Это мир, где все наоборот, где разрушен божественный порядок. В трактовке образов богоматери и Гавриила заметно влияние Герарда Давида. Вообще в его творчестве всегда чувствовалось тяготение к простому народу. Мы уже упоминали, что возникновение бытового монументального жанра обусловила революционная обстановка, назревавшая в Нидерландах.
Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Все происходит в полном соответствии со старинной нидерландской пословицей: «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает». Неизвестно, послушалась ли рассудительная Майкен – но скорее всего – да. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. В наиболее ранних живописных и графических произведениях художника сочетаются альпийские и итальянские впечатления и мотивы родной природы, художественные принципы нидерландской живописи (прежде всего Босха) и некоторые итальянские маньеристические черты.
Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости – наследие позднесредневекового мышления. Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. Своим искусством Брейгель блистательно завершил сложные и противоречивые искания нидерландского Возрождения, объединил сокровищницу ранненидерландских художественных традиций с тревожным, чутким к историческому пульсу современности мироощущением Позднего Ренессанса. Всевластное солнце, озаряющее все вокруг, вот подлинный герой Падения Икара.
Длинный стол накрыт не слишком богато. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. Причем мысль о безумии человеческого существования в условиях «перевернутого мира» присутствует почти в каждой работе автора.
У работ этого цикла имеются подписи. Двадцать девять листов заполнены миниатюрами с различными сюжетами, взятыми из Ветхого и Нового завета и из «Жития святых». Именно эту смену парадигмы отразил Брейгель в своей картине. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок.
Каждая из этих картин и особенно «Игры детей», является ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности. Они обручились за шесть лет до смерти Брейгеля. В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля Мужицкого начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. Человек занимает в мироздании скромное место, растворяется среди себе подобных.
Он вновь всемогущ. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. Скорее, его заслуга и немалая, в том, что он прокладывает новый путь в искусстве. Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру.
Голгофа более похожа на цирковую арену, нежели на место казни. Башней – отбрасывающей тень – вопреки всем законам природы – не на землю, а на небо Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок. 1563). В центре картины художник поместил символическое изображение собственно «торжества смерти» – скелета с косой, врывающегося в самое пекло боя на жуткого вида тощем коне. Тот же принцип в основе картины Игры детей (в незаконченной серии Четыре возраста человека): перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела их веселые и бессмысленные забавы – своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества. 1480-1550). О последнем известно, что он вышел из мастерской Симона Мар-миона, знаменитого французского миниатюриста, женился на его вдове и поселился в Брюгге. Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы.
В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. Кроме того, Брейгель довольно часто посещал деревенские трактиры. Мир изменился – из маленького замкнутого пространства он превратился в необъятный космос. Творчество П. Брейгеля Старшего очень символично.
Впрочем, это всего лишь осколки истины, добытые с миру по нитке. За сражающимися стеной стоят полчища скелетов, прикрывающихся гробами, как щитами. Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568). Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану. Он в трепете и ужасе сказал: «Господи. Земля спокойна и величава в своем белоснежном убранстве.
Получается своеобразная «перспективная» не концентрированность, размытость. Где Икар. Подобно ему он изображает в картинах «Триумф смерти» и «Безумная Грета» апокалиптические сцены гибели людей и мира. Неизвестно, сколько картин первоначально входило в цикл. Картина очень полно передает веселье участников.
Она забирает короля, кардинала, купца, простолюдина и спасения от нее нет. Принято считать, что это разрозненная серия из двенадцати (или шести) картин. Брейгель изобразил на своем полотне трагизм реальной жизни того времени.
И это делается осознанно. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Слепота здесь символизирует слепоту разума. Персонажи обеих кухонь действуют в равной степени отталкивающе. Жизнерадостная феерия празднества наводит на мысли, не лишенные ни горечи, ни иронии. Эта небольшая картина считается одним из шедевров Брейгеля.
Брейгель Старший, при показе этого огромного театрального «действа» использовал реальные сценические композиции народных площадных представлений. Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва"). На виселице сидит сорока.
Именно там Христос, наконец, окажется в центре внимания. Жениха за столом не видно. По этой причине художника стали называть «Мужицким». Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. В центре внимания картины – залитый солнечным светом, величественный морской пейзаж и сцены мирного сельского труда на переднем плане.
Брейгель видит не только забавное, но и грубо гротескное: жизнь кажется ему и суетой и мощным источником свободной, поистине природной энергии, причем оба эти начала органически сосуществуют, как в парадоксах народных пословиц. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). В написанный на пергаменте латинский текст введены пять страниц на португальском языке. И это подтверждают его праздничные монументальные сцены Крестьянской свадьбы.
Участники этой процессии реагируют только на следствие ослепления – падение Савла. Безумная Грета (Маргарита) – героиня популярной в Нидерландах легенды, относящейся по времени возникновения к началу XV века Она являлась олицетворением дьявольской фурии. Из 45 картин, оставленных мастером 30 – сцены из крестьянской жизни.
И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. Речь идет о картине великого нидерландского художника Питера Брейгеля Мужицкого «Безумная Грета». И Майкен узнает себя. Картина «Падение мятежных ангелов». Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Его отсутствие можно объяснить старинной фламандской пословицей: «Беден тот, кто не присутствует на собственной свадьбе». Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. На всех этажах громадного сооружения кипит работа. Таков гениальный Шутник до той поры, пока не решается завести семью. Создатель Триумфа Смерти заслуженно считается предтечей современного сюрреализма. Запечатлевая с высокой точки цепи скал, морские просторы, долины, горные потоки, он достиг впечатления космической грандиозности, которая демонстрирует огромную протяженность пространства, ландшафтного величия окружающего мира. У Греты — тусклая кожа, беззубый разинутый рот, рваная юбка.
У них очень грустный вид. Луки, где получил звание мастера (в это время ему было около 20 лет). сентября 1569 года мастера Питера Брейгеля не стало. Его персонажи столь же занятны, сколь и ничтожны, столь жизненны, сколь и гротескны.
Здесь изображено более двухсот тридцати фигур. Некоторые исследователи творчества Питера Брейгеля предполагают, что их было четыре, а «Сенокос» (Прага, Национальная галерея) к циклу не относится. Однако после 1560 года в нее внезапно врывается зловещая фантасмагория, в образах природы и человека начинают звучать тревожные интонации, разрушается целостность, все мельчает и дробится, между явлениями утрачивается связь. Скептицизм, сарказм ирония, фарс. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам.
Виселица не может остановить праздник и пляску, виселица не может зачеркнуть и уничтожить красоту огромного мира. Брейгель, Питер. Фигура эта еще более причудлива, нежели Грета. Особенно ярко эти особенности проявились в картине «Охотники на снегу» – это получился шедевр, на который хочется смотреть бесконечно, он оставляет впечатление чистоты и покоя.
В картине «Охотники на снегу» (или «Декабрь», Вена, Музей истории искусств) метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом, веющим от человеческого жилья. Неподалеку от неё, на мосту, происходит драка между женщинами. Весь мир Брейгель показывает именно так – вверх тормашками, как одну большую глупость. В картинах Битва поста и масленицы (ок. Смерть присутствует повсюду. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик. Плачевный результат псевдонаучных изысканий алхимика был ясен с самого начала: лежащая перед изображенным слева мужчиной книга не случайно открыта на странице, озаглавленной «Alghe Mist» («Все потеряно»). Но для Брейгеля смена времен года — прежде всего свидетельство не «божьего промысла», а всемогущества природы, находящейся в процессе непрерывного становления и обновления, щедро приносящей человеку свои дары. В работе «Крестьянская свадьба» празднество происходит в амбаре. Картина «Крестьяне у очага» датирована 1556 годом и 15 апреля, как если бы художник запечатлел событие, действительно имевшее место в его жизни.
Впрочем, в музее имеется еще одна работа художника—«Двенадцать пословиц», любопытная характерным для Брейгеля тяготением к фламандскому фольклору и так часто встречающемся у него стремлением к образному живописному воплощению мудрости народных изречений, правда преподанных со свойственным художнику острым юмором. Он же сознательно упрощает не только выбор предмета изображения, но и его трактовку. Картина «На пути в Египет» или «Пейзаж с бегством в Египет».
Картина «Безумная Грета» появилась в собрании Майер ван ден Берга в 1894 году, будучи куплена через аукцион в Кёльне из коллекции Кристиана Хаммера в Стокгольме как произведение старшего сына художника Питера Брейгеля Адского, но уже в 1897 году была идентифицирована с работой самого великого Брейгеля, о которой в 1604 году упоминает в своей «Книге о художниках» нидерландский художник и писатель Карель ван Мандер. Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья.
Первые уроки мастерства Брейгель получил у известного антверпенского живописца Питера Кука ван Альста (1502 – 1550), придворного художника императора Карла V. По утверждению историка искусства Клода-Анри Роке, Брейгель часто совершал поездки по стране и «во время путешествий много и с удовольствием общался с крестьянами». Он любил жену Майкен и своих сыновей. В представлении художника человеческое общество подобно муравейнику. И здесь фантазия художника не знает пределов.
И хотя Брейгель находит в нем истинную красоту (не случайно тонкое живописное решение картины), его маленькие герои столь же занятны, сколь и ничтожны, в такой же мере жизненны, как и гротескны – между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Сопоставляя противоположности – «тощих» и «тучных», – сам художник не проявляет расположения ни к одной из сторон.
Весь цикл распался бы на отдельные элементы (сцены-коробки), возможно связанные умозрительно, но не пространственно. Но достоверные сведения есть лишь о шести картинах.
Перед нею нет врага, которого она должна сразить мечом им может оказаться любой, так как ее гнев не целенаправлен осмысленно, он есть лишь проявление дикого инстинкта разрушения. Природа – вот истинный герой творчества Брейгеля. Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ванден Берг).
В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Картина «Падение мятежных ангелов» создана на основе известного библейского сюжета и также изобилует зловещими босховскими персонажами. Данная работа в некоторой степени превосходит фантасмагорию в творчестве Иеронима Босха.
Затем "Жатва" (июль и август, 1565г., рисунок 2. 1), "Возвращение стада" (сентябрь и октябрь, 1565г., рисунок 2. 3), "Охотники на снегу" (ноябрь и декабрь, 1565г., рисунок 2. 5). Церковь требовала от женщин покорности и молчаливого послушания более совершенным творениям Господа — мужчинам (как известно, Бог создал их первыми) и всем им :- меняла в вину грех Евы вечной соблазнительницы. Брейгель оказался свидетелем наиболее диких действий толпы.
Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл. В написанной около 1562 года картине «Триумф Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте – такое же пустынное море с гибнущими кораблями.
Как и в предыдущей картине художник снова помещает действие в современную ему нидерландскую деревню. Из-за плохо читаемых последних трех цифр надписи картина датируется от 1562 до 1566 года.
Брейгелю представляется, что человечество погрязло в царстве бессмыслицы и жестокости, ведущим к всеобщей гибели. Все здесь – безумие. Картина изображающая апрель-май, считается утраченной.
1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). На огромном пространстве художник размещает большое количество многофигурных сцен, связанных между собой образом Смерти, которая настигает людей повсюду – и в бою (в центре картины) и на пиру и на любовном свидании (в правом нижнем углу) и в поле за работой (на переднем плане, внизу).
Таинственна жизнь и судьба Брейгеля. Она отражает изменение мира и его восприятия. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. К тем же выводам приводят следующие картины художника «На пути в Египет» «Самоубийство Саула» и «Путь на Голгофу». На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище.
На первый взгляд кажется, что художник изобразил ад. Приблизительно в середине 1540-х годов Брейгель (Старший) переезжает в Антверпен, где обучается в мастерской у Питера Кук ван Альста- личного придворного живописца императора Карла V. Позже, перебрался с семьей в Брюссель и начал работу над картиной, которая отобразила в саркастичной форме его личное отношение к происходящим вокруг событиям. Для этого необходима была лишь решимость, а ее у Греты ее было с избытком. Дулле Грит (Безумная Грета). В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена).
Сохранилось лишь пять из шести работ цикла. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Приводя сведения о главном персонаже, первый биограф Брейгеля ничего не сообщает о том, хотелли художник таким образом выразить свое отношение к положению женщины в тогдашнем обществе. Строители не смогли понять друг друга и работа не была завершена. Учился у знаменитого и преуспевающего Питера Кука Ван Альста – придворного художника императора Карла V. В его богатом доме, полном книг и заморских редкостей, безродный бедняк приобщился не только к живописи, но и обрел интересных мыслящих друзей.
Своим искусством Брейгель блистательно завершил сложные и противоречивые искания нидерландского Возрождения, объединил сокровищницу ранненидерландских художественных традиций с тревожным, чутким к историческому пульсу современности мироощущением Позднего Ренессанса. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Майкен (Марию), дочь своего учителя живописи, он полюбил еще девочкой, когда носил ее на руках.
Как сообщает Мандер, Брейгель начинал как подмастерье у крупного антверпенского живописца Питера Кука ван Альста, в 1551 был принят в члены Антверпенской гильдии св. Некоторые предполагают, что всего их было двенадцать (по числу месяцев в году). «Месяцы» были созданы по заказу антверпенского богача Николоса Ионгелинка, видного коллекционера произведений искусства. Иллюстрации бревиария обнаруживают явное тяготение нидерландского искусства XVI века к показу реальной жизни. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками. Художник в картине «Битва Масленицы и Поста» создает всеобъемлющую сцену народного веселья.
Для кальвинистов почитание материальных образов было идолопоклонством. Так как картина является одним из звеньев центрического цикла, то любая замкнутая центричность в композиции отдельной картины, сделала бы ее самостоятельной «сценой-коробкой», отчужденной в своей замкнутости от следующего звена. Традиционно Вавилонская башня считается символом гордыни.
Картина «Триумф Смерти». Возможно именно так и было на самом деле. Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Молодая вдова похоронила его в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель. В залах музея находятся произведения современника Брейгеля— Питера Артсена. С мечом в руке героиня тащит с собой без разбора тарелки, горшки и кастрюли.
Во «Фламандских пословицах» Брейгель Старший изображает множество юмористических сцен, в которых высмеиваются людские пороки. Вся процессия направляется туда, где толпа зевак образовала круг, – это и есть Голгофа. 1485-1524). Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго. В серии картин «Месяцы» (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян.
В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Картина «Игры детей». Нидерландские пословицы. Прочитав название картины, зритель остается в недоумении. В прославленных «Слепых» (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха.
Но, увы, подобные испытания не проходят даром: Грета лишилась остатков разума. Около 1562 года, под впечатлением от национальной трагедии, Брейгель создает масштабное полотно «Триумф смерти». «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков». Притча о Безумной Грете была чрезвычайно популярна в Нидерландах XVI века.
Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников – Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (около 1525/30–1569), нидерландский художник и рисовальщик. В этом же цикле он начал изображать крестьян их работу, заботы, отдых. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Сидящий на крыше человек одной рукой придерживает на своей голове «корабль дураков», другой – ссыпает из мешка монеты, на радость одной из «безумных Грет», с готовностью подставляющей поднос. с. 36-37), описывающих поведение людей в мире, где все «вверх тормашками». Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. Обращался Брейгель и к новозаветным сюжетам. Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Обращение Савла Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания.
Название деревни стало его прозвищем, а к его детям оно перешло уже как фамилия. В картине «Охотники на снегу» поражаешься глубиной пространства, которое, как кажется, создается за счет использования линейной перспективы. До 1576 г. годовой цикл в Нидерландах начинался с Пасхи. Она слышала в церкви во время проповеди, что черти поджаривают грешников в аду на больших сковородах.
Вселенная не имеет центра и не имеет границ. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, — обе в Музее истории искусств, Вена). Тощий говорит: «В кухне тощих тощая еда и множество забот о пище кухня тучных – вот место для меня с помощью хитрости я войду туда». Исполнила ли верная Майкен жесткое предписание мужа об уничтожении его смелой графики.
В 1567-1569 Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни (которым и обязан своим прозвищем) (Крестьянский танец, Крестьянская свадьба – обе в Музее истории искусств, Вена). Обитателей преисподней художник собрал также вокруг Безумной Греты (ок. Здесь сказались и кризис былой веры в человека и беспредельное расширение кругозора. Но у Брейгеля никто, даже рыбак, ближе всего находящийся к тонущему Икару, не обращает внимания на падение человека с неба в море. В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Достоверно известна только дата принятия в гильдию живописцев в Антверпене – 1551 год.
Внешние формы зла обретают формы неприкрытого цинизма. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565. Те же, что отпали от Бога, превращаются во всевозможных уродливых тварей. В этой картине Брейгель опрокидывает все каноны изображения женщин в живописи: ни намека на улыбку, ни локонов, которыми играет ветерок.
Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. В «Падении Икара» в основе также лежит иносказание: мир живет своей жизнью и гибель отдельного человека не прервет его коловращения. Она поняла, что мир будто перевернулся вверх тормашками. Рядом беззаботно танцуют, не обращая на нее никакого внимания, крестьяне. Войны, зарева пожаров, разрушение и нищета обрушились на эту землю. Местом рождения Питера была деревушка Брейгель, а сам он происходил из крестьянской семьи. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок.
1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. В этом музее есть одно произведение, единственно ради которого следовало бы прийти сюда. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе. Исчез в морской пучине, не успев даже (по Овидию) выкрикнуть имя отцово.
Возможно это нотариус, скрепивший своей подписью брачный союз. Природа – вот истинный герой творчества Брейгеля. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 -в Брюсселе. Предметы, служащие детям для этих игр, – обычные вещи домашнего обихода. Создаются видения, своей зловещей фантасмагорией превосходящие Иеронима Босха.
Данная работа в некоторой степени превосходит фантасмагорию в творчестве Иеронима Босха. Только Безумная Грета, видит неизбежность катастрофы. Раскрыты содержание и смысл каждой представленной работы. Крестьяне изображены крупным планом. «Танцевать под виселицей» значит не бояться опасности.
Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. В этой работе Брейгель осуждает одержимость алхимика, его алчность и равнодушие к близким. Брейгель Старший выражает в этой картине беспокойство за жизнь и судьбу этих детей. Таким образом, в 1561—1562 годах Брейгель впервые в нидерландском искусстве создал композицию, которая в косвенной форме отражала конкретные общественные конфликты того времени.
С точки зрения живописного решения Брейгель Старший находит в этой картине яркий, пестрый колорит. Безумие во взоре, в этом разинутом рте. Лишь пара беспомощно взбрыкнувших над морем мальчишеских ножек – и круги по воде. По выражению Карела ван Мандера, «озлобленные деревенские бабы, которые грабят брошенный хозяевами дом, доказывают, что ад начинается в человеческом сердце, а его источник – эгоистическое сознание или же безумие». В двух картинах -Избиение младенцев (ок. В то время Большой Гретой, была названа большая пушка и скорей всего художник старался показать все ужасные мотивы войны, которые охватывают мир. Фигура Христа, упавшего под тяжестью креста, теряется где-то в гуще толпы.
В Триумфе смерти (ок. Символика вполне понятна:в аду приходится расплачиваться сторицей за неправедно нажитые земные богатства. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. В ранних рисунках и акварелях он изображал грандиозные панорамы Альп, Тироля.
Хотя вряд ли это могло бы послужить успокоением для Греты осатаневшей от нищеты. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). А не решается долго.
В сравнении с современностью права женщины в XVI веке были чрезвычайно ограниченными. И последняя картина «Сорока на виселице» (1568г., рисунок 3. 7) также показывает танец крестьян, который вылился за околицу, где стоит уродливая виселица, а вдалеке приспособление для колесования, но это похоже никого не смущает. К сожалению, эта картина не сохранилась.
Эти люди живут в вечном ритме земледельческого труда им доступна гармония жизни, они чувствуют силу и власть земли и природы. Народное веселье предстает не частным жанровым эпизодом, но наглядным обобщающим утверждением жизнелюбивой энергии, таящейся в глубине крестьянских масс и в «смеховой культуре» (по известному термину М. М. Бахтина), прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального угнетения. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Однако было бы неверно отрицать философско-пессимистический оттенок ранних работ Брейгеля. «Калеки» – это символ дегенерации человека, оказавшегося во власти дьявола. Ключом к пониманию идеи произведения является держава (шар, символ земного мира, увенчанный крестом), но изображена она крестом вниз, т. е.
В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Большинство картин этого периода написано по заказу коллекционеров, его покровители – фактический правитель Нидерландов кардинал Антонио Перенно да Гранвела, антверпенский коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский ученый-гуманист Абрахам Ортелиус. Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график. В картине «Охотники на снегу» Брейгель Старший использовал приёмы, которые ввёл в пейзаж Иоахим Патинир – нидерландский художник эпохи Возрождения (1475-1524).
Женщины рвутся к деньгам, валтузят друг друга кулаками. Питер Брейгель Старший «Безумная Грета» (1562) Дерево, масло. Еще одна работа, отражающая жизнь голландцев XVI столетия, – «Детские игры».
Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. «Слепые». Показав людям ужасающие трагедии современной жизни («Триумф смерти» и «Безумная Грета»), Брейгель Старший обратился к иной теме.
Улица, в конце ее – церковь, слева – таверна, в дверях которой стоит парочка. Картина полна покоя и умиротворения. Рассмотрены такие известные работы мастера, как: «Падение Икара», «Нидерландские пословицы», «Битва Поста и Масленицы», «Вавилонская башня», «Слепые» и др. Все полотна имеют почти одинаковые размеры (1, 5м в длину) и написаны на дереве масляными красками, как и большинство других работ Брейгеля Старшего.
Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), стали известными художниками. Около 1552 отправился в традиционное для европейских художников путешествие в Италию. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Что повелишь мне сделать. » И Господь сказал ему: «Встань и иди в город и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Картина «Морской бой в гавани Неаполя» или «Неаполитанская гавань». Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. Тяжело ступая, бродит Грета ищет, кудабы сложить свои награбленные«сокровища».
На таких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя», «Обращение Павла», «Рождество», на гравюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют среди современников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. К своей коллекции Ионгелинк относился сугубо практически – как к удобному средству вложения денег (что, впрочем, было вполне обычным делом в среде нидерландских собирателей картин).
Собранный по крупицам и представленный, наконец, во всем своем творческом могуществе Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей – художников Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца. Ад начинается в человеческом сердце. В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он создал картину «Битва Масленицы и Поста», представляющую площадь фламандского городка, всю кишащую маленькими суетящимися, подвижными фигурками ряженых, нищих, гуляк, монахов и торговок. Запечатлевая с высокой точки зрения цепи скал, долины, морские просторы, горные потоки, он достигает впечатления космической грандиозности, демонстрируя огромную протяженность пространства, ландшафтного величия окружающего мироздания. Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника.
1658) зритель ощущает, что художника увлекает именно их безликость. Схожая тенденция прослеживается и в изображении библейских персонажей. Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает среди обычных людей. Исходным является множественность мотивов.
Их автор изобразил, следуя древнеримскому поэту Овидию: только у поэта они остолбенели, увидев «проносящихся вольно по небу» Дедала (его на этой картине нет) и Икара, приняв их за «неземных богов». И при первом взгляде на картину у зрителя возникает вопрос: «Почему она так называется». Уже в ранних, выполненных с натуры акварелях и рисунках (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Альп, Тироля, виды родной страны, Брейгель Старший проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Он создает картины «Фламандские пословицы» (1559г., рисунок 3. 1), «Детские забавы»» (1560г., рисунок 3. 2).
1562), традиционной для Фландрии фигуры известной также как «Грета Брюзга», вечно ссорящаяся со своим мужем, или же, как «Черная Грета», которая назвалась королевой вместо собственной госпожи. Во всех этих работах очевидно стремление преобразить небольшую по размерам картину в грандиозную панораму, таковы, например, «Неаполитанская гавань» (Рим, Галерея Дориа-Памфили), «Падение Икара» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), гравированные Иеронимусом Коком рисунки.
Следующее произведение – "Сенокос" (май и июнь, 1565г., рисунок 2. 2). Но больше всего жителя равнин поразили горы.
Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559). Но это не спасение: огромный ящик – словно мышеловка Смерти. К одежде калек прикреплены лисьи хвосты. Атмосфера трагизма и драмы была достигнута передачей разнообразия фигур и предметов, переплетения людей и фантастических существ. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив «Калек» (1568, Париж, Лувр).
К концу жизни Брейгеля Старшего в его картинах все больше на первый план выступают крупные фигуры крестьян, показывается их сила, увлеченность танцем «Свадебный танец» (1566г., рисунок 3. 5), «Крестьянский танец» (1568г., рисунок 3. 6), народ веселится, несмотря на тяжелую обстановку в стране с множественными запретами. Мы уже упоминали о разностороннем характере собирательства Ф. Майер ван ден Берга. Все в этой картине не так, как должно быть. Большинство исследователей рассматривают «Игры детей» как отражение мира взрослых. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился.
Питер Брейгель, говорят, умел молчать. Его поглотила морская пучина. С 1561 и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. В его картинах собран богатейший материал, характеризующий жизненный уклад и обычаи нидерландского народа в середине XVI в. Алхимик проводит свои очередные опыты по превращению «неблагородных» металлов в золото. Полотно Брейгеля «Безумная Грета» основано на народных сказаниях.
В этом городе-«базаре» c крупнейшим морским портом жило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. Первой шла композиция, посвященная марту и апрелю: эти месяцы, в которые праздновалась Пасха, считались началом года. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Если вы сравните эту работу с «Кухаркой»в брюссельском музее, то станет ясной иная задача Артсена, здесь им решаемая. Реальность их – в необычайно непосредственном ощущении духа времени.
У Брейгеля на всем огромном пространстве никто не удивлен полетом крылатых людей, каждый поглощен своим делом: пахарь уставился в борозду, рыбак на в свою сеть, пастух лишь чуть-чуть приподнял голову, матросы с проплывающего корабля даже не вышли на палубу и никто не почуял ни волшебства полета, ни трагичности падения летуна Икара. Он проявил себя как новатор в пейзажной живописи.
Картина впечатляет ощущением размеренной и величественной жизни мира (она определяется мирным трудом пахаря и возвышенным строем природы). Последний год кажется наиболее вероятным для времени ее появления.
Представлены краткие сведения биографии художника. Композиции всех его картин вписаны в излюбленный художником ландшафт-панораму с высокой линией горизонта, показанный как бы «с птичьего полета». «Охотники на снегу» (нидерл. На заднем плане открывается вид на чудесный пейзаж, погруженный в таинственную дымку. 1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см.
117, 4 х 162 см Музей Майер ван ден Берг, Антверпен, Бельгия В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Одно из самых ранних его полотен -Падение Икара (ок. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. Брейгель показывает Икара уже тонущим в море: видны лишь его ноги, торчащие из воды.
История знает тому немало примеров. Они бредут по дороге мимо деревни. К «шляпе» этого чудовища привязан стеклянный шар, в котором можно заметить обнаженные фигуры любовников – этот символ разврата уже использовал в своих произведениях Иероним Босх. В творческом наследии Брейгеля известна только одна картина на античный сюжет.
Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель. Выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский для своего фантастического фильма «Солярис» из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал именно эту картину.
Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Она покорно сносила пьянство мужа, который затем куда-то бесследно исчез – то ли бросил ее с кучей орущих детей на руках, то ли, упившись до чертиков, окочурился в сточной канаве. На полотне изображены две обезьяны, прикованные цепями в оконном проеме крепости.
На скалистом плато установлена виселица. Ионгелинк так и не выкупил свой залог и лучшие картины Брейгеля Старшего оказались запертыми в городском казнохранилище на долгие десятилетия. Картина Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста» имеет непосредственное отношение к театральному жанру фарса. В работах конца 50-х годов XVI века художник исследует место человека в мире.
Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. Цикл состоит из картин, посвященных временам года. Фоном для разворачивающейся трагедии является чудовищный пейзаж выжженной пустыни, «украшенный» виселицами и другими орудиями казни. Мир представлялся ими как, огромные театральные подмостки. На переднем плане художник изобразил пятерых нищих калек.
Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в Падении Икара. Человечество охвачено безумием. Брейгель в своем творчестве обращался и к народному фольклору играм изображению празднования праздников: «Фламандские пословицы», «Детские забавы», «Битва Масленицы и Поста». Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. Затем в 1565 году была серия пейзажей изображающей сезонные работы крестьян – «Времена года», выполненная по заказу Николаса Ионгелинка, видного антверпенского коллекционера произведений искусств.
Что касается скупости, то в данном случае косвенный намек на нее – скорлупа от орехов. Около 1564г, Антверпен. Картина «Искушение св. Представители сельских низов оказываются главными героями его работ.
Словом, Грета решила объявить войну своей судьбе. Аллегорию на жадность передаёт сюжет, где они стремятся набрать как можно больше золота, которое является ничем иным, как отходами жизнедеятельности гиганта. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. Информация подана интересно и доступно, подкреплена презентацией.
Эти идеи Брейгель развивает в картинах «Фламандские пословицы» (1559 Берлин) и «Битва Масленицы и Поста» (1559 Вена, Музей) и особым образом в картине «Игры детей» (1559 Вена, Музей). Можно предположить, что это намек на нидерландскую поговорку «судиться из-за фундука». «В погоне за мифическим богатством люди часто оказываются нищими», – подводит итог Брейгель изображая на дальнем плане ту же семью в поисках приюта. Семь небольших миниатюр расположены на листах с текстом и изображают католических святых.
Но в этой картине нет и тени издевки над героем античных времен. Во «Временах года» эта множественность воспринимается не как ряд отдельных мизансцен, а как многообразие единого, «космического» зрелища. В 1568 г. мастер создал «Крестьянский танец» и «Крестьянскую свадьбу». Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в Притче о слепых (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). В эти же годы мастерская Кока печатала гравюры с картин Иеронима Босха его фантасмагорические видения, зашифрованный язык аллегорий, живописная манера, вероятно, поразили Брейгеля, такие нравоучительные диптихи Босха, как Сад земных наслаждений или Воз сена стали источником вдохновения Брейгеля для целого ряда его картин. Что ты гонишь Меня. » Он сказал: «Кто Ты, Господи. » Господь же сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь.
Художник не оставил после себя ни дневников, ни писем, ни путевых заметок. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок.
Далее в «Деяниях апостолов» повествуется: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Здесь показаны разные слои населения: нищие, монахи, торговки, гуляки, ряженые. Такое композиционное решение, а также огромное количество представленных в этом «фрагменте» фигур, усиливает впечатление беспорядка и неразберихи.
В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. А где же он сам – герой, которого представляли чуть ли не Богом. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. В центре внимания — пронизанный солнечным светом исполненный величия морской пейзаж и сцены мирного сельского труда на переднем плане.
Земля кишит странными созданиями, которые проделывают нелепейшие движения. Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние. Это никому не известно ибо завещание Питера Брейгеля Старшего не сохранилось. вверх ногами (слайд 17).
Особенно – кража сковороды. Филипп II, король испанский, был ярым католиком. Толпы живых устремляются в устрашающего вида лаз, на поднятой крышке которого тоже крест. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.
Художник имел обыкновение посещать подобные празднества. Особенно сейчас. В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. Затем молодой художник совершил путешествие в Италию. Он чувствовал, что должен дать зрителю возможность увидеть красоту мира и его гармонию. «Кухня тощих» изображает, как к трапезничающим беднякам случайно забрел тучный гость.
Брейгель перенес действие из библейских времен в свою эпоху и поставил башню в Антверпене (фоном для башни служит панорама города). 1480–1550). Но Брейгель видит в народе главное — энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия — и находит в наблюдениях над его «трудами и днями» разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны.
На самом же деле здесь единая точка зрения заменена множественностью точек зрения. Изображение крайнего справа бородатого мужчины в черном считается автопортретом Брейгеля. Он делает ее безучастной к человеческой драме. На время, в которое жил Брейгель Старший, пришелся конфликт с Испанией начала 1560-х гг., что перерос в повсеместные народные выступления, религиозные преследования и связанные с ними казни— такими предстают Нидерланды в работе «Безумная Грета».
Однако влияние Брейгеля куда шире. С 1561 года и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. «Падение Икара» создана Брейгелем в 1558 году.
Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы («Сумрачный день», Вена, Музей истории искусств) и напряженный ритм жаркого летнего дня («Жатва», Нью-Йорк, музей Метрополитен). Он делает ее безучастной к человеческой драме. Влияние Иеронима Босха ясно чувствуется в творчестве Брейгеля.
1560) изображена толпа на деревенской площади. В двух картинах – Избиение младенцев (ок. Площадь заполнена народом, который постоянно двигается.
Под воздействием естественнонаучных теорий Коперника и великих географических открытий впервые возникло представление о необъятности вселенной вместе с тем родилось сознание ничтожества человека на фоне этих грандиозных пространств. Кажущийся адом мир пылает, охваченный пожаром. Это «Падение Икара». Движения их полны природной силы, непринужденности, достоинства.
С мечом в руке она собирает тарелки, горшки и кастрюли. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель.
Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Изображение показывает искаженную интерпретацию поведения людей во время войны. В 1567 г. в произведении «Обращение Савла» художник обратился к истории апостола Павла. 1559), Детские игры (ок. Его источник – эгоистическое сознание или безумие.
Брейгель заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (от Матфея, 15, 14). Под видом «Переписи в Вифлееме» (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в «Избиении младенцев» (1566, Вена, Музей истории искусств) — нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Вместе с ними над бревиарием работал Ян Провост (1465—1529). Трудно тебе идти против рожна». Но он кроется не столько в литературно-иносказательной стороне его картин и даже не в морализировании его сатирических рисунков исполненных для гравюр (циклы «Пороки» – 1557, «Добродетели» – 1559), но в особенностях общего взгляда художника на мир.
В картине «Битва Поста и Масленицы» (рисунок 3. 3) Брейгель Старший изображает праздничное гулянье. 1519— 1581). Удается ли это ему сделать—это спорный вопрос. Неподалеку от неё, на мосту, происходит драка между женщинами. Согласно принятой классификации «Охотники на снегу» означают декабрь-январь, «Хмурый день» – февраль-март, «Сенокос» – июнь-июль, «Жатва» – август-сентябрь, «Возвращение стада» – октябрь-ноябрь.
Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. Простая бедная женщина по имени Грета потеряла все: семью, дом, нехитрый скарб.
Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568). Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта – особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя. В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине "Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает. Картину очень интересно рассматривать. Брейгель как бы говорит: таинство изображаемого акта понятно лишь посвященному. Большое влияние на Брейгеля оказало творчество Босха.
О том, что это брачный пир, мы догадываемся по брачному венцу над головой невесты. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор.
В картине «Игры детей» (из незаконченной серии «Четыре возраста человека») Брейгелем изображена улица, усыпанная играющими детьми, но перспектива ее не имеет предела, чем как бы утверждается, что веселые и бессмысленные забавы детей – своего рода символ столь же абсурдной деятельности всего человечества. Он был приобретен в 1898 году на аукционе в Лондоне за 35 500 франков. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. В этом отношении мировосприятие Питера Брейгеля не составляло исключения. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Надо сказать, что для этого времени вообще характерно прямое уподобление людского общества природным явлениям и обратно (например, один крупный ученый считал Землю и прочие небесные тела живыми существами, а людей и зверей – насекомыми, паразитирующими на их коже).
За ним из рая были изгнаны его последователи. Это все, что осталось от дерзкого Икара, воспарившего к самому солнцу. Полная противоположность этим картинам — «Крестьянский танец» (1568, Вена, Музей истории искусств). Локальное зло приобретает глобальный характер. Некоторые приемы босховской живописи – большой размер холста и мелкий – фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля (Нидерландские пословицы, Игры детей, Безумная Грета, Битва Поста и Масленицы), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе.
В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет. Знахарки, целительницы считались ведьмами их судили и сжигали на кострах инквизиторы. Как известно, оно вылилось в уничтожение художественных ценностей, было проявлением народного религиозного фанатизма, возникшего под влиянием распространившегося в стране протестантского вероучения, запрещавшего изображение бога.
Хозяева всеми силами стараются завлечь его к себе, чему тот всячески противится, пытаясь вырваться за дверь. Искусство великого художника из Гертогенбосха породило много последователей. В 1565 году были написаны его знаменитые "Времена года". Современники не сумели по достоинству оценить талант художника, он опередил свое время.
От темных силуэтов Охотников на снегу свежевыпавший снежный покров земли кажется еще белее, словно отражая тихое сияние неба. Всего лишь живая пылинка, мелькнувшая в солнечном луче. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина «Падение Икара» (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Брейгель сделал ее воплощением воинствующей скаредности.
«О калеки, можете ли вы быть счастливы. » – вопрошает Брейгель на обороте своей картины. Настоящим завещанием стали его картины. Безумная Грета у Брейгеля становится воплощением человеческого безумия, которое охватило мир. Но Брейгель видит в народе главное – энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия – и находит в наблюдениях над его "трудами и днями" разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Люди заняты своими делами и пребывают в каком-то хаотичном движении.
На первом полотне изображена веселая деревенская пирушка. По этой причине все, что касается жизни мастера, остается тайной. В Безумной Грете (1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Питер Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти.
Данная работа стала подробным путеводителем по детским играм XVI век. Так образовалось «поликультурное общество», где особенно остро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве.
Перед зрителем находится пейзаж, как бы рассматриваемый человеком «ротационно», то есть в определенной точке пространства при вращении вокруг собственной оси. «Танец под виселицей» – последняя картина Брейгеля. С этого момента он начал проповедовать учение Христа, став апостолом Павлом.
1485-1524) и Херри Мет де Блес (ок. Реальность их – в необычайно непосредственном ощущении духа времени. Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел» (Деяния святых апостолов 9, 3 – 8). Все было дико, несправедиво, неправильно.
На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. В этом городе-"базаре" c крупнейшим морским портом жило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. У Овидия все столбенеют при виде несущихся вольно по небу Дедала с Икаром.
В переносном смысле Брейгель и хотел показать преисподнюю, но не под землей, а на ней, участниками которого являются не души, а живые люди. Вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка, около 1565 Брейгель создает знаменитую серию картин, объединенных под названием Месяцы или Времена года, Охотники на снегу (Январь), Хмурый день (Февраль), Возвращение стад (Ноябрь) (все – Музей истории искусств, Вена), Сенокос (Июль) и Жатва (Август). В XVI веке у него было немало последователей, в том числе Питер Хейс (ок. Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. Автор погружает нас в яркий, шумный, жизнерадостный мир детей. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы.
Брейгель хорошо знал его работы, применив этот метод «опредмечивания» в «Стране лентяев» из Мюнхенской Пинакотеки. В «Детских забавах» Брейгель Старший показывает улицу, уходящую в никуда, которая заполнена играющими детьми, здесь не увидишь улыбок, так свойственных детям. Но на картине нет ни мифических существ, ни чертей, ни демонстрации людских страданий. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: «Триумф смерти» (Мадрид, Прадо), «Падение мятежных ангелов» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), «Безумная Грета» (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), «Битва израильтян с филистимлянами» (или «Самоубийство Саула», Вена, Музей истории искусств). Из угощений только суп и каша.
На мосту происходит бессмысленное избиение друг друга охваченных тем же инстинктом женщин. картина Безумная Грета, 1562. На груди блестят латы, на голове — подобие шлема. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Кстати, вот таким образом картина иногда фигурирует именно под этим названием: Мир вверх тормашками. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569.
Безразличное отношение людей к трагедии – тема, которую Брейгель и раньше затрагивал в своем творчестве – вспомним «Падение Икара». Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Он изгоняет с Небес недостойных, на его стороне ангелы в белых одеждах.
Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии. В старинной литературе сохранились упоминания о стволе мощной пушки нареченной Безумной Гретой.
Различные пороки — скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. — воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках («Фламандские пословицы», 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). Отсюда эпическая широта повествования. А человек. Брейгель изображает в центре архангела Михаила в золотых доспехах.
В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Произведения Питера Брейгеля вплоть до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций. Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. После переезда в Брюссель художник создает фантасмагорические полотна «Триумф Смерти», «Безумная Грета» и «Падение мятежных ангелов». Эта работа получила название— «Безумная Грета» иногда упоминающиеся как «Сумасшедшая Мэг».
На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Питер Брейгель умеет показывать зрителю самые простые вещи как чудо. Для закрепления пройденного материала предусмотрено небольшое тестовое задание. Только в согласии с природой, постигая ее могучий мировой ритм, может добиться успеха человек – иначе его усилия обречены, подобно усилиям тщеславного Икара. Картина «Падение Икара». На заднем плане справа вздымается стена адскогопламени. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Художник изобразил вереницу слепых нищих, цепляющихся друг за друга.
Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Как и в «Переписи в Вифлееме», Брейгель вводит в картину герб Габсбургов: он изображен на груди всадника, прибывшего оповестить жителей об уготованной им участи. Такова картина «Несение креста».
По сравнению с величием и гармонией природы жизнь людей кажется мелочной. Безумная Грета у Брейгеля становится воплощением человеческого безумия, которое охватило мир. Человечество перед лицом Смерти по мнению Питера Брейгеля предстает как бессильная множественность слепых частиц в царстве бессмыслицы, жестокости и всеобщей гибели. В картину «Битва Масленицы и Поста» (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов. 1480-1550) и Иоахим Патинир (ок.
В нем говорится о шести работах, относящихся к этому циклу. Мимо этой «живописной» группы, не обращая на нее никакого внимания, медленно проходит некая таинственная особа в черном одеянии, с металлической миской в руках – похожей на ту, что обычно нищие выставляют для подаяний. И кажется закономерным, что обе эти картины появились в начале 1560-х годов – в дни, когда притеснения, чинимые испанцами в Нидерландах, достигли высшего предела, когда было совершено больше смертных казней, чем когда бы то ни было в истории страны.