Картина Караваджо Вакх: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды». Художник прожил недолгую (всего 39 лет), но очень яркую и динамичную жизнь, оставив богатейшее художественное наследие. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. Папским постановлением художник был осужден. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой. Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки.
Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве.
И всё же наиболее близка к истине другая версия. Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани.
Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Это один из самых высокочтимых итальянских святых.
Следует заметить, что одной из бесспорных заслуг папы Климента VIII была чётко налаженная почтово-курьерская служба. Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей.
Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей. Попивая вино и закусывая пахучим овечьим сыром, он любовался закатом. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову. После недельного плавания 12 июля 1607 года Караваджо высадился на Мальте.
В братство иоаннитов входили отпрыски самых состоятельных дворянских родов Европы. Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов. С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо. После разбора всех обстоятельств нарушения устава специальным постановлением от 1 декабря 1608 года Караваджо был с позором изгнан из Мальтийского ордена как «извращённый и позорящий братство» рыцарь.
Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами43.
Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты. На первый взгляд может показаться невероятным, что, подписав в середине ноября 1606 года выгодный контракт за четыреста семьдесят дукатов на написание большого алтарного образа, он уже 7 января наступившего нового года завершил работу над одним из лучших и сложнейшим по композиции монументальным полотном «Семь дел Милосердия» (390x260). На половину к брату, работавшему над трактатом по механике, который так и не был им опубликован, заходили посоветоваться профессора из расположенного по соседству университета Сапиенца. Её гордостью являлся «Урбинский кодекс 1270» Леонардо да Винчи с воззрениями мастера о перспективе и световоздушной среде. Пылкий неаполитанец стал очевидцем неслыханного успеха, вызванного «Распятием апостола Андрея». «Усекновение» – это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет.
Иисус называл его величайшим из пророков. «Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Плита прямо отсылает к Христу как краеугольному камню, объединяющему Ветхий и Новый заветы, камню, на котором основана Церковь, понимаемая как «тело Христово» и символически представленная здесь телом Спасителя.
После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Перед ним лежат ноты мадригала, начинающегося словами: «Ты знаешь, что я люблю тебя». Но эта блистательная работа недолго украшала фамильную часовню Колонна. Однажды, весной 1598 года, с Караваджо произошёл курьёзный случай.
На первом плане снова жестоко отрубленная голова. Узнав, что об этом не может быть и речи, жена друга с радостью согласилась. Яхета де Берхема. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ).
По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). К сожалению, не сохранились даже редкие его письма.
Возможно, при первом же взгляде на картину своего протеже он с удивлением обнаружил в лютнисте изображение девушки, которое никак не сочеталось с полюбившимися ему «Музицирующими мальчиками». Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Родился 28 сентября 1573 года.
Но прекрасный город на берегу Тирренского моря по-прежнему оставался для художника чужим. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов").
Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала. У Караваджо изображено откровенное насилие. Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной. Вскоре ответ на вопрос был получен. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что ее угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней). Это первый созданный Караваджо пейзажный ноктюрн.
Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток. История созданияКартина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже.
Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119). Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. Вспомнив свои картины на тему мученичества святых апостолов в римских церквях Сан-Луиджи деи Франчези и Санта-Мария дель Пополо, он вынужден был вновь обратиться к книге Иакова Ворагинского «Золотая легенда», рассказывающей о последних днях жизни апостола Андрея, когда, будучи осуждённым на медленную смерть на кресте, он продолжал проповедовать Христово учение собравшимся толпам людей. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса.
Таким и появился на свет «Нарцисс» (112x92). Примером такого стиля являются картины живописи Успение Марии, Призвание апостола Матфея. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта.
Острое чутьё охотника и коллекционера его не подвело и он стал обладателем двух картин — «Моление о чаше» и «Христос у колонны». А что говорить о причёсанных волосах, стянутых на затылке бантом пёстрой лентой. С ней было связано немало и счастливых минут и свалившихся на него бед. Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук. Он побывал во Флоренции, Генуе, останавливался в Неаполе и наконец попал на остров Мальту, где для собора города Ла Валетта написал огромную картину «Усекновение головы Иоанна Крестителя», вложив в нее «всю мощь своей кисти», как писал его биограф. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas.
Чтобы провинившийся художник полнее осознал свою вину, его поместили не в обычную тюрьму, так достоверно изображённую им на картине в зале Оратории, а в предназначенную для смертников «гуву», на чём настояли оскорблённые им «благородные рыцари». Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Группа фигур, образует своего рода скульптурную композицию, а зритель оказывается участником сцены благодаря углу зрения (снизу, от камня) и взгляду Никодима, в образе которого исследователи видят портрет заказчика, Пьетро Виттриче.
Идея увлекла Караваджо. Поводом послужило подозрительное обстоятельство. Зрители воспринимали не только монументальность композиции, звучность локальных тонов или патетические жесты участников сцены. Предполагают, что голова Олоферна – автопортрет.
«Вот Агнец Божий»). Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб». Богемная жизнь влекла их обоих. Мощный круп лошади занимает всю верхнюю часть картины.
Они были ровесниками имевшими за плечами бурно проведённые годы молодости. Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126, 5), внеся в неё некоторые изменения. «Экстаз Магдалины» копировали многие неаполитанские художники.
Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино. В такие минуты он не расставался с потрёпанным молитвенником в кожаном переплёте, подаренным покойной матерью. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Кажется, ничто здесь не говорит о том, что перед нами будущий пророк.
Позднее художник не раз вернётся к этой теме. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики.
Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки». Его обнажённое колено почти упирается в раму картины. Микеланджело обвиняли в убийстве. Один из таких курьеров по имени Мартинелли был общим знакомым Лонги и Караваджо, через которого друзья узнавали последние новости из Милана. Ему льстило появляться с ней в известных местах сборища художников, поэтов и музыкантов.
Однако визитной карточкой Караваджо этот прием стал лишь к концу 1590-х годов. Считается парной к «Концерту» («Музицирующие мальчики») Караваджо (Метрополитен, Нью-Йорк).
К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других.
Кроме того, была ещё одна причина, сподвигнувшая его на написание картины. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов. Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха». Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером.
В нём содержатся первое теоретическое обоснование и эскиз телескопа задолго до Кеплера, описывается также принцип действия кинескопа.
То это был полуспрятанный за колонной человек в черном плаще («Убиение св. Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать. Иеронима» (1606) – пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни.
Он явно не хочет, чтобы ягнёнок объел эти цветы. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Полное, чувственное лицо Вакха увенчано шапкой густых черных волос, украшенных листьями. Свет в картинах Караваджо становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает черты свободной импровизационности.
Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Так само собой получилось, что вскоре ему пришлось приступить к написанию картины «Музицирующие мальчики» (92x118, 5). Она вполне оправдывала своё редкое имя гордой дочери фракийского царя Сифона. Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения. У него грубая ряса, дыра на плече. Понравившийся графу «Давид» был припасён им для других целей картина писалась в Дзагароло в тяжёлом расположении духа, когда мысль о неминуемом возмездии не покидала его ни на минуту.
Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка. Его, говоря о творческом становлении художника, обычно даже не принимают в расчет (тем более что сам Петерцано в основном занимался фресками, а Караваджо писал исключительно маслом). Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея». Караваджо запечатлел момент, когда преподобный забылся в религиозном экстазе, лёжа на земле под могучим развесистым буком.
Засидевшись допоздна на вилле, он возвращался пешком домой и по пути был задержан полицией. Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас). Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо.
Расписанный им свод алхимической лаборатории пронизан той неукротимой яростной энергией, которая способна вызвать гневные раскаты грома, предвестника приближающейся грозы. В силу своих заслуг Караваджо не нужно было проходить обязательный годичный испытательный срок так называемой «караванной» службы, которую все новички несли на военных галерах или посещать занятия по углублённому изучению основ католицизма. Точной причины драки так никто и не узнал. Любопытно другое.
Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом. Первоначальной резиденцией ордена был иерусалимский госпиталь святого Иоанна (отсюда и название), а сам Иоанн Креститель почитался как его небесный покровитель.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески). Когда художник сдёрнул покрывало с мольберта, присутствующие ахнули от восхищения. Как знать. Как выяснилось позже, непогода не позволила королю отправиться в плавание, чему был особенно рад трусоватый Хуан Альфонсо. Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года.
Каждый думает только о себе. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики.
По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света. Судьба Караваджо была поистине непростой. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал.
На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Образ «Св. Не отступая от традиций изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. Как человека, его волновало предстояние перед вечностью. Затянувшиеся «смотрины» завершились осенью 1594 года — Караваджо отдал предпочтение кардиналу Франческо Мария Борбоне дель Монте (1549—1627).
Маэстро Галилей, едва ему представили художника, принялся с жаром доказывать, что в отличие от живописца имеющего дело с бездушными красками и кистями, музыкант порождает живые звуки и в них передаёт свои чувства слушателям. Кроме того, художнику был выделен небольшой дом с садом для жилья и работы. Видимо, вспомнив возмущение заказчиков картины «Мадонна со змеёй», вызванное откровенным показом мужской плоти, на сей раз он оставил эту часть тела в полутени. В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо – «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка.
Но одного из них, подобострастно пожиравшего глазами своего хозяина, он решил всё же изобразить на другой заказанной испанцем картине, пронизанной весенним настроением — «Юноша с веткой цветущего миндаля». А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы. Караваджо – автор исключительных по драматической силе религиозных композиций ("Положение во гроб", ок.
Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Яхета де Берхема. Но поиски оказались тщетны.
Тогда он решил повременить и осмотреться. Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году. Времена и вкусы меняются. Иоанн, согласно словам самого Христа, «был светильник, горящий и светящий а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Евангелие от Иоанна, 5, 35). После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Сколько незабываемых часов было проведено на научной половине дворца Мадама у добряка Гвидобальдо, к которому часто наведывались Галилей, Кампанелла, Делла Порта и другие великие умы, ставшие вместе с ботаником Федерико Чези основателями выдающегося научного содружества — академии Линчеи (Рыси), которая объединила под своей эгидой многих единомышленников учёных и пытливых испытателей, поистине обладавших острым умом и зрением рыси.
То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где абсолютно точно художник написал самого себя (1606). Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. Но Караваджо всегда был склонен к авантюрам и всякие запреты только распаляли его. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства.
К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Но полуобнаженную натуру часто рисовали художники в те времена и когда хотели выгодно продать картины с изображением юношей, образ дополняли посохом скитальца и шкурами овнов. Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Франциск» (Национальная Галерея в Палаццо Барберини, Рим) «Положение во гроб» (Музеи Ватикана, Ватикан) «Поклонение пастухов» (Региональный музей Мессины, Мессина, Сицилия) «Бичевание Христа» (Музей Каподимонте, Неаполь) «Спящий амур» (Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция) «Мученичество св.
Из Рима и Флоренции были срочно вызваны врачи, а напуганный вице-король заказал молебен. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Его произведения украсили знаменитые в то время коллекции. Картина называлась «Смерть Марии».
Итальянский художник. Пару раз по просьбе Гвидобальдо художник посетил Кампанеллу в монастыре Санта-Сабина, где монаху было определено местожительство, которое разрешалось покидать лишь с согласия настоятеля. Но написанная Каваллини в здешнем храме фреска «Распятие апостола Андрея» не произвела на него особого впечатления.
Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». На следующий день Караваджо побывал на заутрене в соборе Сан-Джорджо Маджоре, где осталось в одиночестве его «Бичевание Христа», перед которым было запалено множество свечей, что не могло его не порадовать. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Таким юноши его ни разу ещё не видели.
Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной. Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом. Положившись на память, которая начала его подводить, кардинал записал: «Обретшая славу корзина с правдоподобно изображёнными цветами (sic. ) написана Микеланджело да Караваджо, который имел широкую известность в Риме»48. Сведения, получаемые из Милана, будоражили Рим. Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. Что же мог такого натворить Марио, если им интересуется инквизиция.
Красавица Юдифь и Олоферн пируют. Через несколько лет другой автор, говоря о «Воскресении», отметил: «Фигура выходящего из гробницы Христа со спящими вокруг солдатами написана так правдиво, что готова вот-вот выйти за пределы полотна, в чём некоторые знатоки узрели отсутствие величия и торжественности происходящего» Появившийся в Неаполе французский художник Шарль Кошен-младший в своей книге «Поездка по Италии» (1758) описывает свое впечатление от «Семи дел Милосердия» и «Бичевания Христа», но особенно выделяет «Воскресение»: «Это совершенно необычная картина и на ней Христос не парит в воздухе, а проходит мимо своих стражей, что принижает впечатление и делает его похожим на заключённого, совершающего побег от охраняющих стражников. Филиппо I Колонна. Теперь творец и его любимый герой сравнялись ролями и обоих ждала печальная участь. Как выяснилось позднее, выбор оказался более чем удачным.
Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства. Свет вырывает персонажи из неясного мрака, выявляет их черты и чувства: состарившуюся мать Христа, обращенную грешницу Марию Магдалину, Марию Клеопову, «любимого ученика» Иоанна и Никодима. По такому случаю дворцовым портным для него был пошит строгий камзол. 1605-1606 гг. ).
Однажды, в 1606 году, он стал участником драки. После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни.
Картина была задумана так, чтобы взывать к зрителю в расчете на его ответную реакцию. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Неужели сбывается предсказание римской цыганки и ему надо опасаться недобрых людей.
Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки». История такова. Великий художник Караваджо обладал очень вспыльчивым характером, неоднократно привлекался к ответственности за противоправные действия, заключающиеся в оскорблениях, угрозах.
События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Продолжателей такой манеры живописи называют «караваджистами».
Сюжет основывается на евангельском тексте.
За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана).
Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Записано верно с моих слов»47. Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение. Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза. Не замечая его присутствия, собеседники вели неспешный разговор.
В Дублине в 1990 году монастырь Св. Здесь же находилось «Снятие с креста» неаполитанца Колантонио, работавшего во второй половине XV века и считавшегося учителем Антонелло да Мессины. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Он всегда выступал смело против устоявшихся законов художественных школ и был настоящим новатором своего времени. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
Но кавалер Чезари дrsquoАрпино поднял его на смех, заявив, что может нарисовать сотню таких «семейных реликвий» — нужна специальная грамота с геральдической печатью. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Войско отступает и народ спасен. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле.
Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Однажды с ним уже было так, когда он, объявившись в Риме без гроша в кармане, вынужден был малевать по две-три «картинки» в день для перекупщика Лоренцо или хозяина харчевни, который из милости подкармливал голодного художника. Франциск Ассизский. Согласие папы на возведение в рыцарский сан испрашивалось одновременно для отпрыска правящего лотарингского семейства и для «замечательного мастера и верного христианина, который случайно в уличной драке совершил убийство, в чём глубоко раскаивается». Все детали, даже второстепенные, прорисовывались крайне тщательно, что создавало эффект реальности, «осязаемости».
Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать. Наградой ему служит божественное откровение. Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин. Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus.
Полотно Джампетрино меньше всего напоминает изображение раскаявшейся грешницы. Подвешенный на верёвках за руки к кресту апостол Андрей написан в полный рост. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Во дворе форта была высечена в скальном грунте «гува» — конусообразная пещера четырёхметровой глубины, открытая солнцу и дождям.
Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты. Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры.
Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Слева из-под белого покрывала, выглядывает грязная полосатая подушка, символизирующая нечистые помыслы юноши.
Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. Однажды, когда обеспокоенный долгим отсутствием монаха Караваджо наведался в Санта-Сабина, чтобы, как и прежде, передать от Гвидобальдо небольшую сумму денег на карманные расходы и заодно справиться о его здоровье, ему сообщили, что монаха вновь увезли на дознание в тюрьму замка Сант-Анджело. Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.
Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Работы М. Караваджо утверждают бытовой жанр, они рассказывают о простых людях, но выполнены в «высокой манере» значительно и монументально. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону.
Он многое сделал для Караваджо с одной лишь целью — любым способом удержать его при себе. До сих пор не выяснено, кто являлся заказчиком великолепного полотна да и был ли таковой. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. Примеры тому – картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя».
Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти. Караваджо стал знаменит, возбуждая о себе множество толков. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине.
Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг»32. Учёный муж внимательно выслушал его рассуждения о будущей росписи плафона и горячо поддержал желание художника проверить знания законов перспективы в небесных сферах.
На одной из них – «Иоанн Креститель» – мы видим юношу играющего с маленьким ягнёнком. Через него перевита серебристая лента с надписью «Ecce Agnus Dei» (лат. Но Караваджо меньше всего интересовал мифологический герой, которого он облачил в современные одежды по тогдашней моде, в какие любил рядиться его подмастерье Марио. Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала.
Она застыла между двумя реальностями. Магистр был в восторге от папского подарка и тут же примерил блестящий шлем. Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочьАртемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652). Эта первая работа, написанная для дель Монте в его дворце.
Его выбор пал на почитаемый в Риме образ святой Екатерины. Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. Перед нами мрачная комната.
Считается, что это один из миланских друзей Караваджо, навестивший его в Риме. У картины имеется второе, неверное название «Концерт», но как такового его здесь нет, поскольку инструменты молчат. «Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души. Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Он начинал терять голову и пускаться во все тяжкие. Будучи поклонником пения a capella, содержал собственный хор мальчиков и небольшой оркестр.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. Действующие лица находятся на переднем плане и их фигуры образуют некую композиционную пирамиду. Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома.
В зале не было магистра Виньякура, сказавшегося больным. Но такая любовь не принесла Нарциссу удовлетворения и единственным утешением для несчастного юноши стало его превращение после смерти в нежный благоуханный цветок, названный его именем. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок.
Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Картина, однако, пострадала от последующих реставраций и значительно потемнела. Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, вот таким образом он держит в руках череп. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея». Он задумчиво смотрит на зрителя отстранённым взглядом, потеряв всякую надежду, что кто-то откликнется на его призыв.
«Экстаз св. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности.
И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Тень покрывает малозначительные элементы полотна.
Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Матфея»), то черты живописца угадывались в грубом искаженном смертью лице Голиафа («Давид с головой Голиафа»). Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. Кое-кто из искусствоведов считает, что фигура дописана намного позднее.
Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Ослепительный свет пролился с неба и раздался голос, вопрошавший: «Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня. » Хотя в самой Библии не указывается, каким образом путешествовал Савл, традиция предписывала изображать его упавшим при виде божественного явления со своей лошади., где работал около пяти лет. Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства.
Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Вскоре он завершил работу.
Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Искусствовед Лонги считал это произведение одним из самых впечатляющих у Караваджо по выраженным чувствам, в котором «жестокость и беспомощность, зверство и постоянный страх перед Богом находятся друг с другом в постоянном противоречии» Поработав с толком в мастерской, Караваджо любил во второй половине дня, минуя центральные улицы с праздношатающейся толпой и фланирующими девицами, бросающими томные взгляды на перспективных клиентов, подняться на холм Вомеро и посидеть в саду при обители Сан-Мартино, над которой возвышалась громада тюремного замка Сант-Эльмо. В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову.
В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Он видел красоту там, где ее по всем канонам не могло быть. Тогда его обвинили в убийстве. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами.
Случилось то, о чём поведал средневековый автор «Золотой легенды» — апостол Андрей, выразительно запечатлённый Караваджо, продолжал нести слово Божие народу. Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. За это на Караваджо устраивали настоящие гонения.
Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. Знаменитый цикл работ для церкви Сан-Луиджи деи Франчези изображающих эпизоды жизни святого Матфея, художник создал в последнее десятилетие XVI века. Становятся понятны те особые чувства, которые Положение во гроб вызывало у художников XIX века, поскольку оно соединяет в себе вневременную классичность построения (Сезанн) с исключительной драматической силой (Жерико)». Об этом старается напомнить художник своему зрителю.
Нужны были солидные рекомендации и крупные денежные или иные вклады. Выйдя из полутьмы на улицу, Караваджо зажмурился от яркого света. Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание.
Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. Свидерская). Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал. Например, вести из Неаполя или Флоренции доставлялись в Рим особо прыткими курьерами в течение суток, хотя обычно на дорогу требовалось два полных дня. Переходя из рук в руки, «Давид с головой Голиафа» не принёс счастья и своему последнему владельцу — им оказался английский король Карл I, который вскоре был обезглавлен. Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли.
Кардинал слыл полиглотом и меломаном. Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. Эротический подтекст этого произведения очевиден.
Общеизвестно, что аристократическое семейство Колонна постоянно оказывало покровительство великому мастеру, но, как это ни странно, оно не проявляло особого интереса к его работам и лишь картина «Экстаз Магдалины» долгое время удерживалась в собственности клана Колонна-Карафа, пока оригинал не был утерян. Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. СюжетНа всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Есть также версия, что «Юноша с лютней»— портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу.
Поскольку нет достоверных данных, любая версия может быть сочтена истинной. «Больной Вакх» – это произведение, которое появилось не случайно. Греческий бог вина и веселья сидит в том самом наряде, в котором художник изобразит его пару лет спустя на картине, о которой мы рассказывали выше, находящейся ныне в галерее Уффици: белая накидка схвачена темным поясом, завязанным бантом. Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску. Урсулы» (Коллекция Банка Интеза Санпаоло, Неаполь). Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605).
В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91). В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров:Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) иДирка ван Бабюрена (1595–1624).
Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время — весной. Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. Таковы картины Караваджо изображающие устрашающие моменты смертей. Караваджо родился в семье архитектора. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Картина несет на себе самые характерные черты «фирменного» стиля Караваджо.
«Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Тому нет документальных подтверждений. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти.
Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений. Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
Здесь, как и в первой картине, всё дышит пронизывающим каждую деталь ожиданием. Действительно, картина вызвала недоброжелатели. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Справа от него восседает юнец, показанный со спины.
Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Одно из кардинальных нововведений Караваджо состояло в том, что в противовес обобщенному идеализированному видению мира, по-разному претворенному в живописи Ренессанса, а впоследствии барокко и классицизма, мастер обратился к человеческим типам из окружающей жизни превратил в завершенную картину отдельные натурные мотивы, обособив их и представив в сильном приближении к зрителю и с ярко выраженной «скульптурной» светотеневой моделировкой подчеркнуто объемной формы., которое поражает правдивостью в передаче чувств и мощным драматическим накалом. Бернсон, нелестно отзывавшийся о творчестве художника, счёл картину «гротескной и сумбурной».
Как истый итальянец, который из-за предрассудка никогда не употребляет в пищу дары моря, если в названии месяца отсутствует буква «эр» — а тогда было начало июня, — он заказал спагетти с мясной подливкой, красное вино и сыр. Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу. Художника подняли в палаты, обеспечили уход и он выжил. Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм.
Берясь за новое дело, он нуждался в дельном совете профессионала, за которым отправился на учёную половину к старшему дель Монте. Дворец получил наименование палаццо Мадама и в настоящее время в нём размещается сенат Итальянской республики. В качестве посла Тосканского герцогства кардинал занимал большой дворец, выстроенный по заказу Медичи, в котором ранее жила Маргарита Австрийская, дочь Карла V и вдова Алессандро Медичи, убитого наёмным убийцей, которого подослал к нему двоюродный брат — Лоренцо Медичи по прозвищу Лорензаччо. Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров. После этого художник жил и работал в Неаполе, на Мальте, Сицилии. В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму.
Об этом говорит холодный колорит картины, а тему смерти обыгрывают увядающие листья на первом плане, которые напоминают зрителю, что вся жизнь только временна. Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio).
"Смерть Марии", ок. Ее невозможно отделить от насилия и страдания. «Пусть над этим ломают головы другие, ничего не смыслящие в живописи, — сказал он про себя, — а для меня всё давно уже ясно как Божий день». John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Но как он ни старался, корабль уже отправился в обратном направлении и теперь забрать заветный документ возможно было бы, лишь вернувшись в Неаполь.
Их буквально ошеломлял угол гробовой плиты, нависшей гигантской тяжестью над черной глубиной могилы они были потрясены тем, что могли коснуться, казалось, застывшей руки Христа, безжизненно упавшей на холодную громаду камня они сочувствовали святому Никодиму, согнувшемуся под смертной тяжестью ноши. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев. Караваджо не передаёт здесь глубины пространства, только стол отделяет юношу от зрителя.
Лучии", 1608 г. ). В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого«Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт. За кофе, бесшумно подаваемым юными пажами, завязался разговор о музыке.
Разбитной половой из местных предложил свежих креветок и жаркое из осьминога.
Франциску. Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. Оба брата дель Монте всячески поддерживали Галилея, когда у него возникли серьёзные проблемы с инквизицией. По-видимому, беседы с Гвидобальдо о наличии скрытой взаимосвязи математики и искусства возымели действие.
Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе. На многих ранних картинах Караваджо можно увидеть привлекательных мальчиков играющих на музыкальных инструментах (музыка традиционно считается верной спутницей любви) или держащих в руках фрукты (символ сексуальной вседозволенности). Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь.
Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи». Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо. Разделив полотно надвое по вертикали, Караваджо показал мир реальный и его перевёрнутое зеркальное отражение, помогающее глубже понять всё, что нас окружает.
Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». И всё-таки. По завершении срока пребывания на посту вице-короля Хуан Альфонсо де Бенавенте 11 июля 1610 года покинул Неаполь и увёз картину к себе на родину в Вальядолид, хотя считалось, что мизерный гонорар на неё был оплачен казной и «Распятие апостола Андрея» должно была бы остаться в Италии. Таким образом, он фиксировал полученное изображение и далее работал уже с готовым эскизом. Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук.
В результате его арестовали. Как-никак, жизнь во дворце обязывала ко многому и ему пришлось пересмотреть своё обычное пренебрежительное отношение к внешнему виду, чтобы не выглядеть белой вороной, вызывая на физиономиях угодливой и нагловатой челяди плохо скрываемые снисходительные улыбки. Но не геометрические фигуры составляют суть произведения, хотя они говорят о вдумчивом подходе автора к организации пространства на полотне — здесь, без сомнения, дают о себе знать некоторые идеи старшего дель Монте. Тайна осталась нераскрытой.
Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33. В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Всё писалось с натуры.
Но художник недолго оставался без помощника. Перед картиной «Усекновение главы Иоанна Крестителя» состоялось судилище над беглецом, вместо которого одиноко стоял стул с высокой спинкой с накинутым на него плащом, рыцарским одеянием и оружием. Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори. Вот таким образом и «Оплакивание Христа» трактуется художником как народная драма, трагическое событие, понятное всем. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179).
Девушка пробралась в палатку полководца. «Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126, 5), внеся в неё некоторые изменения. Посмотрите, у ног юноши тростниковый крест с длинным тонким стволом (важнейший атрибут изображения пророка). «Юдифь и Олоферн» (1595-1596).
В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, Ван дер Альст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время. Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву.
Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. Поскольку работа была заказана кардиналом, то в отличие от других картин на религиозные сюжеты святая Екатерина изображена с нимбом, а в остальном это обычный парадный портрет мирянки в пышном одеянии. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. Трудно судить о Караваджо как о человеке веры. Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино. Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта). Но мы знаем, что Караваджо был противником всякой условности — вряд ли он изобразил «ликующих ангелов», как того пожелал заказчик. Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя.
Чувствуется, что художник работал с радостью и огоньком в удобной мастерской, обустроенной им самим, куда теперь он может приглашать любую модель и плодотворно без помех заниматься поиском новых живописных решений посредством светотеневых переходов. Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38. Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Глядя на мощную фигуру Христа у колонны, он сказал себе: «Не следует сгибаться, сколь бы обидны и незаслуженны ни были удары судьбы».
Судить о нём невозможно, так как картина была утеряна. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. От него лучше держаться подальше».
Её мог видеть и Бернини, который в 1652 году сотворил очень похожую композицию «Экстаз святой Терезы» (церковь Санта-Мария делла Виттория, Рим). Но о них сохранилось немало суждений, высказанных уже не раз упоминаемым Беллори, а также художником и искусствоведом Скарамучча, автором любопытного сборника романизированных биографий живописцев под названием «Тонкости итальянской кисти» (1674), который не был в восторге от картин Караваджо, найдя их чрезмерно «натуралистичными». Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Свет на полотне падает сверху слева, образуя подобие нимба, окружающего голову Христа. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию.
1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. Работа над ними заняла всю зиму. Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника.
Марио взялся для него писать «Ессе Homo», но вскоре им заинтересовалась инквизиция и обвинила в двоежёнстве — преступлении, жестоко караемом на острове, хотя в некоторых дворцах содержались целые гаремы наложниц. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный. Надо признать, что это ему удалось. Это одна из них (вторая -«Распятие апостола Петра»).
14 июля 1608 года, ровно через год со дня первого его появления на острове, Караваджо был удостоен звания кавалера Мальтийского ордена с оговоркой «за заслуги» и правом носить меч, но никак не «верноподданнический крест», поскольку он не имел дворянского происхождения. Хотя, кто знает — может, в те времена считалось, что это нормально. На лице музыканта грусть. Вероятно, это первая картина, где художник использовал контрастную свето-теневую моделировку. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру. Коронным произведением Караваджо, созданным на Мальте за короткое время, бесспорно, является «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (361x520), написанное по заказу того же магистра Виньякура, чей герб помещён на раме картины. Когда войска израильтян и филистимлян стояли на поле боя, пастушок Давид принес братьям обед, но битва не начиналась – у Израиля не было достойного поединщика.
Но сам он молчал о себе. Это особенно ощутимо в новой созданной им версии «Давида с головой Голиафа» (90, 5x116, 5), написанной маслом на тополевой доске. Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (60x55). И в конце концов он убил человека. Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках.
На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. (маньеризм и академизм). Узнав о случившемся, кардинал дель Монте изменился в лице и в ответ только развел руками, показывая всем своим видом, что он бессилен что-либо сделать. Выйдя оттуда, он через несколько дней скончался. Натюрморт – книга, перо – показывает, что святой стал проводником божественного слова. Древние греки прекрасно знали, где основывать свои колонии.
Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу.
А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Там в местном музее хранятся две его поздние картины «Воскрешение Лазаря» и «Поклонение пастухов».
Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии. Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Это центральное полотно «Воскресение» и два боковых поменьше — «Святой Франциск» и «Святой Иоанн».
Он смотрит на апостола, который, как сказано в «Золотой легенде», говорит ему: Один из палачей, стоя на прислонённой к кресту лестнице, готов по приказу проконсула развязать руки апостолу, но ничего не может поделать, словно его парализовало. Никогда не сочинял ученых трактатов об искусстве, не писал стихов, писем, не вел дневников. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило. Без труда были найдены нужные типажи среди придворных пажей и хористов, чьи фигуры занимают всю плоскость картины.
Здесь же, в Неаполе, на трусливого вице-короля Хуана Альфонса надежды нет никакой, поскольку все его контакты с Ватиканом идут только через Мадрид. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Оба персонажа рельефно выступают на переднем плане из ночного мрака.
Это было настолько новое слово в живописи, что Караваджо не могли не заметить. Но как бы там ни было, в результате Меризи, оказался серьезно ранен, а его противник — убит. Реалистичность прописанных образов делала античных богов, христианских святых и мучеников ближе к миру живых людей, в них ярко читались индивидуальность и характер, что снижало их пафос, делало искусство более «демократичным». Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды.
Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. Однако один из биографов — Джованни Пьетро Беллори — в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. Дель Монте, среди прочего, увлекался изучением растений и их использованием в медицинских препаратах и его окружение разделяло эти интересы. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Франциска, как бедного странника, как паломника.
Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596).
Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Продолжая работать в этом направлении, художник создает такие произведения, как «Юноша с ящерицей» (1593, Фонд Лонги, Флоренция) «Лютнист» (1594, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) «Гадалка» (1594, Лувр, Париж) «Шулеры» (1596, галерея Кимбела, Форт Уорт, США) и другие. В правой руке он держит букетик цветов, а левой бережно прижимает к себе животное.
Кисти итальянского художника Караваджо принадлежат шесть картин (. ), запечатлевших образ Иоанна Крестителя. Именно от него Караваджо с горечью узнал о смерти друга. Несмотря на остроту сюжета, эти эпизоды его короткой бурной жизни, при всей их нелицеприятности и грубости некоторых поступков, не в силах перечеркнуть творчество художника, так как они не имеют никакого отношения к искусству.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».