Об этом свидетельствует обращенное к зодчему Витбергу замечание императора при осмотре проекта Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах: «Твои камни умеют говорить. ». В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром.
Популярно оно было и в мире. Эклектика – использование элементов различных архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль). Арка на площади Каррузель. Эклектике присущи все черты европейской архитектуры XV-XVIII вв., но в ней есть принципиально другие свойства. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Опера Гарнье в Париже (1862). От Храма Славы (Мадлен, 1807, архитектор Б. Виньон) улица выводит на площадь вдали же, на противоположном берегу Сены, зодчий Б. Пуайе завершает перестроенную часть Бурбонского дворца двенадцатиколонным портиком, корреспондирующим с колоннадой церкви Мадлен. Другое, более редкое название ампира – неоримский стиль.
Быть может, лучше всего «ампирный взгляд» на красоты города был изложен К. Н. Батюшковым в известной «Прогулке в Академию художеств» (1814), когда автор «поутру, сидя у окна с Винкель- маном в руке, предался сладостному мечтанию» и тут «взглянул на Неву». Ш. Персье и П. Фонтен отправили в Россию тринадцатый том альбома, посвященный французским фонтанам (этот громадный графический цикл из 13 альбомов ныне хранится в петербургском Эрмитаже). А. А. Аракчеев, всесильный временщик александровской эпохи, в своем путеводителе, написанном собственноручно, помечал, с каких именно точек зрения лучше осматривать, прогуливаясь, его имение Грузино – ампирный мираж на берегах Волхова (от него остались лишь только воспоминания).
Исторические события эпохи не могли не найти отражения во французском искусстве. Тома де Томон, вспоминая Леонардо да Винчи, в своем трактате «Traitй de peinture» изданном в Петербурге в 1808 году, немало страниц уделил все тому же вопросу о «смотрении», о необходимых коррекциях формы, видимой в ракурсах и тому подобном. А в его Турецком будуаре наполеоновский ориентализм доходит почти до кича. В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, который диктовал единый стиль для построек любого типа.
Как и романтизм, неоклассицизм не любит «нормального состояния» форм (а для него «нормальными» являлись формы старого классицизма XVII-XVIII веков), потому и играет с ними, преувеличивает или преуменьшает, нагнетает массы или стремится их низвести к пустоте, чувствуя эффекты плоскостей, контрастно противопоставленных объемам он ценит деталь и умеет не потерять ее в грандиозных масштабах. Особенно благодатно сказался ампир на развитии пластики. Зодчие учитывали опыт организации обширных садово-парковых ансамблей, полученный в XVIII столетии, когда разрабатывались концепции «движущихся картин» и избранных точек зрения, с которых должно было созерцать окрестности. Так, в Париже Триумфальная арка на площади Карузель (1806) Персье и Фонтена повторила арку Септимия Севера в Риме, колонна Великой армии (Вандомская) Еондуэна и Лепера – Троянскую, облик Храма Великой Армии (Мадлен) Виньона отсылал к античному типу храма. Французский архитектор, дизайнер и декоратор мебели и внутреннего убранства.
В этом выражалась и известная «пейзажизация» городов, с разбитыми в них садами. Кроме Парижа и Санкт-Петербурга императоры мечтали перестроить древние столицы мира: один – Рим, другой – Москву (чего, правда, не осуществили). В период правления Луи-Филиппа Фонтен вновь назначается первым архитектором двора. С приближением и развитием революции в искусство входит героическая, гражданственная тема, воплощавшаяся в суровых образах римских республиканцев (Клятва Горациев Ж. — Л. Давида).
Утонченность и изящество искусства предшествующих десятилетий сменяются лаконичной и строгой манерой исполненной внутреннего пафоса. По его просьбе с 1809 г. двенадцать томов альбома архитектурно-декоративных новшеств под общим названием «Здания и памятники Парижа при правлении Наполеона I. Подготовлены для императора Александра архитекторами Персье и Фонтеном» посылались в Россию. Фонте, – повторение арки Септимия Севера в Риме).
Их произведения (триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, 1806 многочисленные проекты мебели, внутреннего убранства, оформления празднеств) отличаются торжественностью образов, воскрешающих древнеримские мотивы, стремлением к синтезу архитектуры и декоративных искусств (приводящим порой к некоторой сухости и измельчённости форм самого зодчества). Классицизм перерождается в тяжеловесный и торжественный стиль ампир (поздний классицизм), очень цельный во всех проявлениях. Двадцать лет Персье и Фонтен работают вместе и имена их почти не произносятся раздельно. В сентябре 1814г. Он делает собственноручно эскизы, основываясь на росписях краснофигурных ваз V века до н. э. (во времена Давида эти вазы назывались ошибочно этрусскими) и заказывает по этим рисункам мебель.
То есть – единицы. Знаменитый трактат «Р1скусство смотреть на художества» Ф. Милиция тогда интенсивно переводился с итальянского на французский и русский языки. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного классицизма.
Ампир – самая «говорящая часть» неоклассицизма начала XIX века, декларирующая, жестикулирующая, поясняющая, напрямую слул-сащая общественной, точнее, государственной пользе и открыто это выражающая. Fragments larchitecture, sculpture et peinture dans la style de lempire. Он родился 20 сентября 1762 года в Понтуазе.
Отличительные черты: стремление к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками использование архитектурных элементов рустика (облицовки внешних стен здания) и пилястры (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну). В стиле неоренессанс были построены, например, здания Штеттинского и Силезского вокзалов в Берлине, Центральный вокзал Амстердама и др. резкие, режущие глаз красный, синий, белый – цвета наполеоновского флага. Вдохновленные идеями Давида архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в стиле ампир дворцы и усадьбы Наполеона I (Мальмезон, Фонтенбло, Версаль, Лувр и Тюильри). Скульптор П. Н. Бовалет, выступивший инициатором издания, собрал в папке более шестидесяти гравюр (в подготовке принимали участие гравер Ф. Е. Жубе и архитектор Ш. Норман), воспроизводящих греческие, римские, этрусские и французские объекты декоративных искусств, которые могли бы послужить образцом для художников, декораторов и зодчих. Но в основном ножки идут прямо от подлокотников. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древне-римские образцы (арка на пл. И тут было сделано много, удивительно много.
Создателем стиля петербургского ампира считается "русский итальянец" К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют "итальянизирующим классицизмом". Примером второго – рафинированный «стиль ваз и камей» молодого Ж. -Д. Энгра, спири- туализированные гибкие линии гравюр Ф. П. Толстого к «Душеньке» И. Ф. Богдановича.
Composes ou recueillis par P. N. Beuvallet. Примером первого является Триумфальная арка на площади Звезды, созданная по проекту Ж. -Ф. -Т. Шальгрена (завершена в измененном виде в 1836 году) в Париже, Адмиралтейство А. Д. Захарова и ансамбли К. И. Росси в Петербурге (они наследуют, что важно традицию утопической архитектуры Э. Булле и К. -Н. Леду). Архитекторы Ш. Персье и Ф. Л.
Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Карусель — название конных состязаний известных с IX века. Марка, вывезенная Наполеоном из Венеции в 1797 году. Ампиром часто называют и высокий (зрелый) классицизм в России, с которым связаны многие крупнейшие ансамбли зданий в Петербурге, Москве и других городах (архитекторы А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев), усадебные комплексы, здания, произведения монументальной и монументально-декоративной скульптуры (И. Настолько был силен гипноз французской моды. Минину и Пожарскому в Москве, 1804-1818, скульптор И. П.
Эклектика (форма необарокко)Неовизантийский стиль – одно из направлений эклектики в архитектуре. так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики. Александр I любил посоветоваться с А. Н. Олениным, которого называл «tausendkunstler», а также поговорить с самими живописцами и скульпторами, обсуждая эскизы и особо с архитекторами, представляющими свои проекты (например, с Ж. -Ф. Тома де Томопом или А. Л. Витбергом).
Такой откровенной декларативностью и объясняется его дидактич- ность и императивность, стремление широко использовать аллегории и всевозможные «говорящие формы». Их произведения (триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, 1806 многочисленные проекты мебели, внутреннего убранства, оформления празднеств) отличаются торжественностью образов, воскрешающих древнеримские мотивы, стремлением к синтезу архитектуры и декоративных искусств (приводящим порой к некоторой сухости и измельчённости форм самого зодчества). Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI-VIII вв.
Таково же было значение и стилизаций «под египтян», «под этрусков» и прочих, широко применяемых в декоративно-прикладпом искусстве. Каждому из них, как свидетельствуют современники, было свойственно эстетическое чутье. Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона.
Мотивы декора и архитектурные формы стиля ампир представляли собой переработку или даже повторение образцов античного искусства (в том числе древнегреческой архаики искусства императорского Рима) и древнеегипетской архитектуры и скульптуры. В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном.
Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже 18 – 19 вв. По его просьбе с 1809 двенадцать томов альбома архитектурно-декоративных новшеств под общим названием «Здания и памятники Парижа при правлении Наполеона I. Подготовлены для императора Александра архитекторами Персье и Фонтеном» посылались в Россию. Персье и Фонтен переоформили обветшавшие интерьеры в стиле Первой империи (ампир). Эти версии «романтизма» с поздним неоклассицизмом объединяла, прежде всего, вера в то, что необходимо творить новую художественную среду. Арка же была установлена в 1806-1807 годах как памятник военной славы Наполеона. В сентябре 1814 года Шарль Персье и Пьер Франсуа Фонтен отправили в Россию тринадцатый том альбома, посвященный французским фонтанам (этот громадный графический цикл из 13 альбомов ныне хранится в петербургском Эрмитаже). Это – своеобразная форма гражданской морали. Да и в самом романтизме, явлении достаточно плюралистичном, помимо «неистовой» линии развития имелась и та, которая мечтала строить всеобъемлющие системы и та, что дорожила «эллинизмом».
Подобный «археологический принцип» имел демонстрационный характер прямого указания на предпочитаемые образцы. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему – золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов. Это объясняется тем, что стиль барокко в искусстве Италии сложился в конце XVI-начале XVII вв., а в других странах (в Германии XVIII в., например) стиль барокко позаимствовал элементы поздней готики, маньеризма и соединялся с элементами рококо. Ампир любил фронтальные композиции, рассчитанные на обозрение с одной определенной дистанции и одновременно «многовидные», что наглядно проявилось в создании больших архитектурных ансамблей в столицах.
Идеи высокой гражданственности уходят из искусства — его задачей становится утверждение престижа императорской власти, прославление военных побед Наполеона. Тогда же сложилась наука семиотика (сам термин появился в конце XVII века), которая была посвящена изучению знаков. В России лишь В. А. Жуковский да О. А. Кипренский могли нести ответственность за нарождение нового «изма». Пьер Фонтен с 1801 г. состоял еще и в должности правительственного архитектора.
В этом же стиле построен Исторический музей Берна (Швейцария). Персье (Percier) Шарль (22. 8. 1764, Париж, — 5. 9. 1838, там же), французский архитектор. Ампир стал искусством «для всех», объединяя людей и втолковывая им внятные истины о добродетелях и патриотизме. Первоначально арку венчала группа коней с портала венецианского собора св. Подлинным режиссером городских пространств стал в Петербурге Росси.
Интересно, что в день, когда отмечалось заключение конкордата как примирение с католичеством, в официальном органе «Монитер» появилась восторженная статья по поводу выхода в свет «Духа христианства» Шатобриана. У каждого из императоров имелись свои «генералы от искусства», такие, как художники Ж. -Л. Давид и А. Гро, зодчие Ш. Персье и П. -Ф. -Л. Фонтен, организатор художественных дел В. Денон, скульптор А. Канова, актер Ф. -Ж. Гальма у Наполеона (примечательно, что в его свите в Тильзите был Гёте). Апартаменты императрицы Марии Луизы были выполнены в модном стиле неогрек (проект разработал П. П. Прюдон). Для русского ампира характерно сочетание торжественной, праздничной приподнятости образов, геометрической правильности планов и форм, величественного, сдержанного великолепия лепного, резного, литого декора с вниманием к развитию города, к практическим нуждам и удобству, часто даже к уюту городского и усадебного быта. Эти отношения были прерваны войной. Все это чрезвычайно обострило чувствительность к визуальному воздействию художеств.
Находки в Геркулануме и Помпеях дали новую пищу увлеченным античностью художникам. Персье с 1814 года вообще прекращает работать как архитектор и занимается преподаванием. описания придворных церемоний и празднеств наполеоновского времени. Дворец французских королей Тюильри в центре Парижа был построен в XVIII в., а во дни Парижской коммуны был сожжён и больше не восстанавливался. Иконологическая наука, зародившаяся в XVI веке с тем, чтобы читать «книгу природы», справляла свой трехсотлетний юбилей и ее последние усилия пришлись именно на рубеж XVIII-XIX столетий.
В целом французский ампир производит впечатление торжественности и помпезности. А. Д. Захаров Горный институт, арх. А. Н. Воронихин все – в С-Петербурге), монументальной скульптуре (пам. Изначально арка композиционно связывала дворцы Лувр и Тю-ильри (Персье и Фонтен внесли большой вклад в реконструкцию этих дворцов, однако большая часть этих работ не сохранилась). Стоит только вспомнить, что картины мастеров новой школы должны были висеть на стенах, выдержанных в бело-золотой ампирной гамме, чтобы понять истинное отношение «романтического» и «неоклассицистического». Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник во второй половине XVIII века. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера».
Обостренное внимание к пластическим эффектам заметно и в выразительных сопряжениях масс в зданиях, в «революции дорики», в упругости возрожденного александрийского стиха, в балетной пантомиме (у Ш. -Л. Дидло, например). С особым тщанием Наполеон и Александр пополняли свои коллекции древностей. Томира и его мастерской.
Именно вот таким образом ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, готика, а непримирим к народным традициям). Ампир легко политизировался, призывая к исполнению долга, мобилизуя, поучая и призывая к самосовершенствованию. Показательно изменившееся направление классицистических тенденций во французской культуре.
Ампир (от слова «империя») — стиль в архитектуре и декоративном искусстве первой трети XIX в., завершивший развитие классицизма. Так началось их многолетнее сотрудничество. были скопированы со стульев изображения которых так часто встречаются на этрусских вазах. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек. В это время продолжает складываться площадь Согласия в Париже. Французы вдохновлялись также империей Карла Великого, а русские – правлением Петра I. Художники разделяли подобные вкусы – вплоть до активного использования приемов «прямого цитирования».
Вместе с Шарлем Персье – один из основоположников стиля ампир. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. Мастера заново оформили Елисейский дворец в Париже (1816), загородные дворцы в Сен-Клу (1801 — 1804), Фонтенбло (1804-1807), Компьене (1806), Лекене (под Брюсселем, 1803) и Аранхуэсе (под Мадридом 1800-е годы).
Ш. Персье и П. Ф. Л. В апреле 1814 года в завоеванном Париже Фонтену, который сопровождал русского императора в Тюильри и Лувре, поручили оформление пасхальной церемонии на площади Людовика XV в честь императора Александра годом позже архитектор стал организатором парада русских войск в Вертю-ан-Шампань. В архитектуре классицизма доминирует градостроительная тема.
empire – империя). Временем второго Британского ампира считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Реставрировал Версаль, госпиталь в Понтуа. Вместе с Шарлем Персье издал в 1807 и 1810 гг.
У главного входа во дворец была воздвигнута триумфальная арка (на площади Каррузель). В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки. Женская фигура в белом платье и с кашемировой шалью стала одной из верных примет стиля.
Не менее эффектно задумал перестройку центра Москвы О. И. Бове. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. «Стиль империи» стал частью позднего романтического неоклассицизма, по-своему выразившего тревогу за судьбу личности в меняющемся мире.
Подвижные стулья. Пластические миниатюры украшали посуду, рельефы – здания, статуи – площади и сады. С падением империи Наполеона размах деятельности Персье и Фонтена резко снижается. Такую «живую эстетику» можно обнаружить в письмах и мемуарах тех лет.
Виньола и Дж. Но в годы революции крупное строительство приостановилось. Возникла идея применить «теорию иероглифов» к области искусства, разделяя символы на «естественные» и «искусственные». Совершая грандиозные преобразования, каждый из повелителей Европы верил, что строит новый, прочный мир «в своем вкусе». А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей. Это одно из заимствований из Древнеримской культуры.
Высокая мебель избегается. Фонтен же в 20-е годы вновь начинает исполнять различные архитектурные заказы. Мысль Леду, высказанная им в трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении искусств, нравов и государства» о «говорящих камнях» была близка многим, более того ее стоит понимать и шире, упоминая «говорящее искусство» тех лет («lart parlant»). Если в глазах последующих поколений романтизм, благодаря своей склонности к преувеличениям, побеждал в известной «битве классиков и романтиков», то для современников все было наоборот. Надо решительно опровергнуть распространенную точку зрения, согласно которой в период Империи господствовал лишь холодный классицизм, хотя многие художники и продолжают в это время писать скучные картины на античные сюжеты, как, например, Пьер Нарсис Герен (1774—1833), ученик исторического академического живописца Жана Батиста Реньо (1754— 1829). Более всего им, знавшим толк в фортификациях импонировало зодчество. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монумент, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ).
«Имперский стиль» и романтический неоклассицизм объединяли высокая структурность и семиотичность форм, желание воспрепятствовать концу искусства, апелляция к тщательно отобранным традициям. Однако «разговаривать» на языке художественных форм внутри классицистической системы куда труднее, чем в романтизме или в барокко. Для архитектуры ампира (Шарль Персье, Пьер Фонтен, Жан Франсуа Шальгрен во Франции, Фридрих Шинкель в Германии) характерны мемориальные сооружения по типу античных (триумфальные арки и колонны, мавзолеи), парадные дворцовые интерьеры с росписями, мебелью, бронзой античного типа. Вдохновленные идеями Давидаархитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в этом стиле дворцы и усадьбы Наполеона I (Мальмезон, Фонтенбло, Версаль, Лувр и Тюильри). По крайней мере, в начале века классицизм был единственной убедительной реальностью. Зданиямсамого различного назначения стали придавать античные архитектурные формы.
В декоре усиливается военная эмблематика, вводятся мотивы египетского искусства. Здесь следует сказать еще об одной особенности классицизма XVIII столетия. Под их наблюдением ведется реставрация фасадов пришедшего в упадок Лувра они расширяют площадь Карусель и начинают строительство нового (северного) крыла Лувра — закончено оно было только через пятьдесят лет.
Персье и П. Фонтен (совместно работавшие в 1794—1814) были законодателями вкуса в период империи Наполеона I и ведущими представителями стиля ампир. Из их архитектурных произведений самым значительным является уже упомянутая арка на площади Карусель. Примером может служить введение Давидом в моду новых форм мебели.
Особенно они были в моде в XVII веке. An XII». Сущность этого стиля была откровенно выражена уже в самом его названии: ампир – от французского «empiere» империя. А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича.
Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля русского (петербургского) ампира. Но, в отличие от романтизма, риторика ампира демонстративна. Стиль сделался внятным, «завоевал» огромные территории, овладел всеми видами искусств и активно развивался вплоть до 1830-1840-х годов. Хотя две эти последние церкви находятся за пределами Европы, мы решили показать их, чтобы вы увидели, насколько масштабным было эклектическое направление в архитектуре XIX в. Неоренессанс – одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурныерешения Возрождения. Пиранези. И этим стилям, создавшим облик первой трети века, хотелось добиться ощущения «вечности», незыблемой и гармоничной, дать образы самоуспокоенной красоты.
И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Этот образ возникает в знаменитом «Портрете мадам Ривьер» Ж. -Д. Энгра (1805, Париж, Лувр), у В. Л. Боровиковского, у О. А. Кипренского – в «Портрете Е. С. Авдулиной» (1822, ГРМ). Один из первых начал применять металлические (чугунные) конструкции в строительстве. С 1801 г. состоял в должности правительственного архитектора. Известен как архитектор Лувра и Тюильри, Триумфальной арки на площади Каррузель в Париже.
Начало их деятельности пришлось на бурный период Великой французской буржуазной революции. Фонтен и Персье выпускают несколько сборников рисунков образцовых предметов убранства и интерьеров — это способствовало утверждению и распространению художественных форм ампира. А желание перспективы – «далекого взгляда» (известно, что они выискивали друг друга в подзорные грубы на поле боя) – отразилось в склонности к большим открытым пространствам площадей и проспектов в возводимых городах. В память этой игры площадь и получила свое наименование. Это направление в архитектуре Европы и России в 1830-1890-е гг.
Составление рисунков этой мебели он поручил Фонтену и Персье. Персье и П. Фонтен (совместно работавшие в 1794-1814) были законодателями вкуса в период империи Наполеона I и ведущими представителями стиля ампир. В 1804 году в Париже появилось издание «Style Empire. От арки на северо-запад была проложена 9-километровая историческая ось, которую составляют площадь Согласия, Елисейские поля с масштабной Триумфальной аркой и Большая арка Дефанс. Сюжеты скульптурного убранства для арки отбирал лично Виван-Денон, основатель и первый директор Луврского музея, который сопровождал Наполеона в Египетском походе 1798 г. Рельефы Клодиона изображают Пресбургский мир, триумфальный въезд Наполеона в Мюнхен и в Вену, Аустерлицкое сражение, конгресс в Тильзите и падение Ульма. Мы отметим лишь тот любопытный факт, что первый том издания Леду «Architecture consideree sous le rapport de lart, des moeuers et de la legislation», вышедший в 1804 году, был посвящен императору Александру I и тот его изучал. Каррузель в Париже, 1806, арх.
Отбор и воспроизведение античных мотивов становятся более определенными. Ампир – это лишь одна сторона неоклассицизма, ясная и декларативная. было доминирующим. Ouvrage.
Окрашиваясь в романтические тона, поздний классицизм становится «романтическим неоклассицизмом», призванным «долг» дополнять «чувствами». Характерна колористическая гамма ампира, она строится на контрастах выраженных цветов (полутона не допускаются): алый с черным, красный с зеленым, белый с золотом, глубокий синий, ярко-желтый мебель красного дерева дополняют золоченой или патинированной черной бронзой. Постройки одного периода в эклектике базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древне-римского дома.
Появление увража совпало с восхождением на трон Франции Императора Наполеона I и факт этот, сам по себе, примечателен. Часто используется многократное повторение одинаковых мотивов, что создает величественный ритм. (Percier) Шарль (22. 8. 1764, Париж, - 5. 9. 1838, там же), французский архитектор. н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе. У храмов неовизантийского стиля купола обычно имеют приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Все остальное искусство во Франции имело клеймо «N», а в России льнуло к классике.
Русский император Александр I состоял в переписке с Персье и Фонтеном. Понимали они толк и в современном садово- парковом искусстве, уделяя ему внимание в облюбованных ими загородных резиденциях (один в Мальмезоне, другой в Царском Селе). так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики». Ампир впитал в себя также отдельные древне-египетские архитурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). В Италии Фонтен близко сходится со своим соучеником по мастерской Пейра — Шарлем Персье (1764-1838). Центральный купол больше всех остальных.