Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо --во время работы над огромным алтарным образом Похороны графа Оргаса, написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо – во время работы над огромным алтарным образом "Похороны графа Оргаса", написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы.
Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной. Портрет самого Эль Греко легко найти: он располагается выше поднятой руки над головой святого Стефана. Может, я и попал в правду, но сделал это ненаучным способом – подогнал.
Правда, на некоторое время картину снимали и она находилась в кладовых церкви. Она находилась, как уже упоминалось, совсем недалеко от его дома. Ангел уносит ввысь animula, душу усопшего, которую готовы принять расступившиеся облака, — художник здесь следует византийской иконографии. Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскресение Лазаря», последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо. Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной.
Ну кто бы знал графа Оргаса сейчас.
Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов. На фоне движущихся в холодном свете облаков слегка деформированные, вытянутые фигуры святых кажутся фантомами. Сам придумал. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами.
Некоторое время прихожане не платили налог, введённый Гонсало Руисом, возник судебный процесс, на полученные же в результате денежные средства было решено заказать алтарный образ. Петр с двумя ключами не вписывается в этот овал. В этом смысле в творчестве Эль Греко можно видеть вершину маньеристической живописи. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная в церкви Сан-Томе3. И невозможно перепутать картины Эль Греко с какими бы то ни было другими. Но свою художественную родину и свое художественное имя – Эль Греко – он обрел в Испании.
Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной. Остальное пространство верхней части картины заполняют разнообразные группы порхающих ангелов и святых. Это полотно стало настоящим украшением Толедо. «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, – говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз).
Он перенес событие старинной легенды в среду современной ему жизни. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Слева – святой Стефан. Глаза подчеркнуты огромными черепаховыми очками с петлями за ушами.
Франциск Ассизский стоит и держит в руках череп. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. Были театры, такие как театр Мейерхольда. А своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. Так свершается погребение графа Оргаса в дольнем мире.
И Эль Греко следовал этому описанию, следовал требованиям госзаказа. Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев»3. Первыми открыли полотна забытого мастера романтики. «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. Его высота составляет около пяти метров, а ширина приближается к четырем.
А запечатлевает эту картину Эль Греко, который вводит своего героя в будущее время. Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскресение Лазаря», последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо. Портрет самого Эль Греко легко найти: он располагается выше поднятой руки над головой святого Стефана. Именно на него указывает поднятая вверх рука над головой св. Церковь Сан Томе была приходской церковью Эль Греко.
Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями. Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной. «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, — говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». В неоплатонизме я, конечно, не разобрался – для меня это немыслимо трудно.
Но даже золотые одеяния святых не несут тепла. Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев». Стефана. Это картина очень сложного содержания, картина-роман, единственная у Эль Греко. Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан-Томе (Эль Греко был её прихожанином).
Эта боль в нем жила как в очень чувствительном ко времени человеке. Многие иностранцы специально приезжали в город, чтобы только увидеть эту картину и приходили от нее в немое восхищение. Однако Гарольд Уити (англ. Wethey) отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как этот образ скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения.
Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев». Ребенок связывает два мира – написанной картины и внешний, реальный, земной. Эти две фигуры – ребенок и священник – ключевые в композиции.
Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз). Темой для картины послужила легенда начала XIV века.
Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле — наивысшей точке всей композиции произведения. Он был в ее зените.
Это картина в картине. Однако Гарольд Уити отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как эта картина скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения. Его лицо вызывает ужас. Собственно говоря, границы между ними нет или эта граница очень-очень тонка. Выделяются красные, черные, синие и желтые акценты.
Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. Графа Оргаса хоронят мистически, метафизически. И здесь мистическое чудо составляет основное содержание картины. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов.
«Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. Он соединяет время реальное и время мистериальное, мифическое. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее.
Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной. Мы его видим в профиль. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле. Оно словно надуто ветром, который его поднимает в небесные сферы.
На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа.
В этом полотне художником воплощена легенда о чуде, якобы происшедшем в XIV веке во время погребения кастильской1 вельможи графа Оргаса. На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества. Картина была заказана Андресом Нуньесом, приходским священником Сан Томе для часовни Девы и была выполнена Эль Греко между 1586 – 1588 годами. Они увидели в нем своего героя — непризнанного гения, скитальца и отшельника. Однако отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как этот образ скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения.
Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле. Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. Картина была заказана Андресом Нуньесом, приходским священником Сан Томе для часовни Девы и была выполнена Эль Греко между 1586—1588 годами45.
Согласно легенде, во время церемонии погребения дона Гонсало Руиса с небес сошли святой Стефан и святой Августин, чтобы похоронить его собственноручно. Диего Веласкес, Рембрандт, Эль Греко, Альбрехт Дюрер и Винсент Ван Гог – все они оставляют нам в этом жанре горькую исповедь целой жизни. Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями. Своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная в церкви Сан-Томе. Первыми открыли полотна забытого мастера романтики.
Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскрешение Лазаря» — последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо. Пространство картины чётко разделено на две части – мир небесный и мир земной. Безусловно, «Погребение графа Оргаса» — самое гармоничное произведение Эль Греко.
И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле – наивысшей точке всей композиции произведения. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю.
Фигура Христа в белых одеждах, венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. А своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: с небес спустившиеся два святых -- юный, прекрасный святой Стефан и убеленный сединами блаженный Августин -- собственными руками предали погребению тело благочестивого графа. Сам дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас, скончался в 1323 году.
Мальчик слева, указывающий на сцену погребения, — сын художника Хорхе Мануэль, будущий помощник отца. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. Именно он связывает мир земной и небесный, который открылся ему одному и с которого он не спускает глаз. Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскрешение Лазаря» — последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо11.
Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы – то любопытные, то озадаченные, то грустные. Холст, масло. «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес».
И вот то движение рук, которым он держит этот череп и то странное раздумье в его глазах Конечно, это не размышление по поводу «Бедный Йорик. », так как не мог святой Франциск с той же иронией обсуждать смерть шута Йорика, с которой обсуждает ее Шекспир. Остальное пространство верхней части картины заполняют разнообразные группы порхающих ангелов и святых. Тем не менее они не стеснили его творческую свободу. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. Церковь Сан Томе. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле3.
Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов. Маньеризм. Слева изображен царь Давид с арфой в руках, Моисей со скрижалями Завета и Ной. Толедо. Так вот это то же самое.
Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования. Над отчётливо материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых. Сейчас к ней сделана подсветка и ее загородили решеткой. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов2. На них играют разнообразные тени от черно-серых до холодных, нежно-голубоватых. Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан Томе (Эль Греко был её прихожанином).
Запись об этом высечена на каменной плите, которая расположена под картиной. Церковь небольшая, незаметная, очень простая. Интуиция меня привела сперва к книге, где сталкивался (правда, слабо) катафатический и апофатический подходы внутри христианства (и это было заимствованием из неоплатонизма). В 1312 году умер уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис.
Рассказывают, что, когда знаменитый Сальвадор Дали побывал в Толедо и впервые увидел «Похороны графа Оргаса», он упал в обморок: такова была реакция великого сюрреалиста на гениальное произведение Эль Греко. Но по-настоящему художественную школу он прошел в Италии.
И насколько известно, Эль Греко неоднократно вызывали на допрос в инквизицию, но в итоге он благополучно выходил оттуда. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо — во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. В 1312 году умер уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис.
У него то же самое чувство порога. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа, с молитвенником). Слава Эль Греко выросла неимоверно. И вот в конце XVI века хоронят человека, жившего в начале XIV века.
Над отчётливо материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых— небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле. И это очень важно было для Эль Греко.
Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником)2. Создав галерею портретов выдающихся современников, Эль Греко воздал должное аристократии духа эпохи Контрреформации: духовенству, юристам, поэтам и учёным. Своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. Греко часто возвращался к одним и тем же образам. Августин и св.
И только в конце XVI века это погребение было запечатлено художником. В 4 «Оси композиции» шла речь о вертикалях и горизонталях стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».
Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения. Мы только начинаем описывать произведение «Погребение графа Оргаса», которое имеет монументальные размеры. При заказе художнику было предъявлено описание того, что должно было быть изображено на картине. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. Это полотно стало настоящим украшением Толедо. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне.
Августин и св. Но потом она вновь была выставлена. «Погребение графа Оргаса»— одна из известнейших картин Эль Греко, созданная в 1586—1588 годах для приходской церкви Сан-Томе в Толедо. Темой для картины послужила легенда начала XIV века. Своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино.
Вся нижняя часть картины – похороны графа Оргаса, который умер столетия тому назад (жил он в начале XIV века). «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. На носовом платке, выглядывающем из его кармана, художник поставил свою подпись по-гречески и год рождения сына — 1578.
Картина «Погребение графа Оргаса» была настоящим госзаказом. Это полотно стало настоящим украшением Толедо. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. Своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее.
Над отчётливо материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых— небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле. Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. В этом полотне художником воплощена легенда о чуде, якобы происшедшем в XIV веке во время пофебения кастильского вельможи графа Оргаса.
Мальчик слева, указывающий на сцену погребения — сын Эль Греко, Хорхе Мануэль, будущий помощник отца. Слева св. Стефан и на глазах у потрясенных присутствующих опустили тело в гробницу.
В центральной части картины одетые в парадные мантии святой Стефан и блаженный Августин укладывают тело покойного в едва различимый саркофаг. Перебравшись в Испанию, художник сначала поселился при дворе короля Филиппа II, но не признанный королем и его двором, переехал в Толедо — старую столицу Испании. Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной10.
Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. Кружащиеся в водовороте формы и краски создают зримый и динамичный образ Небес. Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан-Томе (Эль Греко был её прихожанином). Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскрешение Лазаря» – последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо.
Темой для картины послужила легенда начала XIV века. «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. Он передал и это нервное напряжение, страдание, великую печаль его золотистых глаз. На носовом платке, выглядывающем из его кармана, художник поставил свою подпись по-гречески и год рождения сына — 1578.
«Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками.
Что появилось раньше – человек или зеркало. Запись об этом высечена на каменной плите, которая расположена под картиной. Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю.
Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов. Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной. Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями. Они увидели в нем своего героя – непризнанного гения, скитальца и отшельника. С. -Пб., 2001. Августин и св. Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. Именно вот таким образом его хоронит Блаженный Августин в облачении – справа от него.
Происходящее в небесной сфере открывается взору лишь одного священника.
Но тот же самый Ниньо де Гевара стал великим инквизитором, который говорил одно слово: «Сжечь. ». Настоящее издание представляет собой переработанный цикл «Мост через бездну» втой форме, в которой он был задуман самой Паолой Дмитриевной – в исторически-хронологическом порядке. Найти в ней картину Эль Греко не представляет труда, она ярко освещена и огорожена решеткой (так что к ней нельзя подойти близко), перед решеткой — ряды скамей. Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные. Очень мало кто, если бы не Эль Греко.
Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт.
Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. С Ниньо де Гевара историки связывают приезд Эль Греко в Толедо.
Однако Гарольд Уэтей отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как этот образ скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения. «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. Среди произведений подобного рода выделяется его знаменитая картина «Погребение графа Оргаса». Нет.
Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан-Томе (Эль Греко был её прихожанином)1. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная в церкви Сан Томе. А с другой стороны, это серьезная и жестокая работа испанской инквизиции.
Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. Сам дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас, скончался в 1323 году. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле – наивысшей точке всей композиции произведения. Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение.
Прошлое и будущее как бы соединяются между собой. Стефан.
Когда смотришь на его портреты, на бесконечные изображения евангельских сюжетов, святых великомучеников, людей, страдавших за свои убеждения, живших на краю бытия и небытия, вспоминаются слова Ахматовой: «плоть, почти что ставшая духом». Эта картина изображает чудо, которое будто бы произошло в 1323 году в Толедо (Испания), когда в момент похорон графа явились св. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником). Он даже собирал его работы именно он пригласил Эль Греко в Испанию. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником).
Колокольня является главной архитектурной достопримечательностью здания. Однако Гарольд Уэтей отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как этот образ скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения. 480 x 360 см. В него также войдут неизданные лекции из личного архива.
Мы только начинаем описывать произведение «Погребение графа Оргаса», которое имеет монументальные размеры. Остальное пространство верхней части картины заполняют разнообразные группы порхающих ангелов и святых. С. 302). Фома, св.
Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. Испания. Это лицо непреклонной фанатической жестокости.
Его лицо прямо смотрит на зрителя. На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества. И душа графа Оргаса предстает перед ними. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: с небес спустившиеся два святых – юный, прекрасный святой Стефан и убеленный сединами блаженный Августин – собственными руками предали погребению тело благочестивого графа.
Однако Гарольд Уэтей отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как этот образ скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения. И мы очень точно видим эту картину побиения святого Стефана камнями. Вот какое было описание. О содержании этой легенды повествует надпись на каменной плите, расположенной под самой картиной. История искусства как история духа.
Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы — то любопытные, то озадаченные, то грустные. Призрачные изображения кардинала Таверы и короля Филиппа II находятся в волнах облаков. Это было то, что нужно. Необычен сюжет заказанной работы. Но Христос указывает ему рукой отрыть врата для души графа. Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями.
В 1312 году умер уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис. Великолепно передана Эль Греко торжественно траурная гамма серо-серебристых и золотисто-желтых тонов с акцентами желтого, синего, черно, красного, оранжевого и желто-зеленого. Мальчик-паж – это сын живописца.
Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо – во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. Вверху разверзается небо и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев».
Автопортрет же – вопрос себе, рефлексия и следующий за ними ответ. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами.
С одной стороны, это время величайшего расцвета испанской культуры, время настоящего наступающего испанского Возрождения. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником). У каких зеркал прихорашивались красавицы былого. Над отчётливо материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником). В картине «Погребение графа Оргаса» это все сконцентрировано. Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев». Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной.
На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества. Огромное сияющее полотно (4, 8X3, 6 м) кажется здесь диковинной драгоценностью. Теперь мы понимаем и смысл планов в стихотворении М. Ю. Лермонтова: «дорога», «кремнистый путь» – это горизонтальные (кулисные) планы, а «звезда с звездою говорит» – это вертикальные планы и получается не просто крест, а соединение двух миров – земного и горнего и человек, по Лермонтову, живет в одновременно в двух мирах, вот таким образом мы можем говорить о двоемирии, отраженном в произведении, это является признаком романтического мироощущения поэта, в отличие от реалистического – пушкинского.
Мир земной, в противовес небесному изображён предельно реалистично, без визионерского искажения9 — на фоне толпы в траурных одеждах происходит чудо. Этим вопросом задается Паола Дмитриевна Волкова в четвертом томе цикла «Мост через бездну». У Эль Греко есть замечательная картина, посвященная Франциску Ассизскому. Это картина многосюжетная, многопространственная.
происходит что-то, о чем большая часть участвующих и не подозревает. Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскрешение Лазаря» — последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. Августин и св. Творчество Эль Греко было мистическим, вот таким образом кулисные планы, которые передавали бы глубину земной реальности, были для художника неинтересны, хотя в картине есть два «земных» пространственных плана: на первом изображены: тело графа Оргаса, святые, священник и мальчик на втором – аристократия города Толедо.
Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев». Это полотно стало настоящим украшением Толедо. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы.
Более того – хоронят его святые. Справа эта линия проходит через двух святых, находящихся чуть выше Иоанна Крестителя и одетых в яркий оранжевый плащ (Иаков) и синий хитон (Павел). Почему так было, сказать очень трудно.
Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной. Рассказывают, что, когда знаменитый Сальвадор Дали побывал в Толедо и впервые увидел «Похороны графа Оргаса», он упал в обморок: такова была реакция великого сюрреалиста на гениальное произведение Эль Греко. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа.
Доменико Теотокопулос был потомственным византийским богомазом. Его высота составляет около пяти метров, а ширина приближается к четырем. Необходимо сказать о том, что Гонсало Руис де Толедо, граф Оргас, был легендой Испании.
Стефан. Справа на первом плане, держа в руках молитвенник, стоит священник Андрес Нуньес. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов. Необычен сюжет заказанной работы.
Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело – он изучал эту фреску в Сикстинской капелле. Мне известно и то, что было нечто в неоплатонизме, что христианство позаимствовало. Он был учеником таких великих мастеров итальянского Возрождения, как Тициан и, в особенности, Тинторетто.
.