Кортеж замыкает мальчик в бумажном венце (в нижнем левом углу) – маленький король карнавала, который держит традиционную вафлю. довольствуются самым скудным рационом, что означает умерщвление плоти и умеренность (рыбные блюда, салат, круглые лепешки). «Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста. Его современники вели ожесточенные диспуты об истинной вере. На голове у Поста находится пчелиный улей— знак умеренности и верности церкви.
Возможно, вот таким образом мастер помещает в сюжеты символ веры – храм. Каждый занят своим делом, праздник совсем обыден, вокруг всё нищие да калеки. «Хмурый день» (весна), «Жатва» (лето), «Возвращение стад» (осень), «Охотники на снегу» (зима) – эта необыкновенная природная панорама – настоящий апофеоз пейзажа в искусстве живописи. В общем, как пел оруженосец в начале «Седьмой печати»: «Наверху сидит Господь, очень далеко он, а братца Сатану то и дело встретишь на улице». Карлик в носатой личине, огромной шляпе с воткнутой в нее ложкой и в бесформенном белом балахоне поднимает метлу-«шандал» со вставленными в нее свечами. «Королевская» охрана вооруженаустрашающе: решеткой для барбекю, гигантским блюдом со сладкими имбирными оладьями, рогатиной, свечой.
Брейгель не мог отрешиться от своих печальных мыслей. У кого-то работа, а у кого-то детское и искреннее веселье. Центральная фигура праздника — король Карнавал. Он держит перед собой, словно меч, вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей.
В результате художник создает серию, описывающую неразрываю связь человека и природы. «Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. За теплом ходят в лес: здесь взрослые и дети собирают хворост, чтобы обогреть свои лачуги. Комически контрастирует с толстяком ряженый причетником или «кающимся»: долговязый остроносый мужчина с завязанной платком головой.
Он понуро завернулся в темный плащ. Колесницу с троном противника тащат две монахини. Здесь Брейгель намекает, что парочка явно дурит прохожих. Год напряженной работы.
В центре площади разгорается битва между свитой Масленицы и сторонниками Поста. Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом – паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках. Бушующий водный поток, беспощадный к хрупким суденышкам. Художник много и мучительно раздумывал о духовной слепоте – случае, судьбе, которые управляют человеком.
Битва Масленицы и Поста (нидерл. Het gevecht tussen Carnaval en Vastentijd)— картина Питера Брейгеля Старшего (1559), находящаяся в Музее истории искусств Вены. В основе сюжета лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста. На картине Брейгель изображает празднование этого праздника на площади одного из фламандских городков. Талантливая и известная миниатюристка (будущая теща Питера Брейгеля) учила подмастерьев не только технике письма темперой, акварелью и маслом, она учила основам и принципам миниатюры. Сюжет напоминает известную масленичную забаву – «охоту на масленичного человека» – реликт древних верований в духов растительности.
Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом- «копьем». Его свита — женщины и дети, у которых на лбу нарисованы черные крестики. У пояса «женщины» висит ящичек с солью или для сбора добровольных пожертвований: на масленицу ряженых одаривали скоромными лакомствами и реже – деньгами. «Матрона» с набеленным лицом щеголяет в ожерелье из яичной скорлупы: яйца входили в обильную трапезу кануна поста («Чтобы пост показался мал и легок, как яичко, чтобы, как яйцо, быть крепким и здоровым»). Комически контрастирует с толстяком ряженый причетником или «кающимся» : долговязый остроносый мужчина с завязанной платком головой.
Некоторые искусствоведы предполагают, что сюжет взят мастером из старинной притчи. Или еще, накануне поста, на «жирной неделе», люди выносили на улицу поломанную домашнюю мебель и утварь и сжигали ее в большом костре. Почти вся станковая живопись, принадлежащая Питеру Брейгелю Старшему, выполнена на досках и дошла до нас, не утратив (как и гарантировала гильдия) свежести красок и живости впечатления. По заказу состоятельного купца из Антверпена Николаса Ионгелинка Брейгель работает над циклом из шести картин (календарем в картинках) известным как «Времена года» или «Месяцы». В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках. Люди одеты в карнавальные костюмы.
Воплощение Поста – худой и длинный, как жердь, человек в бесформенном балахоне. Заснеженные склоны гор и тут же изрытые колесами дороги с непроходимой грязью. Сцену, привычную его глазу с детства.
Перевернутая пустая корзина намекает на голодание. У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан. На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки. Солома являлась символом всего ветхого и отжившего, ее сожжение означало преодоление смерти-зимы (в святочном цикле – поминовение мертвых).
В «Битве поста и масленицы» Брейгель рисует сцену жизни человеческого муравейника. «Пасмурный день» (1565 год) — это вероятно период февраля-марта, на который приходится масленица или «жирная неделя». Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом-«копьем».
Юный художник, видимо, не был амбициозен и считал себя лишь ремесленником. Наступал торжественный момент и все высыпали на улицу. Толстопузый буффон, увенчанный котелком, бренчит на мандолине. Он понуро завернулся в темный плащ. «Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста. Люди, не обращая на шумный праздник никакого внимания, занимаются обычными делами. Характер композиции подводит итог мощной силы этого социального слоя.
За ним невероятно раскормленный «священник» со стеклянным сосудом в одной руке и зажженной свечей – в другой – тащит на голове круглый стол с обрядовым угощением «жирных» дней – вафлями и булочками в тарелке. Низкорослый уродец ведет свою музыкальную «партию».
Тщедушный наездник (Пост) с серо-зеленым лицом и пчелиным ульем вместо шлема (символом умеренности) здесь само воплощение смирения. На ней сиротливо лежат две селедки.
В 1559 г. он создает произведение «Битва Масленицы и Поста». Этот народный инструмент (rommelpot) бытует в Нидерландах до сих пор. В эскорте Поста резвятся дети с трещетками-«молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели.
«Крестьянский праздник». Карлик в носатой личине, огромной шляпе с воткнутой в нее ложкой и в бесформенном белом балахоне поднимает метлу- «шандал» со вставленными в нее свечами. Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца.
Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни». Его взгляд строго объективен, а размещение фигур – точность математика. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие – лопату на длинном черенке.
Он показывает лучшие и худшие черты. Низкорослый уродец ведет свою музыкальную «партию». Проще говоря, за то, что искусство сегодня — это текст. Вот он полыхает в верхней части картины. Кортеж замыкает мальчик в бумажном венце (в нижнем левом углу) – маленький король карнавала, который держит традиционную вафлю.
На заднем плане перед постоялым двором «Сухая ветка» (или «Дракон». ) из дверей которого глазеют любопытные, актеры представляют битву Урсона и Валентина. На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина. Это эпизод пьесы по рыцарскому роману «Урсон и Валентин» из цикла о Карле Великом. На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина. Дело в том, что в XVI веке в Голландии художники писали на деревянных досках.
Бочку с Масленицей пытаются сдвинуть с места ряженые. «Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. На заднем плане перед постоялым двором «Сухая ветка» (или «Дракон». ) из дверей которого глазеют любопытные, актеры представляют битву Урсона и Валентина.
Такое клеймо гарантировало, что изображение будет держаться как минимум вечно. Такие доски вместе с учениками Кук покупал на пристани, варил в льняном масле, грунтовал, шлифовал и только после этого позволял ставить клеймо гильдии. Следуя строгим уставам гильдии живописцев святого Луки (самого известного и авторитетного на тот период объединения художников) он научил его всему и, прежде всего, выбирать доски для своих работ.
Подобный ежегодный праздник Брейгель мог наблюдать с раннего детства. За ним невероятно раскормленный «священник» со стеклянным сосудом в одной руке и зажженной свечей – в другой – тащит на голове круглый стол с обрядовым угощением «жирных» дней – вафлями и булочками в тарелке. Именно Питер Кук научил Брейгеля основам мастерства. Брейгель возвращается к этой теме.
Об этой картине часто говорят как о выражении интереса художника к народной площадной культуре, но где тут народ и где площадная культура, которая подразумевает праздничный разврат и веселье. Они шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. Ни один другой художник не изображал осеннюю природу с такой правдивостью, как Брейгель.
Богатырские фигуры крестьян приближены к зрителю, написаны безупречно тщательно, но удивительно сдержанно и лаконично. В четверг «жирной недели» в школах было принято избирать «короля детей», «маленького короля карнавала». А в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. В первые дни поста у голландских женщин принято было убирать дом, — вот женщина моет окно. Затянутое грозовыми тучами небо. Завершает процессию мальчик с бумажной короной на голове.
Впервые в истории живописи ярко выражен образ народа. Самыми лучшими считались дубовые днища кораблей, десятилетиями «солившиеся» в море. Вокруг его мастерской сложился даже кружок прославленных граверов. А фоном для царственно увядающей природы, служат величественные горы на горизонте.
Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. мастер создает произведения о жизни простого народа. Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой». Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца. Головой «лошади» служит свиной окорок, пригвожденный к бочке кинжалом. Он вращает камышинку, укрепленную в середине глиняного горшка, который наполовину заполнен водой и сверху туго обтянут свиным пузырем. Этот король-аскет, требовал строгого выполнения всех обрядов.
Современное искусство нередко ругают за то, что концептуальная сторона в нем сильнее визуальной. Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни». Но работы («Охота на снегу», «Пачмурный день», «Возвращение стад», «Сенокос», «Жатва»), которые Брейгель считал лучшим, что он создал, при его жизни так никто и не видел. В 1567 – 1569 гг. Ему на голову надевали бумажную корону и он угощал друзей вафлями. Сюжет напоминает известную масленичную забаву – «охоту на масленичного человека» – реликт древних верований в духов растительности. На картине Брейгеля поступки празднующих тесно связаны с освященными традицией увеселениями «сумасшедших» дней карнавала: здесь водят хороводы, участвуют в процессии, возглавляемой волынщиком.
Толстопузый буффон, увенчанный котелком, бренчит на мандолине. Солома являлась символом всего ветхого и отжившего, ее сожжение означало преодоление смерти-зимы (в святочном цикле – поминовение мертвых). У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан.
На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки. В углу площади разыгрывается комическое сражение Масленицы и Поста. Она отличается от всех предшествующих картин Брейгеля. Жители городов и сел готовились к уличному представлению заранее. Он держит перед собой вертел как меч, на который нанизаны свиная голова и курица.
Здесь еще острее выражает характер народа, а главные персонажи обретают невиданную мощь. Потешник в «треуголке», с обмазанным мукой лицом водит ножом-«смычком» по решетке для жаренья. Вероятно, Брейгелю была знакома теория одного довольно крупного ученого той эпохи. Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью. Питер Брейгель своими работами «на манер Босха» (он вынужден был и это доказано исследователями, подписывать эстампы фамилией Босха) делал продажу лавке.
Посмотрите на полотно «Охотники на снегу», отвлекитесь на несколько мгновений от вечных житейских мыслей и вас пронзит холодное веяние, услышите тихий шорох, взлетевшей с обледеневшей ветки, сороки-белобоки – он так хорошо различим при морозе. Несмотря на запреты церкви и властей (Карл V и его последователь, Филипп II издавали указы, ограничивающие время проведения уличных шествий и увеселений), этот древний языческий праздник продолжал жить и собирал множество желающих поучаствовать в нем. У пояса «женщины» висит ящичек с солью или для сбора добровольных пожертвований: на масленицу ряженых одаривали скоромными лакомствами и реже – деньгами. Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой». В последние годы жизни Брейгель пишет довольно мрачно и жестко.
Кок был предприимчивым гравером и владельцем знаменитой в Антверпене мастерской по изготовлению эстампов «На четырех ветрах». Вот таким образом так много на площади калек и убогих. В 1567 г. была выполнена, можно сказать, масштабная работа – «Крестьянский танец». Потешник в «треуголке», с обмазанным мукой лицом водит ножом- «смычком» по решетке для жаренья.
Вы словно побываете вместе с мастером на зимней охоте. Персонажей так много, что даже простое их перечисление готово затянуться до бесконечности. Это – «Мизантроп», «Калеки», «Похититель гнезд» и в особом ряду стоит картина «Слепые». Он, как на боевого коня, взгромоздился на винный бочонок. Этот народный инструмент (rommelpot) бытует в Нидерландах до сих пор.
Так и на картине Брейгеля мы видим некий организм, живую толпу. Король вооружен кинжалом и железным вертелом (копьем), на который для устрашения противника нацеплена большая копченая свиная голова, подрумяненная на костре утка и шматок ветчины. Это символ «перевернутого мира, вселенной», где все наоборот. Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния. С 1558 г. мастер всерьез занимается творчеством, работая помногу часов каждый день. Это эпизод пьесы по рыцарскому роману «Урсон и Валентин» из цикла о Карле Великом.
«Матрона» с набеленным лицом щеголяет в ожерелье из яичной скорлупы: яйца входили в обильную трапезу кануна поста («Чтобы пост показался мал и легок, как яичко, чтобы, как яйцо, быть крепким и здоровым»). Но значение произведения не ограничивается этим. Видно веселье, с которым горожане празднуют масленицу. Это вид из небольшого окошка на центральную городскую площадь.
Здесь истово соблюдают обычаи постных дней: пьют воду (из колодца), торгуют рыбой, т. е. Обычно их рисовали золой на лбу прихожанам священники по окончании мессы в «пепельную среду». Владелец картин, предприимчивый негоциант, едва заказ был готов, тут же отдал свою коллекцию (из которой 16 картин принадлежали только перу Брейгеля) под залог огромного займа. Перевернутая пустая корзина намекает на голодание.
Хотя зима на исходе и снег уже сошел, о солнце помышлять не приходится. Судя по всему, он так и не смог вернуть займ, вот таким образом картины на долгие годы были скрыты в подвалах городского ломбарда. В эскорте Поста резвятся дети с трещетками- «молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели. В руках у Карнавала находится его «орудие»— вертел, на который нанизана мясная снедь. Справа от Карнавала находится тощая фигура Поста, сидящая на стуле, который тащат в сторону Карнавала монах и монахиня. На картине Брейгеля поступки празднующих тесно связаны с освященными традицией увеселениями «сумасшедших» дней карнавала: здесь водят хороводы, участвуют в процессии, возглавляемой волынщиком. Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом – паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). Мастер изображает героев крупном масштабе (что не характерно для работ этого живописца), а сюжет несет в себе пафос и жесткую рациональность. Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью.
Кок делал с учениками вариации на тему рисунков выдающегося художника.