Былое ясное и безмятежное счастье бесповоротно нарушено. И, наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников. Джованни Беллини (видимо, родился после 1425 г. и до 1429 г. умер в 1516 г. ) не только развивает и совершенствует накопленные его непосредственными предшественниками достижения, но и поднимает венецианское искусство и, шире, культуру Возрождения в целом на более высокую ступень.
Особо глубокое впечатление производит его автопортрет (1588, Париж, Лувр). Вместе с тем внешне относительно сдержанные движения апостолов, причащаемых Христом, полны огромной сосредоточенной внутренней духовной силы. Композиция в целом носит несколько торжественно неподвижный характер. Вот таким образом теперь Тициан создает образы нетипичные для Высокого Возрождения. Чарующее волшебство этой композиции неотразимо.
Таково его Поклонение пастухов. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Сюжет картины до сих пор представляется загадочным. Среди его работ, связанных со стилем позднего Возрождения в Венецианской республике, следует упомянуть Автопортрет (Милан, Брера) и ранее приписывавшуюся Бассано очень выразительную Голову старика (Милан, Брера).
Елизавета с младенцем Иоанном, в котором очень тонко передана средствами графики особая, несколько хрустально ясная и прохладная атмосфера, столь присущая творениям Джорджоне. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Представление о его больших композициях, близких по духу позднему маньеризму, дают росписи здания Оратории деи Крочифери в Венеции (1581 – 1591). О чем они думают.
При этом площадка лестницы, на которой она стоит (Этой площадки, пластически выделяющей образ девочки Марии, придающей ему внутреннюю законченность и устойчивость, нет в Введении во храм у Карпаччо и Чимы да Конельяно. ), как бы создает паузу в идущих вверх ступенях, соответствующую паузе в движении самой Марии. В целом искусство Джованни Беллини – одного из величайших мастеров итальянского Возрождения – опровергает когда-то распространенное мнение о якобы преимущественном декоративном и чисто живописном характере венецианской школы. В ранних, еще несколько по-кватрочентистски суховатых работах Савольдо (например, Пророк Илия, Флоренция, собрание Лезер) уже ясно чувствуется его интерес к обычным, простым людям. Джованни Беллини оказал значительное влияние на формирование венецианской живописной школы XVI в. Его учениками были крупнейшие мастера венецианского Высокого Возрождения Джорджоне и Тициан.
Они обычно сочетают внутреннюю вялость чувства с довольно внешней красивостью композиции. Но эти мечтательно-нежные грезы поэзии – только одна грань в творчестве мастера. галерея, окончен Тицианом).
Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок. Первые двадцать лет творчества Лотто развивались в формальных рамках Высокого Возрождения. Сусанна только что вышла из купальни. В области портрета достижения Веронезе были менее значительны. По ней в резко диагональном ракурсе разбросаны охваченные смятенным волнением отдельные фигуры.
Мягкость светотеневой лепки лица и руки несколько напоминает сфумато Леонардо.
Может быть, образ самой мадонны не достигает той значительности, как в Мадонне св. 1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок. Образы Веронезе скорее праздничны, чем героичны. Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита. Сосредоточенно-задумчивому волевому лицу соответствуют спокойно, властно лежащие на ручках кресла кисти рук.
Характерно, что мягкая лепка формы светотенью присуща и его рисункам. Этот тип женской красоты оказал некоторое влияние на искусство молодого Тициана. Портной изображен стоящим за рабочим столом с ножницами и тканью в руках. Образы становятся более беспокойными, внутренне драматичными.
Этого спокойствия и созерцательности нет в Ассунте – Вознесении богоматери (1518, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции). Картины "Воскресение Христа" (Берлин-Далем, музей), "Святой Иероним" (Флоренция, Палаццо Питти) и "Стигматизация святого Франциска" (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов. Как правило, они невелики по размерам. галерея), Мёртвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок. Рядом изображено языческое жертвоприношение.
Более того, Ассунту отличает героически монументальный характер всего ее образного строя. Ученика Тициана Париса Бордоне (1500 – 1571) выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. Холодноватый колорит и общая ровная, приятная фактура тоже в общем достаточно банальны и близки стилистически маньеризму.
Однако стремительный полет – падение св. Уже конца 1470-х годов он, опираясь на опыт Антонелло да Мессина (работавшего с середины 1470-х гг в Венеции), вводит в свои композиции цветные тени, насыщая их светом и воздухом (Мадонна со святыми, 1476) придавая всей композиции широкое ритмическое дыхание. Он изменил ландшафт и добавил горы за фигурами группы Богов.
1498 г. – 1554), чье творчество идущее в русле классических традиций, отличает мягкая серебристость колорита, несколько провинциальная тяжеловесная, серьезная торжественность, не лишенная, однако, оттенка своеобразной лиричности (Мадонна со святыми, Франкфурт-на-Майне, Штеде-левский институт). Не очень многочисленное, но весьма значительное по своей художественной выразительности графическое наследие Беллини сочетает в себе и рисунки, поражающие острой, реалистической точностью линии и одухотворенной содержательностью образа (рисунок с изображением ребенка) и широтой и монументальной свободой в поисках общего композиционного решения. В Эрмитаже хранится его Мужской портрет.
Но как раз специфические свойства мозаичной смальты, ее неповторимо звучное сияние ирреальное мерцание и вместе с тем повышенная декоративность общего эффекта не могли получить в условиях нового художественного идеала своего полноценного применения. Спокойно оживленные и широкие ритмы расстилающегося позади пейзажа созвучны естественному благородству движений прекрасных человеческих тел, утверждающих и воспевающих могучую и ясную красоту полноценного и счастливого бытия человека (Пейзажная среда, в которой находятся тициановские герои, уже в этой работе не только выступает в тесном образном единстве с ними, но и выражает то возвышенное и вместе с тем глубоко жизненное представление о мире природы, увиденном в его героической целостности и величии, которое позже получит свое развитие в пейзажах Пуссена и Рубенса. ). Многообразие мотивов и ритмов пейзажа, наличие переходных ракурсов (тропинки излучины реки) взаимосвязывают эти три плана, они не являются здесь результатом априорно выработанной схемы. Утонченно ясная печаль ритмов силуэта неотделима от сдержанной жизненной выразительности движения самих фигур, от живого человеческого, а не отвлеченно-спиритуалистического выражения печально-скорбного и задумчивого лица Марии, от грустной нежности широко раскрытых глаз младенца.
Он был учеником Сансовино и участвовал вместе с ним в выполнении больших монументально-декоративных работ (ему принадлежат кариатиды ворот Библиотеки Сансовино, 1555 статуя Меркурия во Дворце дожей, 1559). Их также захватил общий порыв негодующего удивления. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). По лицу Юдифи скользит неуловимая полуулыбка.
В целом же покой и сдержанно-оживленная гармония господствуют во всей картине. Одним из самых загадочных по своему сюжетному смыслу произведений Джорджоне этого периода является Гроза (Венеция, Академия). Так, уже в картине Се человек (1543, Вена, Художественно-исторический музей) Тициан впервые показывает трагический конфликт героя – Христа с окружающим его миром, с господствующими в этом мире враждебными ему силами, олицетворенными в нагло издевающемся над Христом, грубо циничном, отвратительно низменном, толстом, уродливом Пилате.
Особо следует упомянуть Венецианских влюбленных (Милан, Брера), полных, может быть, несколько холодного, чувственного очарования.
В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих "Мадоннах"). Не случайно Веласкес отзывался о великом венецианце: Тициан – это тот, кто держит знамя.
Вот таким образом в его композициях почти отсутствует та портретная или как бы портретная конкретность характеров, которая, за некоторыми исключениями (например, Микеланджело), наличествует в монументальных композициях большинства мастеров итальянского Возрождения. Полон радостного кипения и колорит картины: свежий, звонкий, с яркими вспышками красного, от розово-сиреневого до винных, огненных и сочных темных тонов. Картине недостает плавности переходов от света к тени, столь свойственных более поздней живописи Беллини. Он и одаренный ваятель (один из немногих действительно значительных скульпторов Венеции), пластически раскрывающий поэтический мир скульптурных образов, обладающих своей интенсивной духовной эстетической жизнью. По приказанию судьи он подвергается мучениям, но стремительно слетающий с небес св.
Мальчик Беллини – это как бы детство юного Брокардо Джорджоне. Его больше волнует передача многообразных ритмов сражения.
Портреты же позднего Тициана как раз и замечательны тем, что продолжают и углубляют в иной исторической и психологической обстановке реалистическую линию ренессансного портрета. В картине Святое семейство со св. Юстина с донатором (Вена, Художественно-исторический музей) дает достаточно наглядное представление о достоинствах, весьма ограниченных, его искусства.
Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. Характерно, что пальцы правой ступни выглядывают из-за левой, нарушая чистоту контура.
Конечно, красочные композиции Веронезе – не просто поэтические сказки. 1459, Лондон, Нац. Эта черта, более заметная во второстепенных персонажах его композиции, представляет наибольшую ценность в больших картинах, например фигура служанки в картине Христос в Эммаусе (Бре-шия, Пинакотека). Последний выполнил ряд картин: Обручение св. От брызг молока застигнутой врасплох и отшатнувшейся в испуге Юноны и возник Млечный Путь, опоясывающий небосвод.
Таков его портрет мальчика (Лондон, собрание Бенсон) изящного мечтательного отрока. Нервно-энергичная кисть его еще сильной руки сжимает светло мерцающий белый платок в другой руке он держит кожаные перчатки, по которым тускло скользят светлые блики. Вся картина пронизана духом праздничности и чувством значительности происходящего события. Таковы его фрески, посвященные Житию св. В Мадонне со святыми из церкви Сан Дзаккария в Венеции (1505), написанной почти одновременно с Мадонной да Кастельфранко Джорджоне, старый мастер создал произведение, замечательное классическим равновесием композиции, мастерским расположением немногочисленных величавых, погруженных в глубокую задумчивость героев. Витториа был также создателем замечательной серии произведений мелкой бронзовой пластики, украшавших богатые светские интерьеры того времени, а также и церкви, – как, например, его изящно-прихотливые канделябры капеллы дель Розарио.
Последовательно и с большой живописной силой эстетические представления позднего Тициана о жизни находят свое выражение в его Кающейся Магдалине (1560-е гг. ), одном из шедевров эрмитажной коллекции. Все эти разнородные элементы образуют некое своеобразное и таинственное целое. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Особенность творческого пути венецианца по сравнению и с Мантеньей и с мастерами Севера проявляется очень ясно в его Мадонне с греческой надписью (1470-е гг., Милан, Брера). Полон жизненной народной сочности образ старухи – торговки яйцами.
Так, в его Благовещении (ок. По-своему переосмысляя традиции Джентиле Беллини, Карпаччо (1455 – 1526) создает в последние десятилетия 15 века серию многофигурных композиций религиозного и легендарно-мифологического характера, развертывающихся на фоне городского пейзажа. В луврском Положении во гроб и особенно в погибшем в 1867 году от пожара Убиении св. Левая нога ее еще погружена в воду. В дальнейшем эта тенденция не получает развития и пышная элегантность его последующих работ, скорее, продолжает основную линию, намеченную в уже упомянутом будапештском портрете (например, портрет Белла Нани в Лувре).
Среди этого волнующегося людского моря одинокая группа людей прижалась к подножию креста с распятым Христом. В 1529 году Тициан добавил горы за фигурами богов. Вместе с тем при отсутствии какой бы то ни было внешней жестикуляции (это погрудный портрет, где кисти рук не изображены) беспокойный ритм света и тени, почти лихорадочная нервность мазка с исключительной силой передают ощущение внутренней смятенности, беспокойного порыва мысли и чувства. (так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). 1508 г., Вашингтон, Национальная галерея), но и Концерт (ок. Идя в этих работах отличным от Джорджоне путем, по-своему перерабатывая традиции искусства мастеров многофигурных композиций как венецианцев, так и, возможно, северных мастеров конца 15 века, Тициан в дальнейшем синтезирует в таких своих работах, как Ассунта и Мадонна Пезаро, обе тенденции своего юношеского периода. Интерес Беллини к проблеме освещения, к проблеме связи человеческих фигур с окружающей их природной средой определил и его интерес к достижениям мастеров нидерландского Возрождения (черта, вообще характерная для многих художников севера итальянского искусства второй половины 15 в. ).
Беллини отказался от профильной позы, преобладавшей в портретной живописи раннего Ренессанса: он создал погрудное изображение анфас, которое напоминает скульптурный портретный бюст. Там же, где он в поздний период своего творчества вводит образ человека в развернуто изображенную природную среду, он создает произведение, поражающее пленерной светоносностью живописи, – Мадонна в лугах (1500 – 1505).
С тех пор картина висит в Национальной галерее искусства (Вашингтон) Картина изображает два эпизода из поэмы Овидия «Фасты» : Приап пытался соблазнить спящую нимфу Лотос, но ему помешал заревевший осёл Силена. Так, в написанной на мотив французской повести 13 века картине Спасение Арсинои (Дрезден, Картинная галерея) художник создает, казалось бы, в традициях ренессансных живописных поэзии чарующую сказку о том, как рыцарь и юноша, подплывшие на гондоле к подножию мрачной замковой башни, вырастающей из моря, спасают двух закованных в цепи нагих красавиц. Иова (1480-е гг., Венеция, Академия).
Она написана тонкой и точной виртуозной кистью. В то же время его творческий облик отличает большая целостность. Тициан же в своей Венере Урбинской безусловно заимствовал мотив фигуры у Джорджоне.
В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. Опыт тициановского этапа развития искусства Возрождения остался ему чуждым. — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. 1585).
Это чувствуется и в беспокойном мерцании света и тени и в взволнованной стремительности мазка и в сдержанно страстной одушевленности юного пастуха (Пастух и нимфа, Вена, Художественно-исторический музей). С каким вниманием относился Тициан к изучению природы, показывают многие его рисунки. Марка (1548, Венеция, Академия). Заслуживает упоминания надгробие дожа Веньер (1555, Венеция, церковь Сан Сальваторе).
Себастьян, Милан, Брера). Винченцо Ферреро (ок. Уже в ранних его работах большое место занимает пейзаж, в котором условные каменистые горки и слоистые скалы, навеянные работами Якопо Беллини и Мантеньи, соседствуют с зелеными далями, светлой гладью озер, пологими холмами. Это произведение уже зрелого мастера.
Но каков в итоге смысл создаваемого с такой живописной силой образа. Джорджо Барбарелли дель Кастельфранко (1477/78 – 1510), прозванный Джорджоне, был младшим современником и учеником Джованни Беллини.
Он изменил ландшафт и добавил горы за фигурами группы Богов. Но в венецианском климате она очень рано обнаружила свою нестойкость и не имела в 16 веке широкого распространения. Краски правдивы, крепкая лепка объемно моделированной формы весьма реальна.
Это его второй период. В дальнейшем, точнее, после 1540-х годов, его искусство переживает своеобразный перелом. Джованни Беллини Пиршество богов (1514) Холст, масло.
Картина предназначалась для украшения «алебастрового кабинета» в Кастелло Эстенсе – феррарской резиденции Альфонсо I дЭсте. Они не обращены к большим людским толпам. Правда, Тициан не ставил перед собой задачи прямого развернутого и непосредственного отображения и критической оценки типичных социальных и социально-бытовых условий жизни своего времени. Да и сам город поражал сказочностью своего архитектурного облика. С того места открывается вид на остров Мурано и другие прекраснейшие места.
1520 г. ) и Иаков и Рахиль (ок. Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. Уже его Даная (ок. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника – "Портрете дожа Леонардо Лоредана" (1501, Лондон, Национальная галерея) – силу характера и интеллектуальную энергию. А. С. Пушкина).
Джованни Беллини недаром называли «отцом венецианской живописи». Были заказаны новые циклы, к выполнению которых были привлечены Тинторетто и Веронезе. Это отличает ее от полного безысходной скорби позднейшего, мадридского Положения во гроб (1559).
Однако внешняя, несколько театральная приподнятость движений действующих лиц в значительной мере лишает их той внутренней силы духа, того подлинного величия, которые присущи героям монументальных композиций Раннего и Высокого Возрождения от работ Ма-заччо и Кастаньо до Афинской школы Рафаэля и потолка Сикстинской капеллы Микеланджело. Его нельзя исчерпать в одном описании. 1450). Масляная живопись получила особенно широкое и богатое развитие в Венеции, однако, не только потому, что она представлялась наиболее удобной для замены фрески иной приспособленной к влажному климату живописной техникой, но и потому, что стремление к передаче образа человека в тесной связи с окружающей его природной средой интерес к реалистическому воплощению тонального и колористического богатства зримого мира можно было раскрывать с особой полнотой и гибкостью именно в технике масляной живописи.
Якопо Пальма Старший (ок. На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия). Цель Тициана – передать определенное душевное состояние. Марка (собор Сан Марко в Венеции, алтарная часть собора). Одаренный (он достаточно успешно справился с завершением Пьеты, последней работы Тициана), но малосамостоятельный мастер, он во время своего пребывания в Риме проникся влиянием позднего маньеризма, в русле которого и продолжал работать до конца своей жизни, уже в период зарождения искусства барокко.
Христос же передан не как изможденный аскет или добрый пастырь, а именно как муж, поверженный в неравной борьбе. У Джорджоне сопоставление внешне спокойной, непринужденной, аристократической фигуры благородного мужа и занимающего по отношению к ней зависимое положение фигуры несколько злобного и низменного персонажа не граничит с конфликтной ситуацией, во всяком случае, с той четкой конфликтной непримиримостью характеров и их борьбы, которая придает столь высокий трагический смысл у Джотто сближенных поцелуем пресмыкающегося Иуды и Христа, прекрасного своей спокойно-строгой одухотворенностью (Любопытно, что объятие Иуды, предвещающее крестную муку учителю, как бы повторно контрастно перекликается с композиционным мотивом встречи Марии с Елизаветой, включенной Джотто в общий цикл жития Христова и вещающих о грядущем рождении Мессии. ). В этом отношении Чима остается, может быть, в еще большей мере, чем Джованни Беллини, мастером переходным и это, несмотря на то, что, в отличие от Беллини, он находился под более длительным и прямым воздействием Джорджоне и молодого Тициана, как об этом дают возможность судить некоторые особенности трактовки формы и образов в его последних картинах. Фигурка божественного малыша кажется скульптурно смоделированной, что напоминает о близком знакомстве мастера с творчеством Мантеньи.
Все же и в таких ранних вещах, как Тайная вечеря в церкви Санта Маркуола в Венеции (1547), уже чувствуется тот повышенный интерес к динамике движения, к резким контрастным световым эффектам, который как бы предсказывает дальнейший ход развития его искусства. Красоте человечески яркого и свободного порыва чувства Данаи противопоставляются цинизм и корыстолюбие. Движения обеих фигур величавы и вместе с тем полны жизненного обаяния.
После смерти Беллини в 1516 году Тициан, видимо изменил ландшафтный фон картины для того, чтобы он подходил к другой его картине в собрании герцога «Вакханалия» (1518 – 1523). Своеобразие искусства зрелого Джованни Беллини выступает наглядно при сравнении его Преображения (1480-е гг. ) с его же ранним Преображением (Венеция, Музей Коррер).
Лучшие его работы – Две нимфы (1510 – 1515, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт), Три сестры (ок.
Этим он напоминает, скорее, лучшие портреты Веласкеса. Венеция времен Тициана была одним из центров передовой культуры и науки своего времени. Картина входит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу герцога, вероятно, по рекомендации одного из придворных учёных.
Эта близость к Шекспиру ощущается в групповом портрете изображающем Павла вместе с его внучатыми племянниками Оттавио и Алессандро Фарнезе (1545 – 1546, Неаполь, Музей Каподимонте). При всем интересе к этим проблемам Скьявоне не смог освободиться от несколько внешних приемов драматизации образа, а в некоторых случаях от излишней повествовательной аллегоричности (например, аллегорический триптих Природа, Время и Смерть, Венеция, Академия). Вот так описывает очевидец один из вечеров, проведенных Тицианом с друзьями.
Позже его мифологические композиции, а также евангельские (к этому кругу тем он обращается реже) приобретают более беспокойный и драматический характер. Несколько угловатые в своих движениях фигуры, в которых не достигнуто еще единство жизненной характерности и поэтической приподнятости жеста, отличаются стереоскопичностью. Таковы Семейство Дария перед Александром Македонским (Лондон, Национальная галерея), Брак в Кане (1571, Дрезден, Картинная галерея), Пир в доме Левия (1573, Венеция, Академия).
Еще значительнее и содержательнее портрет юноши с разорванной перчаткой (1515 – 1520, Париж, Лувр). В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи.
Эти особенности искусства Джованни Беллини наиболее явственно выступают при сравнении с творчеством его брата Джентиле Беллини (1429 – 1507). Его Мужской портрет (Лондон, Национальная галерея) – не только один из первых портретов в рост в искусстве итальянского Возрождения он подкупает жизненной правдивостью и естественной лиричностью своего образа. Путь, пройденный за четверть века Тинторетто, особенно наглядно ощущается при сопоставлении двух аналогичных по сюжету композиций – более ранней картины Адам и Ева (1555, Венеция, Академия) и более позднем Грехопадении, созданном для плафона верхнего зала скуолы ди Сан Рокко (1578).
Почему и куда медленно шагают старец Иероним, темно-бронзовый от загара и задумчивый нагой Себастьян. Вместе с тем скользящие холодные шанжирующие тона его живописи, почти болезненно вытянутые и маньеристически деформированные пропорции присущи таким его работам, как Поклонение волхвов (Вена, Художественно-исторический музей) и выдают связь его живописи этого этапа с искусством маньеризма. Их объединила мгновенная, бурная реакция на эти страшные слова.
Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием "Священная Аллегория" (иногда также – "Души в Чистилище", "Озерная Мадонна" Галерея Уффици, Флоренция). Мягкий изгиб залива с недвижными водами, молчаливый гористый берег с торжественно-спокойными зданиями образуют пейзажный фон (Из-за потемневшего фона картины пейзаж на репродукциях неразличим. ), который, как всегда у Джорджоне, не уни-сонно повторяет ритм и настроение главной фигуры, а как бы косвенно созвучен этому настроению.
Основной его пафос в другом. В конном портрете Карла V изображенного в сражении при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо), сила психологической характеристики императора сочетается с блеском живописного решения, одновременно монументально-декоративного и ярко реалистического.
Юдифь – формально композиция на библейскую тему. Все это объединяется общей серебристо-голубоватой атмосферой, окутывающей всю картину.
Сквозь золото волос просвечивает теплое молодое тело. Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является Пьета, законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим (Венеция, Академия). Таковы его Преображение (1453 – 1460, Венеция, Музей Коррер) и Распятие (там же).
Особенно обаятельна головка мальчика. Ярким примером является портрет сидящего в кресле Карла V (1548, Мюнхен, Старая пинакотека).
1500, Париж, Лувр Портрет юноши, ок. Первый период творчества Тинторетто завершается его большой композицией Чудо св. Для Джорджоне, сравнительно мало работавшего в области больших монументальных композиций (его живопись носила, по существу или станковый характер или это были монументальные по своему общему звучанию, но не связанные со структурой окружающего архитектурного интерьера композиции), эти возможности, заложенные в масляной живописи, были особенно ценны. Вполне возможно, что Джорджоне вложил и этот смысл в создаваемый им образ. Чувство полной волнения стихийной жизни могучей природы – замечательное качество работ зрелого Скьявоне (Юпитер и Ио, Ленинград, Эрмитаж Суд Мидаса, Венеция, Академия и др. ).
Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501). Себастьяне она выступает с предельной обнаженностью. В близком по композиции более раннем Портрете кондотьера Антонелло да Мессина (оба эти портрета висят почти рядом в Лувре) легко уловить преимущественный интерес кватрочентиста Антонелло к передаче волевой энергии кондотьера и брутальной силы его характера портрет же Беллини отличает не только большая воздушность живописи и большая мягкость моделировки формы, но и решительное изменение понимания меры эстетической ценности образа человека. Сюжет в его композициях относительно редко получает детальное драматическое развитие, но тем сильнее через эмоциональное звучание колорита, через ритмическую выразительность рисунка и ясную простоту композиций, монументальную значительность формы и, наконец, через сдержанную, но полную внутренней силы мимику раскрывается величие духовного мира человека.
Портрет на первый взгляд производит впечатление работы, связанной еще с традицией 15 века. Вместе с тем Тинторетто отличала чисто ренессансная широта гуманистических интересов. Ясность и гармоничность контуров разрушена ради живописной живости впечатления.
Лючии (1529/30), где он с явной симпатией изображает целые сцены, выхваченные из жизни своего времени (например, погонщики волов из Чуда св. Примечательны его портреты, отличающиеся живостью характеристик и эффектной композицией. Изменяется сам художественный язык мастера. Мальчик с венком – юный Вакх. Петра, столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра.
В ней видели иллюстрацию к поэме "Паломничество души" Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Ее спокойно торжествующая нагота лишена всякого элемента раздетости. Сама Мария-девочка умело композиционно выделена и поставлена в центр внимания зрителя.
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. У Джорджоне чувствуется вся строгость Высокого Ренессанса и своеобразное целомудрие в воплощении образа абсолютной красоты.
Перед ней в темной оливковой зелени шпалер горят розовато-фиолетовым цветом розы. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Оно вписано в идеальную замкнутую кривую, приближающуюся к кругу.
Недаром она дана спящей, как бы отчужденной от всего окружающего. В этом произведении Чимы зрителя очаровывает легкая звучность праздничных красок, яркая живая картина пестрой толпы, прекрасно написанная архитектурная среда окутанных светом и воздухом зданий (эти здания представляют собой причудливую смесь мотивов восточной и современной художнику венецианской архитектуры).
Иова. 1570 г., Мюнхен, Старая пинакотека) и в Св.
1487, Венеция, галереи Академии триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок. Но здесь есть и существенное различие. Екатерины, аллегорический Триумф Венеции (ок. 1523 г. – 1578), работавший главным образом в Бергамо.
Однако они глубоко отличны и от ясного жизнеутверждающего звучания Любви земной и небесной и от Вакханалии (1520-е гг. ). В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей. Но он страдает.
Это понимание жанра свойственно Веронезе не только в декоративных (что абсолютно естественно), но и во всех сюжетных композициях мастера. В Короновании терновым венцом мучители показаны как жестокие и свирепые палачи.
Трагические конфликты времени, скорбь и страдания людей выражены с особой силой, хотя, как это было свойственно эпохе, в косвенной форме, в Распятии (1565), созданном для скуолы ди Сан Рокко и характерном для второго периода творчества Тинторетто. Среди них пронизанная стремительным драматизмом Тайная вечеря проникнутая элегической мечтательностью и тонким чувством слияния человеческой души с миром природы Мария Египетская в пустыне (нижний зал) полное скрытого напряжения и беспокойства Искушение Христа грозно величественное Иссечение Моисеем воды из камня, показывающее напряженную борьбу титана со стихийными силами враждебной природы. Так, выполненные Джорджоне при участии молодого Тициана фрески Немецкого подворья Фондако деи тедески (1508) оказались почти целиком разрушенными.
Четкие светотени прекрасно рисуют высокие скулы, нос и упрямый подбородок умного и волевого лица пожилого человека. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Но это сходство лишь оттеняет глубокое различие образов. Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя. Действительно, пиршественная праздничность, черта, характерная для жизни патрицианской верхушки Венеции, все еще богатой и тароватой, – это реальная сторона жизни того времени.
Но с какой остротой сопоставляет мастер холодную металлическую кирасу рыцаря, соприкасающуюся с мягкой нежностью женского тела и как зыбка, неустойчива опора – легкая ладья, качающаяся на волнах неверного моря. 1501, Лондон, Нац. Однако ясная пластика формы, тяга к монументальной значимости образа человека при всей естественной жизненности его трактовки – например, Моление о чаше – определяют решающее отличие Беллини именно как мастера итальянского Ренессанса с его героическим гуманизмом от художников северного Возрождения, хотя в самый ранний период своего творчества художник обращался к северянам, точнее к нидерландцам, в поисках иногда подчеркнуто резкой психологической и повествовательной характерности образа (Пьета из Бергамо, ок.
На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона. Петра-мученика (1528 – 1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных геооев. Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно-голубого цвета Диана и Актеон (1559, Эдинбург, Национальная галерея), скорее, поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни, – недаром картины подобного рода сам художник называл поэзиями.
Активное участие в проекте принимали сестра заказчика, Изабелла дЭсте и видный специалист по античности, Марио Эквикола. На деле же здесь Тициан еще раз утверждает гуманистическую и языческую основу своего творчества. 1455), Распятие (ок.
Джованни Беллини обращается и к портрету. Мрачный колорит картины, полный сумрачного беспокойства и напряжения, усиливает трагичность сцены. Отсюда живописная свобода ракурсов, отсюда в тех случаях когда он несколькими статуями украшает фасад здания (например, в уже упомянутой Лоджетте) стремление связать эти статуи общим ритмом, своеобразной композиционной перекличкой мотивов сопоставленных движений.
Величественный, спокойный и едва ли не ритуальный эротизм доминирует на «Пире богов» Беллини, на котором некоторые из фигур откровенно классических с важным видом показывают нам одну грудь. Вне зависимости от того изображают ли одетая и обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры (эпизод из литературной аллегории Сон Полифема, написанной в 1467 г. ) или, что менее вероятно, символизирует любовь земную и небесную, – ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета.
Сделано это было для того, чтобы картина гармонично смотрелась с другой картиной в том же помещении — «Вакханалия». Слегка приподняв голову, почти кокетливо смотрит красавица на зрителя. В отличие от этих портретов Тициан в ряде других работ, отмеченных простотой композиции (обычно погрудное или поколенное изображение на нейтральном фоне), сосредоточивает свое внимание на ярком и целостном раскрытии характера во всей его жизненной иногда грубой энергии, как, например, в портрете Аретино (1545, Флоренция, галерея Питти), великолепно передающем стремительную энергию, здоровье и циничный ум, жадность к наслаждению и деньгам этого примечательного и столь характерного для позднего Возрождения и в особенности для Венеции человека.
От изображения отдельных персонажей, скомпонованных в устойчивые, уравновешенные группы согласно канонам Высокого Возрождения, которыми Бассано, кстати говоря, владел не слишком абсолютно, мастер переходит к изображению охваченных общим беспокойством людских групп и толп. Среди его работ позднего периода, проникнутых влиянием маньеризма, выделяется Иоанн Креститель (1583, Тревизо). Например, в таком, казалось бы, жанрово-тракПортрет ученого тованном портрете, как Портрет мужчины с заячьей лапкой (Вена, Художественно-исторический музей).
Его портреты отличаются правдивостью жизненной характеристики. В особом положении по отношению к школам террафермы находилась феррарская школа. Художник восхищается Магдалиной: человек прекрасен, его чувства ярки и значительны. Вокруг расположены боги: Юпитер рядом с которым изображён орёл, Посейдон, который ласкает Кибелу и Цереру, Гермес возлежит на бочке. Правда, не только его ранний Портрет дворянина (ок.
В 1504 году Чима да Конельяно также создает картину на аналогичный сюжет. В почти простонародном типе лица немолодой уже Марии раскрывается с трагической глубиной ее молчаливое горе Не менее потрясающе сочетание жизненной правдивости доходящей до беспощадности в изображении мертвого Христа (смертная холодная синева тела, полуоткрытый рот, следы истязания) с подлинным трагическим величием образа его смертного страдания. Тициан работал над полотном уже после смерти Беллини.
Антония (Падуя, Скуола дель Санто), завершенные к концу 1511 года. Леонардо и Джорджоне одновременно решали проблему сочетания пластически ясной архитектоники форм человеческого тела со смягченной их моделировкой, позволяющей передать все богатство его пластических и светотеневых оттенков – так сказать, само дыхание человеческого тела. Отражение это – косвенное, не всегда, может быть, до конца осознанное и самим художником.
Таковы его Святое семейство (Милан, Брера), Вручение дожу перстня святого Марка (1530-е гг., Венеция, Академия). Алессандро Витториа (1525 – 1608) работал с двадцатилетнего возраста в Венеции.
Эта ясная и глубокая одухотворенность чувствуется в фигурах и алтарной композиции Мадонна Пезаро (1519 – 1526, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари). Распятие – это действительно целый мир. Марка в Александрии (Милан, Брера) и др.
В портрете черты конкретно-жизненного реализма в творчестве художника сказываются внешне более непосредственно (Женский портрет, Ленинград, Эрмитаж). 1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св.
В ряде других мадонн этого типа пейзаж либо играет подчиненную роль своеобразного сопровождения по сравнению с занимающими главное место и выделенными нейтральным фоном драпировок изображения (например, в спокойной, задумчивой, почти интимной мадонне из галереи Боргезе, 1510), либо вовсе отсутствует, как, например, в Мадонне с младенцем (Глазго, Художественная галерея), данной на фоне освещенной мягким рассеянным светом темно-зеленой драпировки. Таково, в частности, его Благовещение (Венеция, Уффици) с прохладной, окутанной серебристо-голубоватой сияющей атмосферой садовой аллеей, виднеющейся в прорыве мраморных ворот ограды. Отчужденно и безразлично скользит взгляд юноши мимо зрителя.
Таков его Павел III (1543, Неаполь, Музей Каподимонте), внешне напоминающий по своей композиции портрет Юлия II Рафаэля. Предстоящие, несмотря на свою относительную многочисленность (шесть святых и три ангелочка, воспевающих хвалу Марии), не загромождают композиции. В этих произведениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей.
Мягко сияющее освещение, свежесть красок – характерные черты живописи мастера.
Циничная корысть грубо вторгается в картину. Молодую женщину сейчас оденут: одна служанка открыла крышку сундука и роется в нем, другая, нагруженная частью одежд, ждет, пока та найдет нужную вещь. 1520 г. ), последние находятся в Дрездене. Рим, Боргезе).
1505, Лондон, Нац. Его волхвы в раннем Поклонении волхвов и философы в Трех философах (ок. Таковы его Отдых на пути в Египет (Милан, Амброзиана), Поклонение пастухов (1568, Бассано, Музей) и др. Интерес к точному изучению отдельных реальных мотивов, пригодных для их введения в соответствующую большую композицию, подтверждается и рядом безусловно сделанных с натуры, блестящих по своей выразительной точности рисунков Тициана (например, рисунок пером Группа деревьев, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Отсутствие глубокой мысли и чувства восполняется иногда очень остроумно введенными бытовыми деталями, на изображении которых охотно сосредоточивается художник.
Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Это большая и эффектная монументально-декоративная композиция.
Лючии и др. ). Фигуры неаполитанского Преображения расположены на характерном для североитальянских предгорий мягко-волнистом плато, чья покрытая лугами и рощицами поверхность расстилается над скалистоотвесными стенами расположенного на аванплане обрыва.
Фортуна или Меланхолия 1490 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). (В этом отношении знаменитая академическая трехчленка в построении планов является некоей кодификацией и возведением в догму моментов, действительно наличествующих в природе). Моральное и этическое (точнее – морально-этическое в их слитности) превосходство, более того, нравственная победа Христа над Иудой в этом конфликте нам неоспоримо ясны. Завершается творчество Джорджоне двумя произведениями – Спящей Венерой (ок. Однако при этом правдивость и жизненность восприятия пейзажа достигались не только, а иногда не столько воспроизведением конкретных, реальных мотивов ландшафта, но и стремлением в обобщенном виде передать общий характер, общий дух окружающей человека природы.
Пьетро Аретино, создатель ряда комедий, остроумных, хотя и не всегда безукоризненно пристойных новелл и поэм, был главным образом знаменит своими суждениями, полушуточными предсказаниями, диалогами, письмами, широко публиковавшимися и представлявшими собой, по существу, произведения публицистического характера. Атмосфера витающей музыки, погруженность в мир ее мелодий придают особое благородное очарование этому видению проясненной и опоэтизированной чувственно прекрасной радости бытия. 1480 – 1528), как и его сверстники Джорджоне и Тициан, учился у Джованни Беллини.
Некоторые из его сравнительно ранних портретов отличает оттенок неопределенной романтической мечтательности – Мужской портрет (Будапешт, Музей изобразительных искусств). Тициан работал над полотном уже после смерти Беллини.
Однако они и в особенности Три философа, при всем индивидуальном различии образов, воспринимаются нами преимущественно не столько как неповторимые, ярко портретно характеризованные индивидуальности или тем более как изображение трех возрастов (юноша, зрелый муж и старец), а как воплощение различных сторон, различных граней человеческого духа. В этом специфическое обаяние мастера, но также и его определенная ограниченность. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби.
Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах. Но сколь бы ни был для нас смутным внешний сюжетный или аллегорический смысл, которому, возможно, ни сам мастер, ни утонченные ценители, знатоки его искусства того времени не придавали решающего значения, мы ясно ощущаем стремление художника через своеобразные контрастные сопоставления образов воспроизвести некое особое состояние души. Ранние работы Джованни Беллини могут быть сближены с искусством Мантеньи.
В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается господином мира. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа ("Мадонна в лугах", около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали ("Мадонна", Академия Каррара, Бергамо). В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру.
В Похищении тела св. «Пир богов» украшал замок Алнвик до 1925 г., когда один из герцогов продал его американскому миллионеру Питеру Уайденеру. Нам трудно сказать, на какой конкретно сюжет написана Гроза. Руки же Павла лихорадочно нервны, складки накидки полны движения.
Значительнее вклад Моретто в развитие ренессансного портрета. Несмотря на то, что эти рельефы построены, казалось бы, в духе классических традиций (исокефалия, фризовость однопланового расположения фигур), все же резкая игра светотени, нарушение смелыми ракурсами передней плоскости изображение на задней плоскости облачного неба придают ясно выраженную живописность и эмоциональную динамику этим работам.
1560 г. ). Таковы бюсты Маркантонио Гримани (Венеция, церковь Сан Себастьяно), Томмазо Рангоне (Венеция, музей Коррер) и другие.
Свет мягко мерцает в пышных волосах, он отражается в подернутых влагой глазах, преломляется в стекле фиала, борется с густыми тенями, уверенно и сочно лепит форму тела, всю пространственную среду картины. Характеры переданы с шекспировской силой. Его работы этого рода тесно связаны с общим развитием итальянского прикладного искусства. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них – "Портрет мальчика" (около 1490, частное собрание, Бирмингем), "Портрет молодого человека в красном" (1490, Национальная галерея, Вашингтон), "Портрет Пьетро Бембо" (около 1505, Хэмптон-корт).
Однако среди них следует упомянуть Алессандро Бон-вичино по прозванию Моретто (ок. 1508 – 1510 гг., Дрезден, Картинная галерея) и луврским Концертом (1508). Плавная нежность ее фигуры по контрасту оттеняется массивом ствола могучего дерева. Сложный, сильный, но отнюдь не идеально гармонический характер воплощен в этом портрете. 1500, Рим, Капитолийские музеи).
Таково его эрмитажное Оплакивание Христа (между 1576 и 1582 гг. ), сумрачно беспокойное и приглушенное по колориту. Крутая лестница идущая от зрителя в глубь картины, ведет к преддверию храма. В 1942 г. Уайденер преподнёс свою коллекцию в дар американской нации.
Вот таким образом мастер не изображает какого-нибудь кульминационного с точки зрения развития события момента, как это обычно делали мастера кватроченто (Юдифь поражает мечом Олоферна или несет вместе со служанкой его отрубленную голову). В его прекрасном Поклонении пастухов (1520-е гг., Венеция, Сан Джоббе) проникновенно передана атмосфера просветленной сосредоточенности чувства трех пастухов, с глубоким раздумьем созерцающих новорожденного. Сюжет ясно прочитывается с любого расстояния. Таков его луврский рисунок Пьета. В них причудливо сочетались яркая и страстная защита свободной мысли и гуманизма, высмеивание ханжества и реакции с откровенным шантажом сильных мира сего всей Европы. Портретам Морони зрелого периода, начиная с 1560-х годов, свойственна правдивая и точная передача облика представителей почти всех социальных прослоек городов тогдашней террафермы: Портрет ученого (Филадельфия, собрание Уайденер), Портрет Пантера (Флоренция, Уффици), Портрет портного (Лондон, Национальная галерея).
Конечно, силы прогресса в Италии продолжали существовать и давали себя знать значительными явлениями в области культуры (Кампанелла, Джордано Бруно). В ранний период искусство Скьявоне отличала известная идилличность настроения в передаче жанрово трактованных мифологических сцен (Диана и Актеон, Оксфорд, Эшмолен-музей). Это чувство загадочной сложности внутреннего душевного мира человека, таящегося за кажущейся ясной прозрачной красотой его благородного внешнего облика, находит свое выражение в знаменитой Юдифи (до 1504 г., Ленинград, Эрмитаж). Его потомки владели полотном до XIX века.
В 1550 – 1570-х годах окончательно складывается своеобразный художественный язык Тинторетто как мастера позднего Возрождения. Марка (1562 – 1566, Венеция, Академия) особенно явственно выступает еще одна особенность творчества Тинторетто зрелого периода. В этом его отличие не только от Джотто, но и от своего гениального ученика Тициана, который в период первого расцвета своего еще героически-жизнерадостного творчества, пусть по-иному, чем Джотто, уловил в своем Динарии кесаря, если можно так выразиться, этический смысл эстетического противопоставления физического и духовного благородства Христа низменной и грубой силы характера фарисея. В 1574 году вследствие нескольких (больших) пожаров выгорела значительная часть внутренних помещений Дворца дожей, во время которых погибли, в частности, замечательные произведения живописи обоих Беллини. Не случайно и отчасти оправданно стремление видеть в трех ученых воплощение трех аспектов мудрости: гуманистическая мистика восточного аверро-изма (мужчина в чалме), аристотелизм (старец) и современный художнику гуманизм (пытливо всматривающийся в мир юноша). Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму.
Одаренным учеником Моретто был Джованни Морони (ок. В работах Беллини не существует строгих различий между священным и мирским, напротив, этими темами художник как бы отвечает на излишне систематичный классицизм нового поколения. С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными ("Стигматизация святого Франциска", Нью-Йорк, собрание Фрик "Святой Иероним" для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс "Преображение", Неаполь, Национальная галерея Каподимонте).
Вот таким образом не должно вызывать удивления появление целой группы художников (например, Порденоне), чье искусство осталось в стороне от напряженных исканий, широкого творческого размаха собственно венецианской школы. Наиболее полно оно раскрылось именно в небывалом для масляной живописи гигантском ансамбле скуолы ди Сан Рокко, состоящем из нескольких десятков полотен и плафонов, – верхнего (1576 – 1581) и нижнего (1583 – 1587) больших залов. Те, кто не был ничем занят, успели по-разному откликнуться на них.
Варварой (после 1575 г., Венеция, Уффици) стареющий мастер создает образ, полный эмоционального движения, сдержанно взволнованного лиризма и не лишенный нотки тихой печали. Наиболее значительным художником этого периода был Доссо Досси (ок. Юноша исповедующий христианскую веру, раздет и брошен язычниками на плиты мостовой.
Религиозные и мифологические композиции, а также портреты художника отличает звучная сочность колорита при некотором его однообразии (эти свойства присущи и его композиционным приемам), а также оптимистическая жизнерадостность образов. Такова навеянная одной французской поэмой 14 века Озерная мадонна. Правда, в ранних произведениях художника (Христос в Эммаусе, Читтаделле, приходская церковь) жанрово-бытовые моменты вкраплены в традиционные схемы решения сюжетов такого рода.
В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника. Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой. Это же относится и к замечательной Венере с Адонисом (Мадрид, Прадо), отличающейся, однако, большей непосредственной драматичностью страсти, чем большинство его остальных поэзии этого времени. Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза».
Сам переход от переднего к задним планам осуществляется мягко и постепенно. Тициановские образы этих лет противоречивы и драматичны по самой своей природе. Скьявоне испытал на себе известное влияние Пармиджанино, однако основная направленность его деятельности определялась следованием искусству позднего Тициана и прямыми воздействиями на него Тинторетто. Длительность кватрочентистских традиций, характерная для несколько провинциальной жизни террафермы (до начала 16 в. ), заметное влияние живописи северного Возрождения с ее внешне якобы прозаической повествовательностью, тягой к жанровости и интересом к психологической жизни простых людей в творчестве Савольдо органически сплавились с принципами итальянского ренессансного гуманизма.
Мадонна на лугу Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его). Портрет юноши (ок. Его интересует более всего праздничная, занятно выразительная сторона быта. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.
Неровность художественного наследия Тинторетто связана отчасти и с тем, что мастер (правда, в абсолютно иной мере, чем его младший современник испанец Эль Греко) воплощает в своем творчестве одну из характернейших особенностей художественной культуры позднего Возрождения, являющуюся и слабой и сильной его стороной, – это непосредственное раскрытие в искусстве субъективно-личного отношения художника к миру. Характерна схваченная из жизни плебейская обстановка двухъярусного хлева, типичного для крестьянских хозяйств террафермы (на настиле верхнего яруса, где запасалось сено для скота и приютилась Мария с младенцем). Пальма Младший (1544 – 1628), ученик стареющего Тициана, одновременно испытывал и сильное влияние творчества Тинторетто.
Считается, что поначалу Беллини изображал на картине простых смертных, следуя ошибочной (вульгарной) интерпретации поэмы Овидия и вынужден был позже переделывать их в фигуры богов. Именно вот таким образом позднему Тициану удается двумя-тремя мазками белил и голубой краски по темному подмалевку вызвать в глазах зрителя не только предельно пластическое ощущение формы стеклянного сосуда (Мария Магдалина), но и ощущение движения скользящего и преломляющегося в стекле светового луча, как бы выявляющего форму и фактуру предмета на глазах у зрителя. Тициан как бы раскрывает через индивидуальное своеобразие личности общие типические черты человека эпохи Возрождения. Более того, зрелища, шествия, феерии устраивались республикой и для народа.
Сияющее тело окутано легкими голубоватыми тонами, оно все как бы светится изнутри. Однако, по существу, высокая гармония и героика этого искусства были ему чужды. В отличие от аналогичной композиции Карпаччо, Введение во храм Чимы да Конельяно менее жестка по освещению, не столь загружена деталями, легче читается.
Однако это не совсем так или, вернее, не только так. Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых, несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита – результат времени) создают впечатление спокойной радостности. Тинторетто первый в искусстве того времени создает образ народной толпы, охваченной единым или сложно противоречивым душевным порывом.
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Их творчество было его естественным художественным самовыражением. Согласно античному мифу, Юпитер, желая наградить бессмертием своего младенца, рожденного от смертной женщины, велел прижать его к груди Юноны, чтобы испив молока богини, он сам стал бы бессмертным.
Уже в созданной в 1571 году блестящей по мастерству Мадонне дома Куччина (Дрезден, Картинная галерея) не все абсолютно безмятежно и радостно.
Картина заполняет всю стену большого, квадратного в плане помещения (так называемого Альберго), примыкающего к огромному верхнему залу. Более непосредственно искренен и содержателен его Портрет пожилого дворянина (Милан, Брера).
Отчасти это так и было. Джованни Беллини Пиршество богов (1514) Холст, масло.
Кто эта стройная венецианка с пепельными волосами, закутанная в черный платок. Под безмятежно свежим лбом и спокойными широко изогнутыми бровями – мягко опущенные веки и строго-прекрасный рот.
Уже в так называемом Портрете Ариосто (ок. Ранние "Мадонны" Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости.
1554 г., Мадрид, Прадо) несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом. Великолепна по живой, взволнованно яркой живописи и композиция Происхождение Млечного пути (Лондон, Национальная галерея), созданная в 1570 году.
Но проблемы богатства внутреннего мира человека, этической значимости физически и духовно развитой человеческой личности (переданных, может быть, менее интеллектуально утонченно, но более непосредственно эмоционально и чувственно конкретно, чем, например, в искусстве Тосканы) всегда будут занимать важное место в творческой деятельности мастеров венецианской школы. Наиболее известное его произведение Св.