Картины Остроухова Ильи – это романтические, задумчивые пейзажи России и Украины, эмоциональные и яркие. Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами, был принят в Товарищество.
Остроухов занимается живописью заметно меньше, чем ранее, всецело отдавшись захватившей его страсти – коллекционированию картин. Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года. Также он создал музей живописи, в котором и по сей день существует часть коллекции картин Остроухова Ильи и множество других. Картины Ильи Остроухова пронизаны любовью к природе.
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ильи Остроухова. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами10, был принят в Товарищество.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой.
учился у П. П. Чистякова в Петербурге. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Толгует подделками. Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. С 1905 по 1913 гг. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. было подлинным откровением.
В 1890 году художник написал свою лучшую картину, которую заслуженно относят к шедеврам русского пейзажа, – «Сиверко». Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».
Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Эту картину сразу же купил П. М. Третьяков. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению.
Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Академии художеств. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба.
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Остроухов был избран членом совета попечителей галереи.
Остроухова». Очерки произвели впечатление, как и сам автор. В его случае можно употребить общеизвестную фразу талантливый человек талантлив во всем. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Но потом его в 1929 году, больного и полуослепшего, как бывшего купца и чаеторговца, лишили избирательных прав. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи.
Со второй половины 1890-х гг. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми).
Будущий художник прекрасно говорил на трех языках, безукоризненно играл на рояле и. рисовал. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Тем не менее, картина не несет на себе печати подражания. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи.
Саввинская слобода». Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Шишкин, Саврасов, Васильев, Перов, Крамской выглядели в его собрании чаще всего великолепными колористами и превосходными рисовальщиками. Саввинская слобода».
Он добился, чтобы каталог галереи был выпущен на английском, французском и немецком языках. Чистяков. Словом, время правления совета галереи, возглавляемого Остроуховым, было чрезвычайно благоприятным для музея.
Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. После этой работы он попробовал сделать копию с одной из картин Поленова. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. Но пойти по стопам отца помешал случай: знакомство с семьей Мамонтовых. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Работал в Торговом доме Боткиных.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Молодой художник был замечен критиками. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем.
П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. Река делает крутой изгиб и открывает широкое пространство с холмами, поросшими лесом, с полянами, просвечивающими сквозь массу деревьев. Земля первого плана уже покрыта сочной травой, яркая зелень которой постепенно гасится при переходе ко второму плану. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием.
Поэтичные картины Ильи Остроухова были лишены того напряжения и драматизма, который присутствовал в пейзажах Левитана, скорее, они написаны в мягкой, солнечной манере, свойственной импрессионистам. Остроухов Илья Семенович (1858 -1929) вошел в историю российской живописи как замечательный «пейзажист настроения». В середине 1880-х гг. Остроухов собирал живопись ради живописи. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год.
Собрал уникальную коллекцию древнерусского искусства (иконоптсь 14-17 вв. ). В конце жизни писал уже пейзажи по памяти. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Оно бледное, серовато-голубое. С середины 1890-х гг.
По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Лучшая картина И. С. Природа России стала главной темой и его живописных работ.
Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Купил длянь. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру.
Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. Продолжения не было. Именно таким и был Илья Семенович Остроухов.
Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. В картине нет рассказа. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.
Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова).
Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Шедевры и несравненная красота Венеции, ее дворцы, соборы, каналы – все это заставляло художников с раннего утра до позднего вечера ходить по городу, любоваться, наслаждаться. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н.
Остроухов постепенно отходит от практической живописи. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. К сожалению, музей не сохранился. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Как вы думаете, быть наделенным талантом – это счастье или наказание свыше. Наиболее многочисленны в коллекции И. С.
Пожалуй, наиболее важным для Остроухова-живописца было путешествие в Италию в 1887 г. с художником В. А. Серовым и братьями М. А. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Остроухов вел активную общественную деятельность. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений.
К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. И. С. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.
Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Все работы Остроухова 1880-х гг. Очерки понравились, понравился и юный автор. После революции его коллекцию национализировали, дом же его объявили музеем иконописи и живописи им. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии.
Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета.
Неяркая русская природа получила в пейзаже конца ХХ в. свой живописно пластический эквивалент, приобрела обобщенное, образное звучание. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой.
Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. И. С.
Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Далее последовали свои этюды, выполненные на пленэре. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом».
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Остроухова – художника, собирателя искусствоведа, эксперта, общественного деятеля и чудака – знали в Москве все.
Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Такие демарши жестоко карались. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа.
И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. В библиотеку Остроухова допускались немногие. В середине 1880-х гг. Вскоре Остроухов почти совсем оставил занятия живописью. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова.
И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Картина «Золотая осень» экспонировалась на пятнадцатой выставке передвижников, второй по счету, на которой участвовал художник. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Члены коллегии отметили, что Остроухов, несмотря на национализацию своего собрания, продолжал пополнять его. Собственно, в этом проявилась особенность характера Остроухова – он никогда не мог заниматься чем-либо вполсилы. Однако со второй половины 1890-х гг. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки.
После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия.
Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Ни ветерка. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Под его руководством Остроухов скопировал и пейзаж любимого им Поленова, который он выбрал сам в мастерской художника. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров.
Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. В настоящее время картина по-прежнему хранится в Третьяковской галерее. Именно воплотившие подобное в жизнь люди и вошли в историю человечества.
Ублать. В этюдах конца 1890-х гг. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Государственная дума неоднократно занималась делами совета. А. Серов).
Левитана. и уникальная подборка древнерусских икон. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Участник Абрамцевского художественного кружка.
Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Киселёва, И. Е.
Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Популярность И. С. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства.
Чуть позже юноша обучается у Александра Александровича Киселева, который обучал детей Мамонтовых. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Остроухов уже добивается успеха.
В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. Был отдан в Академию коммерческих наук, однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым, войдя в его «абрамцевский» кружок увлёкся искусством. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.
Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством.
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Высокая степень обобщенности, мощное выражение чувств, поднимающихся в душе человека от соприкосновения со стихией, – все это сделало картину Остроухова значительным явлением в живописи России конца XIX столетия. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке.
Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». В лесу тишина. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом.
В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Каменева. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко».
Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Мягкое солнечное освещение, общий золотистый тон, весомая материальность темных, почти черных стволов деревьев заставляют вспомнить поленовские холсты. В 1889 году И. С. Вошёл в число видных русских пейзажистов, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа-настроения».
1880-е гг. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля.
Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами.
Причем реализация должна быть максимальной иначе талант будет растрачен впустую. Зимой 1882-1883 гг. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550».
и уникальная подборка древнерусских икон. А далее И. С. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов.
Довольно быстро совет распался на два лагеря: в одном оказались Остроухов, Серов и Боткина, в другом необходимый элемент консервативного характера в искусстве – Цветков и Голицын. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. Он происходил из обеспеченной купеческой семьи, получил блестящее образование в Московской практической академии коммерческих наук. Природа привлекала Остроухова еще в совсем юном возрасте, но в начале это был чисто научный интерес.
В середине 1880-х гг. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Собрание Остроухова обладало столь высоким качеством икон, что по нему можно было составить настоящую историю русской иконописи. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко.
Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Наиболее известна картина Сиверко (1890). Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам.
Учился самостоятельно, пользовался советами АА. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Наиболее известна картина Сиверко (1890). Картины Ильи Остроухова «Первая зелень», «Ранняя весна, «Золотая осень», «Осенний пейзаж», «В Абрамцевском парке» и другие прекрасно передают прелесть и неповторимость русской природы, неизменно вызывают ответный отклик чувств зрителя.
В собрание входили уникальные работы А. П. Лосенко, Ф. М. Матвеева, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, Ф. А. Бруни, П. Ф. Соколова, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.
Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. В имении Мамонтова Абрамцеве сформировался круг близких по духу, по целям, по задачам художников, каждый из которых – целая эпоха в русском искусстве: Репин и Поленов, Левитан и Васнецов Врубель и Нестеров. Последней Остроухов был недоволен и в течение двух лет перерабатывал в конце 1887 года она была представлена на 7-й выставке МОЛХ. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника.
Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах.
Его декорация к Кармен очень понравилась». Репина, брал уроки у П. П. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Третьякова галереи. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах.
Этюды Остроухова обычно настолько крепко построены и продуманы, что по ним можно с уверенностью судить о методе работы художника над пейзажем. Речь идет о Золотой осени (1886—1887) с ее неповторимым передним планом и Первой зелени (1888), возвещающей необратимый приход нового времени года. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Остроухов уже добивается успеха.
С 1906 г. – д. чл. Родился в Москве в семье крупного предпринимателя. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Он расценивал это приобретение как лучший пейзаж галереи.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. и уникальная подборка древнерусских икон. Изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, полоса леса вдали, бегущие по небу ряды серых, низких облаков и рябь на воде от резких порывов холодного ветра. Сам Третьяков почитал за честь иметь в своей галерее работы Остроухова. Это было худшее время за всю историю музея. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства.
Пейзажи Ильи Семеновича, по мнению экспертов, могли соперничать с творениями Левитана. Их листва – желтовато-зеленоватая. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом.
И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Остроухов уже добивается успеха. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550».
Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Ведь понимание собственных возможностей, определенно, обязывает к их реализации.
Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем.
«Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Художнику было свойственно лирическое восприятие природы, он умел замечательно передавать все богатство красок природы, особенности ее состояния в зависимости от времен года. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня.
И что удивительно, Остроухов самое первое свое творение нарисовал маслом. После революции и до своей кончины Остроухов был хранителем собственного музея. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи.
Однажды оказавшаяся в его руках кисть стала инструментом создания истинных шедевров. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания.
Первоначально его увлекали естественные науки. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Талант живописца этот мастер кисти и холста реализовал безукоризненно. Илья Семенович Остроухов на путь художественной деятельности вступил далеко не сразу. Интересно, что Остроухов начал рисовать лишь в 21 год.
Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. Вот таким образом, хотя его коллекцию и национализировали после революции, дом его в Трубниковском переулке специальным постановлением объявили музеем иконописи и живописи им. Именно в это время он познакомился с юным Валентином Александровичем Серовым, который уже тогда поражал окружающих своей работоспособностью, серьезностью и не по-юношески зрелым талантом. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Много полезных советов ему порекомендовал Серов. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом.
«Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Что тут сказать. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Однако время от времени кто-то из новых пытался экспроприировать особняк со всем содержимым.
Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Репин, П. П. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). А в двадцать один год Илья Остроухов впервые взял в руки кисти и увлекся живописью. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру.
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Остроухова Сиверко (1890) является шедевром русской пейзажной живописи. И из битков жил не блызжет.
Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Пополнение музея снова пошло планомерно. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова.
Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Ему повезло родиться в благополучной купеческой семье. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды.
Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России.
Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. И это ему удалось. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. Поначалу бестолково.
Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Киселев, И. Е. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Остроухов как бы все сказал.
Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Третьяков, считавший полотно художника одним из лучших в своей коллекции. К ней трепетно относился сам П. М. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15.
Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17).
Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. Нет, не уступает. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи.
Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Фигуры людей придают пейзажу динамичность.
Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Это была копия пейзажа Л. Л.
Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города.
Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Тонкий вкус, чутье живописца, любовь к искусству – эти качества дали Остроухову возможность собрать ценнейшую коллекцию произведений русской живописи. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других.
Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. Черногубова.