Компания «Иноекино» и кинотеатр «Победа» при поддержке журнала «Искусство кино» возвращают на большой экран четыре шедевра Микеланджело Антониони.
Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Последняя рассказывает историю Ноя, заканчивающейся его опьянением.
Илл. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. Гений победы – гибкая изящная фигура из полированного мрамора, которую поддерживает фигура старика, лишь слегка поднимается над грубой поверхностью камня.
Фигура коренастая, сильная, мужественна. В палаццо Медичи молодой Микеланджело имел постоянно перед глазами замечательные произведения античного и современного ему искусства. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Илл. Он стал эмигрантом, вращаясь в Риме в кругу таких же эмигрантов-республиканцев, каким был и он сам. 33, 34. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.
ок. Зато вид группы справа мало удачен. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Впервые Микеланджело стал на реальную стезю архитектуры, когда он получил в 1516 году заказ от папы Льва X на проект фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции.
Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал.
1521-1534. И этой же цели служит цвет. Этот жест символизирует молчание. Давид.
В начале 1500-х годов Микеланджело постоянно ездил из Флоренции в Рим и обратно, но в 1520-е годы заказы на Новую сакристию (капеллу Медичи) церкви Сан Лоренцо и библиотеку Лауренциана удерживали его во Флоренции до отъезда в Рим в 1534. В четырех парусах свода находятся сцены Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий и Смерть Амана.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Он сам писал: Но когда план целиком меняет свою форму, то не только дозволено, но и необходимо изменять, по сравнению со сказанным выше, также и украшения и равным образом те, которые им отвечают. Через плечо бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.
Петра. Он имел постоянно перед глазами образцы первоклассной архитектуры, которые приучали человека с юношеских лет понимать и ценить красоту пропорций и совсем особый строй архитектурного языка. Мадонна с младенцем (Мадонна Медичи). Но этим роль античного наследия не была исчерпана. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха.
Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. В отличие от кваттрочентистов он уже не воспроизводит точно природу, а извлекает из нее те элементы, которые отвечают выношенной им идее прекрасного.
Высота: 277 см. С конца 1540-х годов до 1555 Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция). Черты лица святого напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета (позднее художники нарисовали драпировки на обнаженных фигурах из Страшного суда). Он даже не дотрагивается до нее.
Совсем необычен иконографический тип Мадонны. С 1513 по 1516 Микеланджело работал над статуями, предназначенными для гробницы Юлия II: фигурами двух рабов (Лувр) и статуей Моисея (Сан Пьетро ин Винколи, Рим). Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. И он верил в безграничные возможности человека, которого он рассматривал как венец творения.
Как никто другой он умел сопротивляться натиску жизни. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гете сказал, что: не увидев Сикстинскую капеллу, трудно себе наглядно представить то, что может сделать один человек. Он действует только словом. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. 114, 115. Мадонна с младенцем (Мадонна Медичи). Например, деревянная модель собора св.
Тяга Микеланджело к грандиозному, величественному, монументальному пожалуй нигде не получила столь яркого воплощения, как в фигурах пророков и сивилл, размещенных в боковых поясах, между треугольниками распалубок (Илл. 1501-1504. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Подобно грозовым тучам проносятся они над нами, поражая своим величием и монументальностью.
Он должен думать о смерти. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. В борьбу включился и Микеланджело. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.
И тогда полностью раскрываются ее красоты. Двадцатиоднолетний Микеланджело прибыл в город 25 июня 1496 года и пробыл там следующие пять лет. Согласно проекту Микеланджело, ее обрамлением с трех сторон стали фасады дворцов. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения.
Илл. 136. И здесь невольно напрашивается сравнение с его живописью, в которой пространство существует лишь как вместилище для пластических тел.
13, 14, 15. Высота: 226 см. Основным мотивом росписи он решил сделать человеческую фигуру, вписанную в строго упорядоченное архитектурное обрамление. 184. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Это предназначенные для украшения гробницы Св.
Первая связана с сотворением мира. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. ок. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Что смерть, что время здесьне побеждает. Этому его научила скульптура.
Высота: 410 см. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Лучший образ этой росписи – первый человек Адам.
С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Давид абсолютно обнажен. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка.
Мастер дает обобщенный тип глубоко задумавшегося человека, склонного к меланхолии и к созерцательному образу жизни. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). В 1506 Микеланджело начал работу над статуей Евангелиста Матфея (Флоренция, Академия), которая должна была быть первой из серии 12 апостолов для собора во Флоренции. Этот гигант, один из пророков, воплощенных в мраморе, олицетворяет terribilita, «устрашающую силу».
Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. В XIV-XV веках образ пьяного Ноя обычно трактовался как символ греха, а надругательство Хама теологи рассматривали как ветхозаветный прототип надругательства над Христом. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.
В 1490 он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Возможно именно в это же время скульптор начал работу над статуями четырех рабов (Академия, Флоренция), так и остались незавершенными. Тем самым ей отводится центральное место. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению.
Сохранилось около 300 его стихотворений. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Сохранились только копии картона Микеланджело Битва при Кашине. В плане Микеланджело все части подчинены главному, основному, от чего внутреннее пространство кажется отлитым как бы из одного куска. Илл. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного.
Микеланджело трактует тему весьма сдержанно. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Выделяются три триады. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Илл.
Илл. Илл. Их ритм нетороплив их словарный фонд не так уж богат их рифмы далеко не всегда безупречны.
17, 18, 19, 20. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
Илл. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.
Пейзаж пустынен и гол. Его рука сгибается к плечу. С этого момента началось «сокрытие» секретных посланий, которые Микеланджело оставил миру.
Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто.
1498-1499. В результате были завершены только три статуи контракт на гробницу заключался шесть раз на протяжении 37 лет и в конце концов памятник был установлен в церкви Сан Пьетро ин Винколи. Недаром они украшали пилястры. 159.
По Кондиви именно в это время Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи заказал ему статую Молодого Иоанна Крестителя, а также статую Амур, что спит (утрачена), но с условием так обработать произведение, чтобы иметь возможность продать его дороже, как античный. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Мрамор.
Илл. 1501-1504. Академия изящных искусств, Флоренция. Микеланджело Буонаротти.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Контракт был подписан 7 августа того же года.
Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере.
Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Илл. Но несомненно, что по мере завершения росписи у Микеланджело все более нарастала тревога за судьбу его родины, раздираемой на части вторгшимися в Италию французскими и испанскими войсками. Вот человек поистине одержимый гением.
Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Вазари прямо пишет:. Обнаружив трещину в камне, он разбил скульптуру молотком.
На саркофагах находятся лежащие фигуры, символизирующие День, Ночь, Утро и Вечер. Но если у Бернини поверхность камня нередко кажется перегруженной, то в Пьета Микеланджело она приобрела какой-то драгоценный характер. При этом характерно, что даже в стихах чисто религиозного содержания всегда чувствуется, что их писал человек Возрождения.
Так, церемониймейстер папского двора Бьяджо да Чезена, при посещении Сикстинской капеллы в декабре 1540 года вместе с Павлом III, открыто порицал художника за обилие обнаженных фигур, а четыре года спустя бессовестный и циничный Пьетро Аретино упрекал Микеланджело в неверии и распущенности, утверждая в одном из писем, что его фреска более подходит украшать баню, нежели папскую капеллу. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. В. Лазарев:Микеланджело был ваятель, архитектор, художник и поэт. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии.
Она состояла из восемнадцати обнаженных, статуарно трактованных фигур, представленных в самых разнообразных мотивах движения, многие из которых были почерпнуты из античной пластики. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. Она выполнена в сильном контрапосте (напряженная динамическая неуравновешенность позы): левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает смещение оси между тазом и плечами. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация.
Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун.
Но, пожалуй, самое замечательное в фигурах сивилл и пророков – это их пластическая выразительность. 41. Семья вскоре перебралась во Флоренцию ее материальное положение было скромным. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Ни один человек не мог восстановить леса, сконструированные когда-то самим Микеланджело и представлявшие собой своеобразный футуристический «летающий мост», без которых работать с росписью на потолке, не закрывая капеллу для посетителей и не приостанавливая там службы на несколько лет, было просто невозможно. Илл.
1521-1534. В понимании человеческой фигуры Микеланджело занимал уже иные позиции, нежели кваттрочентисты. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Илл. Илл.
Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. 80.
Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. В этой простой деревенской среде, в окружении прекрасной тосканской природы прошли детские годы Микеланджело. Страшный суд стал отражением растущего пессимизма Микеланджело.
Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Свет в его представлении являлся как бы компонентом самой формы и с помощью членений различной силы рельефа он добивался при ярком южном солнце такого разнообразия светотеневых эффектов, которое оставалось абсолютно недоступным не только его предшественникам, но и его современникам. Вероятно, картон пропал у 1516 года. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. В 1506 году Микеланджело начал работу над статуей Евангелиста Матфея (Флоренция, Академия). И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
По-видимому, это была статуя Вакха. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. 86-88. В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия. Не менее ярким примером контрреформационного фанатизма может служить закон от 1566 года, согласно которому врач не имел права лечить больного, отказавшегося от исповеди.
116-119. С конца 1540-х годов до 1555 году Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (Собор Санта Мария дель Фьори, Флоренция). Упорно шлифуя свое мастерство, Микеланджело, как все большие художники, широко черпал творческие импульсы из тех источников, которые были ему близки и которые облегчали решение новых задач. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Согласно замыслу художника, на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), а сама потолок изображает начало истории человечества, Книгу Бытия. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы).
Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Фигура вырубалась из мраморного блока, сохраняя его прямоугольные формы.
Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Он создал гениальные, произведения. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. 155. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов.
К тому же он не привык к бронзе, а отливка требовала помощи мастеров, вызванных из Флоренции. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Кроме того, Юлий II скоро охладел к проекту, ему сказали, что это дурная примета – готовить себе при жизни гробницу. Роллан:В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу – статую Давида.
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в семье флорентийцев в Капрезе. Более монументальное произведение – мраморная Пьета (Ватикан, собор св. Вазари утверждает, будто Микеланджело многие годы не был во Флоренции только вследствие ее климата. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах.
И это понимает только один человек – апостол Петр. Трудности и неудачи лишь вливали новую энергию в его творчество. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее существенным изменениям.
Однако, как всегда, ему удалось переплавить все взятое со стороны в образ удивительной новизны, которому присущи такая мощь и такая энергия, что, кажется, нет силы в мире, которая могла бы противостоять этому юному герою. Под его резцом она превращается из весело играющей со своим сыном молодой матери, какой ее обычно изображали кваттрочентистские художники, в образ общечеловеческой значимости. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.
Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). По свидетельствам французского дипломата и криптографа Блеза где Виженер, который в 1550 году посетил Рим и видел семидесятипятилетнего Микеланджело за работой, скульптор не был слишком сильным, однако, за пятнадцать минут он отколол от очень тяжелой глыбы мрамора больше, чем трое молодых каменщиков могли бы сделать три или в четыре раза больше времени (. ) Одним ударом он отсекал куски в три-четыре пальца толщиной и так точно в намеченном месте, если бы он задел еще несколько мрамора, то рисковал бы уничтожить всю работу. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Высота: 226 см. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью.
Давид стал символом свободной и бдительной республики, готовой победить любого врага. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. 185, 186. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Возможно, глава Святого Никодима была еще одним автопортретом старого Микеланджело, а сама статуя предназначалась для его могилы. 5, 6.
Илл. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. Комплекс Капитолия был богато украшен старинными надписями и скульптурами, символика которых утверждала мощь древнего Рима.
Илл. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Старые источники свидетельствуют, что на восточном фасаде собора и на палаццо Фарнезе были установлены временные деревянные карнизы в размер будущих каменных, дабы позволить Микеланджело внести необходимые исправления. В 1863 году Чезаре Гуасти (итал.
Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Давид Микеланджело – это, прежде всего герой. Giovan Francesco Aldovrandini). Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов.
Фигура погружается в сон. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Giuntine). По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души.
Слева мы видим райский сад. Расположение трех незаконченных голов создает драматический эффект, редкий в произведениях с этим сюжетом. Через плечо бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Петра.
Это помогало ему сохранять чувство целого. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.
122-125. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Это были тяжелые годы. 48-55.
Илл. Микеланджело отказывается от традиционных атрибутов (меч, голова Голиафа), ничто не отвлекает внимание от личности героя. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. 151.
При этом он закончил фигуру Магдалины, незавершенные же самим мастером части оставил нетронутыми. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Илл. Это издание было неполным и содержало определенные неточности.
По сторонам располагаются пристенные гробницы младших Лоренцо и Джулиано. К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях. Его гений искал более широкого поля деятельности. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. 29 июля 1364 года флорентийская армия, воевавшая с пизанцами, разбила лагерь в предместье Кашина, на берегу реки Арно, неподалеку от Пизы.
106, 113. 170. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами.
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. И результаты были самыми плачевными. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.
Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Позднее, когда скромный ренессансный ремесленник переродился в придворного художника, это уже перестало быть проблемой. Илл.
Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.
Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу.
Среди предшественников Микеланджело лишь Поллайоло и Синьорелли решались изображать обнаженные фигуры в сильном движении. Фигура вырубалась из мраморного блока, сохраняя его прямоугольные формы. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Действительность не оправдала их надежд. Маньеристы начали усиленно черпать из поздних творений великого мастера готовые мотивы движения, механически вырывая их из общего контекста. Илл.
Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.
Первое из них – статуя Вакха в человеческий рост, предназначенная для кругового обзора. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. 158, 159.
Если не считать статуи апостола Матфея, то все произведения первого периода, при ярко выраженном драматизме их замысла, связаны с той фазой эпохи Возрождения, когда вера в безграничные возможности человека еще не была поколеблена.
Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. При подобном толковании абсолютно непонятными остаются оковы, тактично замененные скульптором тугой перевязью.
Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными.
Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. 10 мая 1508 году Микеланджело начал роспись потолка. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Роллан:В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу – статую Давида. 56-71). К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. 37.
Вместо этого в1508г. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ).
В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. В 1517 году были сделаны глиняная и деревянная модели, а четыре года спустя контракт был разорван и проект остался неосуществленным. Каждая из них – пример таинственного участия Бога в спасении своего избранного народа. Илл.
В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. В 1498 году Микеланджело получил заказ на Пьета от влиятельного французского кардинала Жана де Билера (фр. По богатству своих пластических аспектов эта вещь не знает себе равных в творчестве художника. Илл.
Илл. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.
Илл. Илл. 39. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.
Столь же статуарны и фигуры юношей на втором плане, навеянные Микеланджело известным тондо Синьорелли в Уффици. Илл. Илл. Капелла перекрыта зеркальным сводом, отстоящим от пола на 20, 73 м. На продольных боковых стенах расположено по шесть окон, два окна находятся и на входной стене. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса.
Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело.
Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Илл. Vergine Madre, figlia del tuo figlio). В его образе Микеланджело воплощает свой идеал художника, для которого нет никаких препон и преград. 109-112, 116-119.
На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). В 1519 году он начал работу над Христом с крестом (Санта Мария сопра Минерва, Рим), которую окончил 1520.
Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. Мрамор. Основные темы – воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника.
С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. В начале молитвы св. Петра).
Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Он создал гениальные, произведения.
Пьета. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело.
ок. В целом колористическая гамма лишена крикливой пестроты, от которой нередко так страдают кваттрочентистские фрески.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Эта статуя – единственная из работ Микеланджело, подписанное им самим. Илл. Это композиционное решение он использовал позже в статуе Гений победы. Это два составных звена единой архитектурной концепции. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями.
При этом движение лишено всякой скованности. Илл.
Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Правой рукой пророк опирается о скрижали завета, левой перебирает пряди ниспадающей на грудь длинной бороды. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.
При такой трактовке остается неуловимой граница между земной и небесной сферами, граница между праведниками и грешниками, чем лишний раз подчеркивается космический характер запечатленной кистью художника катастрофы. Таков, несомненно, был его основной замысел. Его работа в саду скульптур Лоренцо Великолепного, привлекла внимание последнего и в 1490 году парень поселился во дворце Медичи, оставаясь там до смерти Лоренцо (1492). Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Но как раз этого не произошло.
Илл. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен. Они утратили волю.
Однако и здесь царит дух отчужденности. 23, 24. Созванный в 1545 году Тридентский собор привел к полной победе крайних экстремистских группировок, возглавляемых кардиналом Караффа и иезуитами.
Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. В этих юношах Микеланджело лишний раз показал сколь неисчерпаемой была его фантазия при изображении обнаженного тела.
В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Копируя отдельные фигуры из их фресок, Микеланджело наделяет воспроизводимые им образы чертами еще большей мужественности, почти граничащей с суровостью. Появляется черта, присущая затем образам Микеланджело – грозная, устрашающая сила. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие.
Но какой ценой. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Этот разрыв сказался и в широком использовании на фасаде скульптуры, вследствие чего фасад приобретал совсем не свойственную церковным зданиям XV века монументальность.
Наиболее вероятно, что гробница должна была символизировать трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной. Здесь все построено на контрастах. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен.
В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане.
75-78. 32. Илл. Известно, что Микеланджело работал над картоном до ноября 1506 года. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.
Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Илл. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром).
36. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад.
Это человек действия (vir activus). Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Кроме того, считается, что женщины Микеланджело очень мужские по своей форме.
У левой ноги Христа находится фигура св. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений.
7, 8. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo).
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. 145.
Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает.
Его мировоззрение приобретает трагический характер. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею.
Илл.
Илл. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием Стихи Микеланджело, собраны его племянником во флорентийском издательстве Джунтине (итал. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. 140, 141. 110, 112. Илл. Первого ноября 1512 года величественные фрески, украшающие потолок Сикстинской капеллы в Папском дворце Ватикана, были впервые открыты публике.
Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Однако Микеланджело боялся ехать в Рим, опасаясь, что он попадет здесь в ловушку и будет совершенно беззащитным. Илл. Лицо на снятой коже св.
Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Вестибюль, высокое помещение с многочисленными утопленными в стену сдвоенными колоннами, словно с трудом сдерживает лестницу изливающуюся на пол.
Вазари пишет: безгранично и всегда должны быть благодарны ему художники ибо он сорвал путы и оковы, в которых шли они проторенной дорогой новизною прекрасных карнизов, капителей и баз, дверей, табернаклей и гробниц он добился полного отличия от того, что по измерениям, ордерам и пропорциям Витрувия и античности делали люди, не желая ничего к ним прибавить. Она напоминает мощную лавину.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции.
Эта статуя осталась неоконченной, поскольку уже через два года Микеланджело уехал в Рим. Существовал портрет парня, который, однако, потеряно. Возможно с участием Никколо Макиавелли, в эти же годы был задуман еще один крупный государственный проект: Леонардо да Винчи и Микеланджело было поручено создать две огромные фрески для зала Большого Совета (Синьории) в Палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангьяри и при Кашине.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Илл. 109, 111. Диаметр: 69 см. Илл.
В 1517 году Микеланджело провел много времени в Карраре, разработал модель фасада церкви. В отличие от Пьеты собора св. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы.
В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Вот таким образом по мнению Джона Саймондза, Микеланджело не любил, не восхищался и не желал женщин. Микеланджело долгое время отнекивался от этого задания, но в конце концов согласился его выполнить. Илл. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики.
Он вытягивает всю композицию по вертикали и довольно равномерно насыщает плоскость стены фигурами, ограничиваясь небольшими разрывами между ними. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Папа Юлий II умер в 1513 на смену ему пришел Лев Х из семейства Медичи. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение.
Три года скульптор работал над статуей. 171.
Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Образ Давида был традиционен во Флоренции.
Они распадаются на три триады. Когда в 1534 году во Флоренции утвердилась единоличная власть свирепого герцога Алессандро Медичи, опиравшегося на императора Карла V и папу Климента VII, Микеланджело решил покинуть свой родной город, чтобы никогда более в него не вернуться.
Он трудился как каторжный. Р. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.
107, 108. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Мраморный рельеф Битва кентавров (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества. ок. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится гроздью винограда. Идеализацию подобного рода использовали и другие художники, среди которых и Леонардо да Винчи.
Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.
Но роспись обладает и другим аспектом. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. 119, 111.
Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. 1530.
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Мертвое тело Христа держит св. Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Об этом говорит его прекрасное и грозное лицо. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
Любимые поэтические формы – мадригал и сонет. 86-91.
Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Три года скульптор работал над статуей. Вместо этого в1508г. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.
Вот человек поистине одержимый гением. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств).
Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Это позволило мастеру свободно развернуть в пространстве могучий торс, широкие плечи и мускулистые руки, которым присуща такая внутренняя сила, что у зрителя рождается уверенность в сверхчеловеческой мощи пророка. Вероятно, картон Микеланджело пропал ок.
Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена.
Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. 126. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны.
Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Договор на выполнение этой работы было подписано 16 августа 1501 года. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). 182, 187, 188, 189. 79, 142.
1498-1499. Приблизительно в 1530 Микеланджело создал небольшую мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло) и скульптурную группу Победа (Флоренция, палаццо Веккьо) последняя, быть может, предназначалась для надгробия папы Юлия II. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Город, в котором были живы пополанские традиции и дух свободного гражданства, решил не сдаваться.
Его архитектурный замысел рождался в процессе органического роста, в процессе непрерывных исправлений, что крайне затрудняло совместную с ним работу. Академия изящных искусств, Флоренция. Микеланджело Буонаротти. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. К этому же периоду относится его картина Муки Святого Антония (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.
Статуя осталась незаконченной. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Возможно, голова св. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши.
Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. 99, 101, 102. Мрамор.
Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. 46.
Увенчанный небольшим фронтоном фасад должен был быть разделен с помощью раскрепованного карниза и мощного аттика на два этажа. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Karl Frey) Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем (Берлин).
Сюжет был подсказан Анджело Полициано его смысл – победа цивилизации над варварством. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. В немалой степени именно они определяют ту внутреннюю динамику, которая присуща как архитектурному облику всей капеллы, так и украшающим ее статуям. В. Лазарев:Микеланджело был ваятель, архитектор, художник и поэт. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Лестница была закончена лишь к концу жизни Микеланджело, а вестибюль завершен только в 20 в. Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Все фигуры полны бьющей через край жизненной энергии, полны необычайной активности, возрастающей по мере приближения к алтарной стене. На самом же деле между ними лежала бездна.
Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Первое граничит с созданием мира. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатой одеждой Богоматери.
7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII).
Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода.
Jean de Bilhres). Три года напряженнейшей работы пропали даром. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Но с тлена вспыхнул огонь, который очищает все, – огонь гения. 89-91.
Высота: 277 см. 97, 98. Однако, по завершении произведения кардинал отказался от него и скульптуру для своего сада приобрел банкир Якопо Галли (сейчас статуя находится в музее Барджелло во Флоренции). К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным.
Илл. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту.
Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта. Заказ был сделан Пьеро Содерини, гонфалоньером Флоренции, в августе 1504 года. И это приводит к трагической разобщенности образов. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.
Мертвое тело Христа держит Святой Никодим, а с двух сторон поддерживают Богоматерь и Мария Магдалина (закончена фигура Христа и отчасти Святой Магдалины). Ева послушно следует слову творца. 3, 4.
Высота: 174 см. Микеланджело не был склонен к спокойной идеализма скульптуры Парфенона.
Микеланджело же решил изобразить момент, предшествующий бою. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Хотя Микеланджело являлся антиподом Леонардо и по своим политическим убеждениям и по своим художественным вкусам, в его жизни был все же момент, когда он не избег влияния прославленного живописца. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине.
Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Образ Давида был традиционным во Флоренции. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Здесь он познакомился и имел шанс общаться с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и др. ). Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло.
Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. В других случаях он сознательно отказывался от завершения какого-либо сонета или мадригала, убежденный в бесполезности дальнейших попыток. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий.
38. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Хотели верить, что маленькая Флоренция может победить, как некогда юный мирный пастух Давид победил великана Голиафа.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Внезапно раздался крик: мы пропали. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Об этой божественной помощи повествовали пророки, предсказывавшие пришествие Мессии.
2. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Илл.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Купол завершил Джакомо делла Порта, уже после смерти Микеланджело. Илл. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (голые) обрамляют сцены из Книги Бытия.
Определенное представление о чувствах Микеланджело может дать его же поэзия. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Петра, эта группа более плоскостная и угловатая, внимание сосредоточено на изломанной линии тела Христа.
Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб.
Гробница так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.
Этому миру естественных чувств Микеланджело противопоставляет тот высший свет, где повержена Правда и где царят Измена, Коварство, Навет и Лесть. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
В следующем году он ненадолго вернулся во Флоренцию, а затем отправился в Рим, где провел пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения. В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия.
Прежде всего он ставит себе задачей вытянуть по вертикали всю архитектурную композицию интерьера, чтобы он казался более стройным и высоким. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Гигантские размеры статуи (ее высота – около 5, 5 м) неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Ренессанса, впервые с такой наглядностью выраженном в этом произведении, - образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.
Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся «неоконченными», могли быть намеренно оставлены такими, так как именно на этой стадии «освобождения» форма наиболее адекватно воплощала замысел художника. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Это двухметровая скульптура, предназначенная для кругового обзора.
Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния. В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода. Илл.
Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим.
Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело. Смерть и скорбь словно содержатся в мраморе из которого создана скульптура. Илл.
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Илл. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции.
Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию).
Из мастеров прошлого его внимание привлекли к себе Джотто и Мазаччо иначе говоря те художники, которые культивировали монументальную, пластическую, весомую форму и чей скупой художественный язык был лишен каких-либо внешних прикрас. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня.
А называется роман «Муки и радости». Илл. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Илл. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи.
Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Петра. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше).
Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Стихи, относящиеся к более раннему времени, немногочисленны и далеко не всегда оригинальны. Особенно выразительна правая фигура. Илл. Илл.
У Микеланджело она является овальной водоворотом голых мускулистых тел (позднее художники дорисовали одежду на голых фигурах). Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. К этому же времени относится единственная картина, безусловно нарисована Микеланджело, – тондо Мадонна Дони (Галерея Уффици, Флоренция). 150.
Илл. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Левая рука с трудом поддерживает опускающееся тело, голова склоняется на грудь, через несколько мгновений небрежно закинутая правая нога вытянется и все тело примет горизонтальное положение.
Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Ранее композиция Страшного суда состояла из нескольких отдельных частей. Фигуры обнаженных, обрамляющие сцены, свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство: взятые вместе, они представляют собой энциклопедию положений обнаженного человеческого тела, как это было и в Битве кентавров и в Битве при Кашине. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа.
В 1492-1493 гг Микеланджело работал над Распятием (дерево, церковь Санто Спирито, Флоренция). Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора.
Если вспомнить, что для каждой фигуры художник делал множество набросков и этюдов, а затем и картон, то станет ясным грандиозный масштаб этой работы, которая была под силу лишь гению. 173. В руках Микеланджело контрапост превращается в могучее средство выражения внутренней приподнятости образа.
Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути.
Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. 131, 132. Илл.
Моисей восседает в торжественной позе. Илл. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.
Недаром его любимым материалом была бронза. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.
Однако чем более вчитываешься в стихотворения Микеланджело, тем большие открываешь в них красоты. Он избегает детализированной характеристики места. 134. У ног Христа, справа, восседает на облаке св.
Неясно имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. В 1506 возник еще один проект – фрески потолка Сикстинской капеллы. 149.
Оно обогатило его представления о человеческой фигуре и воочию показало ему, какие гигантские возможности таит она в себе для скульптора. Художник имел свой собственный сложный и трагический мир и творил по его законам. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках.
81-84. 21, 22. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Известно много стихов написанных Микеланджело в юношу (Томаззо тогда было 23 года), а также рисунков, нарисованных и подаренных им Томаззо (Ганимед, Тите, Падение Фаэтона т. д. ). Этот совсем необычный для Микеланджело тип живописного рисунка позволил мастеру выразить средствами графики тончайшие душевные движения: и безграничное отчаяние и тихую грусть и состояние величайшей отрешенности и настороженное прислушивание к внутреннему голосу. Их пути часто перекрещивались, они выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, почти враждебно. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.
Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) (итал. В люнетах и сферических треугольниках под росписью, также размещены сцены. е. уважением классической традиции). Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.
Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Он побежден. Петра, с чем папа был полностью согласен.
Это, конечно, не так. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Атлант. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).
Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Мрамор.
Илл. Илл. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы имитирующие постройки – ими разграничены крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Давид.
Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Мрамор. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. На смену средневековью Савонаролы, временно вернулся в город, пришла светская республика, для которой Микеланджело создал свою первую большую статую во Флоренции, мраморного Давида (1501 – 1504, Флоренция, Академия).
1530. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.
Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. 135, 139.
47. Таким представил его и Микеланджело.
В 1488 году тринадцатилетний Микеланджело стал учеником в мастерской братьев Гирландайо. Однако папа оставался непреклонным. Среди его первых известных скульптурных работ – Председатель фавна (мрамор, не сохранилась), рельефы Битва кентавров и Мадонна у лестницы (мрамор, Каза Буонарроти, Флоренция). И здесь его постигает страшный удар. Илл.
Первый путь толкал на полный разрыв с гуманистическими традициями Ренессанса, второй – не исключал возможности сохранения многих пережитков ренессансного мировоззрения. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо.
Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Этот зал оформлен в брунеллескиевских традициях, поскольку и пилястры и обрамления окон даны плоскими и тем самым тяготеют к стене, ни в какой мере не отягощая ее. Илл. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише).
И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Не случайно Адам в Сотворении Адама и Ной в Опьянении Ноя находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Мрамор. В самых темных местах он усиливает нажим итальянского карандаша, прибегая иногда к затирке бархатистой краски пальцем. И потому мне всегда казалось, что скульптура – светоч живописи и что между ними та же разница, что между солнцем и луной.
183. Илл. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов.
Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело.
Петра (Музео Петриано). В ней много усеченных слов и вводных речений, расстановка предложений отличается большой сложностью, широко применяются переносы строк. Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Петра. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому.
После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Последняя была предназначена для хора старого собора св. Собор Святого Петра, Ватикан, Рим. Микеланджело родился 6 марта 1475 года, детство провел во Флоренции.
Ромен Роллан писал о нем: Пусть сам он был создан из этого праха земного. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. 92, 93, 94.
Илл. И здесь бог изображен в активном действии. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Примерно в 1530 Микеланджело создал небольшую мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло) и скульптурную группу Гений победы (Палаццо Веккьо, Флоренция). Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Там парень жил в Джанфранческо Альдовранди (итал.
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Илл.
Любая архитектурная форма мыслилась им в расчете на движение зрителя и он никогда не отрывал ее от окружающей воздушной и световой среды. 25, 26. Пьета. Но все усилия напрасны. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Высота: 410 см. Илл.
И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния. Он победил. Тут столкнулись два сильных характера.
Илл. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). 130.
Атлант. Прежде всего, отмечается предельная героизация человеческой личности. В эпоху Возрождения типичные древнегреческие классические формы стали немного изменять, хотя основа оставалась именно классической, что прослеживается в очень многих скульптурах этого времени.
Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Мрамор.
Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
Я не забочусь пишет он в одном письме, ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом.
Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Варфоломея – автопортрет художника. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских – он выполнял заказы для девяти из них.
Он стал уже высекать статую св. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. 155, 156. 10, 11, 12.
Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольный низкий конус. Илл. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу.
У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. 16. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым.
Этот конфликт между заполнением и обрамлением, эта перенасыщенность стены декором сознательно используются мастером для того, чтобы вызвать у вступившего в вестибюль чувство сдавленности. Магдалины). Он трудился как каторжный. Р. В действительности оно так и получилось.
Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Мрамор. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино.
Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
В ней есть такая свежесть и мужественность, такая дантовская суровость, что хотя она была не основной, а побочной линией в творчестве Микеланджело, у нас все же есть все основания считать его одним из великих поэтов Италии. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Арсенал его технических приемов был безмерно богат.
К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж).
Высота: 174 см. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью.
Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Илл. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными.
Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Одна деталь Страшного суда свидетельствует о его мрачном настроении и представляет его горькую «подпись». Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Диаметр: 69 см.
Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне из которого являются фигуры. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Художник охотно принял это предложение.
146-148.