В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора. Николай Александрович Ярошенко (1декабря1846, Полтава, Российская империя— 26июня 1898, Кисловодск, Терская область, Российская империя)— русский живописец и портретист, член Товарищества Передвижников. Николай Александрович Ярошенко (1 декабря 1846, Полтава, Российская империя – 26 июня 1898, Кисловодск, Терская область, Российская империя) – русский живописец и портретист, член Товарищества Передвижников. Николай Александрович Ярошенко (1декабря1846, Полтава— 26июня 1898, Кисловодск)— русский и украинский живописец и портретист. Не явилась исключением и его новая книга «Белая вилла» о музее-усадьбе Николая Александровича Ярошенко, прекрасно изданная издательством «Снег».
Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет. Николай Александрович Ярошенко (113декабря1846, Полтава— 26июня 8июля1898, Кисловодск)— русский живописец и портретист. Умер Николай Ярошенко в Кисловодске 26 июня (7 июля) 1898 года. В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора12.
Николай Александрович Ярошенко (113декабря1846, Полтава, Российская империя— 26июня 8июля1898, Кисловодск, Терская область, Российская империя)— русский живописец12345678 и портретист, член Товарищества Передвижников. У Ярошенко открылся туберкулез. В 1897 году Николай Александрович отправляется в большое путешествие: Поволжье, Италия, Сирия, Египет. Николай Александрович Ярошенко (1 (13) декабря 1846, Полтава— 26июня (7 июля) 1898, Кисловодск)— русский и украинский живописец и портретист.
Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878). «Совестью художников» называли его современники. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры.
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен. Однако его кисти принадлежат и более мажорные и умиротворенные образы народной жизни среди последних наиболее популярна картина На качелях (1888, Третьяковская галерея). В дальнейшем совмещал занятия живописью с военной службой. Среди его творческих работ – эскизы и рисунки.
До 1892 – военнослужащий. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора.
В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного.
В. Позен4. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Обогатил живопись новыми темами (Кочегар, 1878 Всюду жизнь, 1888, обе – в ГТГ Курсистка, 1883, ГРМ) и глубокими психологическими образами (портреты П. А.
Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Искусствовед М. Неведомский писал в «Ниве»: «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи». Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Ярошенко создал ее, находясь под влиянием толстовских идей и даже хотел дать картине название «Где любовь, там и Бог».
Трепова. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Там он сблизился с членами Товарищества передвижных выставок. Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством. Мадонну, худую и бледную, держащую на коленях младенца Спасителя с простертою для благословения ручкой и возвышающуюся позади фигуру лысого Иосифа», – писал критик Ковалевский.
Его отец сумел сделать блестящую военную карьеру, дослужившись от рядового до генерал-майора. Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С 1882 года художник уже каждое лето проводит здесь.
Очень часто в обычной жизни нам не хватает чудес». Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. В 1876 году за картину «Невский проспект ночью» (не сохранилась) он был единогласно принят в члены Товарищества Передвижных Выставок и избран в состав правления, где более десяти лет вместе с И. Н. Крамским руководил ТПВХ, а после смерти последнего стал его идейным преемником. Брал уроки рисования у A. M. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России.
Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. Крамского, 1876, ГРМ Л. Н. Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ.
Мировоззрение Ярошенко как человека и художника формировалось под влиянием идей русских революционных демократов и искусства передвижников, что и определило острую социальную направленность его творчества. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. В. Позен. Начальник штамповальной мастерской Петербургского патронного завода штабс-капитан Ярошенко по вечерам продолжал посещать классы Академии художеств еще на протяжении четырех лет. С 1856 года Николай Ярошенко был переведен в Первый кадетский корпус в Петербурге.
Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Следуя передовым тенденциям времени, Ярошенко писал картины, в которых искал образ положительного героя (как знаменитый «Кочегар», «Заключенный», обе 1878, «Курсистка», 1883), развивал темы революционной борьбы русской интеллигенции («У Литовского замка», «Старое и молодое», обе 1881) и социальной несправедливости («Всюду жизнь», 1888), писал жанровые картины («На качелях», 1888). Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг.
Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. Пожалуй, самой знаменитой картиной Николая Ярошенко стала «Всюду жизнь» (1888, хранится в Третьяковской галерее), выставленная на 16-й выставке передвижников. Волкова в Санкт-Петербурге, в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств у И. Н. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. Содержанием его жанровых картин служили преимущественно "мотивы гражданской скорби". Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Благородный духовный облик передовых деятелей русской культуры запечатлен Ярошенко в портретах П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Н. Н. Ге (1890, ГРМ).
Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»2. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи.
Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Одним из его учителей стал художник Андриан Волков. Николай Александрович Ярошенко (1846 – 1898) родился в Полтаве в семье отставного военного. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров.
Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Демокра- тизм творчества Ярошенко, стремление воплотить в художественных образах передовые социальные и этические идеалы эпохи ярко отразились в созданных им портретах-типах (Кочегар, 1878, Студент, 1881, – оба в ГТГ Курсистка, 1883, Калужский областной художественный музей).
Учился у И. К. (1846—1898) — художник-жанрист и портретист.
Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя.
Жил в Петербурге, а с 1892 г. – в Кисловодске, где в 1885-м приобрел усадьбу, на базе которой в 1962 г. открыт Мемориальный музей-усадьба. Зайцева в Полтаве, затем у А. М. Ярошенко проводили лето именно здесь.
В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Профессиональный военный, в 1892 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной.
Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяк. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. С искренней теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона.
На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). гал. ), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, Л. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. М. Плещеева и К. Д. Кавелина. Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Сам художник с помощью друзей расписал веранду дачи, разбил клумбы и аллеи. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением». Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии.
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Протестный пафос, свойственный картинам мастера, выражался в образах «новых людей» (Студент, 1881, там же Курсистка, 1883, варианты в Музее русского искусства в Киеве и Калужском художественный музее) либо в жанровых мотивах социального насилия (арестантский вагон в знаменитом полотне Всюду жизнь, 1888, Третьяковская галерея). Стрепетовой, 1884, ГТГ И. Н. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция.
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Усадьбу назвали Белой виллой.
11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Изящный светлый дом получил от гостей и друзей Н. А. Ярошенко название «Белая вилла». Соловьева. В числе поступлений последних лет – воспоминания В. Г. Немсадзе о сохранении могилы Н. А. Ярошенко в Кисловодске во время разрушения собора Николая Чудотворца и соборного кладбища в 1936 г. ЯРОШЕНКО, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1846–1898), русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.
Картины "Кочегар" (1879), "Заключенный" (1879), "Студент" (1881), "Курсистка" (1883), написанные в момент развертывавшегося стачечного движения и борьбы народовольцев, лишены революционного пафоса и активизма, свидетельствуют лишь о внимании и сострадательном сочувствии гуманистически настроенной либеральной буржуазной интеллигенции к героической борьбе революционеров. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора.
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Крамского, учился в Академии художеств как вольнослушатель (1867-1874). Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10.
Н. А. Ярошенко не мог не поддержать революционно-демократические идеи в России, они проявились в ряде его выдающихся полотен: «У литовского замка», «Студент» (1881), через два года знаменитая «Курсистка», написанная с А. К. Чертковой – жены известного писателя и издателя. Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Его работы имеются также в музеях Архангельска, Барнаула, Екатеринбурга, Казани, Калуги, Кирова, Костромы, Н. Новгорода, Омска, Плеса, Самары, Серпухова, Уфы, Челябинска, Полтавы, Ташкента и других. Ярошенко писал также жанровые картины (Всюду жизнь, 1888, ГТГ), пейзажи.
С него был чудесный вид на Зеленые горы, на парк с царской площадкой. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Передвижник (с 1876), один из руководителей ТПХВ. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно.
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». По воспоминаниям друга Н. А. Ярошенко, художника М. В. Нестерова: «Большая старая усадьба Ярошенок расположена частью наверху, у соборной площади, частью внизу, у парка, где калитка выходит прямо к Ольховке, журчащей по скатам больших, каменистых плит. Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. С 1892 года Николай Александрович практически постоянно жил в Кисловодске.
Сын генерала воспитывался в кадетском корпусе и артиллерийской академии. Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), русский художник. Еще будучи кадетом начал брать частные уроки рисования.
«За решеткой в окне вы увидите святое семейство. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». В образе, созданном художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о которой И. Н. Крамской говорил, что она может быть не только интересной, но замечательно красивой, а простая русская женщина, со строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах.
Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. (1864-1865), вольнослушатель Императорской Академии художеств (с 1867). Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первым среди русских живописцев Ярошенко представил образ заводского рабочего, показав его не только жертвой изнуряюще тяжелого труда, но и новой могучей социальной силой. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10.
После смерти своего учителя и близкого друга И. Н. Крамского Н. А. Ярошенко возглавил «Товарищество передвижных выставок» и стал духовным центром кружка передовых художников и деятелей искусства, а его петербургская квартира – художественным салоном и местом встреч друзей и единомышленников. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Толстого, 1894, ГРМ). Мягкий по внешности – он кремень духом». Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства.
«Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит». Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). На IV передвижной выставке, проходивший в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью». Однако сохранился похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года, так что Ярошенко был кадетом уже в восьмилетнем возрасте. (1846—1898) — художник-жанрист и портретист. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М.
Волкова, занимался у И. Н. Одновременно стал вольнослушателем в Академии художеств. Учился в петербургской АХ (1867-74, вольнослушатель). В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Русский художник. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен.
– На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (1867–1874).
Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко.
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». В 1875 впервые выступил на Передвижной выставке картиной "Невский проспект ночью". В другом отзыве говорилось, что картина воплощает «общую идею о могуществе добра и о силе любви к жизни, внимание к униженным и оскорбленным, раскрытие человечности и лучших сторон внутреннего мира во всяком человеке, как бы он ни казался преступным». Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь.
В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846 – 1898). Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Под впечатлением от древнего Сентинского храма близ Зеленчука Н. А. Ярошенко написал картину «Забытый храм». К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев.
Я вообще считаю, нельзя быть прагматиками. Завершив обучение в училище, он по воле отца продолжил военное образование, поступив в Михайловскую артиллерийскую академию. Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Участник выставок (с 1875) и член (с 1876) Товарищества Передвижных художественных выставок. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10.
Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ. В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки». Тот домик, где живет сам Ярошенко, где его мастерская, был особенно мил. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874).
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ.
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Значительное место в его творчестве занимает пейзаж (Клухорский перевал, 1882 Судакская бухта в Крыму, 1882, обе – в ГТГ). Особого рода тревожная, «совестная» экспрессия животворит лучшие портреты работы Ярошенко (П. А. Стрепетова, 1884, там же Г. И. Успенский, 1884, Картинная галерея, Екатеринбург Н. Н. Ге, 1890, Русский музей, Петербург). Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883).
На заводе Ярошенко много общался с рабочими. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
В Полтаве Ярошенко начал учиться живописи, первым его наставником стал местный художник Иван Зайцев, служивший в кадетском корпусе учителем рисования. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. С 1875 г. – экспонент, с 1876 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. Завоевал себе имя островыразительными живописными композициями, взывающими к сочувствию к миру социально-отверженных (Кочегар, Заключенный, обе работы – 1878, Третьяковская галерея, Москва). С самого детства Николая готовили к военной карьере.
Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Как художник-самоучка Я. часто не мог преодолеть трудностей рисунка и живописной формы. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры2. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. На сегодняшний день он является одним из самых популярных и читаемых писателей Франции.
Этот уникальный музей на юге России сопоставим по своей исторической и культурной значимости с толстовской Ясной Поляной и репинскими Пенатами. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Н. А. Ярошенко страдал горловой чахоткой и выяснилось, что только климат Кисловодска позволял ему «легко дышать» и увлеченно работать. Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой». Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884).
Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. В 1962 в Кисловодске открыт художественный музей Ярошенко. Крамского.
Так выразился о своем романе «Бумажная девушка» настоящий романтик – Гийом Мюссо.