По-видимому, Папа Климент VII, которому Пармиджанино преподнес Автопортрет, не оценил подарка, так как вскоре подарил его известному писателю и публицисту, тонкому знатоку искусства Пьетро Аретино, который бережно хранил его до конца своих дней.
Но через некоторое время Пармиджанино был вынужден покинуть своё жилище и Рим, «Видение святого Иеронима» он передал церкви Санта Мария делла Паче. По словам Аугусты Гидилья Квинтавалле, Пармиджанино имел возможность в фресках Санта-Мария-делла-Стекката «соединить воедино различные грани своих интересов, лишь внешне противостоявших друг другу: классицизм и Ренессанс, алхимические мечты о получении золота и научные поиски, преображение реального мира и натуралистические наблюдения, неподвижность и движение». Среди портретов Пармиджанино наиболее известны Автопортрет в выпуклом зеркале (1524, Вена, Художественно-исторческий музей), т. н. За неисполнение заказа на роспись церкви братства делла Стуката он был посажен в тюрьму. И таким образом зака так и не был завершен.
В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью, где провёл четыре года. Иеронима (ок. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. 1522—1523).
Ее профанным вариантом можно считать написанную в те же годы «Афину Палладу» из Хэмптон-Корта — вероятно, ту самую «голову и бюст Минервы кисти Пармиджанино» из описи собрания Франческо Байарди.
По словам Вазари, причиной его смерти послужило отравление веществами используемыми в алхимических опытах «Меркурием или ртутью». Вместе с тем картина полна тщательно выписанных и весьма правдоподобных деталей. Что означает ряд колонн в глубине. Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». Большим авторитетом искусство Пармиджанино пользовалось у мастеров болонской школы рубежа XVI-XVII веков. 1530, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) и Автопортрет (1530, Уффици).
В 1531 художник вернулся в Парму, где жил до самой смерти 24 августа 1540. В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью, где провёл четыре года. В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено. Он на картине задумывал не сцену семейного счастья, а хотел показать олицетворение одухотворенной красоты. Вазари писал о нем:. Когда ему едва исполнилось двадцать, Пармиджанино исповедовал вкусы маньеристов и это отчетливо видно в необычном «Автопортрете в выпуклом зеркале».
Пармиджанино обязался выполнить работу за 18 месяцев. 1522 – 1523).
В его пармских работах (фрески церкви Санта Мария делла Стекката, 1531–1540 и цикл росписей Диана и Актеон в палаццо Фонтанеллато, 1523–1524) присутствуют характерные черты маньеризма: удлиненные пропорции, томная грация фигур использование декоративных эффектов. Франческо Пармиджанино умер 24 сентября 1540 года в Казальмаджоре, Ломбардия. Пармиджанино явно симпатизирует обоим. Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505—1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в его творчестве, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы. Еще одна картина, считающаяся центром итальянского маньеризма, это «Мадонна с длинной шеей».
В 1527-1531 годы Пармиджанино работал в Болонье, где в его произведениях появляется элемент религиозной патетики («Обращение святого Павла», 1527-1528 годы, Художественно-исторический музей, Вена «Мадонна с розой», 1529-1530 годы, КГ, Дрезден и другие). В 1545 году мы встречаем его в Неаполе, где он создает «Распятие» и несколько картин для сакристии Сан-Джованни-а-Карбонара в 1547 году в Римини он пишет «Поклонение волхвов» для церкви Сан-Фортунато в 1562 году в Пизе занимается отделкой Палаццо дельи Анциани. «Одной докукой для него тогда лишь то, что один из них оказался большим любителем живописных произведений и пришлось делать ему бесконечное количество рисунков пером и акварелью, которыми он как бы расплачивался». По определению Вазари, Пармиджанино изобразил Роха, «преодолевающего боль».
Для его фигур характерны искажённые пропорции и спиральная закрученность поз. Вертикализм композиции подчёркнут движением рук святого, заполняющего собой весь первый план, неестественно длинными пальцами донатора, преклонившего колени в молитвенном обращении, взорами, устремлёнными в небо.
Так, в 1964 г. он пишет рецензию на выставку рисунков Пармиджанино в Лувре. Это Мадонна с розой (1527, Дрезденская галерея), картина, в которой распад ренессансного образа представлен в полной мере.
В ранних работах – росписях капелл в церкви Сан-Джованни-Эванджелиста в Парме (1522) и стуфетты Паолы Гонзага в замке Рокка-Санвитале в Фонтанеллато (около 1523) заметно стремление, отталкиваясь от принципов Корреджо (в мастерской которого Пармиджанино работал в 1518 году), обрести собственную индивидуальность. Известные картины Пармиджанино: «Автопортрет в выпуклом зеркале», «Мадонна с длинной шеей», портрет молодой дамы именуемый «Антея», «Мадонна с розой», «Обращение Савла», «Мадонна с пророком Захарией», «Амур, строгающий лук». Темой фресок Рокка Санвитале был миф о Диане — на этот же сюжет Корреджо выполнил роспись трапезной для аббатисы монастыря Сан Паоло. В 1531 году Пармиджанино возвратился в родной город. В Рим Пармиджанино вместе с дядями прибыл летом 1524 года.
Итальянский художник и гравер эпохи Ренессанса, работал в стиле маньеризма.
Франческо Байарди был другом и коллекционером Пармиджанино, а его сестра Элена 23 декабря 1534 года заказала художнику для погребальной капеллы своего мужа в пармской церкви Санта-Мария-деи-Серви картину, ставшую самой известной и характерной, а может быть и самой абсолютной работой Пармиджанино, — «Мадонна с длинной шеей». В самом деле идеальности» Антее не занимать.
1523). Сказочное животное (согласно инвентарю 1609 года «скачущая жирафа или лошадь») показано в момент высочайшего напряжения движения. Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». Большинство фактов о жизни художника мы знаем благодаря «жизнеописаниям» Джорджо Вазари. Темой для фресок арки пресбитерия послужила притча о Девах разумных и неразумных.
Перед нами два великолепных создания. Особенность этой композиции, построенной на вращательном движении, — устремлённость вверх и намеренно увеличенные фигуры персонажей. Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Урбинского». Главное, что здесь сознательно разрушена гармония между идеалом и формой его воплощения. Тосканская манера заявляет о себе в Венеции так властно, что радикально меняет взгляд Тициана, она проявляется и в его полотнах для Санто-Спирито-ин-Изола (сегодня в церкви Санта-Мария-делла-Салюте) и в работе всех художников, расписывавших потолок Библиотеки Сан-Марко. К этому времени Корреджо вечный соперник художника уже уехал.
Здесь его ждали неприятности: у него были украдены все рисунки. Отдельные части тела преднамеренно вытянуты («Мадонна с длинной шеей»). А Федерико Дзери считал, что творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Работы из Палаццо Корнер Спинелли имели определяющее значение для развития в монументальном ключе творчества Тициана, а также для первых шедевров Тинторетто, особенно для его «Чуда Святого Марка, освобождающего раба».
Эта работа пригланулась папе Клименту VII, который был удивлен талантом юного живописца. Girolamo Francesco Maria Mazzola 11 января 1503, Парма – 24 августа 1540, Казальмаджоре). Преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения. И вот таким образом (в числе прочего) как размерами, так и рисунком генуэзская картина напоминает «Преображение» Рафаэля и дышит той же мощью и живостью.
Перед нами «Мученичество Святого Стефана» Джулио Романо, где влияние классики чувствуется и в энергии тел и в движениях и выражениях лиц и в обилии античных памятников: терм, храмов, обелисков, мостов. За неисполнение заказа в срок был приговорён к тюремному заключению (1539), выпущен под залог, бежал из Пармы в городок Казальмаджоре.
Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». Техникой офорта, позволяющей сохранить в гравюре легкость, одухотворенность, гибкость линий, художник увлекся в 1530-е годы в Парме. По определению Вазари, Пармиджанино изобразил Роха «преодолевающего боль».
Пармиджанино, задумав вначале многофигурную композицию, оставил всего два персонажа. В этот период в творчестве Пармиджанино появляется новая черта — патетика в выражении персонажами религиозного чувства.
Умер там же. Солдаты, ворвавшиеся к нему в мастерскую, не тронули ни картин, ни художника. Вазари называл «Обращение» «редкостнейшим произведением». Считается одним из наиболее знаменитых и признанных живописцев первого поколения маньеристов. Это влияние довольно четко проступает уже в ранних работах художника («Мистическое обручение святой Екатерины», 1521, второй вариант 1527-1537 фрески в двух боковых капеллах пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, около 1522-1523 и др. ), соседствуя, однако же, с стилистическими остроиндивидуальными чертами, такими как особая, действительно «манерная» (как и следует из самого понятия «маньеризма») элегантность поз и удлиненных, грациозных пропорций.
Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. В творческом наследии Пармиджанино заметное место занимает портретный жанр. Собственно, причина промедления заключалась в том, что к тому времени художника полностью поглотили занятия алхимией: почти все время и деньги он тратил на «заморозку» ртути, как называет это Вазари. В конце концов, он бежал из Пармы и последние несколько месяцев провел в Казаль Маджоре, где и умер в 1540 г. в возрасте 37 лет. Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио. Среди портретов Пармиджанино наиболее известны Автопортрет в выпуклом зеркале (1524, Вена, Художественно-исторческий музей), так называемая Антея (ок.
Пармиджанино преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения. В любой его точке можно обрести спасение. Она должнаДвигаться как можно меньше.
На первый взгляд Пармиджанино дословно цитирует фрески Камеры ди Сан Паоло. По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. В результате Павел упал с коня и ослеп. То обстоятельство, что художник, всегда работавший индивидуально, привлёк помощников, показывает, насколько трудно далась ему декорация Санта-Мария-делла-Стекката.
Пармиджанино пожелал быть погребённым «нагим с архипастырским крестом на груди». Пармиджанино, задумав вначале многофигурную композицию, оставил всего два персонажа. Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио. На первый взгляд Пармиджанино дословно цитирует фрески Камеры ди Сан Паоло. На формирование его стиля сильное влияние оказала живопись Корреджо, с ее мягкой и плавной моделировкой объемов, а также искусство Рафаэля, с творчеством которого художник познакомился в Риме (1523–1527). В 1521 году из-за боевых действий в районе Пармы (город был осаждён войсками Франциска I), Пармиджанино переезжает во Вьядану.
В 1521 году из-за боевых действий в районе Пармы (город был осаждён войсками Франциска I), Пармиджанино переезжает во Вьядану. Но иногда эти ипостаси Эшбери пересекались. ПАРМИДЖАНИНО (Parmigianino) (1503–1540) итальянский художник. «Мадонна с длинной шеей» — самая рафинированная и совершенная из дошедших до нас работ Пармиджанино.
По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. На самом деле, он не был первооткрывателем этой техники, но сделал многое для раскрытия её художественных возможностей. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта).
Первую картину — «Крещение Иисуса» — написал в шестнадцатилетнем возрасте. Иеронима (ок. Пармиджанино пожелал быть погребённым «нагим с архипастырским крестом на груди». В 1522 году Пармиджанино работал одновременно с Корреджо в пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, который расписывал там купол. Антея (ок.
Однако в таком виде это направление складывается лишь в конце 1520—1530-х годах. Пармиджанино становится одним из самых ярких выразителей эстетики маньеризма. Его освободили только после торжественного обещания продолжить работу. Этот портрет женщины, наверное, это самая светлая работа в творчестве художника.
1523). Пармиджанино не оставлял эту работу до самой смерти, но так и не сумел закончить. В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью, где провёл четыре года. Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505 – 1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в его творчестве, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы. Такова позиция художника.
По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю.
И что символизируют юноши и девушки, столпившиеся в углу слева, на первом плане. Увлекшись экспериментами с алхимией, стремительно «эволюционировал» из многообещающего молодого художника в разочарованного и оторванного от жизни старика. Эта манера получила законченное выражение в произведениях последнего десятилетия жизни художника, созданных преимущественно в Парме: «Мадонна с Младенцем, святым Захарием, Марией Магдалиной и святым Иоанном» (около 1530), «Мадонна с длинной шеей» (1534-1540 годы, обе – галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна со святым Стефаном и Иоанном Крестителем» (около 1539 – 1540 годов, КГ, Дрезден).
Рисование портретов Пармиджанино отдельная часть в его творчестве. 1530, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) и Автопортрет (1530, Уффици). «Обращение Савла» по мнению искусствоведа Паолы Росси «по силе преображающей реальность фантазии и формальной отвлечённости» не имеет прецедентов. Однако глазаТвои утверждают, что кругом всё поверхность.
«Видение святого Иеронима» (1527, Лондон, Национальная галерея) — последняя римская картина художника и результат изучения «Мадонны Брюгге» Микеланджело. Отдельные части тела преднамеренно вытянуты («Мадонна с длинной шеей»). Но через некоторое время Пармиджанино был вынужден покинуть своё жилище и Рим, «Видение святого Иеронима» он передал церкви Санта Мария делла Паче. Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант — 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок.
Его композиция не столько изображает искаженный выпуклой поверхностью облик художника, сколько имитирует само зеркало: мазками, сливающимися в эмалево-гладкую поверхность, Пармиджанино виртуозно передает и блеск поверхности зеркала и серебристость его тонов их свечение, с безошибочной точностью воспроизводит эффект искривления, растягивания деталей, отражающихся в периферийной зоне зеркала (искаженное и увеличенное отражение руки искривленные очертания окна и двери), в то время, как юное, почти детское лицо, отраженное в центральной зоне зеркала, где нет искажений, кротко и безмятежно взирает на нас. Одной из самых значительных работ, созданных художником в Болонье, является небольшая композиция «Мадонна со Святым Захарией» (ок.
Постоянное «общение» со ртутью, непрерывное вдыхание ее паров довело живописца до горячки и поноса и он сгорел буквально за несколько дней. Первую картину – «Крещение Иисуса» – написал в шестнадцатилетнем возрасте. Настоящее имя Пармиджанино – Джироламо Франческо Мария Маццола (или Маццуоли) (Girolamo Francesco Maria Mazzola, Mazzuoli). Схематически эстетическую платформу первого поколения маньеристов можно обозначить как отход от ренессансного принципа «подражания природе», стремление к более острому самовыражению, выработку неких произвольных или заимствованных у мастеров Высокого Возрождения (главным образом, у Рафаэля и Микеланджело) изобразительных формул.
В Рим Пармиджанино вместе с дядьями прибыл летом 1524 года. Родился в Парме 11 января 1503. Итак – рецензия 1964 г., написанная «по случаю» (по возможности я постарался показать те вещи и контексты, которые имеет в виду Эшбери в этом тексте) и рядом с ней – фрагмент поэмы «Автопортрет в выпуклом зеркале» в переводе Аркадия Драгомощенко.
В дальнейшем стиль художника развивался в направлении большей строгости и отвлеченности. В наиболее известной картине Пармиджанино Мадонна с длинной шеей (1534–1540, Уффици), с ее плавными контурами, застывшими позами персонажей и холодным аристократическим изяществом, мастер как будто возвращается к классическим эстетическим нормам. Но через некоторое время Пармиджанино был вынужден покинуть своё жилище и Рим, «Видение святого Иеронима» он передал церкви Санта Мария делла Паче. В 1531 году Пармиджанино возвращается в свой родной город Парму.
«Видение святого Иеронима» (1527, Лондон, Национальная галерея) — последняя римская картина художника и результат изучения «Мадонны Брюгге» Микеланджело. Джорджоне и Тициан умели выражать лирические чувства и ощущения, удивительным образом погруженные в природу: они дали нам первые образцы современного пейзажа и перенесли на полотно поэзию Петрарки идиллию. 1522—1523). Но художник бежал вместе со своими лучшими друзьями в городок рядом с Пармой.
Можно предположить, что биограф под своими словами подразумевает потнрю времени под занятием алхимией, которая тогда была в моде. Его чуткая натура позволила осознать напряженный драматизм, заложенный в истории обращения св. Он был удивительно легок на подъем, словно считал своей миссией распространение опыта Микеланджело. Остроумный замысел картины не может оставить зрителя равнодушным: кривая поверхность зеркала несоразмерно увеличила руку художника, позволив ему выразить мысль о том, что значит работать руками, которыми управляет душа. Пармиджанино обязался выполнить работу за 18 месяцев.
На формирование его стиля сильное влияние оказала живопись Корреджо, с ее мягкой и плавной моделировкой объемов, а также искусство Рафаэля, с творчеством которого художник познакомился в Риме (1523–1527). Загадочного обаяния полна и так называемая «Антея» (портрет неизвестной юной женщины, скорее всего, куртизанки около 1535-1537) взгляд юной женщины, как это довольно часто бывает в портретах Пармиджанино, пристально, почти гипнотически направлен прямо на зрителя. Перед нами предстает романское здание, освященное в 1217 году, с высоким тибурием позднейшей постройки и мощной апсидой. 1522—1523).
Кажется странным, что на главном проспекте Генуи находится «тайная» церковь. Еще дальше на пути ухода от реальной действительности стоит так называемая Мадонна с длинной шеей (Флоренция, Уффици) — одно из центральных произведений всего итальянского маньеризма. А в 1975 публикует одну из лучших своих вещей – поэму «Автопортрет в выпуклом зеркале» (за которую получает одновременно и Книжную премию года и Пулитцеровскую премию). Я попробовал просто свести вместе два эти текста Эшбери. Сын художника Филиппо Маццолы.
Оба в равной мере претендуют стать центром внимания в пространстве, заключенном в раме. Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505—1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в его творчестве, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы. Описал он и автопортрет юного Пармиджанино. Позже художник заболел лихорадкой и оставил искусство, вскоре Фарнческо скончался. Потом, если приглядеться повнимательней, язык картины, такой классический и возвышенный, такой необычный, выводит нас на верный путь. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). Значительное место в творчестве Пармиджанино занимает портрет.
Но художник не унывал. Между тем Пармиджанино написал достаточно характерную для живописи Возрождения «обманку».
В Риме Пармиджанино сблизился с маньеристами Себастьяно дель Пьомбо и Россо Фьорентино. По словам Вазари, причиной его смерти послужило отравление веществами используемыми в алхимических опытах «Меркурием или ртутью». Солдаты, ворвавшиеся к нему в мастерскую, не тронули ни картин, ни художника.
«Мученичество Святого Стефана» Джулио Романо, картина, полная возвышенной, страстной риторики, приносит в Геную раньше, чем во все прочие города севера Италии, великую римскую культуру. Его лицо в те годы было таким, каким мы видим его на «Автопортрете в выпуклом зеркале»: нежный, романтичный юноша. В этих «Жизнеописаниях» мы находим ценные свидетельства и описания работ мастеров от Чимабуэ до Микеланджело, ставшие основой современной историографии. Солдаты, ворвавшиеся к нему в мастерскую, не тронули ни картин, ни художника. Что за колонна видна на заднем плане. Вазари прибыл в Венецию как сценограф: еще один известный и влиятельный аретинец Пьетро Аретино призвал его для организации постановки своей пьесы «Таланта».
Пармиджанино преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения. В 1531 художник вернулся в Парму, где жил до самой смерти 24 августа 1540. В Рим Пармиджанино вместе с дядями прибыл летом 1524 года. Человек склонен к уничижению, поскольку, пав духом, он может и воспрянуть вновь. «Видение святого Иеронима» (1527, Лондон, Национальная галерея) — последняя римская картина художника и результат изучения «Мадонны Брюгге» Микеланджело.
Он умер 37 лет от лихорадки, оставив искусство. Но Пармиджанино в поисках своего индивидуального стиля во многом переосмыслил опыт старшего коллеги. Что за колонна видна на заднем плане. Начатыми же росписями абсиды церкви Пармиджанино остался недоволен и уничтожил их.
Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Урбинского». Уже одна из ранних вещей, написанных в Болонье, демонстрирует зрелый стиль художника. В 1524 году двадцатилетний Пармиджанино переехал в Рим.
Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). Но эти события только подтолкнули художника к возвращению к живописи. А так как Франческо был очень красив и лицо его и наружность были очень изящными, скорее ангельскими, чем человеческими, то и изображение его в этом шаре казалось божественным и так счастливо удалась ему вся эта работа, что написанное не отличалось от действительного, так как блеск стекла, все подробности отражений, свет и тени были столь подлинными и верными, что большего от человеческих способностей ожидать было невозможно». Пораженные его хладнокровием, те дали ему закончить картину, а позже позволили бежать из Рима, взяв, с него, в качестве выкупа изрядное количество рисунков и акварелей.
По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. По определению Вазари, Пармиджанино изобразил Роха, «преодолевающего боль». Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Урбинского». Сын пармского живописца Филиппо Маццола (около 1460 – 1505 годы) и воспитанник братьев отца – художников Микеле (около 1469 года – после 1529 года) и Пьера Иларио (около 1476 года – 1545 года), Пармиджанино рано проявил большую одарённость и сформировался во многом самостоятельно. Среди них «Антея» и незавершенные, но удивительные фрески «Девы мудрые» и «Девы неразумные» для церкви Санта-Мария-делла-Стекката. Влияние Рафаэля заметно в картинах Видение Св.
Рано снискал славу, был поклонником и продолжателем идей Микеланджело и Рафаэля. Начав с необычного «Автопортрета в выпуклом зеркале» (около 1523 года, Художественно-исторический музей, Вена), написанного на деревянной полусфере и представляющего фигуру в намеренном искажении (пример анаморфозы), Пармиджанино создал целую галерею портретов, отличающихся обилием аксессуаров, сложными композициями с фоном-средой (портрет Лоренцо Чибо, 1525, Государственный художественный музей, Копенгаген портрет Галеаццо Санвитале, 1524 год «Антея», 1535-1537 годы, оба – Музей Каподимонте), а также стремлением передать спонтанность модели («Портрет мужчины, оторвавшегося от чтения», 1523-1524 годы, Художественная галерея, Йорк портрет с тем же названием, 1525-1526 годы, Художественно-исторический музей, Вена Автопортрет, около 1540, Национальная галерея, Парма). Но, несмотря на то, что он не был первопроходцем в этой области изобразительного искусства, Пармиджанино сделал многое, чтобы раскрыть особенности техники офорта. Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». Наряду с флорентийцами Понтормо и Россо и сиенским мастером Беккафуми Пармиджанино является самым ярким представителем новых художественных тенденций, появившихся в искусстве Центральной (и отчасти — Северной) Италии 1520—1530-х годов, обозначаемых в современной науке термином маньеризм (от итальянского слова maniera, т. е. «манера»).
Влияние Рафаэля заметно в картинах Видение Св. Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант— 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио.
Пармиджанино преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения. В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено. Эта картина — своеобразный манифест «манеры», не только вызывающее отрицание ренессансного принципа «подражания природе», но и демонстрация права художника создавать свой собственный мир, существующий по законам, созданным воображением мастера. В Рим Пармиджанино вместе с дядьями прибыл летом 1524 года.
Но здесь случились неприятности, все его картины были украдены. Родился в Парме 11 января 1503. По словам Аугусты Гидилья Квинтавалле, Пармиджанино имел возможность в фресках Санта-Мария-делла-Стекката «соединить воедино различные грани своих интересов, лишь внешне противостоявших друг другу: классицизм и Ренессанс, алхимические мечты о получении золота и научные поиски, преображение реального мира и натуралистические наблюдения, неподвижность и движение».
В Риме Пармиджанино сблизился с маньеристами Себастьяно дель Пьомбо и Россо Фьорентино. Он написал не сцену семейного счастья, а олицетворение одухотворенной красоты.
Вместе с тем картина полна тщательно выписанных и весьма правдоподобных деталей. Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна. К тому времени Корреджо уже уехал из Пармы и у художника не было соперников. Помня, насколько важную роль играли искажения пропорций почти во всех работах Пармиджанино, начиная с «Автопортрета», где рука на переднем плане больше, чем голова, художника можно представить предшественником Пикассо и других современных живописцев. Показано на выставке и 28 рисунков Корреджо. Добиваясь аудиенции у Климента VII, он приготовил для последнего подарок, который должен был убедить Папу в мастерстве молодого художника — собственный Автопортрет (1522, Вена, Музей истории искусства).
Художник внушает зрителю, что перед ним – существо высшего порядка. Солдаты, ворвавшиеся к нему в мастерскую, не тронули ни картин, ни художника.
Все в этой композиции — и «спиралевидная» поза Марии и божественный Младенец, не то крепко заснувший, не то мертвый и непонятная колонна позади (предметно акцентирующая неестественно-удлиненную шею Богоматери) — призвано заинтриговать зрителя, оставив его в тревожном беспокойстве. «Видение святого Иеронима» (1527, Лондон, Национальная галерея) – последняя римская картина художника и результат изучения «Мадонны Брюгге» Микеланджело.
Недаром Вазари говорит, что сам Пармиджанино остался неудовлетворен одной из них – «Мадонной с длинной шеей», которая хранится в Палаццо Питти. Вспышка света, повергшая гонителя христиан Савла наземь, озаряет тревожный пейзаж. Ненадолго задержавшись в Болонье, где написал несколько шедевров, например «Мадонна со Святой Маргаритой и Святой Рох», в 1530 году Пармиджанино окончательно вернулся в Парму в ореоле легенды о своей римской славе: на самом деле славы в Риме он не добился, но дома всего за десять лет создал несколько абсолютных шедевров.
1535, Флоренция, Галерея Уффици), была написана в Парме для церкви Санта Мария деи Серви. Сын художника Филиппо Маццолы.
Девушка изображенная на портрете, замечательна не столько редкостной красотой (подобные покрытые матовой бледностью лица, с бархатными черными глазами и аристократическим очерком рта, вероятно, не были такой уж редкостью по итальянским городам и весям), сколько своей позой и статью. Примечание. Для его фигур характерны искажённые пропорции и спиральная закрученность поз. В его пармских работах (фрески церкви Санта Мария делла Стекката, 1531–1540 и цикл росписей Диана и Актеон в палаццо Фонтанеллато, 1523–1524) присутствуют характерные черты маньеризма: удлиненные пропорции, томная грация фигур использование декоративных эффектов.
Одна из работ Франциско этого жанра, автопортрет из галереи Уффици свидетельствует о его внутреннем разладе, драме художника, который познал дисгармонию мира. Его могила находится в церкви братьев сервитов Ла Фонтана близ Казальмаджоре. Ответ на эти вопросы может дать только лишь сам художник, предполагается, что Пармиджанино хотел изобразить нереальный мир использовав при этом самые невероятные композиционные приемы. Сказочное животное (согласно инвентарю 1609 года «скачущая жирафа или лошадь») показано в момент высочайшего напряжения движения. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью.
Темой для фресок арки пресбитерия послужила притча о Девах разумных и неразумных. Вспышка света, повергшая гонителя христиан Савла наземь, озаряет тревожный пейзаж. Пармиджанино все же удалось получить в Риме несколько заказов. 1. Жизнь Франческо никогда не шла по прямой.
1526–1527, Лондон, Национальная галерея) и Мадонна с розой (1527–1530, Дрезден, Картинная галерея). Свет непреклонный, Чья настоятельность хрупкости гибнет раньше, нежелиСамонадеянность воссиять: не важно, но значимо. Франциск, рука твоя крупна очевидно, Чтобы сферу взломать, но, допустим, чересчур велика, Для плетения сот нежных сетей, Что лишь подтверждает нескончаемость ее заточения. (Велика, но отнюдь не громадна просто, другие масштабы, – Подобна киту, дремлющему на дне океана, По отношению к кораблю на поверхности). Последняя и самая прославленная из алтарных картин Пармиджанино — «Мадонна с ангелами», более известная как «Мадонна с длинной шеей» (ок.
Кража лишь заставила его вернуться к живописи.
Античный мир присутствует и в «Мадонне с длинной шеей», о чем свидетельствует намек на перистиль храма за возвышающейся колонной — символ силы и стойкости Девы Марии, а также вклада античной культуры в построение христианского мира. Начатыми же росписями абсиды церкви Пармиджанино остался недоволен и уничтожил их.
Непонятно, стоит Дева Мария или сидит или же облокотилась на опору или на трон. Среди них — алтарная картина Видение Святого Иеронима (1526—1527, Лондон, Национальная галерея). По пути в Болонье Вазари написал «Трапезу Святого Григория» для трапезной Сан-Микеле-ин-Боско.
Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505—1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в творчестве мастера, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы. Его могила находится в церкви братьев сервитов Ла Фонтана близ Казальмаджоре. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. Вазари писал о нем: «.
Павла. В Риме Пармиджанино сблизился с маньеристами Себастьяно дель Пьомбо и Россо Фьорентино. Загадочного обаяния полна и так называемая «Антея» (портрет неизвестной юной женщины, скорее всего, куртизанки около 1535-1537) взгляд юной женщины, как это довольно часто бывает в портретах Пармиджанино, пристально, почти гипнотически направлен прямо на зрителя. Пармиджанино родился в 1503 году в Парме, а в 1525 году, всего через несколько лет после смерти «божественного» Рафаэля, по приглашению папы Климента VII прибыл в Рим.
В 1567 году он украшает купол Санта-Мария-дель-Фьоре, лично написав ближние к фонарю фигуры. 1526–1527, Лондон, Национальная галерея) и Мадонна с розой (1527–1530, Дрезден, Картинная галерея). Последний, всегда выверенно и четко следовавший методу Микеланджело, совершенно лишен поэзии.
Росписи свода арки и апсиды в церкви Санта-Мария-делла-Стекката в Парме (1531-1539) отличаются более классическим стилем, в котором претворились впечатления, полученные от декораций «Золотого дома» императора Нерона в Риме и росписей Рафаэля в ватиканских Лоджиях и на Вилле Мадама. И в соответствии с этой идеальной моделью он исправляет те природные изъяны, которыми могла обладать реальная натура, хранящаяся в его памяти». «Обращение Савла» по мнению искусствоведа Паолы Росси «по силе преображающей реальность фантазии и формальной отвлечённости» не имеет прецедентов. 1522—1523). Среди работ, которые юный Франческо представил святому отцу, был и знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале», хранящийся сейчас в Вене.
Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическое обручение святой Екатерины» (1521, второй вариант 1527—1537) фрески в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. Из ранних работ показаны «Голова юноши» (есть предположение, что перед нами – один из подготовительных набросков к знаменитому «Автопортрету в выпуклом зеркале») и три замечательных наброска для росписи Рокка Санвитале в Фонтанелатто, рядом с Пармой: херувимы, голова собаки «с висячими ушами» и еще – мужчина в кресле. Лучше всего – несколько рисунков с женскими фигурами, несущими сосуды на голове – разработки для росписей церкви Мария делла Стекката в Парме. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта).
В результате заказ так им и не был выполнен. Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Урбинского». То есть не совсем «на», хотя это здание возвышается над виа XX Сеттембре.
В этом заключалась особенность его манеры, уводящая зрителя от ясных классических образцов Ренессанса. И в самом деле у Климента VII было такое намерение. О нём в своё время говорилось следующее: «То, как высокая женщина изображенная анфас, отчетливо выступает вперед из сумрака, скупо охарактеризованного заднего плана, слегка склонив голову и глядя прямо перед собой, положив левую руку на грудь, словно она хочет поклясться в чем-то, производит впечатление символа некой духовной идеальности, которая носит отпечаток далекого от всякой обыденности духовного аристократизма». Картина очень понравилась папе Клименту VII — он был удивлен, видя такое мастерство у столь молодого живописца. В дальнейшем стиль художника развивался в направлении большей строгости и отвлеченности. В Риме Пармиджанино сблизился с маньеристами Себастьяно дель Пьомбо и Россо Фьорентино.
За неисполнение заказа в срок был приговорён к тюремному заключению (1539), выпущен под залог, бежал из Пармы в городок Казальмаджоре. Настоящее имя Пармиджанино – Джироламо Франческо Мария Маццола. Умер там же.
Возможно, картина осталась незаконченной: в графическом эскизе к этой композиции (Париж, Лувр) в правой ее части изображена колоннада, в то время, как в самой картине справа высится только одна колонна без капители. Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант – 1527 – 1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. По словам Вазари, «обучаясь в Риме, он пожелал увидеть все находившиеся в этом городе древние и новые произведения как скульптуры, так и живописи. Вазари называл «Обращение» «редкостнейшим произведением». Так, в Портрете графа Галеаццо Сан Витале (1524, Неаполь, Музей Каподимонте), первого покровителя художника, заказчика фресок в Рокка ди Сан Витале, Пармиджанино увлекает несвойственное итальянским портретам этого времени зрелищное начало художник тщательно прописывает весь антураж — балюстраду, на которую облокотился молодой граф, поблескивающую рядом с ним, на фоне стены кирасу, пейзажный фон, детали нарядного одеяния в то же время очень обобщенно написанное молодое лицо так бесстрастно, что персонаж художника приобретает некую закрытость.
Но жизнь Пармиджанино никогда не текла по прямому руслу. В 1521 году из-за боевых действий в районе Пармы (город был осаждён войсками Франциска I), Пармиджанино переезжает во Вьядану. В наиболее известной картине Пармиджанино Мадонна с длинной шеей (1534–1540, Уффици), с ее плавными контурами, застывшими позами персонажей и холодным аристократическим изяществом, мастер как будто возвращается к классическим эстетическим нормам.
Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна. В связи с этой картиной возникает много вопросов, ответы на которые дать довольно трудно. Картина попала в капеллу Байарди только в 1542 году. Но через некоторое время Пармиджанино был вынужден покинуть своё жилище и Рим, «Видение святого Иеронима» он передал церкви Санта Мария делла Паче.