Остроумова-лебедева Анна Петровна (1871-1955) – русский гравер и акварелист. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа. Экспозиция под названием «Остроумова-Лебедева — художник и коллекционер» продолжает выставочный цикл, посвященный частным коллекциям, поступившим в Русский музей в разные годы.
И эта верность искусству и городу на Неве – одна из составляющих редкого дара Остроумовой-Лебедевой. Выдающийсятворческий дар Анны Петровны Остроумовой-Лебедевойпроявился и в ее«Автобиографических записках». После свадьбы она к своей фамилии Остроумова добавила вторую – Лебедева. Остроумова-лебедева неоднократно участвовала в различных выставках, а ее первый персональный вернисаж был открыт в 1916 году. Теперь неповторимые образы Петербурга-Ленинграда, величественные и прекрасные, созданные Остроумовой-Лебедевой имеют не только художественную, но и историческую ценность – как изобразительная летопись.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (517мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа. Остроумова-лебедева Анна Петровна (1871-1955), русская художница, представительница русского модерна, выдающийся мастер видовой гравюры. Около шестидесяти акварелей и приблизительно столько же рисунков создала Остроумова-Лебедева за четыре лета 1924-1927 годов, которые провела в Коктебеле. Остроумова-лебедева, АННА ПЕТРОВНА (1871–1955), русская художница, представительница русского модерна, выдающийся мастер видовой гравюры. Остроумова-лебедева остается одним из ярчайших и самобытных отечественных живописцев.
В 1924 Остроумова-Лебедева вошла в объединение «Четыре искусства». Остроумова-лебедева преподавала в Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры (с 1934). За полвека Остроумова-Лебедева создала немало.
Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом "Автобиографических записок". После свадьбы она к своей фамилии Остроумова добавила вторую – Лебедева. Но в творчестве советской художницы Остроумовой-Лебедевой социальная отстраненность как бы не замечалась.
Заниматься масляной живописью ей теперь было нельзя и все свои живописные искания она начала выявлять в цветном эстампе и акварели. Остроумова никогда себя, своей художественной души не насиловала. В 1901 году Дягилев заказал ей для журнала десять черно-белых гравюрных видов Петербурга. продолжала работать над пейзажами Петрограда–Ленинграда. Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма». Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие.
Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал. Возродила в России ренессансную технику цветной ксилографии (кьяроскуро) также много работала в технике акварели. Художница принадлежала к кругу петербургских «мирискусников», влюблённых в свой город. Врубеля и в оформлении С. В. Пронесся чудовищный ураган, многое он развеял и погубил, самое существование города поставил под знак вопроса (моментами даже кажется, что суждено осуществиться пророческому проклятию его исконных врагов — «быть Петербургу пусту»): за то в эти самые страшные дни испытания — то, что казалось утраченным двухсотлетним городом навсегда — его «естественная молодость», вернулось Петербургскому пейзажу.
ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. Вторым альбомом автолитографий Комитета после альбома Бориса Кустодиева «Шестнадцать литографий» стал «Петербург» Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой (1871 — 1955). Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы («Петербург», 1908-10 «Павловск», 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Петербургу особенно посчастливилось на литографии.
Она признавалась: Меня больше всего привлекали места, связанные с водой. В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В. Г. Евгении, как справедливо отмечал И. Э.
10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет). Я был несколько озадачен дерзостью такой затеи. Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П. Н. Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А. Ф. И как раз в этом творчество Остроумовой может служить одним из самых ярких проявлений Мира искусства – того направления без направления, которое будет считаться характерным для искусства, непосредственно следовавшего за направленчеством передвижников и предшествовавшего современной ярмарке суеты назойливо шумливых и пестрых доктрин. Матэ, в АХ (1892–1900) у И. Е.
Выразительна и необычна ее ксилография Портрет Л. Н. Радостно было видеть его посветлевшее лицо. А я. Кругом был праздник. Испытала влияние франц.
Говоря абсолютно откровенно, я предпочитаю акварели и гравюры Остроумовой ее литографиям. Искусство Остроумовой – и красивое и умное и вдохновенное искусство.
Янсона (1929), мемуарно-эпистолярная серия «Из прошлого русского искусства», сборники «Гравюра на дереве» и др. Мы с невестой увлекались тогда копированием старых мастеров в Эрмитаже и как раз я был занят портретом слегка криворотого мужчины Франца Хальса (а моя невеста срисовывала тут же висевший портрет Сына Хальса), когда рядом с нами появилась небольшого роста барышня в пенсне, которая принялась набрасывать углем на холсте Девочку с метлой Рембрандта (все эти три картины висели в те годы почти рядом). Кругом была тишина.
худ. В послевоенные годы почти не работала из-за надвигающейся слепоты. Я его очень любила. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом.
Что же делать. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. И. Д. Архитектура для нее – лишь часть его общего облика.
«Прилив капитала, – писал Сытин, – оживил молодое дело и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось». Напротив, в несвойственной ей технике литографии Остроумова несколько робеет. Вид на крепость ночью» (1946).
Евгении перешло в ведение Российской академии истории материальной культуры, которой было поручено руководить методической и популяризаторской работой крупнейших музеев страны. Однако И. Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой.
«Был он красивый, высокий, стройный юноша. Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»). в Академию. постимпрессионизма, символизма, мастеров япон. Как быть. Постепенно в живописи и графике мирискусников начинают преобладать темы и мотивы, взятые из прошлого.
По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Гоголя, Л. Н. Остроумова чуть не пошла на это из упрямства. – говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года.
Люди меня не интересовали. » «Была я до чрезвычайности свободолюбива». Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства. Заслуженным успехом пользовалась серия иллюстрированных монографий «Русские художники», где вышли биографии Н. К. Они печатались небольшими тиражами (от 300 до 1000 экземпляров, в числе которых обязательно выпускались именные и нумерованные). Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками. В Киеве осенью 1917 г. он стал профессором только что образованной Украинской АХ, а полгода спустя – ее ректором.
Иллюстрации Анна Петровна делать отказалась ибо они уводили ее от станковой гравюры, да и тема была чужая. Медовый месяц они провели в финском приморском городе Ноденталь, где Анна, пораженная красотой строгой северной природы, много рисовала. В трех-четырех тонах неярких красок ей удается передать лирическую красоту города («Крюков канал», 1910).
В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год. Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные. С его образом в душе я покинула Италию». valeur) — в живописи и графике оттенок тона, выражающий (в соотношении с другими оттенками) какое-либо количество света и тени. Курбатова.
Это характерно. Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте идущей очень медленно в своей белой шубе. » «Потом упадок опять сменился подъемом». «Товарищество И. Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу.
Бенуа предлагал художнице раскрасить «чёрные листы. С 1902 года фактическим руководителем издательства стал Александр Николаевич Бенуа. Пушкина, Н. В. А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева).
Впервые она применила эту технику в 1903 году при работе над архитектурным листом «Вилла папы Юлия III» для журнала «Мир искусства». В свою очередь, этот факт близости рисунков и ксилографии указывает на то, что проблема материала (дерева) как одна из основных проблем всякого вида искусства не была еще полностью решена художницей. Сереженьке. букварь Вахтерова. Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству. И впечатления от этих вояжей щедро отражала в своем творчестве.
В 1908-1910 годах художница создаёт знаменитый цикл гравюр на дереве «Большие Петербурга», названный А. А. Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка».
Её последняя гравюра– «Ленинград. Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие.
Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. то, что казалось утраченным двухсотлетним городом навсегда. Главная героиня всех 12 литографий альбома — Нева: «плавное движение её светлых вод, текущих в ясные дни и вечера лета и весны мимо каменных громад и омывающих розовый гранит набережных, отражая Петропавловский шпиль, бастионы крепости и перекинутые от берега к берегу мосты». Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду).
Ершова, 1923, А. Белого, 1924, Е. С. Произошло это знакомство в Париже, куда Анна Петровна (речь идет о ней) явилась вместе со своей подругой усовершенствоваться в избранных ими отраслях искусства. У Невы два подвластных речных божества — Мойка и Фонтанка.
книгой и продолжая создавать гравюры, рисунки и акварели. А. Н. РСФСР (1946). Сытина считать излишним». Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф. Н. Гл. Курбатова (1913). много путешествовала исполняя пейзажи Италии, Нидерландов, Испании, Бельгии.
Добужинский, С. В. Печатались также разнообразные каталоги, эстампы, плакаты, календари, медицинские таблицы, конверты, альбомы для открыток, благотворительные марки, бланки их оформлением занимались Л. С. В гимназии Анна была очень застенчива. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций.
Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством. Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны. И на смену явилась обыденная жизнь с ее мелочами и безобразием. Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались. Уистлера) и гравюре. Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц». Путь через симплификацию гравирования на дереве привел Остроумову к тому, что она и беглый набросок карандашом из вагона и тщательный этюд мертвой натуры создает (это слово здесь уместно ибо ее толковый процесс работ носит все черты разумного созидания) по всем правилам истинной художественности. 30 скидывал торговцу, 2, 5 коп.
Через недели две она ее кончила. объединения «Мир искусства» (с 1899), экспонент выставок СРХ (1903–10).
Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год. Процесс обобщения и упрощения формы характерен и для других видов графики этих лет. Петрова, Сытина часто называли «русским самородком».
Ее друзья Сомов и Малявин уговорили ее уступить. Ее учителями были такие известные мастера и знаменитые педагоги, как В. В. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. (Из письма подруге. ) «Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями.
Бывало, впрочем и с Остроумовой, что она временно заблуждалась. Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна. Он радовал и вдохновлял. Меня увлекла чистая акварель, то есть живопись без белил, где роль белил выполняет бумага. Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно.
Рериха и К. А. Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением). 3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение. Построенные на контрасте черного и белого, на ритмическом соотношении и звучании линии и пятна, ее гравюры несут в себе ту «сугубую остроту и выразительность» образного решения, которую так ценила в ксилографии сама художница. Теперь об акварельной кисти.
Двоюродный брат. Помогли банки и популярная газета. Большое значение в духовном становлении будущей художницы сыграл известный поэт Полонский, который был соседом по даче и сам очень любил рисовать. Анна Петровна много путешествовала. Впоследствии она неоднократно дарила Русскому музею свои работы.
Французская школа» с историко-художественным комментарием С. Р. Она всегда умела связать себя известной проблемой и заниматься ею не разбрасываясь, не покладая рук с тем скованным (и все же не перестающим трепетать) темпераментом, который затем продолжает жить в подлинных произведениях искусства, будь то огромные фрески исторические картины или крошечные виньетки. пространства и ритмов 20в. С Ильей Ефимовичем отношения у Анны Остроумовой складывались непростые: Милый Репин.
Напротив, в несвойственной ей технике литографии Остроумова, видимо, робеет. Во мне все пело. В гравюрах она владеет той крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до последней степени совершенства синтез – типичность своих впечатлений в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передавать в красках желаемое настроение. эксперименты О. -Л. Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции – Л. Толстым, В. Короленко и др. Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов.
Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь). 1905 год. Она была второй дочерью в семье видного чиновника.
В этом выразилось неприятие современности, тоска по ушедшей гармонии. Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных. Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу.
Она выполнила для книги 24 небольшие по размеру чернобелые гравюры, рассчитанные на верстку в оборку, а также нарисовала эскиз переплета. Курбатов искусствовед-любитель (по профессии химик), художник и искусствовед C. П. Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке. Маркс») поездку в Финляндию за свой счет.
Фонтанку она нарисовала дважды – один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой раз при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию». Но. столицы в них реальность сочетается с идеальным представлением, величественность– с лиричностью «мирискусническая» изысканность линий и ретроспективизм соседствуют с тонким пониманием проблем совр. В годы блокады О. -Л.
Больше всего она любила сидеть в темноте и мечтать. Остроумова же стремилась уловить сам стиль, пейзажный образ любимого города. Сидоровым «подлинной поэмой или ораторией об одном из прекраснейших городов на земле». Бенуа (1923), альбом «Юсуповская галерея.
Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этиx товарищей и то, что ее искусство теряет из за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом стиль. Томясь без любимого дела, Нарбут исполнял графические произведения для себя и для своих друзей (так, он великолепно оформил собственный семейный архив). Отдавая предпочтение гравюре на дереве, Остроумова-Лебедева редко обращалась к литографии. Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора.
7) «Вообще жизнь моя проходила не так уж однообразно, как это может казаться из моего писания. Он происходил из буржуазной богатой среды и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство. В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Что вырезано, то и остается четким и ясным.
АХ СССР (1949), нар. оставалось издателю». В 1885 году она начала посещать вечерние рисовальные классы при Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». Петербургу особенно посчастливилось на литографии. Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны». Особое место в планах издательства отводилось русской классике («1812 год в баснях Крылова» с иллюстрациями и в оформлении Г. И.
Нерадовский и директор музея «Старый Петербург» П. П. облика города на Неве. Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии». Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом.
Остроумовой-Лебедевой (1922), Г. С. Однако, вклад, сделанный Остроумовой своими литографиями в «портретную галерею» Петербурга, остается все же чрезвычайно ценным ибо суть этих изображений все же полна особенностей этого подлинного художника и даже, пожалуй иному они покажутся особенно милыми именно потому, что в них меньше маэстрии, что Остроумова, в расцвете своего таланта и мастерства, сумела в них предстать во всем очаровании наивности, что весь подход здесь художника к задаче отличается той непосредственностью, которая обыкновенно бывает уделом лишь одних начинающих. Я то люблю его, то ненавижу. Грабарь, «не только создало в России моду на открытку, но, благодаря культурности и вкусу его руководителей, в значительной мере. Чертковым, другом Л. Н.
Дягилева, затем циклы цветных гравюр, посвящённых дворцово-парковым пригородным ансамблям (1902–04) и «Виды Петербурга» (1908–10) 25 ксилографий для кн. Училась в С. -Петербурге– в Центр. Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. После Февральской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину.
1874 года рождения. Специалисты уверены, что художница смогла глубоко понять и передать личность каждого. Под его маркой вышли знаменитые папки автолитографий и альбомы Б. М. Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Она юна еще абсолютно и гениальна.
Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его. Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона. И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня.
гравюры. Темы брали из мифологии из сказочного эпоса, народного, были и юмористические. Лансере. Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь. Её Петербург, «в котором человеческих фигур мало, живёт и дышит своею особой жизнью, в какой, может быть, ничего тайного нет, но где ясно всё и строго, но где всё очень значительно». рисования барона А. Л. Они обратились к давно минувшим временам – XVIII «галантный век», 30 года XIX века. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество».
1886, хутор Нарбутовка, Черниговская губ. Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале Мир искусства. Гравюра на дереве должна была искусственно связать ее, она заставляла ее синтезировать свои впечатления и жертвовать всем случайным. А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». Бакст, Д. И. график и художник, д. чл.
Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище. Курбатова «Кострома» В. К. Ее ксилографии необыкновенно поэтичны и цельны. Бенуа определял тематику открыток, выбирал художественные произведения и объекты для съёмки (иногда и сам принимал в съёмках участие), редактировал подписи к рисункам, контролировал корректурные оттиски открыток в процессе их производства. уч-ще технич. 15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию.
Савицкий (передвижник, мастер жанровой живописи), И. Е. Муравьева (1927), «Древний Псков» А. И.
Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография. Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908-1910 Павловск, 1922-1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990). Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908–1910 Павловск, 1922–1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и – значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990). В двух из этих книжек, а также в знаменитом издании «Соловья» Х. КАндерсена (1912), где варьировалась традиционная «китайщина», он с блеском возродил искусство силуэта.
революции 1917 О. -Л. Их было трудно узнать. У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна.
Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. Чл. Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась 5 мая 1871 года в Петербурге. Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. Протестуя против этого решения, нарком просвещения А. В.
Её техника — смелая, упрощённая и безошибочно меткая. Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду. Ввиду этого я получал за 2, 5 – 3, 5 коп. и Г. К.
Верейского (1922 и 1924), М. В. В поиске художественного облика журнала участвовали все графики «Мира искусства», строятся профессиональные, дизайнерские принципы оформления. Особенно она любила изображать Санкт-Петербург и его окрестности. – Да. - А дальше что. «Петербург» В. Я. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России».
Основное внимание КПХИ уделял изданию книг и альбомов по изобразительному искусству. ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась. В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов. Валёр (франц. В самом выборе мотива, в «смешении воды со зданиями», во всем образном звучании их лежит как бы отсвет золотого века Пушкина. Вейнер.
В начале 1920 года издательство Общины св. И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья. В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва. В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя». Они делали 1015 скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники.
Всякими способами старалась удержать меня дома, находя, что я работаю не по силам. Весь тираж карт тут же распродали.
Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом. 1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему». В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». А. П. Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки. Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). Потом он начал рисовать иллюстрации, подражая «мирискусникам», особенно И. Я. Билибину.
Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. :художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». Матэ (русский художник, гравер), П. П.
Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций. Художница с радостью согласилась 151 это была ее тема. В трех изданиях басен И. А. Крылова (1910, 1911) он искусно применил декоративные приемы русского ампира, породив немало подражателей. Чистякова и Матэ в 1898–99 в Париже посещала мастерскую Дж. Уистлера и познакомилась с А. Н. После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована.
Петербург». Остроумова умеет учить и знает, чему учить.
в области гравирования (белый штрих). По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ). Большой удачей были «Пляши, Матвей, не жалей лаптей» (1910) и две книжки с одинаковым названием «Игрушки» (1911) во всех трех он мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек. Лебедева, 1932 все– в ГРМ).
Ты вся сияешь. - Я сейчас отдала свое сердце. - Кому. Но если самые ранние ксилографии Остроумовой-Лебедевой «Персей и Андромеда» (1899), «Луна» (1900), «Дорожки» (1900) явно свидетельствуют о влиянии на ее творчество мастеров итальянской гравюры кьяроскуро или японского художника Хокусая, то очень скоро художница находит и свой собственный стиль в ксилографии и свою тему. А следующим опытом художницы в этой области стал альбом «Петербург», продолживший знаменитую серию «Большие Петербурга».
Говорят, она выстраивала каждую свою композицию как режиссер. С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими. Д. Сытин и К» с основным капиталом в 75 рублей. Новое направление работы издательства Сытина – издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др. ).
В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н. К. А природа, в свою очередь, делается равноправным образно-ритмическим средством даже в городских пейзажах. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Жена С. В. Пушкина «Медный всадник» с иллюстрациями А. Н.
Бенуа (1910) — кстати, одна из самых блестящих книг по истории искусства «Художественные сокровища Эрмитажа» (1916) и др. ). Мне очень нравилось состояние воды, неба и построек. В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия». Пособие». В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936). Умерла Остроумова-Лебедева в Ленинграде 5 мая 1955. Книги оформляли лучшие художники того времени и прежде всего «мирискусники» во главе с А. Н.
тема творчества О. -Л. – виды С. -Петербурга и его пригородов: в 1901 создала серию пейзажных гравюр для ж. «Мир искусства» по заказу С. П. Своеобразным завершением цикла стал выпущенный уже в 1916 году величественный и мрачный лист «Дворец Бирона и арки» — «самая замечательная из всех больших ксилографий». Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим.
Это было одно из первых русских издательств акционерного типа. Когда девочке исполнилось пять лет, на даче, где они отдыхали, произошел пожар и это оставило в ее памяти след на долгие годы. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру. Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др.
Бахрушина), а в Русском музее хранится портрет Максимилиана Волошина. На новый, зрелый стиль художника повлияло увлечение русской культурой первой четверти XIX в. – настолько страстное, что Нарбут даже обставил свою квартиру, стал одеваться и причесываться в духе того времени. Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной. Применительно к колориту в живописи термин «валёр» служит для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерной взаимосвязи и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета. Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина.
Добужинского (1923), поэма А. С. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. У нас очень много бывало студенческой молодежи». В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом Мир искусства.
В 1912 году Остроумова-Лебедева выполнила серию гравюр «Малые Петербурга» — для путеводителя В. Я. Ее любимый город представал величественным и мужественным. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич».
В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (18491511936). В 30-е годы она начала писать свои Записки, основу которых составили дневники. Сомова, а уже после Октябрьской революции — А. Н. В 1955 году, по завещанию художницы, музею были переданы все произведения из ее собрания.
Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12, 5 миллионов экземпляров. Известны такие ее работы, как Портрет артиста И. В. Ершова (этого известного оперного певца называли Шаляпиным среди теноров), Портрет Андрея Белого, Портрет художницы Е. С. Кругликовой, Портрет Н. Н. Но я сдержалась. Лебедева (с 1905).
В 1898-99 гг. Гравюры её пленяют своей высокой художественностью и чрезвычайно мягким колоритом». «У Невы два подвластных речных божества – Мойка и Фонтанка. Толстого. Степанова, М. И.
того образа, который получит со временем эта область». Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Чехонин, Е. Е. Штиглица (1889–92) у В. В.
Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль». Крюков канал. В её работах виден большой вкус и вместе с тем прямой и простой подход. Я с ней соглашалась, ей сочувствовала, когда она плакала – я тоже, но все-таки через несколько минут уносила (на всякий случай) вниз свою шубу и калоши к швейцару и при благоприятном моменте тихонько исчезала из дома. Спускались сумерки. Митрохин, С. П. А затем случилась война.
Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела она смеялась, а итальянец плакал. В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие он знал об ее увлечении, вот таким образом, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило она рассталась с итальянцем и они все вместе поехали по Италии далее подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась. Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась. В Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле. В 1920-егг.
Туманностей нет». Она ведь близкий друг художника исполнительница его воли. Если бы все остальные его изображения — в картинах, акварелях, гравюрах и фотографиях — погибли и остались бы одни литографические виды Петербурга, то и тогда можно было бы вполне судить о нем и не только о красоте и значительности его памятников или об особенном характере его широких проспектов и каналов, но и о самой душе этого выросшего из болота, призрачного и монументального, «казенного» и поэтического города.
Толстого (1929 г. ). В 1930 году Комитет популяризации художественных изданий прекратил своё существование. Сытин начал сотрудничать с «Посредником» – издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л. Н. возвращена почти целиком её ширь, её раздолье, её пустынность».
оставалась в Ленинграде, работая над автобиографич. Нева имеет двух подвластных речных божеств в лице Мойки и Фонтанки. Работа же предстояла нешуточная. Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:- Что с тобой. Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г. С. ф-те Высшего ин-та фотографии и фототехники (1918–21), в ИЖСА (1934–1935 проф. ).
Евгении, названная в честь покровительницы Попечительного комитета принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, внучки императора Николая I. Община сумела первой в России наладить выпуск художественно оформленных «открытых писем», то есть открыток. Репин. «. Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. 3 листа посвящены «подвластным Неве» Мойке (у башен Литовского замка) и Фонтанке («рождение» реки в сумраке арки Прачешного моста и её изгиб при подходе к Чернышёву мосту — в том месте, «где по её берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами напоминает Венецию»). Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу.
Это издание, наряду с «Шестнадцатью автолитографиями» Б. М. Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. Художница с радостью согласилась – это была ее тема. 12) «Гости, обеды, вечера.
Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине», посвятить также три листа красотам и этих «нимф». Дебютировал Нарбут в 1907 г. иллюстрациями к детским книжкам, которые сразу принесли ему известность. Эти отступления послужили ей даже на пользу. Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918-1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств).
Среди сотрудников издательства были B. Я. 11) Классы и мастерские. В них архитектура очень естественно, органично входит в окружающую ее природную среду.
Небо и здания отражались в воде, двоились, переплетались. Как легко могла бы Остроумова в начале своей деятельности под влиянием иногда очень нелепых восхвалений (милейший В. В. Матэ не стеснялся ее сравнивать с Микеланджело) посвятить себя большому в кавычках искусству и не только, например, сделать изумительную гравюру с Персея Рубенса, но и отдать свои силы на соперничество с великими мастерами. подняло уровень вкуса и в самых широких кругах публики». От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. Говоря абсолютно откровенно, я предпочитаю акварели и гравюры Остроумовой ее литографиям.
Лишь петроградское издательство, бывшее А. Ф. Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину. Знаменательно, что рисунки А. Н. Бенуа к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, особенно их раскраска, очень близки к ксилографиям Остроумовой-Лебедевой. Кругликовой, 1925, С. В. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (18711511960) «Старые городамузеи России». Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа. исполнила ряд акварельных портретов (И. В.
«Почему моя книга была дешевле. Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых. – Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом. Выборгскую сторону регулярно обстреливали, дров в квартире оставалось только до начала зимы, половина окна в мастерской была заколочена фанерой и очередную доску, которую она резала, все время приходилось переносить по столу вместе с лучом скупого осеннего солнца. Лукомских) и альбомы-путеводители по музеям («Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа» А. Н. Интересно его видеть, когда он работает.
Матэ и И. Е. Бенуа А. Вступительная статья к альбому «Остроумова-Лебедева А. П. Вид со стороны Константиновского дворца», 1930, ГРМ).
Чехонина (1915) и др. ). Нам нужно было приучить читателя. Находила, что он мало любит искусство. А. Н. Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа. К сотрудникам издательства, переименованного в Комитет популяризации художественных изданий (КПХИ), присоединились искусствовед С. Р. Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные.
При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно. Бенуа – русский художник, художественный критик и основатель объединения Мир искусства. С. В. Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука.
Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Иногда детали, слегка набросанные, резко вылезали вперёд, а главное куда-то исчезало». Интересно, что пожелание Бенуа было частично реализовано. Всвоих работах О. -Л.
Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут. Кроме того, через Бенуа Община установила связи с художниками объединения «Мир искусства». Нева, набережные, каналы, мосты. ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна, рос. Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий. От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика.
Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935–1951 (переизданы в 1974). Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». Толстого. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу.
платил автору, 2, 5 коп. Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза). Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились.
Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький. Преподавала на худож. Пароходик перевозил на ту сторону. Ильин.
Основатель издательства — Иван Михайлович Степанов (1857-1941), чиновник канцелярии Римско-католической духовной коллегии, безвозмездно сотрудничавший с российским Обществом Красного Креста организовав благотворительный выпуск конвертов со знаком Красного Креста, предназначавшихся для рассылки визитных карточек, он положил начало издательским проектам Общины. Её краски, сведённые к характернейшему минимуму, поистине гениальны. Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к «Украинской азбуке» изобретательные по сюжетам и изощренные по графическому мастерству. Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами). Но тоска, как клещами, захватила мою душу.
«Ты просто бездарна. » – говорили они». 6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного. Васильева и А. К. Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было. Я первый раз была в Москве и она произвела на меня сильное впечатление.
На ее кончике – сердце художника. Просила, умоляла. Эрнст, художник П. И. Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине» (Неве), посвятить также три листа красотам и этих «нимф». Она бродила по городу и делала бесчисленные зарисовки с натуры. Работа же предстояла нешуточная.
Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных. Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918–1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». 14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. » Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. С гордо закинутой назад головой. Еще в молодости Анне Петровне из-за проблем с дыханием пришлось отказаться от масляных красок (их резкий запах воздействовал на нее губительно) и перейти на акварельные.
В 1900-е и 1910-егг. Серова. Это меня в первое время ошеломило. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (18881511954).
В 1902 году появилась одна из лучших ее гравюр – Летний сад зимой. Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле. «Как передать, кроме всего остального, эти несколько веков, которые пролетели над этим произведением и своими нежными, невидимыми крыльями слили все тона и краски в звучную гармонию, еще более возвысив это чудное произведение. » (из дневника). В 1895 году Остроумовой 24 года. 11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартиздательств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка.
Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу. Мы сидели молча. Цв. Я покупал бумагу в Финляндии и входил третью частью в бумажную фабрику, которая на мою часть вырабатывала бумагу на тех условиях, которые делались только для меня.
И. Д. Пушкина с иллюстрациями М. А.
В серии чёрно-белых ксилографий (1922–23) изданной в виде альбома «Пейзажи Павловска вдеревянных гравюрах», проявились технич. Товарищество И. Д.
Тема северной столицы стала основной в творчестве Остроумовой. 9) Взялась копировать в Эрмитаже «Портрет Филиппа IV» Веласкеса (Теперь считают – школы Веласкеса. ). Впала в отчаяние и есть отчего. В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков – картин скульптора М. О. Бенуа и В. А. Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал. Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата). Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах.
Савицкого, П. П. Неве. Евреинова (это изображение русского режиссера, драматурга и теоретика театра находится в Музее академии искусств в Санкт-Петербурге), Портрет М. А. Булгакова (эта акварель была написана в Коктебеле в доме М. Волошина и сейчас находится в Государственном театральном музее им. После Окт. Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок». Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя.
Она прошла курс обучения в столичной Академии художеств (1892—1900), где занималась у В. В. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954). В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет. Напротив их соединил именно этот культ непосредственности, радость от познания подлинного посредством отдачи себя всецело подсказке интуиции.
Эрнста (1924), путеводители «Новгород Великий» М. В. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество». Он считался в году одним из самых оживленных и интересных. Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Тягу к своему будущему сокровенному делу – книжной графике – он ощутил еще гимназистом, когда вдруг увлекся древнерусским «уставным» письмом и сам для себя переписал несколько больших текстов.
16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу.
Изредка звучал голос гондольера. Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было. Чистяков (по выражению В. А Серова – истинный учитель незыблемых законов формы), К. А.
Кровавое воскресенье. Зато в других двух литографиях Остроумова возвращается к далекому прошлому одна изображает тот момент, когда только еще строился новый Дворцовый мост другая – целую рощу мачтовых судов, стоящих на якоре вдоль пристани романтического дворца Бирона или – выражаясь точнее и прозаичнее – Пенькового (тогда еще, вероятно, полного товаром) буяна. Помимо открыток, Община стала выпускать и книги, в частности путеводители по русским городам («Павловск» и «Петербург» В. Я. Иван Сытин родился в 1851 в селеГнездниково Костромской губернии. Она делала только то, что ей хотелось делать. Ретроперспективность – их отличительная черта.
Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств. А. А. Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным – вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий».
Дочь И. М. Ведь и смерть и агония имеют свою великую прелесть. Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935-1951 (переизданы в 1974). Это простота и прелесть классики.
Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже). чтобы издатели решились воспроизвести это старым способом кустарной раскраски от руки. Репина, К. А. Именно Остроумова-Лебедева стояла у истоков возрождения русской классической гравюры. Ее успех даже повлиял на неуспех моей копии.
Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». Остроумова-Лебедева – мастер городского пейзажа. Правда, в портретной графике ОстроумоваЛебедева не была сильна, так что портретов в ее наследии почти нет. Много фантазии. 8) «Я уходила в одиночество и в то же время страдала от него.
Изображали очень красиво, красочно, находчиво и остроумно. Это было давно. Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька. «Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов. Бенуа.
духа того времени сочетается сутверждением непреходящей ценности архит. Одна из улиц Петербурга носит его имя. Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань. В других двух литографиях Остроумова возвращается к далекому прошлому в одной она изображает тот момент, когда только еще строился новый Дворцовый мост в другой целую «рощу» мачтовых судов, стоящих на якоре вдоль пристани романтического «дворца Бирона» или — выражаясь точнее и прозаичнее — «Пенькового буяна».
Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). Собор Сен-Северин, Сен-Клу. Цветовое решение ее листов очень мягкое, серебристо-серым тонам присуща тонкая декоративная выразительность и поэтичность. Издательство Общины св.
Искусство Остроумовой можно назвать красивым, умным и вдохновенным потому, что глазу и уму художницы присущ великий дар обобщения, что она с необычайной последовательностью способна свести любую поставленную себе задачу (как в отношении формы и красок, так и в отношении психологического момента) к основным элементам, что у нее достаточно твердый характер, чтобы затем систематически произвести самый процесс художественного выявления. Кустодиева (1921), А. П. Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А. С. Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. Первый художественный иллюстрированный журнал. воссоздаёт торжественно-строгий образ сев. Яремич, М. В. Яремич известный картограф, знаток полиграфии А. А.
Их путь лежал на Милан и Швейцарию. Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд. Впереди на полочке – коптилка. Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И. Д.
Нарбута (1912), «Моцарт и Сальери» А. С. В дальнейшем, по мере движения войск изменялась и карта. Многое бесследно в них исчезло или было неясно и смазанно. Мойку она изобразила при входе в «Коломну», струящей свои скромные воды у башень Литовского замка, спаленного в первые же дни революционного пожара, но изображенного художницей во всей своей прежней угрожающей цельности Фонтанку она нарисовала дважды — один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой раз при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию.
Заказов на печатную продукцию поступало множество, однако суммы денег, приходящие от реализации карт и картин использовались очень рационально. О новых веяниях в Академии Анна записала: Классицизм долой. Александр Бенуа. В 1901 г. Нарбут переехал в Петербург, где познакомился с Билибиным и тот взял его под свое покровительство, введя в круг «мирискусников». О. -Л.