В конце 40-х гг. В 1952 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Павел стал задумчивым и молчаливым. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Началась замкнутая одинокая жизнь.
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Но основным увлечением было все же рисование. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию.
Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. (1851—52).
Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
На следующий день его не стало. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». Почти все вещи осквернены казённым сургучом.
Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации.
монографию А. И. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству.
Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. В феврале 1850 года в Москве семья Павла Андреевича попала в бедственное финансовое положение художник бросает все дела и едет помочь родным. Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ). Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати.
Обыденный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передающий безысходность человеческой жизни в атмосфере николаевского режима. Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана). Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ).
Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным.
«Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы». Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке». Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров.
В Москве его ожидает теплый прием. В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии.
Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов.
1851). Утро. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ).
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Выйдя в отставку, в первое время Павел Андреевич избрал для себя батальный жанр как область искусства, в которой уже успешно попробовал свои силы и которая в николаевскую эпоху сулила почёт и материальное обеспечение.
Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). Художник полностью отдал себя искусству. А. Заурвейда.
Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. в месяц».
В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант).
Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Девушка изображена за игрой на клавесине. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Кроме того, Павел Федотов стал одним из первых, кто стал следовать стилистике сатиры или критического реализма в русском искусстве.
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. С беспощадной сатирой характеризует он своих персонажей: старую деву, ее жениха — франтовато одетого горбуна и обрадованных родителей. Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Федотова называют Гоголем в русской живописи.
Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой». Самой судьбою было суждено, чтобы полк, в котором служил Павел, был расквартирован поблизости с Академией художеств. Они сильно отзываются влиянием Хогарта. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Однако, несмотря на то, что к концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, лучший период творчества Федотова не всё было безоблачно.
Очень жаль молодого человека, напуганного до смерти тем, что сейчас кто-то, чьи шаги он слышит, войдет и узнает, что аристократ, в сущности, нищ. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»).
Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков». Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». Картина имела большой успех на выставке. ассигнациями в месяц». Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. ассигнациями в месяц».
Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. В бедности, постоянной нужде протекало его детство.
Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Тем не менее и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки одним из самых славных имен в истории русского искусства. Русский художник, представитель бытового жанра. Ср.
Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Анкор, еще анкор. В свободное от службы время упражнялся дома, рисуя акварельные и карандашные портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Павел Андреевич обличал, порицал иронизировал над окружающими его людьми, умея, самое главное, достоверно показать, раскрыть образы, типажи этих людей. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Написанная в 1852 году, незадолго до смерти П. Федотова, в казенном доме для душевнобольных, она несет в себе предчувствие будущего несчастья.
Федотов не просто высмеивал тщеславие купца, корысть майора, жеманство невесты или грубость матери. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, а также «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. «Завтрак аристократа» (1849-50) и последней его картине «Анкор.
еще анкор. ». Этим же годом датирована акварель изображающая встречу приехавшего в Финляндский полк великого князя Михаила, за которую сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. «Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования». Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии.
Не стало и богатства федотовских красок. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. (В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве).
Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». Разборчивая невеста, 1847. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура. Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг.
Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). Нагромождённость композиции, разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью.
Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Она внутренне сосредоточена и серьезна. Они не похожи на все предыдущие работы художника.
Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова.
Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Свежий кавалер.
Застали и что. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу.
В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его.
Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». Острое сатирическое начало в творчестве мастера наиболее ярко проявилось в самых известных его работах: «Сватовство майора» (1848).
Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Поэзия Федотова гораздо ниже созданий его карандаша и кисти, однако и ей присущи те же достоинства. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения.
Да и герой картины не очень достоин насмешки. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Булгакова Павел Андреевич Федоров и его произведения (Санкт-Петербург, 1893).
Родился в Москве 22 июня 1815 года. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). С этой же целью он упражнялся дома, рисуя портреты своих сослуживцев и знакомых карандашом или акварельными красками в свободное от службы время.
Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. В 1846 году Федотов создал картину «Свежий кавалер», первую значительную работу из серии остро драматических и комических сюжетов, посвященных жизни «маленьких» людей. В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Да так, что он за три месяца создал шедевр.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника.
к. сам служил), мещан. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Художник Федотов, картины, зарисовки и карикатуры которого были известны всему лейб-гвардии Финляндскому полку, был любителем, но острая наблюдательность, выдающийся природный талант обращали на себя внимание сослуживцев.
Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Обычный, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества, приобретает в этом произведении обобщающее значение.
Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим.
То есть эта картина является визитной карточкой художника. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). Анкор, ещё анкор.
в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Был похоронен на Смоленском православном кладбище7 в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка1. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. ассигнациями в месяц». Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю.
В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах.
Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. Картина выполнена в 1848 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851).
Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание.
Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать.
Усердно изучал формы человеческого тела и старался сделать свою руку более свободной и послушной, чтобы передать красоту природы на чистый холст. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф.
В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). В них Федотов, ещё плохо владея рисунком, не столько добивается точного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефно выставлять напоказ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеивать пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов. На ней официальные лица грели сургуч.
Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. На первый взгляд картина как картина.
Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Рядом гитара. Сомова Павел Андреевич Федотов (отдельный оттиск из журнала Пчела за 1878 г. ) и альбом Ф. И., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства).
Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. Он не принимал целиком на веру всего, что преподавалось в Академии, что обусловило формирование его собственного взгляда на живопись, отличного от застывших канонов академизма. (1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом. Этот счастливый майор, конечно. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург). На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Всё было естественно и натурально. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика.
Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. В июне он посетил несколько домов, в каждом из которых сватался, получив какие-то деньги, пропал. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно.
Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку и, в пору своего офицерства, солдатские песни. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию.
Трогательны и лиричны миниатюрные портреты близких и друзей художника, среди которых особым обаянием отличается «Портрет Н. П. Жданович» (1849). Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. Родоначальник критического реализма в русской живописи. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график.
По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. А может быть, он и рад бы был лишиться обстановки и вести более здоровый образ жизни, да завещание не позволяет. Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству.
Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. Лишь в 1844 году Федотов, побуждаемый любовью к живописи, вышел в отставку. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения.
И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. Павел Андреевич долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью, но, наконец, подал прошение об отставке и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. ассигн. Отказавшись от карьеры военного, Федотов всецело посвятил себя искусству, но жизнь свободного художника показалась Федотову несколько не привычной и трудной, необходимо было обеспечить себя и свою нуждающуюся в средствах семью, как художник он должен был заявить о себе обществу, вот таким образом ему необходимо было много работать над собой.
Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд».