом видят отсылку к фамилии Нерони) более чем сомнительны. В 1518 г. он закончил композицию «Святое собеседование», украсившую алтарь Франческо Пуччи в церкви Сан Микеле ин Висдомини. Примерно в это же время Джованмария Бенинтенди, который украсил одну из своих проходных комнат множеством картин, написанных разными опытными мастерами и которого после того, что Якопо Понтормо сделал для Боргерини, подзадоривали бесконечные восхваления, раздававшиеся в пользу этого художника, заказал ему для себя картину с изображением По-клонения волхвов, посетивших Христа в Вифлееме (25).
Жил преимущественно во Флоренции. Первое его значительные произведение, фрески в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (1514–1516), решены еще в гармонически-плавной манере Сарто, хотя и более эмоциональны. По значительности и загадочности LAlabardiere вполне сопоставим с образом Бамбергского всадника, амплитуда колебаний в идентификации которого также невероятно обширна – от императора Фридриха II Штауфена до «сидящего на белом коне» из Апокалипсиса, чье имя Верный и Истинный. Вначале он романтик и абсолютно отдается увлечению Дюрером и нидерландцами.
И вот Якопо, пригласив Бронзино, дал ему написать по одной фигуре под пятью пятами свода, а именно Фортуну, Правосудие, Победу, Мир и Славу, под последней же пятой (а было их всего шесть) Якопо собственноручно написал Любовь. Вслед за Вазари, воспринявшим картину очень формально, современное искусствоведение трактует «Мучение одиннадцати тысяч» как шаг к пустоватой маньеристичной виртуозности.
Этот портрет находится ныне в Ареццо у наследников Джованн Антонио. Один из этих триумфов назывался «Алмазом» и возглавлялся синьором Джулиано деи Медичи, который и выдумал это название, поскольку алмаз служил эмблемой Лоренцо Старшего, его отца. В самом деле, хотя некоторые и утверждают, что он готов был идти на крупные расходы, соответствующие его положению и задумал для себя жилище удобное и не лишенное художественного замысла, тем не менее мы видим, что то, что он сделал — то ли потому, что он не умел тратить, то ли по иной причине, но скорее похоже на большую лачугу какого-нибудь мечтателя и отшельника, чем на хорошо продуманное жилое строение. Работы в Галуццо свидетельствуют о нарастающей творческой трагедии Понтормо.
Яков, которого можно видеть рядом с остальными. Вот таким образом он потратил на это много усилий, так что ему в конце концов удалось получить от Якопо великолепнейшую написанную на холсте картину с Воскрешением Лазаря, одну из самых лучших когда-либо им написанных и когда-либо посланных Джовамбаттистой (а послал он их бесчисленное множество) названному Франциску, королю Франции (37). В крупной станковой композиции «Христос в Эммаусе» Понтормо с неприкрытой правдой обрисовал типы босоногих апостолов.
Во-первых изображенный ни капли на Козимо не похож. Иоанна Евангелиста. Колорит отличается необыкновенной легкостью, воздушностью.
Хотя и позднего происхождения, термин отражает определенные особенности нового направления: преобладание индивидуального вкуса над незыблемыми прежде законами подражания природе и естественности, дух формального экспериментаторства в поисках новой, недоступной Возрождению выразительности. Впервые прославился устройством публичного празднества и маскарадов в 1514 и в 1515 гг. Во-вторых, картина мало имеет общего с манерой Понтормо около 1540 года, но очень близка к Понтормо около 1530-го, когда герцогу было десять.
Якопо Каруччи (1494 – 1557), по месту рождения получивший прозвище да Понтормо, – одна из самых значительных и противоречивых фигур в итальянском искусстве XVI века. Во фресках со Страстями Христовыми в чертозе (картезианском монастыре) Валь дЭма в Галуццо (15231527) очевидно влияние Северного Возрождения (гравюр А. Дюрера).
Этого и не случилось бы, находись в этих краях Бронзино, который в это время работал в вилле Империале, поместье герцога Урбинского, неподалеку от Пезаро (41). Его нежные портреты (теперь все флорентийские портреты, обладающие нотой нежности, принято приписывать ему), его грациозные Мадонны, среди которых имеются такие, которые в течение веков ходили под именем Рафаэля3, его алтарные картины, его оконченная Понтормо и Аллори фреска в Поджо-а-Каяно (Триумф Цицерона) – все это принадлежит к формально абсолютному, но, по существу, к наименее яркому из того, что дал золотой век. Как характерно для художественных нравов Флоренции то, что ни один из товарищей Франчабиджо не решился ее исправить и докончить. 5 Jacopo da Pontormo (Вазари назвал его Puntormo) родился в 1494 г. в Понтормо. Таков «Портрет юноши» (1520-е, Лукка, Национальный музей виллы Гуиниджи), в котором эффектный разворот расширенной покроем одежды фигуры изысканные серебристо-розовые тона этого нарядного одеяния подчеркивают и нежность юного лица и скрытую напряженность его выражения.
Для монастырской же гостиницы он, нисколько не напрягая и не насилуя своей натуры, написал маслом на большом холсте и в натуральную величину Христа, сидящего за столом вместе с Клеофой и Лукой (30), а так как он в этой вещи следовал исключительно своему гению, она и получилась у него поистине чудесной, в особенности же потому, что среди прислужников при этой трапезе он написал портреты некоторых послушников, которых знавал и я из числа тамошних монахов и портреты эти таковы, что по своей непосредственности более живых и быть не может. Вернемся, однако, к его текущим работам. Он поручил, то ли по собственному соизволению, то ли (как говорили) по совету своего дворецкого, мессера Пьерфранческо Риччи, эту работу Якопо, который весьма обрадовался этой оказанной ему милости ибо, хотя размеры заказа заставляли его, человека возраста уже весьма преклонного, над этим призадуматься и, пожалуй, даже пугали его, он, с другой стороны, отдавал себе отчет в том, насколько размах столь обширной работы открывал перед ним широкое поле деятельности, дающее ему возможность показать свое умение и свой талант (55). Схемы здесь знакомые они известны нам по аналогичным картинам Филиппино и Пьеро ди Козимо.
Блестящий рисовальщик, Понтормо оставил значительное графическое наследие. чУЕГЕМП НБОШЕТЙУФЙЮОЩ БМФБТОЩЕ ПВТБЪЩ 1520-И ЗПДПЧ (иТЙУФПУ Ч ьННБХУЕ, 1525, хЖЖЙГЙ, жМПТЕОГЙС нБДПООБ УП УЧСФЩН йПУЙЖПН Й йПБООПН лТЕУФЙФЕМЕН, ьТНЙФБЦ, уБОЛФ-рЕФЕТВХТЗ чУФТЕЮБ нБТЙЙ Й еМЙЪБЧЕФЩ, ГЕТЛПЧШ уБО нЙЛЕМЕ, лБТНЙОШСФП, 1528-1530 Ч ПУПВЕООПУФЙ ЪОБНЕОЙФПЕ, УФТБООПЕ Й ОПЧПЕ РП НБОЕТЕ (чБЪБТЙ) рПМПЦЕОЙЕ ЧП ЗТПВ, 1526-1528, ГЕТЛПЧШ уБОФБ жЕМЙЮЙФБ, жМПТЕОГЙС) – У ЙИ ОЕТЧОЩНЙ ЛПМПТЙУФЙЮЕУЛЙНЙ Й УЧЕФПЧЩНЙ ЧУРМЕУЛБНЙ Й ЛПОФТБУФБНЙ, РПТПА ОБТПЮЙФП ЙТТЕБМШОЩН УПЮЕФБОЙЕН ОБФХТОПК УТЕДЩ У ХНПЪТЙФЕМШОПК УЙНЧПМЙЛПК (ФТЕХЗПМШОПЕ чУЕЧЙДСЭЕЕ пЛП Ч ьННБХУЕ), ФТЕРЕЭХЭЙНЙ МЙОЙСНЙ, ЛПФПТЩЕ ЛБЛ ВЩ ДЕНБФЕТЙБМЙЪХАФ ЖЙЗХТЩ Й ДТБРЙТПЧЛЙ. Вкусив же от этого образа жизни в покое, молчании и одиночестве (а все это отвечало гению и природе Якопо), он решил по этому случаю постараться еще больше и, углубив свои познания в искусстве, показать миру, что он достиг еще большего совершенства и изменил свою манеру по сравнению с тем, что он делал раньше.
Маврикия» того же времени в галереях Питти и в Уффици (вариант).
Каруччи Якопо, прозванный Понтормо (1494—1556), — последний крупный художник флорентинского Ренессанса, родом из местечка Понтормо, близ Эмполи, сын ученика Гирландайо, живописца Бартоломео ди Якопо ди Мартино Каруччи (работы которого неизвестны) учился у Леонардо да Винчи, Мариотто Альбертинелли, Пьеро ди Козимо (короткое время), фра Бартоломео и, наконец, в 1512 г. у Андреа дель Сарто, с которым работал совместно и который оказал наибольшее влияние на ранний период его творчества. А так как после вышеназванных произведений Якопо написал с натуры на холсте портрет Америго Антинори, юноши, пользовавшегося в то время большим успехом во Флоренции (46) и так как все в один голос хвалили этот портрет, герцог Алессандро дал понять Якопо, что ему хочется получить от него свой портрет на большом холсте и тот для начала изобразил его на холсте размером в лист бумаги, причем столь тщательно и искусно, что даже работы миниатюристов ничего общего с ним не имеют ибо помимо величайшего сходства в этом портрете наличествует все то, что только можно потребовать от живописного произведения из ряда вон выходящего. В частности, он на двух ларях собственноручно написал несколько поистине прекраснейших мелкофигурных историй из деяний Иосифа (23).
Смятение и ужас персонажей разделяет и сам художник, поместивший свое портретное изображение на заднем плане с правой стороны. У Понтормо «манера» не порождает столь же четкой и определенной совокупности стилистических приемов, как у Пармиджанино. Петра, св. И вот от этого-то Бартоломео в 1493 году и родился Якопо (2).
И вот, получив этот картон, Якопо, как об этом будет сказано ниже, не спеша довел свою картину до совершенства и притом так, как об этом знает весь мир и без моих похвал (45). На этом написанном на дереве образе сидящая Богоматерь протягивает младенца Христа св. Прародители или, попросту говоря, предки Бартоломео ди Якопо ди Мартино, отца Якопо из Понтормо, жизнеописание которого мы сейчас пишем, происходили, как зтверждают некоторые из Анчизы (1), местечка в верхнем Вальдарно, весьма прославившегося тем, что оно было родиной также и прародителей мессера Франческо Петрарки. А для того чтобы иметь возможность, оставаясь в этом состоянии, делать все по-своему и чтобы его никто не сбивал с толку, он во время работы никому, даже заказчику, никогда не разрешал на нее взглянуть. Выдвинулся, будучи еще юношей.
Спина его была открыта и рассечена и из раны вылезал абсолютно голый и позолоченный мальчик изображавший собою воскресающий Золотой век и конец Железного века из которого он возникал и возрождался благодаря избранию нового первосвященника. Что делать художникам. Самая яркая из них «Портрет Козимо Медичи Старшего» (1530-е, Флоренция, Галерея Уффици). Однако существуют серьезные основания не соглашаться с подобной атрибуцией. То же самое мы ви-дим в образе, написанном им на дереве для монахинь св.
Такова аристократически надменная «Дама с собачкой» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и абсолютно противоположный ей по духу рисунок изображающий пожилого мужчину в одежде ремесленника (так называемый «Автопортрет» Уффици), напоминающий своей скорбной одухотворенностью и реалистической остротой ранние работы художника. На первой колеснице отчетливо было написано: «Еrimus», на второй — «Sumus», на третьей — «Fuimus», то есть «мы будем», «мы есть», «мы были». Но и эта девица, не успев выйти замуж, последовала за остальными своими близкими и умерла в 1512 году.
Между тем Андреа ди Козимо закончил позолоту герба и все обрамление. У подножия парапета на земле справа сидят немолодой отдыхающий крестьянин с завязанной в узелок нехитрой поклажей и босоногий юноша в крестьянской одежде между ними — настороженная чем-то собака. И вот Якопо, принявшись за это дело и работая не только из жажды славы и почестей, но и для заработка, написал Посещение Богоматери Елизаветой в манере несколько более воздушной и живой, чем он до этого обычно делал, что бесконечно повысило качество этой вещи, помимо прочих бесконечных ее красот (16). Художник выполнил здесь только одну фреску — украсившую один из люнетов композицию «Вертумн и Помона» (Аллегория Осени, 1520—1521, Флоренция, Поджо а Кайяно, вилла Медичи). На этом образе изображен Христос, усопший и снятый со креста, которого опускают во гроб.
жил в Риме в свою очередь, оказал воздействие на многих живописцев, таких, как Бронзино (в портретах) и Россо и менее значительных, как Лапполи. Посередине гирлянды, состоявшей из двадцати четырех флажков, он сделал два флажка целиком из белой тафты без оборок и изобразил на каждом из них фигуру св. В ранних работах сказывается влияние Леонардо да Винчи и Сарто (роспись люнеты на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано). Вместе с Франчабиджо были приглашены на этот раз Якопо да Понтормо (его картина в Питти) и Бакиакка (его картины в Берлине и Дрездене), но превосходство Истерии Вирсавии (Дрезден) Франчабиджо над произведениями этих двух отличных мастеров очевидно. Франчабиджо подобно Граначчи считался специалистом по театральным декорациям и, глядя на дрезденскую картину, представляющую собой абсолютное подобие сценического представления (в духе старинного театра вскрыта стена слева и видно одновременно и то, что происходит на улице и то, что творится во дворе частного дома), можно себе вообразить, какой красотой отличались тогда спектакли и какое значение декорационное дело могло иметь в развитии живописного и архитектурного вкуса. ч ЬФПФ РЕТЙПД ИХДПЦОЙЛ ЧЩРПМОЙМ Й ОЕУЛПМШЛП ЛПНРПЪЙГЙК РП ЛБТФПОБН нЙЛЕМБОДЦЕМП (Л ЮЙУМХ ЬФЙИ ВПМШЫЕК ЮБУФША ОЕ УПИТБОЙЧЫЙИУС ТБВПФ ПФОПУЙФУС чЕОЕТБ Й лХРЙДПО, ЗБМЕТЕС бЛБДЕНЙЙ, жМПТЕОГЙС) ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ЧЕМЙЛПЗП НБУФЕТБ УЛБЪБМПУШ Й Ч УБНПУФПСФЕМШОЩИ ЧЕЭБИ рПОФПТНП (10 000 НХЮЕОЙЛПЧ ЙМЙ нХЮЕОЙЮЕУФЧП УЧСФПЗП нБЧТЙЛЙС Й ЕЗП ЧПЙОПЧ, 1529-1530, ЗБМЕТЕС рЙФФЙ, жМПТЕОГЙС).
Композицию дополняют два сидящих на парапете ребенка-путти. Каждый пастух имел четырех стремянных в обличье подпасков, одетых в более простые шкуры и несущих факелы из сухих коряг и сосновых сучьев, которые были очень хороши на вид. Порой он был готов разрушить свои готовые прекрасные работы, стремясь улучшить созданное. Среди выдающихся перспективистов золотого века следует назвать Солиани (исчезнувшая картина Усекновение главы Иоанна Предтечи), Ридольфо Гирландайо (фреска Благовещение в Palazzo Vecchio), Никколо Соджи (1480-1552. Однако в последние годы жизни он взял к себе, как бы на воспитание, Баттисту Нальдини, юношу хорошей души, принявшего на себя те малые заботы о жизни Якопо, которые тот сам согласился от него получать и сделавшего под руководством Якопо немалые успехи в искусстве рисунка, успехи такие, что от него можно ожидать наилучших достижений (58).
(Эта новая палитра Понтормо сформировалась не без влияния проникнутой готическим духом живописи Северного Возрождения и в первую очередь А. Дюрера. ) К искусству средневековья восходят складывающиеся в причудливые узоры, словно живые, драпировки и стереотипность ликов, в которых стерта индивидуальность черт и выражений. Необходимо сказать еще, что Понтормо был одним из первых рисовальщиков Италии, причем рисунок является едва ли не самой замечательной частью его творческого наследия. В этот период художник выполнил и несколько композиций по картонам Микеланджело (к числу этих большей частью не сохранившихся работ относится Венера и Купидон, галерея Академии, Флоренция) воздействие великого мастера сказалось и в самостоятельных вещах Понтормо (10. 000 мучеников или Мученичество святого Маврикия и его воинов, 1529–1530, галерея Питти, Флоренция).
В дальнейшем влияние гравюр Дюрера (20-е годы) и фресок Микеланджело (30-е годы) о самой поздней манере можно судить по наброскам и рисункам к несохранившимся росписям хора флорентинской церкви Сан Лоренцо. И вот, после того как Якопо довел эту картину до совершенства, она была признана благодаря величию рисунка Микеланджело и благодаря колориту Понтормо произведением из ряда вон выходящим неудивительно вот таким образом, что, увидев ее, синьор Алессандро Вителли, который в то время был во Флоренции начальником наемной гвардии, заказал Якопо также и для себя картину с этого же картона, которую он послал в Читта ди Кастелло и приказал повесить в принадлежащем ему там доме (44). Композицию дополняют два сидящих на парапете ребенка-путти. Августина и св. Действие разыгрывается в очень неглубоком пространстве, ограниченном низким каменным парапетом, на котором в непринужденных позах сидят прекрасный обнаженный юноша и нарядная дама в красно-розовом платье, сгибающие тонкие ветки лавра, ствол которого как бы «скрыт» прорезающим стену огромным окном.
чП ЖТЕУЛБИ УП уФТБУФСНЙ иТЙУФПЧЩНЙ Ч ЮЕТФПЪЕ (ЛБТФЕЪЙБОУЛПН НПОБУФЩТЕ) чБМШ ДьНБ Ч зБМХГГП (1523-1527) ПЮЕЧЙДОП ЧМЙСОЙЕ уЕЧЕТОПЗП чПЪТПЦДЕОЙС (ЗТБЧАТ б. дАТЕТБ). А Микеланджело Буонарроти, увидав однажды эту вещь и принимая во внимание, что ее сделал девятнадцатилетний юноша, сказал: «Судя по тому, что я вижу, этот юнец, если только он выживет и будет продолжать в том же духе, вознесет искусство до небес». В значительной степени влияние маньеризма (хотя художник перерос его границы) отразилось в творчестве Эль Греко (Доменико Теотокопули), родившегося в 1541 г. на Крите.
В числе рельефных фигур особых похвал заслужили фигуры четырех главных Добродетелей. Умер Понтормо во Флоренции 2 января 1557. Настоящее его имя Якопо Каруччи, он родился в местечке Понтормо (с чем и связано его прозвище) в семье живописца Бартоломео Каруччи и очень рано потерял всех своих близких. В конце 1515 года во Флоренции приезжает папа Леон X и к его приезду Понтормо заказывают фрески для оформления фамильной капеллы в церкви Санта Мария Новелла. Вазари указывает, что картина была написана для Карло Нерони.
В творчестве Понтормо мир получил совсем другое освещение, чем у мастеров Возрождения. Особенно неудачными, судя по свидетельству Вазари, были разрушенные в 18 веке фрески в церкви Сан Лоренцо, которым Понтормо посвятил последние десять лет жизни (1546—15). Однако впечатление никак не совпало с этим мнением. Анны у ворот Сан Фриано и изображающем Богородицу с младенцем на руках, а за ней св. Увидев этот триумф, синьор Лоренцо, предводитель сообщества Пень, который хотел его превзойти, все поручил Якопо Нарди, знатному и ученейшему дворянину (которому за то, чем он стал впоследствии, его родина Флоренция бесконечно обязана (10), а Якопо, дабы удвоить число колесниц, сооруженных «Алмазом», устроил их целых шесть. В этот период художник выполнил и несколько композиций по картонам Микеланджело (к числу этих большей частью не сохранившихся работ относится Венера и Купидон, галерея Академии, Флоренция) воздействие великого мастера сказалось и в самостоятельных вещах Понтормо (10000 мучеников или Мученичество святого Маврикия и его воинов, 15291530, галерея Питти, Флоренция).
Если это так, то картина Понтормо изображающая Козимо героем, становится примером восхваления герцогской власти и LAlabardiere встает в один ряд с безупречно-льстивыми медичийскими портретами Бронзино. Как и Пармиджанино, Понтормо стремился противопоставить эстетическим нормам Высокого Возрождения более сложное и подчеркнуто личное, с оттенком самовыражения, восприятие мира, противопоставить ренессансному принципу «подражания природе» некую «манеру». И хотя я охотно обо всем этом умолчал бы, я этого не сделал ибо поступать так, как поступил я, входит, как мне кажется, в обязанности добросовестного и правдивого писателя.
рПОФПТНП сЛПРП ДБ (Pontormo, Iacopo da) (ОБУФ. Вот таким образом, ободренный этим опытом и рассчитывая создать значительно лучшее произведение, он решил, никому об этом не говоря, уничтожить всю свою работу и сделать ее заново по другому рисунку, который был им задуман.
Он ввел в колористическую гамму картины крупные полосы открытого алого, лимонно-желтого, зеленого и синего цветов («Встреча Марии и Елизаветы»). В своей первой значительной работе — фреске «Встреча Марии и Елизаветы» (1514—1516 церковь Санта Аннунциата) — Понтормо выступает как типичный мастер флорентийского Высокого Возрождения. Творчество двух мастеров составило единую главу итальянского искусства XVI века. Здесь и попадаются наиболее заметные его заимствования, которые он облекает в новую, полную ритмичности форму.
За колесницей этой следовали шесть пар воинов, одетых в ослепительнейшие и роскошные доспехи с золотыми узорами и вооруженных копьями, которые они опирали себе на бедро. хЮЙМУС Ч ПУОПЧОПН Ч НБУФЕТУЛПК бОДТЕБ ДЕМШ уБТФП (У 1512) – ЧНЕУФЕ У тПУУП жШПТЕОФЙОП, У ЛПФПТЩН УПФТХДОЙЮБМ Ч ТБООЙК РЕТЙПД.
В этой странной, одновременно драматической и отвлеченно-холодной картине уже преобладает то начало, которое современники Понтормо называли «манера». Не пришедшись ко двору в Мадриде, он обосновывается в Толедо. Сегодня исследователи стараются трактовать слова Вазари как сообщение о самостоятельном портрете (тем более, что фигурки в картине столь мелки, что там никакого Нерони не разглядишь) и пытаются связать с ним портрет из частной английской коллекции, недавно с помпой выставленный в Лондонской Национальной галерее. Квинтина. Другую картину, подобную вышеназванной, он написал для Карло Нерони изобразив только сражение мучеников и ангела, который их крестит и тут же и портрет самого Карла (39). Постепенно Понтормо отходит от традиции Ренессанса.
Учеником и последователем Якопо Понтормо был Анджело Бронзино. Однако это отнюдь не сделало его высокомерным. Фигуры вытягиваются, части тела деформируются, но приобретают особую выразительность («Кардинал», «Король»). Учился в основном в мастерской Андреа дель Сарто (с 1512) – вместе с Россо Фьорентино, с которым сотрудничал в ранний период. Действие разворачивается на фантастическом нейтральном фоне.
Но если кто-нибудь захочет увидеть лучшее, что Якопо сделал за всю свою жизнь, чтобы понять всю силу его дарования и его мастерства, которые проявились в живости голов, в расстановке фигур, в разнообразии поз и в красоте замыслов, тот пусть посмотрит в этой комнате флорентинского дворянина Боргерини, в углу, по левую руку от входа, на очень большую, но мелкофигурную историю, в которой изображено, как Иосиф в Египте, словно царь или князь, принимает своего отца Иакова со всеми своими братьями и сыновьями Иакова, осыпая их невероятными ласками (24). Но если судить по архитектуре и фигурам дальнего плана (там есть две маленькие мужские фигурки), то высота горизонта составит метров 6-7 и, следовательно, рост Марии, Елизаветы и их спутниц – метров 10-12. Вся поверхность охвачена опалово-сероватой лазурью., сторонником республики и открытым врагом Медичи. Кроме того, для кельи настоятеля он написал на холсте картину Рождества Христова изобразив на ней, как Иосиф во мраке этой ночи освещает младенца Христа фонарем, а изобразил он это так потому, что он все еще оставался в плену тех выдумок и фантазий, которые ему внушали немецкие эстампы (29). Карруччи (Carrucci) (1494-1557).
У подножия парапета на земле справа сидят немолодой отдыхающий крестьянин с завязанной в узелок нехитрой поклажей и босоногий юноша в крестьянской одежде между ними — настороженная чем-то собака. Климента на Виа ди Сан Галло. И тогда, построив перегородку, замкнувшую эту капеллу на целых три года, Якопо приступил к работе (32).
Якопо Каруччи (Понтормо ди Эмполи близ Флоренции 1494 – Флоренция 1557), прозванный Понтормо по месту своего рождения, был сыном провинциального художника. Августин в епископском облачении, который, левой рукой опершись на посох, пребывает в состоянии поистине скорбном, погрузившись в созерцание смерти Искупителя (21). Иоанн Евангелист — прекраснейший старец, а также коленопреклоненный св.
Исполнена она была по заказу Джованни-Марии Бенинтенди для украшения комнаты, наподобие комнаты Боргерини. Его первая значительная работа — монументальная фресковая композиция «Встреча Марии и Елизаветы» (1515—1516, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата) — выдает влияние величественного стиля его учителя Андреа дель Сарто. Михаил» и «Иоанн Евангелист») в приходской церкви местечка Понтормо фрески виллы Медичи в Поджо а Кайано (1519—1521, люнеты с аллегориями сельской жиизни) фрески «Страсти Христовы» во дворе Чертозы дель Галуццо (1522—1524) «Посещение Марией Елизаветы» (1528—1530) в приходской церкви (там же) алтарный образ «Положение во гроб» и фреска «Благовещение» (1526—1528) во флорентинской церкви Санта Феличита «Св.
Так в его работе «Положении во гроб» (церковь «Санта Феличита», Флоренция), многие идеи и задумки автора реализуются им в полной силе. Понтормо создал фресковую роспись «Встреча Марии и Елизаветы» в переднем дворе церкви Сантиссима Аннунциата (1516), где также работали Андреа дель Сарто, Франчабиджо и Россо. Не менее прекрасен и св. Полный контраст этой величественной композиции оставляет написанная всего двумя-тремя годами позже станковая картина «Иосиф в Египте» (1518, Лондон, Национальная галерея).
Михаилом Архангелом и св. Избавленные от тяжелой роли ренессансного. Анна со святыми» (ок. Когда же после этого Франческо Пуччи, если только память мне не изменяет, заказал ему образ для сооруженной им капеллы в церкви Сан Микеле Бисдомини на Виа деСерви, Якопо довел эту вещь в такой прекрасной манере и в таком живом колорите, что кажется невозможным этому поверить (17). Для Боргини, Веттори и других флорентинцев, сочувствующих республике, но примирившихся с Медичи, аллюзии на политическую ситуацию во Флоренции «Мучения одиннадцати тысяч» были ясны, как день.
С любезного разрешения издателя «Артгид» публикует фрагмент из книги – историю двух картин Якопо Понтормо: «Мучения одиннадцати тысяч мучеников» и LAlabardiere, связанных, как показывает автор исследования, с ключевым политическим событием – подавлением флорентийской республики и установлением тирании Медичи. Михаила Архангела и св. цЙМ РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП ЧП жМПТЕОГЙЙ. Вазари рассказывает о странностях Понтормо, видимо, пережившего в эти годы тяжелый душевный кризис, об устроенной им в доме мастерской, куда было можно проникнуть только через люк по приставной лестнице, которую художник затем втаскивал наверх и, захлопнув люк изолировал себя от остального мира.
Антоний» в Мрфици «Изгнание из рая» (там же) «Венера с амуром» (по рисунку Микеланджело) во флорентинской Академии «Иосиф в Египте» в Лондонской Национальной галерее «Иосиф открывается братьям» и «Продажа Иосифа» — в английском собрании Десборо портреты в галереях Амьена, Амстердама, Балтиморы, Бергамо, Берлина, Вены, Вашингтона, Генуи, Готы, Кембриджа (США), Лукки, Милана, Парижа, Рима, Турина, Фаладельфии, Флоренции, Франкфурта-на-Майне рисунки в Париже (Лувре), Флоренции (Уффици и палаццо Корсини), Вене, Стокгольме и др.
Разница в том, что казнь легиона, перешедшего под руководством Маврикия в христианство, произошла в Галлии при императоре Диоклетиане, а казнь легиона Акакия – на горе Арарат при его соправителе Максимиане (в других источниках – при Адриане или Антонине Пие).
Жил и работал во Флоренции и окрестностях с 1507 г. в конце 30-х гг. Особенно характерно решение человеческого тела. В 1515 г. занят фреской во дворике Аннунциаты Встреча Марты с Елизаветой.
Личный стиль Понтормо, с его утонченно-грациозным рисунком и прохладным колоритом, ярко проступает в пасторально-аллегорических росписях виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (1519–1521). Картоны Леонардо и Микеланджело, кроме того, что они стали образчиками maniera grande, были и символами республиканских свобод, так что аллюзия, читаемая в обнаженных фигурах мучеников Понтормо на эти произведения, не менее красноречива, чем поза безжалостного тирана, вызывающая в памяти памятник Джулиано Медичи, монумент торжествующей тирании.
Не ты меня удивляешь, подлый человек и враг своего отечества, а удивляют меня отцы этого города, которые разрешают тебе столь омерзительные преступления. Вазари имени мученика не указывает, но императора именует Диоклетианом при этом установившееся с XVI века название «Мучение одиннадцати тысяч» соотносится с числом соратников именно Акакия – у Маврикия их количество не было определено и вообще Маврикия часто изображали негром на основании того, что он происходил из Египта. Бенедикта и других святых, а на пределле написана им мелкофигурная история, на которой представлено шествие флорентинской Синьории в сопровождении трубачей, флейтистов, жезлоносцев, комедиантов, приставов и остальных служителей а изобразил он это потому, что об-раз был ему заказан капитаном и служащими Синьории (34). Другие работы: «Распятие» в Берлине фреска из больницы Сан Маттео во флорентинской Академии «Мадонны» во флорентинских палаццо Корсини и Каппони и в Уффици «Рождество Иоанна Крестителя» в Мрфици и флорентинском палаццо Даванцати «Св.
Вещь эта, написанная Якопо в столь короткий срок, заслужила ему большие похвалы (12). Вот таким образом братья сервиты, желая со своей стороны как-нибудь проявить свою приверженность и преданность по отношению к этому роду и к этому первосвященнику, заказали каменный герб папы Льва, чтобы поместить его на средней арке портика церкви Нунциаты, что на площади и тут же распорядились, чтобы художник Андреа ди Козимо его позолотил и украсил гротесками, превосходным мастером которых он был, а также эмблемами дома Медичи, а кроме того, чтобы по обе стороны герба были изображены олицетворения Веры и Любви (8). Франциск — как живой. В 1521 г. Понтормо расписывал зал в Поджо. По-видимому, художника не так волновал результат трудов, сколько их процесс, бесконечные поиски новых решений. Когда же вскоре синьор герцог Козимо был возведен на престол и события в Монтемурло счастливо миновали (50), тотчас же, как уже говорилось в жизнеописании Триболо, приступили к строительству замка и его светлейшее превосходительство, дабы угодить своей матушке синьоре донне Марии приказал, чтобы Якопо расписал первую лоджию по левую руку от входа в палаты замка. В 1518 г. он закончил композицию «Святое собеседование», украсившую алтарь Франческо Пуччи в церкви Сан Микеле ин Висдомини.
В то время как Якопо и Бронзино писали эти фигуры, окружающее их обрамление выполняли Яконе, Пьерфранческо ди Якопо и другие. Всецело маньеристичны алтарные образы 1520-х годов (Христос в Эммаусе, 1525, Уффици, Флоренция Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем, Эрмитаж, Санкт-Петербург Встреча Марии и Елизаветы, церковь Сан Микеле, Карминьято, 1528–1530 в особенности знаменитое, странное и новое по манере (Вазари) Положение во гроб, 1526–1528, церковь Санта Феличита, Флоренция) – с их нервными колористическими и световыми всплесками и контрастами, порою нарочито ирреальным сочетанием натурной среды с умозрительной символикой (треугольное Всевидящее Око в Эммаусе), трепещущими линиями, которые как бы дематериализуют фигуры и драпировки. Канцона начиналась словами: «Летят года».
ч РПУМЕДОЙЕ ЗПДЩ ЧЕМ ЧУЕ ВПМЕЕ ПФЫЕМШОЙЮЕУЛЙК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ, ХЕДЙОССУШ Ч УЧПЕК НБУФЕТУЛПК.