И. босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов». Иероним Босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов».
Босх пошел еще дальше. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов. Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой.
Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном их печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. На заднем плане написано войско, готовящееся перейти реку. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии.
С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Напротив, станет очевидно, что он был еретиком. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. То есть христианство заключено в тюрьму — «синагогу Сатаны» — так же, как Христос ограничен в рамках алтаря мессой святого Григория. Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. 9).
Волхвы греховны, так как поклоняются ложным идолам ложной религии. Еще дальше – беспечный погонщик мула, которого оседлала обезьяна. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне».
Волк и медведь, к примеру, нападают на путешественников (это указание на непредвиденные препятствия, стоящие на жизненном пути человека). Это — страдающий Спаситель, охваченный силами зла. Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна. Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды.
Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. Христианские авторы считали, что этот набор символизировал троякость природы Христа: смирна была преподнесена ему как человеку, золото – как царю, а ладан – как Богу. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба. В центре овца, оставленная без присмотра «нерадивыми пастухами», которые вскарабкались на крышу, чтобы поглазеть на Младенца (цв. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс — пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» — неиудеи — признали в младенце истинного Мессию.
Третий волхв, чернокожий Гаспар, держит в руке увенчанную орлом серебряную державу, на которой изображён Авенир, воздающий почести Давиду. Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон). также цв. Мы этого точно не знаем. Легенда о мессе Св.
ил. Гибсон сравнил их фигуры с культовыми изваяниями41. Наконец, дар Мельхиора в виде сферы, увенчанной пеликаном (что символизирует искупление Христом первородного греха), декорирован сценой возвращения трех героев к царю Давиду с виноградной лозой. Символы Страстей Христовых изображены над алтарем. Мы исходим из того, что человек в вертепе указывает на присутствие Антихриста, воплощенного в «папе римском» и окруженного духовенством.
В дверном проеме виден осел, традиционный голландский символ иудаизма и Ветхого Завета. Установлено, что гербы на этом алтаре, принадлежащие донаторам, относятся к семьям Бронхорст и Боссхёйс. Подарок представляет собой скульптурное изображение из меди или золота на библейский сюжет об Исааке, приносящем в жертву своего сына (цв. Она лежит у подножия скалы из которой растет мертвое дерево.
В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. И для святого волхва, видимо, казался неуместен. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде).
Возможно, как раз потому, что Босх просто не собирался давать ответ и хотел показать, что зло многолико. Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок. Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной. Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц.
Бык, представляющий христианство и Новый Завет, находится внутри. Пастухи наблюдают сцену Поклонения из-за спины Богоматери.
Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы. Волхвы изображены на фоне находящегося на переднем плане вертепа. Композиция картины необычна, но сама по себе не является еретической. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл.
Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. Таким образом, картина выражает негативное отношение к мессе, а не восхваляет ее. – Тело Христово. По мнению Балдасса, уже внешние створки на тему мессы святого Григория (цв. Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы.
Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие. Они приносят дары Мадонне и Младенцу, застывшим в безжизненных позах (цв. Возможно, это Авенир – полководец царя Саула. «Папа римский» на картине Босха находится в окружении группы людей в фантастических одеяниях. В качестве примера классической трактовки мифа приведем произведение неизвестного художника, отнесенного Панофским к ранним фламандцам («Ранняя голландская живопись».
ил. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб. Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь). На мессу указывает жертвоприношение Исаака, а также звезда из соломы под кровлей вертепа (об этой «звезде» речь пойдет позже). И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом.
Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок. Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей. Скорее всего, этот алтарный триптих был изготовлен специально для них около 1510 года.
Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте.
1) не соответствуют канону40. Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах.
Один из них, стоящий в профиль, явно монах. Их действия обличают в них приспешников дьявола. По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»).
Во множестве историй о чудесах, распространившихся в позднее Средневековье, гостия – в ответ на физическую атаку со стороны еретиков или иноверцев – начинала кровоточить. В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние». Он остается в пределах римской (языческой) веры так же, как его рана — в стеклянном ковчеге.
Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды.
В отличие от других триптихов Босха, которые "читают" от слева направо, этот – от центра. Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир. Манихеи и катары называли своих священников «агнец света», а их врагов — волками, собаками или дикими зверями57. При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее.
Легенда о мессе Св.
Все это дает нам ключ к дальнейший разгадке образа. На символическом языке Босха он становится не столько ветхозаветной синагогой, сколько «синагогой Сатаны» — так катары называли Римскую церковь.
Взгляд его насторожен. ил. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу.
16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр. Иисус стоит на холме, словно заключенный в тюрьму. Золото неба у горизонта выше переходит в лазурную дымку – этот приём становится обычным в зрелом творчестве Босха. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое.
Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. 2 и 4). Нагрудник второго волхва – Мельхиора – украшен резным изображением ещё одной сцены из Ветхого Завета – посещения царя Соломона царицей Савской. Однако его язык настолько индивидуален, что целые поколения историков спорят о значении этих образов, выдвигая множество конкурирующих, а иногда и прямо противоположных интерпретаций.
6). Ее символика далека от обычного благочестия. Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами. В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова. В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи. А такая символика выглядела не слишком благочестиво.
Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке. Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица. Т. 2). Три волхва – намек на этих трех царей. У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы.
Центральная часть «Рождение Христа» (цв. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. ил. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс— пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока»— неиудеи— признали в младенце истинного Мессию. 5).
Его ересь представляла собой средневековую форму древней дуалистической традиции, которая (как мы видели во введении) прослеживается от самых ранних мифов. 20:8. Ряд образов центральной части этого триптиха повторяются и в его правой части (цв. ил.
Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен. Такая типичная для Босха трактовка образа будет подробно рассмотрена в главе 5. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. В композиции Босха (правая часть триптиха) изображен кабан, выходящий из леса (цв. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте.
Но почему они принесли именно такие подарки. Валтасар в молитвенной позе преклонил колена. Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»).
Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. 4). Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии.
В 1568 году был конфискован у Яна ван Кавемброта герцогом Альбой и послан шестью годами позже Филиппу II Испанскому. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. Его дар, повествующий о жертвоприношении Исаака, лежит у ног Богоматери. 19:19.
Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XVв. Христианская живопись традиционно представляла положительные образы волхвов.
нами и бесами. Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают. Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем.
Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию. Самый загадочный персонаж – это человек, стоящий в дверях хлева позади волхвов. Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур придаются странным играм и любовным утехам. В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа. 2, см.
На заднем плане раскинулась привольная мирная долина, купающаяся в горячих лучах солнца. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Возможно, такая трактовка позднее перешла к катарам. А что именно Босх изображает как объект поклонения для верующих христиан. В этом заключается значение странных символов, которыми Босх окружил трех волхвов. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Известны также трактования этого образа, авторы которых видели в обнажённом персонаже царя Давида и отлучённого от церкви пророка Валаама. Внутренние створкиНа боковых створках изображены коленопреклоненные донаторы (заказчики) бюргер Питер Бронкхорст и его жена Агнесса со своими святыми покровителями Св. Петром и Св. АгнессойИмя коленопреклонённой женщины – Агнес Боссюйсе, на это указывает фамильный герб и присутствие её святой покровительницы Святой Агнесы с непременным атрибутом – агнцем на заднем плане.
В ответ на горячую молитву папы, просившего дать какое-нибудь знамение, которое убедило бы маловера, на алтаре внезапно появился сам Иисус с орудиями Страстей и показал пять язв. В композиции Босха ангелы отсутствуют, а в церковные одеяния облачены волхвы.
Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев). Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь.
Еретики-бегины иногда называли папу римского «дикий кабан»56. И так далее. Но если Христу он был надет прямо на голову как орудие пытки, то у Антихриста колючие ветви безопасно обернуты вокруг тюрбана.
Вероятно, это Святой Иосиф, занятый сушкой пелёнок младенца Христа. И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис». В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы.
В манихейских псалмах четвертого столетия, обнаруженных в Фаюмском оазисе в Египте, встречаются метафоры «раны моих грехов», «тяжелая рана беззакония»44. Ересь в том, что у Босха волхвы поклоняются «культовым изваяниям». они часто появляются в качестве зрителей. ил. Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти. Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом. Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями.
В этих известных работах художники изображают пшеницу (евхаристический хлеб) и ангелов в церковных одеяниях42. На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм. ил. Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны.
Персонаж, сидящий на вязанке хвороста под дырявой крышей, сушит какие-то вещи над огнём. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал. Вертеп — традиционный христианский символ еврейской синагоги.
Босх использует традиционные символы религиозных догм, но тонкие (или не очень тонкие) нюансы показывают его не совсем почтительное отношение к этим догмам. Перед Богоматерью с младенцем три царя: Валтасар, Каспар и Мельхиор. По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Поклонение волхвов (триптих Босха) «Поклонение волхвов» (Триптих Бронхорст-Боссюйсе) – последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части.
Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар. Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины.
Идентификация мессы и Рождества также присутствует в алтаре Пор-тинари (1475) Хьюго ван дер Гуса и в «Рождестве» (1515) Жана де Бира (Бирмингем).
Эта традиционная свита волхвов изображена Босхом как символ безрассудства и греховности. За ней мужчина и женщина, на которых напали волки. 13:2 – 24. в ушах и т. д. ) максимально экзотичен.
Так, скульптура Исаака буквально стоит на рептилиях. По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Он появляется в окружении молодняка, как и «папа римский» в вертепе окружен своими приспешниками. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что триптих «Поклонение волхвов» в целом демонстрирует неканоническую интерпретацию этого библейского мифа. Связь Босха с этой ересью будет исследована в следующей главе. Босх изображает человека с раной на правой ноге, то есть этот человек (по символике Данте) невежествен или не обращен в христианство. Типологически оба сюжета относятся к Поклонению волхвов. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию.
ил. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд.
Раненая нога для еретиков (и даже в некоторых случаях для христиан) является символом греховности. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано.
2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом. А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. Позже, однако их репутация была восстановлена.