Одной из них является картина «Полет Фауста и Мефистофеля». Основой для этого шедевра послужил сюжет легенды средневековых времен. Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста.
Наши страсти, увлечения, а их и олицетворяет в данном случае бес Мефистофель, приносят нам страдания, влекут порой в сторону от верного пути, но они же и поддерживают в нас вечный огонь жизнедеятельности. перев. Его трагедия «The tragical history of the life and death of Doctor Faustus» (изд. Ко времени этого высказывания Пушкин уже написал роман «Евгений Онегин» (даты завершения романа и «Фауста» совпадают – 1831 год), знал цену «творческой мысли»: гений судил гения. Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической концепции легенды.
(Во времена Гете, как известно, создавалась диалектика Гегеля). А. Анютина, СПБ, 1904, то же, пер. Для него история о Фаусте в первую очередь — повествование об «ужасных и отвратительных грехах и проступках» прославленного чернокнижника свое изложение легенды о Фаусте он педантически уснащает «необходимыми напоминаниями и превосходными примерами», долженствующими служить ко всеобщему «поучению и предостережению». Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне. Сам Гёте считал: «Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции».
И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835—1836, русский перев. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Он органично входит в общую концепцию Гёте.
Последние слова I части: «Голос Маргариты (из тюрьмы, замирая): Генрих, Генрих. » Словами о силе «вечной женственности», т. е. высокой, большой любви, которая при всех женских слабостях ведет к «заповедной цели», Гёте заканчивает и всю трагедию. Они пролетают на своих лошадях над сонным средневековым городком. Также эта картина принадлежит к модерну из-за стилистики, в которой проработал ее Врубель.
В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в свое время к различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др. ) и отнесенные в ней к Фаусту. В оформлении двух особняков морозовской фамилии (С. Соч.
Поэт постоянно напоминает нам об этом. О его жизни рассказано во многих исторических свидетельствах и легендах. Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий. Например, на данной картине заметна плоскость стилизации и изображение героев в непривычном, для простого человеческого взгляда, стиле.
Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи. Трагедия пронизана пафосом творчества. Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Фауст – лицо реально существовавшее.
Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней. Такое поразительное сочетание взаимодополняющих друг друга противоположностей позволяло Михаилу Александровичу создавать удивительно сильные по своему выразительному воздействию художественные образы, которые были совершенно нетипичны для современной ему российской живописи. Будучи наполнены очень мощным логико-философским началом, картины художникав то же время несли в себе особую эстетическую утонченность изящество уникального авторского стиля. Бессонна мысль и жаждет исполненья». Вера в Бога одна из основ ее жизни.
Тщетно мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной культуры и не случайно в конце XIX и XX вв. Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру. Это очень явственно читается на картине – тут и готика, которая видна в средневековых замках и чисто европейские домишки. Но «свет внутри меня ведь не погас.
Маргарита с ее безоглядностью любви одно из ее воплощений у Гёте, это «вечная любовь». Если в «Прафаусте» (1774—1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797 изд. В 1838 году появился первый полный стихотворный перевод первой части «Фауста» и прозаическое изложение второй части Э. И. Губера. Эти соприкосновения приходятся точно на линию горизонта, то есть на уровень зрения наблюдающего эту сцену зрителя. Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события. 8 развернул в самостоятельную поэтическую драму.
Фауста вначале привлекает в Маргарите красота. Существует предположение, что он был так называемым бродячим школяром, то есть одним из представителей средневековой интеллигенции, получивших университетское образование, но не имевших постоянной службы и переезжавших из города в город в поисках временного заработка. Фауст прославился как знаток оккультных наук, предсказатель и составитель гороскопов. «Забота» платит ему «проклятьем за презренье» и ослепляет его. Картина словно бы произрастает из нижнего левого угла.
Под их пером он приобретает черты «бурного гения», попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего мира. перевод 1567 и др. ). Два героя произведения немецкого поэта – Фауст и Мефистофель – наглядно демонстрируют это диалектическое родство положительного и отрицательного начал. Рожденный суеверной народной фантазией, образ Мефистофеля в произведении Гете воплощает в себе дух отрицания и разрушения, Мефистофель много разрушает и уничтожает, но он не может уничтожить основное – жизнь. Фауст вырастает в колоссальную фигуру.
Тургенев в статье «Фауст, трагедия. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Он писал о том, что в «Фаусте» «план обширный объемлется творческой мыслью» и называл это «высшей смелостью». С ужасом отшатывается она от Фауста, отказываясь бежать с ним, когда видит его рядом с Мефистофелем, но любовь не уходит из ее сердца, с нею она погибает.
Попав в маленькую опрятную комнату Маргариты, он лучше понимает ее характер, ему кажется, что его порыв «вечен». Слыхал я от людей, что собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину еду. Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру.
Вот мысль, которой весь я предан, Итог всего, что ум скопил. Искус богатством и властью, увлечение античностью и искусством, стремление увидеть в них одну из истин жизни, разнообразная государственная деятельность, внимание к простым людям с их заботами, нуждой, мечта «с природой наравне быть человеком, человеком мне», мысль: «Брось вечность утверждать за облаками.
В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia von Dr. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Источником книги помимо устных сказаний служили современные сочинения по ведовству и «тайным» знаниям (книги теолога Лерхеймера, ученика Меланхтона: «Ein Christlich Bedencken und Erinnerung von Zauberey», 1585 книга И. Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского: «De praestigiis daemonum», 1563, нем.
При этом штюрмеры, особенно Клингер, сочетают тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка (например картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произвол феодала, преступления монархов и духовенства, развращенность господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа и др. ). «В его отпадении сказывается не что иное, как высокомерие, отчаяние, дерзость и смелость, подобная тем титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и хотели воевать против бога или похожая на злого ангела, который противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и тщеславный»). Так, прожолжая тему про медицину и искусство, решила сделать небольшую подборку по самому известному в мире доктору и по совместительству чернокнижнику Фаусту. Иоганн Фауст (примерно 1480—1540) — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературыМихаил Врубель. луч ее случайный, Неуловим. Фауст у ВидманаНародная книга лежит также в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc. ), вышедшего в Гамбурге в 1598.
Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере его девиз. Вечером, в саду Маргариты. Важно осмыслить эти принципы и влияние Мефистофеля на Фауста, собственную «деятельность» Мефистофеля в трагедии. Много художников различных стран от Э. Делакруа до Р. Кента за рубежом, много русских художников создавали свои версии героев «Фауста» Гёте. Античный мир (Суд Париса для дома Дункер в Москве), средневековые рыцарские легенды составляют круг предпочтительных тем в декоративных фантазиях Врубеля.
Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzknstler etc» (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике). Он познает, как и хотел, всю «полноту жизни», любит ее печали и радости, ее «роковое бремя». А слава. Заключительная глава книги повествует о «страшном и ужасающем конце» Фауста: его разрывают бесы и душа его идет в ад.
В этом образе соединились полярные качества человеческой натуры божественный огонь природных талантов и бездарная погоня за властью и наслаждениями, величие и чистота помыслов и кощунственное любопытство к злу и грязи, дерзновенная сила порыва и неспособность справиться с силами, разбуженными этим порывом. «Жизнь», 1899 июль и август) рисует Фауста титаном, охваченным жаждой знания, богатства и мощи. В Полете Фауста и Мефистофеля барочная турбулентная складчатость соединена с готической заостренной угловатостью и колючестью. Пристрастие гуманистов к античности олицетворено в книге как «безбожная» связь похотливого Фауста и Прекрасной Елены.
В условиях зрелого капитализма тема о Фаусте в её ренессансно-гуманистической трактовке не могла уже получить полноценного воплощения. мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте. Исключительную популярность тема о Фаусте получает в Германии во второй половине XVIII в. в среде писателей период «бури и натиска». Мефистофель словно жаждет встретиться глазами с человеком, который смотрит на полотно.
Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Фауст скончался в 1540 году. «Посвящение» намечает общий замысел – концепцию Гёте, раскрывают ее далее «Театральное вступление» и «Пролог на небе». Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий. В борьбе противоречий создается гармония мира, в столкновении идей – истина.
Это история возникновения и развития чувства, психологически тонко прослеженная история победы любви и вместе с тем стремления человека вырваться за пределы «малого» домашнего мира, невозможности отгородить этот «малый» мир от «большого». Фауст не включается в это веселье. Нам здешний мир так много говорит. » – все это стадии развития Фауста, которые Гёте оценивал как становящиеся все «выше и чище». Однако, они имеют очень большую ценность для историков искусства как материал для изучения творческих и духовных поисков гения. Фауст и Мефистофель. Художник умел подбирать сложнейшие ракурсы и очень хорошо их обыгрывать. Сначала Мефистофель переносит Фауста в компанию веселящихся гуляк – а вдруг девиз ее «Да здравствует свобода и вино. » будет принят Фаустом.
В этом отношении знаменателен самый образ Фауста — неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия. Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. И наконец, обращаясь к архангелам, а они в этой сцене славят гармонию мира, Бог, как добрый отец (ведь он – сама Природа), называет их детьми мудрости и милосердия, назначает им в славный удел созерцать и любоваться этой чудесной гармонией мира, видеть мир в вечном движении, в борьбе, страданиях, мыслить и понимать его. Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события. Он старался с ней не расставаться, насколько это позволяло их рабочее расписание.
Автор, по-видимому лютеранский клирик изображает Фауста дерзким нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом ради приобретения великого знания и силы («Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел проникнуть и изучить все основания неба и земли». Главные герои картины – Мефистофель и Фауст. Лицо же Фауста решительно и непроницаемо. Борьба формы и содержания, безудержно стремившихся в его мозгу к максимальной крайности самореализации, постепенно разъедала изнутри личность самого Михаила Александровича. Постоянные нападки со стороны консервативных критиков, которым были непонятны и чужды его искания, также не способствовали душевному равновесию художника.
Триптих», написанное в этом же году для украшения московского дома А. В. Морозова. Он — символ возможностей и судеб человечества. Он посвящен «незабвенной памяти А. С. Пушкина». Видман в противоположность Марло усиливает моралистические и клерикально-дидактические тенденции «народной книги».
Итак. В музыкальном искусстве существуют оперы Гуно и Бойто, балеты Адана, Паницци, Коста и Бонетти, вокально-симфонические произведения по мотивам «Фауста» Берлиоза, Шумана, Вагнера (его лее увертюра «Фауст»), симфония Листа, кантата Шнитке и Другие произведения. Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке). Тщательно и творчески переработав наследие мастеров живописного жанра различных эпох и направлений, МихаилВрубель создал свою собственную художественную манеру.
Многие из них утрачены и существуют только на фотографиях. Меня и Серова поражало это. ». Ад теряет над Фаустом свою силу.
Фауст — странствующий шарлатан XVI в. — выступает в романе Арнима «Die Kronenwchter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все — движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях. Фауст пытается освободиться от силы демонов: «Не выношу их нравственного гнета». Мирская честь Бессмысленна, как сон. 13 «Фауст» Гёте это книга вечных образов, в ней вечны и Фауст и Мефистофель и Маргарита и даже второстепенные герои типа Вагнера. Стремясь к реализации в самых различных начинаниях, Врубель помимо написания картин создал целый ряд монументальных росписей, выполнял театральные декорации, занимался графикой, скульптурой, пробовал себя в качестве архитектора.
Ary Scheffer (1798-1858)Фауст и Маргарита в саду, 1846 Фрэнк Кадоган Купер Фауст – Маргарита, одержимая злым духом в соборе Образ Фауста в эпоху романтизмаВ начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков. Чего не скажешь о лице Мефистофеля. В одной из исторических хроник, написанных спустя двадцать семь лет после его смерти, говорится: Этот Фауст за свою жизнь совершил так много чудесных дел, что их хватило бы на сочинения целого трактата, но в конце концов нечистый все же удушил его. И при жизни Фауста и после его смерти в народе ходило множестве рассказов о нем. Образ легендарного Фауста существенно отличается от своего исторического прототипа. Штюрмеров привлекал также «готический» колорит легенды, её иррациональный элемент. Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке).
Для этого Фауст заключил союз с дьяволом и тот приставил к нему нечистого духа по имени Мефистофель, который должен был исполнять все желания ученого и отвечать на все его вопросы. текст из википедии «Народная книга» Титульная страница «Народной книги»В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность. Но, начиная новую, «другую» жизнь, Фауст проходит снова по типичной для многих дороге жизни ища ее смысл в молодом веселье, любви, практических делах на пользу общества, в красоте. Писателей-штюрмеров Фауст привлекает своим дерзновенным титанизмом, своим бунтарским посягательством на традиционные нормы. Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере – его девиз.
Сомнения Фауста её пугают, но не настолько, чтобы отвергнуть его любовь. Их универсальные знания их занятия натурфилософией, астрологией и алхимией их успехи и слава приписывались, как и прежде, содействию демонических сил, «договору с дьяволом». Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, Жизнь и свободу заслужил. Фауст для нее человек другого мира, но тем сильнее ее любовь.
Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. Роль концепции Гёте в «Фаусте» подметил Пушкин. Она же готова дать матери снотворное, чтобы иметь возможность увидеться с Фаустом. Гёте» сказал: «Она мила, как цветок, прозрачна, как стакан воды, понятна, как дважды два четыре. » Маргарита действительно скромна и непритязательна. Многое одновременно и объединяет и разъединяет Фауста и Маргариту.
Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания.