Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке. Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть. Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет просторный салон-вестибюль, проходящий сквозь все сооружение (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры).
Или же Якопо Тинторетто, в чьих картинах, в том числе холстах для нижнего этажа Скуолы ди Сан Рокко, законченных между 1583 и 1587 годами, пейзаж превращается в мощное средство драматической оркестровки. На этой стадии стиль Паоло обнаруживает явную зависимость от утонченных произведений маньеристов Эмилии и фресковых росписей Джулио Романо в палаццо Дель Те в Мантуе. В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами.
Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. Однако доводы Веронезе не произвели должного впечатления на Скеллино и не убедили его в полной невиновности художника.
Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника. Именно Понкино избрал в качестве своих помощников Паоло Веронезе и Джамбаттисто Дзелотти, с которыми, возможно, познакомился раньше, воздав должное их мастерству еще в тот период, когда они расписывали виллу Соранцо в Тревилле.
К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная развлекуха складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особенно тонко изображена еле-еле намеченная кончиком кисти женская башка в ракурсе слева от Мадонны). Настоящее имя – Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari).
Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. Тридцать два года, не очень высокий, одет в костюм испанского покроя, несколько устаревший, с точки зрения венецианцев. Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть.
К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). К этому периоду относится создание монументальных холстов с изображением пиршеств. Веронезе был любителем музыки.
пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие. Они дали ему первое художественное образование.
Лк. Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую образ. Пример значительно больше глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане. Картина должна была отражать всю важность сюжета изображенного на ней.
К слову, последняя картина обобщила весь довенецианский художественный опыт Веронезе. Световые блики сообщают необходимую легкость фигурам, трактованным с подчеркнутой пластичностью и создают иллюзию глубины, – свойство, на все сто отсутствующее в соседствующих с работами Веронезе произведениях двух других художников. Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя. Новый плафон Зала Большого совета, сооруженный по проекту Кристофоро Сорте, был готов к 1582 году. Три тондо исполненные Паоло, размещены в шестом ряду по отношению ко входу и изображают аллегорические фигуры: Целомудрие, Астрономию, Гармонию и Воображение, а ещё Музыку.
Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни. В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. Верон предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри.
Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. В результате инквизитор приговорил Паоло исправить и улучшить картину в течение трех месяцев и за личный счет таким образом, чтобы она отвечала важности изображаемого сюжета. Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой. Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (нач. Вполне без сомнения, что в эдакий атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования больше строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) ещё в декабре 1563 года.
Сейчас этот плафон является достойным экспонатом знаменитого Лувра. Веронезе выполнял немногочисленные лирические портреты иногда с оттенком жанровости (Граф де Порто с сыном Адриано, около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе». Но они не слишком достоверны.
Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа. Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот).
Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только немного второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вкупе с Залом Скрутино (голосования). В 1552 году Кальяри получает настоящий подарок от судьбы. На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома».
Восемь фигур Добродетелей нетрудно распознаются по изображенным рядом с ними атрибутам: так, символом Верности является собака, ягненок служит атрибутом Кротости, горностай – Чистоты игральная кость и корона – Вознаграждения, орел – Воздержания, паутина – Диалектики, цапля – Бдительности и рог изобилия – Процветания. Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции.
Еще в XVII веке Марко Боскини первым сумел оценить исключительное цветовое богатство полотна, посвятив ему несколько выразительных поэтических строк: Это означает, что художник, стремясь достичь таких эффектов, / смешал золото, жемчуг и рубины, / и изумруды и самые прекрасные сапфиры, / и алмазы, чистейшие и безупречные. В произведениях мастера не было религиозного смысла. Но сам по себе данный кадр очерчен так искусно, что, вбирая в себя основное – столик с главными действующими лицами около него, слуг, разносящих яства и выразительный мотив глубинной перспективы, – он в то же время несет в своей композиционной структуре чувство естественности, непринужденности, активный динамики, воплощенное с необыкновенным артистизмом.
И, конечно, «Положение во гроб», ныне находящаяся в частной французской коллекции, а ранее украшавшее церковь Корпус Домини в Виченце. Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца. Там уже к 1553 году, сразу же после того как были закончены роскошные позолоченные деревянные обрамления, полотна заняли свои места на своде. Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца. Фирменными штрихам его работ стали яркие, насыщенные цвета (он был непревзойденным колористом), а также сложная, четко выверенная композиция картины с множеством интересных мелочей и деталей. После того, как кропотливая работа над плафонами Дворца Дожей была завершена, слава о талантливом молодом живописце Паоло Кальяри Веронезе разошлась по всей Венеции. В награду за это кардинал оплачивает юному дарованию поездку в Венецию.
Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль. Веронезе чувствовал себя с ними на равных.
Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции. Картины смогли воссоединиться только позже Первой важный войны в Галерее Эстенсе в Модене. Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики. Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями.
В 1819 году была снесена и сама вилла. В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна. При этом взор невольно обращается к трону: кажется, что он сделан в виде скамьи, напоминающей фрагмент средневековой крепостной городской стены с двумя квадратными зубчатыми башнями по бокам. 20 апреля 1573 года Паоло передал законченное полотно монахам, однако 18 июля того же года был вызван на допрос трибуналом инквизиции и был вынужден оправдываться за слишком свободную трактовку священной темы.
5). Веронезе умер в Венеции 19 апреля 1588.
Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571. Об учебе художника известно больше. Некоторые образы носят портретный характер.
Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите.
1548. Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов.
Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины). В этом портрете Веронезе с веристской точностью воспроизвел физический облик модели и создал образ, полный внутреннего величия. Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа де039Буони (или Буоно).
Подобная трактовка пейзажа не новинка для художников того времени. Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования). Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены.
Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами. В Венецию он прибыл по вызову Пончино посредственного художника, получившего заказ на роспись плафона в одном из залов Дворца дожей и боявшегося не справиться с заданием. пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие. Крупнейшим посреди них был Тициан, колоризм которого строится на ином тональном принципе и отличается сложным сочетанием накладываемых слой за слоем цветов, чьи переходы создают результат мягкой световоздушной дымки.
В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. Именно там он получил свое прозвище Веронезе (что означает веронец, житель Вероны), которое впоследствии принесло ему мировую славу среди потомков.
Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в увеличение (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а кроме того задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся сообразно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе).
В картинах следующего десятилетия они звучат все более отчетливо. Эта индивидуальная специфика стиля Веронезе выделяет его посреди самых значительных венецианских мастеров того времени. Каким же был тогда Веронезе. На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры.
Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину.
Плодом труда живописца стала роспись, обозначившая важный этап в становлении его мастерства. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), кроме того являет собой реальный триумф блистательного колоризма Веронезе. Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды.
Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния. Среди множества картин, созданных для украшения плафона Зала Большого совета, произведение Веронезе особенно удачно вписалось в прихотливую маньеристическую игру обрамляющих живопись рам, задуманных и исполненных Сорте: кажется, что написанный художником величественный архитектурный фон, с мощными выступающими карнизами и террасами, опирающимися на монументальные спиралевидные колонны, как бы продолжает реальную архитектуру зала. Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл. Все персонажи полотна предстают перед зрителем живыми, брызжущими энергией и весельем.
В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили. Крупнейшим среди них был Тициан, колоризм которого строится на ином тональном принципе и отличается сложным сочетанием накладываемых слой за слоем цветов, чьи переходы создают эффект мягкой световоздушной дымки. Если бы Веронезе стремился точно следовать евангельскому тексту, как того требовали предписания Тридентского Собора, то он должен был бы перенести сцену Крещения Христа с опушки густого леса на пустынные берега Иордана.
Однако досконально разработанная иконографическая программа вовсе не ограничила творческое фантазерство Веронезе, сумевшего достичь в декорации виллы Мазер одной из вершин своего поэтического искусства. Первый у Веронезе ослепительный образец картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, посреди которых позволительно лицезреть Христа и апостолов, уймище воображаемых и реальных портретов (охватывая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), весь сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры. Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке.
Каким же был тогда Веронезе. Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция. Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж.
Действие происходит на опушке темного леса и льющиеся сверху лучи создают драматическую игру светотени на фигурах изображенных в нижней части полотна.
По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534). Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием.
В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний садик на северную сторону (Грот). Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры. Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно.
Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. Создание цикла датируется 1570-ми годами.
Но они не слишком достоверны. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. Марка.
Однако в конце XIX века сооружение церкви было демонтировано в связи с постройкой на этом месте Наполеоновского крыла Новых прокураций. Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке. Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида.
К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны).
После его смерти, сыновья живописца основал сообщество «Последователи Веронезе», пытаясь продавать свои картины под этим «брендом». Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. Контини-Бонакосси, 1550-е годы) и волевой, мужественный Портрет Даниеле Барбаро (Флоренция, Уффици, 1560-е годы).
Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. 1550-х).
Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. Подобное касательство к пейзажу отличает в тот самый отрезок времени произведения многих других современников Веронезе, к примеру Якопо Бассано, в мастерскую которого Паоло отдал своего юного сына Карлетто. Можно только подумывать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (отрада и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием. Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне.
Заказчики сумели по достоинству дать оценку великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее. Лк. В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции.
Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой. В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе выполнил одиннадцать холстов.
Созданные Веронезе картины на центральном и угловых плафонах раскрыли его талант во всем блеске. В 1819 году была снесена и сама вилла.
Эти произведения были написаны примерно в 1575 году.
Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции. Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене. Учился у своего дяди венецианского художника Бадиле, работал в Вероне и Мантуе.
Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями. Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, тот, что сообща со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики. Известна дата передачи последнего полотна монахам – 20 апреля 1573 года, однако вскоре (18 июля того же года) его вызвали в трибунал инквизиции на допрос. Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви. Последние годы творчества Веронезе отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения. После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за прочий серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (возле 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане.
Художник не ставит перед собой задачу изображать события реалистично. Картина «Христос в Эммаусе» – очень характерное для творчества Веронезе произведение. Именно 60-е годы XVI века стали периодом расцвета творчества Паоло Кальяри Веронезе.
до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз.
Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях. Тогда же Паоло представил монахам план корпуса для церковного органа. Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, затворник из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо). Часть снятых росписей он оставил в своем владении, отдельные фрагменты подарил друзьям, другое было продано антиквару Вендрамини из рук которого произведения попали на художественный рынок Англии.
Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. Этот заказ был выполнен к 1560. Паоло Веронезе, картины которого исполнены невероятной гармонией, сложными позами, экспрессией жестов и ракурсов, смог добраться до вершины мастерства без серьезного обучения и вскоре после переезда получил серьезный заказ.
И в отношении цветового решения и в отношении композиционного замысла они не уступают живописным панно в Сан Себастьяно. Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания. Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды.
Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт. Был похоронен в церкви Святого Себастьяна. Только шесть из них могут считаться работами самого Паоло, да и они дошли до нас шибко нехорошо сохранившимися.
В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана. Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673. По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году.
Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло. И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе».
Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке.
В этой композиции с изображением "Святого семейства с маленьким Иоанном Крестителем", "Святыми Антонием аббатом и Екатериной" молодой художник обнаруживает знакомство с реалиями венецианской художественной жизни используя "цитаты" из алтаря Пезаро в церкви деи Фрари, написанного несколько лет тому назад Тицианом. Ему поручили три главных сюжета.
Одно из таких полотен («Пир в доме Левия», 1573 год) навлекло на Веронезе подозрение церкви, что могло стоить мастеру его репутации и даже более серьезных последствий. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества.
Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу. Створки были закончены и установлены в 1560 году.
Это наиболее содержательные из его полотен. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Веронезе Паоло (Veronese собственно Кальяри, Caliari) (1528-1588) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. Здесь мирно уживались между собой различные направления искусства. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества.
В 1565 году Паоло женился на Елене Бадиле – дочери своего первого учителя, которая приходилась ему дальней родственницей. Сохранилось непочатый край живописных работ Веронезе исполненных до 1550 года и отмеченных типично маньеристическими чертами.
Паоло совсем меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. В возрасте 27 лет был призван в Венецию для украшения ризницы церкви Святого Себастьяна. Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания.
Представитель венецианской школы. В отличающем эту работу особом графизме и переливчатом сиянии красок на поверхности тканей без труда угадываются черты, типичные для ранних произведений Веронезе. Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования. Великий итальянский художник умер в Венеции 19 апреля 1588 года. На заднем плане толпится их многочисленная свита.
Первый из них, о котором уже упоминалось выше как об авторе иконографической программы украшения плафонов Залов Совета Десяти во Дворце дожей, был всесторонне образованный человек, увлеченный музыкой и астрономией кроме того, он был первым в Венеции издателем трудов Витрувия по архитектуре, увидевших свет в 1556 году и проиллюстрированных гравюрами, в том числе и по рисункам Паоло. Разработанная гуманистом Даниеле Барбаро программа росписей была посвящена прославлению величия и непобедимости республики св.
Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца. Драматическая фабула мифа рассказана Веронезе спокойно и неторопливо особой красотой отличаются изящные фигуры персонажей и колорит, построенный на сочетании живых и ярких тонов.
А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти. К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто.
Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. Его языком были краски.
Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Брак принес супругам четырех сыновей и дочь.
Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно). Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году.
Одна из них изображающая Мученичество Святого Георгия, написана, по-видимому, в том же 1562 году и по-прежнему находится в церкви, другая – Святой Варнава исцеляющий больных создана чуток позднее и вывезена в 1797 году во Францию. Веронезе не менее блестяще выполнил обозначенные работы, чем принес себе еще большую славу и известность. В 1819 году была снесена и сама вилла.
Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане. СПб, Эрмитаж). Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества.
Важнейшими посреди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а кроме того Справедливость (нынче собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом.
Эти принципы и приемы впоследствии послужат основой всех его творений. Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция. Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе. На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника. Иллюзию глубины (которая начисто отсутствует у соседних с произведениями Веронезе, а соседствуют картины двух, не менее известных художников своего времени) и необычайную легкость художник создает умелым использованием световых бликов на поверхности картины.
В 1566г. Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри.
Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы. Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. Однако портрет остается, по крайней мере в этот период изолированной областью в творчестве Веронезе.
Начало семидесятых годов ознаменовалось возвращением Веронезе к изображениям Пиров. Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению. В 1553 году Веронезе занимался украшением Двореца дожей. Художник тщательно готовил холсты и так умело накладывал краски, что они выдержали испытание временем и до сих пор находятся в безупречном состоянии.
Основная сфера деятельности Веронезе — декоративно- монументальная живопись. Это наиболее содержательные из его полотен. Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал.
до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз. Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года. Такое знакомство, несомненно, оказывает значительное влияние на его дальнейшее творчество.
Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее.
Впрочем, затея так и не увенчалась успехом – в отличие от славы гениального Паоло имя и произведения которого по сей день живы и радуют взгляд всех ценителей изящного искусства. Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж. За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и в текущее время украшающая единственный из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, в конце концов, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять местоположение погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами раньше. Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника.
Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столь навеяны архитектурой Санмикеле, сколь являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей работа о театральной сценографии (доля его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, бесспорно, знал. Среди них блистательное "Обручение Святой Екатерины" из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ "Пала Бевилъаква-Ладзизе", созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция "Крещение" (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же "Оплакивание", заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное "Положение во гроб" из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся теперь в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини). Центральное положение в станковой живописи Веронезе занимают его монументальные холсты с изображением пиршеств, относящиеся к лучшему времени его творчества – 1560-м – началу 1570-х гг. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и ещё одного художника (вероятно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы.
Таковы, к примеру, картина Пир в доме Симона Фарисея (Турин, галерея Сабауда), написанная около 1560 года по заказу одной из веронских церквей или же созданное для трапезной монастыря Сан-Джорджо Маджоре двумя годами позднее полотно Брак в Кане (Париж, Лувр), участниками которого являются свыше 130 персонажей. Родился в 1528 в Вероне.
В том же году художник украшает своим творчеством интерьер библиотеки Сан-Марко.
В семье был пятым сыном. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны.
Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры).
Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника. В одеждах, к примеру, солдаты одеты и вооружены как немцы.
Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора. Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены. Сопоставим, к примеру, живописную трактовку мускулистого тела демона или мощной фигуры самого Святого Антония с так называемым Белъведерским торсом, знаменитой греческой скульптурой, ставшей прообразом многих пластических мотивов Микеланджело. 19 апреля 1588 года художник скончался от воспаления легких. Обучением Паоло занимался веронский художник Антонио Бадиле, который являлся еще и его дядей.
Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру). Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери. Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и в текущий момент находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (теперь в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы ещё одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (сейчас Музей Кастельвеккьо, Верона) в конце концов, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся прежде в церкви Корпус Домини в Виченце.
С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно.
Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения. О таланте художника вскоре узнали за пределами Вероны. Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора. Марка, обнял его и поздравил с победой. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника.
Паоло Веронезе родился в 1528 году в Вероне. В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции.
Даже в первых работах молодого живописца тяжко приметить заметные следы влияния учителя. Меньший по размерам, больше вытянутый по формату, тот самый холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины). После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане.
К примеру, можно назвать, хранящееся у одного из частных коллекционеров Нью-Йорка «Обручение Святой Екатерины», экспонат веронского музея Кастельвеккьо – написанный в 1548 году алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», картина «Крещение», созданная для украшения одной из веронских капелл в 1548-1549 годах.
Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Овновь республики) над и под изображениями Веры и Религии, а ещё Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира. В первой из комнат, получившей наименование Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – толстый кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает ложь, тогда как на антаблементе, кроме различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции. В этом произведении вновь царят неповторимое праздничное великолепие, безмятежная радость и полнота ощущения жизни их излучают сами краски, ложащиеся широкими плоскостями, сияющие и окрашивающие цветом тени.
Нет никаких сомнений в том, что это полотно от начала до конца было исполнено самим художником больше того, по своим колористическим достоинствам и изяществу рисунка оно может считаться одним из замечательных образцов блестящего мастерства Веронезе-декоратора. Итак, вскоре молодой Паоло покидает родительский дом и отправляется на поиски славы в Венецию, которая в то время являлась одним из самых демократичных и свободных европейских государств. Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия. Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу).
собакой.
Каждая из картин являет собой выдающееся произведение. Художественная роль сочиненных Паоло пейзажей, мрачных, напряженных, по которым внезапно, как дрожь по коже, пробегают искры сверхъестественного, неземного света, состоит в том, чтобы усилить драматическое звучание события. Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана.
В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами. С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года.
Однако тема этой огромной картины приобретает особый интерес, не только художественный, но и политический, благодаря присутствию в композиции фигуры Себастьяна Веньера, командующего венецианским флотом в битве при Лепанто и затем в течение короткого периода, с 1577 по 1578, бывшего дожем Венеции. Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана.
Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества. После смерти родные художника выполнили его волю.
И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе». Но сам по себе данный кадр очерчен так искусно, что, вбирая в себя основное – стол с главными действующими лицами вокруг него, слуг, разносящих яства и выразительный мотив глубинной перспективы, – он в то же время несет в своей композиционной структуре ощущение естественности, непринужденности, живой динамики, воплощенное с необыкновенным артистизмом. Монументально-декоративной живописи Веронезе (Триумф Венеции, 1578-85, во Дворце дожей Триумф Мардохея, 1556, в церкви Сан-Себастьяно в Венеции) присущи праздничная приподнятость образов, выразительность ракурсов и движения, ликующее великолепие звучного цвета, органическое слияние живописи с архитектурой (фрески на вилле Барбаровольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561).
Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. В 1566 году женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле. В Венецию он прибыл по вызову Пончино посредственного художника, получившего заказ на роспись плафона в одном из залов Дворца дожей и боявшегося не справиться с заданием. Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника.
Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году. Пейзажи в его картинах играют свою, специально отведенную им для этого роль. В этой композиции, вывезенной французами в Париж в 1797 году во время наполеоновских походов в Италию и с 1803 года экспонируемой в Музее изящных искусств Кана, заметно воздействие произведений Джулио Романо и Микеланджело. Полная достоинства фигура явственно выступает на темном фоне.
Недаром, его кисть все чаще воссоздавала на стенах и плафонах дворцов, соборов причудливые архитектурные конструкции. В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в булыжник Аглавру). В равной мере тот самый разворот позволительно подвергать рассмотрению и как следствие искреннего эмоционального отклика Веронезе на новоиспеченный церковный климат и как проявление многообразия таланта художника, способного гибко вносить изменения живописный синтаксис в соответствии с пожеланиями заказчиков.
Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. Веронезе – автор торжественных многофигурных композиций (Брак в Кане, 1563, Лувр Семья Дария у ног Александра, после 1565, Национальная галерея, Лондон) с изображением праздничных шествий, пиршеств, со смело введёнными жанровыми мотивами, портретными образами, реально наблюдёнными деталями (Пир в доме Левия, 1573, Галерея Академии, Венеция). Лк. В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами.
Нет никаких сомнений в том, что это полотно от начала до конца было исполнено самим художником более того, по своим колористическим достоинствам и изяществу рисунка оно может считаться одним из замечательных образцов блестящего мастерства Веронезе-декоратора. Рассказывали, что сам Тициан, встретившись с Веронезе на площади св. Веронезе был любителем музыки. К венецианскому алтарному образу жутко близки другие картины на религиозные сюжеты, ещё относящиеся к первой половине восьмого десятилетия.
Перед лицом предъявленных ему обвинений Паоло искусно защищался, отстаивая свободу художника: Мы, художники, . Умер Паоло Веронезе 19 апреля 1588года в Венеции от воспаления лёгких.
В вину ему ставили слишком вольную трактовку священного писания. На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками.
Паоло Веронезе родился в 1528году в Вероне и был пятым сыном в семье скульптора Габриеля Калиари. Картина Веронезе полна аллегорий. Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов.
Учился у своего дяди венецианского художника Бадиле, работал в Вероне и Мантуе.
К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце.
Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида. Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни. Другими словами, вина Паоло, очевидно, состояла в том, что он без необходимой критичности выполнил указания братьев монастыря, заказавших ему картину.
Портретный жанр с самого начала играл важную образ в творчестве Паоло.
Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. Плафоны прославили Паоло Веронезе.
С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства. Веронезе чувствовал себя с ними на равных. Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо). Неудивительно, что в мальчике проснулись художественные таланты.
Первым серьезным заказом Кальяри в Венеции стала работа над знаменитым Дворцом Дожей – ему доверили художественную роспись плафонов в залах Совета Десяти. В 1560 году Веронезе посещает Рим, где занимается росписью Виллы Барбаро в селении Мазер близ Виченцы. В отличие от них три центральные композиции, хотя и решены в едином для всего ансамбля колорите, являются вполне самостоятельными, в соответствии со схемой, впервые использованной Паоло почти двадцать лет назад при украшении плафона нефа церкви Сан Себастьяно.
К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. Скорбь, меланхолия, горечь, печаль, столь чуждые молодому Веронезе, характеризуют Оплакивание Христа из ленинградского Эрмитажа и Распятие из Лувра (1580-е гг. ). Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года. Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. Дрезден, Картинная галерея).
Размеры этой картины — 5, 5 метра в высоту и 13 метров в ширину. Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) больше двух десятилетий жизни. Далее, он получает масштабные заказы на оформление шикарных вилл своими рисунками и фресками – виллы Коллеони (1560), виллы Мазер (1565), палаццо Маньядоле (1572).
Именно там талантливый юноша черпал вдохновение. Но как ни замечательна эта картина, как ни прекрасна ее живопись, общая ее концепция носит ещё относительно элементарный характер: в широте ее образного охвата преобладают, скорее, количественные факторы, а композиционное построение ещё статично в своей симметрии. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие "Время и Славу", а также "Справедливость" (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой "Истории" в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. В целом, полотна передают собирательный образ Венецианской жизни.
Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, в настоящее время разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. Такой прием не был открытием для других венецианских художников, так как его уже использовал Якопо Боссано, в чьей мастерской учился сын Веронезе, Карлетто. 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры. Естественно, религиозная тема была не единственной в творчестве Паоло.
Лишь в некоторых из его женских портретов заметны следы более глубокого проникновения в психологию. Новаторство росписи бросалось в глаза. Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами.
Впервые он подпишется этим именем только в 1555 году, заключая контракт на выполнение алтарного образа Пала ди Монтаньяна. Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году.
Юношей он копировал картины своего учителя Бадиле, гравюры Дюрера, рисунки Пармиджанино. Об учебе художника известно больше. Ему поручили три главных сюжета. Корпус был изготовлен 1558 году и через два года украшен различными живописными панелями.
Портрет как чистый жанр занимает в творчестве Веронезе достаточно скромное место. В его произведениях нет психологической силы, отличающей портреты Тициана или глубокого духовного содержания, присущего работам Тинторетто, но он остается непревзойденным среди венецианцев колористом и мастером сложных пространственных композиций. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини).
Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. Веронезе пошел на хитрость, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия, разместив на карнизе над пилястрами надпись «FECIT D. COVL MAGNU. LEVI-LUCAE CAP. V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение. Тридцать два года, не очень высокий, одет в костюм испанского покроя, несколько устаревший, с точки зрения венецианцев.
женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле. Паоло Веронезе (1528-1588) появился на свет в 1528 году в квартале Сан Паоло города Вероны, одного из главных городов, входивших тогда в состав Венецианской республики. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе. Сопоставим, например, живописную трактовку мускулистого тела демона или мощной фигуры самого Святого Антония с так называемым Белъведерским торсом, знаменитой греческой скульптурой, ставшей прообразом многих пластических мотивов Микеланджело.
Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. Створки были закончены и установлены в 1560 году.
Не ограничиваясь больше ролью декоративных элементов, простых рам или консолей, архитектурные мотивы становятся живыми участниками композиций. Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь.