Понтормо, ЯКОПО ДА (Pontormo, Iacopo da) (наст. В 1522, когда чума вспыхнула во Флоренции, Pontormo уехал в Certosa di Galluzzo, уединенный Картезианский монастырь, где монахи следовали за обетами молчания. (pontormo) (наст. Понтормо (Pontormo собственно Якопо Карруччи, Carrucci) итальянский живописец.
Понтормо, ЯКОПО ДА (Pontormo, Iacopo da) (наст. 55 Работа была начата в 1546 г. и закончена Бронзино в 1558 г. Все фрески, за исключением одной, выполненной Бронзино, были уничтожены в 1838 г. ПОНТОРМО (Pontormo) (наст.
Однако это отнюдь не сделало его высокомерным. Он в ярости бросился к Андреа с жалобой на то, что без него все раскрыли и рассказал ему о том, что он собирался сделать.
Самая яркая из них «Портрет Козимо Медичи Старшего» (1530-е, Флоренция, Галерея Уффици).
Он написал Мадонну, которую герцог подарил синьору дон. Постепенно Понтормо отходит от традиции Ренессанса. Сюжет картины разворачивается на легком, ровном фоне. Однако в последние годы жизни он взял к себе, как бы на воспитание, Баттисту Нальдини, юношу хорошей души, принявшего на себя те малые заботы о жизни Якопо, которые тот сам согласился от него получать и сделавшего под руководством Якопо немалые успехи в искусстве рисунка, успехи такие, что от него можно ожидать наилучших достижений (58). После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
он становится одним из основоположников маньеризма. Работы в Галуццо свидетельствуют о нарастающей творческой трагедии Понтормо. В этот период художник выполнил и несколько композиций по картонам Микеланджело (к числу этих большей частью не сохранившихся работ относится Венера и Купидон, галерея Академии, Флоренция) воздействие великого мастера сказалось и в самостоятельных вещах Понтормо (10 000 мучеников или Мученичество святого Маврикия и его воинов, 1529–1530, галерея Питти, Флоренция). Личный стиль Понтормо, с его утонченно-грациозным рисунком и прохладным колоритом, ярко проступает в пасторально-аллегорических росписях виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (1519–1521).
Понтормо написал сцену, лишенную всякой повествовательности. Отсюда ясно, что всякий, кто требует от природы чрезмерного и как бы насилует ее, губит то хорошее, чем она его щедро одарила. Вот таким образом он потратил на это много усилий, так что ему в конце концов удалось получить от Якопо великолепнейшую написанную на холсте картину с Воскрешением Лазаря, одну из самых лучших когда-либо им написанных и когда-либо посланных Джовамбаттистой (а послал он их бесчисленное множество) названному Франциску, королю Франции (37). Когда же после этого Франческо Пуччи, если только память мне не изменяет, заказал ему образ для сооруженной им капеллы в церкви Сан Микеле Бисдомини на Виа деСерви, Якопо довел эту вещь в такой прекрасной манере и в таком живом колорите, что кажется невозможным этому поверить (17).
В сотрудничестве с другими художниками Якопо выполнил множество работ по заказу, как общественных институтов, так и частных лиц: например, для зала приемов виллы Медичи в Поджо а Кайано он написал люнетную композицию «Вертумн и Помона» (1520-1521). В 1518 г. он закончил композицию «Святое собеседование», украсившую алтарь Франческо Пуччи в церкви Сан Микеле ин Висдомини. Маврикия» того же времени в галереях Питти и в Уффици (вариант). Действие разворачивается на фантастическом нейтральном фоне.
Иосифу, который смеется с такой живостью и непосредственностью, что поражаешься. Иоанн Евангелист — прекраснейший старец, а также коленопреклоненный св. И вот Якопо, пригласив Бронзино, дал ему написать по одной фигуре под пятью пятами свода, а именно Фортуну, Правосудие, Победу, Мир и Славу, под последней же пятой (а было их всего шесть) Якопо собственноручно написал Любовь., сторонником республики и открытым врагом Медичи.
Умер Понтормо во Флоренции 2 января 1557. Однако, когда исполнители воли Синьории вместе с Джовамбаттистой явились в дом к Пьерфранческо, его жена, оказавшаяся дома, осыпала Джовамбаттисту величайшими оскорблениями, какие только когда-либо кому-нибудь другому приходилось выслушивать. Жизнь стремительно меняется.
Лучшие из его поздних фресок (в частности, хора церкви Сан Лоренцо, 1546–1556) не сохранились и известны лишь по подготовительным рисункам. П. – выдающийся рисовальщик, его графич. Хотя обычно известный как Смещение от Креста, на картине нет никакого фактического креста.
Когда же немного спустя Мариотто, покинув Флоренцию, отправился в Витербо, чтобы дописать алтарный образ, который в этом городе был начат фра Бартоломео (4), Якопо, который был молод, угрюм и одинок, остался без учителя и примкнул по собственному почину к Андреа дель Сарто как раз в то время, когда Андреа закончил во дворе монастыря сервитов истории св. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Жил преимущественно во Флоренции. У Понтормо «манера» не порождает столь же четкой и определенной совокупности стилистических приемов, как у Пармиджанино.
Художник рисует мир, далекий от реальности. На одном из этих картонов, большая часть которых ныне находится в доме у Лодовико Каппони изображен Геркулес, душащий Антея, на другом — Венера и Адонис, а еще на одном листе — история изображающая, как обнаженные фигуры играют в мяч (42).
Когда же Андреа в это время закончил образ Благовещения для церкви братьев ордена Сан Галло, ныне разрушенной, как о том уже говорилось в его жизнеописании, он поручил написать маслом пределлу этого образа Якопо, который изобразил на ней мертвого Христа с двумя ангелочками, освещающими его факелами и его оплакивающими, а по сторонам в двух тондо — двух пророков, которые были выполнены им с такой сноровкой, что кажутся написанными не юношей, а опытным мастером (6). Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Всецело маньеристичны алтарные образы 1520-х годов (Христос в Эммаусе, 1525, Уффици, Флоренция Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем, Эрмитаж, Санкт-Петербург Встреча Марии и Елизаветы, церковь Сан Микеле, Карминьято, 15281530 в особенности знаменитое, «странное и новое» по манере (Вазари) Положение во гроб, 15261528, церковь Санта Феличита, Флоренция) – с их нервными колористическими и световыми всплесками и контрастами, порою нарочито ирреальным сочетанием натурной среды с умозрительной символикой (треугольное Всевидящее Око в Эммаусе), трепещущими линиями, которые как бы дематериализуют фигуры и драпировки. Однако это отнюдь не сделало его высокомерным. Во-первых изображенный ни капли на Козимо не похож. А так как, не говоря о свойственной ему медлительности в работе, Якопо очень нравилось одиночество в Чертозе, он на эти росписи потратил несколько лет (28). Один из этих триумфов назывался «Алмазом» и возглавлялся синьором Джулиано деи Медичи, который и выдумал это название, поскольку алмаз служил эмблемой Лоренцо Старшего, его отца.
Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». И тогда, построив перегородку, замкнувшую эту капеллу на целых три года, Якопо приступил к работе (32). Таков «Портрет юноши» (1520-е, Лукка, Национальный музей виллы Гуиниджи), в котором эффектный разворот расширенной покроем одежды фигуры изысканные серебристо-розовые тона этого нарядного одеяния подчеркивают и нежность юного лица и скрытую напряженность его выражения. И вот Якопо, принявшись за это дело и работая не только из жажды славы и почестей, но и для заработка, написал Посещение Богоматери Елизаветой в манере несколько более воздушной и живой, чем он до этого обычно делал, что бесконечно повысило качество этой вещи, помимо прочих бесконечных ее красот (16).
В этот период художник выполнил и несколько композиций по картонам Микеланджело (к числу этих большей частью не сохранившихся работ относится Венера и Купидон, галерея Академии, Флоренция) воздействие великого мастера сказалось и в самостоятельных вещах Понтормо (10000 мучеников или Мученичество святого Маврикия и его воинов, 15291530, галерея Питти, Флоренция). Не менее прекрасен и св. Вокруг Пилата стоят несколько солдат, настолько немецких по выражению лиц и по покрою одежды, что если бы кто-нибудь не знал, чьей рукой написано это произведение, тот наверняка поверил бы, что оно создано по ту сторону Альп. Для монастырской же гостиницы он, нисколько не напрягая и не насилуя своей натуры, написал маслом на большом холсте и в натуральную величину Христа, сидящего за столом вместе с Клеофой и Лукой (30), а так как он в этой вещи следовал исключительно своему гению, она и получилась у него поистине чудесной, в особенности же потому, что среди прислужников при этой трапезе он написал портреты некоторых послушников, которых знавал и я из числа тамошних монахов и портреты эти таковы, что по своей непосредственности более живых и быть не может.
Затем в один прекрасный день пригласил своего учителя Андреа дель Сарто на них взглянуть. И вот сообщество Алмаза было поручено мессеру Андреа Дацци, который в это время преподавал греческую и латинскую словесность во Флорентинском университете, с тем чтобы он обдумал композицию триумфа. Лаврентия на жаровне, настолько прекрасного, что в нем уже проглядывали кое-какие признаки того превосходства, которого он со временем достиг, как о том будет сказано в своем месте (31). И это бесконечно понравилось Понтормо, который уже тогда видел, куда этому таланту суждено пробиться.
Образы, представленные на портретах Понтормо, выполненных уже зрелым мастером, поражают своей нервной утонченностью («Портрет юноши», ок. Дошедшие до нас работы Понтормо, выполненные после 1530 года, насчитываются единицами. Что делать художникам.
Учился у М. Альбертинелли и Пьеро ди Козимо (150712).
Иоанна Крестителя и два других обнаженных младенца, поддерживающих балдахин. «Мучение одиннадцати тысяч мучеников» раньше называли «Мучением святого Маврикия», теперь же – «Мучением святого Акакия». Петра, св.
Антоний» в Мрфици «Изгнание из рая» (там же) «Венера с амуром» (по рисунку Микеланджело) во флорентинской Академии «Иосиф в Египте» в Лондонской Национальной галерее «Иосиф открывается братьям» и «Продажа Иосифа» — в английском собрании Десборо портреты в галереях Амьена, Амстердама, Балтиморы, Бергамо, Берлина, Вены, Вашингтона, Генуи, Готы, Кембриджа (США), Лукки, Милана, Парижа, Рима, Турина, Фаладельфии, Флоренции, Франкфурта-на-Майне рисунки в Париже (Лувре), Флоренции (Уффици и палаццо Корсини), Вене, Стокгольме и др. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Вся работа оказалась законченной в кратчайший срок к великому удовлетворению синьора герцога, который собирался заказать роспись также и второй лоджии, но не успел это-го сделать, так как работа в первой лоджии была сдана 13 декабря 1536 года, а уже 6 января следующего года светлейший герцог был убит своим родственником Лоренцино эта и другие работы остались незавершенными (49). В 1518 г. он закончил композицию «Святое собеседование», украсившую алтарь Франческо Пуччи в церкви Сан Микеле ин Висдомини. Карруччи (Carrucci) (1494-1557).
Медичийская пропаганда устами придворных историков раздула значение победы при Монтемурло, в сущности эпизодической, как одной из важнейших в истории Флоренции (впрочем, республиканцы делали то же самое – достаточно вспомнить микеланджеловскую Кашину). Для сестер приюта Инноченти он написал на холсте размером в полтора локтя и с бесчисленным множеством фигур историю одиннадцати тысяч мучеников, приговоренных к смерти и распятых в лесу по приказу Диоклетиана (38).
Когда же в 1522 году во Флоренции вспыхнуло легкое чумное поветрие и потому многие разъезжались, чтобы избежать этой весьма заразной болезни и от нее спастись, Якопо также представился случай уехать, правда недалеко, но все же бежать из города. П. был учеником сперва да Винчи (с 1507 г. ), потом Мариотто Альбертинелли и Пьеро ди Козимо, но довершил свое образование под руководством А. дель Сарто, впоследствии же подражал больше Микеланджело, чем этому наставнику и даже воспроизводил некоторые композиции великого Буонарроти. Еще в ранней юности Понтормо была предсказана великая будущность, сначала Рафаэлем, а затем Микеланджело, причем любовью последнего он пользовался всю свою жизнь.
Впоследствии с этого маленького холста, находящегося ныне в гардеробной герцога Козимо, он сделал копию на болыиом полотне изобразив этого герцога, рисующего с карандашом в руке женскую голову (47). Со временем же герцог Алессандро подарил этот большой портрет синьоре Таддее Малеспине, сестре маркизы ди Масса. Там и св. То же самое мы ви-дим в образе, написанном им на дереве для монахинь св. Согласно новейшей интерпретации сюжета фрески (Фальчани. Он поручил, то ли по собственному соизволению, то ли (как говорили) по совету своего дворецкого, мессера Пьерфранческо Риччи, эту работу Якопо, который весьма обрадовался этой оказанной ему милости ибо, хотя размеры заказа заставляли его, человека возраста уже весьма преклонного, над этим призадуматься и, пожалуй, даже пугали его, он, с другой стороны, отдавал себе отчет в том, насколько размах столь обширной работы открывал перед ним широкое поле деятельности, дающее ему возможность показать свое умение и свой талант (55).
В дальнейшем влияние гравюр Дюрера (20-е годы) и фресок Микеланджело (30-е годы) о самой поздней манере можно судить по наброскам и рисункам к несохранившимся росписям хора флорентинской церкви Сан Лоренцо. Анны у ворот Сан Фриано и изображающем Богородицу с младенцем на руках, а за ней св. Якопо Каруччи (Понтормо ди Эмполи близ Флоренции 1494 – Флоренция 1557), прозванный Понтормо по месту своего рождения, был сыном провинциального художника. Однако первые два картона, которые сделал Якопо и из которых один изображал, как Иаков узнает о смерти Иосифа и видит его окровавленные одежды, а другой бегство Иосифа, оставляющего свой плащ в руках жены Пентефрия, не понравились ни самому герцогу, ни тем мастерам, которым надлежало их выткать, так как им показалось, что из таких странных рисунков едва ли что-нибудь получится в вытканных коврах, когда они будут готовы, после чего Якопо никаких картонов больше уж не делал (53). Однако алтарный цикл с историей Иосифа в Египте (ок.
Это раннее Посещение делает интересное сравнение с его живописью того же самого предмета (в праве), который был сделан приблизительно десятилетие спустя для приходской церкви Св. Предполагаемый портрет Карло Нерони очень эффектен, но принадлежность портрета кисти Понтормо и идентификация персонажа (основанная на том, что он одет в черный кафтан, в этом видят отсылку к фамилии Нерони) более чем сомнительны. Изображая же на другой стороне Помону и Диану вместе с другими богинями, он, пожалуй, чересчур уж плотно их задрапировал, хотя вся вещь в целом прекрасна и всячески расхваливалась (26). Колорит строится на чистых, диссонирующих между собой красках., увезшему ее с собой в Испанию (54). Однако, оставляя это в стороне, вернемся к произведениям Понтормо. Выполняем заказы по России, Украине, странам СНГ и ближнего зарубежья.
Однако людям больше всего не нравилось в нем то, что он соглашался работать только тогда, когда ему вздумается и только для того, кто ему нравился, да и то как бог на душу положит вот таким образом, сколько его ни просили дворяне, желавшие иметь его произведения, в частности однажды и Великолепный Оттавиано деи Медичи, он не согласился им услужить и тут же готов был сделать все, что угодно для человека низкого происхождения и из простонародья, причем за ничтожнейшую плату. В сотрудничестве с другими художниками Якопо выполнил множество работ по заказу, как общественных институтов, так и частных лиц: например, для зала приемов виллы Медичи в Поджо а Кайано он написал люнетную композицию «Вертумн и Помона» (1520-1521).
Сейчас подавляющее большинство исследователей приписывают эту версию молодому Бронзино. художник. Ситуация, схожая с сегодняшней. Таким образом в дополнение к элементам Жалоб и Погребения, эта картина несет намеки Piet. Понтормо стал одним из ведущих представителей маньеризма, сложившегося во Флоренции в первые десятилетия XVI в., когда в городе наблюдалось оживление художественной деятельности в связи с возвращением Медичи (1512) и избранием на папский престол Льва X Медичи, сына Лоренцо Великолепного.
Настоящее его имя Якопо Каруччи, он родился в местечке Понтормо (с чем и связано его прозвище) в семье живописца Бартоломео Каруччи и очень рано потерял всех своих близких. Так в его работе «Положении во гроб» (церковь «Санта Феличита», Флоренция), многие идеи и задумки автора реализуются им в полной силе. тревога, экзальтированная напряжённость колорита. Представитель флорентийской школы.
Лучией, а с другой — двумя другими коленопреклоненными святыми, в полутондо же этой капеллы — Бога Отца, окруженного несколькими серафимами (13). Произвольным и условным становится и изобразительный язык. Между тем синьор Альфонсо Давалос, маркиз дель Гуасто, получив от Микеланджело Буонарроти через посредство брата Никколо делла Манья картон с изображением Христа, являющегося Магдалине в саду, сделал все возможное, добиваясь от Понтормо, чтобы тот по этому картону написал для него картину, посколько Буонарроти говорил ему, что никто лучше Понтормо не сможет ему в этом деле угодить (43). Особенно неудачными, судя по свидетельству Вазари, были разрушенные в 18 веке фрески в церкви Сан Лоренцо, которым Понтормо посвятил последние десять лет жизни (1546—15).
В 1512 г. вместе с Россо он расписал для церкви Сан Галло пределлу «Благовещения» Андреа дель Сарто. Кроме того, для кельи настоятеля он написал на холсте картину Рождества Христова изобразив на ней, как Иосиф во мраке этой ночи освещает младенца Христа фонарем, а изобразил он это так потому, что он все еще оставался в плену тех выдумок и фантазий, которые ему внушали немецкие эстампы (29). Между тем, после того как верховным первосвященником был избран кардинал Джованни деи Медичи под именем Льва X (7), друзья и приверженцы этого дома стали изготовлять по всей Флоренции множество гербов этого первосвященника из камня из мрамора, на холсте и фреской.
1525, пинакотека, Лукка «Юноша с алебардой», ок. Более того исследователи предполагают, что Понтормо, прежде чем приступить к оформлению капеллы в Санта Мария Новелла, очевидно, побывал в Риме и в Ватиканском дворце и видел расписанные Рафаэлем в 1509-1514 году папские станцы.
Artifex Deco studio (Артифекс Деко студия) предлагает следующие услуги:- Художественная роспись интерьера (рисунки на стенах): роспись стен, потолков и мебели, фреска (affresco), картинки обманки (стена рисунок). По значительности и загадочности LAlabardiere вполне сопоставим с образом Бамбергского всадника, амплитуда колебаний в идентификации которого также невероятно обширна – от императора Фридриха II Штауфена до «сидящего на белом коне» из Апокалипсиса, чье имя Верный и Истинный. Виртуозное, порой эксцентрическое композиционное мастерство П. с особой силой проявилось в отмеченных острой наблюдательностью фресках с буколическими аллегориями на вилле в Поджо-а-Каяно (1520). Центром композиции является объятие двух женщин, все излишние детали устранены.
Иоанна Евангелиста, св. В высокой степени эти особенности были свойственны искусству Понтормо, которое столь не походит на произведения современных ему последних мастеров Ренессанса, что кажется принадлежащим иной эпохе иной художественной культуре. Добиться же этого ему было нетрудно он получал за это ежемесячно по восьми скудо от его превосходительства, которого он сразу же там и изобразил, притом молодым, каким он в то время был, а также его матушку синьору донну Марию (51). В «Положении во гроб» и «Встрече Марии и Елизаветы» (1528—1530 Карминьяно) — последних своих значительных произведениях — Понтормо выступает как один из основоположников маньеризма. Я всегда считал, что после этого произведения, а не до него, были им для Бартоломео Ланфредини, на берегу Арно между мостами Санта Тринита и Ла Каррайа, в одном коридоре над дверью, написаны фреской два красивейших путта, поддерживающих изображение какого-то герба (18), однако после того как Бронзино, которому, надо полагать, хорошо известна правда об этих вещах, утверждает, что это одна из первых вещей, написанных Якопо, нельзя не верить, что дело обстоит именно так и тем более следует хвалить за это Понтормо, так как эти путты настолько прекрасны, что их ни с чем не сравнишь и так как они были чуть ли не первым его произведением.
Итак, первая вещь, сделанная Якопо в указанное время, было крохотное Благовещение, написанное им для одного приятеля, который был портным (3). Далее, он еще при жизни Бартоломео Джинори (20) сделал для будущих его похорон гирлянду из флажков, как это принято у флорентинцев и на верхней части каждого флажка написал на белой тафте Богоматерь с младенцем на руках, а под ней на цветной оборке, как полагается, — герб семейства. Августина и св. В частности, Понтормо получил заказ написать герб Льва X на фасаде церкви Сантиссима Аннунциата (частично сохранился), расписал временную деревянную триумфальную арку и выполнил ряд других работ. С торцовой стороны сада и виноградника братьев ордена св.
В качестве стремянных при них были служители в обличье левитов и они несли факелы имевшие вид античных канделябров и весьма искусно сделанные. Долгое время искусство итальянского Ренессанса шло прямой дорогой подражания природе, освобождения человеческого тела от средневековой скованности, выявления индивидуальных черт человеческого духа из-под брони всепоглощающих идей сверхъестественного духовного мира средневековья.
Учился у М. Альбертинелли и Пьеро ди Козимо (1507–12). На портрете Ипполито он рядом с ним изобразил и самую любимую собаку этого синьора, которую звали Родон и сделал это настолько точно и натурально, что она кажется совсем живой (35). Прародители или, попросту говоря, предки Бартоломео ди Якопо ди Мартино, отца Якопо из Понтормо, жизнеописание которого мы сейчас пишем, происходили, как зтверждают некоторые из Анчизы (1), местечка в верхнем Вальдарно, весьма прославившегося тем, что оно было родиной также и прародителей мессера Франческо Петрарки. Однако алтарный цикл с историей Иосифа в Египте (ок. Канцона начиналась словами: «Летят года». В последние годы вел все более отшельнический образ жизни, уединяясь в своей мастерской.
ПОНТОРМО (Pontormo наст. Сразу над парапетом видно небо.
Понтормо усвоил у Андреа дель Сарто и обобщенную трактовку форм, вылепленных мягкими переходами светотени и свободную пластику поз и жестов, он превосходно компонует многофигурную композицию — его персонажи расположены полукругом на фоне огромной ниши. Если ранние произведения П. (фреска «Посещение Марией Елизаветы», 1514–16, двор ц. Сантиссима-Аннунциата, Флоренция) близки иск-ву мастеров Высокого Возрождения (напр., А. дель Сарто, с которым П. сотрудничал ок. Он учился у Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто. Вот таким образом братья сервиты, желая со своей стороны как-нибудь проявить свою приверженность и преданность по отношению к этому роду и к этому первосвященнику, заказали каменный герб папы Льва, чтобы поместить его на средней арке портика церкви Нунциаты, что на площади и тут же распорядились, чтобы художник Андреа ди Козимо его позолотил и украсил гротесками, превосходным мастером которых он был, а также эмблемами дома Медичи, а кроме того, чтобы по обе стороны герба были изображены олицетворения Веры и Любви (8). В числе рельефных фигур особых похвал заслужили фигуры четырех главных Добродетелей.
Разница в том, что казнь легиона, перешедшего под руководством Маврикия в христианство, произошла в Галлии при императоре Диоклетиане, а казнь легиона Акакия – на горе Арарат при его соправителе Максимиане (в других источниках – при Адриане или Антонине Пие). Этого и не случилось бы, находись в этих краях Бронзино, который в это время работал в вилле Империале, поместье герцога Урбинского, неподалеку от Пезаро (41). Фрески виллы Карреджи, подробно описанные Вазари, не сохранились росписи хора Сан Лоренцо были уничтожены в XVIII веке при перестройке этой части церкви. Избавленные от тяжелой роли ренессансного.
Столь же прекрасны мальчик изображающий св. Вопрос о том, кто стал прообразом одинокого героя, которого до сих пор предпочитают именовать обобщенно символически, LAlabardiere, юный республиканец или юный герцог, окончательно не решен, но очевидно, что портрет изображает не триумф, а жертвенную самоотверженность и что по настроению он очень близок к «Мучению одиннадцати тысяч».
С любезного разрешения издателя «Артгид» публикует фрагмент из книги – историю двух картин Якопо Понтормо: «Мучения одиннадцати тысяч мучеников» и LAlabardiere, связанных, как показывает автор исследования, с ключевым политическим событием – подавлением флорентийской республики и установлением тирании Медичи. В этой странной, одновременно драматической и отвлеченно-холодной картине уже преобладает то начало, которое современники Понтормо называли «манера». В ранних работах сказывается влияние Леонардо да Винчи и Сарто (роспись люнеты на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано). Правда, однако, заключается в том, что, состарившись и изнурив себя писанием портретов изготовлением глиняных моделей и таким количеством работы над фресками, он довел себя до водянки, которая в конце концов и убила его в возрасте шестидесяти пяти лет (56).
Чертоза-дель-Галуццо близ Флоренции (1523–25). Острая выразительность, внутренняя напряженность отличает и другие портреты кисти Понтормо. Всецело маньеристичны алтарные образы 1520-х годов (Христос в Эммаусе, 1525, Уффици, Флоренция Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем, Эрмитаж, Санкт-Петербург Встреча Марии и Елизаветы, церковь Сан Микеле, Карминьято, 1528–1530 в особенности знаменитое, «странное и новое» по манере (Вазари) Положение во гроб, 1526–1528, церковь Санта Феличита, Флоренция) – с их нервными колористическими и световыми всплесками и контрастами, порою нарочито ирреальным сочетанием натурной среды с умозрительной символикой (треугольное Всевидящее Око в Эммаусе), трепещущими линиями, которые как бы дематериализуют фигуры и драпировки. фам.
На первой колеснице отчетливо было написано: «Еrimus», на второй — «Sumus», на третьей — «Fuimus», то есть «мы будем», «мы есть», «мы были». Термин маньеризм в своем основании имеет слово манера, то есть способ или характер письма, в узком смысле – стиль художественного произведения. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы.
Анну, св. галерее Уффаци). Михаил» и «Иоанн Евангелист») в приходской церкви местечка Понтормо фрески виллы Медичи в Поджо а Кайано (1519—1521, люнеты с аллегориями сельской жиизни) фрески «Страсти Христовы» во дворе Чертозы дель Галуццо (1522—1524) «Посещение Марией Елизаветы» (1528—1530) в приходской церкви (там же) алтарный образ «Положение во гроб» и фреска «Благовещение» (1526—1528) во флорентинской церкви Санта Феличита «Св. По этой истории можно судить о том, каково было качество и совершенство остальных произведений и фигур (11).
семейство со святыми» (1518) во флорентинской церкви Сан Микеле Висдомини «Поклонение волхвов» того же времени в галерее Питти две фрески того же времени («Св. Понтормо был также выдающимся портретистом, умеющим остро очертить душевную жизнь своих моделей, представленных обычно замкнуто-одинокими на непроницаемо темном фоне (Козимо Старший, конец 1510-х годов, Уффици Юноша, 1525, музей Виллы Гвиниджи, Лукка Юноша с алебардой, музей П. Гетти, Малибу, Калифорния и др. ). Понтормо получал от Козимо I весьма масштабные заказы — он выполнил в 1537—1543 годах большой цикл фресок на мифологические и аллегорические сюжеты в вилле Карреджи, в течение одиннадцати лет (1546—1557) расписывал колоссальный хор (алтарную часть) церкви Сан Лоренцо — фамильной церкви Медичи.
Климента на Виа ди Сан Галло. После смерти Понтормо в 1557 г. эти фресковые росписи закончил Бронзино (утрачены). Для этого монастыря он написал цикл фресок «Страсти Христовы», удивительные творения храмовой живописи, частично позаимствовав сюжеты из гравюр Альбрехта Дюрера. В 1529 г. Якопо приобрел земельный участок на Виа Лаура поблизости от церкви Сантиссима Аннунциата. Композицию дополняют два сидящих на парапете ребенка-путти. 1535–36) и Кареджи (1537–43), а также хора флорентийской ц. Сан-Лоренцо (1546–56).
1527—1528) в Лувре «Мадонна с младенцем и св. И вот, после того как Якопо довел эту картину до совершенства, она была признана благодаря величию рисунка Микеланджело и благодаря колориту Понтормо произведением из ряда вон выходящим неудивительно вот таким образом, что, увидев ее, синьор Алессандро Вителли, который в то время был во Флоренции начальником наемной гвардии, заказал Якопо также и для себя картину с этого же картона, которую он послал в Читта ди Кастелло и приказал повесить в принадлежащем ему там доме (44). Несколько обнаженных иудеев и некоторые головы стариков исполнены фреской так, что большего сделать невозможно, хотя и заметна везде немецкая манера. Семейство ( 85). Равным образом написал он во время осады Флоренции портрет Франческо Гварди в солдатской одежде — прекраснейшую вещь, а на створке, которой закрывалась эта картина, Бронзино написал Пигмалиона, молящего Венеру о том, чтобы она, вдохнув душу в свое изваяние, его оживила и даровала ему (как она это сделала согласно басне, сочиненной поэтами) и плоть и кости (40).
Тут изображены крестьяне, отдыхающие в самых непринужденных позах светлым теплым днем под сенью древесных ветвей. В сообщении Вазари, что написал «тут же портрет и самого Карла» содержится двусмысленность: непонятно, написал ли он портрет тут же в картине, около ангела или создал отдельный параллельно написанию картины. 1526–1528, церковь СантаФеличита, Флоренция «Мадонна со св.
И вот от этого-то Бартоломео в 1493 году и родился Якопо (2). Однако вскоре, когда умерла и сама мона Бриджида, Якопо был вынужден выписать к себе во Флоренцию и названную сестру и пристроить ее в дом к одному родственнику по имени Николайо, проживавшему на улице деи Серви. Питти) и Козимо Медичи (во Флорент.
мастерство П. с особой силой проявилось в отмеченных острой наблюдательностью фресках с буколическими аллегориями на вилле в Поджо-а-Каяно (1519–20) и росписях мон. Вазари имени мученика не указывает, но императора именует Диоклетианом при этом установившееся с XVI века название «Мучение одиннадцати тысяч» соотносится с числом соратников именно Акакия – у Маврикия их количество не было определено и вообще Маврикия часто изображали негром на основании того, что он происходил из Египта.
Первое его значительные произведение, фрески в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (1514–1516), решены еще в гармонически-плавной манере Сарто, хотя и более эмоциональны. Якопо Понтормо одному выпало на долю расписать все три колесницы, на которых он в ряде историй, написанных светотенью изобразил многие превращения богов в разные формы все это ныне находится в руках отличнейшего золотых дел мастера Пьетро Паоло Галеотти (9). В Издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге выходит новая книга Аркадия Ипполитова – «Якопо Понтормо: художник извне и изнутри».
Карруччи, Carrucci) Якопо (24. 5. 1494, Понтормо, Тоскана– похоронен 2. 1. 1557, Флоренция) итал. Квинтина. Более поздним религиозными композициям П. («Положение во гроб», 152628), а также его портретам («Женский портрет», около 154345, Галерея Уффици, Флоренция) присущи черты внутренней тревоги, экзальтированная напряжённость колорита.
В конце концов, желая соблазнить нимфу, Вертумн превращается в прекрасного юношу. Уже в следующем фресковом цикле — пяти фресках на темы Страстей Христа во внутреннем дворе Чертозы (монастыря) в Валь дЭма (ныне — часть «большой Флоренции»), выполненных в 1523—1524 годах и очень плохо сохранившихся, он берет за образец полные драматической экспрессии гравюры Дюрера. Его виртуозное композиционное мастерство ярко проявляется во фресках с буколическими аллегориями на вилле в Поджо-а-Каяно (1520).
Иосифом и Иоанном Крестителем», 1520е, Эрмитаж, СанктПетербург). Личный стиль Понтормо, с его утонченно-грациозным рисунком и прохладным колоритом, ярко проступает в пасторально-аллегорических росписях виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (1519–1521). Такова аристократически надменная «Дама с собачкой» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и абсолютно противоположный ей по духу рисунок изображающий пожилого мужчину в одежде ремесленника (так называемый «Автопортрет» Уффици), напоминающий своей скорбной одухотворенностью и реалистической остротой ранние работы художника.
Вернемся, однако, к его текущим работам. Искусство Понтормо трагично.
Понтормо создал фресковую роспись «Встреча Марии и Елизаветы» в переднем дворе церкви Сантиссима Аннунциата (1516), где также работали Андреа дель Сарто, Франчабиджо и Россо.
Варфоломея высотой в два локтя. Августин в епископском облачении, который, левой рукой опершись на посох, пребывает в состоянии поистине скорбном, погрузившись в созерцание смерти Искупителя (21). Увидев этот триумф, синьор Лоренцо, предводитель сообщества Пень, который хотел его превзойти, все поручил Якопо Нарди, знатному и ученейшему дворянину (которому за то, чем он стал впоследствии, его родина Флоренция бесконечно обязана (10), а Якопо, дабы удвоить число колесниц, сооруженных «Алмазом», устроил их целых шесть. штудии и эскизы отличаются необычайной выразительностью контуров, гибкостью и подвижностью линий. И вот, получив этот картон, Якопо, как об этом будет сказано ниже, не спеша довел свою картину до совершенства и притом так, как об этом знает весь мир и без моих похвал (45). Главные работы: герб папы Льва X с двумя аллегорическими фигурами на фасаде флорентинской церкви Сантиссима Аннунциата (плохо сохранившаяся работа 1513— 1514 гг. ) «Богоматерь со святыми» (того же времени, теперь в той же церкви) фреска «Посещение Марией Елизаветы» (1514—1516, в той же церкви) «Вероника» (1515) — люнета во флорентинской церкви Санта Мариа Новелла «Св.
Долгое время искусство итальянского Ренессанса шло прямой дорогой подражания природе, освобождения человеческого тела от средневековой скованности, выявления индивидуальных черт человеческого духа из-под брони всепоглощающих идей сверхъестественного духовного мира средневековья. Виртуозное, порой эксцентрическое композиц. Блестящий рисовальщик, Понтормо оставил значительное графическое наследие. Композицию дополняют два сидящих на парапете ребенка-путти. композициях П. («Положение во гроб», 1526–28, капелла Каппони в ц. Санта-Феличита, Флоренция «Посещение Марией Елизаветы», 1528–29, ц. Сан-Микеле, Карминьяно), а также портретах (портрет Марии Сальвиати, ок.
Для Боргини, Веттори и других флорентинцев, сочувствующих республике, но примирившихся с Медичи, аллюзии на политическую ситуацию во Флоренции «Мучения одиннадцати тысяч» были ясны, как день. Другие работы: «Распятие» в Берлине фреска из больницы Сан Маттео во флорентинской Академии «Мадонны» во флорентинских палаццо Корсини и Каппони и в Уффици «Рождество Иоанна Крестителя» в Мрфици и флорентинском палаццо Даванцати «Св. На этом образе изображен Христос, усопший и снятый со креста, которого опускают во гроб. Всецело маньеристичны алтарные образы 1520-х годов (Христос в Эммаусе, 1525, Уффици, Флоренция Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем, Эрмитаж, Санкт-Петербург Встреча Марии и Елизаветы, церковь Сан Микеле, Карминьято, 1528–1530 в особенности знаменитое, странное и новое по манере (Вазари) Положение во гроб, 1526–1528, церковь Санта Феличита, Флоренция) – с их нервными колористическими и световыми всплесками и контрастами, порою нарочито ирреальным сочетанием натурной среды с умозрительной символикой (треугольное Всевидящее Око в Эммаусе), трепещущими линиями, которые как бы дематериализуют фигуры и драпировки.
Вкусив же от этого образа жизни в покое, молчании и одиночестве (а все это отвечало гению и природе Якопо), он решил по этому случаю постараться еще больше и, углубив свои познания в искусстве, показать миру, что он достиг еще большего совершенства и изменил свою манеру по сравнению с тем, что он делал раньше. Иоанна Евангелиста. «Вертумн и Помона»фреска, 461x990 см. В последние годы вел все более отшельнический образ жизни, уединяясь в своей мастерской.
Во главе второго шествия, шедшего под девизом и знаменем «Пня», значился синьор Лоренцо, сын Пьеро деи Медичи, чьей эмблемой был пень, вернее, сухой ствол лаврового дерева, на котором снова зеленеют листы, давая этим понять, что имя его деда всегда свежо и всегда обновляется. Через два года Понтормо вновь резко меняет свой стиль. Среди молодых художников Флоренции Высокого Ренессанса он был самым одаренным. Примерно в это же время Джованмария Бенинтенди, который украсил одну из своих проходных комнат множеством картин, написанных разными опытными мастерами и которого после того, что Якопо Понтормо сделал для Боргерини, подзадоривали бесконечные восхваления, раздававшиеся в пользу этого художника, заказал ему для себя картину с изображением По-клонения волхвов, посетивших Христа в Вифлееме (25).
Понтормо был также выдающимся портретистом, умеющим остро очертить душевную жизнь своих моделей, представленных обычно замкнуто-одинокими на непроницаемо темном фоне (Козимо Старший, конец 1510-х годов, Уффици Юноша, 1525, музей Виллы Гвиниджи, Лукка Юноша с алебардой, музей П. Гетти, Малибу, Калифорния и др. ). Сегодня исследователи стараются трактовать слова Вазари как сообщение о самостоятельном портрете (тем более, что фигурки в картине столь мелки, что там никакого Нерони не разглядишь) и пытаются связать с ним портрет из частной английской коллекции, недавно с помпой выставленный в Лондонской Национальной галерее. 1557, Флоренция) итальянский художник. Трагическое мировосприятие художника отразилось и в его позднем произведении – одухотворенном «Портрете ремесленника» («Автопортрет»). Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений.
В частности, он на двух ларях собственноручно написал несколько поистине прекраснейших мелкофигурных историй из деяний Иосифа (23). А Микеланджело Буонарроти, увидав однажды эту вещь и принимая во внимание, что ее сделал девятнадцатилетний юноша, сказал: «Судя по тому, что я вижу, этот юнец, если только он выживет и будет продолжать в том же духе, вознесет искусство до небес». Однако после смерти в 1521 году одного из заказчиков росписей, Папы Льва X, работы были остановлены. В творчестве Понтормо мир получил совсем другое освещение, чем у мастеров Возрождения.
Потрясающий контраст между числами и землей заставляет их блестящие предметы одежды почти, казаться, пылать в свете окна между ними на упрощенном фоне, как будто пара чудесно появилась в расширении стены часовни. Позднее большое влияние на его творчество оказало знакомство с гравюрами Дюрера.
Жрецы были облачены в жреческие одеяния античного покроя, обшитые богатейшими золотыми оборками и узорами, а в руках у них были — у кого кадильница, у кого золотой сосуд, а у иного еще что-нибудь подобное. Элизабет, которые дрейфуют друг к другу в облаках драпировки. Связанное с классикой Высокого Ренессанса, оно по сути своей антиклассично – за неимением более подходящего термина его называют «ранним тосканским маньеризмом». Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение.
Но достаточно того, что портреты эти написаны рукой Понтормо (19). "Пьета" дерево, 313x192 смФлоренция, Санта Феличита, капелла КаппониВ 1525 г. Лодовико Каппони, влиятельный владелец и банкир Апостольской Палаты, заказал Понтормо убранство недавно приобретенной им капеллы в церкви Санта Феличита, столетием ранее построенной по проекту Брунеллески. Однако существуют серьезные основания не соглашаться с подобной атрибуцией. Жил и работал во Флоренции и окрестностях с 1507 г. в конце 30-х гг.
Каруччи Якопо, прозванный Понтормо (1494—1556), — последний крупный художник флорентинского Ренессанса, родом из местечка Понтормо, близ Эмполи, сын ученика Гирландайо, живописца Бартоломео ди Якопо ди Мартино Каруччи (работы которого неизвестны) учился у Леонардо да Винчи, Мариотто Альбертинелли, Пьеро ди Козимо (короткое время), фра Бартоломео и, наконец, в 1512 г. у Андреа дель Сарто, с которым работал совместно и который оказал наибольшее влияние на ранний период его творчества. Лучшие из его поздних фресок (в частности, хора церкви Сан Лоренцо, 15461556) не сохранились и известны лишь по подготовительным рисункам. Далее внизу, на одной из стен, каждая из которых имеет пятнадцать локтей в квадрате, он написал Потоп со множеством трупов и утопленников и Ноем, беседующим с Богом. Во фресках со Страстями Христовыми в чертозе (картезианском монастыре) Валь дЭма в Галуццо (15231527) очевидно влияние Северного Возрождения (гравюр А. Дюрера).
Личный стиль Понтормо, с его утонченно-грациозным рисунком и прохладным колоритом, ярко проступает в пасторально-аллегорических росписях виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (15191521). Его первая значительная работа — монументальная фресковая композиция «Встреча Марии и Елизаветы» (1515—1516, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата) — выдает влияние величественного стиля его учителя Андреа дель Сарто. Порой он был готов разрушить свои готовые прекрасные работы, стремясь улучшить созданное. В лучшем случае его составы связны.
Понтормо был также выдающимся портретистом, умеющим остро очертить душевную жизнь своих моделей, представленных обычно замкнуто-одинокими на непроницаемо темном фоне (Козимо Старший, конец 1510-х годов, Уффици Юноша, 1525, музей Виллы Гвиниджи, Лукка Юноша с алебардой, музей П. Гетти, Малибу, Калифорния и др. ). Испытал влияние Микеланджело (особенно с 1530-х гг. ) и А. Дюрера. До некоторой степени он ожидал Барокко, а также напряженные отношения Эль Греко. Во фреске тесно сплавлены черты позднеренессансного стиля и новые идеи Понтормо. Как и Пармиджанино, Понтормо стремился противопоставить эстетическим нормам Высокого Возрождения более сложное и подчеркнуто личное, с оттенком самовыражения, восприятие мира, противопоставить ренессансному принципу «подражания природе» некую «манеру». Общий запас лексики (от греч. В 1535 г. он поступил на службу к Медичи.
В этой картине молодой мастер впервые пытается создать свою неповторимую манеру, несколько вызывающе утрируя ее. В своей первой значительной работе — фреске «Встреча Марии и Елизаветы» (1514—1516 церковь Санта Аннунциата) — Понтормо выступает как типичный мастер флорентийского Высокого Возрождения. Действие разыгрывается в очень неглубоком пространстве, ограниченном низким каменным парапетом, на котором в непринужденных позах сидят прекрасный обнаженный юноша и нарядная дама в красно-розовом платье, сгибающие тонкие ветки лавра, ствол которого как бы «скрыт» прорезающим стену огромным окном.
Понтормо Якопо (Pontormo) наст. Они положены крупными пятнами и создают мистическое освещение. Уже в этой ранней работе Понтормо выступает и как мастер большой эмоциональной силы. Медичи (в гал. Женщина эта, заступаясь перед мужем за Христа, созерцает его лик с жалостливым удивлением. Испытал влияние Микеланджело (особенно с 1530-хгг. ) и гравюр А. Дюрера.
Самая яркая из них «Портрет Козимо Медичи Старшего» (1530-е, Флоренция, Галерея Уффици). Этот портрет находится ныне в Ареццо у наследников Джованн Антонио. Вазари указывает, что картина была написана для Карло Нерони.
Михаила в Карминьяно, приблизительно в 20 км к западу от Флоренции.
Между тем Андреа ди Козимо закончил позолоту герба и все обрамление. Настоящее его имя Якопо Каруччи, он родился в местечке Понтормо (с чем и связано его прозвище) в семье живописца Бартоломео Каруччи и очень рано потерял всех своих близких.
Но если кто-нибудь захочет увидеть лучшее, что Якопо сделал за всю свою жизнь, чтобы понять всю силу его дарования и его мастерства, которые проявились в живости голов, в расстановке фигур, в разнообразии поз и в красоте замыслов, тот пусть посмотрит в этой комнате флорентинского дворянина Боргерини, в углу, по левую руку от входа, на очень большую, но мелкофигурную историю, в которой изображено, как Иосиф в Египте, словно царь или князь, принимает своего отца Иакова со всеми своими братьями и сыновьями Иакова, осыпая их невероятными ласками (24). «Мучение одиннадцати тысяч мучеников» – это мост, перекинутый от «Битвы при Ангиари» и «Битвы при Кашине» к «Третьему мая 1808 года в Мадриде» Гойи, «Свободе на баррикадах» Делакруа, «Гернике» Пикассо и политически актуальному искусству Нового времени со всеми его достоинствами и недостатками. Это размышлялось, что бородатое число на заднем плане в далеком праве – автопортрет Pontormo как Джозеф из Arimathea.
местах. В числе произведений П., лучшими могут считаться: Мадонна со святыми (в Луврской гал., в Париже), Тысяча-сто мучеников (в галерее Питти, во Флоренции), Венера и Амур (с картона Микеланджело, в Гемптонкортской галерее, в Лондоне) и портреты А. дель Сарто (в Берлинском музее), Иполл. Если в ранних портретах художнику важно было передать яркую индивидуальность своих моделей («Резчик драгоценных камней», 1510е «Двойной портрет», 1520е), то более поздние произведения этого жанра полны тревожного чувства. Оказавшись во Флоренции в 13 лет, он учился у Леонардо, Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли его ученичество пришлось на период Флорентийской республики (1494 – 1512).
Ведь, как говорят и добрый Гомер нет-нет да и вздремнет и того не может быть, чтобы во всех творениях Якопо (сколько бы он природы ни насиловал) не оказалось бы чего-нибудь хорошего и похвального.
Однако алтарный цикл с историей Иосифа в Египте (ок. Все эти три картины, которые предприимчивый каменщик некогда выманил из рук Якопо, находятся ныне в доме мессера Алессандро деи Медичи, сына названного Оттавиано (48).
Первое его значительные произведение, фрески в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (1514–1516), решены еще в гармонически-плавной манере Сарто, хотя и более эмоциональны. Иоанн Евангелист, с другой — св. Правда, после этого она, уж не знаю почему, оставалась в руках Понтормо. Якопо Каруччи (1494 – 1557), по месту рождения получивший прозвище да Понтормо, – одна из самых значительных и противоречивых фигур в итальянском искусстве XVI века.
В этот период художник выполнил и несколько композиций по картонам Микеланджело (к числу этих большей частью не сохранившихся работ относится Венера и Купидон, галерея Академии, Флоренция) воздействие великого мастера сказалось и в самостоятельных вещах Понтормо (10. 000 мучеников или Мученичество святого Маврикия и его воинов, 1529–1530, галерея Питти, Флоренция). Во фресках со Страстями Христовыми в чертозе (картезианском монастыре) Валь дЭма в Галуццо (1523–1527) очевидно влияние Северного Возрождения (гравюр А. Дюрера). Учеником и последователем Якопо Понтормо был Анджело Бронзино.
Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. Таков Портрет юноши (1520-е, Лукка, Национальный музей виллы Гуиниджи), в котором эффектный разворот расширенной покроем одежды фигуры изысканные серебристо-розовые тона этого нарядного одеяния подчеркивают и нежность юного лица и скрытую напряженность его выражения. Аллегория Осени — не только самая гармоничная и полная высокой поэзии работа Понтормо. Те, кто понижает (или поддерживает) Христос кажутся столь же мучительными как скорбящие. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени.
Михаилом Архангелом и св. Если бы эта история была написана (хотя она и небольшая) в должном размере, либо на больщой доске, либо на стене, я осмелился бы утверждать, что не увидишь другой картины, в которой было бы столько же грации, совершенства и добросовестности, сколько Якопо вложил в исполнение этой истории, почему все художники и считают ее самым пре-красным живописным произведением, когда-либо созданным Понтормо и неудивительно, что Боргерини ценил ее так, как он ее ценил, как неудивительно и то, что влиятельные люди уговаривали его продать ее с тем, чтобы они могли ее подарить самым великим синьорам и государям. Филиппа, которые бесконечно нравились Якопо, как, впрочем и все другие произведения Андреа, его манера и его рисунок (5). И вот, приложив все свои усилия, чтобы ему подражать, он вскоре достиг очевидных и удивительных успехов в рисунке и в колорите, что же касалось до сноровки, можно было подумать, что он уже долгие годы занимается этим искусством.
Если ранние произведения П. близки искусству мастеров Высокого Возрождения (например, Андреа дель Сарто, с которым П. сотрудничал около 1512), то в 1520-е гг. Этот период успело застать поколение ваших родителей. Родился в Понтормо (Тоскана) 24 мая 1494 в семье живописца Б. Каруччи. Полный разрыв с традициями Высокого Возрождения отразился в цикле росписей Понтормо «Страсти Христа» (1523–1524, Чертоза Валь дЭма, Галуццо). Четыре человека и собака располагаются возле низкого и очень приближенного к передней плоскости изображения парапета, остальные сидят на парапете, на ветвях дерева.
В Имп. 1537–43, галерея Уффици, Флоренция «Мужской портрет», 1529–1530, Музей П. Гетти, Малибу «Портрет дамы вкрасном», 1530-егг., Штеделевский ин-т, Франкфурт-на-Майне и др. ) ощущаются внутр. – Архитектурное проектирование и дизайн: перепланировка, проектные работы, благоустройство, декорирование архитектурными элементами- Живопись: картины маслом, пейзаж, портрет, натюрморт, монументальная живопись, панно. Мы находимся в России, Москва тел: 8 (925) 065 84 68 и в Украине, Киев тел: (097) 804 02 06. он становится одним из основоположников маньеризма. Вещь эта, написанная Якопо в столь короткий срок, заслужила ему большие похвалы (12).
Блестящий рисовальщик, Понтормо оставил значительное графическое наследие. Его оригинальности также привели к первоначальному смыслу состава.
Значительные работы: «Христос в Эммаусе», 1525, Уффици, Флоренция «Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем», Эрмитаж, Санкт-Петербург «Встреча Марии и Елизаветы», церковь Сан-Микеле, Карминьяно, 1528 – 1530. Большей противоречивостью отмечена алтарная композиция «Христос в Эммаусе» (Уффици), написанная в 1525 году для того же монастыря в Галуццо. Многие исследователи сейчас связывают упоминаемый Вазари портрет с картиной, находящейся в Музее Поля Гетти в Малибу.
Вертумн, бог времен года (возможно, этрусского происхождения), принимает обличие старухи, чтобы проникнуть в запретный сад, где обитает пленившая его нимфа Помона, покровительница садов и деревьев. Заметив это, Якопо очень рассердился, но не показал виду и стал вместо этого еще более тщательно все закупоривать (хотя некоторые и утверждают, что он всячески преследовал этих молодых людей и пытался с ними расправиться).
Другую картину, подобную вышеназванной, он написал для Карло Нерони изобразив только сражение мучеников и ангела, который их крестит и тут же и портрет самого Карла (39). На этом написанном на дереве образе сидящая Богоматерь протягивает младенца Христа св. Картина прекрасна, но по сравнению с «Мучением одиннадцати тысяч» из Галереи Палатина она кажется вторичной и фрагментарной. Сцену можно было бы более должным образом назвать Жалобами или Отношением Тела Христа. Полный контраст этой величественной композиции оставляет написанная всего двумя-тремя годами позже станковая картина «Иосиф в Египте» (1518, Лондон, Национальная галерея).
В конце концов, так как лоджия оставалась заколоченной в течение пяти лет и к тому же нельзя было увидеть того, что сделал Якопо, в один прекрасный день названная синьора, разгневавшись, приказала разобрать и леса и перегородки. Блестящий рисовальщик, Понтормо оставил значительное графическое наследие. В этой странной, одновременно драматической и отвлеченно-холодной картине уже преобладает то начало, которое современники Понтормо называли «манера».
Легкие лиловатые тени, скользящие по хрупким телам, лишают их объемности и земной тяжести. (Эта новая палитра Понтормо сформировалась не без влияния проникнутой готическим духом живописи Северного Возрождения и в первую очередь А. Дюрера. ) К искусству средневековья восходят складывающиеся в причудливые узоры, словно живые, драпировки и стереотипность ликов, в которых стерта индивидуальность черт и выражений. Однако властвует в этой картине страшное, безусловное, сокрушающее горе. фам. Когда же вскоре синьор герцог Козимо был возведен на престол и события в Монтемурло счастливо миновали (50), тотчас же, как уже говорилось в жизнеописании Триболо, приступили к строительству замка и его светлейшее превосходительство, дабы угодить своей матушке синьоре донне Марии приказал, чтобы Якопо расписал первую лоджию по левую руку от входа в палаты замка.
Франциск — как живой. Анна со святыми» (ок.
Вслед за Вазари, воспринявшим картину очень формально, современное искусствоведение трактует «Мучение одиннадцати тысяч» как шаг к пустоватой маньеристичной виртуозности. 1525–1527, частное собрание, НьюЙорк «Женский портрет», 1530е, Штеделевский художественный институт, Франкфурт «Портрет Козимо Медичи», 1530е). Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Однако впечатление никак не совпало с этим мнением. — или Пунтормо (Pontormo, Puntormo) — прозвище, под которым известен итальянский художник Якобо Каруччи (Carucci, 1494—1557), принадлежащий к флорентийской школе.
Правда, некоторые юноши, рисовавшие, как это обычно делает молодежь, в сакристии Микеланджело, начали по винтовой лестнице залезать на церковную крышу и подсматривали, сняв черепицы и позолоченные дранки, покрывающие слуховое окно. Эрмитаже есть образец живописи этого художника — Св. Понтормо относится к числу тех итальянских мастеров 16 века, которые как бы стояли на грани двух эпох. Дошедшие до нас работы Понтормо, выполненные после 1530 года, насчитываются единицами.
А так как после вышеназванных произведений Якопо написал с натуры на холсте портрет Америго Антинори, юноши, пользовавшегося в то время большим успехом во Флоренции (46) и так как все в один голос хвалили этот портрет, герцог Алессандро дал понять Якопо, что ему хочется получить от него свой портрет на большом холсте и тот для начала изобразил его на холсте размером в лист бумаги, причем столь тщательно и искусно, что даже работы миниатюристов ничего общего с ним не имеют ибо помимо величайшего сходства в этом портрете наличествует все то, что только можно потребовать от живописного произведения из ряда вон выходящего. Драматический пафос, резкость и напряженность ритма, резкость светотеневых контрастов, форсированность ярко-красных, синих, розово-красных, ярко-белых тонов, экстатичность образов отличают написанную для того же монастыря композицию «Христос в Эммаусе» (1525, Флоренция, Галерея Уффици).
При этом Медичи обеспечивают сытую и даже жирную жизнь, да и возможна ли эмиграция. Колорит отличается необыкновенной легкостью, воздушностью. Формирование Понтормо-художника граничит с лучшими традициями флорентийского искусства. Понтормо отказывается от глубинного пространства и создает плоскостную композицию, где все подчинено экспрессивному линейному ритму и резким красочным контрастам («Христос в Эммаусе», 1525, галерея Уффици, Флоренция «Положение во гроб», ок. Во фресках со Страстями Христовыми в чертозе (картезианском монастыре) Валь дЭма в Галуццо (1523–1527) очевидно влияние Северного Возрождения (гравюр А. Дюрера).
Его последним произведением стали монументальные фрески хоров церкви Сан Лоренцо, которые он написал под впечатлением «Страшного суда» Микеланджело, следуя ему как в стилистическом, так и в богословском отношении. Возраст изображенного подсказывает единственную возможную кандидатуру: Франческо, сына Герардо, относящегося к ветви Гварди дель Монте (существовали и другие ветви семейства), родившегося в 1514 году Ничего, кроме даты рождения, сохранившейся в документах благодаря тому, что на него было записано все имущество (немалое) Герардо, мы о Франческо ди Герардо Гварди дель Монте не знаем. 1512), то в 1520-егг.
В последние годы вел все более отшельнический образ жизни, уединяясь в своей мастерской. В более поздней работе зритель принесен почти неловко близко к Девственнице и Св. Однако он на время решил пропустить обе истории, отложив их напоследок и написал в предназначенном месте Оплакивание в той же манере, но с гораздо большим единством колорита. Понтормо Якопо (Pontormo Jacopo) (1494-1557) Итальянский художник и рисовальщик, представитель флорентинской школы, один из основоположников маньеризма.
Вболее позднихрелиг. Иоанном» того же времени — в Уффици «Мученичество св. Поздний период творчества мастера убедительно свидетельствует о негативном характере эстетических принципов маньеризма.
Pontormo разделяет часть манерности Rosso Фиорентино и Пармиджанино. Лексический запас регулярно пополняют новые определения.
Михаила Архангела и св. 1996). Бенедикта и других святых, а на пределле написана им мелкофигурная история, на которой представлено шествие флорентинской Синьории в сопровождении трубачей, флейтистов, жезлоносцев, комедиантов, приставов и остальных служителей а изобразил он это потому, что об-раз был ему заказан капитаном и служащими Синьории (34). Тем не менее, вдумавшись в смысл изображенного, мы увидим, что картина кардинально отличается от искусства тосканско-римской школы искусства par excellence придворного. 1515–1518 часть его хранится в лондонской Национальной галерее) полон тревожно-смятенных фигур.
Когда же после этого синьор герцог выписал во Флоренцию мастера Джованни Россо и мастера Никколо Фламандца (52), отличнейших мастеров шпалеры, чтобы флорентинцы занялись и овладели этим искусством, он приказал выткать из золота и шелка ковры на сумму в пятьдесят тысяч скудо для Залы Двухсот и заказать Якопо и Бронзино картоны с историями из жизни Иосифа. Действие разыгрывается в очень неглубоком пространстве, ограниченном низким каменным парапетом, на котором в непринужденных позах сидят прекрасный обнаженный юноша и нарядная дама в красно-розовом платье, сгибающие тонкие ветки лавра, ствол которого как бы «скрыт» прорезающим стену огромным окном.
Яков, которого можно видеть рядом с остальными. Художник выполнил здесь только одну фреску — украсившую один из люнетов композицию «Вертумн и Помона» (Аллегория Осени, 1520—1521, Флоренция, Поджо а Кайяно, вилла Медичи). Ангелы циркулируют о нем еще в большем количестве змеиных поз. Учился в основном в мастерской Андреа дель Сарто (с 1512) – вместе с Россо Фьорентино, с которым сотрудничал в ранний период.
А так как работа у тебя всегда будет, прибереги эти рисунки для другого случая». Сначала он был портретом неизвестного, потом его определили как портрет восемнадцатилетнего Козимо I Медичи изображенного после победы в битве при Монтемурло, случившейся в 1537 году. Представитель флорентийской школы. жил в Риме в свою очередь, оказал воздействие на многих живописцев, таких, как Бронзино (в портретах) и Россо и менее значительных, как Лапполи.
Первое его значительные произведение, фрески в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (15141516), решены еще в гармонически-плавной манере Сарто, хотя и более эмоциональны. В следующем своем значительном произведении — «Положении во гроб» в церкви Санта Феличита во Флоренции (1525—1528) — Понтормо уже целиком захвачен творческим кризисом. В эту колесницу, на которой стоял Тит и которую Понтормо богато разукрасил, были запряжены восемь великолепнейших лошадей и впереди нее ехали шесть сенаторов в тогах, верхом на конях, покрытых золотой парчой, в сопровождении большого количества стремянных изображавших ликторов с их связками прутьев, секирами и всем прочим, что относится к вершению правосудия.
Лучшие из его поздних фресок (в частности, хора церкви Сан Лоренцо, 1546–1556) не сохранились и известны лишь по подготовительным рисункам. Возможно, этот факт отразился на его характере – он был человеком нелюдимым, романтиком, часто забывал о сроках, немного чудаковатым. Классическая условность композиций и образов Возрождения преодолевается двояко: посредством усложненности поз, превосходящей естественную целесообразность и произвольной ритмической игры фигурами, а также вследствие небывалого прежде сюжета простонародной сцены и нового, глубокого реализма отдельных типов.