Вся картина пронизана атмосферой мира и гармонии. Можно сравнить картину Боттичелли с написанной в 1490 году картиной Пьетро де Козимо "Венера и Марс". (С похвальной мудростью два этих объекта даже разнесены по отдельным помещениям). P 148149.
Об этом можно только гадать. Флоренция. Картины "История Виргинии" (Бергамо, Академия Каррара) и "История Лукреции" (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.
1478), "Венера и Марс" (1480-1490), "Паллада и кентавр" (1482) "Рождение Венеры" (ок. 1484). Боттичелли точно написал не богиню Афину Палладу (название картины устоялось по ошибке), возможно — деву Камиллу из «Энеиды», возможно — аллегорию Целомудрия. Он был кузеном Лоренцо Великолепного. Тихим аккомпанементом ей звучат приглушенные тона в передаче природы. В своей работе "Слепой Амур" Эрвин Панофский пишет. Все сделанные им вещи имеют мужественный вид и отличаются самым лучшим методом".
Так, Эрнст Гомбрих посвятил "Мифологиям Боттичелли" целое исследование.
«Паллада и кентавр», которая до 1895 года пылилась на чердаке палаццо Питти, сейчас обитает в галерее Уффици на почетном месте между двумя упомянутыми выше шедеврами. Тогда понятно, почему черты этой красавицы напомнили некоторым черты невесты Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи. Так, Эрнст Гомбрих посвятил Мифологиям Боттичелли целое исследование. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
Джулиано был любим горожанами и не только. Отрава. По учению гуманистов, Паллада – символ созерцательного образа жизни и мудрости. В нем читаем: «По ту сторону картины другие эроты играют среди оружия Александра: двое несут его копье, подражая носильщикам, когда они сгибаются под тяжестью бревна.
Более правомерно видеть в аллегории нравственную направленность. Такие предположения возникли в связи с тем, что в описи 1498 года картина обозначена как «Камилла и сатир», а в описи, сделанной, в 1516 году она фигурирует под названием «Минерва и кентавр». Мудрость же проявляется прежде всего в одолении страстей, самосовершенствовании. Если идеи существуют вечно, то и христианская идея должна быть вечной. Семья Веспуччи была одной из самых знатных и богатых в городе. Неоплатоники же вообще были склонны в античности видеть прообраз христианства.
Их типаж удачно совпал с тем идеалом красоты, которые пропагандируют для нас модные журналы (со скидкой на полтора тысячелетия развития гламура, разумеется). Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо. Оливковые ветви и копье – её атрибуты, они символизируют добродетель. С другой стороны, похоже, сколько исследователей, столько и трактовок. Но персонажи картины: и Паллада и кентавр – производят впечатление печали жесты их вялы и медлительны лица их печальны, особенно у кентавра, который является символом низменной, животной природы, грубой силы, мести.
Созерцательное настроение создаёт спокойный, мирный пейзаж. Однако длинные пряди, которые развиваются на ветру, элегантные складки слипающихся одеяний, S-образные извивы фигуры и прелестные цветочки — все это настолько радует глаз, что ошибка, право, простительная и честь стать лицом эпохи художник заслужил по праву. Паллада изображена не воительницей в шлеме и с панцирем, а богиней мира и мудрости (Minerva-pacifica), увитой оливковыми ветвями. Неудачные роды.
203 x 314 см. Oxford, 1962. В композиционной схеме «Венеры и Марса» использован барельеф с того же античного саркофага, который послужил моделью для головы Кентавра в картине «Паллада и Кентавр».
Чахотка. Дерево, темпера. Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо. Но в ее жесте проявляется не сила, а скорее – сожаление, упрек.
Если ему верить, то в Палладе и кентавре Боттичелли изобразил конфликт разума и чувства. С Симонеттой, кстати, связано одно из ранних объяснений картины в романтическом духе. Она держит кентавра за прядь волос жестом величавым и почти ласковым. Общее настроение, вызываемое картиной Боттичелли "Паллада и кентавр" – созерцательно-меланхолическое. Пушкина, занимает достойное место среди аллегорических композиций Сандро Боттичелли.
Проще говоря, Паллада у Боттичелли – фигура не менее амбивалентная, чем кентавр. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много "живейших и прекраснейших картин" (Вазари). Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций.
Но при всей схожести сюжета его трактовка чрезвычайно отлична. Умерла она внезапно и довольно рано по неизвестной причине. Однако другие подтверждения этой гипотезы отсутствуют. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Боттичелли изображает внутреннюю борьбу человека со своими низменными страстями. Если флорентийское искусство основывается на рисунке, пластической крепости и тектонической структуре, то венецианское искусство имеет основу в общей атмосфере изобразительной сочности и музыкальной гармонии.
Сам Джулиано Медичи ненадолго пережил хрупкую Симонетту.
Слева за спиной кентавра высится, словно вырубленное из скалы, некое архитектурное сооружение, обильно поросшее мхом. Любуясь на символы дома Медичи, вышитые на полупрозрачной кисее платья Паллады, стоит вспомнить о «синдроме Стендаля» — это когда падают в обморок от переизбытка красоты кругом.
Венера становится главным действующим лицом в картине "Венера и Марс" (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи (возможно к свадьбе кого-то из семьи Веспуччи), так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо и осы, кружащиеся над ним – геральдический символ рода. В общем, в случае с "Палладой и кентавром" "софистический" дух Боттичелли и его друзей, неоплатоников, проявил себя вполне. Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Если ему верить, то в "Палладе и кентавре" Боттичелли изобразил конфликт разума и чувства. И даже не только в том, что у руках у нее мощная алебарда, как у стражника.
Считалось, что Паллада олицетворяет победу Медичи над заговорщиками (заговор Пацци) или успех в противодействии агрессивным планам неаполитанского короля. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век)2. Согласно наиболее распространенному, принято считать, что в произведении флорентийского мастера представлена аллегория Целомудрия, побеждающего Сладострастие, которая выражает неоплатонический конфликт ratio и sensus (разума и чувств), состоящий в попытке подавить животные инстинкты, воплощенные в двойственной природе кентавра, с помощью разума. Его взгляд на мир неизбежно становится печальным.
Она держит за волосы кентавра, покорно на неё взирающего. Оставалось дело за малым – найти ее прообраз в прошлом. Он был кузеном Лоренцо Великолепного.
Умер Боттичелли в безвестности. Если идеи существуют вечно, то и христианская идея должна быть вечной. В отличие от «Весны» и «Рождения Венеры», построенных на прямых литературных аналогиях, она остается загадкой, заставляя исследователей предлагать все новые и новые версии истолкования. Ведь недаром говорится: "Во многой мудрости много печали".
Кстати, загляните в левое крыло этого помещения — там висит еще один Боттичелли, «Благовещение», единственное произведение мастера, хранящееся в России (в Эрмитаже было еще «Поклонение волхвов», но большевики его продали в 1931 году заграницу). Надо сказать, что гуманисты охотно использовали образы античности для своих аллегорий. Существует несколько вариантов интерпретации аллегорического смысла. По этому случаю вся Флоренция погрузилась в траур, оплакивая возлюбленную Принца Юности. Из этой фамилии происходил открыватель Нового Света Америго Веспуччи, к ней принадлежала в замужестве генуэзка Симонетта Каттанео известная как «прекрасная Симонетта». Паллада изображена на фоне мирного, спокойного пейзажа.
С их точки зрения, все выглядело вполне логично. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Этот кентавр уж точно больше человек, чем стоящее рядом с ним властное прекрасное существо, которому неведомы, кажется, страсти и боль. Одно из символических значений отгороженного места – внутренняя жизнь разума.
С их точки зрения, все выглядело вполне логично. На картинах Боттичелли он появлялся не один раз в образе поэтического героя.
Италия. Колорит отличается изящной сдержанностью. И даже не только в том, что у руках у нее мощная алебарда, как у стражника. Считалось, что художник представил эту даму и влюбленного в нее Джулиано Медичи, основываясь на «Стансах на турнир» Полициано.
Она держит кентавра за прядь волос жестом величавым и почти ласковым. Вот таким образом и печальна Паллада – богиня мудрости. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование.
Впрочем, рядом с такой жемчужиной, как гостья из Флоренции, «Благовещение», конечно, блекнет. Тем неожиданнее выражение муки и мольба сложенных рук, которые мы видим у кентавра. Неоплатоники же вообще были склонны в античности видеть прообраз христианства. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век). Проще говоря, Паллада у Боттичелли – фигура не менее амбивалентная, чем кентавр. В ней есть мощь и монументальность, которые обычно отличают архангелов.
Галерея Уффици. Надо сказать, что гуманисты охотно использовали образы античности для своих аллегорий. Оставалось дело за малым – найти ее прообраз в прошлом. Но победа над кентавром (победа над страстями) вызывает у Паллады печаль, а не удовлетворение от того, что она одержала верх. Кроме того, существуют версии, согласно которым образ юной женщины изображенной на полотне Боттичелли, может быть отождествлен с девой Камиллой, девственной дочерью короля Метаба, воспетой Вергилием в поэме «Энеида», а также с римской богиней мудрости Минервой.
На картине Боттичелли изображены две полярные фигуры: бог войны Марс и богиня любви. Тем неожиданнее выражение муки и мольба сложенных рук, которые мы видим у кентавра. Возрождение. В ней есть мощь и монументальность, которые обычно отличают архангелов.
Высокие длинноногие девы из боттичелиевских «Весны» и «Рождения Венеры» стали для человека ХХ века одим из символов культуры Ренессанса наряду с «Моной Лизой». Марс представлен спящим. Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Она отличается не только темным оттенком волос женщины — но затемненным смыслом сюжета. Кроткая Симонетта была вдохновительницей трогательных фантазий художника. Но в ее жесте проявляется не сила, а скорее – сожаление, упрек. Предполагают, что изображение сатиров в «Венере и Марсе» граничит с текстом греческого писателя II века Лукиана.
В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с "двором" Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Картина «Паллада и кентавр» (1482), экспонируемая в ГМИИ имени А. С. Некоторые вообще считают, что художник писал не Афину Палладу, а девственную царевну Камиллу, служительницу богини Дианы, одну из многочисленных героинь Энеиды Вергилия Поскольку никаких привычных атрибутов Афины, вроде шлема или щита с головой Медузы, у девы на картине не наблюдается. С другой стороны, похоже, сколько исследователей, столько и трактовок.