Приводим семь фактов биографии Остроумовой-Лебедевой, объясняющие, почему ее выставку нельзя пропускать. 2017остроумовалебедеваанна ПЕТРОВНА (1871 —1955). БИОГРАФИЯ. Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом "Автобиографических записок".
(Из письма подруге. ) «Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Сытин начал сотрудничать с «Посредником» – издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л. Н. Город, получивший второе имя Северная Венеция, пленял Остроумову-Лебедеву своею водной стихией.
Я с ней соглашалась, ей сочувствовала, когда она плакала – я тоже, но все-таки через несколько минут уносила (на всякий случай) вниз свою шубу и калоши к швейцару и при благоприятном моменте тихонько исчезала из дома. Мы с невестой увлекались тогда копированием старых мастеров в Эрмитаже и как раз я был занят портретом слегка криворотого мужчины Франца Хальса (а моя невеста срисовывала тут же висевший портрет Сына Хальса), когда рядом с нами появилась небольшого роста барышня в пенсне, которая принялась набрасывать углем на холсте Девочку с метлой Рембрандта (все эти три картины висели в те годы почти рядом). В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом Мир искусства. Сомов. 1947. ОстроумоваЛебедева преподавала в Ленинградском институте живописи, архитектурыи скульптуры (с 1934). В 1900 Остроумова вступила в «Мир искусства», а в 1901 сделала по заказу Дягилевапервую петербургскую серию из 10 гравюрных видов. Анна Петровна не слыла красавицей, но была необычной и многогранно одареннойженщиной. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций.
Петербург – морская столица России – эту тему художница развивала с большой любовью. Товарищество И. Д. Остроумова же стремилась уловить сам стиль, пейзажный образ любимого города. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована.
Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г., художница дебютировала со своими гравюрами на выставке Мира искусства (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества – после долгого существования в качестве репродукционной техники особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. Лебедев был талантливым ученымхимиком (он изобрел способ промышленногопроизводства синтетического каучука, методы получения резины и резинотехническихизделий, способы получения из нефтяных фракций загустителей смазочных масел дляавиационных двигателей). В двух из этих книжек, а также в знаменитом издании «Соловья» Х. КАндерсена (1912), где варьировалась традиционная «китайщина», он с блеском возродил искусство силуэта. ОстроумоваЛебедева А. П.
Пособие». Он не только не воспринял художницулюбительницу всерьез, но еще ипосчитал, что замысел ее слишком дерзок, а задача явно не по силам. Ослабевшие руки не могли управляться со штихелем и тогда художница вспомнила о литографии, но после Победы снова вернулась к любимой ксилографии. Член объединения Мир искусства (с 1899) и Четыре искусства (с 1924). «Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов. В 1934–1936 — в ИЖСАВАХ. Напротив, в несвойственной ей технике литографии Остроумова, видимо, робеет.
После свадьбы она к своей фамилииОстроумова добавила вторую – Лебедева. Это меня в первое время ошеломило.
С его образом в душе я покинула Италию». Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны». Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. В 1907 году появились созданные по заграничным впечатлениям гравюры "Версаль в цвету", "Париж. Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора. Но я сдержалась.
Остроумова умеет учить и знает, чему учить. В 189899 гг. Уистлера) и гравюре. В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936). Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные. 1886, хутор Нарбутовка, Черниговская губ.
Работа же предстояла нешуточная. Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа.
Художница с радостью согласилась – это была ее тема. В гимназии Анна была очень застенчива. Она юна еще абсолютно и гениальна. Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны. Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. Я был несколько озадачен дерзостью такой затеи.
Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале Мир искусства. Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие. Двоюродный брат. От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика.
Она делала только то, что ей хотелось делать. Небо и здания отражались в воде, двоились, переплетались". Что вырезано, то и остается четким и ясным. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки».
Уистлера. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908- 10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Уистлера.
Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. Умерла Остроумова-Лебедева в Ленинграде 5 мая 1955. Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к «Украинской азбуке» изобретательные по сюжетам и изощренные по графическому мастерству. Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»). Заниматься масляной живописью ей теперь было нельзя и все свои живописные искания она начала выявлять в цветном эстампе и акварели.
– говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года. Темы брали из мифологии из сказочного эпоса, народного, были и юмористические. У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна. Она была второй дочерью в семье видного чиновника. Ты вся сияешь. - Я сейчас отдала свое сердце. - Кому. Особенно интересовала старинных литографов Нева – и не бурливое злое ее клокотание в осенние бури и не снежные ее поля зимних месяцев, а плавное движение ее светлых вод, текущих в ясные дни и вечера лета и весны мимо каменных громад и омывающих розовый гранит набережных, отражая Петропавловский шпиль, бастионы крепости и перекинутые от берега к берегу мосты.
Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька. Наибольшую известность художнице принесли работы, выполненные в технике цветной гравюры на дереве, возрождение которой она считала делом своей жизни. Работала как книжный график и иллюстратор. 10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет). В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов.
Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». В 30-е годы она начала писать свои Записки, основу которых составили дневники. Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине» (Неве), посвятить также три листа красотам и этих «нимф». Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь). Нам нужно было приучить читателя. Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных.
Как легко могла бы Остроумова в начале своей деятельности под влиянием иногда очень нелепых восхвалений (милейший В. В. Матэ не стеснялся ее сравнивать с Микеланджело) посвятить себя большому в кавычках искусству и не только, например, сделать изумительную гравюру с Персея Рубенса, но и отдать свои силы на соперничество с великими мастерами. Он считался в году одним из самых оживленных и интересных. Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918-1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж.
того образа, который получит со временем эта область». Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых. Маркс») поездку в Финляндию за свой счет. Она признавалась: Меня больше всего привлекали места, связанные с водой.
14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. » Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. И. Д. 1905 год. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество». Ввиду этого я получал за 2, 5 – 3, 5 коп.
В поиске художественного облика журнала участвовали все графики «Мира искусства», строятся профессиональные, дизайнерские принципы оформления. Но. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы («Петербург», 1908-10 «Павловск», 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль». Очень часто в обычной жизни нам не хватает чудес». Анна Петровна ОстроумоваЛебедева много путешествовала по Европе, посещалаИталию (1903, 1906), Францию (1906), Германию (1911), Голландию (1913), Бельгию (1913), Испанию (1913). Архитектура для нее – лишь часть его общего облика.
Горный пейзаж», «Кисловодск. Однако копировать чужие гравюры ей показалось скучным и она перешла в общий живописный класс, где преподавали Н. Новоскольцев, Н. Кошелев, Г. Манизер. Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством. Это меня в первое время ошеломило. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась.
В 1902 году появилась одна из лучших ее гравюр – "Летний сад зимой". Одна из улиц Петербурга носит его имя. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество».
Протестуя против этого решения, нарком просвещения А. В. Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Именно Остроумова-Лебедева стояла у истоков возрождения русской классической гравюры.
Она всегда умела связать себя известной проблемой и заниматься ею не разбрасываясь, не покладая рук с тем скованным (и все же не перестающим трепетать) темпераментом, который затем продолжает жить в подлинных произведениях искусства, будь то огромные фрески исторические картины или крошечные виньетки. Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал. Это характерно. После Февральской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину.
Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом. 1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему». Бенуа А. Вступительная статья к альбому «Остроумова-Лебедева А. П. Через недели две она ее кончила.
В 1898–1899 в мастерской Дж. Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов. Во мне все пело. Остроумова-Лебедева не имела особого сатирического дара, но на революционные события 1905 года откликнулась своим участием в сатирических журналах.
А. П. Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки. Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок». Портрет Остроумовой-Лебедевой. После революции 1917 была членомэкспертной комиссии Наркомпроса.
Ее успех даже повлиял на неуспех моей копии. Новое направление работы издательства Сытина – издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др. ). Кровавое воскресенье. Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим. Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно.
В трех изданиях басен И. А. Крылова (1910, 1911) он искусно применил декоративные приемы русского ампира, породив немало подражателей. Иван Сытин родился в 1851 в селеГнездниково Костромской губернии.
«У Невы два подвластных речных божества – Мойка и Фонтанка. Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах. Уистлера. В том же году вступила в художественное объединение «Мир искусства», сотрудничала с одноименным журналом. Сядешь на нее и невольно поддашься обаянию места.
Дорога к «Белой березе» «Особенно люблю я место около Белой Березы. «Был он красивый, высокий, стройный юноша. Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. Остроумова же стремилась уловить сам стиль, пейзажный образ любимого города. серия «Военно-Грузинская дорога» (1929 г. ) 6 рисунков (1931 г. ): «Вид на горы Кабан и Медовую», «Общий вид на Железноводск», «Железноводск. 11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартиздательств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка.
Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу. В 1902 году появилась одна из лучших ее гравюр – Летний сад зимой. Нева имеет двух подвластных речных божеств в лице Мойки и Фонтанки. Бывало, уже издали бежишь сломя голову на пристань, платишь две копейки и скатываешься вниз, на пароход». 5) «Мама огорчалась моим похудевшим, утомленным видом. В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет. В 1901 году Дягилев заказал ей для журнала десять черно-белых гравюрных видов Петербурга.
«Иногда речка суживается и то плывет хмурая под низкими ветками, то бежитпо лугам и снова отражает яркозеленую траву, белеющий храм, затейливыймостик или башню. Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим. Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке. Работа же предстояла нешуточная.
Я вообще считаю, нельзя быть прагматиками. Больше всего она любила сидеть в темноте и мечтать. букварь Вахтерова. Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие.
Уистлера) и гравюре. Гравюры на дереве, 1923. Вербы около Новосильвийского моста «Тянет войти в такую рощу. Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу.
Петербург». Остроумова чуть не пошла на это из упрямства. Чертковым, другом Л. Н.
1901 Анна Петровна ОстроумоваЛебедева художник, график, выдающийся мастергравюры. «Ты просто бездарна. » – говорили они». 6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ). Небо и здания отражались в воде, двоились, переплетались. В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н. К.
Для Сергея Васильевича это был второй брак, адля Анны Петровны – первый и единственный. 16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу. Мы сидели молча. Искусство Остроумовой можно назвать красивым, умным и вдохновенным потому, что глазу и уму художницы присущ великий дар обобщения, что она с необычайной последовательностью способна свести любую поставленную себе задачу (как в отношении формы и красок, так и в отношении психологического момента) к основным элементам, что у нее достаточно твердый характер, чтобы затем систематически произвести самый процесс художественного выявления. Тема северной столицы стала основной в творчестве Остроумовой.
Бештау» и др. В 1900 окончила Академию со званием художника. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (18711511960) «Старые городамузеи России». О новых веяниях в Академии Анна записала: "Классицизм долой. И Анна Петровна свосторгом рисовала окружающие пейзажи. Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным – вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий».
И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня. Бывало, впрочем и с Остроумовой, что она временно заблуждалась. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России». Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду).
Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина. 30 скидывал торговцу, 2, 5 коп. Травы, цветов в ней нет.
Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др. Родилась в Петербурге в семье видного чиновника Синода. Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами).
Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции – Л. Толстым, В. Короленко и др. Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением). 3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение. Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935-1951 (переизданы в 1974). На сегодняшний день он является одним из самых популярных и читаемых писателей Франции. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру. Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А. Ф. Там онавыполнила целый ряд акварелей.
Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал. Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище. В 1898-99 гг. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу.
Я его очень любила. Тема северной столицы стала основной в творчестве Остроумовой. Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину. Сосна. Спускались сумерки.
ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. Говорят, она выстраивала каждую свою композицию как режиссер. Среди них: «Рисунки исполненные в Кисловодске» (14 рисунков, созданных в 1915 г. ) 15 рисунков (1923 г. ): «Кисловодск. Анна Петровна ОстроумоваЛебедева. Туманностей нет».
«. 10 рисунков (1928 г. ): «Кисловодск. Она признавалась: "Меня больше всего привлекали места, связанные с водой. Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна (1871, Санкт-Петербург — 1955, Ленинград)График, художник.
В гимназии Анна была очень застенчива. Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий. Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу. платил автору, 2, 5 коп. Она бродила по городу и делала бесчисленные зарисовки с натуры.
Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. Училась в петербургской АХ (1892-1900) у В. В. Матэ и И. Е. Репина, работала в Париже (1898-99) у Дж. В 1901 году Дягилев заказал ей для журнала десять черно-белых гравюрных видов Петербурга. Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф. Н.
«Пейзажи Павловска». Гравюры на дереве, 1923. В 1924 ОстроумоваЛебедева вошла в объединение «Четыре искусства». Зато в других двух литографиях Остроумова возвращается к далекому прошлому одна изображает тот момент, когда только еще строился новый Дворцовый мост другая – целую рощу мачтовых судов, стоящих на якоре вдоль пристани романтического дворца Бирона или – выражаясь точнее и прозаичнее – Пенькового (тогда еще, вероятно, полного товаром) буяна. Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька. 1922 «У Невы два подвластных речных божества – Мойка и Фонтанка.
По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Нева, набережные, каналы, мосты. Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже).
Зарощей обширная, плоская равнина. Томясь без любимого дела, Нарбут исполнял графические произведения для себя и для своих друзей (так, он великолепно оформил собственный семейный архив). Однако вклад, сделанный Остроумовой своими литографиями в портретную галерею Петербурга, остается все же очень ценным ибо суть этих изображений все же полна особенностей этого подлинного художника и даже, пожалуй иному они покажутся особенно милыми именно потому, что в них меньше маэстрии, что Остроумова, в расцвете своего таланта и мастерства, сумела в них предстать во всем очаровании наивности, что весь подход здесь художника к задаче отличается той непосредственностью, которая обыкновенно бывает уделом лишь одних начинающих. При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно. Ее друзья Сомов и Малявин уговорили ее уступить. Пароходик перевозил на ту сторону.
Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. Это было одно из первых русских издательств акционерного типа. Сереженьке. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств.
Уистлера) и гравюре. Пушкина, Н. В. Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А. С. С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими.
Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной. 15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию. Преподавала в Высшем институте фотографиии фототехники. Едко пахнет сырой землей и перегноемлистьев. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом.
Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год. Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств.
Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна. Резать на дереве, заниматься этим кропотливым трудом и приступить к этой трудной технике тогда, когда это еще вовсе не было модой, – все это в другом художнике могло бы служить показателем пустого оригинальничанья или любительской игры. Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом.
В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия». Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь. Они обратились к давно минувшим временам – XVIII «галантный век», 30 года XIX века. И на смену явилась обыденная жизнь с ее мелочами и безобразием. Что же делать.
По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Толстого. Автор трехтомных мемуаров Автобиографические записки (Л., 1935–1951). Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались. И на смену явилась обыденная жизнь с ее мелочами и безобразием. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г., художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр.
Мне очень нравилось состояние воды, неба и построек. Медовый месяц пара провела в Финляндии, на морском побережье. Особенно она любила изображать Санкт-Петербург и его окрестности.
У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна. В них архитектура очень естественно, органично входит в окружающую ее природную среду. Много фантазии. «Прилив капитала, – писал Сытин, – оживил молодое дело и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось». Ретроперспективность – их отличительная черта. Тягу к своему будущему сокровенному делу – книжной графике – он ощутил еще гимназистом, когда вдруг увлекся древнерусским «уставным» письмом и сам для себя переписал несколько больших текстов.
Собор Сен-Северин, Сен-Клу. Весь тираж карт тут же распродали. Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). Фонтанку онанарисовала дважды – один раз у самого ее верховья, там, где она рождается всумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой разпри подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютныхстаринных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию». Бенуа А. Вступительная статья к альбому «ОстроумоваЛебедева А. П.
В 1901 г. Нарбут переехал в Петербург, где познакомился с Билибиным и тот взял его под свое покровительство, введя в круг «мирискусников». По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954). Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась 5 мая 1871 года в Петербурге.
«Как передать, кроме всего остального, эти несколько веков, которые пролетели над этим произведением и своими нежными, невидимыми крыльями слили все тона и краски в звучную гармонию, еще более возвысив это чудное произведение. » (из дневника). В 1895 году Остроумовой 24 года. – Да. - А дальше что. 1902В 1905 Анна Петровна вышла замуж за своего кузена Сергея Васильевича Лебедева (18741934), давно влюбленного в нее. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты (Портрет артиста И. В. Ершова, 1923 Портрет Андрея Белого, 1924 Портрет художницы Е. С. Кругликовой, 1925 и др. ). Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом Автобиографических записок. Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький.
Цв. Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству.
Это было давно. Она бродила по городу и делала бесчисленные зарисовки с натуры. Ее любимый город представал величественным и мужественным. В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу. Кругом была тишина.
У нас очень много бывало студенческой молодежи». 12) «Гости, обеды, вечера. А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств.
Д. Сытин и К» с основным капиталом в 75 рублей. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ). А вот и скамейка, низкая, вросшая вземлю. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. :художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Петербург». Как быть.
Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале "Мир искусства". Фонтанку она нарисовала дважды – один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой раз при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию». Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год. С. В. Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука. 9) Взялась копировать в Эрмитаже «Портрет Филиппа IV» Веласкеса (Теперь считают – школы Веласкеса. ). Впала в отчаяние и есть отчего.
ОстроумоваЛебедева А. П. А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева).
Ее любимый город представал величественным и мужественным. В 1911-1914 годах она создала целый цикл итальянских акварелей, лучшие из которых были посвящены Венеции. Так называется поляна с группойберез посередине. В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом "Мир искусства". Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры».
В 1898-99 гг. Этот интерес всячески стимулировали представители «Мира искусства» (с легкой руки Дягилева художница попала в круг авторов одноименного журнала). И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья. В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва. В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя».
Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич». Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография. Он радовал и вдохновлял. ПейзажиПавловска. Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР.
Люди меня не интересовали. » «Была я до чрезвычайности свободолюбива». Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства. По замечанию А. Н. Бенуа, «творчество Остроумовой может служить одним из ярких проявлений Мира искусства, того направления без направления, которое будет считаться характерным для искусства, непосредственно следовавшего за направленчеством передвижников и предшествовавшего современной ярмарке суеты назойливо шумливых и пестрых доктрин». Просила, умоляла. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В. Г.
Гравюры на дереве», 1923. Ее ксилографии необыкновенно поэтичны и цельны. Так выразился о своем романе «Бумажная девушка» настоящий романтик – Гийом Мюссо. Когда мужа не стало, Анна Петровнасделала все возможное, чтобы сохранилась память о нем. Произошло это знакомство в Париже, куда Анна Петровна (речь идет о ней) явилась вместе со своей подругой усовершенствоваться в избранных ими отраслях искусства. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы («Петербург», 1908- 10 «Павловск», 192223 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств.
Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду. Петрова, Сытина часто называли «русским самородком». Работы русского ученого легли в основу производства искусственной резины и в других странах.
И. Д. В дальнейшем, по мере движения войск изменялась и карта. А затем случилась война. 11) Классы и мастерские.
– Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом. Он был сыном своего времени и в достижении жизненной задачи шел, казалось бы, теми же самыми путями, что и все его коллеги-издатели.
«Почему моя книга была дешевле. Уистлера в Париже. оставалось издателю». От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика.
В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков – картин скульптора М. О. Остроумова никогда себя, своей художественной души не насиловала. Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой богине – матери, посвятить также три листа красотам этих Мойку она изобразила при входе в Коломну струящей свои скромные воды под башнями Литовского замка, спаленного в первые же дни революционного пожара, но изображенного художницей во всей своей прежней угрожающей цельности Фонтанку она нарисовала дважды – один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки Прачечного моста, рядом с летним домиком Петра другой раз – при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию.
Всякими способами старалась удержать меня дома, находя, что я работаю не по силам. Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок».
В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (18491511936). И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». В 1918–1921 преподавала на художественном факультете ВИФФ. Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12, 5 миллионов экземпляров.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась 5 мая 1871 года в Петербурге. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г. С. Радостно было видеть его посветлевшее лицо. А я. Кругом был праздник. Воспроизводимые помногу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Крюков канал.
Кругом поляны – роща из хвойных и лиственных деревьев. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. Изображали очень красиво, красочно, находчиво и остроумно. Член объединения Мир искусства (1900 1910 — член-учредитель), СРХ (1903), 4 искусства (1924). Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии». Долина Медового водопада», «Кисловодск. Остроумова осталась не очень довольна своими гравюрами, но продолжала работать над новыми видами Петербурга.
Участник выставок: Мира искусства (1900–1924), СРХ (1903–1910), 1-й Салон В. А. Издебского (1909–1910), международных выставок в Венеции (1907, 1924), Брюсселе (1910), Риме (1911), Мальме (1914), Лейпциге (1914), Париже (1925) и других. Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Создалаальбом литографий «Петербург», цикл гравюр на дереве «Павловск».
Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций. Она была второй дочерью в семье видного чиновника.
Петербургу особенно посчастливилось на литографии. Однако И. Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать. Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. Находила, что он мало любит искусство.
Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П. Н. Народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1949). Первый художественный иллюстрированный журнал. Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:- Что с тобой.
В 1911 году художница вновь поехала в Италию, которую теперь часто называла своей второй родиной. Ранние произведения близки стилистике модерна. Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились. Возрождение цветной ксилографии считала делом своей жизни.
Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут. Помогли банки и популярная газета. Их путь лежал на Милан и Швейцарию. Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд. «Товарищество И. Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу.
Заказов на печатную продукцию поступало множество, однако суммы денег, приходящие от реализации карт и картин использовались очень рационально. Создавшая в тот период ряд гравюр и акварелей, Анна Петровна вспоминала: «Писала часто в ванной комнате. Художница с радостью согласилась 151 это была ее тема. Впереди на полочке – коптилка.
Толстого. Собор Сен-Северин", "Сен-Клу". Остроумова-Лебедева Анна Петровна (1871-1955), советский гравёр и акварелист. Больше всего она любила сидеть в темноте и мечтать. Сытина считать излишним».
И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата). Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела она смеялась, а итальянец плакал. В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие он знал об ее увлечении, вот таким образом, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило она рассталась с итальянцем и они все вместе поехали по Италии далее подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась. Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась. В Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле. О новых веяниях в Академии Анна записала: Классицизм долой. Она поехала за прапорщиком в полк, но вскоре его направили на Пороховой завод и они вернулись в Петербург. В ней тихо и темно. Большой удачей были «Пляши, Матвей, не жалей лаптей» (1910) и две книжки с одинаковым названием «Игрушки» (1911) во всех трех он мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек. И хотя она была человеком добрым, но в общении прямой и искренней. Анна Петровна работала во всех жанрах рисунка и живописи — в натюрморте, портрете, сюжетной сцене, но основной массив созданных ею эстампов посвященгородскому пейзажу — по преимуществу видам Петербурга.
Мне очень нравилось состояние воды, неба и построек. Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его. Остроумова-Лебедева — выдающийся мастер русской графики.
В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте идущей очень медленно в своей белой шубе. » «Потом упадок опять сменился подъемом». Мысли постепенноутихают. В 30-е годы она начала писать свои "Записки", основу которых составили дневники. Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу.
8) «Я уходила в одиночество и в то же время страдала от него. А за период с 1881 по 1909 год издания Товарищества разошлись тиражом около 300 миллионов экземпляров». Народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1949). в Академию. Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя.
Лишь петроградское издательство, бывшее А. Ф. Говоря абсолютно откровенно, я предпочитаю акварели и гравюры Остроумовой ее литографиям. Ноги ступают мягко и не слышно. Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные.
Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц». Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала трудиться. Сотрудничалас журналом «Жупел» (1905), оформляла книги В. Я. Курбатова «Петербург» (1912)и Н. П. Анцифарова «Душа Петербурга» (1920). Искусство Остроумовой – и красивое и умное и вдохновенное искусство.
Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма». Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (18881511954). Вид на город с Красного Солнышка» и др.
В 1905 вышла замуж за ученого-химика С. В. Лебедева. Они делали 1015 скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники. Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было.
Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза). 1874 года рождения. Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа.
Потом он начал рисовать иллюстрации, подражая «мирискусникам», особенно И. Я. Билибину. Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И. Д. Иллюстрации Анна Петровна делать отказалась ибо они уводили ее от станковой гравюры, да и тема была чужая.
Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона. Он происходил из буржуазной богатой среды и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство. Фонтанка. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Нева, набережные, каналы, мосты.
Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было. Остроумова осталась не очень довольна своими гравюрами, но продолжала работать над новыми видами Петербурга. С гордо закинутой назад головой. Именно благодаря методу им предложенному, в производстве синтетического каучука СССР вышел на первое место в мире еще до начала войны с Германией. Архитектура для нее – лишь часть его общего облика. Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908-1910 Павловск, 1922-1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990). Эти отступления послужили ей даже на пользу.
Девочка-подросток со слабым здоровьем училась в гимназии, посещала вечерние начальные классы школы Штиглица, много рисовала и очень много читала – кроме классиков литературы, философов: Платона, Аристотеля и других, принимая все очень близко к сердцу, работая над собой очень серьезно. 2) 1892 г. Это уже в Академии художеств. Потом обучалась и в самом училище, где увлеклась техникой гравюры и в АХ, где занималась живописью в мастерской И. Е. Репина. Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка». Но тоска, как клещами, захватила мою душу.
Земляусыпана упавшими листьями и хвоей. Изредка звучал голос гондольера. Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Гоголя, Л. Н. Изображая в основном виды Ленинграда и его окрестностей, выявляя органичную слитность архитектуры с природой, добивалась чёткости композиции, естественности колорита, поэтичной цельности образа (серии ксилографий Петербург, 1908-11, Павловск, 1922-23 альбом литографий Петербург, 1922 акварель Марсово поле, 1922, ГТГ). Путь через симплификацию гравирования на дереве привел Остроумову к тому, что она и беглый набросок карандашом из вагона и тщательный этюд мертвой натуры создает (это слово здесь уместно ибо ее толковый процесс работ носит все черты разумного созидания) по всем правилам истинной художественности.
Остроумовапожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине» (Неве), посвятить также три листа красотам и этих «нимф». В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год. Я первый раз была в Москве и она произвела на меня сильное впечатление.
Дождливый день», «Скалы около Кисловодска», «Окрестности Кисловодска» и др. Это простота и прелесть классики. Он радовал и вдохновлял.
работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж.