Тростник также встречается и в изображениях Осириса. Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др.
Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа. Но каков настоящий цвет кентавра. Сущность хтонического (связанного со стихией земли, растений, плодородия) божества подчеркивает наличие за его спиной дерева – символа жизни, метафора которого – рождение и смерть, рост, становление, при опоре на землю, стремление ввысь, в небо. P. S.
Это весёлое и проказливое божество стад, лесов и полей. Но бес его попутал и художник соскоблил любимую женщину, чтобы уступить холст сатиру. У этого рассказа был другой сюжет – не отличавшийся от символа. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза. Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля».
Но и Толстой не воспринимал своего противника. Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. Он мастер играть на тростниковой свирели, с которой никогда не расстаётся. Пан, написанный Врубелем, не слишком похож на греческого бога, несмотря на козлиные ноги, рога и свирель. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
Древним он – бог, нам – леший. Лучшая из них – Пан. Чтобы прийти к нему искусству понадобился компромисс между орнаментом и притчей. Жесткие волосы покрывали его грудь. Особенно ночью, когда голубое оказывается фиолетовым, а сны – явью. Я видел ее только на картинках. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым.
Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». С приходом христианства прежние боги стали демонами. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Кстати, есть фотография Толстого, несколько напоминающая Пана: пронзительный, направленный на зрителя взгляд, борода, широкий нос. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – русский художник рубежа 19 – 20 веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Пан1899 г. В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте и составляли свиту Диониса.
Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. Ветер выдает метафору. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Руки, ноги и голова пришиты друг к другу, но так, что швов не видать.
Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир». Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. В этих заметках есть такие строки: обтрепанный, маленький, невзрачный, предстал я благодаря тому широкому гостеприимству, которым отличался хозяин Скучной Поляны, пред угрюмые пронзительные волчьи голодные очи маститого, родового, но все же мужика моя фигура возбуждала брезгливость.
Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Он – ее дух, она – его плоть, вместе они называются родиной.
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Другими, принадлежащими Аверинцеву, словами, символ – это равновесие формы и содержания. Для этой картины художнику никто не позировал. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Другое дело, что его дом был и моим.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Торс атлета принадлежит человеку. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Синий, – ответил бы Врубель. Но этот портрет не был бы врубелевским, если бы в образе Арцыбушева не чувствовалась внутренняя динамика, подобная скрученной пружине.
Свирель не звучит, спина не разгибается, шерсть вылезла, про наяд и думать нечего. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Где. Флейта ритмически очень связана с пальцами Пана.
Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же. Пан – один из них. После окончания академии Михаилу повезло. Подобное соскабливание бывало не однажды.
Так когда же Врубель мог лично встречаться с Толстым. Пан в древнегреческих мифах — козлоногое существо с рожками и телом, покрытым шерстью. Это его символ Джед – позвоночный столб Осириса, восходящая к дереву связка тростников, вставленных один в другой, знак плодородия и возрождения. Зачахший сатир одной ногой (той, что нам не видна) уже в могиле. Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. К осознанию Пана как родного русского персонажа подталкивает и пейзаж, на фоне которого изображен Пан – типично северно-русский пейзаж с зеленой равниной, кривыми бережками, блестящей при лунном свете речкой и небольшим лесом. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта.
Дерево всегда показывает связь между прошлым, настоящим и будущим. Мощь его тела выдает в нем явный гигантизм (излюбленный прием Врубеля, говорящий о явном проявлении божественной силы персонажа), это не тело старика, не смотря на дряхлость лица.
Они были, дикими, страстными и необузданными. Так что же можно найти схожего у врубелевского Пана с Толстым. Как мы видим, старец не совсем обычный. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий.
Этот контраст наличия в одном теле увядающего и жизненно-крепкого тоже показывает разрыв между двумя полюсами (рождение — смерть). После окончания академии Михаилу повезло. Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой. В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное. Со второго начинаются чудеса.
Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Сама Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, а ее сестра была замужем за сыном художника. И отчего так тревожен выползающий из-за чёрного леса красновато-жёлтый серп месяца. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Врубель вычитал его у Анатоля Франса: На седеющем темени торчали притупившиеся рожки. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля».
Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. Сильное, грозное произведение. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву.
Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Не такие ли руки у врубелевского Пана: большие, некрасивые, узловатые. Чаще, однако, он занят другим. Во всяком случае, в Летописи жизни и творчества Л. Н. Толстого таких сообщений нет.
Могучая фигура состоит из противоречий. Мои сомнения удивили Синявского. Когда мертвая и бесцветная атмосфера уходит в даль, она необъяснимым (что бы ни говорил мой учебник физики) образом становится синим небом, оживляющим фантазию. Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд. Леший, например, мало чем выделяется. Теперь о руках.
Это непростое одиночество очень близко художникам эпохи Модерна. На этот счет точных данных не существует. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. Убегая, она превратилась в болотный тростник из которого потом Пан и сделал себе флейту. Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее.
Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий.
Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». В свободное время он с удовольствием пользовался книгами богатой тенишевской библиотеки. Гостивший там Врубель уже написал окрестный пейзаж для портрета жены. Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же.
Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Он взял у меня краски: желтую, черную, зеленую и киноварь. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Почти нематериальный и часто непобедимый, он состоит из воздуха и движения.
Прежде всего — глаза. Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»). Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю.
Усталость, но бесконечная отдача. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины.
У сатира не может быть истории, только антропология. Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника. Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины.
Вот таким образом так дорог Врубелю иной – неверный – свет луны. Или Демона, про которого Лермонтов так и написал: Синело предо мной пространство. Волосатые мослы с копытами вросли в родную стихию – землю.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Флейта Пана – Сиринга инструмент из тростниковых трубочек, связанных в один ряд. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.
Персонаж и природа вокруг него слиты воедино. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан. А лик стоящей среди апостолов Богородицы — это лицо молодой фельдшерицы Марии Ершовой.
Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Выполнили фотографию в Москве мастера Шерер и Набгольц в 1885 году. Автору нельзя не верить. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. В одном из томов французского писателя Анатоля Франса (а он читал в подлиннике) его заинтересовал рассказ Святой Сатир, где описано видение монаху Мино возле гробницы святого Сатира — козлоногого белобородого старца с телом, обросшим волосами.
В русском искусстве ближе всех к этому идеалу подошел Врубель. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. В его ярких бирюзовых глазах стариковская отрешённая задумчивость. Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Поблагодарив, я спросил, правда ли, что он сам, как сказано наследующей странице, встречался с водяным.
Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля.
Собственно, ему, пространству, не остается ничего другого. За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно. С тех пор я так и делаю, но мелкая нечисть не попадается мне на глаза. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1.
Подрамника с чистым холстом под рукою не оказалось и тогда, по свидетельству молодого композитора Б. К. Яновского, приехавшего с супругами в Хотылево: Врубель на моих глаза соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать Пана (сам он называл его Сатир). На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего.
На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. После обеда Врубель позвал меня смотреть портрет. И сидит он на пне на фоне деревьев.
И тут мне вспомнилась картина Михаила Врубеля Пан. Обладая исключительной зрительной памятью, Врубель зачастую в своих произведениях воспроизводил лица знакомых или просто запомнившихся ему людей без их присутствия. В своем творчестве художник иногда прибегал к фотографиям, считая при этом, что ими можно пользоваться, но не рабски, а сознательно, выбирая только самое характерное. На картине изображён Пан – персонаж древнегреческой мифологии. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
С годами выяснилось, что без водки я могу обойтись дольше, чем без музеев. Пан сидит на земле и витает в облаках. Герой портрета – человек новой формации, новой промышленно развивающейся России, страны, в которой начинают цениться не только благородство происхождения, но и ум, талант и активная гражданская позиция. Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары.
Невидимый и бесспорный, он, как судьба, обнаруживает себя, меняя поведение окружающего. Конечно, Врубель писал не просто портрет. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Герой будто собой, своим телом заменяет (частично закрывает) стволы деревьев. Это одиночество души, способной отдавать все, ради созидания.
Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне.