Рельеф «Битва кентавров» изображающий схватку лапифов с кентаврами, свидетельствует об исключительной быстроте, с которой происходило творческое формирование Микеланджело. Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной.
Черты новой художественной системы проявились в этой работе Микеланджело еще ярче. Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св. 13 сентября в понедельник, рано утром Микеланджело начал работу.
16 августа 1501 года был заключен договор. Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра.
Достаточно сказать, что общая площадь росписей плафона составляет более 600 кв. Общественное значение скульптуры было понято сразу. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету».
Чувство беспокойства, тревоги исходит от образов Лоренцо и Джулиано. Вторая скульптура — «Пьета» — открывает целый ряд работ мастера на этот сюжет и выдвигает его в число первых скульпторов Италии. Сюжет был подсказан Анджело Полициано его смысл – победа цивилизации над варварством.
Это не был удобный момент для дружеской встречи. Страшный суд стал отражением растущего пессимизма Микеланджело.
Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Доменико и Давида Гирландайо. В 1494-1495 гг. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации.
Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Обе фигуры слиты в единое целое. Папа Юлий II умер в 1513 на смену ему пришел Лев Х из семейства Медичи. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения. Основная тенденция архитектурных образов Микеланджело, отличающихся при своей героической мощи особой телесностью, «человечностью», принципиально противоположна тяге мастеров барокко к иррациональному, к растворению форм в безудержной пространственной динамике. С конца 1540-х годов до 1555 Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция). С конца 20-х годов Италия буквально раздиралась как внешними, так и внутренними врагами. Этим художникам выпала особая судьба.
Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Примеров почти полного копирования всего несколько. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. Во Флоренции Буонаротти выполнил грандиозную работу – статую «Давид» (1501-1504 года).
«Мадонна Дони» Микеланджело и «Св. Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры – «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь». Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства.
В 1496 г. он выезжает в Рим, где остается до 1501 г. В Риме к этому времени были уже открыты многие знаменитые древние скульптуры, в том числе «Лаокоон» и «Бельведерский торс» и Микеланджело был захвачен образами античного искусства. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. В роскошных палатах Медичи, в атмосфере новооткрытой платонической академии, в общении с такими людьми, как Анджело Полициано и Пико Мирандольский, мальчик превратился в юношу, возмужал умом и талантом.
В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. У левой ноги Христа находится фигура св. Тонкая градация лепки форм этого трехпланового рельефа придает ему живописный характер, словно подчеркивая связь этого вида скульптуры с живописью. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Гуманисты славили земную красоту, возрождая идеалы античного мира.
«Он был гражданином Флоренции — Флоренции мрачных дворцов и стройных, как копья башен, за которыми идет волнистая и четкая гряда холмов, тончайшим узором врезанная в густую лазурь небес, с черными веретенами низкорослых кипарисов и струисто-серебряной перенязью трепещущих от ветра маслиновых рощ Флоренции изощренного изящества, где бледный, саркастичный Лоренцо Медичи и большеротый лукавый Макиавелли любовались воочию Весной и бескровными златовласыми Венерами Ботичелли горяченой, спесивой, беспокойной Флоренции, легко становящейся добычей любого фанатизма, то и дело сотрясаемой религиозной и социальной лихорадкой, гле каждый был свободен и каждый был тиран, где так хорошо было жить и где жизнь была адом уроженцем города, сыны которого умны, нетерпимы, умеют и восторгаться и ненавидеть, остры на язык. » Ромен Роллан. Молодой Микеланджело находился под влиянием этих идей. «Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти) изображенных на верхних ступенях лестницы. Он создал гениальные, титанические произведения и о еще более титанических мечтал.
— Скульптор не копиист. Круглая голова, квадратный морщинистый лоб, с сильно выраженными надбровными дугами, черные, слегка курчавые волосы. Этот рельеф производит впечатление поистине взрывчатой силы, он поражает мощной динамикой, бурным движением, пронизывающим всю композицию, богатством пластики. И жаждала освободителя. Дионисия именуемого французским кардиналом руанским, оставить через посредство художника столь редкостного достойную о себе память в городе, столь знаменитом и он заказал ему мраморную, целиком круглую скульптуру с оплакиванием Христа, которая по ее завершении была помещена в соборе Св.
В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается.
Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте. Она выполнена в сильном контрапосте (напряженная динамическая неуравновешенность позы): левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает смещение оси между тазом и плечами. И Микеланджело сделал для него картон изображавший св.
— есть и такое их толкование). «После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. На следующий день Тибр вышел из берегов, белоснежные мраморные блоки были затоплены водой. Лицо на снятой коже св.
— Мне показалось, что без бороды будет лучше. Приглашает он и Микеланджело.
В «Вакхе» неустойчивость воспринимается по-иному, чем в пластике античного ваятеля. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода. Они распадаются на три триады. Герои титанического склада уступили место образам, так сказать, человеческого масштаба их главной чертой стала повышенная одухотворенность.
СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Глава 20. Дух этого времени ярко отразился в одном факте: Павел IV Караффа, основатель инквизиции, счел микеланджеловский «Страшный суд» произведением слишком смелым и – из-за наличия в нем множества обнаженных фигур – недостаточно пристойным, приказав внести во фреску соответствующие исправления. В первое же мгновение перед этой картиной испытываешь беспредельное восхищение.
Микеланджело лил на нее воду, чтобы обнаружить малейшие трещины, колотил по краям молотком и слушал, как она звучит, выискивал любой порок, любое пятнышко или полость. Первое пребывание Буанаротти в Риме продолжалось пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения: — статую «Вакх» (1496-1497, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, — группу «Оплакивание Христа» или «Пьета» (1498-1501, собор св. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Поза его неустойчива.
«. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Часто спал одетый, «так как измучившись от работы, не хотел снимать, а потом опять надевать платье».
Семейство» известная под названием «Мадонна Дони» (в галл. Счастливый Микеланджело – в мастерской своего учителя. Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество. В 1508 г. Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Образ Моисея — один из самых сильных в творчестве зрелого мастера. Возможно, голова св. Солдаты повыскакивали из реки, те, кто сидел на берегу, поспешно надевали одежду и доспехи, хватали в руки оружие как раз вовремя, чтобы отразить три атаки пизанцев и разбить неприятеля наголову.
Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. Он занимался там в течение одного года. Здесь перед нами идеальные образы зрелого Возрождения, построенные как на изучении античности, так и на традициях Донателло и его последователей. В противоположность, другое тондо, «Мадонна Таддеи» излучает жизнерадостность. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники.
У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Вскоре Микеланджело начал учебу в школе скульптуры в садах Медичи. В начале молитвы св. Художник, скульптор, архитектор и поэт, один из самых знаменитых художников итальянского Возрождения был рожден под именем Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони 6 марта 1475 г. в Капрезе, Италия.
Ведь я мало смыслю в науках. ». Мать прикрывает головку ребёнка. Так, обходя статую «Скованного пленника» справа налево, зритель сначала ощущает бессилие тела, сохраняющего вертикальное положение только потому, что оно приковано движение закинутой назад головы выражает мучительное страдание. Опущенная левая рука придерживает шкуру и в виноградные гроздья.
Леонардо было в это время за 50 лет, он уже создал «Тайную вечерю» и «Мону Лизу» и уступал первенство в скульптуре Микеланджело. Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы. В. Лазарев.
Увидев Фавна, юноша был потрясен и принялся рисовать его. В нем и отчаяние и вопрос. Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся «неоконченными», могли быть намеренно оставлены такими, так как именно на этой стадии «освобождения» форма наиболее адекватно воплощала замысел художника.
В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Посещение Рима, соприкосновение с античной культурой, памятниками которой Микеланджело восхищался в коллекции Медичи во Флоренции, открытие знаменитейшего памятника античности — статуи Аполлона (позже получившего название Бельведерского, по месту, где статуя экспонировалась впервые), которое совпало с его приездом в Рим — все это помогло Микеланджело проникновеннее и глубже оценить античную пластику. В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно – в этом отношении фрески плафона служат наглядным выражением известных слов Микеланджело: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу».
В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. Даже копии этой статуи не дошли до нас. « Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. Сохранились только копии картона Микеланджело Битва при Кашине. Сопутствуемый славой, Микеланджело в 1501 г. возвращается во Флоренцию.
Папа Юлий во что бы то ни стало стремился вернуть скульптора. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них.
Две работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета» – созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу. колено левой ноги Матфея с силой пропарывает камень, будто освобождая от тяжкой рясы весь торс, руки святого прижаты к бокам, голова судорожно, мучительно повернута в сторону — Матфей ищет пути к спасению. Также он выполнил роспись Палаццо Веккьо (1504 – 1506 годы), в которой выразил стремление и готовность граждан Флоренции защищать республику. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына».
Фигуры образуют в композиции пирамиду, сообщающую группе устойчивость и законченность. Микеланджеловсий Вакх очень убедительный. В 1542 году, наконец, были устранены рабы и статуи победы. — «Теперь мне нравится больше, — сказал гонфалоньер, — вы его оживили». Состояние города было тревожно.
В этом, несомненно, сказался передовой характер скульптуры Микеланджело. Его статуи лишены портретных черт и изображают текучесть времени. Микеланджело мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы. Одна деталь Страшного суда свидетельствует о его мрачном настроении и представляет его горькую «подпись».
Варфоломея – автопортрет художника. После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. Часто его настроение страдало перепадами от самовосхваления к мамобичеванию, от эйфории к глубокой депрессии, он был из тех людей, котрые усложняют жизнь себе и другим.
Юношеская отвага «Давида» выражала безграничную уверенность человека в способности преодолеть любые преграды.
Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). — воскликнул Лоренцо. Вдруг на берег выбежали часовые. Однако этому дерзновенному замыслу не суждено было сбыться.
Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564) – выдающийся итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт. Даже трагическая ситуация потопа не может поколебать веру в силу человека. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Та живая пластическая стихия, которая как предвестие прорвалась в юношеской «Битве кентавров», выразилась здесь во всей своей мощи в качестве характерной особенности художественного метода зрелого Микеланджело. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей. – Твой Фавн слишком стар.
Она задумчива, полна благородства и тихого величия. Ей словно тесно в отведенном пространстве, голова ее выступает за пределы круга. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Усыпальница Юлия II так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды».
XVI в. отношение к рисунку в искусстве Возрождения меняется. Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. «Скованный раб», «Умирающий раб» передают разные состояния человека, разные стадии борьбы: мощный порыв в желании освободиться от пут, бессилие («Скованный раб»), последний вздох, замирающую жизнь в прекрасном, но уже коченеющем теле («Умирающий раб»). Единство исходных факторов творческого метода Микеланджело оборачивается редким многообразием конечных художественных результатов, которым свойственно необыкновенно органичная изначальная внутренняя взаимосвязь, которая в микеланджеловских художественных ансамблях в Сикстинской капелле, в Капелле Медичи спаивает элементы архитектуры и живописи (либо архитектуры и скульптуры) в такую форму синтетической целостности, которая не была достигнута ни одним другим ренессансным мастером.
Семья вскоре переехала во Флоренцию. Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь. Образ «Моисея», напротив, свидетельствует о том, что воля человека наталкивается на препятствия, для преодоления которых необходимо напряжение всех его сил. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4.
Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Уже этому произведению свойствен героический дух, отличающий образы Микеланджело. Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. Сооружение гробницы отходило вследствие этого на второй план. В 1516 году памятник был еще более упрощен.
— кричали они. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА. Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами. «Мадонна Питти» перекликается с одной из мадонн Рафаэля зрелого римского периода — «Мадонной в кресле».
Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа. Младенец изображён без нимба. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации.
Точное название скульптурной группы — «Битва кентавров с лапифами». Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции. С поездкой в в Рим и работой там открывается новый этап творчества Микеланджело.
Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. Безусловно, зодчие и скульпторы барокко во многом опирались на достижения Микеланджело, но следует, однако, со всей решительностью подчеркнуть коренное качественное различие между принципами искусства Микеланджело и мастеров барочного направления. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены.
Особое внимание заслуживает статуя «Моисей», выражающая титаническую силу, могучую волю и темперамент. К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы.
На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » — «Слишком хорошо его знаю, — ответил привратник, — но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы». Занятый в то время статуями для капеллы Медичи во Флоренции, скульптор ответил отказом. Контуры становятся легче, расплывчатей, перо вытесняется сангиной итальянским карандашом. «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», – писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело.
– А откуда берется новое. Принцип гуманизма одухотворяет всю культуру и искусство Возрождения. Однако лишь один Микеланджело сумел внести поистине эпохальный вклад во все разделы изобразительных искусств. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. Здесь ему поручается выполнение гробницы папы.
Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» — так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет. Из души художника. – А ученик.
Обе статуи – «Куридон» и «Св. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. В этом, пожалуй, основное величие переворота, свершившегося в сознании людей в эту пору.
Фигуры сражающихся заполнили все поле рельефа, удивительного в своей пластической и драматической целостности.
Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. Одну стену украшает фигура Лоренцо, противоположную — Джулиано, а внизу у их ног размещаются саркофаги, украшенные аллегорическмие скульптурными изображениями —символами быстротекущего времени: «Утра» и «Вечера» —в надгробии Лоренцо, «Ночи и «Дня» — в надгробии Джулиано.
Что касается Микеланджело, то он, хоть и гнушался портрета, вылепил статую Юлия II из глины для отливки из бронзы (в три натуры). За «Давидом» следовали: — теперь утраченный картон «Битва при Кашине» или «Нападение пизанских воинов на купающихся флорентийцев» (1503-1506), долго служивший для художников школой рисунка человеческого тела, — незаконченная статуя св. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени.
А личная жизнь. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа. Многие фигуры в рельефе их драматический смысл и скульптурная трактовка словно во внезапном откровении предвещают мотивы будущих произведений Микеланджело, пластический язык рельефа своей свободой и энергией, порождающей ассоциацию с бурно переливающейся лавой, обнаруживает сходство с микеланджеловской скульптурной манерой гораздо более поздних лет. От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности. Этим художникам выпала особая судьба.
На нем была изображена группа солдат, бросающихся к оружию в то время, как на них внезапно напали враги во время купания в реке. Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени. – Но почему ты оставил у него в целости зубы – все до единого.
В Венеции он живет до 1494 года, а потом в снова переезжает в Болонью. В этом он предвосхищает последующие столетия» М. Алпатов. Флорентийский период Микеланджело был наполнен лихорадочной активностью. Юлий II по совету Браманте, соперника Микеланджело, решил заново построить собор Св. Там он имел возможность познакомиться с молодыми представителями семейства Медичи, двое из которых позднее стали римскими Папами Львом Х и Климентом VII. Cебе он отказывал во всем и в своем одиночестве вел образ жизни самый непритязательный, абсолютно не заботясь о комфорте.
Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. Вероятно, картон Микеланджело пропал ок. Его правление вызывает нарастающее недовольство широких ремесленных кругов.
Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Только наглость и невежество он карал неумолимо. Увы, его вновь ждало разочарование.
В любом из микеланджеловских творений, будь то статуя и фреска, рисунок и архитектурное сооружение, проявляются черты, глубоко их объединяющие: грандиозность замысла, героическую напряженность. Статуя опьяневшего Вакха в человеческий рост предназначена для кругового обзора. В античном мире человек – лишь игрушка рока.
Последние 30 лет жизни он провел в Риме. Это запредельный образец высокого искусства эпохи Возрождения, который содержит христианские символы, пророчества и гуманистические принципы, впитанные мастером во время своей молодости. — ответил Юлий II. Фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Три дня потребовалось, чтобы доставить «мраморного гиганта» к месту назначения.
В начале 1500-х годов Микеланджело постоянно ездил из Флоренции в Рим и обратно, но в 1520-е годы заказы на Новую сакристию (капеллу Медичи) церкви Сан Лоренцо и библиотеку Лауренциана удерживали его во Флоренции до отъезда в Рим в 1534. Вступив в мятежную Пизу с войсками, Юлий II посеял страх в Флорентийской Синьории. Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело – созданные в начале 90-х гг. Крупнейшим живописным произведением этого периода был «Страшный суд» (1535–1541) – огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы.
Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая). Через 4 месяца после начала напряженной работы над «Давидом» наступила тосканская зима, ветер, снег и дождь затрудняли работу Микеланджело, приходилось выковывать быстро притупляющиеся от интенсивной работы инструменты. Он создал гениальные, титанические произведения и о еще более титанических мечтал.
В это же время начал он мраморную статую св. Все их он предполагал выполнить собственноручно. Павла и св. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
В отличие от Пьеты собора св. Пластическое начало в росписи Микеланджело всегда доминирует над живописным, подтверждая мысль художника о том, что «наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения. Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь св.
По сравнению с этими статуями моделировка «Давида» может показаться недостаточно энергичной, даже чуть суховатой. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень.
Фигура вырубалась из мраморного блока, сохраняя его прямоугольные формы. Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его размышлений». Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела.
«Он был бодр, -- пишет Вазари, -- и нуждался в недолгом сне, очень часто вставал ночью, страдая бессонницей и брался за резец, сделав себе картонный шлем, в макушку которого вставлялась зажженная свеча». Среди других великих мастеров XVI в Микеланджело заметно выделяется особенностью его художественного мировосприятия и творческого метода, а также всесторонней одаренностью, позволившей Микеланджело с такой необычайной энергией проявить себя во всех видах изобразительных искусств. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие.
У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос.
В соответствии с этим преобладающая сторона в содержании «Давида» – пафос героического действия. А этот образ нелегко освободить.
По утверждению Кондиви, Микеланджело испытывал к проповеднику самое глубокое уважение. Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством. В 1490 он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492.
Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. А личная жизнь.
Микеланджело родился в 1475 г. в городе Капрезе (в окрестностях Флоренции), где его отец Лодовико Буонарроти занимал должность градоправителя. В это время Микеланджело получил ответственный заказ от флорентийской синьории (республиканского самоуправления) и возможность создать идеальный образ Давида — юного победителя Голиафа (1501-1504, Флоренция, художественная академия). Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56. Глыба имела девять футов высоты. Фон для статуй образует многочастная архитектурная композиция из филенок и ниш в несколько ярусов вокруг главной арочной ниши алтаря (архитектор Андреа Бреньо). Мраморный рельеф Битва кентавров (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества.
В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода. Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. Однажды на вопрос Микеланджело: Что будешь делать, если я умру.
Там, питаясь почти одним хлебом, Микеланджело пробыл более восьми месяцев, чтобы наломать как можно больше белого караррского мрамора и доставить его в Рим. По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (15081512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. Микеланджело часто повторял: «Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека». Драматизм общего замысла во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы – мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, – не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода.
Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно. Открытие памятника превратилось в народное торжество. Гуманисты славили земную красоту, возрождая идеалы античного мира. Все считают, что фавны наполовину козлы. Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св.
«Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», — писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело. Давид стал символом свободной и бдительной республики, готовой победить любого врага. Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. Как и у Рафаэля, главенствующее место в композиции Микеланджело занимает мадонна.
Микеланджело стремился показать готовность граждан встать на защиту республики. Примерно через два года Лоренцо Великолепный пригласил одаренного юношу жить и работать в своем дворце. Образ Давида был традиционен во Флоренции. Шаг сделан.
-- Урбино ответил: Пойду служить еще кому-нибудь. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе».
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо. В «Давиде» впервые у Микеланджело появляется новая черта внутренней характеристики – невиданная дотоле концентрация волевого напряжения, сообщающая образу героя грозную, устрашающую силу, которую современники обозначали словом terribilit.
Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. Уже после установки в соборе Св. Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в семье флорентийцев в Капрезе.
— «Бедненький, — сказал ему тогда Микеланджело, — я помогу твоей нужде» и сразу подарил ему две тысячи скуди, что впору цезарям или великим попам». – Да, ты лишил его бороды.
Гробница так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец. Образ Давида вдохновлял многих художников Кватроченто. Принцип гуманизма одухотворяет всю культуру и искусство Возрождения. Микеланджело Буонаротти, много размышлявший, как и все лучшие люди Возрождения, о свободной и гармоничной жизни, понимал, что право на эту свободу и всестороннее развитие человек должен отстаивать в борьбе.
« известность Микеланджело стала такова, что он тут же был вызван в Рим, где по договоренности с кардиналом св. Главная тема этих статуй та же, что и в луврских «Пленниках», но здесь она получила иное преломление. Эти произведения знаменуют следующую ступень в творческом методе Микеланджело.
Не менее значительно его воздействие на искусство последующих эпох. Выполненная на рубеже XV и XVI столетий, «Пьета» открывает в творчестве Микеланджело период, отмеченный непоколебимой верой в торжество гуманистических идеалов Ренессанса, цельностью героических образов, классической ясностью монументального художественного языка. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Потребовалось 70 повозок для его погрузки. Разве он не копиист. Джулиано и Лоренцо Медичи представлены в глубоком раздумье помещенные на их саркофагах статуи – «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», символы быстротекущего времени – представляют собой своего рода образную конкретизацию их размышлений.
Вакх представлен скульптором в виде обнаженного юноши с чашей вина в руке. Это изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Статуя предназначена для кругового обзора. Некоторые из главных идей круга Лоренцо Медичи послужили источником вдохновения и терзаний Микеланджело в его дальнейшей жизни, в частности противоречие между христианским благочестием и языческой чувственностью.
Гигантские размеры статуи (ее высота – около 5, 5 м), невиданные еще в ренессансной скульптуре, неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Возрождения, впервые с такой наглядностью выраженным в этом произведении, – образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. Он боготворил Данте и любил Петрарку. Микеланджело добыл мрамор, количество которого изумило весь Рим. Мы не знаем, какой общей идейной программой граничит содержание композиций, расположенных посредине свода до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов. Когда же статую установили окончательно, он раскрыл ее и поистине творение это затмило все известные статуи, новые и древние, будь то греческие или римские и можно сказать, что ни римский Марфорий, ни Тибр или Нил Бельведерские, ни гиганты с Монтекавалло ни в каком отношении сравниться с ней не могут: с такой соразмерностью и красотой, с такой добротностью закончил ее Микеланджело.
Более монументальное произведение – мраморная Пьета (Ватикан, собор св. Одиночество, как у Леонардо, который ведь тоже горел одним желанием. Моисея.
Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, гражданина республики и ее защитника. В 1505 г. Папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим для сооружения себе гробницы. Сложные ракурсы переплетенных, закрученных в клубок тел, крайний динамизм, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокойства, тревоги, смятения, — все это черты, глубоко чуждые Высокому Возрождению, как чужда ему и сама трактовка темы «Страшного суда» (вместо торжества справедливости над злом — катастрофа, крушение мира). По-новому решает Микеланджело тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова).
Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Он идет вглубь него от передней плоскости блока. Все вместе придало группе внутреннее напряжение, необычное для искусства Возрождения. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери.
И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. С 1520 по 1534 г. Микеланджело работает над одним из самых значительных и самых трагических скульптурных произведений — над гробницей Медичи (флорентийская церковь Сан Лоренцо), выражающей все переживания, выпавшие в этот период на долю и самого мастера и его родного города и всей страны в целом. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. Существует история, что работы по выгрузке затянулись до темноты, мрамор на ночь оставили на пристани.
Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона. После длительных переговоров, в Болонье состоялось их примирение.
Первая связана с сотворением мира. Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников) для этого надгробия. Оторвавшись от чтения, она смотрит в сторону, погруженная в свой внутренний мир. Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу. Папа охладел к задуманному памятнику и оскорбительно отнесся к Микеланджело. Подлинно героическое содержание этого образа выделяет его среди других произведений Микеланджело данного периода, отмеченных чертами надлома и заставляет вспомнить создания первых десятилетий XVI в. Искусство Микеланджело последних двух десятилетий его жизни отмечено глубокими противоречиями.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СУБЪЕКТЫ. Вопрос 73. Эта статуя была гораздо сдержанней, спокойней, в ней ощущалась одухотворенная задумчивость продольные складки мантии святого выразительно оттенял тяжелый шарф, наброшенный поперек груди и плеч» (Стоун Ирвинг «Муки радости»). Анна» Леонард да Винчи Параллель очевидна. В остальных частях росписи – в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами – изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.
Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу. Неясно имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными.
Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. Будучи ограничен в своих возможностях чуждой ему стилистикой общего замысла алтаря, еще очень тесно связанного с духом кватроченто, Микеланджело создал четыре статуи, однообразные по типам, далекие от характерной для него самого пластической манеры. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями. Первое из них – статуя Вакха в человеческий рост, предназначенная для кругового обзора.
Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито. И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков — античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени.
«Мадонна Бартоломео Питти» выполнена в виде тондо, вогнутого блюдца, в отличие от нежной и лиричной «Мадонны Таддео Таддеи» заключает образ исполненный величия и монументальности. Однако то. Лестница была закончена лишь к концу жизни Микеланджело, а вестибюль завершен только в 20 в. Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534.
Образ человека здесь наделен безграничной силой демиурга, создающего миры.
Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. К сожалению, папа Юлий оказался непостоянным.
Мертвое тело Христа держит св. В 1519 г. Микеланджело начал работу над четырьмя другими статуями пленников для гробницы Юлия II, оставшимися незаконченными и использованными впоследствии архитектором Буонталенти при украшении грота в садах Боболи во Флоренции (ныне они находятся во Флорентийской академии). Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии.
Сами флорентийцы, по свидетельству Вазари, сознавали гражданственный смысл «Давида», установленного перед Палаццо Веккьо – зданием городского самоуправления – в качестве призыва к мужественной защите города и справедливому управлению им. Возможно, они имели какое-то аллегорическое значение (искусство в плену после смерти Папы. Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку.
«Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. В 1503-1506 гг. Слушал его и Микеланджело. Она не разрушает плоскость свода, а выявляет тектоническую структуру.
На папский престол вступил кардинал делла Ровере под именем папы Юлия II. По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Микеланджело создал ряд обнаженных и одетых фигур в самых разнообразных позах и положениях — одни поспешно вооружаются, другие торопливо плывут, выбираются на берег, причем многие в переполохе не могут найти своего платья или силятся натянуть одежды на мокрое тело. Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной.
Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20).
Образ Давида был традиционен во Флоренции.
Счастливый Микеланджело — в мастерской своего учителя. В 1513—1516 гг. Микеланджело знаменует не только кульминацию эпохи Возрождения, но и ее завершение. Приблизительно в 1530 Микеланджело создал небольшую мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло) и скульптурную группу Победа (Флоренция, палаццо Веккьо) последняя, быть может, предназначалась для надгробия папы Юлия II.
Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики. «Захотелось и его другу Аньоло Дони, флорентинскому гражданину, сильно увлекавшемуся собиранием красивых вещей, как старых, так и новых художников, получить какую-либо работу Микеланджело вот таким образом тот начал писать для него тондо с Богоматерью, которая держит на руках и протягивает, стоя на обоих коленях, младенца принимающему его Иосифу здесь Микеланджело выражает в повороте головы матери Христовой и в глазах ее, устремленных на высшую красу сына, свое чудесное удовлетворение и волнение испытываемое ею, когда она сообщает это святейшему старцу, как это отличнейшим образом видно по его лицу, даже если особенно его не разглядывать.
Крупнейшей же работой этих лет, выдвинувшей молодого скульптора в число первых мастеров Италии, была мраморная группа «Пьета» (1498–1501).
Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными. Из этой копии в увеличенном масштабе Микеланджело сделал картину, расписав ее красками. Но он писал стихи всю жизнь, до самых преклонных лет. Поэзия была для него делом сердца и совести, а не забавой и не ключом в свет.
Там он из нескольких кусков целиком выполнил одну сторону гробницы» Вазари. Однажды на вопрос Микеланджело: «Что будешь делать, если я умру. » — Урбино ответил: «Пойду служить еще кому-нибудь». Мальчик обучался в школе читать и писать по возможности правильно затем тотчас же двенадцати или тринадцати лет, он поступал к живописцу, ювелиру, архитектору, ваятелю обыкновенно мастер–хозяин был всем этим в одном лице и юноша изучал под его руководством не один только вид искусства, а все искусство целиком. созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик». Впоследствии он занимался ею с увлечением.
Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. – Оттуда же, откуда берется все искусство. Слушал его и Микеланджело. Прежние несложные принципы сочетания в надгробиях различных статуй и рельефов сменились у Микеланджело глубокой эмоциональной взаимосвязью образов. Вскоре последовал вызов от Юлия II в Рим.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Рафаэль написал портрет этого воинственного папы. Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе.
Петра. Сравнение «Моисея» с наиболее близким ему по духу «Давидом» дает возможность уловить особенности искусства Микеланджело на новом этапе его творческой эволюции. Донателло и Верроккьо создали бронзовые скульптуры юноши, чудесным образом поразившего великана, голова которого лежит у его ног. Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумаге внешнее впечатление.
Микеланджело Буонарроти (1475—1564) родился в Капрезе, в семье подеста (градоправителя, судьи). Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться. В статуях обоих герцогов Микеланджело отказался от всякого подобия портретного сходства, представив их в качестве идеальных героев. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень.
Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь. Образы луврских «Пленников» – ярчайшее свидетельство того, что Микеланджело, быть может, первым из художников Возрождения осознал трагедию ренессансной Италии. – Ах, это Фавн из моего кабинета. Ученик должен создавать нечто новое исходя из старого. И все же морально-этическая сторона, демократизм проповедей его привлекали.
Папа Юлий II, суровый и упрямый честолюбец, мечтал о создании церковной империи, более могущественной, чем империя цезарей. Ее чувство живое человеческое переживание, воплощенное с такой глубиной и богатством оттенков, что здесь впервые можно говорить о внесении в образ психологического начала.
Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумаге внешнее впечатление. В отличие от своих предшественников Микеланджело изобразил Давида перед совершением подвига. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В античном мире человек — лишь игрушка рока. А у козлов выпадают зубы.
Можно сказать, что именно с этих работ начинается формирование батального жанра. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. В эти годы он сближается с Лоренцо Медичи, смерть которого оставила в нем глубокий след. Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Доменико и Давида Гирландайо. В «Сотворении Солнца и Луны» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
Вся эта история послужила в укор кардиналу св. — Нет. Тема оплакивания Христа была популярна и в готическом искусстве и в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно.
Долгий, почти семидесятипятилетний творческий путь мастера охватил огромный исторический период, полный бурных потрясений. Культура и быт народов России в ХVIII веке (просвещение и наука, архитектура, скульптура, живопись, театр). Вопрос 72. Об этой божественной помощи повествовали пророки, предсказывавшие пришествие Мессии. По утверждению Кондиви, Микеланджело испытывал к проповеднику самое глубокое уважение. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами.
Часто спал одетый, «так как измучившись от работы, не хотел снимать, а потом опять надевать платье». Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Но эпоха Возрождения этим не ограничивается.
Флоренция стала ареной громкого турнира имевшего огромное значение в сфере искусства. м, а число фигур достигает нескольких сотен. Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним.
Герой Ветхого Завета изображен Микеланджело в виде красивого, мускулистого, обнаженного юноши, который с тревогой смотрит вдаль, как будто оценивая своего врага — Голиаф, с которым ему предстоит биться. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. «Некоторые обвиняют его в скупости.
Отходя от традиции. Лоренцо Великолепный попросил Гирландайо отдать двух своих лучших учеников в эту школу. Это тондо — одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений. Этот гигант, один из пророков, воплощенных в мраморе, олицетворяет terribilita, «устрашающую силу».
Взгляд бога обращен на чашу с вином. Таким образом, виски несколько больше выдаются, чем уши, а уши больше, чем щеки. Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия.
Семья вкладывала большую часть его доходов в недвижимость. В том, что он нередко проявлял щедрость, по-видимому, не приходится сомневаться. Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. XV в. рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», как и первые картины Рафаэля, – это уже произведения искусства Высокого Возрождения. Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми.
Его рельеф «Битва кентавров» по внутренней гармонии уже произведение Высокого Возрождения.
Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св. Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти. Начиная с 20-х гг.
1504–1506, Флоренция, Уффици). — Скорее меч. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида исполненная Микеланджело, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Эпоха Возрождения возвеличила человека, вознесла его на необычайно высокий пъедестал, уделяя ему такое в мире, которое и не грезилось ему.
Он стал первым деятелем искусств, чья биография была опубликована еще до его смерти их даже было две. В 1488 году он стал учеником в мастерской художника Гирландайо. Как и «Битва кентавров» «Вакх» тематически непосредственно связывает Микеланджело с античной мифологией, с ее жизнеутверждающими ясными образами.
Три ночи работал Микеланджело. Скульптор выговорил два года, считая от 1 сентября. Это была жизнь, посвященная одной великой цели. Микеланджело подчеркивает выражение усталости и меланхолии в лице Джулиано и тяжкое раздумье, граничащее с отчаянием, — у Лоренцо, считая не обязательным точную передачу черт в лицах моделей.
Составленный мастером проект еще больше превосходил своей смелостью и грандиозностью традиционные гробницы XV в., нежели его «Давид» превосходил кватрочентистские статуи. В 1496 г. молодой художник уезжает в Рим, где создает свои первые принесшие ему славу произведения: «Вакх» и «Пьета».
В. Лазарев. Словом, тут крылась возможность создать нечто захватывающее.
Созданный им в конце 1530-х гг. В 1505 г. по приглашению папы Юлия II Микеланджело едет в Рим. Он не любил пускать свои стихи в свет.
Эта группа демонстрирует близкую связь Микеланджело с искусством таких изысканных маньеристов, как Бронзино и представляет собой первый образец сочетания законченности и незаконченности для создания выразительного образа. В ней воплотились идеи героического порыва и гражданской доблести. При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи абсолютно очевидна – она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах имеющих чисто декоративное назначение, – это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты.
Он сам сооружает пристройку к флорентийской церкви Сан Лоренцо —небольшое, но очень высокое помещение, перекрытое куполом и оформляет две стены сакристии (ее внутреннего помещения) скульптурными надгробиями. Мы знаем, что к концу жизни Микеланджело был богатейшим человеком. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО В РФ.
По сторонам располагаются пристенные гробницы младших Лоренцо и Джулиано. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа). Он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку» Вазари.
Анной». Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. Мастерство и личность Микеланджело выросли настолько, что Доменико давался диву, видя, как он и некоторые вещи делает не так, как полагалось бы юноше ибо ему казалось, что Микеланджело побеждает не только других учеников, а их было у Гирландайо немало, но и нередко не уступает ему в вещах, созданных им, как мастером.
Ряд подобных композиций выполнен Микеланджело в 30–40-х гг. Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио. Петра.
В 1495–1496 гг.
В «Сотворении Адама» пробуждение человека к жизни истолковано Микеланджело как высвобождение дремлющих в нем сил в результате волевого импульса творца. Адам идеально прекрасен в сцене «Сотворение Адама», он еще лишен воли, но прикосновение руки творца, как электрическая искра, пронзает его и зажигает жизнь в этом прекрасном теле. Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно.
От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности. Микеланджело изобразил Христа, распростертым на коленях Марии. – А разве не должен копиист копировать. В небольшом рельефе «Мадонна у лестницы» от кватрочентистской скульптуры еще сохранилась техника низкого, тонко нюансированного в пластическом отношении рельефа.
— желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим. Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации. Одиночество, как у Леонардо, который ведь тоже горел одним желанием. С «Мадоны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи. Даже по сей день потомство мало знает их: они наименее раскрыты и наименее ценимы из всего наследия Микеланджело.
Иона является провозвестником Воскресения и вечной жизни ибо он, подобно Христу, проведшему три дня в гробнице перед вознесением на небо, провел три дня во чреве кита, а затем был возвращен к жизни. Франциск (1496-1497), — статую «Купидон» (1496-1497). «Он был бодр, — пишет Вазари, — и нуждался в недолгом сне, очень часто вставал ночью, страдая бессонницей и брался за резец, сделав себе картонный шлем, в макушку которого вставлялась зажженная свеча».
Семья вскоре перебралась во Флоренцию ее материальное положение было скромным. Но эпоха Возрождения этим не ограничивается. Печальная женщина избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына. Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь». И очевидна общая цель сконцентрировать до максимума силу движения, обуздать энергию, чтобы обратить их в незыблемый монолит.
Ордерная системаВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ШКОЛАВопрос 1. В этом, пожалуй, основное величие переворота, свершившегося в сознании людей в эту пору.
— Лоренцо рассмеялся. Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо. Уже в ранних произведениях виден необычайно яркий талант Микеланджело-скульптора, умеющего чувствовать материал, ведь мрамор по-гречески означает «сияющий камень».
И от дочери Сиона ушло благолепие ее». Намеренно испытывая упорство и силу характера, на его пути Лоренцо Великолепный ставил на его пути немало препятствий. Это была жизнь, посвященная одной великой цели.
В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос.
Скульптор же подходит к форме изнутри и, взяв ее, пропускает всю ее плоть и материальность через свое существо-принцип учения Бертольдо. «Некоторые обвиняют его в скупости. Проект Микеланджело не был осуществлен полностью им подготовлялись для капеллы еще некоторые скульптуры, в число которых, по-видимому, входили так называемый «Аполлон» (или «Давид») и «Скорчившийся мальчик» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили.
Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Там он познакомился с техникой фрески. C. Сотворчество участников театрального процессаАнтичная архитектура. Микеланджело работал над заказом правительства — картоном к фреске «Битва при Кашине».
У Леонардо цель достигается в гармонии, примиряющей все противоречия, гармонией, как бы осуществляемой самой природой. Физическая красота, воплощенная в человеческом теле, является земным проявлением красоты духовной. Шаг сделан. что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства.
Вот, собственно, все, что просочилось наружу. На смену вернувшемуся «средневековью Савонаролы» пришла светская республика. В 1504 г. Микеланджело закончил знаменитую статую, названную флорентийцами «Гигантом» и поставленную ими перед палаццо Веккиа, городской ратушей. Там в горах он прожил семь месяцев без каких-либо других денег или пособий и в каменоломнях, вдохновляемый этой массой камня, он замышлял создать много больших статуй, дабы оставить о себе память, как это раньше делали древние.
Во время военного похода воинственного Юлия никто не дерзал ему перечить. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34.
С надеждой устремился скульптор туда. Мастер показал зрелое и уверенное владение средствами живописи. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери.
Помимо новых качеств образно-композиционного мышления луврские «Пленники» дают пример нового чувства пластической формы, необычайно живой, ощутимой и в то же время одушевленной передачи человеческого тела. В 1496-1501 гг. Черты лица святого напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета (позднее художники нарисовали драпировки на обнаженных фигурах из Страшного суда). Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Рассказывают, что незадолго до его рождения, мать упала с лошади. В основном это скульптурные композиции и рисунки (в графике Микеланджело был таким же величайшим мастером, как Леонардо и Рафаэль) на тему «Оплакивание» и «Распятие».
— Он и должен быть старым. Он считает, что немыслимо разрабатывать композицию скульптуры, не зная того мрамора, который составит ее плоть. Апостола Матфея, вырубленная для Флорентийского собора (1503-1506), — мраморная статуя Мадонны с Младенцем «Мадонна Брюгге» (1504), — два рельефных тондо изображающие также Богородицу — «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти» (1504-1506, Лондон и Флоренция), в которых различная степень законченности используется для создания выразительности образа, — картина «Св. Каждая из них – пример таинственного участия Бога в спасении своего избранного народа. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
И если «Битва кентавров» по характеру исполнения ближе рельефам древнеримских саркофагов, то в постановке фигуры «Вакха» использован принцип, найденный древнегреческими ваятелями, в частности Лисиппом, которого интересовала проблема передачи неустойчивого движения. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым.
Мы погибли. Георгия за двести дукатов. Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника. Он весь сосредоточенность и ожидание. Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу.
Еще Папа Климент VII незадолго до своей смерти, воспользовавшись одним из приездов Микеланджело в Рим, предлагал ему расписать алтарную стену Сикстинской капеллы изображением «Страшного суда». Молодое идеально прекрасное лицо мадонны скорбно, но очень сдержанно. Общий замысел сикстинского плафона для нас в некоторых отношениях остается неясным.
Давид изображен перед битвой с Голиафом. Павел III тотчас после своего избрания стал настойчиво требовать от Микеланджело исполнения этого замысла и в 1534 г., прервав работу над гробницей, которую он завершил только в 1545 г., Микеланджело уезжает в Рим, где приступает ко второй работе в Сикстинской капелле — к росписи «Страшный суд» (1535—1541)—грандиозному творению, выразившему трагедию человеческого рода. В противовес его скульптурным и графическим работам в главных архитектурных созданиях Микеланджело – соборе св. Микеланджело спасло лишь то, что тщеславие папы победило его мстительность: Климент VII Медичи хотел обессмертить свой род в произведениях великого мастера. На саркофагах находятся лежащие фигуры, символизирующие День, Ночь, Утро и Вечер. Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения.
Измученный и больной Микеланджело вернулся четвертый раз во Флоренцию. Петра). Образ ее связан с традицией древнеримского искусства. Микеланджело поспешил в город, который почитал как свою родину.
Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35.
Уффици) (1503-1505). В начале молитвы Св. С 1513 по 1516 Микеланджело работал над статуями, предназначенными для гробницы Юлия II: фигурами двух рабов (Лувр) и статуей Моисея (Сан Пьетро ин Винколи, Рим).
В первой он смог поразительно тонко передать состояние легкого опьянения, неустойчивого равновесия. Единственному сопернику да Винчи — Микеланджело не было в это время и 26 лет. Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков.
Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Лоренцо Великолепный попросил Гирландайо отдать двух своих лучших учеников в эту школу. Петра в Риме. Некоторые критики находят тондо «Мадонна Дони» слижком резкой по цвету.
На второй, более высокой платформе, два ангела, один улыбающийся (счастливый присоединить душу папы к числу избранных), другой плачущий (удрученный потерей, понесенной миром), несут гроб с изображением сидящего на нем папы. Они ошибаются. Сюжетные мотивы, положенные в основу этих образов, остаются для нас неясными установившиеся за статуями названия – «Пробуждающийся раб», «Атлант» – носят чисто условный характер.
Здесь же Микеланджело исполнил три небольшие статуи для гробницы Св. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Но как и в «Битве кентавров», Микеланджело дал здесь свое претворение темы.
Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур. Вскоре Микеланджело начал работать над скульптурами для коллекции Медичи и привлек внимание Лоренцо Великолепного. Однако папа оставался непреклонным.
Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Ромен Роллан. «Какую книгу.
Для оплаты транспортировки первой части мрамора Микеланждело пришлось занимать деньги. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы имитирующие свод они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия.
Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело. Сохранился только один вполне достоверный образец станковой живописи Микеланджело: знаменитое тондо (круглая картина) «Мадонна Дони» (ок. Все полно ужаса, отчаяния, гнева, смятения. Его терзал страх провала, он никогда не был удовлетворен своей работой.
В 1506 Микеланджело начал работу над статуей Евангелиста Матфея (Флоренция, Академия), которая должна была быть первой из серии 12 апостолов для собора во Флоренции. В 1506 возник еще один проект – фрески потолка Сикстинской капеллы. Одновременно с работой над статуей Давида Микеланджело получил возможность доказать свой талант живописца — еще до установки «Давида» гонфалоньер республики Пьеро Содерини поручил Микеланджело и Леонардо да Винчи две огромные фрески зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангиари и при Кашине.
Он отдал им дань в своем «Вакхе» – произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью. Он зарабатывал в 50 раз больше обычного рабочего. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор.
Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом.
После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Микеланджело приписывал такое решение «завистливым козням» Браманте и Рафаэля и свои отношения с папой считал расторгнутыми навсегда. Единство исходных факторов творческого метода Микеланджело оборачивается редким многообразием конечных художественных результатов, которым свойственно необыкновенно органичная изначальная внутренняя взаимосвязь, которая в микеланджеловских художественных ансамблях в Сикстинской капелле, в Капелле Медичи спаивает элементы архитектуры и живописи (либо архитектуры и скульптуры) в такую форму синтетической целостности, которая не была достигнута ни одним другим ренессансным мастером. Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его размышлений».
Обычно живописное тондо «Святое семейство» связывают по теме и по времени исполнения с рельефными тондо Микеланджело «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти». Дело в том, что в его натуре, воспитанной учением и искусством, было заключено все то, что ведомо и доступно творческой благодарности, которая в Микеланджело каждодневно приносила плоды все более божественные, что явно и стало обнаруживаться в копии, сделанной им с одного гравированного листа немца Мартина и принесшей ему широчайшую известность, а именно: когда попала в то время во Флоренцию одна из историй названного Мартина, гравированная на меди, на которой черти истязают св. Его правление вызывает нарастающее недовольство широких ремесленных кругов.
Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе.
У Микеланджело — сконцентрированная сила, все — борьба, в которой, под резцом ли его или под его кистью рождаются люди более прекрасные, более могущественны, более дерзновенные — люди-герои. Современники Микеланджело уверяли даже, что он уже тогда поправлял рисунки учителя, когда получал их для копирования и что Гирландайо должен был признать его превосходство в знании рисунка. Спустя несколько дней вода спала, мрамор, покрытый песком и илом, перевезли на площадь Св. Ему приходилось заботиться о престарелом отце и непутевых братьях.
Для этого Микеланджело получил помещение в больнице красильщиков при Сант Онофрио и принялся там за огромнейший картон, потребовав, однако, чтобы никто его не видел. Современники же почти не знали их совсем. Ведь еще ничего не произошло.
В исполненном несколько лет спустя после луврских «Пленников» «Моисее» Микеланджело возвращается к образу человека несокрушимой мощи. Под живописным карнизом Микеланджело написал пророков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами. Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах, мускулистый.
В центральная фигура композиции – Мария, сидящая на камне – выполнена наиболее выпуклой. – Я этого не видал. Хотя картина «Мадонна Дони» — это не совсем тондо, в высоту оно чуть больше, чем в ширину. — несохранившаяся бронзовая статуя Давида. Первоначальный проект (1505) предполагал свободно построенное сооружение, символически разбитое на этажи, расшифрованные Панофским: на нижнем этаже проходит последовательность фигур победы (символизирующая человеческую душу в состоянии свободы) и скованных рабов (представляющих душу – «узницу материи»). Порой у него уходило несколько месяцев на то, чтобы разыскать нужную глыбу, такую, каждый кристалл которой сиял и лучился.
Три фигуры расположены на фоне грубо обработанного мрамора, еще более крупнозернистом, чем у «Мадонны Питти», будто Микеланджело стремился передать ощущение пустыни. Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Павла.
«Пьета» и «Распятия» – таковы наиболее характерные темы в поздней скульптуре и графике Микеланджело. Иоанн» — не сохранились. И все же морально-этическая сторона, демократизм проповедей его привлекали.
Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря. По настоянию инквизиции, посчитавшей непристойным такое количество обнаженных тел во фреске «Страшный суд», ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры. Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен.
Вместо скромного по размерам приставленного к стене надгробия Микеланджело задумал гробницу Юлия II в виде величественного мавзолея, который со всех сторон должен был быть украшен мраморными статуями (общим числом около сорока) и бронзовыми рельефами. В клубке тел, сплетенных в смертельной схватке, мы находим первое у Микеланджело, но уже удивительно широкое воплощение главной темы его творчества темы борьбы, понятой в качестве одного из извечных проявлений бытия.
Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Там в горах он прожил семь месяцев без каких-либо других денег или пособий и в каменоломнях, вдохновляемый этой массой камня, он замышлял создать много больших статуй, дабы оставить о себе память, как это раньше делали древние. Магдалины). Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, рука сжимает пращу.
Это грандиозное творение включает в себя сцены библейской книги Бытия, композиции фигур сивилл и пророков изображения Христа и его предков. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне из которого являются фигуры.
— На нас напали пизанцы. Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба.