Павел Федотов – русский художник, академик живописи, яркий представитель плеяды русского романтизма в российской живописи, заложивший краеугольный камень в создание критического реализма в отечественном искусстве. 4 июля родился Павел Андреевич Федотов (1815-1852) – выдающийся мастер кисти, художник, обладающий великолепным литературным даром, основоположник юмористического направления в русской живописи.
Павел Андреевич Федотов — художник, который безропотно переносил поражавшие его один за другим удары судьбы. Биобиблиографический словарь. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь. Застали и что.
Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ). Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Причиной того, что работа над этой картиной была только начата, было, вероятно, то обстоятельство, что ему в это время представился случай начать другую, более сложную картину: летом 1837 г. великий князь Михаил Павлович возвратился из-за границы и торжественная встреча великого князя в Красносельском лагере дала Ф. мысль написать картину, которую он и закончил через три месяца, под названием: "Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича". Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). При непосредственном участии Брюллова эти две картины были приняты на академическую выставку 1847 года.
В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. Полевого В. М. Он работал лихорадочно быстро.
На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Творческий метод художника – ни шагу без натуры. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в. Человек, повлиявший на ход развития изобразительного искусства, родился в семье обедневшего титулярного советника, который во времена Екатерины II служил в армии. Художник предпочитал холст или бумагу.
Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения. Такая принципиальность художника наряду с сатирической направленностью его творчества вызвала повышенное внимание цензуры. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Да и герой картины не очень достоин насмешки.
Он строил планы о том, как он перевоспитает общество своей художественной деятельностью, передаст ему свою любовь к жизненной правде хотел ехать в Англию, чтобы изучать там Уилки и Гогарта, наиболее сродных ему живописцев. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. и 4 доп. Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова.
Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. его грациозное стихотворение "Ку-ку").
Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). 21—32). Им была задумана новая картина «Возвращение институтки в родительский дом».
Поначалу он много над собой работал, переучивался и привыкал к правильному рисунку, ведь за долгие годы рука художника изломалась на постоянных карикатурах. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу.
Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Картина эта называлась Свежий кавалер. Он остается без средств к существованию. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». В последние годы жизни Федотов обращается к созданию портретов.
В этих произведениях не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными.
К счастью, рядом с ним находился Аркадий Коршунов — денщик, ушедший со службы вместе с художником. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. Подобно Хогарту, русский художник Павел Андреевич Федотов создавал циклы рисунков. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. — Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март). При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. — П. Петров, "П.
540—543. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. На первый взгляд картина как картина. Родился в Москве 22 июня 1815 года. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. — B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы").
Так, в Завтраке аристократа (1849, ГТГ) напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего состояние. Когда картины Федотова были показаны больномуБрюллову, знаменитый художник их принял восторженно. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. ассигнациями в месяц».
— П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. Самой судьбою было суждено, чтобы полк, в котором служил Павел, был расквартирован поблизости с Академией художеств.
Растопчиной. Портрет был написан в Москве, когда Федотов получил отпуск, впервые за три года службы и неслыханно продолжительный, с 20 августа по 20 декабря — «по домашним обстоятельствам», фактически же в поощрение дальнейшей работы над картиной Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года, эскиз которой понравился Михаилу Павловичу. А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет.
Зайдя на минутку, засиживались часами за непременным чаем. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. За последнюю картину художника удостоили званием академика. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Нагромождённость композиции, разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе.
— А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр. — Л. К. Дитерихс, "П. Абсолютное разорение семьи Федотовых очень сильно на него подействовало и окончательно надломило его здоровье. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию.
Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Многие картины остались незавершенными. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. 122—123. Именно здесь начинался будущий художник, о чем Федотов напишет в своих воспоминаниях: «Все, что вы видите в моих картинах, было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве».
Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина.
Быт московского купечества мне несравненно знакомее, чем быт купцов в Петербурге рисуя фигуры добрых старых служителей, дядей, ключниц и кухарок, я, сам не зная почему, переношусь мыслью в Москву Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования». Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности.
На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины и новая, гораздо более совершенная — «Сватовство майора». В роли слуги опять-таки изображен верный денщик Федотова, который один искренне оплакивал умершего. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям"). Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень.
— "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. V, стр. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Художник полностью отдал себя искусству. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Она принесла художнику и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь художнику. Жизнь Федотова кончилась трагически. И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см.
Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию. Завтрак аристократа (Не в пору гость) Предельно выразительной становится и композиция в картинах Федотова, которая служит выявлению основного смысла, концентрирует внимание на главных персонажах.
тт. — Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период). Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. На картине (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье.
Занявшись усердно рисованием и делая в первое время исключительно наброски по памяти, Ф. затем стал делать опыты рисования с натуры. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг. Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя.
М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Жанры его картин довольно разнообразны, начиная от портретов и жанровых сцен и заканчивая батальными полотнами. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4).
Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. 176—190). В прессе началась травля художника. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов.
— Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. «Портрет отца» можно понять, лишь вникнув в подробности биографии Федотова: отец протирает очки, собираясь читать газету и газета эта вовсе не простая — это, если вглядеться в мелкие, тщательно выписанные буквочки, номер «Русского инвалида» от среды 13 декабря 1833 года, того самого дня, когда сын был произведен в прапорщики, получил первый офицерский чин, — дня триумфа родительских упований. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. 349—360). Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Федотов получил билет на право посещения рисовальных классов Академии художеств, благо казармы от нее располагались неподалеку.
Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста". Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов.
Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. — "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр.
в месяц и потребовать от него письменного на это ответа". Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе.
В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова"). На картине «Вдовушка» (1851, 1852 – второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем – потерей любимого мужа – полон сожаления об утраченном счастье.
М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр. Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ). Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа.
Федотов Павел Андреевич (Fedotov Paul) (1815-1852), выдающийся русский художник и рисовальщик. А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19).
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Выйдя из полка, Федотов стал заново устраивать свою жизнь.
Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Судьба не дала ему ни душевного равновесия, ни материального благополучия, ни простых человеческих радостей, ни даже смерти достойной. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Все кругом были хорошо знакомы, новости домашние тотчас же становились достоянием соседей. Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Анкор, еще анкор. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Вещи вокруг строго отобраны и ни одна из них не кажется лишней: и цилиндр с положенными в него перчатками, опрокинутый Женихом, когда он резво бросился к ногам Невесты и предметы обстановки. С беспощадной сатирой характеризует он своих персонажей: старую деву, ее жениха -- франтовато одетого горбуна и обрадованных родителей. Пользующийся уважением среди гвардейцев младший брат императоров Александра I и Николая I был встречен шумной овацией.
как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». У отца его был маленький деревянный домик человек он был бедный, семья была большая и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом.
Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник.
Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил Сватовство майора и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте. Сюжет должен был быть развит в том направлении, что институт, где была барышня много лет, принадлежал к числу аристократических она мечтала все время о возвращении домой, рисуя в грезах домашний очаг земным раем и теперь, на пороге родительского дома, остановилась, пораженная беднотой встретившей ее обстановки. В доме царила легкая и не обидная простота общения. На следующий день его не стало.
Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. — "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8). Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред.
— "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд. Картина выполнена в 1848 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В Москве его ожидает теплый прием.
Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям), пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». — А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр. Увиденная князем картина произвела на него впечатление, за что он наградил художника бриллиантовым перстнем. — "Новости", 1902 г., от 14 ноября.
По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. Ивановой, Н. Ю.
— А. И. Сомов, "Павел Андреевич Федотов", СПб., 1878 г. — И. Можайский, "Несколько слов о покойном академике П. А. Федотове" ("Отечественные Записки", 1859 г., том CХХII, отд. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие. Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. Печальная развязка наступила быстро. После Федотова картин осталось немного. 1102—1125).
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. То есть эта картина является визитной карточкой художника. К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка". Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил «Сватовство майора» и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. Утро. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Почти сразу Гренев умирает.
Художник решил уделять семье часть своей пенсии и питаться обедом из кухмистерской за 15 копеек, разделяя скудную трапезу с своим денщиком Коршуновым, добродушнейшим типом искренно и беззаветно преданного своему офицеру солдата. Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. ассигнациями в месяц».
Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
Можно сказать, что «Портрет отца» гораздо примитивнее, чем следовало бы ожидать от Федотова в 1837 году: он несколько робок и даже коряв. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве.
А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Картина была создана в год трагической смерти художника.
С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. ассигн. Картина эта называлась Свежий кавалер. Однако такое отступление стоит подороже иных побед.
«Павел Андреевич Федотов и его произведения» (СПб., 1893). С раннего утра Павел Федотов засаживался за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх халата и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от домашней работы.
Началась замкнутая одинокая жизнь. В11лет онпопал вКадетский корпус, который окончил сотличием. Федотов поселился вместе с верным слугой денщиком на Васильевском острове в маленьких холодных комнатах, разделяя с ним скудную трапезу, подчас терпя голод и холод.
Хотя полотно «Вдовушка» и принадлежит к позднейшим произведениям Федотова, но она в значительной мере уступает первым двум картинам: в ней чувствуется какой-то сентиментализм. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. — А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ).
Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов. М., 1970, т. 1.
III). Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9). По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины.
Нет помощи семьи. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя.
Да так, что он за три месяца создал шедевр. Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы. Возможно художник чувствовал какой то дискомфорт в своих начинаниях, возможно дело было с ухудшением его здоровья, не хватало терпения в работе и желание продолжать работу просто угасало. Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ). Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная.
Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает. Используя традиции народного творчества, Федотов сочинял раёшные стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках. — В. Толбин, "П.
Нет чувств, нет желания. К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более. Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. В то же время он не покидал общества товарищей. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя».
22). — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». — "Рисунки П. A.
Запрещены были и литографии с его картин. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.
За последнюю картину художника удостоили званием академика. Всех поражала замечательная правдивость изображенных на картинах сцен, выхваченных прямо из жизни, полных глубокого и тонкого, но в то же время доступного всем юмора. Наступил самый тяжелый период в его жизни.
В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году.
Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Импрессионизм (история, эстетика, мастера, шедевры), Габриэле Крепальди, М. :Омега 2008г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах.
Всё было естественно и натурально. Ему было всего 37 лет. В последние дни своей жизни он пришел в сознание. А. И. Сомов. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора.
Положение усугубилось-скончался отец. Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. 3 октября 1833 года был издан высочайший указ о производстве Федотова в первый офицерский чин., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства).
Но основным увлечением было все же рисование. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Поздравляю вас, -- сказал он Федотову, -- Вы меня обогнали.
С раннего утра Павел Федотов засаживался за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх халата и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от домашней работы. Разборчивая невеста, 1847. Врожденные способности быстро помогли мальчику стать одним из лучших учеников. Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой.
Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою «Женитьбу», опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. В конце 40-х гг.
Наступал последний, самый трудный период в жизни художника. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- Вдовушка (ГТГ).
Эта картина была последней в творчестве Федотова, но о ней никто не знал, так как картина находилась в частном собрании. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус. Кто-то видел, как художник заказывал гроб.
Павел стал задумчивым и молчаливым. Знаменитый И. А. Крылов, которому попало в руки несколько таких рисунков, оценил многие подмеченные им особенности их, угадал истинное призвание Ф. и написал последнему письмо, в котором убедительно просил его стараться развить в себе наблюдательность и симпатию к воспроизведению картин будничной жизни. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно.
Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение своего бытия. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. — В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. — П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. — Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде. В Свежем кавалере. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов.
В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Федотов мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848).
Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. Лучший из них -- портрет Н. П. Жданович (1849, ГРМ). Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое.
Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели – стать настоящим художником. Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ.
— М. : Терра, 2001. — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2). Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. 245—254). ассигнациями в месяц».
Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны. Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. 1—68). Ужасная нищета подтолкнула Федотова к тому, что он начал писать копии собственных картин. За долги семья вынуждена была продать дом. Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность).
«Павел Андреевич Федотов» (отдельный оттиск из журнала «Пчела» за 1878 год), П. П. Гнедич «История искусств» М. : Молодая гвардия, 1980, Ф. И. Булгаков. Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу.
Заказ оказался роковым. Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед этим к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент – истолкование явлений светлых и отрадных. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется. Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. — А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова.
Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию.
Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). Он умер тридцати семи лет в психиатрической лечебнице. Такая принципиальность художника. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды.
На средства, определенные на это государем императором, Ф. был помещен в лечебницу для душевнобольных доктора Лейдесдорфа, на Песках условия, в которые был там поставлен Ф., можно думать, могли только усилить его болезнь. Картина «Вдовушка» представляет повторение оригинала и изображает вдову офицера, собравшую свой скарб для переезда на другую квартиру. 1—23). Федотов написал три варианта картины и один незаконченный.
Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Десять лет Федотов прослужил вФинляндском полку, однако натретий год службы онуже начал посещать вечерние уроки вАкадемии художеств, атакже активно упражняться дома, рисовать сослуживцев, сцены полковой жизни, карикатуры, атакже зарисовывать великого князя Михаила Павловича, проявлявшего кего полку особое внимание. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. — О., "П. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог.
Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Кроме того, Павел Федотов стал одним из первых, кто стал следовать стилистике сатиры или критического реализма в русском искусстве. 1, стр.
Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Так он прослужил десять лет. В глубокой задумчивости стоит она, облокотясь о комод. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении.
В 1849 году с некоторой долей юмора и иронии написал картину Завтрак аристократа, несколько изменив своим принципам выбрав не обличительную тему, создав картину Вдовушка Анкор, еще анкор. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Решение далось не просто. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год., Художники народов СССР.
Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог.
Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Художник родился в небогатой московской семье 4 июля 1815 года. Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед этими картинами: это было новое откровение, новый мир, открытый художником. Но не мог найти того, что мне хотелось.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. К головным болям и болезни глаз присоединялось нервное расстройство и постоянная бессонница.
— "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн. Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи.