Благодаря этому «Мадонна Конестабиле» осталась единственным полотном Рафаэля в российских собраниях. Одним из примеров является «Мадонна Грандука». Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого).
По контракту Рафаэлю помогал его старший коллега Эванджелиста Пьян ди Мелето. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа.
Ее даже трудно себе представить более значительного размера. Речь идёт о первой достоверно документированной работе Рафаэля – алтарном образе «коронование блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказанным Андреа Барончи для капеллы в церкви сан-Агостино маленького городка Читта-ди-Кастелло недалеко от Перуджи. Ныне картина изображает Мадонну за чтением книги — вероятно, Священного Писания. Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность.
На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца. Во время эрмитажных распродаж советского времени картину вместе с «Мадонной Альба» вывезли в Европу, однако, несмотря на скромность запрошенной цены, покупателя на «сомнительную» работу найти так и не смогли. Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»).
Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Это образ весенней пробуждающейся природы. Описание «Мадонна Конестабиле» (итал. «Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца.
И в результате они оба смотрят в книгу. По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа.
В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. В 1871 году картина перекочевала в Россию в царскую семью. Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту.
Этой задумчивостью пропитана вся работа. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Традиционно считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию (художник, скорее всего, оставил её незавершённой в связи с переездом). Рафаэль писал эту картину, будучи еще подростком. Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне», созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня).
Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости. Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. Семнадцатилетний Рафаэль был вполне сложившимся художником, что подтверждает контракт 1500 года, где Рафаэль впервые подписался как «магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино».
Однако при этом было сделано открытие. Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте. Их действия объединены вниманием к книге. В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония. Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой. Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. Эрмитажная картина не отличается также той построенностью композиции, которая заставила многие поколения художников изучать произведения Рафаэля как недостижимые примеры.
Мадонна с книгой получила название "Мадонна Конестабиле". Картина задумана специально для небольшого формата. (4) Книга. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. В то время ему не было еще и семнадцати лет. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы. Малыш находится в игривом настроении. Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн». Она смотрит прямо на зрителя.
Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Их лица нежны и задумчивы. Царь подарил его своей супруге, Марии Александровне. Сама процедура перевода описана В. В. Стасовым в очерке «Художественная хирургия». Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
«Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Гармоничным дополнением ее облика является пейзаж.
Все лица на картине источают умиротворение и полны покоя. В 1871 году российский император Александр II приобрел «Мадонну Конестабиле» у владельца, нуждавшегося в деньгах, для жены Марии Александровны, которой она очень нравилась. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. Они-то, эти немые свидетели, рассказывают иногда значительно больше, правдивее и точнее, чем иные толстенные монографии и романы. Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр.
Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). Природа играет роль аккомпанемента образу мадонны, которая изображена совсем молоденькой девушкой. И в природе царит весна.
Ею служила та же доска, на которой была написана «Мадонна Конестабиле». Тем бесценнее встречи с картинами художника. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий».
Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля.
Лицо ее задумчиво. Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». (9) Рама. Ее фигура поставлена строго в центре.
От картины веет поэзией и чувственностью. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после.
«Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж, зал 229) исполнена Рафаэлем – творцом одного из выдающихся созданий человеческого гения «Сикстинской мадонны» (Дрезден, Картинная галерея) – еще в начале творческого пути. Рафаэль выполнил миниатюру на дереве. Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. VI). Он означал жертву Христа, его пролитую кровь.
Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции. Картина, в старину именовавшаяся «Мадонной с книгой» (Madonna del Libro), происходит из семьи графа Конестабиле из Перуджи, у которого она была приобретена Александром II в 1871 году. Характер изображения можно назвать скорее лирическим, чем драматическим.
Прекрасные ангелы порхают вокруг распятия и собирают в чаши Кровь Спасителя. «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. Одним из основных штрихов в этой картине является живое выражение лица Мадонны.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Это небольшая по размерам работа, всего площадь овала 17 на 18 сантиметров. Голова расположена под тем же углом наклона, что и ребенок, которого она держит. Когда Рафаэль писал "Мадонну Конестабиле", ему было около семнадцати лет. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом. Но мадонна увлечена чтением, что заинтересовывает и его. Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев.
Округлые формы покрытой головы и линии плеч продолжают мягкие и плавные линии картины. Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. В дальнейшем, однако, художник написал (поверх плода) книгу.
Важно отметить, что рамка для картины тоже принадлежит руке художника. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Главная героиня расположена в самом центре картины. Мадонна очень естественно смотрится в этой форме.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино.
Художники Возрождения часто обращались к форме тондо, так как она воплощала цельность и завершённость мира, который они изображали. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. Скромное исполнение работы похоже на литературную иллюстрацию. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. У ангела слева одно крыло.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. В произведении преобладают плавные, округлые линии, усиливающие ощущение гармонии. Рафаэль Санти (1483–1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. С тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Когда картину освободили от деревянной основы, то проступила первоначальная версия, на которой Мария и младенец держали не книгу, а плод граната — символ страстей Христовых.
Картина написана в теплых золотистых тонах. Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой». Св. Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229).
«Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей. Молитвенник же — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства. Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок.
Но только Рафаэль смог использовать тондо с большим мастерством и свободой. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. «Мадонна Конестабиле» — одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). Но справедливости ради нужно отметить, что в «Мадонне Конестабиле» уже отчётливо просматриваются черты живописного стиля Рафаэля: изящество и плавность линий, ритмичность и гармоничность образов.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг). Эта картина наполнена спокойствием и тишиной. Публицист Владимир Стасов в статье «Художественная хирургия» в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 27 ноября 1871 года рассказывал, как картину вырезали оттуда для последующего переноса с дерева на холст: «Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Таким образом, молитвенник Марии имеет то же значение, что и гранат: предчувствие Голгофы и символ жертвы Христа.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Однако этот процесс приносил и свои открытия. Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель. И с тех пор хранится в Эрмитаже, переведенная на холст.
Именно этот прием позволил гармонично сочетать образы матери и ребенка на одном полотне. Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает.