Собственно говоря, сама идея картины возникла у известного русского художника В. Сурикова в честь столетия перехода через Альпы великого полководца Российской империи Суворова, который совершил этот переход во главе своей армии в 1799 году. Так был создан сначала этюд, представленный выше, который в доработанном виде вошел в картину, которую написал Суриков, «Переход Суворова через Альпы». Суворов после перехода через Альпы писал в донесении Павлу I: «Много людей с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподние пучины, где многие убивалися, а многие спасались никакое описание неспособно к изображению сей картины во всем ее ужасе». Но средства художественного выражения, которыми он пользовался, создавая «Переход Суворова через Альпы», существенно отличаются от изобразительного языка его ранних картин.
Например, художнику Александру Коцебу принадлежат картины: «Переход Суворова через Чертов мост» и «Переход русских войск через Паникс в Альпах». Со школьной скамьи всем известны его картины, связанные с ключевыми моментами русской истории: «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Утро стрелецкой казни». Создавая картину о героическом переходе русской армии через Альпы, художник узнал, что Суворов любил солдат, заботился о них и всегда был рядом с ними в самых трудных ситуациях. Работу над картиной «Переход Суворова через Альпы» В. Суриков закончил в 1899 г., к 100-летию итальянского похода Суворова.
Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» в настоящее время находится в Русском музее в городе Санкт-Петербург.
Суриков осуществил то, о чем Иванов мог только мечтать. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. В «Суворове» глубины почти нет. На шутку Суворова откликнулись двое солдат. Выражения лиц, особенно лица Суворова, замечательно проработаны.
Она затемнена и по ней медленно ползут серые облака. Снег у него под ногами превращался в кучки и дух захватывало. Чтобы это узнать, в 1897 году Суриков поехал в Швейцарию и скатывался с горы. Его портрет тоже прорисован очень четко. Но этот уже начал падение и понял, что надежды на выживание у него почти нет. Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу. В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию.
1799 год. 6 мая 1800 А. В. Суворов скончался.
После написания Суриковым картины «Переход Суворова через Альпы», на нее обратил внимание известный художник-баталист Василий Верещагин и в пух и прах раскритиковал ее, указывая на неправдоподобность деталей и манер солдат, офицеров и самого Суворова, на что Василий Суриков ответил, что эта работа создавалась не ради изображения исторической достоверности, а для того, чтобы еще раз подчеркнуть героический подвиг и мужество российских солдат под предводительством великого полководца Александра Суворова. Моментов утрирования в картине несколько. Его голова обнажена как дань уважения подвигу солдат, а синий плащ развевается по ветру. Гора уступами написана замечательно. Вот таким образом Суриков и ответил на упреки Толстого: «так красивее». Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова.
Композиция картины очень динамична. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Но, в основном, все до мелочей продумывал сам Суриков. Пейзаж играет огромное значение в картине. Учился в Академии художеств у П. М.
Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Далее, в глубине картины, выражения лиц спрятаны в тенях, падающих от горы. Первая группа воинов просто лавинообразно спускается вниз. Разумеется, решение и здесь пришло не сразу.
Важнейшим событием этого года было возникновение основанного Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», соединившего марксизм с рабочим движением. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В. Сам художник косвенным образом дал ответ на этот вопрос, указав, что он перешел «от драм к большой жизнерадостности» и почувствовал «необычайную силу духа» после того, как непосредственно прикоснулся к жизни народа в период пребывания в Сибири на рубеже девяностых годов. Всякое изложение недостаточно к изображению сей картины во всем ее ужасе».
В той же позе Суворов представлен и в карандашном наброске композиции. Храбрость беззаветная. Эхо бесконечное. Его новаторство не было оценено современниками. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913).
Только пятном света выделен сам Суворов. Главное – не потерять ружье. Эпические черты присущи уже ранним картинам художника, а трагическое звучание свойственно всем суриковским темам, кроме, быть может, только «Взятия снежного городка». Покорные слову полководца идут, — объяснял свой замысел художник. Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами. Картину приобрел император за двадцать пять тысяч рублей, что позволило Сурикову в 1899 году свозить дочерей на Кавказ, а в следующем, 1900 году, – в Италию. Осенью 1895 года Суриков сообщал брату: Я задумал новую картину писать. В юности писал иконы по заказам.
Это как соседние кадры на киноленте или в комиксе. В то время Спиридонову было 82 года. Хоронили его не как генералиссимуса, а по штату фельдмаршала. Последним испытанием был спуск с горы Панкис (именно он и изображён на картине «Переход Суворова через Альпы»).
Н. при этом выругался) все равно». Суворов на белом коне остановился на самом краешке обрыва. Автор портретов и пейзажей. Эта картина занимает особое место в творчестве Сурикова: цветовая гамма меняется с теплой на холодную, формат — с горизонтального на вертикальный, композиционный принцип — фрагментарность вместо уравновешенности.
На другом рисунке подчеркнут стремительный наклон самой горы и лишь отдельные фигуры намечены там и сям на отвесной плоскости горного склона. Но на всех лицах имеется понятный страх. Командир не смотрит на них. Его солдаты знали только одно слово: вперед. Такую гору должна преодолеть армия Суворова. Это кажется неправдоподобным. Всего секунда отделяет его от того солдата, что изображен в центре картины.
Ученики учатся придумывать, учатся рассказывать, выражать свои чувства. Движение играет главную роль на полотне. Большинство критиков резко протестовало против этой картины и даже видело в ней «несомненный признак упадка замечательного дарования», а защитники обнаружились в том лагере, где Суриков менее всего желал бы их найти.
Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи. Вот таким образом он поднят над толпой солдат и не теряется в этой толпе. В «Боярыне Морозовой» наряду с основной композиционной диагональю настойчиво выступают и другие разнообразные пространственные мотивы, уводящие взор зрителя в глубину картины.
«Переход Суворова через Альпы» менее совершенен по живописи, чем предыдущие произведения Сурикова. Первыми спускаются те, кто прошел с не один поход с Суворовым и доверяет ему. Таков, по-видимому, был первый замысел.
Она занимает 2/3 холста. Рядом другие солдаты и их портреты – изображение одного процесса. Сотрудникам этих газет было непонятно, что, показав Суворова как народного героя, Суриков разрушал слащавую и лживую легенду о Суворове как «царском слуге» и сусальном «отце-командире». Упреки Толстого имеют важное принципиальное значение.
Суворов на белом коне – как памятник самому себе. Сюжетом для картины «Переход Суворова через Альпы» послужили исторические события, происходившие во время войны второй антифранцузской коалиции против Франции. От знающего человека я узнал, что такой встречи в московской тюрьме произойти не могло. Солдатская масса разнородна.
Тема народа объединяет оба цикла. Это полководец, о котором и песню сложили и сказку сказали. Суворов находится в левой верхней четверти картины.
Гребнева. Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь). В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. Славный полководец – на светлом коне.
Суворов стоит здесь не случайно, так как понимает, что каждый из его отважных солдат посмотрит на него пред спуском, перекрестится, скажет: «С Богом. » и пойдет вниз. Второй срез еще более впечатляет: на нем не видно, где кончается пропасть. Потом— прямо летишь, дух перехватывает»— рассказывал Суриков. Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Родился в Красноярске в казачьей семье.
Изменения в содержании обусловливают и новую художественную форму: в трех последних картинах отчетливо выражена тенденция к монументальности. По горе слева скатывается в пропасть вся русская армия. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году – в столетие итальянского похода Суворова.
Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Тебе скажу под строжайшим секретом: «Переход Суворова через Альпы» (Приложение 9. ). В его небольшой фигуре столько мощи, силы, энергии.
Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. А. В. То, что казалось художнику самым значительным в период создания «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой», заняло второстепенное место в его поздних вещах, а эпические черты, возникшие еще в его раннем творчестве, развились в законченную систему в «Покорении Сибири Ермаком» и «Переходе Суворова через Альпы».
Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит, какая-нибудь глыба рассыпалась. Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)Художник, рисовальщик, акварелист. Академик Императорской Академии художеств (1895). Но было бы ошибкой объяснять перемены в творчестве Сурикова лишь фактами его личной биографии. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Суриков по своему обычаю «допрашивает вещи» и с удовлетворением отмечает в одном из писем, что достал в Петербурге подлинные мундиры павловских солдат. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами.
На лице командующего написаны сложные чувства. В октябре 1895 года Суриков задумывает картину «Переход Суворова через Альпы». Кузнецова отправился в Петербург. Того, кто уже понял: ничего не изменишь. Этот солдат тщательно прорисован.
Где окажешься через несколько мгновений одному Богу ведомо. Главное внимание уделялосьмуштревойск, смотрам и парадам. Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героическийШвейцарский поход Суворова1799 г. стал великой страницей русской истории. Вероятно, с шуткой-прибауткой он посылает своих чудо-богатырей в бездну.
Марксизм нанес окончательный удар народнической идеологии, которая уже с восьмидесятых годов вырождалась в «пошлый мещанский радикализм». За ним последовали многочисленные натурные этюды. Суриков встретился с большими сложностями при поиске прототипа, который будет образом Суворова.
Передние воины сосредоточились на спуске с горы. Переход через Альпы — это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. Начинаясь еще с ущелья и силой нарастания, переходит к переднему. Пользуясь этим случайным совпадением, реакционные правительственные газеты пытались приписать Сурикову «верноподданнические» намерения.
Но все вместе взятое не дало живописцу полноценного портрета. С таким мастерством передает Суриков переход Суворова через Альпы. «Толстой очень против был», — иронически рассказывал он впоследствии. Чистякова, Б. П. Вокруг — военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. За мелкими «неправдами» Сурикова Толстой не заметил общей большой правды. Устрашающее воздействие глубины художник передал через два среза.
Толстому было чуждо былиннопесенное, эпическое начало, пронизывающее суриковскую картину. Она построена по принципу движения сверху вниз. Движущую силу истории он видел не в одиноких «критически мыслящих личностях», а в народе проповедь «малых дел», приведшая в сфере искусства к снижению идейного уровня произведений, появлявшихся на передвижных выставках, не повлияла на Сурикова. Он еще чувствует землю под ногами, он еще на что-то надеется. «Суворов в фельдмаршальском мундире» лишен, той стремительной энергии и оживленной веселости, которая так характерна для его облика. В судьбе большого художника личное неотделимо от общественного.
Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга. Трудно признать суриковскую реконструкцию удачной. В принципе, перед нами поход из жизни в смерть.
В первом цикле преобладают черты трагедии, во втором — эпоса. Правда, художник добился сходства и сумел одушевить дыханием жизни этот «компилятивный» образ, но не смог выразить в нем содержание, соответствующее замыслу картины. Суворов удерживает коня на выступе скалы и указывает своей треуголкой вниз. Главное в картине — движение. Именно им сейчас более всего нужна поддержка.
На это Суриков ответил, что «так красивее». На средства золотопромышленника и городского головы П. И. Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять. », «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак и я не немец, а природный русак».
В Русском музее хранится рисунок изображающий Суворова верхом на лошади, в фас, с лицом, обращенным на зрителя. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. В такой момент шутить. Именно на части со льдом автор показал армию скользящую вниз.
Подвиг под шутку полководца— так Суриков охарактеризовал свою картину. То есть, мозги шевелятся, а вслед за ними шевелятся и языки. В дореволюционном искусствоведении прочно установился взгляд, согласно которому творчество Сурикова, достигнув своей вершины в «Боярыне Морозовой», в дальнейшем неуклонно шло на спад. В них надо вселить уверенность, что пропасть хоть и страшна и опасна, но ее можно и нужно преодолеть и на лицах молодежи появляются улыбки. Идущие за ними повернули головы в сторону полководца и пытаются услышать, что он говорит. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах.
Общий тон слишком глуховат, в картине не достигнуто колористическое совершенство в изображении зимнего пейзажа, какое было присуще «Боярыне Морозовой» и «Взятию снежного городка». Сбоку, возле самого края ущелья, на коне сидит Александр Суворов. Но этой перестановки акцентов оказалось достаточно, чтобы создать новое качество. Потом– прямо летишь, дух перехватывает». Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Швейцарские этюды также помогли художнику воссоздать передвижение персонажей.
Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в столетие итальянского похода Суворова. Я очень много думал над этой картиной. В1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира. Дело здесь не только в том, что убеждения двух великих художников были различны: Толстой не верил в возможность управлять массами и прославил Кутузова за его стремление подчиниться стихийным силам, а у Сурикова солдаты, «покорные слову полководца идут». Рядом с ними виден серьезный немолодой барабанщик.
А вот тем, уже начали скользить вниз по склону им уже не до улыбок. Надо было придумать, как изобразить солдат в движении, а не просто сидящих на снегу. Он подбадривает своих воинов, указывая как лучше переходить. Ни одна из картин Сурикова не вызвала таких противоречивых суждений, как «Переход Суворова через Альпы». Систематически выезжал на родину, в Сибирь.
Художник долго и тщательно работал над передачей стремления войска. Суворову почти 70 лет, он на покое. Мастер обрезал вершину горы и нам неясно, как высоко она уходит вверх. В истории беспримерного похода под командованием А. В.
Суворов на белом коне — как памятник самому себе. Должно выйти что-нибудь и интересное. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь). Ведь в народном эпосе правда и красота едины. «Главное в картине— движение. Суриков, как подлинный художник, в полной мере фиксирует в картине упоение в бою.
Хотя один из них на всякий случай закрыл лицо плащом. Их разговор имел важные последствия для романа. Яркое полотно в духе демократического реализма. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается.
Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок Союза русских художников. Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Шамшина, П. П.
Что, согласитесь, с точки зрения учителя очень ценно. Он подчёркивает героизм русских войск, действовавших в смертельно опасных условиях природы, представлявшей собою, по словам Суворова, «разверстые и поглотить готовые гробы смерти». Так же отлична и композиция «Перехода Суворова через Альпы».
Суриков долго работал над композицией Суворова. Живопись по самой своей природе вынуждена сконцентрировать все. Итало-швейцарский поход – вершина полководческой деятельности Суворова.
Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А. Он все свое внимание обратил на «зеленую молодежь», которая находится позади старых вояк. Старый солдат без треуголки правее и выше крестится.
По замыслу художника войско обрушивается прямо на зрителя, скатываясь с отвесной ледяной горы. «Переход Суворова через Альпы» был сложен передачей движения человеческой массы: у художника не было натуры.
И он был счастлив, глядя на веселых и оживленных дочерей. Вокруг – военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. Словно дает подсказку: начинать следует отсюда.
И отвечал себе: ушла, осталась только тихая печаль. Наконец в 1897 году он приступил непосредственно к самой картине. Полководец еле удерживает коня на краю пропасти.
Великий русский художник работал над картиной с 1895 по 1899 год. Если бы Суриков исправил «ошибки», указанные ему Толстым, то картина стала бы изображением единичного эпизода, не смогла бы выразить то содержание, которое вложил в нее художник. Он писал Александру: Льды, брат, страшной высоты.
В 1799 году ему рукоплескала вся Европа, но в России его не ждал триумф. Только перекреститься и положиться на милость Божью. Но и Суриков опередил свою эпоху. Но всражении в Мутенской долинеСуворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевалРингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторонуРоссии.
Она кажется беспредельно бесконечной зрителю и солдатам, вызывая ужас. Переход через Альпы – это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. В дорожном возке, а не в парадной карете под покровом сумерек он прибыл в Петербург, ему запретили посещать Зимний дворец имя его исчезло со страниц газет, он был лишен своих любимых адъютантов. Различие между этапами сводится лишь к перестановке акцентов. Были введены новая форма одежды, новый воинский устав.
Он преодолевается верой в командующего и волей, которая закалилась в боях. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым.