Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Образцы его прозы представлены в книгах Н. К. Рерих. «Знамение», 1915, Одесский художественный музей). На хребтах– на Дальнем и Студеном– пылают вершины». Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте.
В 1899 году в жизни Н. К. Рериха происходит еще одно значительное событие. Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года Николай Рерих умер в Наггаре (Индия), так и не узнав, что в визе ему отказали. Я. Рудзитис). В 1940 году в галерее им. Эти рассказы настолько впечатлили Рериха, что Белуху он полюбил еще до того, как увидел ее «вживую». Впрочем, более поздние работы Рериха – а всего он создал около 7 тысяч картин – тоже наполнены эмоциями, просто тогда сам художник стремился к умиротворению, вот таким образом, как говорят некоторые зрители, «восточные» его картины – «на одно лицо», «неразличимы». У них были одинаковые вкусы.
Однако многие и не подозревали об истинной сути свершившегося события. Экспедиционный дневник Николая Константиновича Рериха «Алтай– Гималаи» был опубликован в России лишь в 1974 году. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России» — в Лондоне, а затем в Уортинге.
«Лишь родители, принадлежащие к одной стихии, могут дать здоровое и уравновешенное потомство», — считала Елена Ивановна. В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта». «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». Это издание, как и все книги серии «Великие путешествия», напечатано на прекрасной офсетной бумаге и элегантно оформлено.
Здесь определился маршрут предстоящей большой экспедиции, которая началась в 1925 году. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». По прибытии в Монголию она переросла в самостоятельное Тибетское путешествие известное теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу (1927—1928 гг. ). Женщина в длинных белых одеждах выходила «Оттуда» иосторожно, боясь оступиться, шла по узкому мостику через поток, отделяющий заповедную границу от мира людей. Рериха, где бы их не было.
Его начинание было поддержано в самых широких кругах мировой общественности. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом.
Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Результаты изысканий один из участников экспедиции, ботаник Й. Л. Кенг, опубликовал в «Журнале Вашингтонской Академии наук».
Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. Рерихи посетили Алтай с научно-разведывательной и этнографической экспедицией, проводя подбор мест под предполагаемые концессии и изучая возможность «организации в районе горы Белухи культурно-промышленного центра». Рерих в течение 17 месяцев написал 222 очерка для «Листов дневника», которые отражают экспедиционную работу, затрагивают научные и философские темы. Г. Г. Шклявер извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928).
На высоких башнях, возведенных на скалах, расцветали огненные «Цветы Тимура». Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха.
Однако конфликт между Рерихами и Хоршем, начавшийся в 1935 году, привёл к закрытию музея. В конце 1910-20-х гг. Болезнь не дала великому художнику возможности вернуться на Родину.
С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева.
В 1990 году младший сын Николая и Елены Рерихов Святослав Рерих, выполняя волю родителей, передал Советскому Фонду Рерихов (ныне Международный Центр Рерихов (МЦР) богатейшее наследие своей семьи. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества». Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик.
Уже в студенческие годы Рерих тесно общался с выдающимися деятелями культуры того времени – В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем и др. Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев», появляется коллекция японского искусства. Государственный департамент США счёл пакт «бесполезным, слабым и неисполнимым». Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры.
Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. С весны 1917 года по состоянию здоровья Рерих почти безвыездно живёт в Карелии. Для обработки результатов экспедиции и дальнейших изысканий как гуманитарных, так и естественнонаучных Рерих в 1929 учреждает Институт гималайских исследований (или Институт Урусвати от санскритского слова, означающего утренняя заря) в долине Кулу (Западные Гималаи), сделав его постоянной своей резиденцией.
В 1923 году сбывается заветная мечта Н. К. Рериха – 2 декабря он с семьёй прибывает в Индию. Работают экспозиции, посвящённые Музею им. Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. Бережное отношение Рериха к культурному наследию можно заметить и в его картинах: на них творения человека зачастую окружены дымкой или иным способом защищены от напастей самой природой.
По свидетельству С. Н. Он полюбил горы еще умозрительно в детстве, когда его дядя Александр Коркунов, живший одно время в Сибири, рассказывал ему об Алтае и высочайшей горе Западной Сибири – Белухе. Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского.
При Рерихе увеличилось число женских классов, был создан женский этюдный класс. За несколько лет существования музея владельцы частных коллекций передали музею ряд художественных и других экспонатов. Николай Константинович родился 9 октября (27 сентября) 1874 года в Санкт-Петербурге, в семье известного нотариуса Константина Фёдоровича Рериха.
А если бы он был только писателем. Например, картина «Святые Борис и Глеб» обладает особым очарованием и духом Древней Руси, но сочетание цветов и приёмы композиции не позволяют зрителю забыться и отправиться в далёкое прошлое. Пылала золотым огнем Чаша. Здесь учились целые поколения Римских-Корсаковых, Семеновых-Тян-Шанских, Бенуа, Рерихов. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. Прошлое и настоящее измеряется будущим: «когда зовём изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего».
Там художник приобрел множество состоятельных почитателей, воспринимавших его как учителя. Входит в руководство Скандинавского Общества помощи Российскому воину, которое финансирует войска генерала Н. Н. Юденича, после вступает в эмигрантскую организацию «Русско-Британское 1917 г. Братство». С японской стороной было заключено соглашение о проведении выставки картин Рериха, которая открылась в Киото в этом же году. Два издания сборника Письмена (1974 и 1977 гг. ) познакомили нас с поэтическим творчеством Рернха.
Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Это путешествие состоялось с марта 1925 года по май 1928 года: Кашмир – Ладак (Лех) – Китайский Туркестан (Хотан) – и после двухмесячного пребывания в Москве – Алтай – Монголия – Тибет – Сикким (Дарджилинг).
В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Н. К. Рерих, была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности художника. В 1915 году вносит на рассмотрение императора Положение об охране исторических памятников. «С юга и с севера, с востока и с запада мыслят о том же.
Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. Вышел в свет дневник азиатской экспедиции художника Алтай – Гималаи.
В 1898 году 24-летний Николай Константинович становится помощником секретаря Императорского Общества поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала Общества, с 1902 года участвует в выставках, организованных журналом «Мир искусства». Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Проводилась большая работа в области лингвистики и филологии Востока. Горы фигурируют в тысячах его полотен. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50. Своим окружением в экспедиции Рерих рассматривался в качестве «Западного Далай-ламы». И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев.
Интересно и насыщенно прожил Николай Рерих. Работают экспозиции, посвящённые Музею им. На картине чётко прорисован легко узнаваемый образ Ленина.
В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. 15 апреля 1935 г. в Белом доме состоялось подписание так называемого «Пакта Рериха» — международного договора о защите культурных ценностей, первого в своем роде (20 лет спустя его текст лег в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта). Рерих не получил ответа на посланные обращения. Разуверившись в Рерихе, Уоллес даже попытался переименовать Пакт Рериха. С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США — строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера).
Продолжается культурно-просветительская деятельность. Осенью 1920 года по приглашению С. П. Дягилева Рерих оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.
В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Именно он может строить светлое будущее своей страны». и Вост.
Рерих разделял распространённые среди русской интеллигенции начала XX века идеи евразийской роли России и панмонголизма и проанализировав тенденции мировой политики и собранные в Центральноазиатской экспедиции пророчества, приходит к выводу, что середина 1930-х годов может ознаменоваться разворачиванием процесса «единения Азии», который начнётся с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южной и юго-восточной Сибири. В «славянский» и «ранневосточный» период творчества картины его несли ясный эмоциональный заряд – при взгляде на «Гонца» становится тревожно и беспокойно, «Заморские гости» заставляют с любопытством разглядывать детали, «Идолы» вызывают опасение и благоговение и так далее. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151.
Еще он писатель и активный общественный деятель. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключен Международный пакт Рериха по охране культурных ценностей) основал Институт гималайских исследований в Нигаре Урусвати (1929-42 совместно с Ю. Н. Рерихом).
Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед.
Более 400 произведений исполненных им в Индии, было передано в музеи СССР. Уже после первой экспедиции Рерихи поселились в индийской долине Кулу. Ждали вестей».
Начались междоусобные войны среди религиозных групп, раздиравшие страну. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаНиколай РерихГоды жизни: 09 октября 1874 — 13 декабря 1947Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникХудожник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель — список амплуа Николая Рериха бесконечен.
Это окружность, в которую вписаны три красных круга меньшего диаметра. Эта последняя задача издавна была близка мне». Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис178 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии179.
Светло-розовые облака наплывают со стороны собора. Пейзаж кажется объёмным и реальным, но при этом недосягаемым, как и сама Шамбала. Длинноволосые амазонки охраняли заповедные границы. Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы.
Они могут быть истолкованы в различных аспектах. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. В 1926 году в Монголии, в Урге, где в это время находилась экспедиция, была издана рукопись Е. И. Рерих «Основы буддизма».
Значителен вклад Рериха в культурное сближение советского и индийского народов. «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, — писал Н. К. Рерих, — замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану».
Рерих Николай Константинович. В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. В 1907 году во Франции избирается членом Общества осенних салонов, впоследствии — членом Национальной академии в Реймсе и членом французского Доисторического общества. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас.
Он создает свои (по выражению М. Горького) письмена об исторических судьбах Востока и Запада их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже). Писали в Комитет по делам искусства.
«Культура покоится на Красоте и Знании»— писал он. Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции в июле 1928 года в Западных Гималаях, в долине Кулу Н. К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж), Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии, Литве и т. д. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»).
Ждали вестей»154. Идею художника приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн. Рерих очень много писал и его картины часто становились предметом внимания многих тогдашних ценителей живописи, очень часто проводились выставки его работ в «Союзе Русских художников», Академии художеств и в «Мире искусства» и даже — за границей. В своих книгах Н. К.
В 1897 году его первая серьёзная работа – дипломная картина «Гонец: восстал род на род» – выдержала самую взыскательную критику и была приобретена П. М. Третьяковым для его галереи. экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25).
Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года187 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша182. Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. Издания серии будут украшением любой, даже самой изысканной библиотеки, станут прекрасным подарком как юным читателям, так и взыскательным.
Историческое развитие все чаще предстает как цепь вселенских катаклизмов (Небесный бой, 1912, Русский музей, где грозная игра тяжелых облаков словно дублирует битву на земле), средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых (Пантелеймон-целитель, 1916, Третьяковская галерея Три радости, 1916, Русский музей). Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916 — для теософского центра в Петербурге). Она родилась в 1879 году в Петербурге и по линии матери, Екатерины Васильевны, принадлежала к старинному роду Голенищевых-Кутузовых.
Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Генри Уоллес на следующий день после подписания Пакта обратился с письмами к 15 адресатам, в том числе к вице-президенту Комитета по Нобелевским премиям мира Бернарду Хансену, а также к самому президенту доктору Фредерику Стэнгу, выразив официальное мнение, что «профессор Рерих мог бы стать наиболее предпочтительным кандидатом на Нобелевскую премию мира». Это впечатляет. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии.
Были проведены археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, отмечены на картах и уточнены десятки горных вершин и перевалов, найдены редкие манускрипты, собраны богатейшие лингвистические материалы, произведения фольклора, сделаны описания местных обычаев, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай— Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник отобразил живописную панораму экспедиционного маршрута, начата знаменитая серия полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрея», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока» и др. Закончил частную гимназию Карла Мая. Лишь одним из многих примеров может служить цикл Майтрейя, который Рерих в 1926 подарил М. Горькому (Нижегородский художественный музей). Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот иногда их отождествляют. Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок.
Похоронен Николай Константинович был в долине Кулу, в Гималаях, которые он очень любил и которые служили для него неиссякаемым источником вдохновения. Сознание Нового Мира существует. Именно он может строить светлое будущее своей страны».
Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. Выставки имели исключительный успех. Он написал ряд исследовательских работ по культуре Древней Руси. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающее сердце»), а в 1922 году возник международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»).
Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие182. В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии. При помощи друзей открывается выставка его произведений в Стокгольме. В проявлениях культуры – достижениях в области науки искусства и образования – художник видел настоящую красоту и настаивал на том, что она нуждается в сохранении и заботе.
В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос). Свои феерические красочные видения художник плодотворно воплощает и в сценографии (оформление спектаклей: Пер Гюнт Г. Ибсена (1912, в Московском Художественном театре), Тристан и Изольда Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка), Весна священная И. Ф. Стравинского (1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), Князь Игорь А. П. Бородина (1914, антреприза Дягилева в Лондоне). Прославился бы Рерих, если бы был только художником. Также в Хотане 5 октября 1925 года художник задумал картину «Гора Ленина», которая хранится сейчас в Нижегородском государственном художественном музее. Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России184.
мотивов, световые эффекты), воздействие «Модерна» (плоскостная орнаментальность, декоративная стилизация), а также византийского и древнерусского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Результат – свыше ста архитектурных этюдов, запечатлевших прекрасные памятники зодчества. В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Николай Рерих – художник, ученый, путешественник и исследователь. В широкое понятие Культуры Н. К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки искусства, образования.
Общность устремлений и симпатия очень быстро переросли в глубокие взаимные чувства и 10 ноября (28 октября) 1901 года молодые люди поженились. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137. Новые полотна — «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись» — были посвящены борьбе советского народа.
С его приходом в Школе произошли значительные перемены. Рерих всегда был рыцарем Красоты и много делал для ее сохранения и приумножения. Затем будущий художник поступает сразу в 2 высших учебных заведения: Императорскую академию художеств и в университет Санкт-Петербурга на юридический факультет. С 1895 г. начинающий художник становится учеником уже тогда знаменитого живописца Архипа Куинджи. Рерихи переезжают в Америку. конкретность ранних произведений («Заморские гости», 1901 «Город строят», 1902 оба в Третьяковской галерее) сменился стремлением Рериха осмыслить прошлое в его символическом созвучии с современностью, представить основные вехи в истории человечества как цепь многократных мировых катаклизмов, как эпизоды некой единой «космической» эволюции («Небесный бой», см. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней».
Для будущего музея Святослав Рерих выбрал старинную усадьбу Лопухиных. Мировоззрение Рериха формировалось не только под влиянием русского искусства и истории.
Встречи и беседы оставляли чувство внутреннего родства и общности устремлений. С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках.
Документ был ратифицирован 10 из 21 стран американского континента. Позже Рерих переименовал картину в «Явление срока», однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием, о чём в дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина».
Красота, тонкость, ум и такт Елены произвели на Рериха глубокое впечатление. По такому маршруту не проходил ещё ни один исследователь Центральной Азии. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами.
Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних — апартмент-отель. Отец востоковеда Ю. Н. Рериха и художника С. Н. Рериха. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир — «Державой Рериха». Это особенно хорошо видно на полотне «Сергиева пустынь».
закрепляется классический стиль Рериха-художника. Время текло в привычном трудовом ритме. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии.
И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Особенно же привлекает его Индия – её древняя культура и богатейшие духовные традиции. В том же 1919году, Рерих с семьей приезжает в Лондон, рассчитывая оттуда осуществить свою давнюю мечту— отправиться в Индию. Но что было самое примечательное в ее лице — это ее глаза, темно-карие, почти черные, миндалевидные, продолговатые, как бывают у испанок, но с другим выражением. В своём доме семья Рериха отчётно слышала выстрелы, мирная жизнь подошла к концу, в музее «Шах Манзил» в городе Хайдарабаде мусульмане устроили погром и пожар, в результате которого сгорело 11 картин Рериха и его сына Святослава. В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122.
В 1936 году в Нью-Йорке проходит защита первой докторской диссертации о педагогическом методе Рериха. жил в Индии. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54.
В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». Несмотря на то, что художник никогда не отступает от твердых реалистических позиций, его картины приобретают более символический характер, повествуя об извечном противостоянии добра и зла, преемственности духовных традиций и ответственности человека за свою судьбу и окружающий его мир. Величие жизни и творчества Рериха предстает перед нами все отчетливей, все полнее.
Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). Азии (книги Сердце Азии, 1929, Врата в будущее, 1936). Японские власти, поддержанные прояпонскими кругами, были недовольны работой Рериха по объединению эмиграции на Дальнем Востоке и провели кампанию в харбинской прессе по дискредитации культурной миссии Рериха. Оттуда спешили вестники в странных древних одеждах.
В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха. В Москве создан Международный центр Рерихов (1992 преобразован из Советского фонда Рерихов). Нанда-Деви», 1941, «Тибет. ГималаиВ 1923 г. художник отправляется в Трансгималайскую экспедицию.
Свои философские проповеди он издает в книгах Держава Света (1931) и Твердыня пламенная (1933), а мистическое кредо живописно выражает в картинах Матерь Мира (1924) и Мадонна Орифламма (Владычица Знамени Мира, 1933). В последнем учреждении в 1898—1903 гг. Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато (1934), второй — пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935). Истоки его художественного метода — постижение истории в неразрывной связи с вечной природой — ощутимы уже в его ранней работе «Гонец» («Восста род на род» 1897, Третьяковская галерея), открывающей цикл «Начало Руси. Родственники Елены называли планы ее супружеской жизни с Рерихом «несносными химерами».
Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. В ноябре 1923 года распахнул свои двери Музей Рериха в Нью-Йорке с богатейшей коллекцией картин художника. Изготовляются на основе олиф (масляные краски), лаков (эмалевые краски), водных растворов некоторых органических полимеров (клеевые краски) и жидкого стекла (силикатные краски), водных дисперсий полимеров (эмульсионные краски). В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44.
День его начинался очень рано – он вставал в пять часов утра и сразу приступал к работе над картинами и записями У него не было, как не было и у Елены Ивановны, так называемой светской жизни. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. В Хотане у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми (1907) изображение св.
Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. В 1940 году в галерее им. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947).
Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». Однако наиболее крупные его монументальные работы росписи церкви св. Здесь же, в долине Кулу, пройдёт последний период жизни художника. илл. Да будет мир». По Ергору не едет ли всадник.
Некоторым работам художника этого периода присущ усложнённый, нередко претенциозный аллегоризм замысла (что обязано своеобразному мировоззрениюМировоззрение — (миросозерцание), система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения идеалы, принципы познания и деятельности. В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Сам он возглавил класс композиции.
Летом 1910 г. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде. Но гораздо более известны живописно-художественные итоги этих лет. С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации.
С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. Ламы передавали друг другу вести. Статья даст краткое представление о том, каким человеком был Николай Рерих. Она станет их пристанищем почти на два десятилетия, вплоть до кончины Николая Константиновича.
С ранних лет дети росли в атмосфере общения родителей с людьми искусства. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. С 1936 года Николай Рерих вместе с семьёй живёт и работает в своём доме в Кулу.
«Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость» (Р. После публикации скандальной статьи в газете «Чикаго Трибьюн» в июне 1935 года, где сообщалось о военных приготовлениях экспедиции у границ Монголии, министр Уоллес прервал отношения с Рерихами, поскольку они могли испортить ему репутацию в глазах избирателей. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89. В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар).
Именно он может строить светлое будущее своей страны». Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте. Экспедиция проходила в очень сложных условиях.
В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша. И женщина в костюме китайской принцессы с высокой старинной прической протянула руку в широком свободном рукаве.
Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утончённость, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Но художник не падает духом. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие. С 1936 года начались письма, запросы. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Потом было последовательное сообщение букв.
Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. С 1924 по 1928 год Елена Ивановна участвует в Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н. К. Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Индии, Китая, России (Алтай), Монголии и Тибета. культуры (на основе выдвинутого им так называемого ПактаПакт (от латинского pactum — договор, соглашение) — одно из наименований международного договора.
Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. «Молодой да ранний», — судачили завистники за спиной у молодого успешного Художника. Посылали книги. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. Манера Рериха-живописца отличается лаконичностью форм и красок, но при этом аккуратностью, высокой содержательностью и иллюстративностью. В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху.
Действительно карьера Рериха складывалась на удивление удачно для его возраста. Братство». Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге).
Его рассказы даже издавались в таких журналах как Русский охотник, Природа и охота. Вместе они посещали лучшие концерты, выставки и театр. Позже Рерих был членом объединения «Мир искусства». Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях — финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха».
Так, в 1923 году он учреждает в США «Beluha Corporation» и в качестве эмблемы использует изображение силуэта этой трехглавой алтайской горы. В 1900-х — начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. С 1920 он живет за рубежом, главным образом в США.
Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве». Картину «Гонец» приобрел сам Третьяков, а молодого художника отправили в Европу, где он стажировался у именитых французских мастеров. Мысль о возвращении на Родину не покидала его никогда.
В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. Экспедиция как экспедиция. К картинам, написанным под эмоциональным впечатлением от Гималаев, относятся, к примеру, такие: Майтрейя-победитель (1925), Меч Гесэра (1932), Сантана (1944) и многие другие. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно.
Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно — «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). С 1936 года начались письма, запросы.
Вторая тибетская экспедиция была организована правительством США в 1934–1935 гг. Пытаясь помешать предстоящему браку, они все активнее вовлекают девушку в светскую жизнь. В 1906 году он стал его директором. В 1909 г. он становится членом Российской Академии художеств. Николай Рерих был очень разносторонне развитым человеком, который интересовался не только живописью, но и археологией и историей, а также философией.
К 1910г. «Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России. Произошли существенные изменения и в учебных программах. Да будет мир».
Горы поднимались над землей снежными гигантами. Лучники посылали стрелы с указами, написанными на старинном пергаменте: «Весть Шамбалы», «Послание Шамбалы», «Письмо Шамбалы».
О признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всём мире избрали его своим почётным и действительным членом. Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Всё это вызвало значительное недовольство как в Вашингтоне, так и в Токио – Япония имела в этом регионе свои далеко идущие интересы и вмешательство Рериха с его идеями «нового государства» в Азии раздражало японцев. Эти призывы никогда не были отвлечёнными.
Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист. После окончания университета дипломная работа в художественной академии стала триумфом. Также юный Николай увлекался весьма необычным хобби, археологичесскими раскопками. В 1925–1929 гг.
В этом здании 12 февраля 1993 года была открыта первая музейная экспозиция. », — убежденно писал художник. Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936 г. ) — без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии», организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии».
Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. Рерих не получил ответа на посланные обращения. Н. К. Рерих много работает в историческом жанре.
С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация — Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати».
Учился он в школе Карла Мая, воспитавшей 30 членов Академии наук и Академии художеств. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами. К 1910 г. в коллекции насчитывалось более 30 тыс.
По своему характеру тибетская экспедиция являлась не просто художественно-археологической, но, по заявлению её руководителя, Рериха имела статус дипломатического посольства от имени «Союза Западных буддистов». Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества». Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. панно Сеча при Керженце и Покорение Казани для Казанского вокзала в Москве, 1915-1916 гг. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости».
Красота познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов Так положено. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника.
В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. В Америку было направлено 2000 посылок семян. Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100.
Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким). Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). Член Мира искусства. С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С 20-х гг.
Иконописную мастерскую возглавил известный иконописец из Мстёры Д. М. Тюлин. От трона по розовому утреннему снегу скакали всадники с приказами Владыки. Охрана памятников старины становится для него насущной философской проблемой, обеспечивающей верную историческую перспективу искания будущей жизни (как он пишет в очерке Иконы, 1910).
Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Они предстают в роли небесного покровителя храма, созданного людьми. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года. Японская цензура арестовала весь тираж отпечатанной в типографии книги Н. К. Рериха «Священный дозор».
русских городов в национальной романтике этих образов, своей красочной лепкой проникновенно воссоздающих фактуру древних пейзажей и построек, органично соединил археологию с искусством. Для этого 24 октября 1935 года он разослал серию писем официальным лицам и послам латиноамериканских государств и практически всех европейских держав, сообщая о «тех, кто фанатично продолжает свою политику, возвышая имя, а не идеал» (всего в 57 стран).
Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. Западный мир вообще склонен очаровываться всеми этими «индийскими штучками», СССР не стал исключением. Впечатления были запечатлены в сотнях картин и нескольких книгах.
Рерихи переезжают в Америку. Над открытой ладонью ослепительно горел язык таинственного пламени, так похожий на огонь той пылающей Чаши, которую подняли в пещере среди светящихся кристаллов. Наиболее же ценные картины, семейный архив, произведения искусства народов Востока и другие вещи Ю. Н. Рерих хранил в своей квартире. Диапазон его интересов поразителен: каждое лето – выезд на раскопки, чтение курса лекций в Императорском Археологическом институте, успехи на литературном поприще и, конечно же, живопись, а сюжетов художнику было не занимать. «Покуда есть сила, хотелось бы приложить её на пользу родной земли, – писал он.
Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Утро богатырства Киевского» (1895), «Вечер богатырства Киевского» (1896), «Сходятся старцы» (1898), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» (1903) и др. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. Выставки имели исключительный успех. Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-14, с композицией Царица Небесная на берегу Реки Жизни, где мастер соединил христианскую и древнеязыческую природную символику), а также панно Сеча при Керженце и Покорение Казани для Казанского вокзала в Москве (1915-16) не сохранились.
С особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. Зрелой (с середины 1910-х годов) манере Николая Рериха, впитавшей влияние позднего Куинджи (преобладание пейзажныхПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. И тот же эволюционный процесс запечатлевается в лучших образах. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай–Гималаи»), создано несколько сотен картин.
Первая Центральноазиатская экспедиция Н. К. Рериха проходила в несколько этапов. В 1919 г. Рериха пригласили организовать выставку в Швеции, а в следующем году — в США. Писали в Комитет по делам искусства. Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин). Родился Н. К. Рерих 9 октября 1874 г. в Петербурге в интеллигентной дворянской семье. Художник Серов приходил рисовать портрет Елены Рерих. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге.
Скрипели разрисованные колеса повозок, запряженных верблюдами, на горной тропе у самых снегов. Так было собрано несколько фраз. Продолжая активно работать как художник, Рерих в поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков «Листы дневника» и «Моя жизнь». Детство и юность Елена провела в Петербурге, в доме на Лиговке.
В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени. Елена Шапошникова была дочерью архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и племянницей композитора Модеста Мусоргского. Это был мир, таинственный и удивительный, наполненный сверкающими красками гор.
Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. (застылость форм иератичность стаффажных фигур), присущи усиление черт символизма, напряжённая эмоциональность образов, лапидарность выразительных средств — чёткость, контурность рисунка, контрастность локальных ярких тонов (с 1906 Николай писал темперойТемпера (итальянское tempera, от temperare — смешивать краски) — живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии — натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т. д. ). С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи.
Во время знаменитых «Русских сезонов» Дягилева в оформлении Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского. Весь день с утра до поздней ночи был занят какой-нибудь полезной работой». По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.
Синим цветом светились на скалах и камнях таинственные три круга, знаки Заповедной Страны. Они не тратили времени на пересуды. Они стояли на подступах к «Тридесятому царству», а над ними полыхали звездные знаки. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской.
Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112. Экспедиция продолжалась до 1928 года. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. Для Дома Бажанова в Санкт-Петербурге художник создал монументальный фриз из 19 полотен на темы древних русских былин.
Для живописи Николая Рериха 20 — 40-х годов (монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции) характерны эпическое звучание, величественность и романтическая приподнятость образов, впечатляющая острота и вместе с тем ясность форм, особое богатство цветовых эффектов («Гуга Чохан», 1931, Третьяковская галерея «Знаки Гэсера», 1940, «Гималаи. Однако Нобелевскую премию Рерих снова не получил, а 23 июня в Америке разразился скандал, спровоцированный статьёй пекинского журналиста Джона Пауэлла в газете «Чикаго Трибьюн» и касавшийся Маньчжурской экспедиции Рериха. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)175, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии176, Литве ит. д.
Рерих рассматривал историю и природу как процесс единой космической эволюции. Обладая фантастическим трудолюбием, он (работая теперь почти исключительно темперой) пишет сразу несколько картин, которые слагаются в единые циклы, подчиненные одной сущности, спаянные в незыблемом соответствии красок и формы как ожерелья из самоцветов (по его собственным словам из притчи Пламя, 1918). Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды».
Посылали книги. Картины. Общее же их число просто колоссальное, поражающее воображение. Николай Константинович Рерих родился (27 сентября) 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье нотариуса. Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин).
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Духовным итогом путешествий по Внутренней Азии стали книги Алтай-Гималаи (1927), Сердце Азии (1929) и Шамбала (1930). А уже в декабре 1924 года он возвращается в Индию. И наконец Рерих возвращается в Индию.
Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»).
Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. В общем, экспедицию пришлось прервать. Центр между четырех океанов существует. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины».
У тайного входа в красных отсветах пламени стоял страж с обоюдоострым мечом. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. К таинственной «колыбели цивилизаций» Рериха подводили не только его размышления как историка и археолога, но и как философа. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём. После масштабного путешествия по городам России, Рерих продолжает путешествия-исследования по русским городам и уже в 1904 году посещает города вдоль Волги, Можайск, Саввино-Сторожевский монастырь, заканчивая своё путешествие в селе Талашкино под Смоленском (владение Марии Тенишевой), где совместно с Малютиным, Врублем, Бенуа, Коровиным, Репиным и т. д. на практике реализует проекты по возрождению древнерусских традиций в искусстве и народных русских промыслов.
Сквозь сильные, яркие по цвету, как бы космические образы величественной природы, древних монастырей и символических монументов (наскальные знаки, оживающие фигуры богов и героев) проступают религиозно-буддийские или фольклорные лейтмотивы Будды-Майтрейи как олицетворения грядущего всеабсолютного мирового порядка или Гэсэра, воина-освободителя из монгольского эпоса. В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым. В 1934—1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая. Картины художника исчисляются почти семью тысячами живописных полотен. После революционных событий он с семьей оказывается отрезанным от родины. Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. Подписание Пакта Рериха получило большой резонанс и в Америке и в Европе.
В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. Из литературного наследия и Зажигайте сердца.
В августе 1935 года разразился кризис — Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси). Таинственные или малоизвестные страницы его биографии (Трансгималайское путешествие, американский период жизни) прояснены исследованиями последнего времени. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947).
Славяне». Здесь начинается маршрут экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35.
Николай Рерих сотрудничал с литературными и художественными изданиями, занимался оформлением книг (иллюстрации к поэме Александра Пушкина Руслан и Людмила, произведениям Мориса Метерлинка Принцесса Мален, Слепые и др. ), созданием театральных декораций и костюмов (Снегурочка Николая Римского-Корсакова Князь Игорь Александра Бородина, Пер Гюнт Генриха Ибсена и др. ). Эмоциональные, красочно-декоративные композиции, навеянные историей Др. Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства.
В 1926-28 через Алтай, Монголию и Тибет возвращается в Сикким. В конце декабря они останавливаются в небольшом княжестве Сикким в Восточных Гималаях. Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким).
Во время экспедиции Рерих и его сын Юрий не только формально сотрудничали с эмигрантскими организациями, такими как Военно-Монархический Союз, Военно-Казачий Союз, Легитимисты, но и предпринимали конкретные шаги, например, оказывали финансовую помощь Сибирскому Казачьему войску и купили газету «Русское Слово» для Российского Общевоинского Союза. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году — одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. Я знаю также, что Н. К. Рерих и его семья во многом способствовали тому, чтобы в Индии создалось более полное представление о Советской стране233. После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами. Вместе с Договором Н. К. Рерих предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны— Знамя Мира133, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности, по другой версии— религия искусство и наука в круге культуры134.
Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. У узкого проема башни всадники седлали коней, чтобы отправиться в далекий путь. В последнем учреждении в 1898—1903гг.
Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович отображал идеи Живой Этики в художественных образах. Все больше сил Рерих вместе с женой, Е. И. Шапошниковой, создавшей в 1920-30-е гг. При школе организуется ряд мастерских (рукодельная и ткацкая (1908) иконописная (1909), керамики и живописи по фарфору (1910), чеканки (1913) и др. ).
Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции. А как общественный деятель. Все деньги, вырученные от продажи картин, он перечислял в фонд советского Красного Креста. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой.
В декабре 1923 года Рерихи всей семьей едут в Индию. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём.
Его отец был достаточно успешным нотариусом. С 1905г. Из-под его кисти выходят патриотические полотна – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». По возвращении домой с новыми силами углубился в изучение русской старины.
Введены лекции по анатомии, древнерусскому искусству и зодчеству, занятия хора. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев.
Находясь во время экспедиции в Москве, Николай Рерих хотел добиться регистрации, в соответствии с советскими законами, корпорации «Белуха» для разработки месторождений. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914) — уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. Николай даже написал несколько картин на эту тему, одна их которых – «Весть Шамбалы». С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку с индологом В. В. Голубевым. Она выполнена в синих тонах и удивляет красотой перехода от тёмных оттенков к светлым.
учение Агни-Йоги (Огненной йоги), отдает теософии, понимаемой не только как мистическое, но и как общественное движение. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. Экспедиция продолжалась до 1928 года. Рерих Николай Константинович (1874-1947), российский художник, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом. Фигуры, завернутые в старинные одежды, совершали какое-то таинство в глубине пещеры.
Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. С 1936 года постоянно жил и работал в Индии. Еще бы иначе как бы он смог пробить стену косности и подвигнуть мир к принятию коллективного решения о защите культурного достояния человечества. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества.
Руси (Гонец, 1897) индийской и тибетской природой и мифологией (Помни, 1945). Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого майкопского кургана «Ошад».
К тому же воспитанным в атеистической среде интеллигентам нравилась неочевидная религиозность «Агни Йоги» и манера рисования, столь отличная от набившего оскомину социалистического реализма с его героями пятилеток и «рабочими-колхозницами». В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха — «полный мыслью о служении Родине», обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины.
С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). Сразу же по окончании Второй мировой войны художник начинает хлопотать о переезде в Советский Союз. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920 года в Нью-Йорке. в Нью-Йорке на средства крупного бизнесмена Льюиса Хорша был построен небоскреб «Мастер-Билдинг», в котором разместились Музей Рериха и Институт объединенных искусств, в котором хранились свыше тысячи полотен художника и собранные им восточные артефакты.
Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Неудивительно, что появилось большое число тех, кто был очарован творчеством и нравственными, культурологическими основами учения Рерихов – ведь он говорил почти как бессмертный классик Достоевский о том, что «осознание красоты спасет мир». Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88.
В процессе подготовки экспедиции Рерихи совместно с американским бизнесменом Луисом Хоршем создали в Нью-Йорке две деловые корпорации — «Ур» и «Белуха», которые имели целью проводить широкое деловое предпринимательство на территории Советского Союза. С 20-х годов Николай Константинович вёл обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятниковПамятник: 1) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии истории искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).
Это наследие стало основой для открытия в Москве общественного Музея имени Н. К. Рериха. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени.
Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. В конце 1923 г. Рерихи прибыли в Индию для налаживания культурных и деловых связей. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Экспедиция продолжалась с 1924 по 1928 год. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975).
Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св. Монастырь», 1942, «Помни», 1945, все 4 произведения — в Русском музее). Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. В конечном итоге Индия победила и обрела долгожданную независимость. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации.
«Княжья охота», «Древняя жизнь», «Поход Владимира на Корсунь», «Заповедные места» Список всех его работ впечатляет. Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. При этом с 1907 года является сотрудником журнала «Старые годы», с 1910 по 1914 год выступает ведущим редактором многотомного издания «История русского искусства» под общей редакцией Грабаря, а в 1914 году — редактором и соавтором большого издания «Русская икона».
В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств. Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины.
Время схода событий улажено, соблазн собственности преоборен, неравенство людей превзойдено, ценность труда возвещена. Широко используются в народном хозяйстве, быту, а также в живописи. ). Специально для этого документа Рерихом была разработана особая символика – Знамя Мира. В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом.
Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке. В 1928 году Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха). Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха.
Летом 1910г. Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса». На смену ранним археологическим научным публикациям и художественно-критическим обзорам Рериха приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов Цветы Мории (1921).
Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. Эти маршруты проходили по территории Внутренней Монголии, расположенной в северной и северо-восточной части современного Китая.