Было поздновато для начала серьезной работы, но Остроухов Илья Семенович стал брать уроки у И. Репина. Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе. Остроухов Илья Семенович (1858-1929) родился в более чем состоятельной купеческой семье. Остроухов, ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ (1858–1929), русский художник, мастер пейзажа, представитель импрессионизма, коллекционер.
Вышедший в июне 1921 года номер журнала «Среди коллекционеров» был целиком посвящен Илье Семеновичу Остроухову. Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года. Последние свои работы, как старый художник, Остроухов Илья Семенович создавал не на пленэре, а по памяти использую те образы и мгновенные образы, что остались в его воображении. Пейзаж Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень» вызывает поэтические чувства, желание любоваться красотой русской осени, вспоминать стихотворения, посвященные осени.
Остроухов Илья Семенович – художник конца XIX и начала XX века.
Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. В коллекции Остроухова хранились и иконы XVII в., особенно разнообразны и многочисленны были работы строгановской школы. Зимой 1882-1883 гг.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Тот попросил его информировать о появлении интересных для Галереи художественных произведений. Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя.
Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Саввинская слобода». Остроухов собирал живопись ради живописи.
Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Легкий ритм полукружий арок собора, подчеркивание вертикалей стены справа, флагштоков в центре удивительно точно передают изящество изысканность, особую музыкальность, свойственные архитектуре Венеции. Киселёва, И. Е.
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Остроухов во всех своих работах был великолепным колористом, тонко чувствующим гармонию цвета. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году.
Киселев, И. Е. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. Государственная дума неоднократно занималась делами совета.
Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. перечень). Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Служил в Торговом доме Боткиных.
Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России.
Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, Репина, П. П. Чистякова. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки.
В 1886 как вольнослушатель посещал МУЖВЗ, занимаясь у В. Е. Маковского. Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа.
Нам даже показалось, что эти буйные припадки Семёныча означали то, что ритуал ежевечерних битков ему давно надоел, но отказаться ему от него всё же представлялось зазорным. произведений. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. 40 живописи и графики и ок.
Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище.
В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. К 1917 году в коллекции у Остроухова находилось: 117 икон: свыше 600 предметов церковной утвари: панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура 237 произведений русских художников около 40 произведений западноевропейских художников около 20 различных скульптур. было подлинным откровением.
В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). С 1891 года член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903 года – Союза русских художников, с 1906 года действительный член петербургской Академии художеств. Являясь другом Третьякова, художник в 1898-1903 годах – член Совета и фактический руководитель Третьяковской галереи, а в 1905-1913 годах попечитель Третьяковской галереи. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Друг П. М. Третьякова. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Довольно обширный сад также продолжал оставаться при доме. И из битков жил не блызжет.
1880-е гг. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле.
еЗП УПВЙТБФЕМШУФЧП ОПУЙМП УРЕТЧБ ЕУФЕУФЧЕООПОБХЮОЩК ИБТБЛФЕТ. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». Шишкин, Саврасов, Васильев, Перов, Крамской выглядели в его собрании чаще всего великолепными колористами и превосходными рисовальщиками. Почти все его время занимало коллекционирование.
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Его декорация к Кармен очень понравилась»4. В этом этюде темные вертикали стволов еще более подчеркивают переливающуюся всеми оттенками охры массу листьев, сверкающих на ветках, покрывающих ковром траву. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи.
1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Такие демарши жестоко карались.
Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Остроухов детально выписывает листья деревьев, стволы, сучья, траву переднего плана, уводит взгляд в глубину диагоналями берегов реки, пригорков оврагов. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности.
Остроухов, наоборот, часто даже подчеркивает контуры, чтобы таким образом точнее выразить пластическую структуру пейзажа. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений.
(После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Саврасова. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба.
Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. Член Комиссии по устройству приюта для вдов и сирот русских художников в Москве. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ».
П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). не имевшую себе равных. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем.
Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. ОЕ ЙНЕЧЫХА УЕВЕ ТБЧОЩИ. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И.
В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). В середине 1880-х гг. Основная тема творчества Остроухова – пейзаж средней полосы России (Золотая осень, 1886-1887, Первая зелень, 1887-1888, Сиверко, 1890, все – в ГТГ). Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника.
Нет, не уступает. В 1890–1917— попечитель Петровско-Басманного городского начального училища. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса.
Служил в Торговом доме Боткиных. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника.
Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. (рПУМЕ ЕЗП УНЕТФЙ нХЪЕК ЙЛПОПРЙУЙ Й ЦЙЧПРЙУЙ ЙНЕОЙ й. у. пУФТПХИПЧБ ВЩМ ТБУЖПТНЙТПЧБО: ПУОПЧОБС ЮБУФШ ВЩМБ РЕТЕДБОБ Ч фТЕФШСЛПЧУЛХА ЗБМЕТЕА, ПФДЕМШОЩЕ ЧЕЭЙ – Ч нХЪЕК-ХУБДШВХ ч. д. рПМЕОПЧБ Й тХУУЛЙК НХЪЕК. ) лБЛ ИХДПЦОЙЛ Ч РПЪДОЙЕ ЗПДЩ РЙУБМ Ч ПУОПЧОПН ХЦЕ ОЕ ОБ РМЕОЬТЕ, Б РП РБНСФЙ, ЙУРПМШЪХС УФБТЩЕ ЬФАДЩ.
Словом, в собрании Остроухова не было прославленных кумиров и незаслуженно забытых – была только прекрасная живопись, подчеркивавшая талант и самобытность каждого мастера. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Их листва – желтовато-зеленоватая.
Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение.
Был попечителем Арнольдо-Третьяковского приюта для глухонемых, Гласным Московской городской думы. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Так возник знаменитый на всю Москву домашний музей, в который был открыт свободный доступ для всех желающих, сам хозяин называл свою коллекцию «Музеем личного вкуса». Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».
В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.
Однако со второй половины 1890-х гг. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). С 1901— гласный Московской городской думы. С конца 1880-х— организатор музыкальных вечеров в Абрамцево и доме В. Д. Поленова.
Был знаком с А. Матиссом. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Остроухов говорил, что как художник он многим обязан Поленову, хотя прямым учителем его он не был, но, по существу, был очень большим воспитателем, Василий Дмитриевич не учил и не пытался учить, представляя самому учиться у натуры и вдохновляться ею. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.
От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). Между тем Илья Семёнович был вполне культурным человеком, знал несколько европейских языков, увлекался ботаникой, превосходно играл на фортепьяно и даже подумывал заняться этим всерьёз и профессионально. Со второй половины 1890-х гг. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием.
Репина, брал уроки у П. П. ч ОБЮБМЕ 20 Ч. ТХЛПЧПДЙМ ТЕНПОФПН ЬФПЗП НХЪЕС Й ТЕУФБЧТБГЙЕК ЛБТФЙО, ЧЩРХУФЙМ ТПУЛПЫОПЕ ДМС УЧПЕЗП ЧТЕНЕОЙ ЙЪДБОЙЕ нПУЛПЧУЛБС ЗПТПДУЛБС ИХДПЦЕУФЧЕООБС ЗБМЕТЕС р. Й у. фТЕФШСЛПЧЩИ, УОБВДЙЧ ЕЗП УПВУФЧЕООЩНЙ ЛПННЕОФБТЙСНЙ (ЧЩИПДЙМП ПФДЕМШОЩНЙ ЧЩРХУЛБНЙ Ч 1901-1909). Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова.
Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи.
«Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Чистяков. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. рТПДБЧБМ УЧПЙ ЛБТФЙОЩ р. н. фТЕФШСЛПЧХ, ВЩМ ЕЗП ДТХЗПН Й УПЧЕФЮЙЛПН. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств.
С 1906 г. – д. чл. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Молодой художник был замечен критиками. Остроухов собирал иконы, живопись. К 1917 году в собрание Остроухова входили: 117 икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая.
Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Они должны быть пухлые и белёсые, сочность же их проверялась вонзанием в них вилки.
В библиотеку Остроухова допускались немногие. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). В 1885написал декорации к опере Ж. Бизе «Кармен» в Русской частной опере С. И. Мамонтова. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова.
Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень».
А днем он мог наблюдать за работой художников, буквально проникаясь проблемами их творчества, удачами и неудачами. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. Это было худшее время за всю историю музея.
В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. уТЕДЙ ЕЗП ИБТБЛФЕТОЩИ ЧЕЭЕК – ъПМПФБС ПУЕОШ (1886-1887), рЕТЧБС ЪЕМЕОШ (1887 ПВЕ – ФБН ЦЕ), лХРБЧЩ ОБ РТХДХ (1892, лБТФЙООБС ЗБМЕТЕС, рЕТНШ), вЕТЕЗ ТЕЛЙ (1895, тХУУЛЙК НХЪЕК).
Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Участник Абрамцевского художественного кружка. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант.
Учился самостоятельно, пользовался советами АА. рПМШЪПЧБМУС ФБЛЦЕ УПЧЕФБНЙ й. е. тЕРЙОБ, ч. д. рПМЕОПЧБ, ч. б. уЕТПЧБ. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ.
Один из организаторов Московского литературно-художественного кружка, общества «Свободная эстетика» (1907–1910). Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Помимо художественной, занимался активной общественной деятельностью. В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков.
В 1882–1883состоял вольнослушателем ИАХ, где занимался в мастерской П. П. Чистякова. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем.
В 1884–1890был участником поленовских рисовальных вечеров и «керамических четвергов» в Москве. Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Поначалу бестолково.
Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. Замечательно, что ни биточками, ни «класным» вином Илья Семёнович никого не потчевал и даже, когда я протянул как-то к забракованному блюду руку, он безапелляционно отослал его в изъявлении своего неудовольствия. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К.
Его работы имеются также в Государственном Русском музее, музее-заповеднике Абрамцево, музеях Иркутска, Калуги, Перми, Ярославля, Минска, Баку и других. Купил длянь. Из богатой купеческой семьи. Репин, П. П. В 1889 году И. С.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Вразделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане) и А. Матисса.
Член Совета (с 1899), председатель Совета и попечитель Городской художественной галереи братьев П. М. В картине нет рассказа. Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. ч 1905-1913 ЧИПДЙМ Ч УПЧЕФ РПРЕЮЙФЕМЕК фТЕФШСЛПЧУЛПК ЗБМЕТЕЙ. Остроухов вел активную общественную деятельность.
Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. В его собственной коллекции были собраны прекрасные по художественному уровню полотна русских художников XVIII и XIX вв. Ни ветерка. со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А.
Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н.
Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Систематического художественного образования не получил. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Однако основная масса коллекций в России представляла обыкновенно странную смесь превосходных произведений искусства с никому ненужными предметами, свидетельствуя о наивности или безвкусии их владельцев.
Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. Все работы Остроухова 1880-х гг. С 1905 по 1913 гг.
Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Толгует подделками. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину.
В 1917участвовал в работе Комиссии по осмотру повреждений памятников архитектуры в Москве (Кремль, собор Василия Блаженного). Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других.
Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель.
В общей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2 тысяч произведений. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. И. С.
И в таких случаях не полагалось, чтобы повар взамен неудавшихся изготовлял новые.
Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. После 1917 года коллекция стала достоянием государства, а Илью Семеновича сделали ее хранителем. и уникальная подборка древнерусских икон. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Работал в Торговом доме Боткиных. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг.
Вместе с биточками в столовую вносилась бутылка красного вина («класное болдо» – в произношении Остроухова), которую он всю и выпивал. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Сгибается под мощью ветра трава переднего плана, плывут по небу облака, вторят движению травы кроны деревьев, темными силуэтами рисующиеся на фоне холодного сероватого неба. Пополнение музея снова пошло планомерно. В этюдах конца 1890-х гг. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. Его декорация к Кармен очень понравилась».
В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Учился в московской Практической академии коммерческих наук (1870–1873).
Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Оформлял спектакли на домашней сцене в Абрамцево— по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (по эскизам В. М. Васнецова), по пьесе С. И. Мамонтова «Хан Намык» (совместно с В. А. Серовым). Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А.
вЩМ ЮМЕОПН фПЧБТЙЭЕУФЧБ РЕТЕДЧЙЦОЙЛПЧ Й уПАЪБ ТХУУЛЙИ ИХДПЦОЙЛПЧ. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Академии художеств.
Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Из купеческой семьи. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. В 1911 вместе с С. И. Щукиным и И. А. Морозовым принимал Матисса в Москве.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Остроухова». и С. М. Третьяковых (1905–1913).
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Очерки понравились, понравился и юный автор.
Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. В тринадцать лет Остроухов был отдан в Московскую практическую Академию коммерческих наук, где прошел полный курс. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Служил в Торговом доме Боткиных. Ублать. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела.
Друг Третьякова. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Остроухов уже добивается успеха.
Однако копившийся опыт оказался благотворным – в коллекции Остроухова стали появляться полотна Коро, Жерико, Дега, Мане, Кипренского и Щедрина, Венецианова и Александра Иванова, а также рисунки и акварели художников-друзей по мамонтовскому кружку – Серова, Коровина, Врубеля. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства.
Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана.
Оно бледное, серовато-голубое. Западноевропейская часть коллекции (ок. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище.
Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем.
В качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве (Годуновский собор, Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, Архангельский собор в Кремле), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале. оЕ ТБЪ ЧЩЕЪЦБМ Ч ъБРБДОХА еЧТПРХ, ЦЙМ РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП Ч нПУЛЧЕ. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.
Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Проблемы передачи воздуха, света, движения, поиски выразительности в построении пространства картины, колористические задачи вышли в пейзаже на главное место. Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), член Англо-русского литературного общества (1894–1917), Московского архитектурного общества (1905), Всероссийского союза деятелей изящных искусств (1906). Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана.
Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. хНЕТ пУФТПХИПЧ Ч нПУЛЧЕ 8 ЙАМС 1929. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Черногубова. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой».
Член Абрамцевского художественного кружка (с 1881). Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.
рПЪДОЕЕ УПУФБЧЙМ ХОЙЛБМШОХА ЛПММЕЛГЙА (Ч ПУОПЧОПН ДТЕЧОЕТХУУЛПК ЦЙЧПРЙУЙ), Ч ОЕЛПФПТЩИ ТБЪДЕМБИ РП ЛБЮЕУФЧХ РТЕДУФБЧМЕООЩИ ЪДЕУШ НПУЛПЧУЛЙИ Й ОПЧЗПТПДУЛЙИ ЙЛПО 14-15 ЧЧ. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. учился у П. П. Чистякова в Петербурге. В лесу тишина. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Пользовался советами А. А. Киселева (1880), В. Д. Поленова (1880-е), И. Е. Репина (1881–1882), И. И. Шишкина (1892).
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». ч 1871 ВЩМ ПФДБО Ч бЛБДЕНЙА ЛПННЕТЮЕУЛЙИ ОБХЛ (РТЕДРПМБЗБМПУШ, ЮФП Л ОЕНХ УП ЧТЕНЕОЕН РЕТЕКДЕФ ХРТБЧМЕОЙЕ ДЕМБНЙ ПФГБ). Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Саввинская слобода».
К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи.
После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. тПДЙМУС Ч нПУЛЧЕ 20 ЙАМС (1 БЧЗХУФБ) 1858 Ч УЕНШЕ ЛТХРОПЗП РТЕДРТЙОЙНБФЕМС. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. С середины 1890-х гг.
Остроухов занимается живописью заметно меньше, чем ранее, всецело отдавшись захватившей его страсти – коллекционированию картин. Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). Из купеческой семьи. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. И. С.
Правда, по общему правилу, всё имущество такого видного капиталиста должно было быть национализировано, но в отношении Остроухова эта мера была применена только для вида. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. и А. М. Васнецовыми, П. М. Третьяковым и его семьей. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Илья Семёнович был назначен хранителем своих сокровищ и дожил свой век в том же характерно буржуазном особняке в Трубниковском переулке, в тех же комнатах, битком набитых солидной мебелью и со стенами, сплошь завешанными картинами.
Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. фБЛПЧ ЕЗП ЫЕДЕЧТ уЙЧЕТЛП (1890, фТЕФШСЛПЧУЛБС ЗБМЕТЕС), ЙЪПВТБЦБАЭЙК ЙЪМХЮЙОХ нПУЛЧБ-ТЕЛЙ Ч ЧЕФТЕОЩК МЕФОЙК ДЕОШ. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества.