Перепись в Вифлееме— картина Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1566 году. Перепись в Вифлееме (1566) хорошо иллюстрирует, как именно Питер Брейгель Младший приспосабливает евангельский текст к реалиям своего времени — использует евангельский эпизод для освещения проблемы произвола властей в нидерландских деревнях той поры. Питер Брейгель младший, «Перепись населения в Вифлееме».
Известны картины, созданные ими сообща. В музее находятся пять картин Питера Брейгеля (ок. Однако это событие не отражается на общем настроении картины. В Пушкинском музее можно увидеть, например, его широкоформатное полотно «Мелеагр и Аталанта».
«Перепись в Вифлееме» – очередная вариация работы Брейгеля Старшего 1566 года, на которую художник смотрит взглядом подслеповатого демиурга, оглядывающего свое творение. Художник знаменит цветочными натюрмортами, поражающими своей детализированностью –крайне необычные и редкие цветы для тех мест, где родился и жил Ян Брейгель Старший, росли в королевской оранжерее, куда доступ был открыт всем.
До Артсена подобных монумента лизированных изображений удостаивались лишь представители знати в парадных портретах. 114 x 163 см.
Снейдерс не любил изображать людей (хозяев рыбных лавок их слуги и детей на его картинах дорисовывал преимущественно Йорданс), предпочитая фактурных морских чудищ, груды битой дичи, вазы с фруктами, сцены охоты. Тем большая смелость нужна была художнику, чтобы приемы парадного портрета перенести в подобную жанровую сцену. Однако, по Луке, Иосиф и Мария проживали в Назарете.
Артсен создал яркий и сильный образ женщины из народа. Крестьянин пашет, разрезая плугом упругие слои земли. Икар упал в море и погиб. «Оплакивание Христа» – гимн жертвующему собой человеку и попытка перевода церковной догмы на язык земных эмоций.
Тоскуя по родине, он сделал крылья себе и сыну Икару, чтобы достигнуть берегов Греции. Северные пейзажи этой части Европы, тяготеют к глухим, холодным оттенкам. Город изображён снежной зимой, чего в реальном Вифлееме не бывает. Художественно-исторический музей.
Центральными являются белый и серо-голубой – снег и небо. Согласно ветхозаветным пророкам этот город и есть та территория, где родился Мессия. «Падение Икара», одна из замечательных картин художника, пронизана глубоким философским содержанием. Нидерланды (Фландрия).
1525— 1569): «Поклонение волхвов», «Падение Икара», «Зевающий», «Падение восставших ангелов», «Перепись в Вифлееме». Его «Кухарка» датирована 1559 годом, то есть написана за несколько лет до начала Нидерландской революции. Характерно, что в части картины, где изображен закат, нет ни одного человека. Ее скромное занятие приобретает неожиданно значение большого труда. И хотя картина называется «перепись», действия чиновников не что иное, как сбор налогов.
Здесь изображена толпа, слегка позади которой, фактически теряясь, написаны Иосиф и Мария. Люди изображенные здесь, противоположены написанным на втором плане.
Действие происходит у разгоревшегося алтаря в храме Весты. Лица первого не видно, он идет к нам спиной, его голова покрыта шляпой с высокими полями. Гостиница «Зеленый венок» окажется переполненной и святая чета будет ночевать в хлеву, где в студеную ночь родится Христос. Изображение этого эпизода Брейгель переносит из Иудеи на Север, в свою родную страну. Плотника в нем выдает только пила – предмет ремесла. Именно этим занимаются жители на картине «Охотники на снегу», разложившие костёр.
В картине он отводит немалую роль натюрморту. В произведениях Брейгеля нет звука. Обычно в Нидерландах это случалось в декабре. Черным изображены мертвые деревья и окна домов, в которых читается пустота. Такие монументальные, декоративные полотна, как «Дары моря», представляют собой композицию, составленную из тюленей, осьминогов и хтонических чудовищ, копошащихся черепах и морских божеств, которые принадлежат кисти Йорданса.
В картине Брейгеля «Перепись в Вифлееме» использован евангельский рассказ о том, как согласно приказу Цезаря Августа на всей территории Римской империи была объявлена перепись населения и Иосиф вместе с Марией направился в город Вифлеем. Густой, синий цвет плаща говорит о завуалированном аристократизме Марии, который заложен в ее евангелическую миссию, она таинственна. Тем не менее, ни Иосиф, ни Мария ничем не отличаются от остальных изображенных людей, во-первых, «Вифлеем» на картине изображен обыкновенной фламандской деревней, во-вторых. У дверей постоялого двора собралась плотная толпа людей— там выставлены столы и хозяйничают чиновники, обложенные налоговыми книгами. Крупнейшим художником бытовой живописи был Питер Артсен (1508—1575).
Питер Брейгель-старший (Мужицкий) – несомненно великий художник. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках. Кончается короткий зимний день— красное солнце садится за ветвями дерева. «Перепись в Вифлееме» – библейский сюжет, который обосновывает появление Марии и Иосифа в Вифлееме непосредственно перед рождением Иисуса. Художник дает свою версию легенды.
Дерево, масло. Картина представляет собой настоящую энциклопедию жизни небольшого городка зимой. Мария сидит на осле, укрытая длинным, широким плащом.
С высокой горы Брейгель открывает далекую перспективу гор, земли и широкой морской глади. Эта группа неоднократно встречается в картинах Брейгеля. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. А еще сразу три варианта работы «Марс и Рея Сильвия» – само полотно, эскиз к нему и вытканная шпалера. Свинью собрались опалять, для чего уже приготовили снопы соломы. Ведь евангелисты убеждены, что Вифлеем и есть истинное место появления на свет Иисуса.
Возрождение. Примиряя идеал с жизнью, а человека со страстью, Рубенс из омертвевшего к XVII веку мифа делает частную драму. Пастух мечтательно глядит вверх, окруженный стадом. Картина подписана Брейгелем и датирована 1566 годом. Брейгель использует небольшой набор цветов.
Брейгель был прозван Мужицким за приверженность к крестьянской теме. Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Дедал—легендарный скульптор—бежал из Афин на остров Крит. Сочетание цветов образует систему, переходы от света к тени выглядят плавными и естественными избегают крайних, темных оттенков, за исключением тех объектов, в которых черный обоснован поэтикой. Над системой цветовых решений (что характерно для многих работ Брейгеля) надстроена общая, цветовая тональностью, словно светофильтр, приводит колористику к некому общему цветовому знаменателю. Сюжет же картины взят из греческой легенды об Икаре и Дедале. «Портрет Клары Серены Рубенс» (хрестоматийный портрет дочери, умершей в 12 лет) – одно из первых психологически точных изображений ребенка, не похожего на взрослого карлика-дегенерата.
Другой его сын, Ян, получил прозвище Бархатный за нежную красоту почти эмалевой живописи.
Фактически, «Перепись в Вифлееме» – это лишь повод для написания картины. В ранний период творчества он отдал дань увлечению романизмом. Жизнь народа с его трудами и заботами становится основной темой произведения. На Брейгеля (хоть и представленного на выставке копией) ориентировались и Рубенс и остальные представители фламандской школы. У него были предшественники — мастера, также искавшие новых путей в искусстве. Именно из этих зачатков психологизма вырастут знаменитые портреты ван Дейка.
Художник (и зритель) будто разглядывают поселение то ли из башни, то ли из чердачного окна какого-то сооружения. Из мифологического сюжета о рождении Рема и Ромула, близнецов – основателей Рима, художник выхватывает момент соблазнения прекрасной весталки Реи Сильвии напористым богом войны Марсом.
В музее хранится очаровательный натюрморт его кисти, датированный 1618 годом. Вена. Эта эпидемия близорукости становится главной категорией живописи Брейгеля.
Цвет, в живописи мастера имеет символическое значение. Ему причисляют канонизацию стиля фламандской школы.