Частица силы я, Желавшей вечно зла, творившей лишь благое. Меня и Серова поражало это. ». Он писал о том, что в «Фаусте» «план обширный объемлется творческой мыслью» и называл это «высшей смелостью». Фауст скончался в 1540 году. Искус богатством и властью, увлечение античностью и искусством, стремление увидеть в них одну из истин жизни, разнообразная государственная деятельность, внимание к простым людям с их заботами, нуждой, мечта «с природой наравне быть человеком, человеком мне», мысль: «Брось вечность утверждать за облаками.
Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Фауст не включается в это веселье. В его колких репликах много печальной правды.
9 В результате любовь приносит Маргарите горе: умирает мать, убит на дуэли защищавший ее брат, она губит своего ребенка и осуждена судом на смерть. Тот устал от вечности. Фауст у ВидманаНародная книга лежит также в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc. ), вышедшего в Гамбурге в 1598. Но, начиная новую, «другую» жизнь, Фауст проходит снова по типичной для многих дороге жизни ища ее смысл в молодом веселье, любви, практических делах на пользу общества, в красоте. Штюрмеров привлекал также «готический» колорит легенды, её иррациональный элемент.
Пушкин "В сцене из Фауста" вложил в него черты романтической пресыщенности. Фауст и Мефистофель. В музыкальном искусстве существуют оперы Гуно и Бойто, балеты Адана, Паницци, Коста и Бонетти, вокально-симфонические произведения по мотивам «Фауста» Берлиоза, Шумана, Вагнера (его лее увертюра «Фауст»), симфония Листа, кантата Шнитке и Другие произведения. В сущности, он тоже созидает через отрицание:.
Сам Гёте считал: «Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции». А. Анютина, СПБ, 1904, то же, пер. «В его отпадении сказывается не что иное, как высокомерие, отчаяние, дерзость и смелость, подобная тем титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и хотели воевать против бога или похожая на злого ангела, который противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и тщеславный»). Соч. Триптих», написанное в этом же году для украшения московского дома А. В. Морозова. Античный мир (Суд Париса для дома Дункер в Москве), средневековые рыцарские легенды составляют круг предпочтительных тем в декоративных фантазиях Врубеля. Роль концепции Гёте в «Фаусте» подметил Пушкин.
Заключительная глава книги повествует о «страшном и ужасающем конце» Фауста: его разрывают бесы и душа его идет в ад. Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста. Фауст – лицо реально существовавшее.
Другой знакомый Фауста, ученый-богослов Иоганн Гаст, писал: Были у него собака и конь, которые, полагаю, были бесами ибо могли выполнять все, что угодно. Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Он глядит на мир без ненависти и любви, он презирает его. В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в свое время к различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др. ) и отнесенные в ней к Фаусту.
Ему холодно в просторах вселенной. Трагедия пронизана пафосом творчества. Чаще всего он мудро признает правоту и того и другого. Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства.
Страдания Фауста суть пытливое, придирчивое, страстное стремление к истине. Его трагедия «The tragical history of the life and death of Doctor Faustus» (изд. Он не похож на Сатану Мильтона. Фауст – это жажда постижения, вулканическая энергия познания.
А вместе с тем это похоже на нитяной стежок на вышивке, но также и на растворенные в мерцающем свете переплеты витража, тогда как блеклая цветовая гамма в необычайно изысканном сочетании оттенков пепельно-серого и розового напоминает одновременно выцветший гобелен и фактуру старых фресок. Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события. Чернышевский оставил глубокомысленные суждения об этом персонаже. Вечность и бесконечность ничтожны в сравнении с кратким, как миг, счастьем смертного.
В этом отношении знаменателен самый образ Фауста — неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия. Вечером, в саду Маргариты. Фауст вырастает в колоссальную фигуру. Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события.
Фауст пытается освободиться от силы демонов: «Не выношу их нравственного гнета». луч ее случайный, Неуловим. Ко времени этого высказывания Пушкин уже написал роман «Евгений Онегин» (даты завершения романа и «Фауста» совпадают – 1831 год), знал цену «творческой мысли»: гений судил гения. Это – Онегин, скучающий, рано познавший наслаждения и рано ощутивший оскомину. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Нам здешний мир так много говорит. » – все это стадии развития Фауста, которые Гёте оценивал как становящиеся все «выше и чище».
Последние слова I части: «Голос Маргариты (из тюрьмы, замирая): Генрих, Генрих. » Словами о силе «вечной женственности», т. е. высокой, большой любви, которая при всех женских слабостях ведет к «заповедной цели», Гёте заканчивает и всю трагедию. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzknstler etc» (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике). Многие из них утрачены и существуют только на фотографиях.
Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий. В его груди – пламень. 13 «Фауст» Гёте это книга вечных образов, в ней вечны и Фауст и Мефистофель и Маргарита и даже второстепенные герои типа Вагнера. Фауста вначале привлекает в Маргарите красота. Он посвящен «незабвенной памяти А. С. Пушкина».
Вот мысль, которой весь я предан, Итог всего, что ум скопил. Первый жаждет, второй насыщен, первый алчен, второй сыт по горло, первый рвется по-монтеневски аи-аа ("за пределы"), второй знает, что там нет ничего, там пустота и Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы как на капризы и весело им потакает – ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом. Автор, по-видимому лютеранский клирик изображает Фауста дерзким нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом ради приобретения великого знания и силы («Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел проникнуть и изучить все основания неба и земли». «Жизнь», 1899 июль и август) рисует Фауста титаном, охваченным жаждой знания, богатства и мощи. Он старался с ней не расставаться, насколько это позволяло их рабочее расписание. Он готов положить к ногам смертной девушки и вечность и все свое могущество.
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, Жизнь и свободу заслужил. Ад теряет над Фаустом свою силу. Это отнюдь не тип злодея. перевод 1567 и др. ). Если в «Прафаусте» (1774—1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797 изд.
Его гражданский и человеческий идеал созрел: Пусть точит вал морской прилив, Народ, умеющий бороться, Всегда заделает прорыв. Образ легендарного Фауста существенно отличается от своего исторического прототипа. Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической концепции легенды. Мефистофель не похож и на лермонтовского Демона. Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру. И наконец, обращаясь к архангелам, а они в этой сцене славят гармонию мира, Бог, как добрый отец (ведь он – сама Природа), называет их детьми мудрости и милосердия, назначает им в славный удел созерцать и любоваться этой чудесной гармонией мира, видеть мир в вечном движении, в борьбе, страданиях, мыслить и понимать его.
Под их пером он приобретает черты «бурного гения», попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего мира. Гёте» сказал: «Она мила, как цветок, прозрачна, как стакан воды, понятна, как дважды два четыре. » Маргарита действительно скромна и непритязательна. Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней.
Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке). Фауст для нее человек другого мира, но тем сильнее ее любовь. Тот страдает.
Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне. Он сожалеет о потерянном Эдеме и ненавидит Бога. Он хочет любви простой, человеческой.
Итак.
Вера в Бога одна из основ ее жизни. Лицо же Фауста решительно и непроницаемо. Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий.
Он уже ничего не ищет, ничего не хочет, живет зевая. Пристрастие гуманистов к античности олицетворено в книге как «безбожная» связь похотливого Фауста и Прекрасной Елены. Сначала Мефистофель переносит Фауста в компанию веселящихся гуляк – а вдруг девиз ее «Да здравствует свобода и вино. » будет принят Фаустом. Он жаждет мести и непреклонен, горд и свободолюбив. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи.
Свобода для него дороже Эдема. Маргарита с ее безоглядностью любви одно из ее воплощений у Гёте, это «вечная любовь». И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835—1836, русский перев. Он органично входит в общую концепцию Гёте.
Попав в маленькую опрятную комнату Маргариты, он лучше понимает ее характер, ему кажется, что его порыв «вечен». «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной культуры и не случайно в конце XIX и XX вв. Он — символ возможностей и судеб человечества.
Она же готова дать матери снотворное, чтобы иметь возможность увидеться с Фаустом. С ужасом отшатывается она от Фауста, отказываясь бежать с ним, когда видит его рядом с Мефистофелем, но любовь не уходит из ее сердца, с нею она погибает. Гете не всегда за Фауста и против Мефистофеля. В оформлении двух особняков морозовской фамилии (С. Сомнения Фауста её пугают, но не настолько, чтобы отвергнуть его любовь.
Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере – его девиз. Мефистофель уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его грудь. Исключительную популярность тема о Фаусте получает в Германии во второй половине XVIII в. в среде писателей период «бури и натиска». Важно осмыслить эти принципы и влияние Мефистофеля на Фауста, собственную «деятельность» Мефистофеля в трагедии. Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. 8 развернул в самостоятельную поэтическую драму.
В нем есть что-то от гетевского Мефистофеля. Н. Г. И он, лермонтовский Демон, печален. Видман в противоположность Марло усиливает моралистические и клерикально-дидактические тенденции «народной книги». мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте.
О его жизни рассказано во многих исторических свидетельствах и легендах. В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia von Dr. Фауст и Мефистофель – два антипода. Источником книги помимо устных сказаний служили современные сочинения по ведовству и «тайным» знаниям (книги теолога Лерхеймера, ученика Меланхтона: «Ein Christlich Bedencken und Erinnerung von Zauberey», 1585 книга И. Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского: «De praestigiis daemonum», 1563, нем. Тщетно мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. В 1838 году появился первый полный стихотворный перевод первой части «Фауста» и прозаическое изложение второй части Э. И. Губера.
Это история возникновения и развития чувства, психологически тонко прослеженная история победы любви и вместе с тем стремления человека вырваться за пределы «малого» домашнего мира, невозможности отгородить этот «малый» мир от «большого». перев. Слыхал я от людей, что собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину еду. Но «свет внутри меня ведь не погас. Для этого Фауст заключил союз с дьяволом и тот приставил к нему нечистого духа по имени Мефистофель, который должен был исполнять все желания ученого и отвечать на все его вопросы. текст из википедии «Народная книга» Титульная страница «Народной книги»В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность. Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере его девиз. Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все — движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях.
Многое одновременно и объединяет и разъединяет Фауста и Маргариту. И именно скептицизмом утверждаются истинные убеждения". Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. Тургенев в статье «Фауст, трагедия. Он познает, как и хотел, всю «полноту жизни», любит ее печали и радости, ее «роковое бремя». Ary Scheffer (1798-1858)Фауст и Маргарита в саду, 1846 Фрэнк Кадоган Купер Фауст – Маргарита, одержимая злым духом в соборе Образ Фауста в эпоху романтизмаВ начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков. А слава.
Бессонна мысль и жаждет исполненья». Мы бы сказали сейчас, что писатель избрал кинематографический принцип действия, если бы этот принцип не был заимствован кинематографом у литературы. Фауст — странствующий шарлатан XVI в. — выступает в романе Арнима «Die Kronenwchter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Фауст же Гете не скучает. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Много художников различных стран от Э. Делакруа до Р. Кента за рубежом, много русских художников создавали свои версии героев «Фауста» Гёте.
Но оно бессильно перед непритязательным сердцем смертной девушки. «Посвящение» намечает общий замысел – концепцию Гёте, раскрывают ее далее «Театральное вступление» и «Пролог на небе». Он ищет. Их универсальные знания их занятия натурфилософией, астрологией и алхимией их успехи и слава приписывались, как и прежде, содействию демонических сил, «договору с дьяволом».
«Забота» платит ему «проклятьем за презренье» и ослепляет его. Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке). Так, прожолжая тему про медицину и искусство, решила сделать небольшую подборку по самому известному в мире доктору и по совместительству чернокнижнику Фаусту. Иоганн Фауст (примерно 1480—1540) — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературыМихаил Врубель. При этом штюрмеры, особенно Клингер, сочетают тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка (например картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произвол феодала, преступления монархов и духовенства, развращенность господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа и др. ).
Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Мирская честь Бессмысленна, как сон. Для него история о Фаусте в первую очередь — повествование об «ужасных и отвратительных грехах и проступках» прославленного чернокнижника свое изложение легенды о Фаусте он педантически уснащает «необходимыми напоминаниями и превосходными примерами», долженствующими служить ко всеобщему «поучению и предостережению».
Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса.