Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году.
В 1640-х гг. В Эрмитаже есть несколько его работ, среди которых и «Пейзаж с охотниками», где животные изображены на фоне природы. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Позднее художники начали увлекаться и иностранной природой – Бот, ван Лар, Веникс, Берхем и Хаккерт изображали Италию, купающуюся в лучах южного солнца.
Встречающееся в некоторых источниках указание на то, что художник умер в нищете в приюте для бедных, – следствие путаницы: на самом деле такая судьба постигла не его самого, а его двоюродного брата, сына Саломона ван Рёйсдала, – тоже Якоба и тоже живописца. Саймон Питерс Верелст пишет немецкого принца Руперта в манере аристократа-интеллектуала французского образца игнорируя и его жестокость и воинственность и безнравственность. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. В Эрмитаже есть картина этого художника «Пейзаж с животными», эта работа дает достаточно полное представление о том направлении, которому следовал Дюжарден.
Да и кажущийся новичком в этих делах кавалер не так уж неопытен и безгрешен. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. В ней необычно яркий и тревожный свет. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Такой формат, рассчитанный на особый принцип рассматривания и вживания в картину, оказался наиболее благоприятным и эффективным для сцен реального быта. » (Е. И. Получили распространение посещения анатомических театров. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта.
В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Ян ван Гойен. Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). На этой картине мы видим равнину с крестьянами, которые убирают сено, – и это не просто пейзаж, а обжитая, родная голландским крестьянам природа. Но все же самым крупным анималистом в Голландии, да и во всем мире можно назвать Паулюса Поттера, о котором речь пойдет немного позже. Процесс, начатый Яном ван Эйком, уроженцем северных Нидерландов, пассивное, отстраненное созерцание недвижимого мира, всегда оставался главной темой голландской живописи и в работах Вермеера достиг аллегорического и в то же время действительного апофеоза.
Виппер). Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. Пожалуй, никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, как Терборх, передавать специфику жеста женщины, когда она шьёт, держит бокал вина либо лютню или моет руки и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд, направленный или на соответствующий предмет или, так сказать, внутрь себя» (Б. Р. Угасающий свет вырывает из темноты то белые стволы деревьев, то их изогнутые ветки или выступающие из земли корни, то часть дороги с текущей внизу речкой. Лазарев). Выездка лошадей показана с поражающей остротой и верностью наблюдений и профессиональным знанием предмета в «Манежной езде на открытом воздухе» сцены охоты – в «Изнемогающем олене», «Отправлении на охоту» и «Возвращении с охоты» веселое времяпрепровождение – в «Отдыхе во время прогулки верхом», «Веселом обществе».
Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). Прозаические детали быта (выбившаяся из матраца солома, горящий камин, открытые окна и двери) передают реальную атмосферу жизни человека.
Точной информации у нас очень немного. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Высокое небо покрыто облаками. В Лейдене возникло философское направление жанра, при котором с символами чувственного удовольствия или земной славы соседствуют черепа и песочные часы, призванные напоминать о скоротечности времени.
Оно занимает большую площадь – целых две трети холста. 1652 г. ) из Гарлема в Амстердам. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи. Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная.
Но в то же время здесь отчетливо видны и свои отличия. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. (Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанном для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей).
Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны.
Его картины оценивались довольно высоко. Далекие просторы воздуха, воды, земли переданы с исключительным мастерством. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Богачи на портретах конца 17 в. демонстрируют модные платья и шляпы с перьями, ценное оружие, принимают горделивые позы.
1652 г. ) из Гарлема в Амстердам. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса"). Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги.
Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон.
Якоб ван Рейсдалъ. Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Он родился в Гаарлеме в 1628 или 1629 г. Сын мастера рам Исаака ван Рейсдаля, бывшего, по-видимому и живописцем, юный Якоб сначала изучал медицину. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. Адриан ван де Велде родился в 1636 году и рано начал самостоятельную деятельность. Колорит, оставаясь сдержанным, приобретает большую интенсивность тона. Он представлен в Эрмитаже большим полотном «Охота на, оленей» и четырьмя маленькими картинами из которых наиболее самостоятельна – «Лошади на пастбище». Коричневый цвет сближает поджаристую булку, орехи и копчёную селёдку.
Образцы офортов Сегерса самостоятельны по сюжету и уже сопоставимы с образцами нидерландской живописи. В XV-XVI вв. Материальное единство природы выходило в работах на первый план.
Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма.
Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург). На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена.
Многие из участников непосредственно обращены к зрителю взглядом или жестом. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается. Его живопись отличается по большей части монохромным (условно-однотонным) характером («Конькобежцы», Эрмитаж, 1641). В период зрелости голландский пейзаж вступает около 1630 года. Работы этого периода показывают новый этап в развитие голландского пейзажа.
Спрос на живопись резко увеличился. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт.
Сами мотивы ищутся с учетом их эффектности и новизны. По-настоящему талант этого художника достиг своего расцвета в в конце 1650-х годов. Движение каждого мотива слагается в широкий, мощный процесс взаимосвязи и взаимодействия стихийных сил природы и всех её порождений на земле. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье.
Если до этого художники пытались потворствовать голландским бюргерам изображая их жизнь и быт, лишённые всякого высокого и поэтического языка, а также работали для церкви, которая заказывала художникам работы довольно примитивного жанра с давно избитыми сюжетами, то начало XVII века стало настоящим прорывом. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник.
Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга). Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям.
Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. С тех пор многогранная природа изображаемых вещей уступила место ощущению пространства и атмосферы воздушной дымки, которые передавались с постепенно нарастающим монохромным использованием цвета.
За всем происходящим зорко следит «почтенная маменька» (возможно и участливая сводня). В период зрелости голландский пейзаж вступает около 1630 года. Якоб ван Рейсдалъ. Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты).
Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Стремление художника к созданию героического образа природы получает в здесь свое классическое воплощение.
В композиции преобладают стихийные силы. 1630-1681), сын Саломона.
Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Ю. А. Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска.
Однако он рано вступил и на художественное поприще. ведущим в голландской живописи был бытовой жанр. В результате политических, геополитических и религиозных изменений, голландское искусство резко переменилось. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Более одарённым был художник Виллем Бейтевег.
Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. В Эрмитаже творчество этого художника представлено двумя работами, это «Охотники с собаками» и «Пейзаж с охотниками». Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа).
Влияние Рембрандта привело к распространенному использованию мягкой светотени золотистого цвета. Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. Я. Рейсдаль вступает на другой путь.
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала.
Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах.
Как говорит известный искусствовед Б. Р. Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы. Правда, это пример не анималистического жанра, а бытового. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры «весёлого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи.
Одним из крупнейших представителей голландского реалистического пейзажа был Ян ван Гойен (1596--1656). Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Баво.
На все эти события откликнулась и голландская живопись. Ни одного яркого пятна.
Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее.
Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь. Часто в этих картинах символически передаются прописные истины бюргерской морали: вода со льдом ассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка — с дьяволом, подстерегающим гуляк и весельчаков, географическая карта на стене придаёт вполне домашней сцене «всемирный» масштаб. В своих пейзажах он не любил изображать пасмурной погоды, его картины всегда яркие и солнечные, пронизанные чистым воздухом, а животные изображены с невероятной, можно сказать фотографической точностью. Как уже было сказано выше Поттер обращается к проблеме, которую можно назвать предысторией пленэра. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом».
Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон.
Особое место в его творчестве занимают женские образы: «. Колорит, оставаясь сдержанным, приобретает большую интенсивность тона. Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. Голландские художники 17 века ввели в моду реализм в живописи. Девушка, вероятно, собирается на свидание.
Перед нами холмпстая местность с уходящей вглубь дорогой, огибающей небольшой домик, который виднеется справа за деревьями. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»).
Практически в каждом его произведении присутствует глубокий драматизм – будь то ландшафтные пейзажи Голландии с водопадами и лесными чащами или романтические зарисовки. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи.
Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. «Еврейское кладбище» (1660-е гг., Дрезден), представляющее запущенную местность, где пенящийся поток пролагает себе путь среди развалин и могил, крайне характерно для этой стороны творчества мастера. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии.
После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Правда, в работах ван Гойена основное место все же занимала природа.
Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка — дальний план. Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Па переднем плане -- поваленный ствол дерева.
При этом необходимо было сохранить непринуждённость их поз, передать весёлую атмосферу праздничного застолья. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами.
Корнелис Спрингер (Cornelis Springer, 1817-1891) — известный голландский художник-пейзажист. В результате стали появляться всё новые и новые художники, которые удивительно быстрыми темпами развивали основы живописи, разрабатывали новые техники, стили и жанры. В 1640-1660-х гг.
Пастозная манера письма уступила место жидкому наложению красок с просвечивающим грунтом. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев.
Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. В нём небо часто занимало две трети холста. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. В его задушевных произведениях удивительно гармонично переплелись человек и природа, чего уже не заметишь в более поздних пейзажных картинах (в дальнейшем пейзажами стали называть только изображения природы без присутствия в них человека). В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Рейсдаль любит также руины — и как эффектные декоративные детали и еще больше потому, что они говорят о разрушении, бренности земного существования. Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Таковы картины «Бык» (1647, Гаага, Маурицхейс), «Собака на цепи» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку.
Картина — шедевр де Витте. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала.
В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника. Эта композиция очень отличается от других картин. В композиции преобладают стихийные силы.
«Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Ян ван Гойен принадлежит к числу первых художников изображавших природу естественно, просто, без украшательства. Предпочитая буки и дубы, Рейсдаль старается выявить их связь с почвой из которой они растут. Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема.
В окружающем их пейзаже животные размещены в самых естественных позах иногда даже и не в слишком пристойных с точки зрения дворянской эстетики но, видимо именно за эту меткую наблюдательность их особенно ценили голландские буржуа. Особенно выделяются в собрании Эрмитажа произведения замеча-тельных художников середины XVII века Альберта Кейпа и Паулюса Поттера, в которых пейзаж переплетается с анималистической живописью. Поттер также как и Кейп отказался от суммарного изображения природы, характерного для круга Гойена, в картинах которых предметы и фигуры как будто растворяются во влажном воздухе, теряя при этом четкость своих очертаний. Главный ценитель офортов Сегерса и талантливый пейзажист, Якоб ван Рёйсдал, тоже иногда обращался к технике офорта. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Все пронизано движением света.
Молодой человек, пришёл домой очень усталый, снял один сапог, а стянуть второй не хватило сил. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. Но присмотритесь их порядок кажется слегка нарушенным.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Ничто не вечно на земле, как бы говорит нам художник: время, ветер и вода обращают в прах все – от хрупких творений человеческих рук до деревьев и скал. Насыщенная динамика уступает в других случаях место более спокойным, но таким же неприветливым изображениям лесной чащи, стоячих болотных вод, гниющих среди них древесных исполинов и мертвенной тишины, нарушаемой порою только скачущим оленем и преследующими его охотниками (великолепное «Болото» в Эрмитаже, 1660-е гг. ). До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. Он воспринимает природу не в ее статике, а в ее динамической сущности.
Изображая коров, таких холеных и красивых художник показывает, какую большую роль в жизни голландцев играет молочное хозяйство. Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»). Так же, как в картине 1646 г. «Домик в роще), в центре видна группа деревьев. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий.
Маринисты специализировались на точном изображении кораблей прославленного морского флота Голландии. Виппер, склонны думать, что подобные итальянские мотивы ван де Велде заимствовал из произведений своих современников, скорее всего это не так.
Все в них полно жизни и движения. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Рейсдал в основном датировал только ранние работы, вот таким образом уточнение этапов его творчества затруднено. Он выдаёт недавнее присутствие здесь человека: косо поставлена восточная тарелка с перцем, откатилась небольшая виноградинка, расколот орех, недопито вино. В начале XVII века в нем большую роль играли человеческие фигуры (Эсайсу ван де Велде), а в маринах – суда, господствовавшие над водным пространством (Ян Порселлис). Насыщенная динамика уступает в других случаях место более спокойным, но таким же неприветливым изображениям лесной чащи, стоячих болотных вод, гниющих среди них древесных исполинов и мертвенной тишины, нарушаемой порою только скачущим оленем и преследующими его охотниками (великолепное «Болото» в Эрмитаже, 1660-е гг. ). В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья.
С любовью и правдой он фиксирует самое обычное и вместе с тем типичное для его родины. Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир. Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения.
Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку.
В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать. Голландский пейзаж прошел тот же путь развития, что и бытовая живопись Голландии. Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. Большинство его пейзажей посвящены природе родных Нидерландов, но он писал и дубовые леса Германии и водопады Норвегии. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом.
Это Ян Стен (1626— 1679), Питер де Хох (1629—1684), Герард Терборх (1617—1681), Биллем Хеда, Питер Клас и др. Этот художник жил и работал почти в тоже время, что и Альберт Кейп. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному.
В кругу романтических тем Рейсдаль вращается главным образом после переселения (ок. Ещё одна работа Питера де Хоха — «Материнские заботы» Зрителя как будто пригласили в голландский дом, где он может увидеть, как люди жили в ту пору. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. Как очень крупный и во многом близкий к Рейсдалю пейзажист в конце 17 века выдвинулся его ученик — Гоббема (1638—1709), создавший один из самых оригинальных и выразительных голландских пейзажей — знаменитую «Дорогу в Меддельхарнис» (1689, Лондон, Национальная галерея). Много места (примерно две трети картины) Ян ван Гойен оставлял небу с клубящимися облаками, насыщенными влагой. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника.
Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева.
По всей видимости, замок произвел на Рейсдала очень сильное впечатление ибо впоследствии он изобразил его на дюжине полотен. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт.
Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов.
Художник не стремился потворствовать вкусам буржуазной публики, вот таким образом его произведения, не имевшие успеха у современников, продавались за гроши. Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции. Меняетсяобразныйстрой картин. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Гете восторгается проникновенной силой живописи Рейсдаля и, описывая его картину, говорит, что она «счастливо выхвачена из природы, счастливо возвышена при помощи мысли и так как мы обнаруживаем, что она задумана и выполнена в соответствии со всеми требованиями искусства, то она всегда будет привлекать нас, она сохранит во все времена справедливо присвоенную ей славу).
Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства).
И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632). Отзвуки этой манеры еще чувствуются в сдержанной гамме таких его картин, как «Море при лунном свете» и «Накренившийся парусник». Своего расцвета творчество Кейпа достигает в 1650-1660 годах.
Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Виппер: «Здесь все другое, все мягче, благозвучней. В Италии он жил с 1653 по 1658 год, здесь же он познакомился с итальянистом Яном Хаккартом, уроженцем Амстердама (1639-1685), с которым был очень дружен и даже исполнил стаффаж во многих его лучших рисунках и картинахТаким образом, Адриан ван де Велде не только мастер анималистической живописи, но и яркий представитель итальнизирующего направления в Голландии. Среди последователей Паулюса Поттера можно также назвать Карела Дюжардена (1622-1678), который учился у Берхема. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать.
Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. По рембрандтовым офортам начали измерять высокую ступень и художественное качество офортов других художников, если те обращались к этой технике. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать.
Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. «Чисто чувствующий, ясно мыслящий художник», так характеризует голландца великий немецкий поэт. Сами мотивы ищутся с учетом их эффектности и новизны. Очень выразительно изображено небо.
Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. Некоторые его работы того периода наиболее близки творчеству Паулюса Поттера. Но в этом доме не всё так просто. Исаака ван Рейсдала принято считать живописцем, но до нас не дошло ни одной картины, подписанной им.
В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста. Наиболее ярким представителем этой стадии голландского пейзажа является Ян ван Гойен (1596—1656). В «Крестьянских домиках в дюнах» достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине и вместе с тем не утрачена интимная прелесть, которая свойственна лучшим из ранних произведений Рейсдаля. Он работал в Лейдене и Гааге.
Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции.
Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. Колористическая гамма картины построена на тонких живописных сочетаниях зеленоватой с белой пеной воды, тяжелого свинцового неба и желтоватого песка дюн. Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу. Скорее всего ван де Велде делал с натуры небольшие эскизы и наброски.
По большому счету, это – одно из немногих свидетельств, по которым можно восстановить хотя бы канву биографии Рейсдала. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. Дюжарден писал главным образом солнечные пастбища в итальянском духе.
Его полотна представляют бесхитростные бытовые сцены: служанка подает своей хозяйке письмо, кавалер подносит даме бокал вина. Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Родился Кейп в 1620 году в Дордрехте, где и умер в 1691 году.
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников.
Все отмеченные черты нового пейзажного стиля характеризуют творчество художника, который был как бы олицетворением данного этапа развития голландского пейзажа, — Якоба ван Рейсдаля (1628 или 1629—1682). Что же касается самого Рейсдала, то он на несколько месяцев пережил своего двоюродного брата и умер в начале следующего года. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином.
Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Творчество художника, однозначно, впечатляет. Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ). Такова картина «Вид реки Вааль у Неймегена» (1649, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина), выдержанный в тонкой коричнево-серой гамме красок.
«Болото» -- другое значительное произведение 1660-х годов -- несколько проще по своему мотиву. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. Все большее признание и здесь получают произведения мастеров, уводящие от полной неизъяснимой прелести, но несколько однообразной природы Голландии к эффектным видам юга. В дальнейшем он много путешествовал по Голландии, делая зарисовки и эскизы. Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога.
Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством. Вот уже несколько веков подряд это дает многим искусствоведам основание интерпретировать их как символы приближающейся смерти.
С любовью и правдой он фиксирует самое обычное и вместе с тем типичное для его родины. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном.
Рёйсдал не был евреем. В ранний период творчества изображение крестьян в его картинах отличалось подчеркнутой комичностью иногда доходящей до карикатуры. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде.
Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Там, где Поттер дает острое, непосредственное ощущение современной действи-тельности, у ван де Велде все словно подернуто мягкой дымкой воспоминаний» В Эрмитаже творчество Адриана ван де Велде представлено двумя работами, это «Остановка в пути», датированная 1660 годом и «Пейзаж со стадом коров», эта картина была написана в 1671 года. Картина «Остановка в пути» является типичным примером в творчестве художника. Грозовые тучи, нависшие над дикой, безлюдной горной долиной, средневековые руины, поток, проложивший себе путь между древних могил, – все здесь вызывает чувство глубокой меланхолии. Ничто не вечно на земле, как бы говорит нам художник: время, ветер и вода обращают в прах все – от хрупких творений человеческих рук до деревьев и скал. Присущее Рейсдалю видение природы в ее отношении к цивилизации вызывает тот благоговейный трепет, отталкиваясь от которого романтики обосновали век спустя свою концепцию Возвышенного. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы.
Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Спад творчества Рейсдаля, который намечается в это время, -- несомненный результат влияния окружающей среды. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Сюда не проникают шум и суета городской жизни.
Зимний день. Показательно, что в этой картине нет сюжета. в стране намечаются признаки перелома. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года.
В центре, на самом почётном месте, восседает дородный командир роты с бокалом в руке. Строже и спокойнее становится его палитра. Но в начале XVII века тенденция переменилась.
Характерно, что и этот стаффаж крайне будничен: рыбаки, путники. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко).
Он сразу же вступил на путь исканий. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу.
Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля. Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде.
Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья. Теперь взгляд проникает в глубь старого леса, где рядом с высоким полузасохшим стволом лежит упавшее дерево, высятся могучие дубы, а извилистая тропинка теряется среди зарослей. Пожилая дама стелит постель. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их.
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. «Хозяйка и служанка» — одна из лучших картин художника. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути.
Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Это способствовало развитию тональной живописи, подчинению всех компонентов картины единому тону. Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает.
Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. В сороковых--пятидесятых годах достигает полного расцвета творчество Гойона, ведущего художника раннего голландского пейзажа. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной.
Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. В нем нет напряжения и динамичности, которые характерны для «Речки в лесу», но прекрасно подчеркнута стихийная мощь природы. Но, Кейп-анималист также большое внимание уделяет и изображению пейзажа. В их работах воплотился поэтичный и несколько идеализированный образ повседневного быта голландской буржуазии, некогда воевавшей за свои права и независимость и теперь достигшей устойчивого благосостояния. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Это способствовало развитию тональной живописи, подчинению всех компонентов картины единому тону.
Ок. Свидетельства показывают иное. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). К хозяйке только что подошла её служанка. Ему удалось сделать «будничное — поэтическим, тривиальное — возвышенным, самым незначительным деталям придать редкую одухотворённость» (В. Н.
В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Сцены античной мифологии и библейские сюжеты, огромные натюрморты, портреты именитых заказчиков изображение пышных празднеств — основные жанры искусства Фландрии XVII в. Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы.
Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим. Эта картина имеет фальшивую подпись Поттера. Но как различны при этом их форма и фактура. Четко выделяя фигуры мастер в то же время органично вписывает их в окружающий пейзаж. В «Пейзаже со стадом коров», как говорит исследователь голландской живописи Ю. И. Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селёдка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников.
Один из шедевров художника — картина «Бокал лимонада». Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». Уже в ранних картинах Рейсдаля проявляется его большая самостоятельность в выборе мотива и трактовке тем. Но каждый раз основной характер изображения определяется движением бурных вод.
Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк. Такая высокая оценка голландского пейзажиста вполне справедлива. В других источниках указывается количество 600.
Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". «Заслуга голландцев состояла в том, что они первыми создали новый, более камерный тип жанровой композиции, выбрав для этого небольшой, так называемый кабинетный, формат. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя).
Позже отцу много помогал Якоб, который был настолько привязан к своей сводной сестре, что включил ее в свое завещание. Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем.
Эмануэл де Витте«Рынок в порту». Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов.
Также как и Поттер, он умер молодым в 1672 году, когда ему было всего 33 года. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. У кого Рейсдадь учился живописи -- неизвестно. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами.
«Еврейское кладбище» (1660-е гг., Дрезден), представляющее запущенную местность, где пенящийся поток пролагает себе путь среди развалин и могил, крайне характерно для этой стороны творчества мастера. Особый вид пейзажа с изображением животных, пастбищ с коровами, овцами создал Пауль Поттер (1625—1654). Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека.
Де Ионг сочетает вместе приемы Кейпа и Поттера, он словно соединяет поттеровское видение животных и людей с пейзажем Кейпа. Еще одним мастером, который также обращался к анималистической живописи, был харлемский художник Филипс Вауверман (1619 – 1668). Нигде но раскрывается вид вглубь. Таков облик Голландии, предстающей перед нами в картине ван Гойена 1645 г. (Берег в Схевенингено». Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. Он опустился без сил. Это дало возможность художнику достичь большой прозрачности в изображении воды.
Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб. Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. Середина XVII века -- время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. Изображенная в картине широкая панорама замерзшей роки воспринимается лишь как часть зримого мира, как случайный вырез из него.
Такое построение придало изображению живость и естественность. Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.
Прежде всего, бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Жест правой руки стоящей за спиной «маменьки» явно намекает на скрытые прелести молодой дамы. Благодаря тонким переходам оттенков и областям светотени кьяроскуро Рембрандта словно окутывает фигуры звучащим пространством, в котором обитают настроение, атмосфера, нечто неосязаемое и даже невидимое. Все элементы картины тесно связаны между собой.
До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны.
На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Но голландскому живописцу чужд классический дух, которым пронизаны построенные на гармоническом соотношении масс пейзажи его французского собрата.
Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера. Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте.
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком».
В кругу романтических тем Рейсдаль вращается главным образом после переселения (ок. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. Все предметы чинно расставлены на столе. Все отмеченные черты нового пейзажного стиля характеризуют творчество художника, который был как бы олицетворением данного этапа развития голландского пейзажа, — Якоба ван Рейсдаля (1628 или 1629—1682). Тарасов в своей книге «Голландский пейзаж XVII века» напомнил, что еще некий Хогеверф, опираясь на изыскания в архиве гильдии св.
Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень.
Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века.
Вауверман имел много учеников и еще больше подражателей и последователей. Ближе всего к манере художника работал его младший брат ПИТЕР ВАУВЕРМАН (Харлем, 1623 – 1682, Амстердам). Так же как и другие крупнейшие художники Голландии, он не шел на уступки вкусам буржуазных заказчиков, всегда оставаясь в творчестве самим собой. Именно Паулюса Поттера считают создателем голландского анималистического жанра.
Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр. Равнинный характер природы Голландии обусловил и показательнейшую для ее живописи схему построения пейзажа, ничем не ограничиваемого с краев имеющего очень низкий горизонт и отводящего небу более чем две трети площади картины. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Виллем Хеда (1594 — около 1680) и Питер Клас (около 1597 — около 1661) — наиболее известные художники этого жанра. В Эрмитаже это направление представлено работой, которая называется «Коровница».
Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг. Признанием среди высших слоев голландского общества пользуются но лучший пейзажист и но великий творец психологического портрета, а нарядные «итальянизирующие» художники, блестящие, но поверхностные портретисты. Это одновременно и справедливо и неправильно. Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Для того чтобы изобразить ускользающий момент, Хальс использует открытые, заметно нерегулярные мазки, перекрещивающиеся зигзагами или в виде штриховки.
Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье.