Создавая фреску Отделение Света от Тьмы, Микеланджело хотел, чтобы от нее исходила мощная энергия. Что касается фрески Отделение Света от Тьмы, то, по замыслу Микеланджело, от нее должна была исходить энергия, поистине непередаваемой силы.
И снизошла ко мне истина великая и свет небесный. Возблагодарим же за это небо и стремитесь подражать Микеланджело во всем». В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Например, Иона, часто изображаемый со своим атрибутом— большой рыбой, — обыкновенно ассоциировался со страданиями Иисуса и призывом мира к покаянию2. При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи абсолютно очевидна — она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах имеющих чисто декоративное назначение, — это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты. Выбранные для сюжетных фресок эпизоды первых дней творения в высшей степени благоприятны для выражения этой идеи. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи59. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея). Однако в течение долгих лет Микеланджело не практиковался в ней, работая как скульптор, а не как художник.
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Микеланджело рисовал по влажной штукатурке используя технику отмывки для покрытия широких областей цветом, затем, после высыхания поверхности, он повторно проходил эти области, добавляя оттенки и прорисовывая детали. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду.
Никто из художников прежде не достигал подобного эмоционального накала. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Позднее по указанию одного из римских пап эти фрески были сбиты и на стене от пола до потолка было создано одно из самых замечательных произведений монументальной живописи – знаменитая фреска Микеланджело Страшный суд. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти.
Свила Персидская16. Эти девять сцен предстают как символические образы, причем не в узком понимании символики в смысле наличия некоего скрытого (зашифрованного) содержания, а как соотносимое по масштабу с библейским рассказом визуальное воплощение Божественного акта. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
И благодарить за это нужно, конечно же, непревзойденный талант великого Микеланджело. Вот жених на руках несет испуганную невесту мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии рядом обезумевший от страха юноша, надеясь уцелеть, карабкается на гнущееся под порывами ветра дерево. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. Потоп9.
Он подходит к нему радостно и с пониманием – как творец к любимому произведению. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Архитектор Донато Браманте (по версии Кондиви), завидуя превосходству Микеланджело, присоветовал папе Юлию II поручить флорентийскому скульптору расписать своды Сикстинской капеллы.
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»59 художника.
Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. IX, ст. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Четыре года изнурительного труда – это борьбы с собственным плохим здоровьем, с гнетом финансовых трудностей, с церковными проблемами, это недостаточное знание техники фресковой живописи (в какой-то момент фрески стали покрываться плесень и это приводило художника в отчаяние), это, наконец, назойливая нетерпеливость и вздорность папы.
Еще секунда их пальцы соприкоснутся и Адам начнет жить. Высота капеллы— 20 метров. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции.
Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
Отделение суши от вод4. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
И была у нас с Сырожей взаимная неприязнь и недопонимание. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35.
IV). Пророк Иона26 – 39. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Согласно сообщению ученика и биографа Микеланджело Асканио Кондиви, ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. А потом стал я замечать, что Сырожа пытается всех настроить против меня.
Однако, это, возможно, не объясняет размещения его изображение на самом почётном месте — над алтарём. Можно сказать, удалось Микеланджело это очень хорошо.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18.
И взгляд его невольно задержится на одной из самых выразительных фресок — «Сотворении Адама». По мере смены этих композиций будут расти размеры фигур, уменьшаться их количество в композиции. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Сивилла Дельфийская21. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Лицо Творца обращено уже к новым задачам.
Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. В Болонье Микеланджело видел скульптурные рельефы Якопо делла Кверчи, украшающие двери собора. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
События следующего, второго дня, — отделение суши от вод, в нарушение хронологии вошли в третью сцену. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном.
По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Грехопадение и Изгнание из Рая7. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Сюжеты, согласно схеме, следует рассматривать снизу вверх. 1. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу.
Он проходил обучение сначала под руководством Доменико Гирландайо известного двумя большими фресковыми циклами в капелле Сассетти и капелле Торнабуони, работавшего также и в Сикстинской капелле. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Во фресках «Сотворение Солнца и Луны» и «Отделение света от тьмы» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила и разделяет пространства.
Пророк Иезекииль17.
После длительной работы в таких условиях Микеланджело долгое время мог читать только держа текст высоко над головой. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Он знал, что роспись свода – дело трудное, всячески старался уклониться от этой работы и предлагал папе поручить это дело Рафаэлю. Для мастера это было единственным средством выразительности.
Успех был громадный, а злые намерения Браманте только послужили к большей славе Микеланджело. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.
Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Сотворение Адама5. Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. И как повествование первых глав книги Бытия – это, в сущности, рассказ о главнейших моментах, открытых Богом в особом видении (visio), так и образы Микеланджело – это идеальное воплощение этих «видений». До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Он был знаком с ранними, вдохновлёнными гуманизмом, скульптурными работами, такими как бронзовый Давид Донателло, своеобразным ответом которому стал мраморный Давид Микеланджело, установленный на торговой площади у Палаццо Веккьо, дома совета Флоренции.
Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Вот со всеми в классе у него гармония, а со мной нет. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.
На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. В 1546 Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок.
Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Страшный суд.
Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд».
Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. И для того были веские причины.
Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки.
Микеланджело имел дело с помещением более внушительных размеров, что вынудило его идти по другому пути для решения поставленной задачи34. Так Микеланджело изображает момент творения. Но там, где он повествует, он относится к идее уважительно. Опьянение Ноя10.
Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. Второй— создание первых мужчины и женщины, Адама и Евы их грехопадение и изгнание их из Рая. – а я то единственный не запоганился. Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело67. Знаю Сырожу, часто по телевизору показывают, да и вы его наверное видели. Если присмотреться, то очевидно, что у Саваофа впереди еще чрезвычайно много работы. Каждый из эпизодов центральной части плафона – это акт мировой и человеческой драмы.
Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Эта изображенная Микеланджело «архитектура» организует роспись, отделяет одну композицию от другой. Входящий в капеллу человек сразу видит весь цикл росписей: еще не начав рассматривать отдельные фигуры и сцены, он получает первое общее представление о фресках и о том, как излагает мастер историю мира. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. Именно так должны вы именоваться ибо при жизни своей смогли вы у источника столь светлого прояснить омраченный свет очей и увидеть простым все трудное благодаря художнику столь дивному и необычному. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. По углам Сикстинских сводов было еще четыре сферических треугольника, где изображена и «Юдифь», передающая рабыне голову Олоферна. Эти сцены окружают изображения пророков и сивилл — предсказателей будущего.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Сцену Страшного суда художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее.
Пророк Дании24. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Большие паруса поддерживают свод. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было.
Общий замысел сикстинского плафона во многих отношениях остается неясным. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Поначалу его принимаешь за отступающего демона тьмы, однако подразумевается здесь «Сотворение растений».
Предки Христа40. Пророк Исайя22.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. За столь короткий срок Микеланджело расписал потолок площадью почти в 600 квадратных метров изобразив на нем 343 фигуры. Наказание Амана14. Если говорить конкретно о произведении «Отделение Света от Тьмы», то художник задумал его как сразу же приковывающее взгляды. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Папа хотел безотлагательно разделить со всеми свое удивление и восхищение и напрасно Микеланджело заверял его, что еще не совсем окончил работу.
В эту фреску Микеланджело вложил многое от собственного взгляда на искусство. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Сивилла Кумская23. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута.
На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Отделение света от тьмы2. Микеланджело успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного (42 м в диаметре) купола, возведенного после его смерти Джакомо делла Порта.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Начальный этап художник проделал с привлечением помощников, так, сцену Всемирного потопа писали в том числе Джулиано Буджардани и Франческо Граначчи21. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый.
Микеланджело вернулся к центрическому плану Браманте, одновременно укрупнив все формы и членения, придав им пластическую мощь. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении.
Что в древнем храме смотрится очень органично.
Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Большие паруса поддерживают свод. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».
По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера». «Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата», – рассказывает Вазари. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. В «Сотворении Адама» всего две основные фигуры: лежащего на земле Адама и стремительно летящего к нему бога. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
Разъярённый художник покинул Рим и лишь после многократных призывов Юлия встретился с папой и просил у него прощения. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Строительство капеллы было поручено флорентийскому архитектору Дж.
Пророк Иеремия15. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл.
Все это дарует ему возможность победить недовольный актом творения Хаос. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. – Стенная живопись – это нелегкое дело, не справится с ней этот тщеславный молодчик. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. В случае последнего изображения (рис. 37), где Бог Отец перекатывается с боку на бок среди хаоса клубящихся облаков (традиционное название «Отделение света от тьмы» здесь, понятно, неприложимо), мы уже не в состоянии следить за художником с полной концентрацией, однако именно эта фреска дает наилучшее представление о поразительной технике Микеланджело. Медный Змий13.
Давид и Голиаф12. Сотворение светил и планет3. Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу), увенчанный башенкой и два величественных дворца Консерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястров. У него почти получилось, да вот школа закончилась, да и разбежались все.
Неизвестно, какой общей идейной программой граничит содержание композиций, расположенных посредине свода до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Среди них мужчины, женщины и дети.
В 1508 году папа Юлий поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Художник Пьерматтео дЭмилия декорировал потолок под ночное небо, усыпанное звёздами, подобно своду падуанской Капеллы дель Арена, расписанной Джотто33. Цикл повествует создании Богом прекрасного Мира и человека, что человек впал в грех и был наказан смертью и отделением от Бога.
В люнетах над окнами часовни расположены имена предков Христа, надписи сопровождены их изображениями. В декоре свода повторяется изображение жёлудя— символ семьи делла Ровере, к которой принадлежали Сикст IV и Юлий II. Микеланджело добился особого эффекта: взгляд Господа, по крайней мере, в сцене «Сотворение светил и планет», всегда устремлен на зрителя, в какую бы сторону он ни перемещался.
Еще при жизни художника папа приказал обнаженные тела записать драпировкой, а в 1596 году другой Папа (Климент) хотел вообще сбить весь Страшный суд. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.
Это трудно заметить рассматривая репродукцию росписи, но становится очевидным при непосредственном посещении капеллы. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека».
Начатых работ Микеланджело не показывал никому. Но весь этот труд явно не будет сложным или непосильным. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони родился 6 марта 1475 года в Капрезе.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Когда был я маленьким мальчиком и учился в школе, был у нас в классе мальчик Сырожа. После смерти папы Адриана (1523 г. ) папой был избран представитель рода Медичи – Климент, который пожелал, чтобы Микеланджело заново расписал алтарную стену Сикстинской капеллы изображением Страшного суда. Волевыми взмахами рук посылает он на небо светила, дает жизнь растениям, усмиряет водную стихию, величественным движением выводит из Адамова ребра женственную покорную Еву. В этой колоссальной фреске, где отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь, центром которого выступает могучая фигура Христа, уже нет героизма Ренессанса, это рассказ о сломленном, подавленном человеке, конце возрожденческих иллюзий.
Сивилла Ливийская25. «Не удастся ему ничего сделать, – говорили они. Все промежутки между этими столбами и арками заняты изображениями человеческих фигур. Пророк Захария20.
Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». Предположение того же Тольная, что Микеланджело сначала выполнил фрески потолка, а потом, в течение последнего года, люнетов и парусов, для чего пришлось монтировать специальные леса, в настоящее время кажется неправдоподобным23. Сивилла Эитрейская18. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место. О блаженные мастера искусства. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов.
Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Однако, это, возможно, не объясняет размещения его изображение на самом почётном месте— над алтарём. И только в тех случаях, когда это необходимо. На ней отчетливо видно, как в последний момент, т. е.
Сам Микеланджело брался за эту работу неохотно, так как никогда до этого не занимался стенной живописью. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами.
На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции.
Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора62.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды.
Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Карниз, огибающий плафон, акцентируя линию сопряжения криволинейной и горизонтальной поверхностей свода, отделяет библейские сцены от фигур пророков, сивилл и предков Христа35. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь.
Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Сотворение Евы6. Юдифь и Олоферн11.
Высота капеллы— 20 метров. При Папе Сиксте производились значительные перестройки Ватиканского дворца, также в это время сооружается знаменитая на весь мир Сикстинская капелла – величайший памятник изобразительного искусства эпохи Возрождения.
Петра, строительство которого было начато Браманте, успевшим возвести к моменту смерти (1514) четыре гигантских столба и арки средокрестия, а также частично один из нефов. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.
Пророк Иоиль19. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело66, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Впредь подобные фигуры повторялись в неисчислимых декоративных работах, в станковой живописи, фреске или даже скульптуре»63. Стены часовни разделены на три горизонтальных уровня, в верхнем ряду с каждой стороны располагается шесть окон. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
Прожил до 18 февраля 1564 года. Жертвоприношение Ноя8. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Ему предстоит создавать моря и материки, Ад и Рай и многое другое.
Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа.
Так как леса опирались на крепления в стенах, не было необходимости в опорах, располагавшихся на полу, что экономило древесину и не препятствовало использованию часовни. А тут с месяц назад узнаю что от ПИДЕРАСТ, за щеку берет и жопа у него больная. Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Со стены часовни на посетителей взирали ангелы небесные, парящие в облаках, в центре картины были драматически изображен Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Пока не определён письменный источник, если таковой существовал, теологической программы росписи.
Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. Он создает на своде свою собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы как бы поддерживают карниз и арки, «переброшенные» через пространство капеллы. Дольче. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Но едва лишь он принялся за дело, как чуть было не пришлось отказаться от работы.
.