И. босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов». «поклонение волхвов» (Триптих Бронхорст-Боссюйсе) — последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части. Иероним Босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов».
А что именно Босх изображает как объект поклонения для верующих христиан. ил.
Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. Связь Босха с этой ересью будет исследована в следующей главе. Вертеп — традиционный христианский символ еврейской синагоги. В дверном проеме виден осел, традиционный голландский символ иудаизма и Ветхого Завета.
За ней мужчина и женщина, на которых напали волки. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Впоследствии он упоминается в числе картин, отправленных Филиппом II в 1574 году в монастырь Эскориал. Еретики-бегины иногда называли папу римского «дикий кабан»56.
Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. ил. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды.
Вероятно, это Святой Иосиф, занятый сушкой пелёнок младенца Христа. В этих известных работах художники изображают пшеницу (евхаристический хлеб) и ангелов в церковных одеяниях42. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что триптих «Поклонение волхвов» в целом демонстрирует неканоническую интерпретацию этого библейского мифа. Перед Богоматерью с младенцем три царя: Валтасар, Каспар и Мельхиор. 5). Возможно, такая трактовка позднее перешла к катарам.
По мнению Балдасса, уже внешние створки на тему мессы святого Григория (цв. Легенда о мессе Св. 2, см. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Ересь в том, что у Босха волхвы поклоняются «культовым изваяниям». Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь.
4). Поклонение волхвов (триптих Босха) «Поклонение волхвов» (Триптих Бронхорст-Боссюйсе) – последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части. Мы исходим из того, что человек в вертепе указывает на присутствие Антихриста, воплощенного в «папе римском» и окруженного духовенством. На символическом языке Босха он становится не столько ветхозаветной синагогой, сколько «синагогой Сатаны» — так катары называли Римскую церковь.
Его ересь представляла собой средневековую форму древней дуалистической традиции, которая (как мы видели во введении) прослеживается от самых ранних мифов.
9). В манихейских псалмах четвертого столетия, обнаруженных в Фаюмском оазисе в Египте, встречаются метафоры «раны моих грехов», «тяжелая рана беззакония»44. Эта традиционная свита волхвов изображена Босхом как символ безрассудства и греховности. Типологически оба сюжета относятся к Поклонению волхвов. 6).
Согласно Шарлю де Тольнэ и ряду других ученых, Босх использует данное изображение, чтобы увязать приношения волхвов с мессой. Один из них, стоящий в профиль, явно монах. «Папа римский» на картине Босха находится в окружении группы людей в фантастических одеяниях. Христианская живопись традиционно представляла положительные образы волхвов.
Ныне хранится в музее Прадо в Мадриде. Наконец, дар Мельхиора в виде сферы, увенчанной пеликаном (что символизирует искупление Христом первородного греха), декорирован сценой возвращения трех героев к царю Давиду с виноградной лозой. Композиция картины необычна, но сама по себе не является еретической. Напротив, станет очевидно, что он был еретиком.
ил. Скорее всего, этот алтарный триптих был изготовлен специально для них около 1510 года. Центральная часть «Рождение Христа» (цв. также цв.
ил. Такая типичная для Босха трактовка образа будет подробно рассмотрена в главе 5. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.
Пастухи наблюдают сцену Поклонения из-за спины Богоматери. Это — страдающий Спаситель, охваченный силами зла. Еще дальше – беспечный погонщик мула, которого оседлала обезьяна.
Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию. 1) не соответствуют канону40.
Он появляется в окружении молодняка, как и «папа римский» в вертепе окружен своими приспешниками. Легенда о мессе Св. На мессу указывает жертвоприношение Исаака, а также звезда из соломы под кровлей вертепа (об этой «звезде» речь пойдет позже). Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). В центре овца, оставленная без присмотра «нерадивыми пастухами», которые вскарабкались на крышу, чтобы поглазеть на Младенца (цв.
Персонаж, сидящий на вязанке хвороста под дырявой крышей, сушит какие-то вещи над огнём. За сценой внимательно наблюдают оборванные крестьяне, которые выглядывают справа из-за стены хлева, а чтобы лучше видеть, лезут на крышу и карабкаются на деревья. Взгляд его насторожен. Волхвы греховны, так как поклоняются ложным идолам ложной религии. нами и бесами.
Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию. Волк и медведь, к примеру, нападают на путешественников (это указание на непредвиденные препятствия, стоящие на жизненном пути человека). Все это дает нам ключ к дальнейший разгадке образа. Т. 2). Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. ил.
Григория, рассказывающая о чуде евхаристии, связывалась в эпоху позднего Средневековья с именем папы Григория Великого. Таким образом, картина выражает негативное отношение к мессе, а не восхваляет ее. Иисус стоит на холме, словно заключенный в тюрьму.
Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. Гибсон сравнил их фигуры с культовыми изваяниями41. На заднем плане написано войско, готовящееся перейти реку.
Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. они часто появляются в качестве зрителей. Символы Страстей Христовых изображены над алтарем.
Их действия обличают в них приспешников дьявола. Она лежит у подножия скалы из которой растет мертвое дерево. Он остается в пределах римской (языческой) веры так же, как его рана — в стеклянном ковчеге. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). 2 и 4). Ряд образов центральной части этого триптиха повторяются и в его правой части (цв.
Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. В композиции Босха ангелы отсутствуют, а в церковные одеяния облачены волхвы. Бык, представляющий христианство и Новый Завет, находится внутри. Волхвы изображены на фоне находящегося на переднем плане вертепа. Валтасар в молитвенной позе преклонил колена.
Его дар, повествующий о жертвоприношении Исаака, лежит у ног Богоматери. Босх использует традиционные символы религиозных догм, но тонкие (или не очень тонкие) нюансы показывают его не совсем почтительное отношение к этим догмам. ил.
Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Самый загадочный персонаж – это человек, стоящий в дверях хлева позади волхвов. В отличие от других триптихов Босха, которые "читают" от слева направо, этот – от центра. В композиции Босха (правая часть триптиха) изображен кабан, выходящий из леса (цв. ил.
ил. Они приносят дары Мадонне и Младенцу, застывшим в безжизненных позах (цв. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. На заднем плане раскинулась привольная мирная долина, купающаяся в горячих лучах солнца. Три волхва – намек на этих трех царей.
Ее символика далека от обычного благочестия. То есть христианство заключено в тюрьму — «синагогу Сатаны» — так же, как Христос ограничен в рамках алтаря мессой святого Григория. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. Раненая нога для еретиков (и даже в некоторых случаях для христиан) является символом греховности.
Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс— пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока»— неиудеи— признали в младенце истинного Мессию. Манихеи и катары называли своих священников «агнец света», а их врагов — волками, собаками или дикими зверями57.
Так, скульптура Исаака буквально стоит на рептилиях. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XVв. В качестве примера классической трактовки мифа приведем произведение неизвестного художника, отнесенного Панофским к ранним фламандцам («Ранняя голландская живопись». Внутренние створки На боковых створках изображены коленопреклоненные донаторы (заказчики) бюргер Питер Бронкхорст и его жена Агнесса со своими святыми покровителями Св. Петром и Св. Агнессой Имя коленопреклонённой женщины — Агнес Боссюйсе, на это указывает фамильный герб и присутствие её святой покровительницы Святой Агнесы с непременным атрибутом — агнцем на заднем плане.
Нагрудник второго волхва – Мельхиора – украшен резным изображением ещё одной сцены из Ветхого Завета – посещения царя Соломона царицей Савской. Босх изображает человека с раной на правой ноге, то есть этот человек (по символике Данте) невежествен или не обращен в христианство. Идентификация мессы и Рождества также присутствует в алтаре Пор-тинари (1475) Хьюго ван дер Гуса и в «Рождестве» (1515) Жана де Бира (Бирмингем). В этом заключается значение странных символов, которыми Босх окружил трех волхвов. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.
.