Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. В 1941 году картина снова перебралась в укрытие в Хемскерке, а спустя год в Маастрихте. Голландские художники XVII века писали простых людей, сцены из жизни торговцев и буржуа. Итак история. Он писал оборванцев и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Есть разные версии ее появления.
Начиналось действо довольно обыденно и даже несколько тревожно — на весь торговый центр заверещала сирена и покупатели завертели головами, пытаясь понять, что сие за мерзкий звук и не пожарная тревога ли это. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.
Но загадки остаются. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Например, смена тренда. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». Ладно, с кем не бывает. Полотно симметрично разделено и говорит о союзе голландских протестантов и католиков. Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой).
Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Он и его служанка Хендрикье Стоффельс были отлучены от церкви. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. ЗАГАДКИ НОЧНОГО ДОЗОРА Картина слывет загадочной. Светящийся ангел, так как жена его была музой и помогала ему во всем.
Россию с Нидерландами связывают долгие отношения. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) – хорошо, что никого не убило.
Последствия могут оказаться катастрофическими и Монахи Истории, следящие за тем, чтобы определенные события обязательно происходили, просят Ваймса занять место сержанта Киля, чтобы объяснить самому себе, что значит быть хорошим полицейским. Подлинный колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор» был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для него зале. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру и лейтенант Рейтенбург (справа). Безусловно, это добавляет комичности всей сцене. В целом, ущерб сведен к нулю, но если подойдете поближе, то сможете разглядеть следы.
Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы. Его постиг тяжелый удар – смерть единственного сына Титуса. Зима, ветра, в Амстердаме в это время несладко — психанул мужик, что поделать. Что до картины, то ее приключения продолжаются. А главная загадка — молодая девушка в светлом. Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами».
Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами их 16. На самом деле, приглушенный свет был вызван преждевременным потемнением многослойного лака. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту – живой талисман, который стрелки брали с собой на войну. Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). Ни денег, ни славы, ни работы.
Для равновесия световой композиции на переднем же плане ярко освещенная фигура девочки. Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен (голландский художник, график, литератор и теоретик искусства) пишет в своем трактате: «Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан. Как описывает искусствовед Курт Баух, перед нами — главная группа «полотна в большом зале «Дома стрелков», на котором юнкер фон Пурмерландт в качестве капитана (впоследствии — Франс Баннинг Кок, бургомистр Амстердама) отдаёт приказ своему лейтенанту, герру фон Влердингену (Виллему ван Рюйтенбурху) построить роту бюргеров» — эта заметка того времени точно определяет тему изображения стрелков, этого группового портрета ночной стражи: «Рембрандт изображает прежде всего действие.
Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» («klauw») и мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»). – очень подходит ему. Кэрролл предположила, что при написании «Ночного дозора» Рембрандт использовал прием карнавализации происходящего иными словами, пародии.
Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Они были необходимы, чтобы создать впечатление большой толпы, массы людей. Например, ван Рейтенбург на переднем плане одет в сияющее золото, а стоящий по левую руку от него Баннинг Кок — в черный «сатанинский» наряд. И посреди этого хаоса единственным местом, где стражники и горожане не оказались по разные стороны баррикад, был полицейский участок на улице Паточной Шахты, которым командовал «сержант Киль», то есть Ваймс. А Рембрандт вместо этого изобразил роту идущей в сторону зрителя в каком-то смятении.
Разгадать истинный замысел живописца пытались многие. Таким образом Рембрандт создает иллюзию, что персонажи готовы спрыгнуть с холста и вот-вот окажутся рядом со зрителем. Выделенная светом фигура девочки — концентрация атрибутики аркебузиров (предтеча мушкетеров). Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т. е. Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) – это и есть заказчики убийства. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка.
На этот раз на роль главного героя был выбран широкоплечий человек высокого роста. Примерно так это и было: вот тебе, Рембрандт, гульдены, сделай нам красиво.
Историческая справка о картине Рембранта ван Рейна «Групповой портрет стрелков-добровольцев города Амстердама», которую в настоящее время называют «Ночной дозор». Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Это уже не бравые господа, а какие-то смешавшиеся в кучу взволнованные люди.
Рембрант перенес на холост элементы героики, поддерживая патриотизм. Творение Рембрандта вместе с портретами других стрелковых рот должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене — штабе городских стрелков. Ладно, с кем не бывает. Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24, 28 и 34). Кто эти лишние 16 человек. Художники писали портреты и передавали жизнь во всем ее многообразии.
В сюжете и деталях "Ночного дозора" многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню. ), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Чешский писатель Карел Чапек так писал о нем:. Рука с прожилками старушки, читающей Библию, кожа на свету и та же кожа на затемненном лице.
Атмосфера шествия задана развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов. Узнать картину легко, это «икона» в живописи 17 века. Так, более высокий капитан (в черном) символизирует голландское протестантское руководство, которое поддерживают лояльные католики в лице лейтенанта. Важный момент: фигуры почти в натуральную величину (за счет масштаба полотна — 3, 5 на 4, 5 метра). СюжетКартина, которую сегодня мы знаем как «Ночной дозор», называется в оригинале иначе, а именно «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга».
Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста. На площади Рембранта в 2006 году установили скульптуры «Ночной дозор» по мотивам самой известной картины художника. Вообще, замысел художника разгадать непросто. Картину считают переломной для Рембрандта.
За окном 1638 год. Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил с собой. Еще бы. При этом заказчики также становятся частью толпы, теряя свою самостоятельность.
Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Он обессмертил их, а они сделали бессмертным его имя. Художник просто решил подшутить над бравыми ополченцами, которые разучились даже обращаться с оружием, не то что воевать. Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть.
Парень промчался по балкону торгового центра, беспокойно оглядываясь и тут началось. Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. Кубок в руках девочки – символ благосклонности судьбы. Во Львове был украден автопортрет Рембрандта. Он писал портреты, одни только портреты.
«Ночной дозор» Рембрандта (название, под которым традиционно известна картина «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга») была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить свое новое здание групповыми портретами шести рот. Датировка последних произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда.
Левая рука мушкетера в красном – еще одна аллюзия на карнавальную культуру. И путешественник, который стремился увидеть и постичь тайну малой нации хотя бы по ее искусству, остановится перед еще более удивительной: перед тайной великого художника. Эти жесткие рамки неминуемо сковывали художников и лишь таким мастерам как старший современник Рембрандта Франс Хальс удавалось преодолеть статичность и искусственность композиции традиционного группового портрета. Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил с собой.
Но загадки остаются. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Он делал портреты добрых бюргеров в семейном кругу: мужа, жену и ребенка. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью.
Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Зима, ветра, в Амстердаме в это время несладко – психанул мужик, что поделать. Но на картине совсем не то. По одной из версий, поводом для написания полотна (причем в то время подобные групповые портреты заказывали и другие общества) был визит Марии Медичи в 1638 году. Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам.
Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии. — на поясе висят пистолет и петух, в руке рог для вина. У стрелка шесть пальцев (. ), как и у некоторых театральных кукол той эпохи изображающих шутов. Так парадные портреты не пишут. Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII – XVIII столетий.
Таким мне представился последний день жизни великого голландского живописца. Групповой портрет — конгломерат индивидуальностей — перерастает в своеобразную сюжетную картину изображающую торжественное воинственное шествие. Такие дела. В 1990-м еще один злоумышленник пронес в музей баллончик с кислотой и, как вы догадываетесь, не просто так.
Версии предлагались самые различные: от больных фантазий художника, вызванных поражением его мозга сифилисом (Джордан Плеш), до тайного послания, обличающего убийц прежнего капитана стрелков Пирса Хассельберга, место которого занял коварный Кок (Гринуэй). Благое начинание состоялось после отпора испанской экспансии, но к сороковым годам жизнь вернулась в мирное русло. Ваймс-Киль становится сержантом при оружии (приставом) в полицейском участке на улице Паточной Шахты, там же, где служит молодой Ваймс. Например, Жатву Брейгеля из чехословацкого замка в Роуднице-над-Лабой скупщик картин для Гитлера и Геринга доктор Восс отправил в музей фюрера в Линце, в Австрии.
Спасибо охране — сориентировались, брызнули на полотно водой. Свет и тени в его автопортретах. Самым любопытным персонажем на картине является девочка в золотом платье. Карцер и отряд Непоминаемых попытались убить Ваймса-Киля, но Монахи Истории вернули Ваймса и убийцу в настоящее время, поскольку задача восстановления прошлого была успешно выполнена. Как у Энтони ван Дейка. Да и центр композиции «уехал» куда-то влево вглубь, по световой диагонали: лейтенант — «сияющая» девочка.
После этого Рембрандта уже ничего не связывало с почтенным семейством, он потерял покровителей и, как результат, популярность. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». И поназаказывали портретов, чтобы приятно поразить Марию. Ради нее после свадьбы он влез в долги в связи с покупкой дома.
На этот раз полотно атаковал безработный учитель. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет. Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора» : творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. В целом, ущерб сведен к нулю, но если подойдете поближе, то сможете разглядеть следы.
Сегодня турист еще бывает на амстердамском Принсенграхт, где стоит Вестеркерк. Выполняя заказ, Рембрандт отошел от канонов написания групповых портретов. Последним ударом стала смерть сына. Идти косвенным путем к Рембрандту – это, может быть и есть самая прямая дорога. Оживают герои полотен, созданные его гениальной кистью.
Это сегодня для фото вам нужны 10 минут и селфи-палка. Русский след не сложно отыскать в Амстердаме.
Подобно тому, как на рембрандтовском полотне запечатлен момент, когда беспокойная толпа превращается в организованный отряд, так и в построении картины внутренняя гармония непостижимым образом берет верх над внешним хаосом форм, линий, световых пятен. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. Во-первых, он отказался от статичной картинки. По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м — в том же году, когда был закончен «Ночной дозор». На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами.
Ваймс-Киль также отправился в штаб-квартиру Непоминаемых, в поединке убил капитана Загорло и открыл пыточные застенки, где ему пришлось добить некоторых несчастных. Правда, после таких инцидентов вас вряд ли подпустят поближе. В корпорацию входило 6 рот, соответственно и заказы получили 6 амстердамских художников. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали. В своем настоящем времени Ваймс схватил наконец Карцера и предал его законному суду. Фигура коротышки и вторая правая перчатка Кока создают карнавальный контекст, в котором претензии позирующих кловениров предстать бравым воинством лишаются всякого основания. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Корпорация стрелков приняла решение украсить штаб-квартиру групповыми портретами.
Он исходит из общего, а не из отдельного. Капитан не отдает соратникам четких команд, а произносит в пустоту какую-то философическую речь, лейтенант смотрит мимо него и, видимо, занят своими мыслями. Но в 1975 году произошел второй инцидент. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры.
Двадцать три полотна находятся в ленинградском Эрмитаже. Что до картины, то ее приключения продолжаются. Мертвая курица — символ поверженного противника.
Есть также предположение, чтов одном из второстепенных персонажей художник изобразил себя. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Прорубая окно в Европу, Петр I не один раз успел побывать в Голландии. Поговорим о Франсе Халсе. А в XVII веке без художника было не обойтись.
Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием («Вапенханделинге», 1607), в разделе «Неправильно». Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. Судьба художникаПочему-то принято считать, что после «Ночного дозора» популярность Рембрандта пошла на спад, а жизнь — под откос.
Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение.
Правда, после таких инцидентов вас вряд ли подпустят поближе. Если всмотреться, то можно найти и самого художника: он выглядывает из-за плеча стрелка в цилиндре. КонтекстНазвание «Ночной дозор» придумали искусствоведы в XIX веке. Жизнь Рембрандта помогает лучше понять атмосферу голландского золотого XVII века.
В 1638 году Мария Медичи посетила с торжественным визитом Амстердам. Не получилось.
Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама. Они хотят успеть увидеть все, не пропустить ничего. Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. Он не только не стал разбирать баррикады в соответствии с приказом из дворца, наоборот, он помог горожанам соорудить более эффективные препятствия, чтобы противостоять кавалерии.
Это Рембрандт. Когда в один из последних приездов я вновь пришел в Рейксмюсеум, то напрасно искал картину в том же зале. На этот раз полотно атаковал безработный учитель. Он окропил ею шедевр Рембрандта. На поясе у нее прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. Например, барабанщик не входил в роту.
Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. И, кстати, почему выделены только трое (девочка еще какая-то затесалась), а весь отряд — на втором плане. Не понятно, почему капитан в правой руке в перчатке держит ещё одну правую перчатку и многое другое. То, что все это действительно происходило в Амстердаме, Харлеме, Хорне, подтверждает дневник английского путешественника Питера Манди, который в 1640 году писал: Все стремятся украсить стены своих домов ценными картинами. Ни денег, ни славы, ни работы. Благодаря его действиям кровопролитие было предотвращено. С произведений снимались копии их подделывали.
В Амстердам приезжает королева Франции Мария Медичи. живой талисман отряда или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. Последним ударом стала смерть сына. Пока во дворце готовился переворот, народ вышел на улицы.
Картины стали предметом, в который вкладывали капитал. Но в 1975 году произошел второй инцидент. Такие дела. Каждой роте по художнику, не фотографии делали:).
В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры.
Кислота успела повредить только слой лака — это легко восстановили. Также, традиционным символом для них является дубовый лист, который можно увидеть на шлеме.
Но и Карцер не остался без работы. Причин может быть несколько. Почему второй так превышает первого в росте, а тень от руки «дьявола» падает на его напарника в районе ниже живота. Несмотря на то, что ее изгнали из Франции по приказу Луи XIII, в Амстердаме ее приняли торжественно. И что значат все эти намеки на полотне. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Достаточно хорошо видно, что она буквально излучает свет.
«Ночной дозор» — групповой портрет эпохи. Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. Через три года он сменил учителя, переехав в Амстердам к Питеру Ластману. Сегодня она радует посетителя ясными красками. Воспитанный человек, а что творит. Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга.
Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане. Вроде бы в такой ситуации подобает быть собранным и внимать голосу командира.
Воспитанный человек, а что творит. Тяжелые латунные люстры и могучий орган под его сводами смотрят на облупившиеся колонны, основания которых не очень аккуратно подправлены бетоном. Двадцать два действующих лица Ночного дозора перебрались в первый зал музея.
Несколько раз повторяющиеся, почти параллельные диагонали, которые слева образованы пикой, древком знамени и стволом мушкета, а справа – пиками, оружейными стволами и ободом барабана, с двух сторон захватывают боковое пространство и возникает ощущение, что запечатленная на холсте группа людей – лишь часть более мощного людского потока. А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов.
Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Там нет гор, но там зияет бездна печали, сияния и ужасающей красоты. Скульптурная композиция гармонично вписалась в пространство площади. Желтый цвет часто ассоциируется с победой.
Невероятный экспиренс — очутиться внутри картины, ходить мимо героев полотна. То, что является нам из тени, это — действие в пространстве, то есть — событие». После 1642 года в жизни Рембрандта одно за другим происходят печальные события. Тем не менее благополучные бюргеры хотели остаться в истории бесстрашными вояками. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова "коготь" и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами ("klovenier"). Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии.
Рассказ, который я предлагаю вашему вниманию, не детективная история. Ожидалось, что это будет парадный групповой портрет (как у всех). А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Ведь сами по себе славные мушкетеры капитана Кока мало интересовали художника. Однако никаких документальных подтверждений тому, что именно картина всему виной, нет. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина.
Рембрандт показывает, что рота полностью снаряжена и готова к работе. Кто они — неизвестно. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Первоначально названный «Стрелковая рота Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рёйтенбюрга», этот милицейский групповой портрет предназначался для великово актового зала мушкетеров. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Но вернемся к картине, с которой мы начали свой рассказ, – к Ночному дозору Рембрандта.
Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Несмотря на маленький рост девочки, она имеет взрослое лицо жены художника Саски. Датировка последних произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Картины становились военными трофеями. Ведь платили только за 18. Один из вариантов интерпретации — религиозный. Естественно, город «прихорашивается» перед пышными торжествами, устраиваемыми в честь венценосной персоны.
Пришельцы из будущего вызвали в прошлом ряд событий, которые могут нарушить ход истории. 14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м – в том же году, когда был закончен «Ночной дозор». Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.