В 2002 году Польский Национальный Банк начал выпускать серию «Польские художники 19-20 веков, целью которого является представление самых известных польских художников в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков.
Один из самых популярных польских художников XX века Здзислав Бексиньский (Zdzislaw Beksinski) почти никогда не давал названий своим работам. Их лица суровы и значительны. Пиварский много сделал для развития в Польше литографии. Интересен в этом отношении плакат Р. Шайбо (р.
Да и наружность у него такая была, точь-в-точь, как их изображают в журнальных картинках: бородка клинышком, длинные волосы и, как мне тогда казалось и костюм-то на нем какой-то особенный. полотна А. Винницкого «Никогда больше», В. Гар-болиньского «Человек» и «Композиция» Ю. Млынарского, где запечатлен ужас концентрационных лагерей. С именами молодых связан расцвет фотографического плаката, который за последние годы все решительнее заявляет о своем праве на существование. 1938).
Памятник Монюшко (автор С. Горно-Поплавский) был открыт также во Влоцлавеке.
У его колыбели стояли такие прославленные мастера, как Т. Гроновский (р. Таким образом были созданы предпосылки для развития социалистического реализма. Одним из самых престижных цикличных мероприятий мирового уровня, организующихся с 1966 г., является Триеннале (ранее Бьеннале) графики. Здесь работали художники Г. Родаковский, П. Михаловский, Л. Каплиньский.
Его варшавский цикл (в который входят картины «Тромбки», 1884, Краков, Национальный музей «На песочном карьере на Висле», 1887 «Еврейка с апельсинами», 1881, обе — в Национальном музее, Варшава) показал умение художника глубоко воспринимать самую незаметную, повседневную жизнь, находить в ней скрытую для поверхностного взгляда красоту и значительность. В более поздние годы, живя в Париже, А. Герымский создает много полотен, среди них «Парижская Опера ночью» (1891 Познань, Национальный музей) и лучшую, пожалуй, свою работу — «Вечер над Сеной» (1893). Легенда "Арсенала" сохранилась как бескомпромиссная позиция, пример искусства, не пожелавшего быть равнодушным, ставшего свидетельством времени и напоминанием о "униженных и оскорбленных".
Героем его стал рядовой повстанец, польский патриот. Целью их паломничества заключалось в поиске инспирации и света. Пожалуй, самым характерным из его произведений являются «Крестьянские похороны» (1862 Варшава, Национальный музей), тема, которая еще не раз прозвучит в польском искусстве. Условен и сух А. Бродовский в своих мифологических композициях, таких, как «Эдип и Антигона» (1828 Варшава, Национальный музей).
коммунистические власти хотели превратить искусство в инструмент агитации и пропаганды. В 1968 г. в местности Вилянув под Варшавой открылся первый в мире Музей плаката. 2015 Пересветов переулок – ИНФО – информаторы выставочного зала.
По углам пилонов помещены головы шахтеров, металлургов. 1902), автор бронзовой статуи «Мать Белоянниса» (1953) и гранитной скульптуры «Моряк» (1949 обе — Варшава, Национальный музей) и А. Карны (р. Импрессионизм как целостная система художественного мировоззрения впервые проявляется в польском искусстве в творчестве Владислава Подковиньского (1866—1895) и Юзефа Панкевича (1866—1940), учившихся в Париже. Вот почему в ее картинах из цикла «Кафе» (1963) так тесно сплетены лиризм, гротеск и ирония. Страшным ударом для всей польской культуры были последствия неудачного восстания 1830—1831 гг., когда царское правительство закрыло Варшавский и Виленский университеты и художественное образование — в немалой степени и художественная жизнь — в Королевстве Польском практически на время прекратилось. Эта последняя работа (проект 1947 г. ) — значительное явление в послевоенной градостроительной практике.
1871 Варшава, Национальный музей). Польша обладает многими замечательными музейными коллекциями. В отличие от В. Вейса, обращавшегося к традициям 19 в., творчество таких мастеров, как 3. В широкой, но точной манере письма сказываются типичные для Родаковского черты.
Еще более высоким мастерством в овладении системой реалистической живописи отличалось творчество его брата, Александра Герымского (1850—1901).
Оно знаменовало собой сильный подъем темы национально-освободительного движения в польском искусстве. «Пролета-риатчики» — лучшее, что пока создано современными польскими живописцами на историко-революционные темы. Недаром в 1952 г. по указанию ЦК ПОРП было создано самое крупное в Польше издательство — ВАГ (Художественно-графическое издательство) — для выпуска политических плакатов. Пиварский много сделал для развития в Польше литографии.
Классицизм в Королевстве Польском держится дольше, чем в других странах. Наряду с этим существовал вариант буффонадный: живопись "дикой" экспрессии (варшавская Gruppa), парахэппенинговое движение вроцлавского творческого объединения "Помаранчова альтернатива", лодзинский андерграунд, сосредоточившийся вокруг галереи "Стрых" и группа "Лодзь Калишская", художники которой определяли себя как анархисты-дадаисты. Но, безусловно, самой яркой фигурой середины века был Петр Михаловский (1800—1855), один из лучших мастеров польского искусства. 20-е гг. «Образованные, знающие иностранные языки польские каторжники и ссыльные охотно принимались в домах местных сановников и богатых купцов в качестве учителей языков, рисунка, музыки, танцев: они руководили оркестрами, давали концерты и т. д». Польская пресса подняла любопытную дискуссию, очень точно назвав абстракционизм «новым академизмом». Лучшее его полотно — «Мать умерла» (1867 Львов, Картинная галерея).
Такие картины, как «Люблинская уния» (1869 Варшава, Национальный музей), «Баторий под Псковом» (1871 там же), знаменовали поворот к темам некритического прославления, возвеличивания феодально-магнатской Польши. Образы людей лишены индивидуальных портретных черт. После реформы 60-х гг.
Дуниковский был прирожденным монументалистом и знаменательно, что последнее его произведение — это памятник Бойцу Первой польской армии (1963). Сильное впечатление производит его картина «Следы эпохи двадцатого века» из цикла «Война». Однако следует отметить, что Матейко начал огромную работу над росписями Мариацкого костела в Кракове (где помещен алтарь Вита Ствоша). В центре внимания С. Рассальского — человек. Художники из "Парижского комитета" поставили перед собой цель изменить вкус поляков. Заметными творческими явлениями для своего времени стали кооперативное строительство в Варшаве жилого района Жолибож (архитекторы И. Янковский, А. Яворницкий и другие), планировка промышленного города Сталевая Воля и др.
20—30-е гг. Из-под резца Дуниковского вышли вырезанные в дереве и раскрашенные либо отлитые в бронзе портреты деятелей польского революционного движения — Ярослава Домбровского (1961) и Феликса Дзержинского (1961), польских просветителей 18 в. — Игнацы Красицкого (1961) и Енджея Снядецкого (1957 — 1958), писателей Марии Конопницкой (1956 — 1958), Болеслава Пруса (1961), ученыхИоахима Лелевеля (1958) и Марии Склодовской-Кюри (1955), актрисы Хелены Моджеевской (1955) и других (все — Варшава, музей Дуниковского).
сразу после окончания Варшавской Академии художеств. Негромкое, лаконичное искусство Балки, благодаря современному международному языку форм, находит живой отклик не только на родине автора, но и за ее пределами. Примыкает к ней по силе эмоционального воздействия серия «Солдаты мира и революции» (1950 — 1951), в которой обращает на себя внимание портрет пламенного «солдата революции», прозванного еще современниками «железным Феликсом», Ф. Э. Дзержинского. Четверть века спустя К. Дуниковский вновь возвращается к «Вавельским головам». В широкой, но точной манере письма сказываются типичные для Родаковского черты.
Насущные проблемы польской деревни издавна привлекают Ю. Краевского. — начало новой волны строительства. Большое, многофигурное полотно, развернутый сюжет, сложно соотнесенные между собой многочисленные исторические персонажи, драматизм ситуации, психологическое напряжение будут типичны для всего творчества Матейки.
Его техника опирается на основной для византийского искусства символике света и красок. 1910) и многие другие представители старшего поколения плакатистов. Мальчевский был также выдающимся представителем "польской школы пейзажа".
Матейко на эти нападки ответил своим «Приговором Матейке» (1867 Варшава, Национальный музей), где он под видом воссоздания эпизода из жизни 16 в. изобразил самого себя осужденным на казнь. В феврале 1931 г. в Лодзи была открыта галерея современного искусства, ставшая одной из первых в мире постоянных музейных экспозиций искусства авангарда. Были не только восстановлены такие старые улицы, как Новый Свят и Краковское предместье, Иерузалимские аллеи, но в соответствии с новым генеральным планом проложены две северо-южные продольные магистрали и поперечная трасса «Восток — Запад». Настоящей славой овеяно творчество графика и представителя "польской школы плаката" Романа Цесьлевича (1930 – 1996), с 1963 г. проживавшего в Париже.
Игнатович, Я. Романьский), комплекс сооружений вроцлавской выставки (архитектор Е. Гриневецкий) и др. Такой стиль себя оправдал, особенно в прикладном искусстве и архитектуре. М. Герымский счастливо соединял в себе пристального реалиста и истинного поэта.
Все персонажи картины объединены внутренней драматургией, в этой полной эмоциональной напряженности сцене каждому из них отведена определенная роль. Помимо формистов существовала группировка «Блок», объединявшая абстракционистов, таких, как В. Стшеминский, Г. Стажевский, Т. Кантор, М. Ярема, которые абсолютизировали принципы конструктивности н архитектоники и отошли от реализма. Этим-то и объясняется максимальная детализация, насыщение картины смысловыми элементами. Новые времена приносят новые угрозы, новые "горячие" темы. Польская карикатура пользуется заслуженной любовью как у самих поляков, так и далеко за пределами Польши, куда она проникает на страницах «Шпилек», «Пшекруя» и других журналов.
В 1877 году ссыльный Кароль Матушинский открыл в городе Енисейске магазин «Варшавский». В это время начинается строительство таких сооружений, как здание ЦК ПОРП (архитекторы Е. Вежбицкий, В. Клышев-ский, Е. Мокшиньский), здание варшавского Центрального универмага (архитекторы 3. 1933 Загурские за плакат «Ленин. «У него были с собой сделанные им акварели видов Алтая, Саянов, а также и жанровые сцены. Однако это скорее продолжатели традиции, чем зачинатели нового искусства. Написан портрет в спокойной и сдержанной оливково-серой темной гамме.
В последней картине изображен проповедник 16 в., укоряющий правителей польского общества в своекорыстии и забвении общенациональных интересов. Эго должны были быть монументальные портреты деятелей польского революционного движения. В числе этих мастеров Яцек Пушет (р.
«Вавельские головы» 50 — 60-х гг. На черном фоне четко вырисовывается белый силуэт школьника, будто застывшего в раздумье возле черной классной доски и напряженно ищущего правильное решение задачи. Фогеля, принесшего в 19 в. навыки реалистического пейзажа и целого ряда других художников. Это определило, в частности, расцвет буржуазного портрета, широко развившегося в Польше.
Но в целом последнее десятилетие отнюдь нельзя рассматривать как время упадка. Этот период уже характеризуется в целом развитием демократического реализма. Шрифт в его плакатах очень своеобразен. Коварский одним из первых среди польских художников 30-х гг. Гротеск и ирония придают неповторимый характер картинам А. Винницкого. Первый период творчества Матейки (60—70-е гг. ) был полон патриотического одушевления.
На выставке это «Портрет Урсулы Мнишек» Констанция Александровича и «Портрет Бенедикты Антонины Софии Барбары Оссолиньской» неизвестного живописца, а также «Портрет З. И. Родители Каратанова не препятствовали общению сына с гостями Резиденции, в том числе и с политическими ссыльными. Среди других значительных общественных зданий следует упомянуть Дом культуры в Освенциме (1958 — 1962 архитектор Ю. Поляк), Универсальный магазин в Катовице (1961 архитекторы М. Круль, И. Ярецкий), спортивные комплексы и сооружения «Варшавянка» (1961 архитекторы 3. В начале 50-х гг. Сохранившиеся исторические документы связывают первую сибирскую ссылку с делом царевича Дмитрия Углицкого (1593 год). И все же именно на родине зародилось течение, давшее начало развитию реалистического, обращенного к польской действительности искусства.
Таланту Максимильяна Герымского (1846—1874) свойственны иные черты — тонкий и точный рисунок изящество и музыкальность, слитые с исключительным ощущением жизни природы. Главной доминантой живописного решения является здесь сочетание розовых и жемчужно-серебристых тонов. дали ответ на этот спор, выдвинув несколько больших мастеров. Выдающийся художник и православный теолог Ежи Новосельский (р.
Среди последних следует особенно отметить академика Яна Захватовича и проф. Михаловский стоит несколько особняком среди других художников аристократ но происхождению, связанный с правящей верхушкой Галиции, дилетант, не получивший систематического художественного образования, общественный деятель, входивший в Галицийский сейм до его роспуска Австрией (после 1848 г. ), — он занимался живописью лишь урывками, в отдельные периоды своей жизни. В Кракове продолжало развиваться творчество Михаила Стаховича (1768—1825). Цветы как поэтическая метафора — этот прием часто используется плакатистом.
Смерть помешала Коварскому воплотить свои замыслы. На фоне передовой статьи газеты «Правда» со снимком оборотной стороны Луны крупным планом дана фотография Ленина — кадр из документального фильма. В 90-х и особенно в 900-х гг. Не случайно местом для организации этой международной выставки избран Краков. К крестьянской теме Шерментовский обращался и позднее («Крепостные», 1873).
Современники, говоря о ресурсах Сибири, подчеркивали, что эта «молодая страна со слабо развитой культурой, с отсталой техникой, но сильная своей молодостью, величием могучей природы». Возвеличивание прошлого, а в нем — шляхты и королей как вождей народа, что прямо граничит с влиянием реакционной историографии (очень развитой в то время в Кракове), привело к тому, что творчество Матейки в 80—90-х гг. 1897), Зигмунт Валишевский (1897 — 1936), Ганна Рудзка-Цибисова, работали над вопросами колорита, внеся своим красочным, словно пронизанным солнечным светом искусством вклад в художественную культуру Польши. Таковы его произведения «Станьчик на балу у королевы Боны в Вавеле» (1862) и «Проповедь Скарги» (1864 обе — Варшава, Национальный музей).
В своих лаконичных инсталляциях и объектах из камня, жести, проволоки и других строительных материалов, художник создает интригующие пространственные композиции, полные неожиданных ассоциаций и внутреннего напряжения. Этими чертами отличаются работы Б. Пневского (напризгер, гостиница в Крынице, 1935), Я. Багански и 3. Постоянный приток свежих сил — одна из причин юности польского плаката. Талантливый ученик Коварского, он много сил отдал монументальной живописи, принимая вместе с Ю. Студницким участие в восстановлении памятников старины Варшавы и Гданьска.
Генрик Родаковский (1823—1894) проявил себя одаренным портретистом, создав «Портрет отца» (1850 Варшава, Национальный музей). Долгожитель Генрик Стажевский (1894 – 1988) еще при жизни был провозглашен "классиком современности". 1910). ряд достижений, особенно в творчестве Ст.
Фотографический плакат таит в себе большие возможности: неожиданное сопоставление документальной фотографии с лаконичными символическими изображениями рождает яркий образ, будь то антивоенный плакат Р. Цеслевича «Забыли. » (1961) или посвященный мирному труду плакат Г. Хилыпера «1000 школ к тысячелетию Польши» (1958). Среди гостей Кузнецова бывали и политические ссыльные. Первый период (с 1945 по 1955 г. ) был временем подъема реалистического направления, для которого после установления народного строя возникли благоприятные условия, продиктованные самой жизнью, вовлечением в культурное строительство широких народных масс, впервые приобщившихся к искусству. Образ рабочего запечатлен в картинах Ю. Млынарского, в портрете Е. Кравчика «Дядюшка Петр» (1964).
1945) и Ян Савка (р. Для этих художников типичны неиссякающий интерес к родной земле и народу и способность вновь и вновь черпать вдохновение в верности жизненной правде. — годов революции, крестьянских восстаний и бунтов городской бедноты. Трое детишек неподвижно стоят у кровати, еще не умея осознать свою беду.
Поиски прославленного художника были продолжены его учеником Станиславом Выспянским. В Польше его произведения до сих пор вызывают сильные эмоции, а поляки видят историю своей страны глазами Матейко. Рубеж 19 — 20 вв. В портрете Ван-Гога (чугун, 1954) он показал творческую одержимость художника, автора прославленных арльских пейзажей, о колорите которых живо напоминает шероховатая коричневая фактура чугуна.
Появившиеся на варшавских, а позже и на краковских выставках в 50—60-х гг. Архитекторы стремятся использовать самые разнообразные планировочные и композиционные приемы, применяя, когда это необходимо, однородную или смешанную застройку, дома повышенной этажности, здания павильонного типа. Другим значительным архитектурным сооружением этого времени явился стадион Десятилетия в Варшаве (1954 — 1955 архитекторы Е. Гриневецкий, М. Лейкам, Ч. Раевский). Но со временем трагизм раннего «Шлембарка» и цикла «Варшава.
Мрощак любит цветы (плакат «Мир», 1955). 1939 — 1945». В австрийской Польше, где бытовой жанр был менее широко развит, сложилось, однако, своеобразное, полное большой искренности творчество Александра Котсиса (1836—1877).
Период его творческой зрелости начинается с картины «Станчик» (1862, Варшава, Национальный музей). Некоторые из поляков с теплотой вспоминали свою жизнь на чужбине. Сегодня она выставлена на почетном месте в зале, названном именем художника. Среди многочисленных работ Матейки в конце его жизни существенное место занимает серия эскизов, посвященная важнейшим моментам «истории цивилизации в Польше», завершающаяся сценой провозглашения конституции 3 мая 1791 года.
Политическая оттепель конца 50-х гг. Важную роль в польском искусстве играл жанр портрета. Скочиляс оказал огромное влияние на дальнейшее развитие польской графики. Несколько акварелей он подарил отцу, который потом их копировал. Последний цикл рисунков Гроттгера «Война» (1866—1867) является одним из сильнейших выражений гуманистического протеста против войны во всем европейском искусстве 19 века.
Они придают плакатам Мрощака живописность и поэтичность, вносят оттенок лиризма. Работы этого периода однообразны, отмечены печатью декаданса.
20 в. в творчестве Дуниковского появляются декоративность, стилизация, пришедшие на смену ранним импрессионистическим и символическим скульптурам и воплотившиеся в цикле «Вавельских голов» (1925 — 1929). Лишь 90-е гг. Его полное горечи искусство – это метафора деградированной окружающей действительности. В 90-х и особенно в 900-х гг. Краски ложатся на полотно грубыми мазками, образуя шершавую, бугристую матовую фактуру. В крупных городах, особенно в Варшаве, сооружались преимущественно административные, торговые и банковские здания, велось, хотя и довольно ограниченное, муниципальное и кооперативное жилищное строительство. Те же тенденции выразительности архитектурно-конструктивного замысла во многом способствуют большим успехам польской промышленной архитектуры.
наступило быстрое развитие капитализма. Он выделился еще в 70—80-х гг. Таланту Максимильяна Герымского (1846—1874) свойственны иные черты — тонкий и точный рисунок изящество и музыкальность, слитые с исключительным ощущением жизни природы. Сегодня "краковскую школу графики" ярко представляет Анна Соболь-Вейман (р. К слову, никакого художественного образования у поляка не было.
Семья Каратановых жила в хозяйской Резиденции, располагавшейся в селе Аскиз Минусинского уезда (ныне Хакасия). 30—40-е гг. Такие города, как Вышков, Новогруд, Шидлов, Ружан, перестали существовать вообще. 1933) «Первое мая — праздник людей труда всего мира» (1961). В 1824—1825 гг.
Были случаи, когда они возвращались обратно. За короткий период (1963 — 1964) в разных городах Польши было воздвигнуто несколько монументов. Для современной Польши такой личностью является Юзеф Чапский (1896 – 1993), моральный авторитет и настоящий свидетель ХХ века. В конце 40-х — начале 50-х гг. Общественная роль искусства была для польских художников вызовом и трудным заданием.
Создателем многочисленных композиций на темы национальной истории был Ян Матейко (1838 – 1893), работавший в самых разнообразных жанрах и видах искусства, обращавшийся к монументальной живописи, к графике. Большой силой эмоционального воздействия проникнута картина «Никогда больше». Ее работы выставлены (р.
Такой же прием получил Станкевич в Аскизе. Анны в Силезии. С успехом выставлялся в парижских Салонах Генрик Родаковский (1823 – 1894), творчество которого овеяно духом романтики.
Условен и сух А. Бродовский в своих мифологических композициях, таких, как «Эдип и Антигона» (1828 Варшава, Национальный музей). Среди самых прославленных варшавских памятников нужно назвать «Варшавскую Нику», сооруженную по проекту Марьяна Конечного и открытую 20 июля 1964 г. На высоком гранитном постаменте короткая надпись: «Героям Варшавы. — период усиленного градостроительства. Лютомирского. Светло-желтый некрашеный гроб на запряженной волами телеге, кажется, также терпеливо и уныло ждет, когда его опустят в землю, где только и обретают покой бедняки.
Его автор Станислав Выспяньский (1869 – 1907), ученик Яна Матейко – это ярчайшая творческая личность рубежа веков, периода, который получил название "Млода Польска". Живя в Париже, он написал портрет генерала Г. Дембиньского (1852 Краков, Национальный музей), который только что вернулся из Венгрии, где предводительствовал революционными войсками поляков, присоединившихся к повстанцам-венграм. 20-е гг. Герои ее — двое крестьян, потерявших близкого человека.
В основу картин некоторых художников легли тяжелые воспоминания трудных лет войны. Бронзовым барельефом известного польского писателя Юзефа Игнатия Крашевского представлено на выставке творчество Леопольда Cтейнманна (Штейнманъ) (1848 – 1897). В сатирических плакатах часто фигурирует острая выразительная гипербола, хлесткие и меткие сравнения, карикатура (плакат Р. Цеслевича «Лодыри и лентяи задерживают движение страны», 1961). Своеобразным завершением столь типичной для польского искусства темы освободительного движения явилось творчество Яцека Мальчевского (1854—1929).
Во всей Европе шла тогда дискуссия вокруг понятия реализма и большого монументального стиля. Мазок его очень точен, он одним движением кисти «ставит» фигуру, ощутимо, на глазах, лепит, строит форму. Так Стерн передал свое видение холокоста. В Кракове продолжало развиваться творчество Михаила Стаховича (1768— 1825). радиально-лучевую композицию с системой кварталов, веером охватывающих городской центр.
Одной из специфических черт польского плаката является умелое использование надписей. Работы Корацци — наиболее яркое проявление развитого польского классицизма. проводится застройка Банковской площади (архитектор А. Корацци, 1792—1877) с величественным зданием Государственной комиссии приходов и казны. Это был период, когда уехали Я. Норблин и А. Орловский умерли М. Плоньский и К. Войняковский.
Стем-пиньский). 1931). Дуниковский создавал памятник тысячам неизвестных героев, памятник-символ. Тогда существовало творческое сообщество под названием «Парижский комитет» и художники, которые состояли в нем, паломничали в город, который находился над Сеной. Постепенно проблемы формы становятся для художников «Арсенала» самоцелью. Год спустя открылась «Выставка произведений 30 художников-реалистов», где было показано триста сорок пять работ живописи, скульптуры и графики.
Наперы), фабрика мебели в Вышкове (1962 архитекторы А. Дзержавский, 3. Известно и то, что Вронский в 1880-1885 годах работал учителем рисования в Иркутском Техническом училище. Куна, А. Замоский, Э. Виттиг, Я. Щепковский). Енисейский ученый Александр Кытманов подмечал, что «благодаря приезду поляков в Енисейске стали проводиться занятия по музыке и танцам». В центре повествования всегда стоит герой, будь то Скарга или Костюшко.
Так были восстановлены (а фактически почти полностью построены заново) исторические ансамбли Старе-Мяста и Нове-Мяста в Варшаве, Старый Город в Гданьске и Познани, Рыночные площади в Ополе, Вроцлаве, Возиславе, многие дворцы и замки в различных городах. В 70-х и 80-х гг. С именем 3. Михаляк), крытый спортивный центр и лыжный трамплин «Белька Крокев» в Закопане (1959 — 1961 архитекторы А. Скочек, Б. Зауфаль, С. Карпель и другие), построенное по проекту архитектора Р. Гутта здание Главного статистического управления в Варшаве (1948 — 1954), Высшее сельскохозяйственное училище в Кракове (1963 архитектор С. Ющик) и целый ряд санаторно-курортных, туристических и зрелищных построек.
1945» исчезает. Реставрация памятников архитектуры осуществлялась под руководством ряда крупных польских архитекторов и ученых. На плакате не изображены «люди труда всего мира» — это провозглашает лозунг.
Как реакция на «культ темы» начинают возрождаться группировки, такие, как «Арсенал», провозгласившие отказ от натурализма, возврат к формальным задачам живописного мастерства. В культуре каждого народа есть личности-символы. дали ответ на этот спор, выдвинув несколько больших мастеров. Мать Дмитрия Иннокентьевича, Павла Николаевна (в девичестве Сабесская) была из польского королевского рода.
Они положили начало широкому и очень интересному течению, принесшему в 900-х гг. Фигура генерала, сидящего в грустной задумчивости под сенью полевого шатра, вырастаете образ «солдата-скитальца»—одного из самых типичных и драматических образов польской истории и польской поэзии. Обычно у Мальчевского одна тема психологического состояния как бы разыгрывается во множестве вариантов, выявляя тем самым различные характеры, различные темпераменты и бросая свет на судьбы людей. В 1824—1825 гг. Эта идея впервые была высказана как программа Яном Матейкой.
Нельзя без улыбки смотреть на маленький плакат, подымающий большую тему безопасности полета: «Я забыл выпустить шасси» (1960) или на плакат «Никогда в одиночестве» (1961), где тот же беззаботно-веселый герой, но только без шлема, сидя на скамейке, наслаждается музыкой, рекламируя транзисторный приемник. Творчество Магдалены Абаканович произвело революцию в подходе к художественной ткани. Огромное здание трактовано как единый, целостный архитектурный объем. в Варшаве, Р. Сверчинский. Это позволяет говорить о новом направлении развития польского промышленного зодчества, в котором прогрессивные технологические и конструктивные решения (концентрация производства, блокировка основных объемов, применение безбалочных перекрытий, больших пролетов и т. д. ) гармонически связаны с вниманием к человеку и его бытовым и эстетическим запросам. К концу 60-х годов польская реалистическая школа достигла полного расцвета.
Принципиально иные задачи ставили в своем творчестве художники «Комитета Парижского» — так называемые каписты, ученики и последователи Ю. Панкевича — крупнейшего представителя импрессионизма в польской живописи. Им в значительной мере удалось слить в одно целое отдельные группы зданий, дворы и озелененные площадки детских учреждений.
Это одна из самых крупных и известных коллекций польской живописи и скульптуры ХIХ века. 1945» — потрясающий душу документ ужасов войны. В керамическом портрете писателя Яна Парандовского (1954) Карны выразил силу интеллекта, а в бронзовом Владиславе Броневском (1954) он воплотил свои представления о гармоническом сочетании импульсивной мысли, бурного темперамента и физической мощи.
В этом направлении работали многие варшавские художники: Ф. Костшевский (1826—1911) — «Дробильщики камня» (1862, Познань, Национальный музей) В. Герсон (1831—1901) — «Прощание крестьянина с конем» (1856) — и ряд других. Показывая человеческое страдание, Козыра использует новые выразительные средства, чтобы начать эмоциональный эстетический диалог с европейской культурой: живописью Ингреса, Мане, музыкой Стравинского. В 1876 году его сестра Софья Станкевич, жительница города Литин Подольской губернии просила Губернатора о переводе брата из села Покровского Минусинского округа «в другую местность где-бы он мог легче приискать средства к существованию посредством живописи, которою он занимается». Третий цикл предназначался для украшения Дома ЦК ПОРП. У ног их бегают кролики.
Виткацию виделась вселенская катастрофа, он предрекал грядущий крах западной цивилизации. Этот плакат пронизан дыханием современности. Игнатович, Е. Солтан и другие), «Висла» (1960 архитектор С. Ельницкий), Дом спорта в Люблине (1958 — 1959 архитекторы Б. и 3. В Польше основоположником оригинальной отечественной разновидности поп-арта был Владислав Хасёр (1928 – 2000), член творческого объединения "Phases", автор поэтических инсталляций, памятников и монументальных скульптур.
Польские архитекторы завоевали первую премию на международном конкурсе на проект монумента Победы на Плайя-Хирон (1963 — 1964 архитекторы Г. Бочевская, М. Будзинь-ский, А. Доманьский, А. Мровец). Это явственно видно на примере архитектуры, вступившей в полосу нового подъема. 1957), представляющий поколение "дикой экспрессии". принесла с собой увлечение популярным в мире движением информель, а также "живописью материи". "Искусство – это своего рода ручное оружие, отделять искусство от любви к родине нельзя.
1945» (Варшава, Национальный музей) на смену резким контрастам черно-белой гравюры приходит рисунок пером, размывка тушью, сепия. В этом отношении очень важную роль играла группа художников — по преимуществу жанристов, группировавшихся вокруг Феликса Пиварского (1795—1859). В рисунках запечатлены сцены боев силезских повстанцев с немцами. На тех же принципах основывались и другие реставрационные работы. 1933), Анджей Дудзиньский (р. Очень важным и долговечным стилем в живописи является колоризм, это польский вид постимпрессионизма.
r. " начал собирать произведения мирового авангардизма. Из третьего цикла были созданы два полотна, в том числе «Пролетариатчики» (1948 собственность ЦК ПОРП), где изображены члены первой польской рабочей партии «Пролетариат», организованной в 1882 г. Варыньским.
В визуальный пейзаж страны они хотели внести порядок, дисциплину и функционализм. С его именем связано формирование современной польской скульптуры. В графических листах «Конкарно» (1949) Кулисевич предстает перед зрителем как тонкий лирик, умеющий запечатлеть прелесть морского пейзажа. Ту же роль играет творчество 3.
— период усиленного градостроительства. Последний раздел Польши (1795) отдал различные ее части трем соседним монархиям: России, Австрии, Пруссии. У нас имелась и еще одна его работа масляными красками, сделанная им по заказу отца на холсте «Икона Рождества Пресвятой Богородицы». После обретения независимости польская культура перестала быть баррикадой. Ссыльнопоселенцы, привязанные к местам «причисления» имели право наниматься на работу.
На той же общественно-исторической основе выросло творчество крупнейшего мастера польской реалистической живописи Яна Матейко (1838—1893). В кампанию за новую эстетику включился также критик и искусствовед Станислав Игнацы Виткевич (1851 – 1915), который разработал теоретические принципы нового национального стиля. Лучшее его полотно — «Мать умерла» (1867 Львов, Картинная галлерея).
возникают художественные группировки, в том числе группировка «Формнсты», приверженцы которой отбросили традиционное понимание перспективы, отошли от передачи световоздушной среды, сосредоточив все свое внимание на вопросах формы, проблемах взаимоотношения плоскостей, объемов и масс, стремясь выявить конструктивность предметов окружающего их мира. Отзвуками восстания 1864 года наполнено патриотическое творчество Артура Гроттгера (1837—1867). Его увлекали в живописи динамика, размах, напряженность художественной формы. «По природе сибиряк – метис.
Последние 10 лет жизни художница провела во Франции. В портрете «Сенько» (ок. Особая патриотическая направленность, пафос национального самоутверждения были неотделимой чертой польского искусства, создавая тот особый внутренний «климат» романтической героики, нервной одушевленности, стремления к борьбе и неприятия насилия, которые столь типичны и для национального характера и для всего лучшего, что было создано Польшей в искусстве на протяжении 19 в. Подобное положение могло сложиться лишь благодаря тому, что идея независимости идея единства нации жила в народе постоянно, пронизывала все слои населения и находила свое яркое выражение в национально-освободительном движении. Обретение страной независимости освободило творцов от патриотической миссии. проводится застройка Банковской площади (архитектор А. Корацци, 1792—1877) с величественным зданием Государственной комиссии приходов и казны.
Там экспонировались произведения художников-реалистов, показывавших активную роль человека в современной жизни («Диспетчер» Б. Либерского, 1964 «Паровоз» Я. Качмарского, 1963 «Строительство азотного комбината» X. Краевской, 1964). Польское искусство 19 в. — яркая страница в истории польской культуры. Победивший на конкурсе (1958) архитектор 3.
Стажевский тесно сотрудничал со знаменитой парижской Галереей Дениз Рене. Это в первую очередь Леон Вычулковский (1852—1936), Ян Станиславский (1860—1907). Крупнейшим графиком межвоенного двадцатилетия был Владислав Скочиляс (1883 — 1934). Кистью и пером он боролся за то, чтобы вывести польскую душу из состояния оцепенения.
тоже по проекту Корацци. Близок к капистам по живописным поискам Эугениуш Эйбиш (р. В поздних работах перегруженность композиции, обилие зрительных центров и масса фигур, в равной мере привлекающих внимание зрителя, становится утомительными для глаза и ослабляют эмоциональное воздействие картины.
Вскоре написанный им портрет Генриха Дембинского был награждён золотой медалью. Врдзала (детский санаторий в Жегестове, 1938) и др. Однако их работы оставались некоторое время одиноким явлением в польском искусстве. Очень хорошо написан задний план, где раскрывается вид на низкую равнину, окутанную дымкой, расплываются очертания хаты, дерева возле нее, журавля у колодца. Они являются неотъемлемой частью воссоздаваемой художественной картины современной жизни. Широта архитектурного замысла, точная и богатая отделка деталей типичны для дворцов, воздвигнутых Корацци для частных лиц, — таков блестящий дворец Сташица (1820—1823) (в нем помещалось Общество друзей науки) или дворец Мостовских (1823). Атмосферу напряженной тишины пустынных варшавских улиц, «взорванную» короткой автоматной очередью эсэсовцев, расстреливающих польских патриотов.
Первый из них, «Человек», был задуман как развернутая панорама тяжелой жизни старой Польши, когда крестьяне вынуждены были уходить с земли в поисках заработка (полотно «Странник», 1945). Важно отметить, что политические плакаты в Польше, тиражи которых достигают от сорока до ста тысяч и издаются порой в два-три дня, не продаются в книжных киосках и магазинах, а распространяются по всей стране через партийные органы воеводств и повятов (районов). Они украшают веер (театральный плакат «Тоска», 1953), маски (киноплакат «Ночь в Венеции», 1954).
Согласно архивным документам в 1871 году ему было 25 лет, рост его достигал 2 аршина 6 вершков (около 170 см). Тень подпольщика со сжатой в кулак рукой (интернациональный жест «Рот Фронт») — ассоциируется с героической гибелью коммунистов идущих на расстрел, когда потемневшие от пожарищ стены обагрялись кровью лучших сынов партии. Его генеральный план (архитектор Т. Пташицкий и другие) имеет типичную для конца 40-х гг. Ему принадлежит один из самых известных портретов генерала Дембиньского (1852, Краков, Национальный музей), командовавшего революционными войсками поляков в Венгрии.
тоже по проекту Корацци. Они ассоциируются у зрителя с лугом в красочном уборе, с просторами родной земли, пахнущей летним зноем. В последнее время активизировалось индустриальное домостроение. Это касается не только живописи — тема прошлого возникает в литературе, поэзии, музыке. Его творческая манера легко узнаваема: размашистый, обманчиво кажущийся не очень умелым мазок, живая палитра красок, стилизация в духе детских рисунков и мягкое чувство юмора.
Одна из них, организованная под лозунгом «Человек», в которой приняли участие Б. Либерский, Е. Кравчик, В. Гарболиньский, Б. Шайдзинска-Кравчик, получила широкий резонанс. 20—30-е гг. В центре памятника горит вечный огонь во славу павших.
Ближе к традициям 18 в. остается творчество Якоба Кубицкого (1758—1833), который создал в 1818—1822 гг. Естественно, что крупные градостроительные работы не ограничивались Варшавой, а одновременно велись и в других промышленных и административных центрах (включая города на воссоединенных западных землях), таких, как Гданьск, Щецин, Вроцлав, Лодзь, Познань, населенные пункты Верхнесилезского промышленного округа.
Эугениуш Муха (р. Эти традиции творчески переосмысливаются новой сменой. Поиски языка новых архитектурных форм ярко прослеживаются в таких сооружениях, как торговый центр «Супер-сам» в Варшаве (1959 — 1962 архитекторы М. Красиньский, Е. Гриневицкий, Е. Кра-синьская конструкторы В. Залевский, А. Журавский и другие). Вперед, на красные линии выдвинуты крупномасштабные, но сравнительно невысокие общественные здания, во втором ряду расположены дома повышенной этажности и, наконец, композиция завершается несколькими многоэтажными башенными домами, ритмические вертикали которых поддерживают основную доминанту Дворца культуры и науки. своими картинами из быта ссыльных: «Смерть на этапе» (1891), «Воскресенье в шахте» (1882), «Политические ссыльные» (1883) (все — Варшава, Национальный музей), в которых показал себя мастером психологической характеристики.
Судьбы искусства все более прямо и непосредственно связывались с судьбой общества в целом. Его пейзажи, написанные очень пастозно, положили начало фактурным поискам. были в известной мере периодом затишья, когда даже в самом польском обществе возник спор о «смысле существования национального искусства», то 40—50-е гг.
А наверху огромная взметнувшаяся, как пламя, Ника. Генрик Родаковский (1823—1894) проявил себя одаренным портретистом, создав «Портрет отца» (1850 Варшава, Национальный музей). Эжен Делакруа высоко оценил работы Родаковского. В Париже писал в эти годы Мицкевич свою национальную эпопею — «Пан Тадеуш», здесь же в эти годы возникли наиболее совершенные и народные произведения Шопена, в которых он стал выразителем души своего народа. Кони, всадники, битвы долгое время были его излюбленными темами.
Демковская создает портреты (медали «Шопен», «Анна Франк»), а также бытовые сценки, натюрморты, окрашенные поэтическим видением мира («Деревенские дети»). 1895), Э. Липинский Ср. Своеобразной террасной системой застройки, отвечающей условиям гористой местности, отличается санаторий в Истебне (1937 архитекторы Я. Добжинская, 3- Лобада), смелым применением новых конструктивных решений и форм — бассейн в Цехоцинке (1934: архитекторы Р. Гутт, А. Шиполис).
Одним из ярчайших представителей "польской школы плаката" является Ян Млодоженец. Шокирующий коллаж Эугениуша Гета-Станкевича (р. Широта архитектурного замысла, точная и богатая отделка деталей типичны для дворцов, воздвигнутых Корацци для частных лиц, — таков блестящий дворец Сташица (1820—1823) (в нем помещалось Общество друзей науки) или дворец Мостовских (1823). К лучшим работам Бродовского относится портрет брата художника (1815 Варшава, Национальный музей). Современный польский пейзаж достойно конкурирует с тематической картиной.
Их девизами стали эстетический функционализм, рационализм и современность. Начало расцвета польского плаката относится к середине 50-х гг.
r. ", а также международных групп: "Cercle et Carrй", "Abstraction-Crйation". Это отчетливо видно на одной из лучших картин Герымского—«Повстанческий патруль» (ок. Особое место занимает творчество другого художника, тоже выходца из Галиции, Артура Гроттгера (1837—1867), отразившего в своих графических сериях «Варшава» (1862), «Польша» (1863) и др.
Таковы «Прусская дань» (1882 Краков, Национальный музей), «Собеский под Веной» (1883) и многие другие. В первые годы народной власти многое искупалось актуальностью самой темы. Особый интерес среди мастеров польской живописи представляет Вацлав Таранчевский (р. Его искусство сформировало художественный вкус миллионов поляков. Лидеров польского конструктивизма стала художница и скульптор Катажина Кобро (1898 – 1951), чьи творческие эксперименты носили подлинно новаторский характер.
Огромное здание трактовано как единый, целостный архитектурный объем. 1963), награжденная специальной премией на Бьеннале в Венеции (1999) за видео-инсталляцию "Баня". Много лет спустя, мне их пришлось там увидеть. В 10-е гг. Критические, переломные моменты истории — время правления Зигмунда Старого (16 в. ) и события недавнего сравнительно прошлого (конец 18 в. ) — сближались, становились звеньями одной цепи, одного повествования о своекорыстии шляхты, приводящей страну на грань катастрофы и вызывали у зрителя глубокие раздумья. 1958), участник выставки "Документ" в Касселе (1992), Бьеннале в Венеции (1993). Выспяньского.
Год 1960-й знаменует собой начало постепенного спада волны абстракционизма. На протяжении веков эти обширные территории, расположенные за Уральским хребтом имели особое значение для страны.
Еще более высоким мастерством в овладении системой реалистической живописи отличалось творчество его брата, Александра Герымского (1850—1901). Непреклонность администрации к Александру, отличавшимся безукоризненным поведением, объясняется его участием в бунте на Кругобайкальской железной дороге, считавшимся крупным преступлением и инициирующим новую волну репрессий со стороны власти. Ленина, сооруженный неподалеку от Кракова. Послушные прихотливой воле художника, строчки выстраиваются рядом, образуя шляпу и галстук-бабочку (киноплакат «День без лжи», 1954), ложатся затейливым кружевным узором на перчатку (киноплакат «Три мушкетера», 1955). Это способствовало тому, что в Иркутске, Красноярске, Тобольске и Томске все «польское» считалось модным».
Ее символом служат заграждения из колючей проволоки, массовые убийства в концентрационных лагерях и груды развалин современных городов после бомбардировок. Еще в 20-е гг. 1905). Лучшие картины Вычулковского связаны с крестьянской темой: «Пахота» (1903 Краков, Национальный музей) «Уборка свеклы» (1892 Варшава, Национальный музей) и другие.
Матейко учился в Кракове, а затем в Мюнхене. Одна из них, созданная в промышленном городе – Лодзи, представляет искусство польских конструктивистов. Среди наиболее интересных градостроительных работ архитекторов этого направления можно назвать варшавский жилой район Коло (1948 — 1950 архитекторы Е. и Ш. Сыркус).
Догорало творчество польско-литовского художника Ф. Смуглевича (Смуглявичуса). 1933) и Станислав (р. принцип колорита. «Дело» польского художника Александра Станкевича – это свидетельство борьбы человека за право вернуться на родину.
стал разрабатывать проблему синтеза архитектуры и живописи. В плакатах Свежего отражена сложная гамма чувств современного человека — от веселого, подчас иронического смеха до драматизма. Многие промышленные комплексы, как, например, текстильная фабрика в Калише (1959 архитекторы Я. Глувчевский, С. Сикорский), холодильник в Скавине (1960 — 1961 инженеры-архитекторы В. Зембаты, 3. Он покрывает краской стены, колонны, расписывает интерьеры.
Тема его последней картины «Спор о большом севе». Своеобразным завершением столь типичной для польского искусства темы освободительного движения явилось творчество Яцека Мальчевского (1854—1929). Признанньгм мастером книжной иллюстрации считается Ежи Сроковский, автор иллюстраций к книге Януша Корчака «Король Матиуш Первый». Художник развертывает на своих полотнах эпизоды ежедневного маскарада сытого и глупого мещанства, будь то «Фотография из бабушкиного альбома» (1963) или сценки «В парке» (1960), «Кельнер» (1962). 1904), создавший в бронзе ряд портретов польской интеллигенции.
Эти работы знаменуют развитие академической, официальной живописи. Однако оно лишено всякой монотонности. Художник всем сердцем принял установление народно-демократического строя в стране.
Ленгрен, автор серий карикатур «Профессор Филютек» Я. Станны. Его лицо, затененное каской, застыло в напряженном раздумье. Все действие группируется вокруг него. Вина, пива, водки» (1964).
Трое детишек неподвижно стоят у кровати, еще не умея осознать свою беду. Образное содержание плаката усилено красным цветом. Работы Корацци— наиболее яркое проявление развитого польского классицизма. Гегемония польской шляхты кончилась. В графических листах Давского, выполненных в различной технике (сухая игла, офорт, акватинта), своеобразно переплетаются гротеск ирония и классическая ясность линии, выдающая стремление автора к гармоническому идеалу. Здесь особенно значительным представляется творчество Антони Бродовского (1784—1832)—художника, родом из Варшавы, учившегося в Париже у Жерара. Самые талантливые из капистов, такие, как Ян Цибис (р.
1914), Ю. Мрощак (р. В 1841 году генерал-губернатор В. Я. Старые темы, лозунги многолетней давности, например: «Да здравствует.
В серии рисунков «Варшава. Вождь обращается с пламенной речью к народу. Однако оно лишено всякой монотонности. Догорало творчество польско-литовского художника Ф. Смуглевича (Смуглявичуса).
Второй цикл, «Ужасы войны», был посвящен трагической судьбе Польши в период гитлеровской оккупации. В 1960 г. в ознаменование 550-летней годовщины «Битвы народов» на Грюнвальдском поле был сооружен величественный памятник (архитекторы В. Ценцкевич, скульптор Е. Бандура), отразивший в сдержанных и символических формах это важное историческое событие. Это было еще скромное по своим художественным результатам, но тесно связанное с родной землей и народом искусство. Один из основателей «капизма» Я. Цибис возродил в середине 50-х гг.
1935), который вот уже более 40 лет живет в Варшаве, снискал славу как польский художник. Это был период, когда уехали Я. Норблин и А. Орловский умерли М. Плоньский и К. Войняковский. Ее мужественное лицо проникнуто болью, мукой, трагизмом. В этом отношении очень важную роль играла группа художников — по преимуществу жанристов, группировавшихся вокруг Феликса Пиварского (1795—1859).
Мир ужаса, отчаяния или чего-то еще, что вы усматриваете в этих картинах. Созданные им в конце 40-х — в 50-е гг. Нарастают черты натурализма и иллюстративности. ХХ в. Владислав Стшеминьский (1893 – 1952) с соратниками из авангардистской группы "а.
В конце 50-х – начале 60-х гг. М. Герымский счастливо соединял в себе пристального реалиста и истинного поэта. «Портрету неизвестной» кисти Болеслава Яна Чедековского (1885 – 1969) присуща некоторая рафинированность, характерная для искусства Ар Нуво.
Это определило, в частности, расцвет буржуазного портрета, широко развившегося в Польше. Помимо добросердечного отношения Кузнецова, он был принят и семьей Каратановых. 1947), мрачные архитектурные фантасмагории на акватинтах Тадеуша Яцковского (р. Реалистическая сила Михаловского сказалась здесь в полном отсутствии внешнего пафоса, от которого редко избавлялись польские романтики, в отсутствии внешней идеализации.
Дивовой» Ксаверия Яна Каневского. Судьба многих из них была сломлена. Таков цикл «По Ленинским местам» (начат в 1954 г. ).
В центре — огромный красный мак и белая ромашка. Примером такого рода работ на выставке служат небольшой «Пейзаж» живописца Казимира Беньковского (1863 – 1918) и «Гололедица» Альфреда Веруша-Ковальского (1849 – 1915). Она достойно представляет анималистический жанр в современной польской пластике. 1901). Два портрета американского писателя из розового и серого гранита (1963) — вершина пластики Карны.
Будто солдат вспоминает о трудных годах войны. В Париже писал в эти годы Мицкевич свою национальную эпопею — «Пан Тадеуш», здесь же в эти годы возникли наиболее совершенные и народные произведения Шопена, в которых он стал выразителем души своего народа. «Поляк, по их мнению, это был человек с «золотыми пальцами», который все знал и все умел делать». Его варшавский цикл (в который входят картины «Тромбки», 1884, Краков, Национальный музей «На песочном карьере на Висле», 1887 «Еврейка с апельсинами», 1881, обе—в Национальном музее, Варшава) показал умение художника глубоко воспринимать самую незаметную, повседневную жизнь, находить в ней скрытую для поверхностного взгляда красоту и значительность. Знаменитый польский художник-самоучка Епифан Дровняк известный под псевдонимом Никифор (1895 – 1968) – неграмотный бедняк, обладал необычайным талантом и трудолюбием. Особенно типичны работы Юзефа Шерментовского (1833—1876), крупного художника среди варшавских жанристов 60-х гг.
Польские ссыльные Минусинска свидетельствовали, что «в городе встречается запрос на педагогический труд, пересиливающий в гражданах даже страх сношений с надзорными». Луч света, неровно осветивший первый план, вот-вот скроется за надвигающимися тучами. Если 30-е гг. Известно, что вначале XVII века отправкой в регион наказали около 1500 человек. Значит имя и деятельность каждого из них должны быть восстановлены во всей своей полноте.
Живя в Париже, он написал портрет генерала Г. Дембиньского (1852 Краков, Национальный музей), который только что вернулся из Венгрии, где предводительствовал революционными войсками поляков, присоединившихся к повстанцам-венграм. 1870 — 1960».
История польского авангарда имеет своих героев, ставших легендами. В австрийской Польше, где бытовой жанр был менее широко развит, сложилось, однако, своеобразное, полное большой искренности творчество Александра Котсиса (1836—1877). Фогеля, принесшего в 19 в. навыки реалистического пейзажа и целого ряда других художников. Кареглазый, с темно-русыми волосами, он не имел особых примет. В 1871 году Станкевич был направлен в Енисейскую губернию, а в 1873 году он обратился к Енисейскому Губернатору разрешить 6-месячную поездку домой, чтобы «устроить и обеспечить положение моей больной матери и брата, проживающих в городе Литин», но получил отказ. Начав как мастер психологических портретов, Дуниковский создает целый ряд символических скульптур, в том числе «Материнство» (позолоченное дерево, 1900), скульптуры «Дуновение» (кованая медь, 1901) и «Фатум» (1901). " – говорил Ян Матейко (1838 – 1893), выдающийся польский художник XIX в., автор работ на исторические темы.
Лица революционеров, спокойные жесты их сильных рук, естественные, лишенные внешней патетики позы — полны достоинства. становится все более традиционно-официальным. Интересна с этой точки зрения выставка «Человек и труд в народной Польше», открытая в конце 1964 г. в варшавско. м Доме крестьянина. В сентябре 1939 г. узнав о вторжении в Польшу Красной Армии, Виткаций покончил с собой.
Вверху плаката сквозь строчки типографского набора просвечивают пять красных букв: «Ленин». Судьбы искусства все более прямо и непосредственно связывались с судьбой общества в целом. 1871 Варшава, Национальный музей). Идеи Дуниковского и Щелковского развивал в живописи Фелициан Коварский (1890 — 1948).
Карны создал портреты легендарного генерала Кароля Вальтера-Сверчевского (1961), юного Ф. Дзержинского (1955), Марии Склодовской-Кюри (1955), Эрнеста Хемингуэя и др. Он является своего рода импульсом, заставляющим «работать» воображение зрителя по заданной Янушевским программе, вызывая поток ассоциаций с красной кирпичной стеной, с красным заревом кровавых лет войны. От сюрреализма Новосельский перенял двузначность и таинственность. Дуниковский работал над ним в течение 1946 — 1952 гг. В 50-е гг.
1945 г. открывает новую страницу в творчестве Кулисевича. Массовый характер процесс приобрел благодаря «кандальному пути» уголовных и политических преступников, сосланных в Сибирь не только для отбывания наказания, но и для заселения бескрайних просторов «окраины» Российской Империи, в том числе за счет ссыльных поляков. Он начал еще в 1937 г. Но подлинный расцвет его творчества — 50 — 60-е гг. Таково было творчество А. Мицкевича, Ф. Шопена, Ю. Словацкого.
Это отчетливо видно на одной из лучших картин Герымского — «Повстанческий патруль» (ок. Целый ряд молодых художников-жанристов, расцвет творчества которых падает на 60—70-е гг., обязан Пиварскому, бывшему прекрасным педагогом, своим интересом к народной жизни и реалистическими основами творчества. 1903). «Варшава.
С 1966 г. в Варшаве организуется Бьеннале плаката – мероприятие международного масштаба. Его картины 1860-х годов отличаются ярко выраженной антиаристократической тенденцией («Проповедь Скарги», 1864, Варшава, Национальный музей). К удаче художника относится и «Последнее добро» (1870 Варшава, Национальный музей).
В портрете «Сенько» (ок. — годов революции, крестьянских восстаний и бунтов городской бедноты. В Польше 20-х гг. Любопытны в этом плане неустанные поиски талантливейшего мастера Ежи Сроковского (р.
К этому поколению принадлежал и Ксаверий Дуниковский (1875 — 1964). Все это придает суровую мужественность образу солдата. Матейко выбирал для своих сложных по построению многофигурных картин большие исторические события времен расцвета Польши, В «Проповеди Скарги» (1864, Варшава, Национальный музей) с огромным эмоциональным накалом он изобразил проповедника 16 века, призывающего к единению польских магнатов. 1946) – лауреат Гран-при Бьеннале графики 1995 г. в Гиёр (Венгрия).
Демковской связано возрождение медальерного искусства. За последнее двадцатилетие несколько новых памятников появилось в Варшаве. Рациональные и выразительные крупноблочные здания построены в варшавском микрорайоне Прага II архитекторами И. Гей-штором и И. Кумеловским (1960). Здесь особенно значительным представляется творчество Антони Бродовского (1784—1832) — художника, родом из Варшавы, учившегося в Париже у Жерара. Все права защищены. Характеры крестьян для него имеют такую же значительность и сложность, как портреты шляхтича, —они для него интересные, значительные люди, а не «униженные и оскорбленные», которым требуется сочувствие.
В 20-е гг. Однако это не уберегло его от смерти от рук свихнувшихся подростков. Написан портрет в спокойной и сдержанной оливково-серой темной гамме.
Началом коллекции стала монументальная картина «Факелы Нерона», подаренная городу автором – Генрихом Семирадским. своими картинами из быта ссыльных: «Смерть на этапе» (1891), «Воскресенье в шахте» (1882), «Политические ссыльные» (1883) (все — Варшава, Национальный музей), в которых показал себя мастером психологической характеристики. Небо нахмурилось, за оградой, около старого костела, темнеют деревья. борьбу польского народа за национальное освобождение.
Важнейшими произведениями этого периода являются «Битва под Грюнвальдом» (1879, Варшава, Национальный музей) и «Прусская присяга» (1882, Краков, Национальный музей). Пролетариагчики изображены сидящими в ряд на фоне кирпичной стены тюрьмы.
На протяжении веков польская культура была магнитом для иностранных художников. Это был путь, по которому шли объединения художников "Формисты польские", "Ритм", творчество которых было синтезом кубизма, фовизма, экспрессионизма и мотивов отечественного народного искусства.
Он выделился еще в 70—80-х гг. 1930) в лучших музеях мира и на открытых площадках. Он создает монументальные скульптуры: эскиз памятника Мицкевичу (бронза, 1948), «Маску Шопена» (бронза, 1949) и «Маску Ю. Словацкого» (гипс, 1949 все — Варшава, музей Дуниковского).
Вот один из плакатов: «Да здравствует и процветает Народная Польша. » (1960). Нарциз Войцеховский, участник январского восстания 1863-1864 годов и отбывавший наказание в Минусинском уезде, писал: «После 10 лет ссылки и неволи я управлял самым большим в Енисейской губернии фабрично-промышленным делом и пользовался большим признанием жителей данного уезда». Они понуро стоят у потрескавшейся стены деревенского кладбища, сливаясь с ней своей серой, тусклой одеждой.
Поэтичность в сочетании с легким юмором, полное отсутствие бытовизма, сентиментальности, этнографичности в изображении гураль-ских крестьян, мастерское владение линией, плавной, спокойной, почти классической (рисунок «Кася» Варшава, Национальный музей) — отличительные черты новой серии «Шлембарк» (1950 — 1954). Здесь работали художники Г. Родаковский, П. Михаловский, Л. Каплиньский. В этом направлении работали многие варшавские художники: Ф. Костшевский (1826—1911)—«Дробильщики камня» (1862, Познань, Национальный музей) В. Герсон (1831—1901) — «Прощание крестьянина с конем» (1856) — и ряд других. Еще в середине 19 в. в чисто классическом стиле Генрих Маркони (1792—1863) строит в Саксонском саду водонапорную башню (1854), напоминающую по форме римский храм в Тиволи. 1936), поэтические и эротические пейзажи Ежи Панека (1918 – 2001), сценки из человеческой комедии на гравюрах Яцека Гая (р. К лучшим работам Бродовского относится портрет брата художника (1815 Варшава, Национальный музей).
Классическим примером служит жизнь и творчество С. И. Виткевича (Виткация) (1885 – 1939), незаурядного драматурга, философа искусствоведа, а также художника и фотографа. Мыслями о его судьбе и о судьбе эпохи, раздумьями о цивилизации и роли человека в ней проникнуты серии гравюр «Дон-Кихот» и «Две эпохи». Наконец, пристальное изучение творчества таких мастеров, как Гойя и Веласкес, сообщали произведениям Михаловского особую художественную культуру, снимая налет «доморощенности», делая его художественный язык гибким и свободным. У ног их бегают кролики. Это плакат «Ребенок, с которым мы встречаемся» (1959) — с изображением испуганного мальчугана, чье желтое лицо словно выхвачено из ночи светом фонаря и антиалкогольный плакат «Ни капли.
Он возник как результат длительных поездок художника по Советскому Союзу и странам Европы. — начало новой волны строительства. В зрелый период своего творчества Михаловский писал очень широко, свободно. В картине «Пусть берет. » (Варшава, Национальный музей) Котсис вступает на путь критического реализма, приближаясь к современным ему русским художникам-передвижникам. Во многих случаях архитекторы, сохраняя традиционную систему плана здания использовали при оформлении фасадов новые приемы и формы, как это сделал, например, в здании Министерства путей сообщения, построенном в 1928г.
1898). Произведения трагически увязшего в политике Анджея Врублевского (1927 – 1957) служат ценнейшим свидетельством тех лет. Станиславский любовно и проникновенно писал картины польской и украинской природы, наслаждаясь буйством красок, щедростью теплой земли, умея из невзрачного куста репейника, выросшего на речном берегу, сделать полную света, воздуха и тонкого поэтического настроения картину, настоящий символ родной природы.
Творчество Яна Матейки (1838—1893) — целая эпоха в польской художественной и культурной жизни. Глядя на плакат, невольно вспоминаешь Маяковского: «Землю всю охватывая разом, видел то, что временем сокрыто».
Ту же роль играет творчество 3. Однако это скорее продолжатели традиции, чем зачинатели нового искусства. Характеры крестьян для него имеют такую же значительность и сложность, как портреты шляхтича, — они для него интересные, значительные люди, а не «униженные и оскорбленные», которым требуется сочувствие.
Эти работы знаменуют развитие академической, официальной живописи. В его творчестве ярко выражено декоративное начало. По сравнению с живописью в графике сильнее ощущались реалистические тенденции. При всем разнообразии творчество этих мастеров объединяло стремление к возрождению монументального искусства на народной основе искусства, проникнутого передовыми идеязш своего времени, понятного народу. Непременные участники общепольских выставок художников-реалистов, лодзинцы устраивают тематические выставки в своем городе. Надписи появляются в самых неожиданных местах.
ХХ в., как и везде в Европе, расцвело авангардное искусство. 30—40-е гг. Ян Матейко.
и фольклорными мотивами. Личность представляется художнику цельной, замкнутой в себе, противостоящей в какой-то степени окружающему миру. 1908), Т. Трепковский (1914 — 1954) (плакаты «СССР», 1954 «Нет. », 1952), Г. Томашевский (р.
Фигура генерала, сидящего в грустной задумчивости под сенью полевого шатра, вырастаете образ «солдата-скитальца» — одного из самых типичных и драматических образов польской истории и польской поэзии. Среди художников старшего поколения, чье творчество влилось в художественную жизнь новой Польши, можно назвать Войцеха Вейса (1875 — 1950), автора картины «Манифест» (1950 Варшава, Национальный музей), посвященной историческим событиям 1944 г., когда 22 июля Польским комитетом национального освобождения был принят манифест, провозгласивший как очередную задачу создание демократического польского государства. В творчестве Шерментовского укрепилась своеобразная «жанрово-пейзажная» композиция, в которой главным является не действие, не сюжет, а общее настроение. Работы этого периода однообразны, отмечены печатью декаданса. Это явственно видно на примере архитектуры, вступившей в полосу нового подъема. В городах изгнанники «производили и продавали качественные и модные товары. В углу — постель, на которой виднеется застывшая, с запрокинутой головой фигура умершей крестьянки.
Никифора влекла также богатая греко-католическая литургия.
Он предложил опирающийся на фольклор района Подгале (Подхале) стиль "Закопане". 1893), Станислав Горно-Поплавский (р. На красную кирпичную стену падает тень подпольщика, пишущего на стене мелом ПНР (Польская рабочая партия). Среди лучших крупнопанельных зданий — жилой дом в Варшаве (архитекторы Б. Пахерт, Л. Заборский) и дом во Вроцлаве (архитекторы И. Гавры-ляк, Е. Францкевич, М. и И. Тамрычевские). Францишек Стрынкевич (р.
Белорус с польским гражданством, он живет и работает вдали от суеты больших городов, в деревне Валилы на Белостокщизне. Яцек Мальчевский (1854 – 1929) – это enfant terrible польского символизма, ученик Матейко, который ввел в свою живопись мотивы народных сказок, греческой мифологии и трагических предчувствий конца века. Однако надо отметить и возросший профессионализм художников их стремление добиться настоящего мастерства.
Среди них особое место занимает здание сейма (1949 — 1952), построенное выдающимся польским зодчим старшего поколения академиком Богданом Пневским и широко известное своей сдержанной монументальной и выразительной композицией и превосходными интерьерами.
Таковы написанные в начале 60-х гг. Если 30-е гг. Этим объясняется и «театральность» поз, жестов героев. С внутренней стороны пилонов стоят кариатиды: «Женщина с ребенком», «Крестьянин», «Горняк», «Шахтер». В краю, который в Царстве Польском называли «тюрьмой без решеток», поляки слыли грамотными, обязательными и честными исполнителями, труд их был дешевле, чем вольных граждан. Кариатиды органически связаны с пилонами, как бы вырастают из них. В более поздние годы, живя в Париже, А. Герымский создает много полотен, среди них «Парижская Опера ночью» (1891 Познань, Национальный музей) и лучшую, пожалуй, свою работу — «Вечер над Сеной» (1893). После 1945 г. начинается новый, яркий и плодотворный период в творчестве мастера.
были в известной мере периодом затишья, когда даже в самом польском обществе возник спор о «смысле существования национального искусства», то 40—50-е гг. Персонажи и события польской истории воссоздаёт и Генрих Редлих (1838/1840 (. ) – 1884) в гравюре «Люблинская уния 1569 года (Сигизмунд Август в Люблине)», созданной по заказу Общества изящных искусств в Вене по оригиналу знаменитого живописца Яна Матейко (1838 – 1893). Пристальный интерес к предметному миру выражает одно из последних полотен Е. Кравчика «В мастерской» (1964).
В то же время при сооружении крупных административных и общественных зданий часто сказывается ретроспективизм, стремление сохранить классические ордерные композиции, упрощенные и стилизованные в духе современной архитектуры. Авангардист родом из Японии – Койи Камойи (р. С наибольшей силой эти тенденции проявились в живописи. Родоначальник «формизма» 3.
К удаче художника относится и «Последнее добро» (1870 Варшава, Национальный музей). Плакат был в ПНР одним из островков творческой независимости. Почти каждый из нас имел по нескольку семейных домов, в которых мы были желанны, нас считали чуть ли не членами семьи». Для них, участников национально-освободительных восстанийXIXвека ««Сибирь» не была чисто географическим понятием, заключала в себе опыт, пережитый на обширных просторах Российской империи польскими ссыльными, насильно отторгнутыми от мест своего постоянного проживания».
Алина Шапошников (1926 – 1973) была одной из первых европейских художниц, обратившихся к проблеме телесности с отчаянной смелостью, презрев все табу.