Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники. «вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля Старшего, стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств. Картина «Вавилонская башня» наполнена десятками важных исторических фрагментов, которые лаконично изобразил Питер Брейгель-Старший.
Брейгель П. Старший Вавилонская башня. Наверное, одни из самыхизвестныхизображений Вавилонской башни, принадлежатнидерландскомухудожнику Питеру Брейгелю старшему. Многими исследователями древней истории было замечено, что Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля, во многом навеяна реальной архитектурой Месопотамии. Описание картины «Вавилонская башня» скрывает множество секретов и тайн, которые может увидеть только искусствовед или поклонник Брейгеля.
Примечательно, что в качестве прототипа для своей Вавилонской башни Брейгель выбирает Колизей — символ былого величия прежней Римской империи. Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде. «вавилонская башня» (нидерл. De Toren van Babel)— известная картина художника Питера Брейгеля.
Облик башни существенно не изменился: мы снова видим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине. Картина очень реалистична и повествовательна. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной.
Контекст Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне. Но есть ли такая единая истина – и единая история. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку.
Вспомним библейское сказание. Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась. На территории современного Ирака до сих пор можно найти зиккураты – древние культовые сооружения. По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится. И Ясперс создает нежданную дефиницию: «мыслящий человек сам находился в развитии, которое и есть история» – эта искомая цельность тоже миф, смысл в процессе, так происходит и неизбежное «преодоление истории», она не принадлежит к совершенному – к безусловным вещам.
В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию. 114 155 смМузей истории искусств, ВенаВ основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Вавилонская башня – один из самых популярных библейских образов в искусстве.
4. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Сама башня уже достала облака – того и гляди заденет бога за пятку. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Но нет гармонии и в самой башне. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве.
Это совпадение не может быть случайным. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу).
И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного». Да и даже не одна. лет назад. Маленькие рабочие, которые трудятся на постройке, больше похожи на муравьёв, которые вознамерились построить самый большой в мире муравейник и не для того, чтобы в нём жить, а для того, чтобы потешить собственную гордыню и показать своё исключительное превосходство.
Мы как будто слышим грохот молотков, звон цепей, скрип канатов. Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру. Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства.
6 в. до н. э. Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И рассеял их Господь оттуда по всей земле и они перестали строить город» (Быт. 11, 4-8). «Вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. 3. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете.
Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам. У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми. Да и даже не одна. Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями.
Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Людей уже не объединяла одна церковь: католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили вперемешку. Зиккурат Этеменанки. Второй вариант почти вдвое меньше первого. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Семиярусный храм высотой 90 метров строили пленники вавилонского царя из разных стран, в том числе и иудеи.
Ведите познание от химии и истории к человеку. В итоге материал кладется неровно, очевидно, что кажущаяся прочной башня вот-вот рухнет и погребет под своими обломками возгордившихся людей. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет. Питер Брейгель СтаршийВавилонская башня (Вена). Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше.
Ее эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене.
С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио.
По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники. Самая ранняя из них не сохранилась. Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт.
А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, здесь каждый из элементов показан подробно). Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне».
Но нет гармонии и в самой башне. Башня выглядит огромной до неприличия. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. 1.
Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация. Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. «Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению.
Реконструкция. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. 2. 1563Дерево, Масло. Как тут не вспомнить библейский сюжет. Люди находят смысл в искании единства исторического процесса, нужно преодоление той «разнообразной жизни», которая не могла быть приведена к единой истине и морали, единая история, цельный процесс. Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима». Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст.
Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. А на заоблачной вершине царит полный хаос. Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать».
Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники. Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением. В зрелой юности его буквально огорошил Босх. Брейгель же был не так прост.
Художник намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом. В образе Вавилонской башни он зашифровал свое представление о судьбе Габсбургов. Однако после 1500 года ситуа ция изменилась. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков.
Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни.
Сохранилось две его картины на эту тему – малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идет речь в этом тексте, хранится в Вене). Украшением Антверпена были многочисленные церкви с колокольнями и монастыри. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж.
Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи. Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. Вавилонская башня (столп) считается олицетворением гордыни, а ее строительство — столпотворение — символом многолюдия и хаоса. Картина Брейгеля вместе с тем в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни.
У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Идея эта подкрепляется еще одним образом – замком Святого Ангела в Риме. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. Теперь величественная башня уже не подавляет людей – строителей, снующих по ступеням.
Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. Но не тут-то было. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов. Нимрод был жесток и горд.
Вспомним библейское сказание. Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков. В строениях и пейзаже угадываются современные художнику Нидерланды. И сказал Господь: сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками.
Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами.
В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. В красной кирпичной пыли продолжается неустанная работа. На переднем плане мы видим волне актуальную истинно брейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народов посещает начальство – библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня. Кстати, образ Колизея использован не случайно.