За одну из своих картин (Смерть Кортеса) Фрагонар Жан Оноре стал членом королевской академии художеств. Жан-оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой. Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honor Fragonard 5 апреля 1732, Грасс— 22 августа 1806, Париж)— французский живописец и гравёр. В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard.
Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей.
Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Почти всю жизнь выполнял работы для частных заказчиков, в том числе для мадам Дюбарри, самой очаровательной фаворитки Людовика XV. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св.
Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Фрагонар, видимо, всюду его сопровождает. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр.
Сценка откровенно театральна. Мягко и без прикрас вылеплено свежее, но слегка расплывшееся лицо тридцатипятилетней (или, скорее, сорокалетней) женщины. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Ее приближение сказывается на всех сторонах жизни страны. Его отец занимался изготовлением перчаток.
Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. В 80-е гг. Особое значение для Фрагонара приобрело пребывание в Венеции.
После трехлетней стажировки в Париже у академического живописцаВанлооФрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата учрежденной там еще в XVII веке французской Академии. Картина имела успех. В ее руках букет с вложенной в него запиской.
Но не только реальные впечатления действительности решается теперь фиксировать Фрагонар. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». О детстве художника известно очень мало.
1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). художник лишается и заказчиков и славы. Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Картины Фрагонара конца 70-х гг. Теперь Фрагонар достиг вершины своего самостоятельного творческого развития.
Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара.
Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Юноша специально подстерегал её. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.
В результате после одной из его картин на историческую тему он получил в Академии Золотую медаль и был направлен в Рим. К исторической живописи именно сейчас у Фрагонара возврата нет: он это сознает. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью.
Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Теперь Буше становится мишенью насмешек энциклопедистов, а скромное, далекое от всяких претензий творчество Шардена – учителя, которого Фрагонар когда-то отверг, - приобретает объективный общественный вес. Миниатюрное полотно «У очага» пример того, как многолико было творчество мастера. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Рез кие, короткие удары кист сообщают живописи особую энергию.
В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), «Монсиньор Ла Бретейль» (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Иеровоам, сын Навата из колена Ефремова, был виновником разделения еврейской монархии на два царства — Иудейское и Израильское — и основателем первой Израильской династии.
Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Но Сен-Нон был артистичен изящен, аристократичен. Похожи героини обеих картин, похоже изображение комнаты. По-видимому, полным подобием Поцелуй украдкой была исчезнувшая известная лишь по гравюре картина Контракт, называемая также Обещание бракосочетания (объявление об этой гравюре появилось в газетах на два года раньше, чем о Поцелуе украдкой). Это позже будет восхищать импрессионистов.
Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Эти качества делают их частью окружающей природы. Теперь его деятельность в новых, достаточно сложных условиях идет по двум руслам.
Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Это Фонтан любви, Призвание Амура, близкий к нему Обет Амуру, различные варианты Жертвоприношения розы.
Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Впрочем, потом, видимо, произошло примирение.
В 1780-е гг. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура.
В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. Техника офорта ему тоже была подвластна. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Оп.
Их становится невозможно отличить от картин Буше. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. Фрагонар использует здесь редкий для себя приём – он пишет фигуру девушки сухой кистью, отказываясь от густых, плавных мазков, характерных для большинства его картин. Мягко промоделированные тела выступают из глубокой тени. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Много сил вложил он в создание Лувра.
С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство.
И Фрагонар выбирает путь достоверного изображения реальности. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Бракосочетание состоялось летом 1769 года, но мадемуазель Розалия – дочь Жана-Оноре и Мари-Анны, – также нарушив приличия, появилась через полгода после их свадьбы. Здесь Фрагонар очень прост Розалия изображает девушку из народа, которая непринужденно подбоченилась и весело глядит на зрителя живопись маленькой картины сдержанна, белая косынка написана одним тоном, но длинными, быстро положенными мазками.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Посмотрим на несколько портретов. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование».
Особенно понятным становится этот новый поворот в самый канун революции. Л в красочной оркестровке полотен Фрагонар был непревзойденным мастером.
Серия портретов (1761–1765), т. н. Фрагонар умер 22 августа 1806 года. Оноре Фрагонар родился в 1732 году на юге Франции, в Провансе, в Грасе – маленьком городке с живописными улицами. Грозная воительница, вся покрытая броней, по замыслу поэта, неузнаваема в своих доспехах. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил.
Это не просто вскользь затронутые темы семейной жизни, многодетности, воспитания детей, бедности и труда, тяжесть которых полностью искупается семейным счастьем. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Источник Любви – это история Сада Любви, аллегории природы любви, которая возникла в поэзии античности и средневековья.
«экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше.
1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Кто знает, не материализовал ли мастер черты собственной натуры в собирательном «Портрете художника» исполненном в 1765–1772 годах.
Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779) является во всех отношениях противоположностью Буше. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график.
Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Возможно, что картины были парными. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. Это поверхностные, гладкие, зализанные, нарядные работы, в основном – заказные.
В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция ФрикИгра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Учился у Ж. Б. С. Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара.
И все-таки эта вещь рождает двойственное впечатление у тех, кто знает живопись Фрагонара. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара.
"Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Грёза. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. А у Фрагонара она изображена скачущей на коне в одеянии, напоминающем одежды нимф Буше, с открытым лицом, с обнаженной грудью над ней вьются символические фигурки целящихся в нее амуров.
История этого заказа очень колоритна. У колыбели сидит на сундуке старуха (в другом варианте – молодая женщина), а справа трое малышей глядят на нежную чету, как видно, заинтересованные появлением гостей. В 1800 году работы были закончены и Фрагонар был уволен. Фрагонар достигает богатства валеров, то идя от темного к светлому, размывая краску (лавис), то применяя противоположный метод и накладывая один слой бистра на другой, – это его, своеобразный, фрагонаровский прием.
Помимо избираемых им мотивов замечательно изменение самого стиля передачи пейзажа. Сперва ученик Ж. - Б. Шардена, а потом Франсуа Буше. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. У этого ищущего, всю жизнь меняющегося художника не так уж удивительно обнаружить еще одну новую манеру, даже если ему уже под шестьдесят лет. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм.
Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Но не оно составляет главное в картине. Подобно «малым голландцам» XVII века, Фрагонар создает необычайно живые характеры, словно выхваченные из гущи жизни. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог.
Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе.
Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. Это парные картины – Первые шаги и Любимое дитя, а также Молодая женщина, перебирающая струны гитары, стоя около колыбели спящего ребенка (все – в частных собраниях). Будучи историческим живописцем, Дуайен отказался от заказа на столь легковесный сюжет и посоветовал обратиться к Фрагонару. Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа.
Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Несмотря на всю свою гибкость, неутомимость и трудолюбие, он все-таки не у дел. Три излюбленных краски в палитре Фрагонара – коричневая, желтая и белая – преобладают в колорите его портретов 1765 – 1770 годов. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Здесь началось приобщение к основам живописного ремесла. Он совсем юн и изящно манерен. В конце 60-х гг.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Это поцелуй невинный и торопливый. Или звучат подобно духовым инструментам – громко, призывно. Своеобразие ее в том, что она открывается зрителю как бы в два приема. Изысканная цветовая гамма строится на сочетании доминирующих тонов розового платья дамы и изумрудного тона густой зелени парка.
В этом не было ничего из ряда вон выходящего по тем временам. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев.
Нет ничего претенциозного в этом портрете, мадам Фрагонар представлена как домохозяйка, одетая в тёмно-красном платье, лишь крупное жемчужное ожерелье выдаёт в этой женщине принадлежность к определённому кругу. Из гравюр Фрагонара особенно интересны: Шкаф (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), Антоний и Клеопатра, с Либери, Вечеря в Эммаусе, с Риччи и Сретение Господне, с Тинторетто. Главное, цель достигнута. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию.
Красочное зрелище привлекает сюда художников. В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Он изображён в облачении испанского идальго. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме».
Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Последние годы жизни старого художника печальны. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур».
Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Любой вещи присуще особое, фрагонаровское упоение жизнью. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Холостой и одинокий художник пригласил ее жить к себе. Мари-Анна, видимо, презиравшая условности и предрассудки, согласилась.
В 1844 году французский искусствовед Теофиль Торе писал о ней: "Очаровывает свежее лицо юной девушки, с нежной, словно персик, кожей. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. В конце 70-х гг.
Шардена, а потом Франсуа Буше. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Прототипами обеих серий служили реальные лица.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Складки ее блузы, передника, подобранной верхней юбки очерчены извилистой игривой линией, напоминающей почерк учителя Фрагонара. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
К числу известнейших между ними принадлежат: Урок музыки, Пастораль (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), Купальщицы, Спящая нимфа, Амур, снимающий сорочку с красавицы (La chemise enlevee), Молодой гитарист, Молодая читательница и Вдохновение, в Луврском музее Семейство фермера и Поцелуй украдкою, в Императорском Эрмитаже В отсутствии отца и матери, Прятки, Замок, Генрих IV и Габриэль и Учёные собаки, в разных частных коллекциях. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Помимо бесчисленных копий с исторических картин, выполненных в годы учения, он самостоятельно разрабатывал сюжеты: Отдых на пути в Египет, Поклонение пастухов, Христос, омывающий ноги апостолам (четырехметровое полотно, заказанное ему перед поездкой в Италию и до сих тор являющееся алтарным образом в соборе его родного города Грасса) позже – Руфь и Вооз (исчезла), сюжеты из Освобожденного Иерусалима, Мир и Война, Отцелюбие римлянки (все три исчезли), Пожар Трои (существует великолепный эскиз в частном собрании), в дальнейшем – Генрих IV и др. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж.
Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
В 70-е гг. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Прототипами обеих серий служили реальные лица.
Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.
Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом.
Наконец появляется Пробуждение природы или Поклонение стихий природе. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. На протяжении всего творческого пути он испытывал влияния разных художников и писал в разных манерах. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Деятельно и самоотверженно работал Фрагонар в Музейной комиссии с 1794 по 1797 год. Жан Оноре Фрагонар (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг. ), французский художник, яркий представитель рококо. Сын Фрагонара, Александр-Эварист, родился лишь через одиннадцать лет.
В годы, проведенные в Италии (1756 – 1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Он приступом взял крепость, но, как показало дальнейшее развитие его творчества, сделал это абсолютно напрасно. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Но особенно глубокое влияние на художника оказал Жан-Жак Руссо с его призывом к естественности и близости к природе.
Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. Таков известный рисунок Клоринда на коне (перо, бистр с размывкой Безансон, музей). В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты.
Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Эти иллюстрации так и остались в набросках (карандаш, тушь, сепия). Нарушив покой в семье сестры, но неизменно предлагая дружбу в обмен на любовь пожилого человека, Маргарита так никогда и не вышла замуж, своей семьи не имела и что-то жалобное есть в ее пристрастии к изображению материнского счастья.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей:Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Здесь стиль рококо предстает перед нами в самом своем лучшем, смелом и жизнеспособном варианте, при этом выдержанный во всей своей цельности. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Маргарита Жерар не была бездарна. Она знает, что тот, кто её раскачивает сзади, не видит второго молодого человека, который спрятался в кустах.
Иллюстрируя Ариосто, Фрагонар относился очень легко к даваемым в тексте описаниям. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Эта картина, а также Похищение Психеи (тоже 1808 г. ) заставляют вспомнить живопись Фрагонара 80-х годов.
Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. Он – летописец своего времени, тонкий психолог. История создания "Качелей" весьма занимательна.
Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была полностью чужда Фрагонару. Парижане, собственно, только недавно открыли очарование парижских окрестностей. И при изображении французских парков возникают теперь воздушные, словно из намеков состоящие наброски кистью, бистром с размывкой, создающие впечатление сплошной завесы из солнечных бликов и прозрачной тени. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра.
Зато в них явно есть общее с творчеством французского живописца, который, начав свою деятельность в 80-х годах, достиг кульминации творчества во времена Первой империи. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Тысяча семьсот восьмидесятые годы во Франции – время назревания революции.
В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Фрагонар создает в 80-х годах большую серию аллегорических картин. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Для Фрагонара несомненной трудностью являлся размер панно: 216 X 335 см.
Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. К группе фантастических портретов кроме десюдепортов Сен-Нона относятся его же портрет в рост в испанском ярко-красном костюме с перекинутым через плечо золотым шарфом (Барселона, Музей нового искусства), Портрет дАркура, Портрет живописца с пурпурной папкой в руках, залитый сверху ярким светом и так называемый Портрет актера, где красный край взлетающего плаща намечен одним взмахом кисти, а скомканная перчатка как будто вырывается из сжимающей ее руки. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. Не было жанра – исключая, может быть, натюрморт, – в котором не работал художник. Давидом, лишил его прежней популярности. Он изображен в облачении испанского идальго. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ).
Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Это Луи-Леопольд Буальи и – создание рук Фрагонара – Маргарита Жерар. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Это без слов видно на представленной репродукции.
В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Но ни в какое сравнение с беспокойным талантом ее друга и учителя не идет ограниченное, аккуратное искусство Маргариты Жерар.
Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV.
Она оказывается в его жарких объятиях. Многие его листы посвящены портретным образам – автопортреты изображения близких и друзей или просто окружающих художника людей, впечатляющие правдивостью, точностью и красотой рисунка. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты.
Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Сперва ученик Ж. -Б. А. С. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Но эта прохладная переливчатая тень (образованная листвой, облаками, туманной мглой, возникающей уже на втором плане картины) и даже золотые блики на чаше, на волосах девушки напрасно вызывают иногда сопоставление с Рембрандтом.
Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Фрагонара и Г. Робера. Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Но как далек он от слащавого морализаторства.
Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Художник запечатлел излюбленный им мотив – торопливый поцелуй.
Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара – штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра иногда сепии.
Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Главными достоинства его живописи были свет и воздух.
Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Идеи просветителей дают себя знать повсюду. Возможно, он теперь увидел Италию другими глазами, чем в молодости. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: Смерть Корез (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Его творчество начала 60-х гг. Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Это Пьер Прюдон (1758- 1823). Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Говорят, что Фрагонар судился с Бержере документов, подтверждающих процесс, не оказалось.
В возрасте 18 лет умерла его дочь. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. В иллюстрациях к сказкам Лафонтена Фрагонар – веселый мастер рококо и непревзойденный рассказчик, причем в отличие от писателя он никогда не переходит за грань пристойного.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). На Армиде, так же как и на ее спутницах, развеваются драпировки, не скрывающие их прелестей. Через Геную и Флоренцию путешественники за два месяца добираются до Рима (в Генуе Фрагонар делает замечательный рисунок бистром изображающий нависшую над морем скалу она, словно туча, вздымается на туманном фоне неба). Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной.
Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Между 1797 и 1800 годами он был инспектором перевозок в Версале (там сосредоточивали тогда французские картины, а ценные произведения иностранных мастеров, обнаруженные в различных дворцах Франции, отправляли в Лувр). Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен).
Благодаря протекции Давида, у которого учился сын Фрагонара, старый мастер получает место в музейной комиссии, занимавшейся формированием из брошенных частных коллекций первых национальных музеев, прежде всего Лувра. Но она потребовала от художника большей изощренности глаза, нежели декоративные вещи. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом.
В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния («Вдохновение», «Пение», «Музыка», все — 1769, Париж, Лувр). Сюжет картины явно перекликается с темами праздничных украшений Парижа и представлений, которые Жак-Луи Давид устраивал во время революции (Фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы – в проекте праздника Федерации). Но динамика в картине как бы парализована точностью и тщательностью отработки деталей. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
Фрагонар тоже серьёзно заболел и в начале 1790 года возвратился в свой родной Грасс, надеясь поправить там своё физическое и душевное здоровье. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно.
Серия портретов (1761–1765), т. н. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Рядом с женами Давида, Вьена, Сюве были и Мари-Анна Фрагонар и Маргарита Жерар. Хотя Дюбарри мало вмешивалась в правительственные дела, но способствовала возвышению герцога дЭгильона и поддерживала его против парламента. В самом деле, разве не аллегорией пения, не царственной и лучезарной богиней – покровительницей вокального искусства предстает очаровательная блондинка и желто-коричневом платье.
Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. Давидом, лишил его прежней популярности. И все-таки он справился с этой задачей. Они кажутся написанными с молниеносной быстротой и это не обман чувств на двух из них существуют старые надписи на обороте: Портрет аббата де Сен-Нон, написанный Фрагонаром за один час и на другом (подписанном Frago 1769) Портрет ла Бретэша, написанный Фрагонаром, в 1769 году, за один час.
Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. В представлении Давида, Фрагонар принадлежал прошлому. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Но отец не хочет, чтобы юный художник был учеником старого Фрагонара.
26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Да и то сказать: по королевским заказам платят плохо и с задержками – это скорее честь, чем заработок, а Фрагонар – всем известно – беден выгода – вот что заставило его спуститься с высот. Подрастает сын – тоже будущий художник. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре.
К сожалению, в издании Сказок (вышедшем с запозданием и в неблагоприятный для этого момент, после революции, в 1795 г. ) сохранилась далеко не вся прелесть первоначальных рисунков Фрагонара к Лафонтену: иллюстрации с сильными изменениями гравированы офортистом Мартиалем. Картины художника Фрагонара чаруют упоительной красотой жизни искренностью, чистотой и свежестью чувства. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Сами названия портретов «Пение» (1709), «Любовная записка» (1773–1776), «Маленькая озорница» (1777–1779) – говорят о большой доле аллегоризма.
Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Наиболее значительное место среди картин этой группы следует отвести Фонтану любви. К сожалению, пропали отчетные работы Фрагонара, посланные в свое время в Париж. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении.
Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Один раз еще, в 1767 году, послал он в Салон несколько ранее исполненных вещей (Голова старика и Группы детей в небе – проект плафона для особняка Бержере) и затем навсегда отказался от Квадратного салона королевского дворца. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Упразднены (как очаг анархии) Школа покровительствуемых учеников, Школа Академии св.
Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка.
Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Оноре поступает в мастерскую знаменитого Ф. Буше, но маэстро отсылает юношу к Ж. -В. Такова существующая в двух вариантах картина (маленькая – в частном собрании, большая – в Вашингтонской Национальной галерее сохранился также эскиз в частном собрании), которая известна под названием Посещение кормилицы.
Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Наследуя традиции галантных «празднеств» у великого Ватто, Фрагонар создает, однако, оригинальный их вариант. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса.
Заработки старого Фрагонара невелики. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». В сентябре 1769 года Фрагонар женился.
Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. На четвертом десятке лет жизни Фрагонар наконец внутренне свободен.
На конкурс в те времена непременно полагалось представить историческую картину. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Другие предполагают, что он занят любовными похождениями (которые, впрочем, отрицать не приходится) и потому забросил работу. По всей видимости, сначала Сен-Жюльен предложил этот заказ мастеру исторической живописи Габриэлю Франсуа Дуайену. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции.
Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Но это не лишает сцену правдивости. Он был в своей холостой квартире со своей возлюбленной. Картина принадлежит королю и с нее собираются выполнять гобелен (что, впрочем, так и осталось неосуществленным). Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма.
«Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Когда с согласия отца он начинает заниматься живописью, осуществляется заветное желание.
Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Уж не ради нее ли Фрагонар в конце жизни принимает участие в создании нескольких картин, в которых нет ничего фрагонаровского (даже если принять за эталон Поцелуй украдкой и Контракт). Откровенно шаловлива и пикантна Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку (частное собрание). Выигранный поцелуй – сценка, разыгранная персонажами из пасторалей Буше.
Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Луки и, главное, запрещены очень популярные публичные выставки художников, не принадлежащих к Академии. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье.
А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. На небольшом холсте Фрагонар противопоставляет и сопоставляет прекрасное буйство растительности и красоту резвящихся обнажённых девушек, движущихся в тесном декоративном вихре – вместе друг с другом и с клубящимися облаками. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Она выдержана в мягком золотистом тоне и пленяет тонкой передачей света и воздуха. Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства.
Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Вот более позднее полотно – «Поцелуй украдкой». Профиль этой девушки – на редкость темпераментный – выражает азарт, возбуждение, ревность. Весь Париж встречается здесь.
Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. В мастерской Шардена Фрагонар пробыл всего около полугода. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. В делах не везло, торговля шла плохо.
В своей любви к паркам Фрагонар был истинным сыном своего века, в котором парковая культура достигла кульминации. Вместе с тем она имеет печальный смысл: шедевры Фрагонар создавал только в молодости. И последнее, о чём необходимо сказать. В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков.
Его творческий темперамент поистине огромен. Картина, в настоящее время внесенная в каталог Эрмитажа под названием Дети фермера, была выставлена в Салоне 1765 года и, следовательно, написана так же, как и сцены из Освобожденного Иерусалима, в течение первой половины 60-х годов. Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости.
После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. На рубеже 1700-х годов художники рассматривали аллегорию Фонтана Любви почти как предмет жанра изображая любовников в соответствующих эпохе костюмах, флиртующих в саду у декоративного источника. 1788 год стал очень тяжёлым для художника.
Значение Фрагонара для формирования таланта Прюдона очевидно. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Здесь в полную силу проявился его талант живописца.
После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Коллекция кабинета рисунков Лувра, видимо, собрана именно им.
Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес).
Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Бьющая через край экспрессивность, динамика, неисчерпаемое воображение художника, независимо и произвольно строящего все вещи этой серии вне существующих портретных канонов, могли вызвать сомнение в их портретности как таковой. На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты.
На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. В конце 70-х и в 80-е гг. Перед нами характерная для живописца картина. На этой должности он находился вплоть до самой смерти.
Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. В это время в моду входит классицизм. Картина Счастливый брак (частная коллекция) изображает развалившегося на диване сытого господина, которого ласкает ребенок, а рядом стоит, склоняясь над ним, благополучная, полная, нарядная супруга. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Ничего нового, самостоятельного она так никогда и не попыталась создать. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Епископа Фрагонар заменил более скромной фигурой, а владелец прелестного создания изображен совсем юным кавалером.
В гостиной собрались гости. Он думает о своей карьере, о вступлении в Академию, для чего сначала надо завоевать звание причисленного (agree) с этого момента он уже получит право выставляться в Салоне – то есть на выставках в Квадратном салоне Лувра, устраивавшихся раз в два года в них могли участвовать только члены Академии и причисленные к ней. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше.
Для исполнения заказа Фрагонар использовал три сделанные раньше небольшие картины – Шарлатаны, Торговец игрушками и Театр марионеток (все три – в частных собраниях). Художник смог передать своё представление о любви. Краски его портретов образуют «пряные», утонченные гармонии, как в холсте «Маленькая озорница», где все от театра, маскарада.
Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера.
Фрагонар довольствуется изображением Пегаса, достаточно знакомым по европейской живописи. Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. С конца правления Людовика XV праздник в Сен-Клу (ярмарка, происходившая в течение трех последних воскресений сентября) делается популярным развлечением для людей разных сословий.
Она не забывает друга, который ее воспитал: когда в 1805 году старого Фрагонара, как и других художников, выселяют из обжитых, привычных помещений в Лувре, то не сын, а именно она нанимает для него квартиру. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Фрагонар как бы обнажает свой живописный метод. Шардена.
Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. В 90-е гг.
Начал он с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Его излюбленной техникой был бистр с размывом и сангина, позволявшие добиться бесконечного богатства градаций теплых коричневатых тонов. Разумеется, Фрагонар видел в Салоне Велизария и Клятву Горациев Давида. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия «Фантастических портретов» (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. В его первой исполненной после возвращения из Италии серии с изображением полуфигур старцев в фантастических одеяниях проявилось влияние Рембрандта и Тьеполо.
Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Запечатлено мгновение, минутная ситуации. Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Фрагонар одни из самых крупных французских портретистов XVIII столетия.
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Маргарита Жерар пользуется прочным признанием и даже получает золотую медаль от Наполеона. Взлетают качели с нарядной да мой в розовом платье («Счастливые возможности качелей», 1765–1772), предаются безмятежному веселью среди девственной природы молодые люди («Игра и жмурки», 1773–1776).
Фрагонар действительно любил фантазировать. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. В его первой исполненной после возвращения из Италии серии с изображением полуфигур старцев в фантастических одеяниях проявилось влияние Рембрандта и Тьеполо. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. В самый момент торжественного жертвоприношения Корез в отчаянье закалывается сам.
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Он остановил свой выбор на Фрагонаре, которого давно знал. Он не привык писать пейзаж на полотне такого масштаба. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое.
Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Стирающие в фонтане виллы и развешивающие яркие полотнища на фоне классической скульптуры и архитектуры молодые итальянки смотрятся живо и нарядно в великолепном пейзажном окружении старого парка. Это период подъема в творчестве художника и создания ряда блестящих произведений. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи.
Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Картину эту относят одновременно и к числу ранних галантных сцен и к числу сельских идиллий Фрагонара. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился.
В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. Их сближенные профили напоминают римские портретные камеи по четкости и чистоте линий. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Похоже, что художник выкупил у финансиста свои рисунки.
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Бержере ничего не имел и против жанровых сцен. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).
1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Рот ее открыт, она что-то кричит в волнении – это видно, хотя только одним трепетным мазком теплой краски очерчена вся нижняя часть ее лица. Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Едучи в Италию, он надеялся найти в античных скульптурах и полотнах мастеров эпохи Ренессанса источник вдохновения. Картина также имела другое название «Тайная страсть».
Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Галантные сюжеты Фрагонара не наделены философичностью пасторалей Антуана Ватто, они свежи и естественны в передаче полнокровности земных чувств и в то же время изящны, поэтичны и декоративны. По за игривостью сюжета, предназначенного на потребу светской публике, стоит иное.
Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. Мы не будем останавливаться на колористическом мастерстве и стиле, на который повлиял входящий в силу классицизм. На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия.
Спохватились лишь пару часов спустя. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. На подобные произведения был большой спрос.
Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком.
Ее линии прихотливы извилисты. В возрасте восемнадцати лет Фрагонар уехал из Граса в Париж, где поступил в мастерскую к прославленному живописцу Франсуа Буше. В творчестве Буше Фрагонара привлекали артистизм, свобода живописной манеры, богатство воображения, что соответствовало его собственному дарованию.
Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее. Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры».
Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Общее внимание было привлечено к Фрагонару. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь.
Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю.
Но уже в марте 1791 года художник возвращается в столицу. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам».
Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». Его искусство оставалось весьма противоречивым. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Юного Оноре устраивают в качестве клерка к нотариусу. Фрагонар пишет еще около двенадцати подобных картин разных размеров. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи.
Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы д39Эсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру.
Стилю Фрагонара присущи особая внутренняя свобода и смелость обобщения формы, сочетающиеся с богатством цветовых оттенков. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Теперь у него новая забота. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Но работает там неохотно – его влечет рисование.
Шардену. В картинах «Урок музыки» (ок. Стремительная кисть художника следует движению чувства, взволнованному состоянию героев. Разорившись, семья переезжает в Париж. Фрагонара готовы считать главой исторической живописи во Франции.
Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Картины Фрагонара в то время продать было невозможно. Радость, которую излучает вся её хрупкая фигурка, легкая улыбка и порозовевшие щечки показывает, что она ждала этой записки. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме.
Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Эта работа – исключение из правила. Вариацией на тему галантного жанра стала эрмитажная картина «Выигранный поцелуй» замечательный пример свободной живописной манеры Фрагонара.
Теперь видимо, от художников ждут аллегорической живописи: в последние годы каталоги Салона запестрели такими названиями, как Борьба Любви и Целомудрия (Лагренэ-старший), Приношение Амуру (Теолон) и т. д. Эта тематика исключает революционную ориентацию, но картины пишутся в манере, далекой от фривольности и изысканности рококо, – это тот конец старой легковесной манеры французской школы, о котором писал в это время Гримм. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно.
Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.