За одну из своих картин (Смерть Кортеса) Фрагонар Жан Оноре стал членом королевской академии художеств.
Собственно, по французскому праву все долги, происшедшие из игры и пари, считаются недействительными, за исключением тех, которые произошли из игр имеющих целью духовные и телесные упражнения, как то: литературный спор, философский диспут, музыкальное пари, фехтование, бега, скачки и т. п. но и здесь суд имеет право, при чрезмерности ставки, отказать в иске. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им».
От кокетливо взлетающей на качелях девушки и засмотревшегося на изящные ножки этого прелестного создания кавалера исходят грация и веселость. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». В ней тоже полуфигуры изображены в необычных порывистых разворотах, экспрессивная пластика цвета акцентирована яркими динамичными мазками. Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени.
Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Ее линии прихотливы извилисты. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. В конце 70-х гг.
Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.
Его творческий темперамент поистине огромен. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ».
22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Свет мягко обтекает все формы и заполняет собой пространство, создавая характерное для художника туше. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка.
Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Его пронизывает солнце, освещая голубое небо, на фоне которого взлетела на качелях с красным бархатным сиденьем юная прелестница подобно изящной воздушной бабочке. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Портрет — интересная и обширная область творчества Фрагонара.
Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Выбирая мифологический сюжет для большой композиции на звание причисленного к Академии, Фрагонар оказал предпочтение эпизодам, рассказывающим о пылкой и самозабвенной любви. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), «Монсиньор Ла Бретейль» (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма.
Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. Шардена, а потом Франсуа Буше. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Картина имела успех. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики.
Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Однако история расставила приоритеты с точностью до наоборот: имя и творчество Дуайена теперь известны разве что знатокам, в то время как «Качели» Фрагонара воспринимаются как настоящий символ французской культуры. Это без слов видно на представленной репродукции. Зелено-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. Девушка сидит, прислонившись к мягкой подушке лилового цвета, на которую падают тени глубокого золотисто-пурпурного цвета. Художник смог передать своё представление о любви. С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола.
На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох».
Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Жан Оноре Фрагонар (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо. Прототипами обеих серий служили реальные лица. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Сперва ученик Ж. -Б. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден.
Юноша специально подстерегал её. В 1780-е гг. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. В работах Фрагонара тот же набор буколически-галантных, театрализованных персонажей эпохи рококо: прекрасные садовницы, пастушки, купидоны, аллегорические фигуры, олицетворяющие искусства или времена суток, Венеры и Дианы.
Главное, цель достигнута. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Он совсем юн и изящно манерен. Оп. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика.
Шардена, а потом Франсуа Буше. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты».
Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия «Фантастических портретов» (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Одна из главных его черт – динамизм, которым охвачены и фигуры и вся красочная структура картины. Лучи солнечного света, которые проскальзывают через окно, окрашивают её кожу золотистыми оттенками, также играют на золотистых драпировках стен и коричневом полированном столе. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Перед нами характерная для живописца картина.
Но это не лишает сцену правдивости. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех.
На фоне густой растительности сада (само буйство зелени подчеркивает идею плотских земных радостей) парит на качелях круглолицая красавица. В конце 70-х и в 80-е гг. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Шардена. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями.
На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия.
Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель, обращался к сангине, создавал офорты, книжные иллюстрации. 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Тонкая грань между реальным и фантастическим всегда присутствует в полной театральной маэстрии живописи Фрагонара. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам».
Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния («Вдохновение», «Пение», «Музыка», все — 1769, Париж, Лувр). Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Иероним (Гамбург, Кунстхалле).
Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. На близкие Буше сюжеты было исполнено в 1760-е годы и серия рисунков с изображением девушек в спальне. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты.
Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж.
С тем же совершенством Фрагонар пользовался тушью, акварелью, свинцовым и итальянским карандашами, офортом. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. В 70-е гг. В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Юная красавица в платье жемчужно-серебристого цвета изображенном легкими воздушными мазками и с беленькой болонкой за спиной сидит за столом у окна.
Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. В конце 60-х гг. Возможно, не без влияния последнего художник выполнил цикл больших декоративных панно Четыре мировые религии.
А. С. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни.
В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761-1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770-1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна).
Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь».
Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса.
Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. На этой должности он находился вплоть до самой смерти.
С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». В этот период в манере художника сквозь изящество и лёгкость, свойственные искусству эпохи рококо, всё яснее начинают просвечивать черты строгого неоклассического стиля.
Ему, признанному мастеру высокого жанра, взяться писать содержанку. Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму игру света. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре.
Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр).
Уплаченное добровольно по неисковым пари возвращению не подлежит, если только со стороны выигравшего не было обмана, мошенничества, насилия. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение».
В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. Съездив в Неаполь, Фрагонар и Бержере отправились в Центральную Европу, побывали в Вене и Праге и возвратились в Париж в сентябре 1774 года. Среди декоративных картин Фрагонара следует назвать серию из пяти больших панно вертикального формата, которую иногда называют Стадии любви. Эти качества делают их частью окружающей природы. Пышно и буйно клубящиеся высокие деревья и кустарники парка заполняют площадь произведения.
В ее руках букет с вложенной в него запиской. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.
Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Прославленный Ф. Буше, у которого молодой художник учился с 1747 года, ценил его талант и выделял среди учеников. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника.
А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Она оказывается в его жарких объятиях. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию.
В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). В картинах «Урок музыки» (ок. Прототипами обеих серий служили реальные лица. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом.
Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.
В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Движение качелей подчёркнуто лёгкими тенями, которые одновременно привлекают внимание зрителя к изящному жесту рук девушки и её разгоревшимся глазам, ярко сияющим из тени, что отбрасывает на лицо кокетливая шляпка.
В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой.
Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса.
в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621-1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474-1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр.
Фрагонар использует здесь редкий для себя прием – он пишет фигуру девушки сухой кистью, отказываясь от густых, плавных мазков, характерных для большинства его картин. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель.
Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765-1769, Париж, Лувр). И последнее, о чём необходимо сказать.
Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Как.
Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Творчество Фрагонара многолико изменчиво.
В гостиной собрались гости. В 60-70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756-1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761-1765, частная коллекция), портреты. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Фрагонара и Г. Робера.
Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Эта работа – исключение из правила. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты.
Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Серия портретов (1761-1765), т. н. «экспрессивные головы», — обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях.
Спохватились лишь пару часов спустя. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Его искусство оставалось весьма противоречивым. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен.
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Он изображён в облачении испанского идальго. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом.
Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Это позже будет восхищать импрессионистов. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы».
Фрагонар создает в этот период серию замечательных графических пейзажей, дополненную во время вторичного посещения Италии в 1773 – 1776 годах. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма.
Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Резкие движения взволнованных свидетелей события, скользящий свет, вырывающий из сумрака центральную группу и падающий дрожащими бликами на колонны, — всё это созвучно страстному порыву Кореза. Главными достоинства его живописи были свет и воздух.
Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж.
Да еще и в таком двусмысленном антураже. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Дуайен буквально оцепенел от вопиющей непристойности предложения.
Исходя из подобной расстановки действующих лиц, картину стали называть «Счастливые возможности качелей». Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765-1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Примером может служить картина «Пастушка» (1752).
Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. художник лишается и заказчиков и славы. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. История создания "Качелей" весьма занимательна.
Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. В это время в моду входит классицизм. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Картина также имела другое название «Тайная страсть».
В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства.
Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй».
Сперва ученик Ж. -Б. Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Здесь семнадцатилетний Жан-Оноре Фрагонар попытался поступить в обучение кФрансуа Буше, но был отослан мэтром в мастерскуюЖана Батиста Шардена. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника.
В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. Иногда юмор Фрагонара сродни сатире Вольтера. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета.
Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Когда Фрагонар возвращается в Париж он выставляет картину «Смерть Кортеса», благодаря которой он становится членом королевской академии художеств. Их становится невозможно отличить от картин Буше. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура — статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, — чувствуется легкая насмешка.
Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Теперь Грасс известен как один из центров французской парфюмерной промышленности, однако во времена художника город дышал отнюдь не духами — почти всё его население занималось дублением кож. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше.
Но тут же спохватился: нет, это противоречит его принципам. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара.
В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Особое место в творчестве художника занимает серия картин на тему галантных игр и празднеств в парках, выполненная им в середине 70-х гг.
1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765-1769, Париж, Лувр). Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Все свои произведения Фрагонар насыщал светом.
Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Почти все картины художника — небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Его искусство чутко соединяло в себе многие увлечения времени, отторгая все чуждое живописному дарованию художника. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен).
Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию.
Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. В годы, проведенные в Италии (1756 – 1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет.
О детстве художника известно очень мало. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами.
Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара.
Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре.
Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.
В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. В своих картинах художник соединил воспоминания об Италии с впечатлениями от французской природы, реальность с поэтической мечтой. В 80-е гг. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе.
Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ).
Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Техника офорта ему тоже была подвластна.
Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Давидом, лишил его прежней популярности. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру.
Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. 1788 год стал очень тяжёлым для художника. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета.
Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. В 90-е гг. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Гюймар снискала славу лёгкостью, непосредственностью и кажущейся простотой исполнения танцев в балетных спектаклях.
Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Сценка откровенно театральна. В возрасте 18 лет умерла его дочь.
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Грёза. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час».
Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Источник Любви – это история Сада Любви, аллегории природы любви, которая возникла в поэзии античности и средневековья. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство.
«Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Его творчество начала 60-х гг.
Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк).
Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Посмотрим на несколько портретов. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей.
Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Если сад смотрится слегка "размытым", то на тщательно выписанном платье прелестницы можно рассмотреть любую, даже самую мелкую деталь. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века».
И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств).
Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: "Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами". Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761-1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770-1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748-1752, Толедо, Музей искусств). Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок.
Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Фрагонар действительно любил фантазировать. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле.
Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты.
Великому художнику была уготована лёгкая смерть. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы д39Эсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре.