Многими исследователями древней истории было замечено, что Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля, во многом навеяна реальной архитектурой Месопотамии. Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля Старшего, стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств. «вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля Старшего.
«вавилонская башня» (нидерл. De Toren van Babel)— известная картина художника Питера Брейгеля. Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде. Картина «Вавилонская башня» наполнена десятками важных исторических фрагментов, которые лаконично изобразил Питер Брейгель-Старший. «вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля.
Кстати, образ Колизея использован не случайно. Ее эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе. Однако после 1500 года ситуа ция изменилась. Украшением Антверпена были многочисленные церкви с колокольнями и монастыри. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами.
Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. Самая ранняя из них не сохранилась. 2.
К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится. В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Брейгель же был не так прост. На территории современного Ирака до сих пор можно найти зиккураты – древние культовые сооружения. Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу.
лет назад. И сказал Господь: сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле и они перестали строить город» (Быт. 11, 4-8). «Вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт. Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». Сама башня уже достала облака – того и гляди заденет бога за пятку. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков.
Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше. Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». Вавилонская башня (столп) считается олицетворением гордыни, а ее строительство — столпотворение — символом многолюдия и хаоса. Картина Брейгеля вместе с тем в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни. Но нет гармонии и в самой башне.
Идея эта подкрепляется еще одним образом – замком Святого Ангела в Риме. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете. 114 155 смМузей истории искусств, ВенаВ основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес».
В образе Вавилонской башни он зашифровал свое представление о судьбе Габсбургов. 1. В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. У подножия башни расположился город с оживлённым портом.
Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру. Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы.
Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Нимрод был жесток и горд. Контекст Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне.
4. Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу). «Вавилонская башня» – одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569).
Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация. Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио. Однако после 1500 года ситуация изменилась.
Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, здесь каждый из элементов показан подробно). Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. 3.
Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно. Вавилонская башня – один из самых популярных библейских образов в искусстве.
Художник намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом. По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники. Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков.
Теперь величественная башня уже не подавляет людей – строителей, снующих по ступеням. Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением.
У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи. Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства.
Второй вариант почти вдвое меньше первого. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов.
До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Вспомним библейское сказание.
Но не тут-то было. Купцы со всего света совершали в Антверпене свои сделки, приносившие значительный доход в городскую казну. У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми.
Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. В строениях и пейзаже угадываются современные художнику Нидерланды. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. Сохранилось две его картины на эту тему – малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идет речь в этом тексте, хранится в Вене).
По задумке Брейгеля, кара господня настигла мастеров: люди перестали понимать друг друга и начали строить кто в лес кто по дрова. Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. В зрелой юности его буквально огорошил Босх. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио.
И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Семиярусный храм высотой 90 метров строили пленники вавилонского царя из разных стран, в том числе и иудеи. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.
По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Как тут не вспомнить библейский сюжет. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Башня выглядит огромной до неприличия.
Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам. Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов. Испанские, португальские итальянские, немецкие, английские, турецкие, китайские корабли причаливали в порту и сгружали свои товары: пряности, дерево, ткани, серебро, медь, бронзу, вина, фрукты, рыбу, зерно. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней.
Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет. Питер Брейгель СтаршийВавилонская башня (Вена). По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Это совпадение не может быть случайным. Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло).
Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес.
1563Дерево, Масло. Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась.
Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. А на заоблачной вершине царит полный хаос. Да и даже не одна. В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене.
При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию. Картина очень реалистична и повествовательна. Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа».
Вспомним библейское сказание. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой.
«Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению. И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного». Достоверно известно, что Вавилонская башня, картина выдающегося голландского живописца шестнадцатого века Питера Брейгеля Старшего, была написана им в 1563 году. Это не просто изображение эпохи Возрождения, а красочный графический рассказ не о библейской притче, а о жизни людей 2 тыс.