Оноре Викторьен Домье Делакруа, обращаясь к Домье, писал: «Нет человека, которого я больше бы ценил и которым я больше бы восторгался, чем Вами».
В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография Гаргантюа, 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. посвящен последний шедевр Домье – альбом «Осада», «Потрясенные наследством», 1871г. Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Домье не довольствуется первыми достижениями. жил в Париже, где в 1820-х гг. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836-38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера.
В сериях 39Древняя история39 (1841-43), 39Трагико-классические физиономии39 (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Домье работал в «Карикатюр» с 1831 по 1843 год (за вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в журнале «Шаривари», также основанном Филипоном, с 1835 по 1874 год (исключая 1860–1863 годы), оставив работу здесь, лишь когда почти полностью ослеп. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека).
Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, к примеру, Мир проглатывает шпагу. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Калитина приводит в своей книге такой эпизод: «Однажды произошел такой случай, свидетельствующий об удивительной скромности и непрактичности художника. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона Карикатюр, где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам.
Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Огромное наследие Д. (около 4 тыс. Сын мастера-стекольщика. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа.
Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Сын мастера-стекольщика. В литографии Империя – мир изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Эскизность, мощная экспрессия форм сближают живописные произведения Домье с искусством 20 века. На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста проходимца, спекулянта умирающего и вновь воскресающего (серия Карикатюрана, 1836–1838).
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера. Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49. В сериях литографий «Парижские типы» (1839-40), «Супружеские нравы» (1839-1842), «Лучшие дни жизни» (1843-1846), «Люди юстиции» (1845-48), «Добрые буржуа» (1846-49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком. В конце 60-х гг. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны.
Домье вылепил острохарактерные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранилось 36 бюстов), которые послужили основой для серии литографических портретов-шаржей (Знаменитости золотой середины, 1832-33). 1848, Прага, Национальная галерея). Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. В сериях литографий Парижские типы (1839-40), Супружеские нравы (1839-1842), Лучшие дни жизни (1843-1846), Люди юстиции (1845-48), Добрые буржуа (1846-49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Герман. Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор.
Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, – 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. Меняется манера рисунка. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье Оноре Викторьен создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением ("Мелодрама", 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой ("Криспен и Скапен", 1858–1860).
Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Домье Оноре Викторьен создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей (Знаменитости золотой середины, 1832-33). Зрелым литографиям Д. присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari».
Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848-49. При этом в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего – около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834). В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Сын мастера-стекольщика. Галерея картин, биография художника, статьи о живописи. В сериях Древняя история (1841-43), Трагико-классические физиономии (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг.
Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33). Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Художник не уточняет время и место действия — лица, костюмы обобщены, ему важно передать дух, восстания, его стремительность, несокрушимость. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Как рассказывают современники (Теодор де Банвиль), Домье никогда не употреблял отточенные новые карандаши, он предпочитал рисовать обломками, чтобы линия была разнообразней и живей. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен.
Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848-49. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (183638), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Домье Оноре Викторьен (Daumier) (1808-1879), французский график, художник и скульптор. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
В сериях литографий «Парижские типы» (183940), «Супружеские нравы» (18391842), «Лучшие дни жизни» (18431846), «Люди юстиции» (184548), «Добрые буржуа» (184649) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Листы Домье трагично выразительны. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в 39Силуэт39, 39Silhouette39, 1830-31 в основанных издателем Ш. Филипоном 39Карикатюр39, 39Caricature39, 1831-35 и 39Шаривари39, 39Charivari39, 1833-60 и 1863-72). У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре.
Штрих становится выразительней. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. «Он нам больше не опасен» «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут.
Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Домье Оноре Викторьен едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). ВИКТОРЬЕН Домье Оноре (1808 – 1879) – французский график, художник и скульптор. Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей (39Знаменитости золотой середины39, 1832-33).
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой.
В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз Республика 1848 года (вариант в Лувре). Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Н. Н. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.
В сериях литографий «Парижские типы», «Супружеские нравы» (1839-1842г. ), «Лучшие дни жизни» (1843-1846г. ), «Люди юстиции» (1845-1849г. ) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной сферы, формирующей личность обывателя. Домье Оноре Викторьен создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Франко-прусской войне 187071 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен – альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя – это мир», «Потрясённая наследством», 1871).
В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Оноре Викторьен Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе, в семье стекольщика. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Герман.
В конце 60-х гг. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью.
Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841-42 «Служители правосудия», 1845-49 «Добрые буржуа», 1846-49 и др. ). По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Яворская. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. брал уроки живописи и рисунка, овладевал искусством литографии.
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – Законодательное чрево Все мы честные люди, обнимемся, Этого можно отпустить на свободу) глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими (Улица Транснонен 15 апреля 1834 года) в литографиях Свобода печати и Современный Галилей Д. создал героический образ рабочего-революционера. Запрещение политической карикатуры и закрытие Карикатюр (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. В литографиях 1834 года Домье обличал бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет палаты депутатов – Законодательное чрево Все мы честные люди, обнимемся, Этого можно отпустить на свободу), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими (Улица Транснонен 15 апреля 1834 года), героический образ рабочего-революционера (Свобода печати, Современный Галилей). В 1832г. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета ("Выход из школы", около 1853–1855 один из вариантов "Вагона третьего класса", около 1862).
Он осмеивал духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя (Парижские типы, 1839-40 Лучшие в жизни, 1843-46 Добрые буржуа, 1846-49 серия Карикатюрана, в которой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836-38). Франко-прусской войне 1870-1871г. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Министр Гизо выбрасывает лозунг Обогащайтесь. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Карикатуры Домье Оноре Викторьен распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Домье Оноре Викторьен (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35 и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72).
В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. – театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры (Мелодрама, около 1856-60, Новая пинакотека, Мюнхен Криспен и Скапен, около 1860, Лувр Совет молодому художнику, 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Огромное наследие Д. (около 4 тыс. Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. – театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856-60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
Круглое смеющееся лицо со вздернутым носом, статная высокая фигура жены оставляли ощутимый отпечаток чуть ли не на всех женских образах, которые рисовал Домье. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. «К циклу "Прачек" относится и картина известная под названием "Ноша", – пишет Н. Н. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.
Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33). В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр». Ему так и не суждено было пройти настоящий курс обучения живописи. Герман. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье.
Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (39Дон Кихот39, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография 39Гаргантюа39, 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. В конце 60-х гг.
Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину. В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830-31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831-35 и «Шаривари», «Charivari», 1833-60 и 1863-72).
При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением ("Мелодрама", 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой ("Криспен и Скапен", 1858–1860). Приветствуя революцию, Домье Оноре Викторьен разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Д. — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). К циклу "Прачек" относится и картина известная под названием "Ноша", – пишет Н. Н.
В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Даже работая у себя наверху в мастерской, в полном уединении, он не чувствовал вокруг себя пустоты. символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в Силуэт, Silhouette, 1830-31 в основанных издателем Ш. Филипоном Карикатюр, Caricature, 1831-35 и Шаривари, Charivari, 1833-60 и 1863-72).
В живописи Д. особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов на протяжении 1850-60-х гг. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Сын мастера-стекольщика.
Огромное наследие Д. (около 4 тыс. Домье Оноре Викторьен создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848-49. Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832-33). Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен – театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 185660, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе.
Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый.
Запрещение политической карикатуры и закрытие 39Карикатюр39 (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, – 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Калитина.
Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. В конце 60-х гг. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Такова литография Законодательное чрево (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. В сериях «Древняя история» (1841-43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале).
Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Франко-прусской войне 1870-71 посвящён последний шедевр Д. – альбом Осада аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий (Империя – это мир, 1870 Потрясённая наследством, 1871). В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда (Деятели правосудия, 1845–1849), буржуазную благотворительность (Современная филантропия, 1844–1846). Листы Домье трагично выразительны.
С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса изучал старых мастеров в Лувре. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Работы художника приобретают графический характер исчезает пластичность.
В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. – Его любимый эффект – контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. С 1814 г. жил в Париже, где в 1820-х гг. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Д. сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением.
Под рисунком подпись: Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой. После Революции 1830 стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. 1808-1879, М., 1954 Калитина Н., Оноре Домье. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846).
Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии Карикатюрана (1836-38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. Таков, к примеру, лист Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке (из серии Салон 1857 года). Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. В 1820-е годы Домье был ассистентом литографа Ж. М. Белиара, работал для мелких издательств исполняя виньетки, титульные листы и т. п.
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – 39Законодательное чрево39 39Все мы честные люди, обнимемся39, 39Этого можно отпустить на свободу39) глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими (39Улица Транснонен 15 апреля 1834 года39) в литографиях 39Свобода печати39 и 39Современный Галилей39 Д. создал героический образ рабочего-революционера. Всю жизнь художник терпел лишения. Домье не довольствуется первыми достижениями. и, наконец, полным именем и фамилией.
Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий и у него оставалось очень мало времени для занятий живописью, к которой он, несмотря на полный провал у критиков Салона его живописных произведений испытывал все больший интерес. Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49.
Сын мастера-стекольщика. Домье не довольствуется первыми достижениями.
(к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»). Всю жизнь художник терпел лишения. Из ранних литографий Домье наиболее известна «Гаргантюа» (15 декабря 1831 года). Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Таким образом достигается эффект скульптурности масс. В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения.
Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). В этом плане Домье создал и другие серии: День холостяка (1839), Супружеские нравы (1839–1842), Пасторали (1845–1846), Лучшие дни жизни (1843–1846). В 1832 Домье Оноре Викторьен за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье Оноре Викторьен зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Сын мастера-стекольщика. В сериях «Древняя история» (184143), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре).
Он высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, атаковал врагов прогресса и обращался к политическим темам, если это допускала цензура. С 1814г. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Саркастичный, беспощадно-насмешливый в графике, в живописи Домье предстаёт скорее поэтом, создающим образы людей, к которым он испытывает чувство симпатии, духовной близости, сострадания.
С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. В конце 60-х гг. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объёмны, пластичны.
Домье вряд ли скоро выбился бы на дорогу искусства, если бы не одно обстоятельство, позволившее связать «баловство художника» с заработком ремесленника – спрос на литографский труд. Домье не любил многие новшества. (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, – 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года. С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью.
1863, Париж, Музей Орсэ). Домье приветствовал Революцию 1848-49, разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал обобщённый образ политического проходимца Ратапуаля, созданный сначала в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре), а затем использованный в ряде литографий. Домье за карикатуру на Короля (литография «Гаргантюа», 1831г. ) был заключен на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж).
4. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии 39Карикатюрана39 (1836-38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Однако его мечтам не суждено было сбыться. Эта литография была выставлена в витрине фирмы Обер и собрала много народа. ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. 2. 1808, Марсель – 10. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник, скульптор.
Запрещение политической карикатуры в 1835 вынудило Домье ограничиться бытовой сатирой. Отец его обладал литературными способностями.
Н. Н. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Огромное наследие Д. (около 4 тыс. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета ("Выход из школы", около 1853–1855 один из вариантов "Вагона третьего класса", около 1862). Таковы, к примеру, картины "Перед купанием" (около 1852), "Любопытствующие у витрины" (около 1860).
Той же силы воздействия достигают листы, в которых Домье раскрывает классовую борьбу, показывая роль рабочего класса: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
Франко-прусской войне 1870-71 посвящён последний шедевр Д. – альбом 39Осада39 аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий (39Империя – это мир39, 1870 39Потрясённая наследством39, 1871). Яворская. Картины исполнены в очень экспрессивной манере, стремительные мазки и линии образуют странные, нервные по ритму арабески, усиливая чувства одиночества, тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Калитина.
Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность. — Терпение — добродетель ослов, — отрезал Домье. Пытаясь их реализовать, он в 1814 году перевез семью в Париж.
В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Современники (О. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. В 1832 за карикатуру на короля (литография Гаргантюа, 1831) был на полгода заключён в тюрьму.
Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 184849. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835г. ) вынудили Домье ограничиться бытовой сатирой.
Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. Таковы, например, картины "Перед купанием" (около 1852), "Любопытствующие у витрины" (около 1860). В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага). Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. В конце 60-х гг.
При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе). Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс.
В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз 39Республика 1848 года39 (вариант в Лувре). Их сын, названный в честь отца Оноре, умер, прожив всего несколько недель. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.
В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). В сериях литографий 39Парижские типы39 (1839-40), 39Супружеские нравы39 (1839-1842), 39Лучшие дни жизни39 (1843-1846), 39Люди юстиции39 (1845-48), 39Добрые буржуа39 (1846-49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
Франко-прусской войне 1870-71 посвящён последний шедевр Д. – альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя – это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). 1830-31, Карикатюр, 1830-35, Шаривари, 1833-60 и 1863-72). Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях (Силуэт.
Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35 и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72). В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс. Приветствуя революцию, Домье Оноре Викторьен разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий.
Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. – театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры (39Мелодрама39, около 1856-60, Новая пинакотека, Мюнхен 39Криспен и Скапен39, около 1860, Лувр 39Совет молодому художнику39, 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон).