1983. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная.
Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Положение усугубилось-скончался отец. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется.
То есть эта картина является визитной карточкой художника. Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника.
В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Картина «Вдовушка» – это лирическое раздумье о тяжелой судьбе молодой женщины, выраженное в зрительных красочных образах. Этот счастливый майор, конечно. Решение далось не просто.
В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Художник предпочитал холст или бумагу. Это великолепное полотно, в котором мастерство художника поднялось на новый уровень, хранится в Киеве, в Русском музее. Комментируя располневшую талию служанки, художник говорил в «объяснительных» стихах: «Где завилась дурная связь, там и в великий праздник грязь». Возрастало умение видеть и понимать жизнь.
Хозяйка придирчива и своенравна. Девушка изображена за игрой на клавесине. Пропагандировались античные идеалы.
Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. Застали и что. Он изобразил толпу лавочников и купцов, пришедших с «подношениями» поздравить начальство. Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров.
Все чаще в литературе стали появляться произведения, обращающиеся к жизни простого люда. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию.
Павел Андреевич Федотов – офицер, оставивший армию ради искусства. Что же касается выговора, полученного цензором «Московских ведомостей» за упоминание болезни Федотова, то мотивирован этот выговор был более чем убедительно — «неприкосновенностью для журналов одинаково со всеми частной жизни художника». Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. Мальчик добивался больших успехов во всех предметах. Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться.
Из вечерних классов он вынес лишь ряд полезных сведений по технике рисования. Его не трудно представить в присутственном месте в роли хапуги и вымогателя, наводящего страх на просителей и подчиненных. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу.
Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. Он хвастается им перед кухаркой.
Великий художник поздравил П. А. Федотова, сказав, что тот его обогнал. Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров. Родился он 4 июля 1815 года в большой и небогатой семье, его отец был титулярным советником, а мать – домохозяйкой. Так он прослужил десять лет.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Но умная мать, сохраняющая полное спокойствие, задерживает ее. " (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу.
Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. В портретной раме на комоде должен быть портрет покойного мужа, но Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире.
Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Рассуждения автора по меньшей мере несерьезны: извещений о смерти Федотова осенью 1852 года в самом деле не последовало, но никто не воспрепятствовал уже в следующем году выступить со статьями Александру Дружинину в «Современнике», Петру Лебедеву в «Русском инвалиде», Михаилу Погодину в «Москвитянине» и Вильгельму Тимму в «Русском художественном листке». «Свежий кавалер» не только смешон в своей комнате, выдающей убожество его запросов смешон при сопоставлении с хорошо знающей его сожительницей – кухаркой, не потерявшей здравого смысла. Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи. С остротой наблюдения воспроизведя сцены из жизни различных слоев общества: «Первое утро обманутого молодого», «Модный магазин», «Художник, женившийся без приданного, в надежде на свой талант».
(1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Так же на картине изображен сиделец, купеческий приказчик. Особенным достатком жизнь юного художника не отличалась. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены.
Драматическая напряженность полотна усиливает безысходно – тоскливое настроение. Ему было всего 37 лет. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие. В 1850 году, когда русский художник ездил в Москву по делам своей овдовевшей сестры, возник замысел картины. Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. Этому мотиву подчинены все действия и поступки героев.
Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом.
На первом плане справа пишется портрет погибшей «героини» при этом художник в порванном сюртуке чересчур приукрашает ее облик, стремясь угодить богатой заказчице. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Анкор, еще анкор.
Умершая собачка возлежит на подушке в центре комнаты, возле нее полукругом расположена толпа вовлеченных в «событие» людей, в том числе целый консилиум врачей, горячо спорящих о причинах безвременной кончины Фидельки. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Рваный засаленный халат вместо античной тоги, папильотки в волосах вместо лаврового венка еще более усиливают комизм притязаний чиновника на значимость своей личности. Это не безобидный хвастунишка, а человек, почувствовавший себя вершителем судеб. Такова основная мысль рисунка – острой социальной сатиры на нравы богатого барства.
Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день. Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Сам Павел Андреевич вел свою художественную биографию со службы в полку.
Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князяМихаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин иэстампов.
Федотов создает серию картин сепией. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Он остается без средств к существованию. Анкор, ещё анкор.
Не стало и богатства федотовских красок. Сквозь желтое окошко видна лунная ночь: клочок неба и сонная улица, занесенная снегом. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей.
После посещения мастерской Брюллова, он решил повременить с отставкой. Сколько раз она на своем веку приводила женихов и уговаривала невест. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет.
В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. За спиной офицера валяется надоевшая гитара, а на столе лежат остатки еды. Но Федотов видел работы ремесленников, маленькие веселые картины с приписками автора.
На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. Наступала пора самостоятельного творчества. В картине "Анкор, еще анкор. Много времени проводил за разглядыванием работ Хогарта. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому.
Были случайные учителя, жившие в доме его отца и дававшие уроки в счет квартирной платы. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в "Сватовстве майора", надолго вошел в практику русских художников. Лучшей среди этих работ является сепия «Следствие кончины Фидельки», здесь П. А. Федотов высмеивает капризы богатой барыни перевернувшей весь дом вверх дном из-за смерти любимой собачки.
В доме купца переполох, происходит сватовство. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Свежий кавалер.
Он заставляет прыгать через чубук трубки пуделя, путая французские слова с русскими («анкор» и означает «еще») повторяя: «Анкор, еще анкор. ». В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении.
У постели горит свеча. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор.
В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик).
Нет помощи семьи. В прессе началась травля художника. Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
«Вот теперь пустой перед окном вид был первым опытом передразнить натуру дальше карандаш задел прохожих а потом упросив одного из снисходительных товарищей поседеть смирно, срисовав его похоже, возбудил у других уже собственное желание посидеть смирно опять похоже, потом опять – и вот начали уже говорить, что всегда делает похоже». Обе картины попали на выставку в Академию художеств. Упорный труд Федотова был вскоре вознагражден, его работы случайно увидел великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов и пораженный их живой правдой и юмором, написал художнику ободряющее письмо. Творческий метод художника – ни шагу без натуры.
Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. Ложноклассические идеалы Академии остались чуждыми Федотову. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году.
Но не мог найти того, что мне хотелось. Таким образом, завершая рассмотрение бытовой живописи первой половине ХIХ в. следует подчеркнуть, заметное влияние на ее развитие оказали с одной стороны, появление тенденции к созданию реалистических образов, с другой заметные изменения в общественной мысли России, на пробуждение которой оказали влияние и победа в Отечественной войне 1812 г. и восстание декабристов. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса.
В этом произведении Федотова обнаруживаются черты гоголевского юмора – смех сквозь незримые миру слезы. Такая принципиальность художника. См. : Свиясов Е. П. А. Федотов и царская цензура // Искусство. Позже эти образы были перенесены на полотна. Отец русского художника, Андрей Илларионович Федотов, был чиновником – титулярным советником.
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Она ждала ребёнка и всё, что у неё осталось – это маленький домик, который грозились отобрать за долги.
Нет чувств, нет желания. В 1837 г. П. А. Федотова ждал первый «художественный» успех. Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу.
Пораженный этой живописной сценой Федотов начал работу и всего за три месяца закончил большую акварельную картину Встреча великого князя, в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Эскиз акварели «Встреча в лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 г» заслужил одобрение шефа гвардейского корпуса.
Но основным увлечением было все же рисование. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить.
Заказ оказался роковым. Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. До встречи с Крыловым, Федотов не с большим успехом пытался стать баталистом.
Федотов, как сын бедного отставного воина, учился на казенный счет. В рисунках художник с достоверностью передал все детали военной формы солдат и офицеров. Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846). В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848).
Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. В котором советовал Федотову посвятить свой талант изображению народного быта. Однако искусство Федотова развивалось своим путем.
Характер у него был живой, способности блестящие. Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Павел Андреевич еще с большим рвением принялся за рисование.
Здесь еще недавно было уютно и женщина чувствовала себя хозяйкой этого мирка. Неожиданная похвала Крылова воодушевила художника. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Из Москвы П. А. Федотов вернулся с твердо сложившимся решением посвятить себя искусству. Так же его нагловатый жест и небрежная поза говорят о его уверенности в себе.
В январе 1834 года в чине прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. П. А. Федотов часто гулял по Эрмитажу, увлекся творчеством Тенирса, Адриана ван Остаде. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество.
Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848). Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Успех Федотова превзошел все ожидания. На картине, в полутемной спальне стоит, молодая женщина, печальная и одинокая. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами.
Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. Можно понять сразу, что он сосчитал капитал купца до одной копейки. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. П. А. Федотов стал рисовать первые карикатуры на друзей и преподавателей.
Его семья лишилась крова, дом у Харитонья в Огородниках был продан за долги. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. В сущности, так же вот «на задних лапках» ходят перед барыней все собравшиеся. Многие картины остались незавершенными. Каждый предмет говорит о строгих нравах купеческой семьи.
В сущности в сцене сватовства майора происходит «брак без любви», «брак по расчету», по вынужденной необходимости. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. Он захотел показать свои работы настоящим художникам и услышать их мнение. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ.
Но дарование такого рода, как федотовское трудно было оставить незамеченным. Вероятно известие о смерти мужа пришло на днях. Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Известны многие его незаконченные эскизы «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Казарменная жизнь», «Французские мародеры в русской деревне 1812 г». В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Все произошло внезапно, хотя конечно жениха ждали.
Сваха тоже не стоит молча. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. Он отличался примерным поведением и был хорошим товарищем. Анкор, еще анкор.
Отец пожелал, чтобы сын стал военным и в 1826 г. определил его в Кадетский корпус, располагавшийся в здании Екатерининского дворца в Лефорте. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. Ей прислуживает муж, а рядом став на задние лапки «служат» две собачки. Картина показывает лежащего на койке офицера играющего с собакой. В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора.
Здесь П. А. Федотов создает первые значительные произведения. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще.
Уже тогда можно было отметить особенность характера Федотова и привычку, выдающую в нем художника, – он любил подолгу бродить по городу, после чего зарисовывал лица, обстановку и детали в тетрадь. Павел Андреевич собрал свои не «военные акварели», а «сцены из обыкновенной жизни» и направился в мастерскую знаменитого Брюллова. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина.
Вслед за ней Федотов написал еще одну вещь маслом – «Разборчивую невесту». На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию.
С губ купчихи срывается бранное слово в адрес дочери. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. На первом плане изображена кошка, «намывающая гостей» – это свидетельство причудливого переплетения православной веры с «языческими суевериями», характерными для патриархального купечества.
Но у художника были другие намерения. Она внутренне сосредоточена и серьезна. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Портрет Анастасии Михайловны Гриневой.
(1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Сиделец суетится, словно он в лавке. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой.
В те времена открытых музеев и галерей доступных широкой публике не было. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Наступил самый тяжелый период в его жизни.
Павлу Андреевичу передали, что К. П. Брюллов желает его видеть. Безысходность положения ощущается во всех деталях картины. Каждое воскресение кадетов отпускали домой повидаться с родными.
Разрозненные наблюдения и зарисовки становились целостными произведениями. как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. Состоялся показ новой «военной» акварели и великому князю Михаилу Павловичу. В этой комнате грусть и тишина. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. У Федотова была необыкновенная память. Картина была создана в год трагической смерти художника.
На первый взгляд картина как картина. Впоследствии Павел Андреевич написал: «Меня судьба, отец и мать назначили маршировать» Кадетский мир отличался особой герметичностью, строгим регламентом и суровостью быта. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Покровители искусства то него отвернулись.
Ее увидел и император Николай, который предложил «рисующему офицеру» оставить службу и серьезно заняться живописью, обещав при этом нищенскую пенсию в сто рублей. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Почти все вещи осквернены казённым сургучом.
Почти сразу Гренев умирает. В 1846 г. художник пишет картину «Свежий кавалер». Картина эта называлась Свежий кавалер. На следующий день его не стало. П. А. Федотов сблизился с передовыми революционно настроенными сотрудниками журнала «Современник», участвовал в издании «Иллюстрированного альманаха», но его сатирические рисунки к произведениям молодых писателей и сам альманах запретила цензура.
Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим. Рядом гитара. к. сам служил), мещан.
Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. 7. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Она может дать ответ на вопрос о том как жил офицер, покойный муж в картине «Вдовушка». В произведении «Анкор, еще анкор. » с особой впечатляющей силой сказалась ощущаемая художником мертвящая тяжесть жизни в самодержавно – крепостнической России.
Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана). Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. Да и герой картины не очень достоин насмешки.
Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Здесь художник окончил первую сатирическую работу «Передняя частного пристава накануне большого праздника». Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека— все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника являлась жанровая живопись.
На портрете мужа стоящем рядом с иконой на комоде, П. А. Федотов изобразил самого себя – это дает исследователям повод говорить о том, что художник «напророчил» себе раннюю смерть. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Еще позже П. А. Федотов создал едва ли не лучшее свое произведение – небольшую картину «Анкор, еще анкор. ».
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Дар художника проявлялся постепенно и его истинные масштабы было трудно понять. Начальство обратило внимание на некоторые его рисунки. В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
В 1844 году он вышел в отставку. Федотов не принимал участие академической выставке 1851 г. и картина «Завтрак аристократа» не была показана. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. А заболевшая то огорчения хозяйка – виновница переполоха, лежит за ширмой.
Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Он еще и страшен сознанием своего «величия».
Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Вот жених – майор стоит подбоченившись и правой рукой покручивает ус. Интересная деталь — обязательные для художников академические штудии, рисунки с гипсовых слепков и копии классических полотен, выходили у Федотова хуже и скучнее зарисовок с натуры.
В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. Утро. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Тут же архитектор показывает живописцу проект масштабного «Монумента Фидельки». Картина имела большой успех на выставке. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Всё было естественно и натурально.
Центр картины занимает невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов, кинувшаяся из комнаты при известии, что приехал жених. Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Был закрыт журнал Современник, в котором он сотрудничал, не увидели свет рисунки художника из Нравственно-критической серии.
Но все это неудивительно ведь царь думал, что из Федова выйдет «батальный художник», который будет изображать гвардейские смотры и парады. Узнав, что Федотов работает над новой картиной – «Сватовство майора», – Брюллов исходатайствовал ему в Академии денежное пособие, необходимое для окончания работы. Он указывает, что силу карандаша испытал еще в корпусе, но о том, как начал рисовать в полку, рассказывал более подробно. Сюжет картины – бытовой, без откровенной насмешки и карикатурности, как в Свежем кавалере, но со своим подтекстомОн написал об этом: Целый год изучал я одно лицо а чего мне стоили другие. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. На ней официальные лица грели сургуч.
13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). ассигнациями в месяц». И на картине свечи в руках Коршунова напоминают погребальные и опущенное лицо выглядит заплаканным.
В данном контексте и заключается разоблачающая сила характеристики «Свежего кавалера» с грубым и несвежим после ночной попойки лицом и смешно оттопыренными губами. В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них — много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ. Получив четырехмесячный отпуск, Павел Андреевич отправляется в Москву. С. 67-68. После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена.
Творческий путь Федотова нельзя назвать прямым. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Стал сочинять стихи и романсы, пел играл на гитаре и флейте.
Рядом с ними висели холодные, далекие от реальной жизни творения академических живописцев. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве.