Карлик в носатой личине, огромной шляпе с воткнутой в нее ложкой и в бесформенном белом балахоне поднимает метлу-«шандал» со вставленными в нее свечами. Изображая праздник во фламандском городке XVI столетия, художник остается верен своим взглядам на природу и человека. Такое клеймо гарантировало, что изображение будет держаться как минимум вечно.
В четверг «жирной недели» в школах было принято избирать «короля детей», «маленького короля карнавала». Так и на картине «Икар» Брейгеля. Или еще, накануне поста, на «жирной неделе», люди выносили на улицу поломанную домашнюю мебель и утварь и сжигали ее в большом костре. Потешник в «треуголке», с обмазанным мукой лицом водит ножом- «смычком» по решетке для жаренья. Вот тут и пришло время Босха в жизни Брейгеля. Ему на голову надевали бумажную корону и он угощал друзей вафлями.
У кого-то работа, а у кого-то детское и искреннее веселье. Сюжет напоминает известную масленичную забаву – «охоту на масленичного человека» – реликт древних верований в духов растительности. На картине Брейгеля поступки празднующих тесно связаны с освященными традицией увеселениями «сумасшедших» дней карнавала: здесь водят хороводы, участвуют в процессии, возглавляемой волынщиком. Тот момент, когда к Григорию Мелехову приходят «красные»и один из них просто так убивает его собаку.
Владелец картин, предприимчивый негоциант, едва заказ был готов, тут же отдал свою коллекцию (из которой 16 картин принадлежали только перу Брейгеля) под залог огромного займа. Но в этом равнодушном мире, по большей части, всем все равно. Низкорослый уродец ведет свою музыкальную «партию». «Матрона» с набеленным лицом щеголяет в ожерелье из яичной скорлупы: яйца входили в обильную трапезу кануна поста («Чтобы пост показался мал и легок, как яичко, чтобы, как яйцо, быть крепким и здоровым»).
Он понуро завернулся в темный плащ. «Королевская» охрана вооруженаустрашающе: решеткой для барбекю, гигантским блюдом со сладкими имбирными оладьями, рогатиной, свечой. Комически контрастирует с толстяком ряженый причетником или «кающимся»: долговязый остроносый мужчина с завязанной платком головой. Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом – паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). довольствуются самым скудным рационом, что означает умерщвление плоти и умеренность (рыбные блюда, салат, круглые лепешки). А в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Когда она выставлена на показ, то ее все замечают, все видят. Карнавал оседлал винную бочку, водруженную на салазки и спереди украшенную свежим окороком, прибитым ножом. Жители городов и сел готовились к уличному представлению заранее.
На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина. На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки. Вокруг его мастерской сложился даже кружок прославленных граверов.
Один патрон – и не важно кто. Юный художник, видимо, не был амбициозен и считал себя лишь ремесленником. Не лучшая тактика для нападения. В эскорте Поста резвятся дети с трещетками-«молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели. Перевернутая пустая корзина намекает на голодание.
Тогда Грета надела доспехи, взяла меч и пошла в Ад воевать с Дьяволом. Следуя строгим уставам гильдии живописцев святого Луки (самого известного и авторитетного на тот период объединения художников) он научил его всему и, прежде всего, выбирать доски для своих работ. Люди, не обращая на шумный праздник никакого внимания, занимаются обычными делами. Кок делал с учениками вариации на тему рисунков выдающегося художника. У пояса «женщины» висит ящичек с солью или для сбора добровольных пожертвований: на масленицу ряженых одаривали скоромными лакомствами и реже – деньгами.
Он понуро завернулся в темный плащ. Колесницу с троном противника тащат две монахини. У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан.
На голове у Поста находится пчелиный улей— знак умеренности и верности церкви. Король вооружен кинжалом и железным вертелом (копьем), на который для устрашения противника нацеплена большая копченая свиная голова, подрумяненная на костре утка и шматок ветчины. Художник с тщательностью миниатюриста прорисовывает героев, прописывает мелочи, которые поначалу даже не улавливает глаз. Сцену, привычную его глазу с детства. Завершает процессию мальчик с бумажной короной на голове. Вот таким образом так много на площади калек и убогих. Художник как будто смотрит на человеческий муравейник из окна высокой башни.
Затянутое грозовыми тучами небо. Бочку с Масленицей пытаются сдвинуть с места ряженые. На ней сиротливо лежат две селедки. Пестрая, сложная колористическая гамма произведения вносит ощущение мелькания фигур, многоликости толпы, создавая замысловатый узор из нежных оттенков розово-красных, сиреневых, зеленых и желтых цветов, чья красота вступает в противоречие с неразумием человеческого поведения. Толстопузый буффон, увенчанный котелком, бренчит на мандолине. У пояса «женщины» висит ящичек с солью или для сбора добровольных пожертвований: на масленицу ряженых одаривали скоромными лакомствами и реже – деньгами.
Кортеж замыкает мальчик в бумажном венце (в нижнем левом углу) – маленький король карнавала, который держит традиционную вафлю. «Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие – лопату на длинном черенке.
Хотя зима на исходе и снег уже сошел, о солнце помышлять не приходится. Низкорослый уродец ведет свою музыкальную «партию». Бушующий водный поток, беспощадный к хрупким суденышкам. На заднем плане перед постоялым двором «Сухая ветка» (или «Дракон». ) из дверей которого глазеют любопытные, актеры представляют битву Урсона и Валентина. Брейгель не мог отрешиться от своих печальных мыслей. Кортеж замыкает мальчик в бумажном венце (в нижнем левом углу) – маленький король карнавала, который держит традиционную вафлю.
Комически контрастирует с толстяком ряженый причетником или «кающимся» : долговязый остроносый мужчина с завязанной платком головой. Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом – паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). Заснеженные склоны гор и тут же изрытые колесами дороги с непроходимой грязью. Самыми лучшими считались дубовые днища кораблей, десятилетиями «солившиеся» в море. Несмотря на запреты церкви и властей (Карл V и его последователь, Филипп II издавали указы, ограничивающие время проведения уличных шествий и увеселений), этот древний языческий праздник продолжал жить и собирал множество желающих поучаствовать в нем.
Когда герой спрашивает, зачем он это сделал, тот отвечает, что ему все равно. В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках. Сюжет напоминает известную масленичную забаву – «охоту на масленичного человека» – реликт древних верований в духов растительности. За ним невероятно раскормленный «священник» со стеклянным сосудом в одной руке и зажженной свечей – в другой – тащит на голове круглый стол с обрядовым угощением «жирных» дней – вафлями и булочками в тарелке.
Главного героя вы даже не видете. Это эпизод пьесы по рыцарскому роману «Урсон и Валентин» из цикла о Карле Великом. Мы видим Грету, которая, не обращая внимания на все, что творится вокруг идет к своей цели.
Картина Питера Брейгеля Старшего «Битва Карнавала и Поста» представляет собой вид на площадь небольшого фламандского городка. В результате художник создает серию, описывающую неразрываю связь человека и природы. Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом-«копьем». Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью.
Персонажей так много, что даже простое их перечисление готово затянуться до бесконечности. Мечтая походить на итальянских живописцев, он занимался переводом архитектурных трактатов. В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках. Головой «лошади» служит свиной окорок, пригвожденный к бочке кинжалом. Карлик в носатой личине, огромной шляпе с воткнутой в нее ложкой и в бесформенном белом балахоне поднимает метлу- «шандал» со вставленными в нее свечами. Дело в том, что в XVI веке в Голландии художники писали на деревянных досках. Вероятно, Брейгелю была знакома теория одного довольно крупного ученого той эпохи.
Но её фигура комична. На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина. Его свита — женщины и дети, у которых на лбу нарисованы черные крестики. Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. Он, как на боевого коня, взгромоздился на винный бочонок. Кок был предприимчивым гравером и владельцем знаменитой в Антверпене мастерской по изготовлению эстампов «На четырех ветрах». Здесь истово соблюдают обычаи постных дней: пьют воду (из колодца), торгуют рыбой, т. е.
Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью. Центральная фигура праздника — король Карнавал. У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан. Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни».
Питер Брейгель своими работами «на манер Босха» (он вынужден был и это доказано исследователями, подписывать эстампы фамилией Босха) делал продажу лавке. За ним невероятно раскормленный «священник» со стеклянным сосудом в одной руке и зажженной свечей – в другой – тащит на голове круглый стол с обрядовым угощением «жирных» дней – вафлями и булочками в тарелке.
Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца. «Матрона» с набеленным лицом щеголяет в ожерелье из яичной скорлупы: яйца входили в обильную трапезу кануна поста («Чтобы пост показался мал и легок, как яичко, чтобы, как яйцо, быть крепким и здоровым»). Воплощение Поста – худой и длинный, как жердь, человек в бесформенном балахоне. В руках у Карнавала находится его «орудие»— вертел, на который нанизана мясная снедь. Справа от Карнавала находится тощая фигура Поста, сидящая на стуле, который тащат в сторону Карнавала монах и монахиня.
Год напряженной работы. По заказу состоятельного купца из Антверпена Николаса Ионгелинка Брейгель работает над циклом из шести картин (календарем в картинках) известным как «Времена года» или «Месяцы». Они шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. И это безразличие убивает. В правой руке она сжимает меч, на ней латы и шлем, а левой пытается удержать все добро, оставшееся от прошлой жизни.
Он держит перед собой, словно меч, вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Но работы («Охота на снегу», «Пачмурный день», «Возвращение стад», «Сенокос», «Жатва»), которые Брейгель считал лучшим, что он создал, при его жизни так никто и не видел. Талантливая и известная миниатюристка (будущая теща Питера Брейгеля) учила подмастерьев не только технике письма темперой, акварелью и маслом, она учила основам и принципам миниатюры. «Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки.
Как тут не вспомнить один эпизод из великого романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни». Вот он полыхает в верхней части картины. На заднем плане перед постоялым двором «Сухая ветка» (или «Дракон». ) из дверей которого глазеют любопытные, актеры представляют битву Урсона и Валентина. В её жизни было слишком много горя. «Пасмурный день» (1565 год) — это вероятно период февраля-марта, на который приходится масленица или «жирная неделя».
Именно Питер Кук научил Брейгеля основам мастерства. На проверку оказывается, что каждый здесь занят своим делом: кто-то спит, кто-то печет вафли, кто-то играет в кости, моет окна, пляшет, просит милостыню, женится, пьянствует, посыпает прохожих пеплом, поет, обманывает. Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой». Умерли родные, сгорел дом.
Перевернутая пустая корзина намекает на голодание. Есть в такой трагедии что-то особенное.
Солома являлась символом всего ветхого и отжившего, ее сожжение означало преодоление смерти-зимы (в святочном цикле – поминовение мертвых). Тщедушный наездник (Пост) с серо-зеленым лицом и пчелиным ульем вместо шлема (символом умеренности) здесь само воплощение смирения. На картине Брейгеля поступки празднующих тесно связаны с освященными традицией увеселениями «сумасшедших» дней карнавала: здесь водят хороводы, участвуют в процессии, возглавляемой волынщиком. Подобный ежегодный праздник Брейгель мог наблюдать с раннего детства. Она все сносила, но до той поры, пока не пропала её сковородка.
Есть легенда (она в основе картины) про женщину, которая сошла с ума. В эскорте Поста резвятся дети с трещетками- «молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели. Почти вся станковая живопись, принадлежащая Питеру Брейгелю Старшему, выполнена на досках и дошла до нас, не утратив (как и гарантировала гильдия) свежести красок и живости впечатления. Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой».
«Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. Толстопузый буффон, увенчанный котелком, бренчит на мандолине. За теплом ходят в лес: здесь взрослые и дети собирают хворост, чтобы обогреть свои лачуги. Обычно их рисовали золой на лбу прихожанам священники по окончании мессы в «пепельную среду». Солома являлась символом всего ветхого и отжившего, ее сожжение означало преодоление смерти-зимы (в святочном цикле – поминовение мертвых). «Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста.
Этот народный инструмент (rommelpot) бытует в Нидерландах до сих пор. В первые дни поста у голландских женщин принято было убирать дом, — вот женщина моет окно. Здесь Брейгель намекает, что парочка явно дурит прохожих. На переднем плане тучный и наглый король карнавала или просто Карнавал, вступает в сражение с тощей бесполой фигурой – олицетворением Поста. Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом- «копьем». Битва Масленицы и Поста (нидерл. Het gevecht tussen Carnaval en Vastentijd)— картина Питера Брейгеля Старшего (1559), находящаяся в Музее истории искусств Вены. В основе сюжета лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста. На картине Брейгель изображает празднование этого праздника на площади одного из фламандских городков.
Ее соломенное одеяние граничит с масленичными действиями: сожжением и погребением соломенного чучела Карнавала, разведением костров из соломы. Потешник в «треуголке», с обмазанным мукой лицом водит ножом-«смычком» по решетке для жаренья. Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния. Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца. В «Битве поста и масленицы» Брейгель рисует сцену жизни человеческого муравейника.
Она слышала, что у него лучшие сковородки. Настоящий главный «герой» здесь – деятельная и праздная людская толпа – образ суетного человечества. Наступал торжественный момент и все высыпали на улицу. Так и на картине Брейгеля мы видим некий организм, живую толпу. Этот народный инструмент (rommelpot) бытует в Нидерландах до сих пор. Это эпизод пьесы по рыцарскому роману «Урсон и Валентин» из цикла о Карле Великом.