Николай Ярошенко (1846–1898) – именитый украинский художник второй половины XIX века, выдающийся портретист, автор жанровых картин, активный участник прославленного Товарищества передвижных художественных выставок. Сначала Николай Ярошенко брал частные уроки рисования в знаменитого художника Андриана Волкова, а позже учился в вечерних классах рисовальной школы Общества поощрения художеств, где занимался под руководством Ивана Крамского. Ярошенко Николай Александрович (1846-1898) – знаменитый русский художник второй половины XIX века, выдающийся портретист, автор жанровых картин, ученик И. Н. Крамского и его верный соратник по Товариществу передвижных художественных выставок.
К своему первому творческому наставнику И. К. С него был чудесный вид на Зеленые горы, на парк с царской площадкой. – "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894).
Под впечатлением от древнего Сентинского храма близ Зеленчука Н. А. Ярошенко написал картину «Забытый храм». Ярошенко обнажил популярную на тот момент тему. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.
Демокра- тизм творчества Ярошенко, стремление воплотить в художественных образах передовые социальные и этические идеалы эпохи ярко отразились в созданных им портретах-типах (Кочегар, 1878, Студент, 1881, – оба в ГТГ Курсистка, 1883, Калужский областной художественный музей). Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Над кроватью на специальной стойке укрепили овальную табличку из жести, покрашенную зелёной краской и на ней белилами написали печатными буквами «Николай Ярошенко»6. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко.
Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Мягкий по внешности – он кремень духом». Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Юных «бунтовщиков» препроводили в одиночные камеры карцера. Пожалуй, самыми значительными произведениями художника 1870-х годов и наиболее яркими образами для творчества Ярошенко стали «Кочегар» и «Заключенный». Последние годы жизни Ярошенко посвятил поездке на Урал, где на угольных рудниках искал прототипы для задуманной картины из жизни рабочих.
Большое внимание уделялось военно-патриотической подготовке будущих офицеров. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Именно тогда он создал самые знаменитые портреты современников. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Учился в петербургской АХ (1867-74, вольнослушатель). Его отец мечтал, чтобы старший сын пошел по его стопам и не обращал внимания на интерес мальчика к живописи.
Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Мищенко. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10.
Крамского, учился в Академии художеств как вольнослушатель (1867-1874). «Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит». Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М.
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. По свидетельству жены художника, Н. А.
Очень часто в обычной жизни нам не хватает чудес». В так называемой каморе (спальне), большом зале с колоннами и окнами, выходившими на 1-ю (Кадетскую) линию, находились четыре ряда железных кроватей, а на стенах висели картинки из военного быта. Знаменитая картина «Курсистка» яркий пример изображения в русском искусстве девушки- студентки. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «Белую виллу».
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». В своей спокойной и тщательной манере он изобразил своё заключение в рисунке, сделав к нему шутливую подпись: «От 1 ноября по 10 я пользовался даровой квартирой со всеми удобствами»9. «Совестью художников» называли его современники. Искусствовед М. Неведомский писал в «Ниве»: «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи».
С 1892 года Николай Александрович практически постоянно жил в Кисловодске. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»). 31 октября 1862 года в корпусе произошло из ряда вон выходящее событие. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».
В этом образе прослеживается мысль об ответственности капиталистического общества Российской Империи за нечеловеческую эксплуатацию простых рабочих. Так выразился о своем романе «Бумажная девушка» настоящий романтик – Гийом Мюссо. Он стал знаменитым русским художником. Период расцвета его творчества попадает на 1880-е годы. Первые выразительные по образному решению портреты Ярошенко появляются в 1870-х годов. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе.
Учащиеся Полтавского корпуса отличались лучшими успехами по «Закону Божию», по русскому и французскому языкам, географии. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Коцебу. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874).
Удивительные по красоте горные пейзажи Кисловодска радуют глаз свежей, насыщенной палитрой и мастерством кисти. В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
Я вообще считаю, нельзя быть прагматиками. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов.
С 1882 года художник уже каждое лето проводит здесь. Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны).
В 1962 в Кисловодске открыт художественный музей Ярошенко. Тот домик, где живет сам Ярошенко, где его мастерская, был особенно мил. Ярошенко писал также жанровые картины (Всюду жизнь, 1888, ГТГ), пейзажи. Волкова, занимался у И. Н.
Волковым и под его руководством продолжил систематические занятия рисованием и живописью7. С самого детства Николая готовили к военной карьере. Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой». Он написал там множество этюдов и портретов молодой жены и друзей.
Стрепетовой, 1884, ГТГ И. Н. здесь жила, по свидетельству М. В. Примерно в 1890 г. при благоустройстве усадьбы флигель получил новый внешний вид: мазаные глинобитные стены были оштукатурены, соломенная крыша заменена железной кровлей, по коньку устроен гребень из металлической решетки. Вместе с художником Н. Н. Дубовским он предпринял длительную поездку через кавказские перевалы к Черному морю, результатом которой явились многочисленные эскизы и наброски пейзажей, жанровых сцен.
Георгия 4-й степени, более 14 — Золотым оружием с надписью «За храбрость». Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Значительное место в его творчестве занимает пейзаж (Клухорский перевал, 1882 Судакская бухта в Крыму, 1882, обе – в ГТГ). Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко.
Ярошенко стал вольнослушателем Академии художеств, увлеченно занимался живописью и одновременно учился в Артиллерийской академии. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Профессиональный военный, в 1892 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. Каразин и известный художник-баталист А. Е.
Однако в Российском государственном архиве древних актов хранится похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года2. Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством.
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. Н. А. Ярошенко страдал горловой чахоткой и выяснилось, что только климат Кисловодска позволял ему «легко дышать» и увлеченно работать. Н. А. Ярошенко не мог не поддержать революционно-демократические идеи в России, они проявились в ряде его выдающихся полотен: «У литовского замка», «Студент» (1881), через два года знаменитая «Курсистка», написанная с А. К. Чертковой – жены известного писателя и издателя. Толстого, 1894, ГРМ). Верещагин выпускник Сибирского кадетского корпуса скульптор П. К.
За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью. Обогатил живопись новыми темами (Кочегар, 1878 Всюду жизнь, 1888, обе – в ГТГ Курсистка, 1883, ГРМ) и глубокими психологическими образами (портреты П. А. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением». Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883).
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Его фигура и обращенное к зрителю лицо выхвачено из темноты отсветом горящей топки. До 1892 – военнослужащий. Великолепно раскрыт образы в портретах И. Крамского и Н. Ге.
Передвижник (с 1876), один из руководителей ТПХВ. Во время приготовления уроков воспитанники 4-й роты «обнаружили неудовольствие» против изводившего их придирками батальонного командира «в неожиданном размере». Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц.
Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.
Другая известная работа художника – «Студент», отличающаяся тем же одухотворенным настроением, что и предыдущая работа. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. Крамского, 1876, ГРМ Л. Н. На сегодняшний день он является одним из самых популярных и читаемых писателей Франции. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ).
Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в семье полтавского дворянина, офицера Петровского Полтавского кадетского корпуса. Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. Флигель 2 на территории усадьбы Ярошенко. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884).
Усадьбу назвали Белой виллой. Радушные хозяева пристроили к своему уютному пятикомнатному дому несколько флигелей для гостей. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), русский художник. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. В. Позен.
Ярошенко был прикомандирован к только что учреждённому кадетскому корпусу в Полтаве. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного.
В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Стройного, среднего роста новичка остригли «под гребёнку» и переодели в повседневное обмундирование (однобортная чёрного сукна куртка с девятью пуговицами, красными погонами с высечкой на них «1 КК», серые нанковые шаровары и бескозырка с красным околышем). В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898).
Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. К ранним графическим работам юного художника, выполненным в этот период, относится рисунок «Шик немалый». Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и спонсоров восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Об этом же писали в своих романах Ф. М. Достоевского и В. Крестовский в повести «Петербургские трущобы». А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет.
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». В основном – это были образы из народа: «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка». Трепова. Ярошенко проводили лето именно здесь. В сентябре 1840 года штабс-капитан А. М. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии.
Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. Заседавший пять дней воспитательный комитет 1-го кадетского корпуса изложил свои выводы в специальном журнале. Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы.
С 1875 г. – экспонент, с 1876 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок.
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Одной из самых известных работ раннего периода Ярошенко стала картина «Невский проспект ночью», написанной в 1874 году.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Один из них раздувает самовар сапогом. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора.
Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. Крамского. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Свой первый офицерский чин он получил за отличие в Русско-турецкой войне 1828—1829 гг. Зайцеву Ярошенко всегда хранил благодарное чувство.
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Благородный духовный облик передовых деятелей русской культуры запечатлен Ярошенко в портретах П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Н. Н. Ге (1890, ГРМ). Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Брал уроки рисования у A. M. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор».
Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен. Художник представил ее на IV Передвижной выставке, на которой она имела успех у публики. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Любимыми героями Ярошенко становиться студенты, передовая молодежь, движущая сила революционно-разночинного студенчества.
Начало 1880-х годов отмечено в творчестве Ярошенко развитием темы революционной борьбы русской интеллигенции в связи с новым общественным подъемом в России. Изящный светлый дом получил от гостей и друзей Н. А. Ярошенко название «Белая вилла». Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Боголюбов и баталист В. В.
В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. Ярошенко вошел в историю русского искусства как талантливый портретист.
Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. После смерти своего учителя и близкого друга И. Н. Крамского Н. А. Ярошенко возглавил «Товарищество передвижных выставок» и стал духовным центром кружка передовых художников и деятелей искусства, а его петербургская квартира – художественным салоном и местом встреч друзей и единомышленников. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной.
Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название её – «турлук». Тонкий по эмоциональной выразительности и блестящий по колориту – портрет актрисы П. Стрепетовой, стал одним из шедевров русской живописи конца XIX века. Более того, считавшиеся отличными воспитанниками Ярошенко и Сухотин (будущий генерал от кавалерии и начальник Академии Генерального штаба) «не оставили своих намерений, несмотря на трёхкратные убеждения и просьбы г. Директора». Об этом свидетельствует написанный им в 1886 году портрет Ивана Кондратьевича.
Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный).
Но даже там начинающий художник не расставался с альбомом. Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Сам художник с помощью друзей расписал веранду дачи, разбил клумбы и аллеи. Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью).
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ. Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки».
Флигель 1 на территории усадьбы Ярошенко. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». На фоне слегка обозначенных палаток вокруг большого самовара собралась группа кадет.