Такая принципиальность художника. Возможно, Федотов где-нибудь и подглядел эту сцену, а может быть, вспомнилось ему первое представление гоголевского «Ревизора» в Александрийском театре, где городничего играл Михаил Семенович Щепкин — превосходный русский актер. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Рядом гитара.
Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца. Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком.
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. На следующий день его не стало. Павел стал задумчивым и молчаливым. Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная.
Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется. Здесь же родилась и увяла мечта рисовать масштабные батальные полотна. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. Нет помощи семьи. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином.
Но основным увлечением было все же рисование. Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил «Сватовство майора» и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд». В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках.
Застали и что. Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Импрессионизм (история, эстетика, мастера, шедевры), Габриэле Крепальди, М. :Омега 2008г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. Анкор, еще анкор. Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где усердно изучал формы человеческого тела, срисовывая их с гипсовых моделей.
Десять лет спустя он познакомился с сестрой друга, художника А. Бейдимана, Еленой, а за два года до смерти – с красавицей Юлией Тарновской. Хотя полотно «Вдовушка» и принадлежит к позднейшим произведениям Федотова, но она в значительной мере уступает первым двум картинам: в ней чувствуется какой-то сентиментализм. В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава).
«Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования». СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год., Художники народов СССР. Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой». Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник.
Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Здесь живая наблюдательность художника выступает с поразительной красотой, а живой, здоровый юмор окрашивает все композиции добродушным колоритом. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса.
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). (1851-52). Вехами на пути Федотова к «критическому реализму» явились его картины: «Свежий кавалер» (1847), «Разборчивая невеста» (1847), «Сватовство майора» (1848). При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта».
Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка» использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное – придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту. Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Молодой человек через пару лет после переезда стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, а все свое свободное время посвящать созданию карикатур и набросков изображавших сцены полковой жизни. Считается, что тем самым они чтили память русского художника.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому.
и 4 доп. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. «Павел Андреевич Федотов и его произведения» (СПб., 1893).
Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. Заказ оказался роковым. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень.
Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры. А. И. Сомов. В бедности, постоянной нужде протекало его детство.
В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи. Девушка изображена за игрой на клавесине.
В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. Постоянные напряжения рук, глаз и мозга, особенно когда работал по ночам и вечерам, отразились на здоровье Павла Андреевича.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.
Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие. Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться. Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии.
Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. Врожденные способности быстро помогли мальчику стать одним из лучших учеников.
Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии.
То есть эта картина является визитной карточкой художника. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. понимаешь. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича.
А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Полевого В. М. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Некоторое время Федотов провёл в частной психиатрической лечебнице, потом его перевели в казенную больницу Всех Скорбящих на Петергофской дороге.
Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году.
Вообще в жизни Федотова всего было три любовных истории и все они заканчивались расставанием. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. Художник предпочитал холст или бумагу. Наступил самый тяжелый период в его жизни.
Прошли годы, прежде чем стало ясно, в чем призвание Павла. Так он прослужил десять лет. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог.
Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. Плавные гибкие линии рук, шеи очень выразительны и подчеркивают нежность и женственность облика, а светлая цветовая гамма портрета, гармоничное соотношение тонов передают атмосферу ясного спокойствия и удивительной просветленности. После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.
Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князяМихаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин иэстампов. Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Нет чувств, нет желания. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов.
Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою «Женитьбу», опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни. Кроме того, увлекался музыкой, писал неплохие стихи, которым не придавал никакого значения и был, что называется, полковой бард – слагал песни на темы из воинской жизни и исполнял их благодарным слушателям. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.
Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Ему было всего 37 лет. Картина «Вдовушка» представляет повторение оригинала и изображает вдову офицера, собравшую свой скарб для переезда на другую квартиру.
Центр картины занимает невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов, кинувшаяся из комнаты при известии, что приехал жених. «Я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина.
За последнюю картину художника удостоили званием академика. Утро. Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы». Портрет Анастасии Михайловны Гриневой.
По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Решение далось не просто.
Выйдя в отставку изображал в сатирической, нередко гротескной, форме «события вседневной жизни». Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным.
Искусствоведы, признали лучшим третий вариант картины, в нём уже не осталось и следа от семейных тягот Федотова. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Всё было естественно и натурально. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, «любовался, смеялся и плакал». «Павел Андреевич Федотов» (отдельный оттиск из журнала «Пчела» за 1878 год), П. П. Гнедич «История искусств» М. : Молодая гвардия, 1980, Ф. И. Булгаков.
«Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Биобиблиографический словарь. Федотова поздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине, начинал понимать, что желаемого все-таки не достиг.
Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела.
Особым вниманием пользуются картины Павла Федотова в свойственной ему стилистике критического реализма. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Еще более последнее влияние чувствуется на другой картине Разборчивая невеста, написанной на текст известной басни Крылова. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви.
тт. В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика.
Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины и новая, гораздо более совершенная — «Сватовство майора». Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа.
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус.
Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. После Федотова картин осталось немного. Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении.
Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий – долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка.
Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Ивановой, Н. Ю.
Да и герой картины не очень достоин насмешки. Федотова называют «Гоголем в русской живописи».
Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение «Следствие кончины Фидельки» (1844). Им была задумана новая картина «Возвращение институтки в родительский дом».
Федотов Павел Андреевич (Fedotov Paul) (1815-1852), выдающийся русский художник и рисовальщик. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Федотов иллюстрировал произведения современных ему писателей, в частности Ф. М. Достоевского. ассигнациями в месяц». Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. «Взгляните этому чиновнику в лицо.
На картине «Свежий кавалер» – не молодой хвастливый чиновник, а человек много старше. М., 1970, т. 1. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом.
Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. За последнюю картину художника удостоили званием академика. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. В 1806 году, после потери первой жены, снова женится на Купеческой вдове Наталии Алексеевне Калашниковой, матери Павла Федотова. Федотов много бродил по Москве, наблюдал жизнь.
Федотов вернулся из Москвы довольным, здоровым, полным радужных надежд и снова принялся за работу. Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова. Творческий метод художника – ни шагу без натуры. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Подобно Хогарту, русский художник Павел Андреевич Федотов создавал циклы рисунков.
Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале.
Почти сразу Гренев умирает. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. Он остается без средств к существованию.
Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования.
Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке».
Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ). Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Картина эта называлась Свежий кавалер.
— писал много лет спустя Стасов. — Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Картина эта называлась Свежий кавалер. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Чтоб поздравление было. Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны. Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Но не мог найти того, что мне хотелось. Этот случай очень вдохновил молодого художника к созданию еще одной работы Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара, не совсем законченная картина была была показана брату великого князя, который способствовал Федотову полноценному занятию живописью с казенным содержанием художника и оставлением военной службы.
Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. Картина была создана в год трагической смерти художника.
В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой.
Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Положение усугубилось-скончался отец. Эти напутственные слова не прошли бесследно: после этого с удвоенной энергией принимается Федотов за работу, стараясь сделать намного больше. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя.
Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834—1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. В прессе началась травля художника. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве.
Кухарка насмешливо протягивает ему стоптанный, дырявый сапог, который несет чистить. — М. : Терра, 2001. С 1835 года он начал посещать рисовальные классы при петербургской Академии художеств.
Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.
А вот акварель «Передняя частного пристава накануне светлого праздника» и это уже не простая уличная сценка, а рассказ возмущенного молодого художника о взяточниках. Она внутренне сосредоточена и серьезна. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки».
Многие картины остались незавершенными. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. В одно из посещений князем Финляндского полка ему показали портреты, выполненные Федотовым.
Растопчиной. На первый взгляд картина как картина. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов.
Этот счастливый майор, конечно. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим. Анкор, еще анкор.
Картины «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер» получили высокие оценки от членов Академии художеств. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Федотову все это было не по сердцу и дома он отводил душу изображая самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред.
Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Картина имела большой успех на выставке. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя.