Картина Врубеля «Пан» совершенно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира. «пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. В 1899 г., вдохновлённый рассказом «Святой сатир», Михаил Врубель написал картину под названием «Пан всего за несколько дней изобразив удивительное, будто бы общающееся со своим зрителем при помощи глаз мифическое существо, наполовину человека, наполовину козла. Картина Врубеля Михаила Пан: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами.
По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1.
Они изображают Бога как старого человека проповедуют не веру, а суеверие — и далее: Я смотрела в глаза Толстого, сверкающие сквозь брови, как глаза Пана сквозь лесную чащу: мудрые, как сама природа. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир». После окончания академии Михаилу повезло.
Но при этом задний фон абсолютно реален и замечательно изображен. В русском искусстве ближе всех к этому идеалу подошел Врубель. У этого рассказа был другой сюжет – не отличавшийся от символа. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Свирель не звучит, спина не разгибается, шерсть вылезла, про наяд и думать нечего. На этот счет точных данных не существует.
У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Они были, дикими, страстными и необузданными. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. В умозрительном плане дерево часто делят на три части: корни, ствол и крона, где корни – это подсознание, ствол – стремление, выражающееся физической жизнью, а крона – выход на уровень сознания и сверхсознания. Он взял у меня краски: желтую, черную, зеленую и киноварь.
Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета Морозова — к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком. Автору нельзя не верить. Своим любимым – синим – цветом он всегда красил сгущенную реальность изображая, например, глубокий обморок сирени. Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же. В одном из томов французского писателя Анатоля Франса (а он читал в подлиннике) его заинтересовал рассказ Святой Сатир, где описано видение монаху Мино возле гробницы святого Сатира — козлоногого белобородого старца с телом, обросшим волосами. Мои сомнения удивили Синявского. Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары. Флейта Пана – Сиринга инструмент из тростниковых трубочек, связанных в один ряд.
Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев.
Где. Жесткие волосы покрывали его грудь. Собственно, ему, пространству, не остается ничего другого. Оно напоминает лицо старого дедушки. С годами выяснилось, что без водки я могу обойтись дольше, чем без музеев. Зачахший сатир одной ногой (той, что нам не видна) уже в могиле.
Михаилу Александровичу Врубелю была очень интересна такая тематика картин, он как ребенок спешил показать честному народу существо, которое придумали они сами и неистово верили в него. Вот, например одна из известных картин Михаила Александровича Врубеля Пан. Мощь его тела выдает в нем явный гигантизм (излюбленный прием Врубеля, говорящий о явном проявлении божественной силы персонажа), это не тело старика, не смотря на дряхлость лица. Это одиночество души, способной отдавать все, ради созидания. На фоне реального вечернего пейзажа с четко прорисованными линиями тонкоствольных деревьев, освещенных таинственным светом яркого полумесяца, Врубель изобразил некое сказочное существо. Не такие ли руки у врубелевского Пана: большие, некрасивые, узловатые.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Другое дело, что его дом был и моим. Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен. Флейта ритмически очень связана с пальцами Пана. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках.
Именно картина известного русского художника Врубеля Михаила Александровича «Пан» как нельзя лучше показывает его талант к сочетанию реального и чудесного миров на одном полотне. Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий. Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. Но когда посмотреть на его туловище, то оно абсолютно не принадлежит дедушке.
Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Пан – один из них. Руки, ноги и голова пришиты друг к другу, но так, что швов не видать. Во всяком случае, в Летописи жизни и творчества Л. Н. Толстого таких сообщений нет. Это придает персонажу большей загадочности.
Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Ветер выдает метафору. Со второго начинаются чудеса.
Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Особенно ночью, когда голубое оказывается фиолетовым, а сны – явью. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Но и Толстой не воспринимал своего противника. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Могучая фигура состоит из противоречий.
Персонаж и природа вокруг него слиты воедино. Почти нематериальный и часто непобедимый, он состоит из воздуха и движения. Большие массивные плечи, накачанные руки, которые от локтя к пальцам покрыты волосами. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Или Демона, про которого Лермонтов так и написал: Синело предо мной пространство. Врубель вычитал его у Анатоля Франса: На седеющем темени торчали притупившиеся рожки.
Убегая, она превратилась в болотный тростник из которого потом Пан и сделал себе флейту. Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. Немного затуманенное небо с красиво виднеющимся молодым месяцем. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Пан сидит на земле и витает в облаках.
Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – русский художник рубежа 19 – 20 веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Пан1899 г. В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте и составляли свиту Диониса. И добрые, немного грустные глаза. А лик стоящей среди апостолов Богородицы — это лицо молодой фельдшерицы Марии Ершовой.
После обеда Врубель позвал меня смотреть портрет. Это непростое одиночество очень близко художникам эпохи Модерна. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой.
Его рука, одновременно крепкая и жилистая, как могучая ветвь, не прикрывает и не сжимает находящийся в ней музыкальный инструмент ладонь раскрыта и даже подаётся вперёд, словно в приглашающем жесте. Древним он – бог, нам – леший. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. С приходом христианства прежние боги стали демонами. Можно подумать, что картина написана с реального жителя земли. Как мы видим, старец не совсем обычный.
Выполнили фотографию в Москве мастера Шерер и Набгольц в 1885 году. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Если в картине преобладает смысл, зрителю достается аллегория, если побеждает форма – абстракция. Баланс, трудный, как фуэте на гимнастическом бревне, создает непереводимое единство видимого и невидимого, красоты и глубины, естественного и сверхъестественного, реальности и лежащей за ней истины. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью. Прислушаемся к впечатлению о Толстом врача С. Я. Елпатьевского: Но больше всего поразил меня крестьянский облик его — сутуловатые плечи, большие руки, словно всю жизнь тяжело работавшие и мужицкая седая борода, не по-графски обряженная, — типичный облик крупного и костистого старика, великорусского крестьянина А вот восприятие А. М. Горького: У него удивительные руки — некрасивые, узловатые от расширенных вен и все-таки исполненные особой выразительности Он похож на Бога, не на Саваофа или олимпийца, а на этого русского Бога, который сидит на кленовом престоле под золотой липой. Когда мертвая и бесцветная атмосфера уходит в даль, она необъяснимым (что бы ни говорил мой учебник физики) образом становится синим небом, оживляющим фантазию. Дерево всегда показывает связь между прошлым, настоящим и будущим.
Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Тростник также встречается и в изображениях Осириса. Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое. На картине Михаила Врубеля "Пан" изображён одноименный персонаж древнегреческой мифологии. P. S. И тут мне вспомнилась картина Михаила Врубеля Пан.
Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Чаще, однако, он занят другим. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор.
В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Торс атлета принадлежит человеку. Я видел ее только на картинках.
За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно. Но каков настоящий цвет кентавра. Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Так что же можно найти схожего у врубелевского Пана с Толстым.
Другими, принадлежащими Аверинцеву, словами, символ – это равновесие формы и содержания. Он – ее дух, она – его плоть, вместе они называются родиной. Герой будто собой, своим телом заменяет (частично закрывает) стволы деревьев.
Но бес его попутал и художник соскоблил любимую женщину, чтобы уступить холст сатиру. Подобное соскабливание бывало не однажды. Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Нижнюю часть туловища покрывает темная длинная шерсть и даже видны копыта вместо ног. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа. Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее.
Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»). Сущность хтонического (связанного со стихией земли, растений, плодородия) божества подчеркивает наличие за его спиной дерева – символа жизни, метафора которого – рождение и смерть, рост, становление, при опоре на землю, стремление ввысь, в небо.
Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Так когда же Врубель мог лично встречаться с Толстым. Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю. И сидит он на пне на фоне деревьев.
На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Прежде всего — глаза. Сама Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, а ее сестра была замужем за сыном художника. Небольшая речка, которая выглядывает из-за высокого берега. При свете луны мы четко видим лицо создания.
Подрамника с чистым холстом под рукою не оказалось и тогда, по свидетельству молодого композитора Б. К. Яновского, приехавшего с супругами в Хотылево: Врубель на моих глаза соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать Пана (сам он называл его Сатир). Тонкие белокурые березки, развивающиеся на ветру. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь.
Гостивший там Врубель уже написал окрестный пейзаж для портрета жены. Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом. Чтобы прийти к нему искусству понадобился компромисс между орнаментом и притчей. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего.
Этот контраст наличия в одном теле увядающего и жизненно-крепкого тоже показывает разрыв между двумя полюсами (рождение — смерть). Длинная и густая борода и усы. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Голубыми добрыми глазами он наблюдает за всем, что происходит вокруг. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут – флейту Пана.
Для этой картины художнику никто не позировал. У сатира не может быть истории, только антропология. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут— флейту Пана. Лучшая из них – Пан. Теперь о руках.
Невидимый и бесспорный, он, как судьба, обнаруживает себя, меняя поведение окружающего. С тех пор я так и делаю, но мелкая нечисть не попадается мне на глаза. Этому сальто живопись научилась в счастливый момент, когда, усвоив урок освободивших ее от темы импрессионистов, она решилась вновь ввести в картину повествование. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный.
Все это никак не вяжется со странным, освещенным лунным светом существом. Усталость, но бесконечная отдача. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта.
Вот таким образом так дорог Врубелю иной – неверный – свет луны. В свободное время он с удовольствием пользовался книгами богатой тенишевской библиотеки. Большие седые волосы. Синий, – ответил бы Врубель.
В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Волосатые мослы с копытами вросли в родную стихию – землю. Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же. Известно, что жена Толстого Софья Андреевна была большой любитель фотографировать и, чтобы лишний раз не беспокоить мужа и освободить его от позирования назойливым художникам и скульпторам, чего писатель не любил, она раздавала им его фотографии и они зачастую пользовались ими для создания портретов Толстого.
На широком лбу – торчащие черные рога, внизу – обличье козла. Леший, например, мало чем выделяется. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом.