Все в интерьере кричит о бессмысленности человеческого существования. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Картина «Тройка» – хрестоматийно известная работа Василия Перова.
Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Федотов придал ему оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «на брюхе шелк, а в брюхе щелк». Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Вот почему к ним в той или иной мере приложимо понятие "фантастический реализм". (1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне.
«Милосердие», прекрасный оконченный рисунок акварелью, состоящий из двух фигур. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Федотов стремился превзойти и затмить Хогарта.
В полумраке комнаты, освещённой тусклой горящей свечой, мы замечаем офицера, заброшенного судьбой в глухую провинцию. Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Представь себе, несколько дней все катерны да катерны, а не прошел ни одного разу. ). Всех рисунков было более тридцати. Домашняя жизнь Федотова шла ровно, как заведенные часы.
На ее лице застыло выражение глубокой печали и задумчивости. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Нужно отдать справедливость Академии, что, несмотря на царившие в ней классицизм и романтизм, она не только не задавила талант Федотова, но даже, благодаря своему талантливейшему профессору, поощряла деятельность этого человека. В три часа он одевался, чтобы идти к кому-нибудь в гости, но редко где оставался обедать. Все это перечитывалось Федотовым, но в особенности он любил Крылова и Лермонтова, стихи которого называл «песнями богатыря в минуту скорби неслыханной». С кем советоваться.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846).
В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Всё было естественно и натурально.
Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. «Сострадание» – мальчик натравляет на прохожего собаку, между тем как какой-то сибарит любуется этой сценой из окна, попивая пунш и покуривая папироску. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Первые работы Федотова были связаны с военной тематикой, большинство из которых сатирической направленности. Игроки безлики, безжизненны. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве.
В картине тема карточной игры развивается в загадочное драматическое действие. Одиннадцати лет его отдали в кадетский корпус. Почти все вещи осквернены казённым сургучом. В прессе началась травля художника.
Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров. Образ пожилого человека, появляющийся из темноты, замкнут и отстранен от окружающего мира.
– Жена: А сколько ты там вчера проиграл. Музыкой он также занимался л состоял в корпусном хоре тенором-солистом. Большая картина с множеством фигур «Гулянье в Москве во время дождя».
В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее не объективно, а с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Я решаюсь еще полениться немножко, так как в этой суматохе нельзя работать. Это обвинение городу в смерти загубленной девушки.
В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. В этот же период он пишет несколько картин на исторические сюжеты («Плач Ярославны», «Первые русские христиане», «Поволжские хищники», «Пугачевцы», «Никита Пустосвят», 1880-1881). Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю.
Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Не меньший успех она имела и в Москве, где Федотов провел четыре месяца в начале 1850 г. Там же он успел закончить и свою следующую картину – "Не в пору гость" (или "Завтрак аристократа"). Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет.
Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). Картина была создана в год трагической смерти художника. Большое влияние на него оказал К. Брюллов. В темном углу комнаты, возле кровати, горит забытая с ночи свеча она освещает корзину, в которую кое-как сложены немногочисленные вещи, еще принадлежащие молодой женщине мебель уже не ее — она описана и к ней привешены казенные печати. Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. Учителями В. Перова были художники М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий и С. К. Зарянко. Содержание картины аллегорично: это душа человеческая мечется в тоске и безысходности, вынужденная убивать отведенное ей время жизни, лучшие годы, честолюбивые замыслы, светлые надежды.
Художник много рисует. В них нет никакого чувства, ничего человечного.
После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. В 1826 году, около десяти лет от роду, Федотов поступает в Московский кадетский корпус. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Свежий кавалер. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова.
Со старухи взгляд ваш переходит на благородное, миловидное лицо молодой девушки. Даже друзьям художника это новое направление кажется не сулящим успеха. Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед этими картинами: это было новое откровение, новый мир, открытый художником. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны.
Что же касается выговора, полученного цензором «Московских ведомостей» за упоминание болезни Федотова, то мотивирован этот выговор был более чем убедительно — «неприкосновенностью для журналов одинаково со всеми частной жизни художника». Первый из этих эскизов изображает мать семейства, во время утреннего чая заметившую, к своему ужасу, что Фиделька, ее любимая собачонка, заболела. Это картины «Анкор, еще анкор. » (1850—1851, ГТГ), «Игроки» (1852, Киевский музей русского искусства) и серия рисунков к «Игрокам».
Непременный атрибут поздних произведений Федотова — свеча в сумерках ночных интерьеров. Он похож на Федотова. Знаю, что вы меня выбраните по приезде ну, да уж делать нечего». Однако тема человеческого одиночества становится ведущей в поздних произведениях Федотова. На ней официальные лица грели сургуч.
– командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. К окружающей обстановке и своей внешности Федотов относился очень равнодушно. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график.
Так в «Свежем кавалере» мы практически не видим действия, тогда как в «Разборчивой невесте» действие начинает разворачиваться в конкретном времени, а в «Сватовстве майора» действие подобно раскручивающейся пружине и вбирает в себя большое количество персонажей. По рассказам современников, Федотов обладал неистощимым остроумием и веселостью.
Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на товарищей, рисует на них карикатуры. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848). Рассуждения автора по меньшей мере несерьезны: извещений о смерти Федотова осенью 1852 года в самом деле не последовало, но никто не воспрепятствовал уже в следующем году выступить со статьями Александру Дружинину в «Современнике», Петру Лебедеву в «Русском инвалиде», Михаилу Погодину в «Москвитянине» и Вильгельму Тимму в «Русском художественном листке». Используются эффекты искусственного освещения.
Перед выходом в отставку Федотов по заказу наследника цесаревича исполнил две картины из военной жизни: «Бивак лейб-гвардии Павловского полка» и «Бивак лейб-гвардии Гренадерского полка». Афоризм художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» – прямо относится к персонажам «Анкора» и «Игроков». Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи. Вскоре после этого он начал новую, тоже акварельную картину – «Освящение знамен в возобновленном дворце», – но, получив какую-то командировку, должен был бросить ее наполовину оконченной.
Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.
Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. На свои литературные опыты он смотрел как на «безделушки» и потому никогда не гнался за чистотой отделки писал он обыкновенно по просьбе приятелей и знакомых, для альбома какой-нибудь знакомой дамы или же в минуты отдыха вероятно, существует немало федотовских стихов, которые никогда не были и не будут известны публике. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки.
Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. Решение далось не просто. В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. Главный герой картины у Федотова не человек – тоска и безнадега. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву.
Все остальное тонет в мглистом тумане беспощадного города. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Анкор, еще анкор. Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед картинами Федотова: это было новое откровение, новый мир, открытый художником.
Кому доверить свои сомненья. Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. В портрете А. Н. Островского Перов изобразил другой характер – экстраверт, т. е. Его границы изменчивы и неопределённы стилистически он многолик и многовариантен. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. ассигнациями в месяц».
Вольнослушателем посещает классы Академии художеств, выполняет в начале 1840-х гг. В картине "Анкор, еще анкор. Началась замкнутая одинокая жизнь. Посещение вечерних классов при Академии Художеств и настойчивая самостоятельная работа расширили его возможности и пробудили желание стать художником. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Они отосланы г-ном Вернадским семейству покойного.
человека жаждущего познакомиться. Кому-либо другому такие похвалы могли бы оказать вредную услугу, но для Федотова они были лучшим толчком к еще более усиленной работе. Для художника, не имевшего систематического образования, это был ответственный шаг. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным.
С. 67-68. На столе лежит полуодетый умерший младенец. Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Это картины «Анкор, еще анкор. » (1850 – 1851, ГТГ), «Игроки» (1852, Киевский музей русского искусства) и серия рисунков к «Игрокам». Но вот свершилось то, что должно было свершиться. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма.
Картина имела большой успех на выставке. В страданиях детей передана вся бесчеловечность и дикость существующего миропорядка. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Здесь все гротескно: герой – бос, халат – рван (пародирует императорскую тогу), окружающие предметы обличают и критикуют героя – пустого и никчемного человека.
Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. Упущенное время он компенсирует неистовой работоспособностью. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. Положение студента Перова было тяжелым, средств к существованию практически не было (отец разорился), но преподаватель училища Е. Васильев предложил Перову свои стол и квартиру, за что художник остался благодарен на всю жизнь.
Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. Вот еще картина, сепией. Все, что вы видите на моих картинах (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видно и даже отчасти обсуждено во время моего детства: это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Он остановился на картине «Прибытие дворцового гренадера в свою бывшую роту Финляндского полка».
Движение в картине начинается от статичной фигуры майора и достигает кульминации в движении убегающей невесты. как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Люди— игрушки и жертвы «пустого времени» — эта тема вырастает у Федотова до образа безвременья, до приговора николаевской действительности, убивающей лучшие силы человека.
Обедал он за пятнадцать копеек в кухмистерской, одевался более чем скромно.
«Вдовушка» 1851 г. "Вдовушка" отмечена особенной, намеренной простотой. Этим же годом датирована акварель изображающая встречу приехавшего в Финляндский полк великого князя Михаила, за которую сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. фигура Пугачева была для него неясна. «Моей жизни не хватит, – говорил он, – отдаваться одновременно и искусству и любимой женщине». Каждая колонна обклеивалась бумагой под мрамор каждая кроватка отделывалась, как будто для игрушки».
Утро чиновника, получившего первый Крестик" (1846). В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов.
Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). Родился он в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. 1983. Отложив наскучившую гитару, он принялся гонять через палку пуделя, повторяя вперемежку по-русски и по-французски слова команды: Анкор, еще анкор.
7. После картины «Завтрак аристократа» (1849 – 1850, ГТГ) следует несколько вариантов сюжета «Вдовушка». Естественный свет уступает место искусственному освещению. Муж: Безделицу.
Творческий путь П. А. Федотова необычен. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. «Именно в этом жанре изобразительного искусства дилетантский уровень приближался к профессиональному». 4 Федотовская ирония тут сходит на нет, уступая место спокойному, созерцательному вниманию: сперва обстоятельно-описательному, затем все более тонко подмечающему не только сам характер, но и особенности внутренней жизни модели – «Портрет А. И. Федотова, отца художника» (1837), "Писательница Е. П. Ростопчина", около 1850, ГТГ. Несколько слое о состоянии русского искусства до Федотова. – Его материальное положение и жизнь после отставки. – Занятия батальной живописью. – Письмо Крылова открывает Федотову настоящее его призвание. – «Утро чиновника, получившего первый орден». «Домашний вор» – тут Федотов изобразил мужа, который, проиграв у себя на вечере все деньги, тихонько вынимает из бюро жены очередные и она ловит его на месте преступления. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Укором выглядит рваный сапог, приближенно изображенный к свежеполученной медальке, который протягивает прислуживающая девушка. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. В смятой старой шляпе, в засаленном фраке с продранными локтями, отец горделиво держит над головой в каждой руке по бутылке клико, между тем как четверо детей его спорят и ссорятся из-за куска белого хлеба.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. После картины «Завтрак аристократа» (1849—1850, ГТГ) следует несколько вариантов сюжета «Вдовушка». Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности.
Содержание картины «Утро чиновника, получившего первый орден» («Утро после пирушки или Свежий кавалер»), следующее: новый кавалер утром, после пирушки, нацепив на халат орден, горделиво стоит перед кухаркой, показывающей ему прорванные сапоги, которые не на что починить, так как, вероятно, все жалованье ушло на вчерашнюю попойку, следы которой видны в комнате в виде объедков и осколков, валяющихся на полу, под столом валяется один из приятелей хозяина, не успевший еще протрезветь. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери.
Павел Андреевич Федотов – офицер, оставивший армию ради искусства.
Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). Первые портреты Федотов создает в технике акварели еще на воинской службе. «Игроки» 1852 г. В картине Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова.
Заслышав шаги гостя, он прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. Много времени посвящает изучению картин Эрмитажа, обращается за советами к К. П. Брюллову.
Вот вчера вечером у Ивана Петровича ел я севрюгу – вот так севрюга. Для художника, не имевшего систематического образования, это был ответственный шаг. Лиц у них как будто нет. На втором рисунке – Фиделька уже околела. К этому времени относятся его рисунки акварелью «Французские мародеры в деревне», «Вечерние увеселения в казармах», «Казарменная жизнь» и много других.
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. Сам Федотов никогда не признавал за собой литературных способностей, доказательством чему служит приведенный выше отрывок из его послания, названного «К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям».
Дома он изображал самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора. Федотов получил билет на право посещения рисовальных классов Академии художеств, благо казармы от нее располагались неподалеку. Огромную роль играют детали, так как в середине века появляются дагерротипы. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог.
Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844).
В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. Это уже не сатира и комедия под девизом «смех исправляет нравы», а грустная лирическая элегия. Из сломанной, вытертой шляпы, лежащей около живописца, выглядывает полуштоф.
Странная комната освещена свечами, отчего вокруг пляшут зловещие тени. Представители разных сословий встречались на каждом шагу – и у тетушек и у кумы отца и у приходского священника и около сенника и на соседних дворах. В самом деле, через несколько минут предстало перед нами веселое, но значительно постаревшее за лето лицо Павла Андреевича. 1851 и Игроки 1852 г. Приступил к написанию картины Возвращение институтки в родительский дом, но до конца не закончил работу начал другую Приезд государя в патриотический институт, но и эта работа так и не была завершена.
Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. Почти сразу Гренев умирает. Все в доме, включая кошку на первом плане картины, посвящены в исход дела. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. «Свет сердится, – говорил он, – когда от него отдаляешься, а я не намерен ссориться со светом».
Здесь, с отказом от развитого действия, содержание сосредоточивается в подтексте.
Произведения двух последних лет жизни – самостоятельная страница творчества Федотова. Заказ оказался роковым. В 1858 году картина «Приезд станового на следствие» была удостоена большой серебряной медали.
«Брань под Смоленским», «Брань под Красным» – обе сатирические. Федотов хотел назвать этот листок или «Вечером вместо преферанса» или «Северный пустозвон», но, неизвестно почему, это предприятие так и осталось только в проекте, хотя для него было изготовлено множество рисунков из числа которых назовем следующие: «Капиталисты» (двое приятелей играют при догоревшей сальной свече. – Купи свечу, ты выиграл. В 1830-е годы акварельный портрет был одной из самых модных форм графики. В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. когда мысли и чувства человека направлены внутрь.
Необходимую практику он получал по-своему – делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Кроме того, эскиз с подписью: «Господа, женитесь, пригодится», – где представлена молодая женщина, ведущая нетрезвого человека с помощью детей. 20-я линия Васильевского острова", он и в нем явился вестником будущей реалистической пейзажной живописи. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения.
Полотно «Утопленница» организовано на тонких нюансах. Взгляд девушки исполнен сложных душевных переживаний, раздумий. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. Престарелый отец его вынужден был выйти в отставку, вследствие чего вся тяжесть содержания семьи легла на Павла Андреевича. Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка.
Следует отметить особенность становления творческого метода и мировоззрения Федотова: в отличие от большинства художников, обучавшихся в Академии с детства, он пришел в живопись взрослым, состоявшимся человеком. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Он выполняет ряд жанровых сценок в технике сепии, которая сделала его популярным.
Художнику это хорошо удается, его картины пользуются большой популярностью на выставках. Можно рассмотреть лишь лицо проигравшего, который сидит за столом в оцепенении. Многие картины остались незавершенными. После Федотова картин осталось немного. "Разборчивая невеста" 1847 г. П. А. Федотов взял известную басню Крылова «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:«Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Избран был тот решающий момент, который позволял все понять — и судьбы людей, объясняющихся друг с другом и суть самого объяснения и то, что вслед за этим последует. Персонажи на самом деле проживают столь важную для них ситуацию, всецело отдаваясь своим чувствам. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. В рамках направления формируются новые жанры— бытовая картинка, пейзаж, натюрморт, портрет в жанре реализма. Термин «реализм» впервые употребил Ж. Шанфлери для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму.
De gustibus non disputandum est. Разборчивая невеста, 1847. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта.
В 1840-х гг. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи.
Если бы я мог рассказать вам, при каких обстоятельствах произошла помянутая размолвка, вы бы еще вернее разделили мои чувства. Это не мешало ему, однако, слыть среди начальства и товарищей лучшим рисовальщиком в корпусе его тетрадки и книжки были изрисованы по полям головами и фигурами всех, кто только попадался ему на глаза, причем сходство в большинстве случаев бывало разительное. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно.
Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим. Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. В годы ученичества В. Г. Перов много внимания уделяет социальной проблематике.
Задача, поставленная Федотовым перед собой, была слишком смела для того времени. Она внутренне сосредоточена и серьезна. Этой причины было абсолютно достаточно, чтобы лишить его сна, пока наконец ему не удалось «схватить часы за хвост», то есть за маятник и остановить их. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Он спокоен и неподвижен., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства).
Одно время, надеясь поправить свое материальное положение, Федотов задумал издавать вместе с художником Вернадским художественно-литературный листок вроде издания Говарни. Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. Этот прием станет ключевым для творчества Федотова. Родился в Москве 22 июня 1815 года. Нам не виден гость, а лишь пола его сюртука и рука в перчатке, отодвигающая портьеру. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк.
Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. Дети страдают их лица искажены. Этот факт достоин внимания, поскольку показывает, что (хотя сам Федотов и смутно это сознавал) наклонности и инстинкт уже тогда влекли его к этим художникам, так сродным его артистической натуре, требовавшей от картины прежде всего правды и жизненности.
Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Долго он думал и наконец пришел к убеждению, что никто лучше не может разрешить эти сомненья, как «великий» и «гениальный» творец «Помпеи», К. П. Брюллов. Анкор, ещё анкор.
См. : Свиясов Е. П. А. Федотов и царская цензура // Искусство. Переходим от этой картины к следующей: «Художник, женившийся без приданого» та же самая обстановка бедности, тот же холодный подвал с окнами, занесенными снегом, с одиночными летними рамами. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Лучшие живописные портреты Федотова – небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством (Е. Анкор, еще анкор.
«Имя Павла Андреевича гремело по городу. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Хоронили его 18 ноября 1852 года. Да так, что он за три месяца создал шедевр.
Анализируя композиционные особенности таких работ как «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора», становится заметна эволюция художника. Непременный атрибут поздних произведений Федотова – свеча в сумерках ночных интерьеров.
Слуга, покупающий у разносчика щетку, юмористический рисунок акварелью. Картины становятся более камерными, маленькими по размеру.
Другая картина "Разборчивая невеста", была написана на текст известной басни Крылова. в портрете Федотов не преодолевал отрицание поэтического мироощущения. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля).
Оставалось только захрапеть, но Федотову пришла на ум мысль, что часы, с которыми он так бесцеремонно расправился, конечно, самые верные в доме и что служитель, вероятно, будит по ним хозяина, который может вследствие их остановки опоздать на службу, получить выговор и т. п. Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. На стене висят пустые рамы — три игрока словно вышли из них. Наконец Федотов подал прошение об отставке и в 1844 г. был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир.
Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. Это — в подлинном смысле критический реализм, выраженный поздними произведениями Федотова в форме романтического гротеска. Обилие действующих лиц не создает хаотичности: «вся жизнь – театр, а люди в ней – актеры». Здесь с отказом от развитого действия, содержание сосредоточивается в подтексте. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова.
Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». В 1833 году он кончил свое учение и, как первый по успехам в науках, был, согласно обыкновению, записан на мраморную доску и выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк. Живопись должна была вырваться из оков и найти новые пути для себя, тем более что литература уже четверть века как выбралась на новую дорогу и, несмотря на массу препятствий, завоевала мало-помалу право гражданства.
Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. – говорит один. – Нет, посылай ты за свечкой, я тебе сотру пятьдесят тысяч, – отвечает другой) «Гастроном» (господин, кушающий с кислою миной кусок рыбы подпись: Что это, Леночка, какая дурная севрюга. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву.
Жизнь небогатого, даже попросту бедного ребенка обильна разнообразием, которое почти что недоступно дитяти из достаточного семейства, развивающемуся в тесном кругу из своих родителей, гувернантки да двух-трех друзей дома, особ по большей части благовоспитанных, стало быть, не имеющих ничего особенно действующего на детскую фантазию. Художник предпочитал холст или бумагу.
Композиция картины разворачивается по горизонтали, появляется панорамность. «Потому, – прибавил он задумчиво, – что я начинаю уставать». Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству.
Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Все это заставляет его решиться на окончательный шаг и просить об увольнении в отставку в январе 1844 года он получает соответствующее разрешение, снимает эполеты и надевает штатское платье, сохранив при отставке чин капитана гвардии и получив право оставить у себя в услужении своего «друга и слугу», денщика Коршунова. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Картина эта называлась Свежий кавалер.
Творческий метод художника – ни шагу без натуры. Павел Андреевич обличал, порицал иронизировал над окружающими его людьми, умея, самое главное, достоверно показать, раскрыть образы, типажи этих людей. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Действие картины развивается в Москве на Трубной площади, у монастыря.
художник получил известность и признание современниками его творчества и финансовую поддержку от академии. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Родился он в семье мелкого чиновника. В феврале 1850 года в Москве семья Павла Андреевича попала в бедственное финансовое положение художник бросает все дела и едет помочь родным. исполнена серия рисунков сепией – «Нравственно-критические сцены из обыденной жизни». Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Он охотно знакомился с людьми, если эти знакомства были ему по карману и не вводили в излишние траты делал он это из жажды наблюдений, так свойственной его артистической натуре, пополняя свой «основной фонд», начатый еще наверху московского сенника.
Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Мальчишка-казачок, разинув рот, со страхом смотрит на эту сцену. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять.
Ему было всего 37 лет. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Игра закончена и трое игроков встали, разминая затёкшие от долгого сидения тела. В голове его быстро созрело несколько сюжетов и, засев за работу, он через девять месяцев кончил свою первую картину – «Утро чиновника, получившего первый орден». Новым знакомствам и самым радостным, теплым беседам нет конца.
В конце 40-х гг. В этом отношении достоин внимания его отзыв о браке и вообще о любви к женщине.
Вот они. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Это уже не сатира и комедия под девизом «смех исправляет нравы», а грустная лирическая элегия.
Наступил самый тяжелый период в его жизни. Так, однажды он долгое время преследовал какого-то провинциала в зеленом картузе и не успокоился до тех пор, пока не запомнил всех особенностей этого лица.
Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Положение усугубилось-скончался отец. В поздних же работах он так разительно обогнал свое время, что их долго не понимали – воспринимали сдержанно, недоуменно, даже скептически, – и лишь много позднее прояснился смысл и определилось значение его удивительных прозрений. В рисунке, очень остроумно названном Павлом Андреевичем «Мышеловкой», так как на первом плане нарисована мышь, бегущая в западню, на кусок говядины изображена целая драма: вы видите перед собою сырой, смрадный подвал, от стен которого отвалилась штукатурка и в этом подвале, в самой темной глуби, – больную старуху, приподнявшуюся на кровати и кашляющую.
Из искусства уходит серьезная гражданственная тематика и образ героя. Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день. После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.
Да и что, собственно говоря, можно назвать красивым и изящным. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848). Вместе с ним учился будущий известный художник И. М. Прянишников. В этом сопоставлении и содержится нравоучительный смысл. Тут же отцветшая красавица, не решаясь прямо спросить у приказчика то, что ей нужно, объясняется с ним знаками но сметливый парень понимает ее и без слов: он подает ей «rouge vgtal» и жемчужные белила.
Последние два года существования Федотова достаточно загадочны. За последнюю картину художника удостоили званием академика. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Бело-голубая фигура девушки помещена художником в коричневую оправу.
Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Он остается без средств к существованию. Шум в прихожей застал «аристократа» врасплох и он второпях пытается книжкой прикрыть улику. Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться.
Он переводил оды Елоиттона, который вместе с Виландом был его любимым поэтом. Но художник становился все более ненормален и нуждался в строгом надзоре.
Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. В картине только одна фигура и нет никакого действия. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851).
Не стало и богатства федотовских красок. В эскизе «Крестины» Федотов изобразил бедную комнату, разделенную на два отделения ситцевым пологом. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана).
Рядом гитара. После долгих убеждений он даже решился оставить службу и с пенсией в 28 рублей 60 копеек в месяц вышел в отставку. – Муж: Трехрублевый. ) «Нежный супруг» (говорит с видом сожаленья жене: Ну, Катенька, я думал, что ты будешь к празднику с обновкой, а выходит – нет. Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. Федотов не изображает свою модель в традиционном положении в «фас», он ищет для нее новую формулу, новое положение, которое Сарабьянов назвал «линейный модуль», обращая внимание на то, что силуэт фигуры передается гибкой линией, повторяющейся в контуре кресла, абрисе рук.
Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Афоризм художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их»— прямо относится к персонажам «Анкора. » и «Игроков». Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Используются эффекты искусственного освещения. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Однако тема человеческого одиночества становится ведущей в поздних произведениях Федотова. И в 1844 г. выходит в отставку, решив целиком посвятить себя искусству. Понятно, что Федотов тотчас собрался к Брюллову. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Маленькие заказы, которые он имел, мало помогали ему в этом отношении. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Сатирически-обличительный подтекст имели и названия работ: «Первая ночь обманутого молодого», «Кончина Фидельки», «Последствия смерти Фидельки», «Бедной девушки краса – смертная коса» и др. Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Везде, по всем углам стояли и лежали папки, альбомы, гипсовые слепки рук, ног. «Завтрак аристократа» 1851 г. После успеха картины «Сватовство майора», Федотов, перебирая свои наброски, решил остановиться на теме, подсказанной фельетоном. Представленная в картине ситуация сама по себе не уродлива, не безобразна.
Этот счастливый майор, конечно. Это заставило его серьезнее взглянуть на свое рисование, чему помогли также случайные встречи с учениками Академии художеств, которые посоветовали ему посещать вечерние классы Академии, что он и исполнил сейчас же.
Это письмо подействовало на Федотова и раскрыло ему глаза на его настоящее призвание. Но не мог найти того, что мне хотелось. Художник полностью отдал себя искусству.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище7 в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка1. Произведения двух последних лет жизни — самостоятельная страница творчества Федотова. Пространство уже более упорядочено, более сложно по организации: зритель одновременно наблюдает две сцены в соседних комнатах. Упущенное время он компенсирует неистовой работоспособностью. Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855г.
В Москве его ожидает теплый прием. " (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины.
Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. Вместо дров кухарка собирается топить печь бумагой, стружками и обломками старой мебели. Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых.
Федотов выступает в роли режиссера, мастерски расставляя персонажи действа. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Этот случай очень вдохновил молодого художника к созданию еще одной работы Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара, не совсем законченная картина была была показана брату великого князя, который способствовал Федотову полноценному занятию живописью с казенным содержанием художника и оставлением военной службы. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Его сослуживцы и друзья находились в полном восхищении.
Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. В результате своего отчаянного поступка Федотов лишался не только карьеры, но и надежного источника существования. Везде следы недавней пирушки и былого веселья.
Оптимизм сменился скепсисом, разочарованием. Девушка изображена за игрой на клавесине. «Разборчивая невеста». – Выставка в Академии. – Восторг Брюллова и покровительство Академии. – Назначение программы на звание академика. – «Сватовство майора». – Успех этой картины среди публики. – Популярность Федотова. – Стихотворное объяснение к этой картине, написанное самим художником. – Увлечение Хогартом и Уилки. – Значение Федотова как моралиста и нравописателя. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. В этом отношении он являл собой лучший образчик мужественного борца с судьбою.
Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. Я бросился в Академию и увидел в одной из боковых зал великие толпы народа. Триумф "Сватовства майора" был высшей точкой в жизни художника.
Через некоторое время была получена следующая резолюция: «Государь Император, удостоив внимания способности рисующего офицера, Высочайше повелеть соизволил предоставить ему добровольно оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц и потребовать от него письменного на это ответа».
к. сам служил), мещан. Сам художник поведал историю центрального персонажа в рассказе «Тетка Марья». Павел Андреевич Федотов— выдающийся русский художник и рисовальщик.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Художник много рисует. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. И в 1844 г. выходит в отставку, решив целиком посвятить себя искусству.
Главными героями его картин становятся простые люди, главными сюжетами – обычная жизнь. Такая принципиальность художника. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма». Но Перов выходит за рамки простого портрета, создавая тип интравертного портрета, т. е.
исполнена серия рисунков сепией — «Нравственно-критические сцены из обыденной жизни». Много времени посвящает изучению картин Эрмитажа, обращается за советами к К. П. Брюллову. В 1848 году Совет Академии единогласно признал художника академиком и после выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков. Федотов продолжил в графическом портрете ранее начатую линию рисуночных портретов, создав прекрасные портреты – «Портрет поручика И. Е. Львова» (1846), «Портрет Амалии Легран» (1846-47), в которых язык рисунка стал прямым носителем содержания образа. Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик.
В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому. ассигнациями в месяц». В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. Нет чувств, нет желания.
На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. Обе эти картины он представил на суд Академии и со страхом ждал ее решения. Люди – игрушки и жертвы «пустого времени» – эта тема вырастает у Федотова до образа безвременья, до приговора николаевской действительности, убивающей лучше силы человека. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848).
Впоследствии он пробовал писать свои собственные, оригинальные стихи (о них мы скажем в своем месте). В большой комнате он устраивал себе мастерскую. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие.
Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. За несколько карикатурным изображением действующих лиц публика видела большую долю правды и если бы это от нее зависело, то, конечно, Федотов продолжал бы свою деятельность, не будучи поставлен в необходимость заботиться о мелочах жизни в то время, когда в голове его зрели новые и новые планы, открывались широкие горизонты и виднелась благороднейшая цель но, к несчастью, благосостояние Федотова зависело не от публики, а вот таким образом его роль нравописателя должна была кончиться скорее, чем можно было ожидать притом мы имеем право думать, что такая роль не особенно нравилась в тех сферах, от которых зависело благосостояние художника.
Картина эта называлась «Свежий кавалер». Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848).
В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. Другая картина, «Разборчивая невеста», вероятно, навеяна одноименной басней Крылова. Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик.
Хозяйский сынок, расположившись на полу, с любопытством рассматривает их портфели. В портрете путь Федотова был легче, чем в других жанрах, т. к. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Монохромия и отсутствие интереса к фактуре отличают последние картины Федотова. После этой командировки, когда великий князь сделал смотр всему полку и так остался доволен им, что обещал офицерам полную свою поддержку, Федотов воспользовался случаем и через полкового командира просил великого князя о выдаче ему пособия на художественные нужды. Только низость и опустошенные души.
Досаднее всего то, что, кажется, желанию иметь обстоятельный труд о личности Федотова не суждено осуществиться, так как все попытки (а они были) разбивались о трудности отыскивания материала, разбросанного по его многочисленным знакомым и приятелям, которые до сих пор, за исключением немногих случаев, не откликались на неоднократные призывы. Нет помощи семьи. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Около двух недель он сидел, размеривал по масштабу, клеил, раскрашивал и резал и наконец плодом его усилий вышла большая белая коробка с прорезанными окнами внутри коробки, открытой сбоку, помещались белые колонны и ряды кроватей.
Особый раздел составляет портретное творчество Федотова. В искусстве появляется тема одиночества души. Так он прослужил десять лет. Через некоторое время он завершил и вторую – «Разборчивая невеста».
Картина подводит своеобразный итог творчества художника в 1840-е годы. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». Даже друзьям художника это новое направление кажется не сулящим успеха. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Человека со своими пороками и слабостями, что художник, разумеется, не преминул подчеркнуть. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Композиционный центр картины – лица детей – выхвачены светом. В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. Вольнослушателем посещает классы Академии художеств, выполняет в начале 1840-х гг. Десять целковых. – Жена: А сколько мне дал на расход.
Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. Господствуют мрачные, красно-коричневые тона, придающие бессмыслице происходящего какой-то зловещий оттенок. На следующий день его не стало. В 1840-х гг.