«погребение графа Оргаса» – одна из самых знаменитых картин Эль Греко. Работа Эль Греко «Погребение графа Оргаса» считается лучшим его творением и посмотреть ее можно только здесь. Картина испанского живописца Эль Греко «Погребение графа Оргаса». «погребение графа Оргаса»— одна из известнейших картин Эль Греко, созданная в 1586—1588 годах для приходской церкви Сан-Томе в Толедо.
«погребение графа Оргаса» — одна из известнейших картин Эль Греко, созданная в 1586—1588 годах для приходской церкви Сан-Томе в Толедо. «погребение графа Оргаса» – одна из известнейших картин Эль Греко, созданная в 1586 – 1588 годах для приходской церкви Сан-Томе в Толедо. Слава Эль Греко в Испании достигла вершины после создания для скромной приходской церкви Санта-Томе великолепной картины «Погребение графа Оргаса» на сюжет старинной легенды. Скорбное погребение графа Оргаса и его переход в мир иной сопровождают вполне реальные люди – дворяне, духовенство и монахи (доминиканец и францисканец).
«погребение графа Оргаса»— одна из известнейших картин Эль Греко, созданная в 1586 — 1588 годах для церкви Сан Томе в Толедо. Здесь находится знаменитая картина «Погребение графа Оргаса», написанная Эль Греко. На картине изображено погребение святыми Стефаном и Августином дона Гонсало Руиса де Толедо, графа Оргаса. «погребение графа Оргаса»– одна из самых знаменитых картин Эль Греко.
В 1586—1588 годах он написал картину «Погребение графа Оргаса», заказанную толедской церковью Сан Томе по инициативе его друга-священника Андреса Нуньеса.
На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы.
Это полотно стало настоящим украшением Толедо. Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскрешение Лазаря» — последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо11. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов.
Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан Томе (Эль Греко был её прихожанином). В 1312 году умер уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле3. С Ниньо де Гевара историки связывают приезд Эль Греко в Толедо. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа, с молитвенником). Над отчётливо материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых.
Испания. Мир земной, в противовес небесному изображён предельно реалистично, без визионерского искажения, на фоне толпы в траурных одеждах происходит чудо. Она находилась, как уже упоминалось, совсем недалеко от его дома. Автопортрет же – вопрос себе, рефлексия и следующий за ними ответ.
Но Христос указывает ему рукой отрыть врата для души графа. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. История искусства как история духа. А своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино.
«Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». Он был в ее зените. И вот в конце XVI века хоронят человека, жившего в начале XIV века. Его лицо вызывает ужас. Интуиция меня привела сперва к книге, где сталкивался (правда, слабо) катафатический и апофатический подходы внутри христианства (и это было заимствованием из неоплатонизма). Ребенок связывает два мира – написанной картины и внешний, реальный, земной.
Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником). «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. Мы его видим в профиль.
Изображены они почти прозрачными. Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскресение Лазаря», последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо. Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев». Встречает и душу Оргаса.
Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы — то любопытные, то озадаченные, то грустные. Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной10. В картине «Апостол Андрей и Святой Франциск Ассизский» (1590— 1595 гг. ) Эль Греко поместил рядом ученика Иисуса Христа и итальянского святого, жившего в XIII в. Тем самым он обратился к традиции сцен «святого собеседования», широко известных в итальянской живописи эпохи Возрождения. И вот то движение рук, которым он держит этот череп и то странное раздумье в его глазах Конечно, это не размышление по поводу «Бедный Йорик. », так как не мог святой Франциск с той же иронией обсуждать смерть шута Йорика, с которой обсуждает ее Шекспир.
Святые Августин и Стефан, которые на переднем плане бережно поддерживают тело усопшего. Собственно говоря, границы между ними нет или эта граница очень-очень тонка. Кстати, одежда этого монаха светлее, чем у всей толпы (не включая святых и священнослужителей).
Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями. Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан Томе (Эль Греко был её прихожанином). Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев».
Его чисто визионерское восприятие воплощено в верхней, небесной зоне. У Него Одного нет темных тонов в образе и все Его Существо источает свет. Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной.
Особая духовная атмосфера, сложившаяся в городе инспирировала творчество Эль Греко как мастера мистического маньеризма. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле. Нет. Но свою художественную родину и свое художественное имя – Эль Греко – он обрел в Испании. Греко часто возвращался к одним и тем же образам. Над отчётливо материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых— небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле.
Были театры, такие как театр Мейерхольда. Темой для картины послужила легенда начала XIV века. Картина «Погребение графа Оргаса» была настоящим госзаказом.
Справа на первом плане, держа в руках молитвенник, стоит священник Андрес Нуньес. Он – венчает Собою всё. Очень мало кто, если бы не Эль Греко. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения. Сам дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас, скончался в 1323 году. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа.
Запись об этом высечена на каменной плите, которая расположена под картиной. Сами толедцы не устают любоваться ею, каждый раз находя в ней что-то новое и с особым любопытством изучают представленные на ней портреты великих мужей. Возле него стоит мальчик (сын) и указывает на сцену погребения умершего.
А на облаках пребывают сонмы святых. На них играют разнообразные тени от черно-серых до холодных, нежно-голубоватых. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами.
Но тот же самый Ниньо де Гевара стал великим инквизитором, который говорил одно слово: «Сжечь. ». Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле – наивысшей точке всей композиции произведения. Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскрешение Лазаря» – последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов2.
Они даже порой нечетко прорисованы. Стефан. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа.
Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. Это лицо непреклонной фанатической жестокости.
В 1312 году умер уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная в церкви Сан-Томе. На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества.
Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. Художник демонстрирует своё мастерство в передаче не только цвета, но и фактуры материала: блеском металла рыцарских доспехов графа, в которых отражается фигура святого Стефана, прозрачной тканью священнического стихаря. В этом смысле в творчестве Эль Греко можно видеть вершину маньеристической живописи.
Это было то, что нужно. Эта боль в нем жила как в очень чувствительном ко времени человеке.
"Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, – говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние, позволявшее "улавливать волны, нисходящие с небес". Вверху разверзается небо и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Безусловно, «Погребение графа Оргаса» — самое гармоничное произведение Эль Греко. Были театры, такие как театр Мейерхольда.
Эта картина изображает чудо, которое будто бы произошло в 1323 году в Толедо (Испания), когда в момент похорон графа явились св. «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа.
Колокольня является главной архитектурной достопримечательностью здания. Мне известно и то, что было нечто в неоплатонизме, что христианство позаимствовало. У Эль Греко есть замечательная картина, посвященная Франциску Ассизскому. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов. Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев». Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной.
Почему так было, сказать очень трудно. Глаза графа закрыты, а кожа бледная, в отличие от остальных присутствующих здесь людей. Это полотно стало настоящим украшением Толедо. Фигура Христа в белых одеждах, венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса.
На золотой одежде святого Стефана, который вместе с Блаженным Августином хоронит графа Оргаса, тончайшей кистью Эль Греко нарисована еще одна картина, по своим художественным достоинствам равная всем картинам Эль Греко. Вверху разверзается небо и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Но даже золотые одеяния святых не несут тепла.
Так свершается погребение графа Оргаса в дольнем мире. Вся нижняя часть картины – похороны графа Оргаса, который умер столетия тому назад (жил он в начале XIV века). Слева св. Таким образом, в сцене собеседования святых ощущается незримое присутствие Спасителя. Именно вот таким образом его хоронит Блаженный Августин в облачении – справа от него.
Пространство картины чётко разделено на две части – мир небесный и мир земной. Мальчик слева, указывающий на сцену погребения — сын Эль Греко, Хорхе Мануэль, будущий помощник отца. Необычен сюжет заказанной работы. Виден Апостол Петр – хранитель ключей от Рая. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне.
Так вот это то же самое. Он перенес событие старинной легенды в среду современной ему жизни. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. И здесь мистическое чудо составляет основное содержание картины. В верхней части композиции господствует гармония красок, переливающихся всеми оттенками серого и цвета слоновой кости, которые сочетаются с тёплой охрой. Оно словно надуто ветром, который его поднимает в небесные сферы. И только в конце XVI века это погребение было запечатлено художником.
Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования. Так вот это то же самое. Фома, св.
В 1312 году умер уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная в церкви Сан Томе. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником).
Доменико Теотокопулос был потомственным византийским богомазом. Пространство картины чётко разделено на две части — мир небесный и мир земной. И душа графа Оргаса предстает перед ними. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт.
Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов. Настоящее издание представляет собой переработанный цикл «Мост через бездну» втой форме, в которой он был задуман самой Паолой Дмитриевной – в исторически-хронологическом порядке. Они, как указатели в горний мир. Над отчётливо материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых — небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело — он изучал эту фреску в Сикстинской капелле.
Сами толедцы не устают любоваться ею, каждый раз находя в ней что-то новое и с особым любопытством изучают представленные на ней портреты великих мужей. Он передал и это нервное напряжение, страдание, великую печаль его золотистых глаз. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело — он изучал эту фреску в Сикстинской капелле. Призрачные изображения кардинала Таверы и короля Филиппа II находятся в волнах облаков.
Теперь мы понимаем и смысл планов в стихотворении М. Ю. Лермонтова: «дорога», «кремнистый путь» – это горизонтальные (кулисные) планы, а «звезда с звездою говорит» – это вертикальные планы и получается не просто крест, а соединение двух миров – земного и горнего и человек, по Лермонтову, живет в одновременно в двух мирах, вот таким образом мы можем говорить о двоемирии, отраженном в произведении, это является признаком романтического мироощущения поэта, в отличие от реалистического – пушкинского. Своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. Может, я и попал в правду, но сделал это ненаучным способом – подогнал. Августин и св. Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев»3.
Когда смотришь на его портреты, на бесконечные изображения евангельских сюжетов, святых великомучеников, людей, страдавших за свои убеждения, живших на краю бытия и небытия, вспоминаются слова Ахматовой: «плоть, почти что ставшая духом». Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. Тем не менее они не стеснили его творческую свободу.
Запрокинув голову, охваченная томлением святая Тереза лежит на облаках. Прошлое и будущее как бы соединяются между собой. «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. И невозможно перепутать картины Эль Греко с какими бы то ни было другими. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне.
Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. «Погребение графа Оргаса»— одна из известнейших картин Эль Греко, созданная в 1586—1588 годах для приходской церкви Сан-Томе в Толедо. Темой для картины послужила легенда начала XIV века. Августин и св. Он Один на всей композиции преисполнен света. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками. С. 302).
Они бережно держат его, дабы не нанести никакого повреждения телу праведника. Портрет самого Эль Греко легко найти: он располагается выше поднятой руки над головой святого Стефана. В 4 «Оси композиции» шла речь о вертикалях и горизонталях стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».
И это очень важно было для Эль Греко. В большинстве своем картины художника, написанные на сюжеты Нового завета, обладают известным единообразием художественных решений.
Но потом она вновь была выставлена. В него также войдут неизданные лекции из личного архива. Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной.
В картине «Погребение графа Оргаса» это все сконцентрировано. Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной. Облака наполнены ими. А запечатлевает эту картину Эль Греко, который вводит своего героя в будущее время. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей.
Толедо. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами.
В 1312 году умер уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис. Среди произведений подобного рода выделяется его знаменитая картина «Погребение графа Оргаса». Взгляды их также заботливо устремлены на него. Нигде у Эль Греко печаль, глубокая нежность и скорбь не выражались больше с такой человечностью и вместе с тем образы святых – воплощение самой высшей духовной красоты.
И в то же время образы святых — само воплощение высшей духовной красоты. Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле.
Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями. Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз).
Мистическое чудо составляет основное содержание картины. Это картина очень сложного содержания, картина-роман, единственная у Эль Греко. «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, — говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». Его высота составляет около пяти метров, а ширина приближается к четырем.
Более того – хоронят его святые. Вот какое было описание. Эти две фигуры – ребенок и священник – ключевые в композиции. Кружащиеся в водовороте формы и краски создают зримый и динамичный образ Небес.
Оставалось только найти иную религиозность, противостоящую христианству по признаку суровости. Они увидели в нем своего героя — непризнанного гения, скитальца и отшельника.
На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества. Пространство картины чётко разделено на две части — мир небесный и мир земной. 480 x 360 см.
Темой для картины послужила легенда начала XIV века. Картина создана для приходской церкви Санта-Томе. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная в церкви Сан-Томе3.
Рассказывают, что, когда знаменитый Сальвадор Дали побывал в Толедо и впервые увидел «Похороны графа Оргаса», он упал в обморок: такова была реакция великого сюрреалиста на гениальное произведение Эль Греко. Может быть, благодаря тому странному чувству, которое Ниньо де Гевара испытывал к Эль Греко.
Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником)2. Франциск Ассизский стоит и держит в руках череп. Сейчас к ней сделана подсветка и ее загородили решеткой. Маньеризм. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне.
Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле — наивысшей точке всей композиции произведения. В верхней части композиции господствует гармония красок, переливающихся всеми оттенками серого и цвета слоновой кости, которые сочетаются с тёплой охрой. Однако Гарольд Уити отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как эта картина скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения. Мы только начинаем описывать произведение «Погребение графа Оргаса», которое имеет монументальные размеры.
Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной. Темой для картины послужила легенда начала XIV века. И насколько известно, Эль Греко неоднократно вызывали на допрос в инквизицию, но в итоге он благополучно выходил оттуда. Слева изображен царь Давид с арфой в руках, Моисей со скрижалями Завета и Ной.
Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев». Церковь Сан Томе. И мы очень точно видим эту картину побиения святого Стефана камнями. На носовом платке, выглядывающем из его кармана, художник поставил свою подпись по-гречески и год рождения сына – 1578. Этим вопросом задается Паола Дмитриевна Волкова в четвертом томе цикла «Мост через бездну». Множество святых устремлены ко Христу, Который распростер руки и встречает их.
Одет граф Оргас в металлические латы, возможно, такие же холодные, как и кожа его. Именно на него указывает поднятая вверх рука над головой св. Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями. Это картина в картине.
А с другой стороны, это серьезная и жестокая работа испанской инквизиции. Рассказывают, что, когда знаменитый Сальвадор Дали побывал в Толедо и впервые увидел Похороны графа Оргаса, он упал в обморок: такова была реакция великого сюрреалиста на гениальное произведение Эль Греко. Что появилось раньше – человек или зеркало. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело – он изучал эту фреску в Сикстинской капелле.
Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. Августин и св. О содержании этой легенды повествует надпись на каменной плите, расположенной под самой картиной. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами.
Его лицо прямо смотрит на зрителя. Своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. Ну кто бы знал графа Оргаса сейчас.
Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. Согласно легенде, во время церемонии погребения дона Гонсало Руиса с небес сошли святой Стефан и святой Августин, чтобы похоронить его собственноручно. На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества. Огромное сияющее полотно (4, 8X3, 6 м) кажется здесь диковинной драгоценностью.
Справа эта линия проходит через двух святых, находящихся чуть выше Иоанна Крестителя и одетых в яркий оранжевый плащ (Иаков) и синий хитон (Павел). На фоне движущихся в холодном свете облаков слегка деформированные, вытянутые фигуры святых кажутся фантомами. Это картина многосюжетная, многопространственная.
происходит что-то, о чем большая часть участвующих и не подозревает. Первыми открыли полотна забытого мастера романтики. Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса.
Но и эти реальные участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду. Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной. Нигде у Эль Греко печаль, глубокая нежность и скорбь не выражались больше с такой человечностью и вместе с тем образы святых — воплощение самой высшей духовной красоты. Вверху разверзается небо и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан-Томе (Эль Греко был её прихожанином)1.
Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан-Томе (Эль Греко был её прихожанином). Слава Эль Греко выросла неимоверно. Графа Оргаса хоронят мистически, метафизически.
У каких зеркал прихорашивались красавицы былого. Однако Гарольд Уэтей отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как этот образ скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения. Стефан и на глазах у потрясенных присутствующих опустили тело в гробницу. Правда, на некоторое время картину снимали и она находилась в кладовых церкви. Выделяются красные, черные, синие и желтые акценты.
Лица их настолько характерны, что среди них можно различить современников Эль Греко: Антонио, Каваррубиаса, Педро Бонавенте -- эконома церкви Святого Фомы, графа Бонавенте и других. Найти в ней картину Эль Греко не представляет труда, она ярко освещена и огорожена решеткой (так что к ней нельзя подойти близко), перед решеткой — ряды скамей. Старый Толедо с его древними аристократическими гнездами, устойчивыми традициями средневековой культуры, сам воздух древнего города – церковной столицы Испании – со творили из Эль Греко своего певца.
Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями.
А с другой стороны, это серьезная и жестокая работа испанской инквизиции. И Эль Греко следовал этому описанию, следовал требованиям госзаказа. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Это полотно стало настоящим украшением Толедо. Колорит картины необычайно богат: на фоне чёрных одеяний выделяются шитые золотом далматики святых.
Он соединяет время реальное и время мистериальное, мифическое. Холст, масло. Сам придумал. Картина сразу же стала невероятно популярной среди прихожан — этому способствовало то обстоятельство, что художник, как было предусмотрено в контракте изобразил среди участников церемонии видных граждан Толедо5, согласно обычаю участвующих в похоронах дворянина2. Его бездыханное тело поддерживают святые угодники. Он даже собирал его работы именно он пригласил Эль Греко в Испанию.
Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями. Глаза подчеркнуты огромными черепаховыми очками с петлями за ушами. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо — во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы.
Его чисто визионерское восприятие воплощено в верхней, небесной зоне. Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскрешение Лазаря» — последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо. Церковь Сан Томе была приходской церковью Эль Греко. Художник изображает, как святые с чисто человеческим состраданием склонились над безжизненным телом графа, одетого в рыцарские доспехи. Мальчик-паж – это сын живописца. Слева – святой Стефан.
Петр с двумя ключами не вписывается в этот овал. Однако Гарольд Уэтей отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как этот образ скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения. «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса.
У него то же самое чувство порога. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо.
Однако Гарольд Уэтей отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как этот образ скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. Рассказывают, что, когда знаменитый Сальвадор Дали побывал в Толедо и впервые увидел "Похороны графа Оргаса", он упал в обморок: такова была реакция великого сюрреалиста на гениальное произведение Эль Греко. Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей.
Разве что монах слева по бледности лица похож на покойника. Участники погребальной церемонии отгорожены от внешнего мира не только глубоко понятой художником и типичной для испанского дворянства броней внешней бесстрастности, но и единством охватившего их переживания перед лицом смерти, перед совершающимся чудом. Происходящее в небесной сфере открывается взору лишь одного священника. И в то же время образы святых -- само воплощение высшей духовной красоты. С. -Пб., 2001. Огни на факелах перекликаются с двух сторон и с верхним уровнем. Но по-настоящему художественную школу он прошел в Италии.
И здесь мистическое чудо составляет основное содержание картины. Греко часто возвращался к одним и тем же образам.
Среди произведений подобного рода выделяется его знаменитая картина «Погребение графа Оргаса». Некоторое время прихожане не платили налог, введённый Гонсало Руисом, возник судебный процесс, на полученные же в результате денежные средства было решено заказать алтарный образ. Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные. Своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан-Томе (Эль Греко был её прихожанином).
Необходимо сказать о том, что Гонсало Руис де Толедо, граф Оргас, был легендой Испании. На переднем плане нижнего уровня картины, по центру, расположен сам граф Оргас. У него то же самое чувство порога. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами.
На фоне облаков имеется много маленьких Ангелов. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником).
Мистический экстаз святой Терезы выражен больше каскадом ее одежд, чем потом на ее лице или дрожью ее рук и ног, так же, как ангельский огонь выражен путаницей туники юного ангела. Творчество Эль Греко было мистическим, вот таким образом кулисные планы, которые передавали бы глубину земной реальности, были для художника неинтересны, хотя в картине есть два «земных» пространственных плана: на первом изображены: тело графа Оргаса, святые, священник и мальчик на втором – аристократия города Толедо. Церковь небольшая, незаметная, очень простая. В неоплатонизме я, конечно, не разобрался – для меня это немыслимо трудно. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. Стефана.
После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Они, сквозь облака встречают душу, несомую Ангелом.