По словам Аугусты Гидилья Квинтавалле, Пармиджанино имел возможность во фресках Санта-Мария-делла-Стекката «соединить воедино различные грани своих интересов, лишь внешне противостоявших друг другу: классицизм и Ренессанс, алхимические мечты о получении золота и научные поиски, преображение реального мира и натуралистические наблюдения, неподвижность и движение». Кажется странным, что на главном проспекте Генуи находится «тайная» церковь. И вот таким образом (в числе прочего) как размерами, так и рисунком генуэзская картина напоминает «Преображение» Рафаэля и дышит той же мощью и живостью. Что означает ряд колонн в глубине. (Она велика, Но все ж не груба – просто в другом измерении, словно Кит, спящий на дне морском, в сравнении с крохотным кораблем На поверхности, представляющим ценность лишь для себя самого. ) Однако твои глаза утверждают, что все есть поверхность. Нам кажется, что это – лишь ипостаси мечты, Несомые жестом, колеблющим лицо перед взглядом, Избегая смятения ложного под небом вечерним, Как доказательство неподдельности.
Вот с какой точки Зрения допустимо вторгаться в интимную жизнь Дилетанта-алхимика, который стремился «Не исследовать тонкости искусства В наукообразной манере, но посредством Искусства хотел передать зрителю чувство новизны И удивления миром» (Фридберг). Стиль Пармиджанино – рафинированный и несколько искусственный, с декоративной линеарностью и серебристыми оттенками палитры, предвосхищающими живопись рококо. Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505—1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в его творчестве, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы.
Работа эта не вполне его удовлетворяла и потому осталась незавершенной тем не менее вещь эта, написанная в его манере, полной красоты и изящества, весьма достойна похвалы». В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено. Так, в Портрете графа Галеаццо Сан Витале (1524, Неаполь, Музей Каподимонте), первого покровителя художника, заказчика фресок в Рокка ди Сан Витале, Пармиджанино увлекает несвойственное итальянским портретам этого времени зрелищное начало художник тщательно прописывает весь антураж — балюстраду, на которую облокотился молодой граф, поблескивающую рядом с ним, на фоне стены кирасу, пейзажный фон, детали нарядного одеяния в то же время очень обобщенно написанное молодое лицо так бесстрастно, что персонаж художника приобретает некую закрытость. Умер там же.
Начатыми же росписями абсиды церкви Пармиджанино остался недоволен и уничтожил их. Пармиджанино пожелал быть погребённым «нагим с архипастырским крестом на груди». В его пармских работах (фрески церкви Санта Мария делла Стекката, 1531–1540 и цикл росписей Диана и Актеон в палаццо Фонтанеллато, 1523–1524) присутствуют характерные черты маньеризма: удлиненные пропорции, томная грация фигур использование декоративных эффектов.
Пармиджанино развивает свою манеру, абсолютно независимую от Рафаэля и Микеланджело, так радикально повлиявших на работы Джулио Романо в Палаццо Те в Мантуе. Внимание вяло Отвлекается.
«Обращение Савла» по мнению искусствоведа Паолы Росси «по силе преображающей реальность фантазии и формальной отвлечённости» не имеет прецедентов. По определению Вазари, Пармиджанино изобразил Роха «преодолевающего боль». Он пожелал быть погребенным в церкви братьев-сервитов, прозванной Ла Фонтана и расположенной на расстоянии одной мили от Казаль Маджоре и как завещал, так и был похоронен голым с архипастырским крестом на груди. Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Урбинского».
Солдаты, ворвавшиеся к нему в мастерскую, не тронули ни картин, ни художника.
Недаром Вазари говорит, что сам Пармиджанино остался неудовлетворен одной из них – «Мадонной с длинной шеей», которая хранится в Палаццо Питти. Еще одна картина, считающаяся центром итальянского маньеризма, это «Мадонна с длинной шеей».
Разочаровавшиеся в действительности художники стремились к подчеркнутому субъективизму, нарочитому искажению пропорций, пространственной и цветовой иррациональности и культу рисунка. Первую картину— «Крещение Иисуса»— написал в шестнадцатилетнем возрасте. Если им суждено классикой стать, придется решать, На чьей они стороне: скрытность их Городской пейзаж подточила, превратила его недомолвки В упрямо-усталые стариковские игры.
Рисунки Пармиджанино чрезвычайно ценились французскими коллекционерами семнадцатого века, а в следующем столетии в. они оказали серьезное влияние на французское искусство. Непонятно, стоит Дева Мария или сидит или же облокотилась на опору или на трон. Иеронима (ок. Пармиджанино, задумав вначале многофигурную композицию, оставил всего два персонажа.
В творческом наследии Пармиджанино заметное место занимает портретный жанр.
Добиваясь аудиенции у Климента VII, он приготовил для последнего подарок, который должен был убедить Папу в мастерстве молодого художника — собственный Автопортрет (1522, Вена, Музей истории искусства). Собственно, причина промедления заключалась в том, что к тому времени художника полностью поглотили занятия алхимией: почти все время и деньги он тратил на «заморозку» ртути, как называет это Вазари. В конце концов, он бежал из Пармы и последние несколько месяцев провел в Казаль Маджоре, где и умер в 1540 г. в возрасте 37 лет. Возможно, картина осталась незаконченной: в графическом эскизе к этой композиции (Париж, Лувр) в правой ее части изображена колоннада, в то время, как в самой картине справа высится только одна колонна без капители.
По словам Аугусты Гидилья Квинтавалле, Пармиджанино имел возможность в фресках Санта-Мария-делла-Стекката «соединить воедино различные грани своих интересов, лишь внешне противостоявших друг другу: классицизм и Ренессанс, алхимические мечты о получении золота и научные поиски, преображение реального мира и натуралистические наблюдения, неподвижность и движение». Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). Достанет ли сил. В 1545 году мы встречаем его в Неаполе, где он создает «Распятие» и несколько картин для сакристии Сан-Джованни-а-Карбонара в 1547 году в Римини он пишет «Поклонение волхвов» для церкви Сан-Фортунато в 1562 году в Пизе занимается отделкой Палаццо дельи Анциани. Умер там же. Одной из самых значительных работ, созданных художником в Болонье, является небольшая композиция «Мадонна со Святым Захарией» (ок. Ей надлежит двигаться Как можно меньше. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью.
Что за колонна видна на заднем плане. Рано снискал славу, был поклонником и продолжателем идей Микеланджело и Рафаэля. Итальянский художник и гравер эпохи Ренессанса, работал в стиле маньеризма. Ее лицо, промоделированное легкой дымкой светотени, спокойно и ясно, плавны очертания ее стройной фигуры и в то же время глубокие тени в змеящихся складках ее одежд, вспышки света на их гребнях подчеркивают общую атмосферу напряженности, преобладающую в этой картине. Преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения. 1522—1523). Она должнаДвигаться как можно меньше.
Начатыми же росписями абсиды церкви Пармиджанино остался недоволен и уничтожил их. «Видение святого Иеронима» (1527, Лондон, Национальная галерея) — последняя римская картина художника и результат изучения «Мадонны Брюгге» Микеланджело. Но это – сама жизнь, заключенная в сферу.
Этот портрет женщины, наверное, это самая светлая работа в творчестве художника. По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю.
На самом-то деле Кожух пузырьковой камеры так же прочен, Как яйца рептилий: там все запрограммировано и все Идет своим чередом, вбирая все больше в себя, Но сумма при этом не изменяется и, как человек Привыкает к шуму, не дававшему раньше заснуть, Так же и это пространство, подобно песочным часам, Вмещает в себя сей поток, при этом Ни климат, ни атмосфера не изменяются (Разве что, быть может, блекло, почти незримо Поток светлеет в точке, где фокус Заостряется в направлении к смерти – подробней об этом Чуть позже). В книге «Пармиджанино» Сидней Фридберг так говорит об этом: «Реализм портрета Отражает уже не объективную правду, но Причудливость мира. Они кажутся странными, так как их невозможно увидеть.
Наряду с флорентийцами Понтормо и Россо и сиенским мастером Беккафуми Пармиджанино является самым ярким представителем новых художественных тенденций, появившихся в искусстве Центральной (и отчасти — Северной) Италии 1520—1530-х годов, обозначаемых в современной науке термином маньеризм (от итальянского слова maniera, т. е. «манера»). Мы удивили его во время работы, – О нет, это он удивил нас своею работой. Описал он и автопортрет юного Пармиджанино.
Известные картины Пармиджанино: «Автопортрет в выпуклом зеркале», «Мадонна с длинной шеей», портрет молодой дамы именуемый «Антея», «Мадонна с розой», «Обращение Савла», «Мадонна с пророком Захарией», «Амур, строгающий лук». Умер Франческо Пармиджанино в 1540 году. На формирование его стиля сильное влияние оказала живопись Корреджо, с ее мягкой и плавной моделировкой объемов, а также искусство Рафаэля, с творчеством которого художник познакомился в Риме (1523–1527). Неправдоподобно удлиненная фигура Мадонны полна грации и утонченности поворот ее маленькой головки, жест прижатой к груди руки изгиб стройной фигуры, складки светлого полупрозрачного одеяния и очертания тяжелого синего, вздувающегося, как от порыва ветра плаща, подчиняются музыке главного волнообразного ритма. В Риме Пармиджанино сблизился с маньеристами Себастьяно дель Пьомбо и Россо Фьорентино. В 1521 году из-за боевых действий в районе Пармы (город был осаждён войсками Франциска I), Пармиджанино переезжает во Вьядану.
По пути в Болонье Вазари написал «Трапезу Святого Григория» для трапезной Сан-Микеле-ин-Боско. Франческо Байарди был другом и коллекционером Пармиджанино, а его сестра Элена 23 декабря 1534 года заказала художнику для погребальной капеллы своего мужа в пармской церкви Санта-Мария-деи-Серви картину, ставшую самой известной и характерной, а может быть и самой абсолютной работой Пармиджанино, — «Мадонна с длинной шеей».
Но художник бежал вместе со своими лучшими друзьями в городок рядом с Пармой.
Его художественное и личное «я» абсолютно нейтрально, а искусство заключается в виртуозном и бесстрастном воспроизведении действительности. Схематически эстетическую платформу первого поколения маньеристов можно обозначить как отход от ренессансного принципа «подражания природе», стремление к более острому самовыражению, выработку неких произвольных или заимствованных у мастеров Высокого Возрождения (главным образом, у Рафаэля и Микеланджело) изобразительных формул. Пармиджанино родился в 1503 году в Парме, а в 1525 году, всего через несколько лет после смерти «божественного» Рафаэля, по приглашению папы Климента VII прибыл в Рим. 1523). Пармиджанино не оставлял эту работу до самой смерти, но так и не сумел закончить.
За неисполнение заказа в срок был приговорён к тюремному заключению (1539), выпущен под залог, бежал из Пармы в городок Казальмаджоре. Между тем Пармиджанино написал достаточно характерную для живописи Возрождения «обманку». Сын художника Филиппо Маццолы.
Тосканская манера заявляет о себе в Венеции так властно, что радикально меняет взгляд Тициана, она проявляется и в его полотнах для Санто-Спирито-ин-Изола (сегодня в церкви Санта-Мария-делла-Салюте) и в работе всех художников, расписывавших потолок Библиотеки Сан-Марко. Ранняя смерть была большой потерей для искусства из-за того изящества, единственного в своём роде, какое руки его придавали всему, что он писал. Однако глазаТвои утверждают, что кругом всё поверхность. Возникает нечто, подобное жизни, – движение От сновидения к его кодификации. Вместе с тем картина полна тщательно выписанных и весьма правдоподобных деталей.
В поздних портретах, Таких, как «Благородный господин» из галереи Уффици, «Молодой прелат» из галереи Боргезе И неапольская «Антея», заметна неестественность в духе Маньеризма, но в этом портрете, по наблюдению Фридберга, Удивление и неестественность скрыты В идее, а не в воплощении. И что символизируют юноши и девушки, столпившиеся в углу слева, на первом плане. «Видение святого Иеронима» (1527, Лондон, Национальная галерея) — последняя римская картина художника и результат изучения «Мадонны Брюгге» Микеланджело. 1522—1523).
Если сейчас Они рассыпятся в прах, значит, назрело Для этого время. Невозможно ееСделать плоской, подобно стене:Ей нужно воссоединиться с сегментом окружности, К телу качнувшись, назад, частью которого мнитсяАбсолютно неправдоподобной, Чтобы закрыть, оберегая лицо, На котором напряжение таких обстоятельствУсмешки читает укол, будто искру, Или звезду вряд ли кто ее виделВ возникающих заново сумерках. И так же, Как нет слов для понятия «поверхность», То есть нет слов, чтобы выразить зримо, А не поверхностно, что есть поверхность на деле, Невозможно и разрешить противоречие между Опытом и страданьем. Его могила находится в церкви братьев сервитов Ла Фонтана близ Казальмаджоре. В 1521 году из-за боевых действий в районе Пармы (город был осаждён войсками Франциска I), Пармиджанино переезжает во Вьядану. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта).
Темой для фресок арки пресбитерия послужила притча о Девах разумных и неразумных. Пармиджанино, задумав вначале многофигурную композицию, оставил всего два персонажа.
Пармиджанино обязался выполнить работу за 18 месяцев. Но далеко ли сможет она проплыть через взгляд, Чтоб затем безопасно вернуться в гнездо. Жизнь Франческо никогда не шла по прямой. Но через некоторое время Пармиджанино был вынужден покинуть своё жилище и Рим, «Видение святого Иеронима» он передал церкви Санта Мария делла Паче.
Работал в маньеристическом стиле, который стал своего рода реакцией на упорядоченность и уравновешенность классического искусства Высокого Возрождения. Вазари называл «Обращение» «редкостнейшим произведением». Сказочное животное (согласно инвентарю 1609 года «скачущая жирафа или лошадь») показано в момент высочайшего напряжения движения. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью.
Последняя и самая прославленная из алтарных картин Пармиджанино — «Мадонна с ангелами», более известная как «Мадонна с длинной шеей» (ок. Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д. Работая в 1522 году в пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, познакомился с Корреджо, который расписывал там купол. Постоянное «общение» со ртутью, непрерывное вдыхание ее паров довело живописца до горячки и поноса и он сгорел буквально за несколько дней.
Вспышка света, повергшая гонителя христиан Савла наземь, озаряет тревожный пейзаж. Поверхность есть то, что изображено, И нет ничего, кроме того, что есть. В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью, где провёл четыре года. Гармония Высокого Возрождения ощутима, хотя Искажена, – новизна заключается в кропотливой Передаче стремлений отражающей круглой поверхности (Это первый автопортрет в зеркале) – Это может на миг тебя одурачить, пока не поймешь, Что отражение – не твое.
Каждой живописной работе предшествовали многочисленные подготовительные рисунки, где он настойчиво стремился добиться идеала. Франческо Пармиджанино умер 24 сентября 1540 года в Казальмаджоре, Ломбардия.
Облака кружатся в луже, дробясь На зубчатые фрагменты. В наиболее известной картине Пармиджанино Мадонна с длинной шеей (1534–1540, Уффици), с ее плавными контурами, застывшими позами персонажей и холодным аристократическим изяществом, мастер как будто возвращается к классическим эстетическим нормам. Солдаты, ворвавшиеся к нему в мастерскую, не тронули ни картин, ни художника.
Вспышка света, повергшая гонителя христиан Савла наземь, озаряет тревожный пейзаж. Возможно, что биограф намекает на занятия Пармиджанино алхимией, чрезвычайно модной в то время. Душа утверждает себя. Ненадолго задержавшись в Болонье, где написал несколько шедевров, например «Мадонна со Святой Маргаритой и Святой Рох», в 1530 году Пармиджанино окончательно вернулся в Парму в ореоле легенды о своей римской славе: на самом деле славы в Риме он не добился, но дома всего за десять лет создал несколько абсолютных шедевров. Античный мир присутствует и в «Мадонне с длинной шеей», о чем свидетельствует намек на перистиль храма за возвышающейся колонной — символ силы и стойкости Девы Марии, а также вклада античной культуры в построение христианского мира.
Художник внушает зрителю, что перед ним – существо высшего порядка. Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». По словам Вазари, причиной его смерти послужило отравление веществами используемыми в алхимических опытах— «Меркурием или ртутью». Наш пейзаж оживает В ответвлениях и сообщеньях челночных.
Позже художник заболел лихорадкой и оставил искусство, вскоре Фарнческо скончался. Но эти события только подтолкнули художника к возвращению к живописи. Конечно, нынешний день знает, Что некоторые вещи возможны, Но не знает какие.
Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Урбинского». Отдельные части тела преднамеренно вытянуты («Мадонна с длинной шеей»). В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено. В дальнейшем стиль художника развивался в направлении большей строгости и отвлеченности. Портрет Почти завершен, удивление почти исчезло в тот миг, Когда он выглядывает, пораженный Снегопадом, который уже угасает искрясь Снежными блестками.
Girolamo Francesco Maria Mazzola 11 января 1503, Парма – 24 августа 1540, Казальмаджоре). «Автопортрет в выпуклом зеркале» — своеобразный манифест нового стиля — выполнен двадцатилетним художником в Риме. Написанная на деревянной полусфере, где автор мастерски передал оптическую деформацию отражения, картина могла понравиться двору понтифика, где высоко ценились искусность и чувственная красота.
Его композиция не столько изображает искаженный выпуклой поверхностью облик художника, сколько имитирует само зеркало: мазками, сливающимися в эмалево-гладкую поверхность, Пармиджанино виртуозно передает и блеск поверхности зеркала и серебристость его тонов их свечение, с безошибочной точностью воспроизводит эффект искривления, растягивания деталей, отражающихся в периферийной зоне зеркала (искаженное и увеличенное отражение руки искривленные очертания окна и двери), в то время, как юное, почти детское лицо, отраженное в центральной зоне зеркала, где нет искажений, кротко и безмятежно взирает на нас. В этом портрете юный художник продемонстрировал мастерство исполнения необычных пространственных эффектов на плоскости, уникальность и сложность своей картины. В 1531 году Пармиджанино возвращается в свой родной город Парму. Для большего эффекта художник сознательно искажал пропорции человеческого тела, делал их на вид очень хрупкими и придавал загадочное выражение лица. Темой для фресок арки пресбитерия послужила притча о Девах разумных и неразумных.
Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио. Пармиджанино преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения. В 1531 художник вернулся в Парму, где жил до самой смерти 24 августа 1540.
По мнению, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Не могу объяснить Эффект выравнивания: почему все предметы В этом котле превращаются в однообразную массу, В магму интерьера. Я думаю о друзьях, Пришедших меня навестить, о том, Каким было вчера. Среди работ, которые юный Франческо представил святому отцу, был и знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале», хранящийся сейчас в Вене. Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна.
Его лицо в те годы было таким, каким мы видим его на «Автопортрете в выпуклом зеркале»: нежный, романтичный юноша. Его могила находится в церкви братьев сервитов Ла Фонтана близ Казальмаджоре. Эта картина — своеобразный манифест «манеры», не только вызывающее отрицание ренессансного принципа «подражания природе», но и демонстрация права художника создавать свой собственный мир, существующий по законам, созданным воображением мастера.
Это – музыка без слов. Этот принцип стиля и декларирует автор, превращая саму картину в «зеркало». Сейчас невозможно Восстановить эти свойства в серебряной дымке, То есть список того, чего ты добился, когда «С великим искусством скопировал то, что увидел в зеркале», Дабы достичь совершенства и удалить навсегда Все лишнее. В Риме Пармиджанино сблизился с маньеристами Себастьяно дель Пьомбо и Россо Фьорентино.
Перед нами «Мученичество Святого Стефана» Джулио Романо, где влияние классики чувствуется и в энергии тел и в движениях и выражениях лиц и в обилии античных памятников: терм, храмов, обелисков, мостов. О нём в своё время говорилось следующее: «То, как высокая женщина изображенная анфас, отчетливо выступает вперед из сумрака, скупо охарактеризованного заднего плана, слегка склонив голову и глядя прямо перед собой, положив левую руку на грудь, словно она хочет поклясться в чем-то, производит впечатление символа некой духовной идеальности, которая носит отпечаток далекого от всякой обыденности духовного аристократизма». Вазари прибыл в Венецию как сценограф: еще один известный и влиятельный аретинец Пьетро Аретино призвал его для организации постановки своей пьесы «Таланта».
Картина написана художником Пармиджанино в двадцатилетнем возрасте. Папа Климентий и его приближенные «были поражены», Как пишет Вазари, даже хотели приобрести сей портрет, Чего не случилось.
Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант— 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. Картина попала в капеллу Байарди только в 1542 году.
В Рим Пармиджанино вместе с дядьями прибыл летом 1524 года. Работы из Палаццо Корнер Спинелли имели определяющее значение для развития в монументальном ключе творчества Тициана, а также для первых шедевров Тинторетто, особенно для его «Чуда Святого Марка, освобождающего раба». В 1524 году двадцатилетний Пармиджанино переехал в Рим.
Пармиджанино обязался выполнить работу за 18 месяцев. Пармиджанино все же удалось получить в Риме несколько заказов. Помня, насколько важную роль играли искажения пропорций почти во всех работах Пармиджанино, начиная с «Автопортрета», где рука на переднем плане больше, чем голова, художника можно представить предшественником Пикассо и других современных живописцев. Показано на выставке и 28 рисунков Корреджо. По словам Ш. Блана: «Одна и та же поза или движение обдумываются и фиксируются исследуются вновь и вновь Чувствуется, что у художника есть модель, но она открыта лишь его внутреннему взору. По мнению искусствоведа Паолы Росси «по силе преображающей реальность фантазии и формальной отвлечённости» не имеет прецедентов. Большинство фактов о жизни художника мы знаем благодаря «жизнеописаниям» Джорджо Вазари.
По словам Вазари, причиной его смерти послужило отравление веществами используемыми в алхимических опытах «Меркурием или ртутью». Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическое обручение святой Екатерины» (1521, второй вариант 1527—1537) фрески в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. «Мученичество Святого Стефана» Джулио Романо, картина, полная возвышенной, страстной риторики, приносит в Геную раньше, чем во все прочие города севера Италии, великую римскую культуру.
Пармиджанино пожелал быть погребённым «нагим с архипастырским крестом на груди». Вместе с тем картина полна тщательно выписанных и весьма правдоподобных деталей. В самом деле идеальности» Антее не занимать. А Федерико Дзери считал, что творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Но через некоторое время Пармиджанино был вынужден покинуть своё жилище и Рим, «Видение святого Иеронима» он передал церкви Санта Мария делла Паче. Эта первая большая композиция Пармиджанино, написана очень тщательно, в несколько жесткой манере она эффектна, тщательно продумана, равновесие сочетается в ней с динамической напряженностью ритма, плавность очертаний фигуры Мадонны — с резкостью динамичной позы Иоанна Крестителя, контрастом окружающего Мадонну сияния и сгущением теней в нижней части композиции утонченный облик Мадонны уже предвосхищает персонажей более поздних работ Пармиджанино, а маленький Христос и своим обликом и возрастом скорее напоминает Амура.
За неисполнение заказа в срок был приговорён к тюремному заключению (1539), выпущен под залог, бежал из Пармы в городок Казальмаджоре. Пармиджанино оказал на искусство Италии гораздо более значительное влияние, чем большинство художников маньеристического направления. Эта работа была преподнесена в дар папе Клименту VII. В этих «Жизнеописаниях» мы находим ценные свидетельства и описания работ мастеров от Чимабуэ до Микеланджело, ставшие основой современной историографии.
Настоящее имя Пармиджанино – Джироламо Франческо Мария Маццола. Сможешь ли ты устоять, Франческо. Совершаются сделки посредством взгляда, жеста, Слухов. Вазари писал о нем: «. Для этого художник использует специально изготовленную выпуклую доску.
Это – изъян. Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант— 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. В мае 1531 года получил заказ на фресковую роспись, прославляющую Деву Марию, в церкви Санта-Мария-делла-Стекката. «Мадонна с длинной шеей» — самая рафинированная и совершенная из дошедших до нас работ Пармиджанино.
Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна. Твои доводы, Франческо, черствеют в ожиданье ответа, Который все не приходит.
Однако искажение формы Не создает ощущения дисгармонии. Дабы представить свое мастерство художник преподнес главе католической церкви несколько картин, в том числе и знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале», в котором блестяще разрешил достаточно сложную перспективную задачу, в итоге придав своему изображению (с огромной рукой на переднем плане, более крупной, чем голова) почти «сюрреалистический» облик.
1526–1527, Лондон, Национальная галерея) и Мадонна с розой (1527–1530, Дрезден, Картинная галерея). Итак – рецензия 1964 г., написанная «по случаю» (по возможности я постарался показать те вещи и контексты, которые имеет в виду Эшбери в этом тексте) и рядом с ней – фрагмент поэмы «Автопортрет в выпуклом зеркале» в переводе Аркадия Драгомощенко. Слова – спекуляция только (От латинского «speculum» – зеркало): Они ищут и не могут найти значения музыки. Контраст подчеркнут и выражением лиц: спокойствие Стефана и обезумевшие, звериные искаженные лица его мучителей.
«Одной докукой для него тогда лишь то, что один из них оказался большим любителем живописных произведений и пришлось делать ему бесконечное количество рисунков пером и акварелью, которыми он как бы расплачивался». Свет непреклонный, Чья настоятельность хрупкости гибнет раньше, нежелиСамонадеянность воссиять: не важно, но значимо. Франциск, рука твоя крупна очевидно, Чтобы сферу взломать, но, допустим, чересчур велика, Для плетения сот нежных сетей, Что лишь подтверждает нескончаемость ее заточения. (Велика, но отнюдь не громадна просто, другие масштабы, – Подобна киту, дремлющему на дне океана, По отношению к кораблю на поверхности). Воздушный шарик лопается. Становится просто объяснить их значение, Если не смысл. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505—1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в творчестве мастера, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы. Когда начинаю его забывать, Он тотчас же снова являет мне свой стереотип, Но стереотип незнакомый – лицо, Что плывет, оставаясь на якоре, дитя опасности, Рыщет в поисках новых, «скорее ангел, чем смертный» (Вазари).
Среди портретов Пармиджанино наиболее известны Автопортрет в выпуклом зеркале (1524, Вена, Художественно-исторческий музей), так называемая Антея (ок. Вазари называл «Обращение» «редкостнейшим произведением». Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». Сын художника. Об этой работе сохранилось свидетельство Джорджо Вазари, автора знаменитых жизнеописаний итальянских художников, который сообщает следующее: «для кавалера Баярдо, пармского дворянина и своего ближайшего друга, он (Пармиджанино) написал картину с Купидоном, мастерящим лук у ног его сидят два мальчика, один из которых схватил другого за руку и, смеясь, подстрекает, чтобы тот дотронулся до Купидона пальцем, а он не хочет его трогать и плачет от страха обжечься о любовное пламя.
1530, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) и Автопортрет (1530, Уффици). Что за колонна видна на заднем плане. Эта работа пригланулась папе Клименту VII, который был удивлен талантом юного живописца.
Секрет слишком прост. 1522—1523). Первую картину— «Крещение Иисуса»— написал в шестнадцатилетнем возрасте. Девушка изображенная на портрете, замечательна не столько редкостной красотой (подобные покрытые матовой бледностью лица, с бархатными черными глазами и аристократическим очерком рта, вероятно, не были такой уж редкостью по итальянским городам и весям), сколько своей позой и статью. На первый взгляд Пармиджанино дословно цитирует фрески Камеры ди Сан Паоло.
В Рим Пармиджанино вместе с дядями прибыл летом 1524 года. Художник копировал Станцы Рафаэля и его картоны для шпалер, выполненные для Сикстинской капеллы. Однако в таком виде это направление складывается лишь в конце 1520—1530-х годах. Формы в значительной мере Сохраняют пропорции идеальной красоты» ибо Они питаются столь путаными мечтами, что На их месте однажды мы замечаем дыру. Для его фигур характерны искажённые пропорции и спиральная закрученность поз.
Создавая живописные фризы, он точно следует, до той поры игнорируемым, законам перспективы. Из ранних работ показаны «Голова юноши» (есть предположение, что перед нами – один из подготовительных набросков к знаменитому «Автопортрету в выпуклом зеркале») и три замечательных наброска для росписи Рокка Санвитале в Фонтанелатто, рядом с Пармой: херувимы, голова собаки «с висячими ушами» и еще – мужчина в кресле. Лучше всего – несколько рисунков с женскими фигурами, несущими сосуды на голове – разработки для росписей церкви Мария делла Стекката в Парме. Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио.
По определению Вазари, Пармиджанино изобразил Роха, «преодолевающего боль». Хотелось бы выпростать руку из шара, Но плоскость, ее несущая, налагает предел. 1535, Флоренция, Галерея Уффици), была написана в Парме для церкви Санта Мария деи Серви. Но здесь случились неприятности, все его картины были украдены.
Облик молодого живописца, проступающий сквозь тончайшую дымку — «сфумато», говорит о полном спокойствии и даже холодности. Среди них — алтарная картина Видение Святого Иеронима (1526—1527, Лондон, Национальная галерея). Рисование портретов Пармиджанино отдельная часть в его творчестве. В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью, где провёл четыре года.
Вот о чем повествует портрет. К этому времени Корреджо вечный соперник художника уже уехал. В «Автопортрете» нет никаких признаков смятения или душевного разлада, заметных в некоторых образах Пармиджанино.
То есть не совсем «на», хотя это здание возвышается над виа XX Сеттембре. Ее профанным вариантом можно считать написанную в те же годы «Афину Палладу» из Хэмптон-Корта — вероятно, ту самую «голову и бюст Минервы кисти Пармиджанино» из описи собрания Франческо Байарди. Влияние Рафаэля заметно в картинах Видение Св. Родился в Парме 11 января 1503.
И таким образом зака так и не был завершен. Среди них «Антея» и незавершенные, но удивительные фрески «Девы мудрые» и «Девы неразумные» для церкви Санта-Мария-делла-Стекката. Невозможно Написать ее плоской, как бы на стене, – Она должна быть вписанной в круг, Возвращаться, странствуя, к телу, Казалось бы, столь чуждому ей, ограждать, Как бухта, лицо, на котором усилие Выполнить это условие читается как Укол улыбки, зарница или звезда: Ты не можешь сказать, что доподлинно видел ее В сгустившемся мраке.
Увлекшись экспериментами с алхимией, стремительно «эволюционировал» из многообещающего молодого художника в разочарованного и оторванного от жизни старика. Сказочное животное (согласно инвентарю 1609 года «скачущая жирафа или лошадь») показано в момент высочайшего напряжения движения. А так как Франческо был очень красив и лицо его и наружность были очень изящными, скорее ангельскими, чем человеческими, то и изображение его в этом шаре казалось божественным и так счастливо удалась ему вся эта работа, что написанное не отличалось от действительного, так как блеск стекла, все подробности отражений, свет и тени были столь подлинными и верными, что большего от человеческих способностей ожидать было невозможно».