Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Шереметевой, по сцене Жемчуговой (1768—1803 гг. ), написанный Николаем Ивановичем Аргуновым (1771—умер после 1829 г. ), относится к тем произведениям искусства, несовершенство которых, отступление от канона, только подчеркивает их притягательную силу. Учился у Г. К. Гроота. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. В начале 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам».
Являясь способным учеником своего отца, он уже в 17—18 лет работал на профессиональном уровне. А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы. Великолепная коллекция произведений Николая Аргунова хранится в дворце-музее творчества крепостных в Останкино (Москва). В 1801 тайно женился на крепостной актрисе П. И. КОВАЛЕВОЙ-ЖЕМЧУГОВОЙ.
В своем творчестве использовал приемы барокко, которые оказала огромное влияние на развитие русской реалистической портретной живописи.
Портрет Н. П. Шереметьева1798г, холст, масло, 66, 5х53, 5Воронежский областной художественный музей им И. Крамского Николай Петрович Шереметев (1751-1809), граф, обер-гофмаршал, а также любитель-музыкант и дирижер, создатель оперно-балетной труппы в Кусково, сын графа Петра Борисовича Шереметева. Вошел в художественную традицию прежде всего как видный мастер барочного портрета. Легенду о неумелости Николая Аргунова, его «топорности» убедительно опровергают и не без изящества сработанные им миниатюрные портреты. С 1777 главный директор Московского дворянского банка, затем служил в Сенате.
Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Но вот что особенно замечательно. Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок. и А. П. Шереметевых, 1768, Музей-усадьба Кусково, Москва), – достаточно эффектны. Никаких препятствий Шереметев не чинил.
В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова. Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Никакой недоговоренности — «в этом дело чести, подвиг художника».
Крепостные графов Шереметевых (до 1743 – князей Черкасских). Тоже учился в основном у отца. В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б.
По его проектам в Кусково были построены барочные кухонный флигель (1755), павильон "Грот" (1755-1775), предположительно – "Оранжерея" (1761-1764). И далее: «Его задача — выявить в человеке имперсональное благородство раскрывать в человеке его моральную чистоту». Об этом достаточно убедительно свидетельствует портрет балерины Т. В. Люди понимающие, с верным глазом удивлялись на этот прирожденный артистизм, отменный вкус, тонкость: и цвет он чувствовал лучше учителя и линия была не такая жесткая, сухая, как у немца и форму лепил он свободно, без рабской привязанности к каким-нибудь образцам. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
Называли его так потому, что помещался он на расположенной неподалеку от Невского проспекта Миллионной улице в Петербурге. В 1798 году Шереметев дает ей «вольную», а в 1801 году граф и бывшая крепостная из его кусковской усадьбы тайно венчаются в церкви Симеона Столпника в Москве. Граф придумал ей родословную, восходящую к польскому шляхетскому роду Ковалевских. С этим связан некоторый архаизм живописного языка, но вместе с тем и самобытность и очарование искусства художника.
Немногие дошедшие до нас картины Я. И. Аргунова (портреты В. П. Разумовской, 1824 неизвестного в меховой шапке) близки постилистике к работам брата Николая. Сам заваливал его работой. Портрет же Аргунов написал в 1789 году (он хранится в музее-усадьбе Кусково). До 45 лет Николай Иванович Аргунов был крепостным и выполнял волю своих хозяев.
Аргунова. Одна из них — портрет Татьяны Васильевны Шлыковой (Гранатовой — по сцене).
По его рисункам исполнялись портретные гравюры выдающихся русских военных и государственных деятелей для исторических сочинений ("История Малороссии" Д. Н. Бантыш-Каменского издана в 1818-1822 и др. ), один из его оригинальных рисунков этой серии хранится в Третьяковской галерее (портрет Я. М. Евреинова). Он был сыном своего времени и своей культуры. Она была крепостной, танцовщицей останкинского театра, устроенного Шереметевым в основном ради прославления таланта тоже крепостной, его возлюбленной, а позднее — жены Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), которую Аргунов тоже писал и не раз. Сын И. П. Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Более значительны его камерные произведения, выделяющиеся задушевно-лирическим обаянием (автопортрет и портрет жены мастера, которые раньше считались образами «неизвестного скульптора» и его жены, 1760-е годы, Русский музей Девочка-калмычка Анна Николаевна, 1767, Музей-усадьба Кусково Неизвестная в русском костюме, 1784, Третьяковская галерея).
Выполнил ряд миниатюрных портретов (акв., слоновая кость). Вспоминаются пушкинские «Повести Белкина» с их безыскусной простотой слога и зернами истинной поэзии. Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается. Он выдержан в красноватых тонах: красный мундир, красное одутловатое лицо, колючие умные глаза Мы не узнаем великого поэта (его Аргунов не почувствовал или не сумел передать) мы видим перед собой царедворца — ловкого, холодного, много повидавшего на своем веку. Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему.
Сын и ученик И. П. Генерал-аншеф. Учился, возможно, у С. И. Чевакинского, как его помощник участвовал в строительстве дома Шереметевых на Фонтанке в Санкт-Петербурге (так называемый "Фонтанный дом", 1750-1755).
В начала 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». Уже в 1750-е годы его мастерская играла важную педагогическую роль (среди его учеников были его сыновья, а также А. П. Лосенко).
авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А. П. ЛОСЕНКО, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. В начале 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». Родился в 1771 году в семье крепостного художника. Получил вольную также в 1816 году. Аргунов — один из крупнейших портретистов первой трети XIX века. Легенду о неумелости Николая Аргунова, его «топорности» убедительно опровергают и не без изящества сработанные им миниатюрные портретыК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году.
Портрет Никифора Артемьевича Семёнова (Портрет старика со стаканом). Николай Аргунов является завершителем славной фамилии художников, родоначальником которой был его отец. В 1803 году графиня «умерла родами», оставив мужу трехнедельного сына Дмитрия. Граф очень страдал и больше не женился, посвятив себя сыну. Эта красивая любовь длилась около 20лет. Жена ЧЕРКАССКАЯ ВАРВАРА АЛЕКСЕЕВНА (1711-1767), дочь князя А. М. ЧЕРКАССКОГО, принесла в приданое Останкино, Марьино, Марьину рощу и др. Аргунов И. П. – русский художник – портретист, один из родоначальников камерного портрета в России.
Он смущался, терялся и живопись получалась ходульной и однообразной. Фёдор Семёнович (около 1732-около 1768), архитектор. Учился у отца И. П. Аргунова, затем в Петербурге.
Троюродная сестра императора Петра II. Сенатор. Селинова Т. А., И. П. Аргунов, М., 1973. Дети: АННА 1744-1768, фрейлина, умерла от оспы, БОРИС 1745-1758, АЛЕКСЕЙ 1746-11748, МАРИЯ 1747-1748, НИКОЛАЙ 1751-1809, ВАРВАРА, 1759-1824, за графом А. К. РАЗУМОВСКИМ, ПЕТР. Двоюродный брат и, возможно, ученик Ф. Л. Аргунова. Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал.
Павел Иванович (около 1768-1806), архитектор. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши». Первое время он не играл видной роли, но в 1787 г. Екатерина взяла его с собой в путешествие в Крым и фавориту пришлось участвовать в беседах императрицы с разными сановниками и, наконец, присутствовать при ее свиданиях с императором Иосифом II и польским королем Станиславом-Августом.
В один ряд с ними можно поставить глубоко индивидуальный, прочувствованный «Портрет неизвестного». Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья». К этому времени лучшие работы Николая Аргунова были уже позади. Среди лучших работ мастера портреты Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789), Вани Якимова в костюме Амура (1790), Г. Р. Державина (1800–1801), П. И. Ковалевой-Жемчуговой (1803), Н. П. Шереметева (1800-е), А. М. Дмитриева-Мамонова (1812), М. И. Соколовой (1820).
Вероятно, художник не случайно изобразил Ковалеву-Шереметеву в домашней одежде. Портрет А. М. Дмитриева-МамоноваН. Двоюродный брат И. П.
Аргунова. Крепостной графа Шереметева. Аргуновы состояли на службе у графов Шереметевых. С 1750-х гг. Сын и ученик И. П. Сын ДМИТРИЙ 1803-1851.
Николай Иванович Аргунов (1771-после 1829) продолжил дело отца. В 1816 получил вольную, в 1818 – звание академика петербургской Академии художеств. Много работал над декором интерьеров дворцов и усадеб (Останкино, Кусково) Шереметевых. Аргунов не был великим художником.
Крепостную труппу для Кусковского театра готовили знаменитые драматические актеры и педагоги — И. А. Дмитриевский, Я. Е. Шушерин, (1753-1813), С. Н. Сандунов (1756-1820), танцевальному искусству в разное время обучали приглашенные из московского балета известные балетмейстеры Д. Н. Соломон и А. П. Глушковский. Николай Иванович (1771-после 1829), художник, портретист. Иван Аргунов написалсебя в конце 1750-х годов, в пору расцвета своего таланта. Что же касается парадных — «репрезентативных» портретов, то в них Аргунов силен не был. Удивительна и красива история любви Н. П. Шереметева и крепостной актрисы, «примы» шереметевского театра игравшей под именем Прасковьи Жемчуговой. Литература:Безсонов С. В., Крепостные архитекторы, М., 1938.
Получила превосходное воспитание и образование. С 1768 в отставке, жил в основном в родовом имении Кусково. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Фёдор Леонтьевич (1716-1754), художник. Родился в Петербурге (. ).
Склифосовского). Император Павел I благословил «неравный брак», после долгих колебаний. Семейное счастье Николая Петровича оказалось недолгим. Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Иван Петрович (1729-1802) художник, портретист, декоратор. Николай Петрович и сам часто участвовал в музыкальных спектаклях.
Юность художника и юность модели удивительно поэтичны в этом портрете. Прославился как изображениями крепостных актрис шереметевского театра (Т. Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками. Заказов со стороны он уже не брал.
управлял петербургским, с 1788 московским домами Шереметевых. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Шереметеву «Миллионным домом». До 45 лет Николай Иванович Аргунов был крепостным и выполнял волю своих хозяев. ШЕРЕМЕТЕВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ 1751-1809 Граф. Вспоминаются особнячки в арбатских переулках, русский «крепостной ампир с его чертами народности и чистоты классических форм».
Художник не обладает навыками перспективного построения — пол «опрокинут», ковер на нем как бы поставлен вертикально, но не вопреки, а скорее благодаря этому на первый план выходит не обстановка, как во многих парадных портретах, а сама героиня — замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты. Николай Иванович Аргунов умер в 1830 году в Москве. Яков Иванович Аргунов (1784 — после 1835), еще один сын Ивана Петровича Аргунова. «Чистая портретность» (без оттенка жанровости), — пишет исследователь, — отличает эту работу Скользящий свет обволакивает фигуру, мягко моделирует лицо. На автопортрете сына (во всяком случае, считается, что это его автопортрет) перед нами молодой человек, одетый в черное нет никакого парика — красивые волосы растрепаны человек этот слабого сложения, абсолютно лишенный силы отца, скорее мечтатель, чем деятель, скорее робкий, чем волевой, с более тонкой, чем у отца, душевной организацией, более нервный, более восприимчивый — достаточно увидеть большие темные глаза, в которых беглые лукавые искры, кажется, гаснут в озерах сосредоточенной печали По правде сказать, человеческий тип Николая Аргунова кажется нам более близким да и более интересным сегодня. Человек с простым и умным, некрасивым лицом ему не идет пудреный голубоватый парик шейный платок намотан неумело в руке он держит не кисть, а рейсфедер или, как тогда говорилось, «рисовальное медное перо» (непременный атрибут живописцев той поры, когда считалось общепризнанным, что истинный художник должен прежде всего безупречно рисовать и чертить).
И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию. Любопытно вот таким образом сопоставить их автопортреты. Исполнял также живописные портреты ("Неизвестный в меховой шапке", Останкинский дворец-музей творчества крепостных, Москва). Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается.
Известен своими чудачествами, любовью к искусствам, роскошным образом жизни и богатством. АРГУНОВЫ, семья русских архитекторов и художников. В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. Особенно хорош портрет княгини.
Панина. Художнику было восемнадцать лет, его модели — шестнадцать. В 1816 получил вольную. (1729–1802), его двоюродный брат, учился, вероятно, у Федора Леонтьевича, а также у немецкого живописца Г. К. Гроота, долго работавшего в России. Портрет П. Б. Шереметьева1760г, холст, масло, 92х73. 5 смОстанкинский дворец, музей творчества крепостных, МоскваШереметев (Петр Борисович, 1713 – 1788) – обер-камергер, сын фельдмаршала. В картине собрата Жемчуговой по искусству и по судьбе (Н.
В 1827 году, когда Пушкин написал эти строки, «золотой век» Останкина, действительно, ушел в прошлое. Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. С 1800 в отставке. Однако со временем стало очевидно, что Николай Аргунов не только самобытный, своеобразный мастер, выяснилось, что он оказал определенное влияние на развитие в русском портрете реалистических тенденцийК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). В начала 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». В 1816 — получил звание «назначенного», с 1818 — академик АХ. Писал в духе барокко парадные портреты Шереметевых и их окружения, одновременно выступил как один из родоначальников камерного портрета в отечественном искусстве (портреты К. А. и Х. М. Хрипуновых, 1757, Останкинский дворец-музей творчества крепостных, Москва), делал попытки внедрить в портретный жанр "русские мотивы" ("Портрет неизвестной в русском костюме", 1784, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Обер-камергер. Портрет Н. П. Шереметьева1800-е гг, холст, масло, 85 х 68 смЭрмитаж, Санкт-ПетербургВнук первого русского графа, сподвижника Петра I Бориса Петровича Шереметева граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) после смерти отца унаследовал громадные владения: Кусково с крепостным театром и Останкино. Немалую роль в развитии театра сыграл крепостной библиотекарь Василий Григорьевич Вороблевский. Портрет написан в 1785 году, в нем художник хотел показать, что и обыкновенные крестьяне могли стать волею художника предметом искусства. Портрет актрисы П. И. Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой) (1768-1803)1803г, холст, масло, 140x109 смЦентральный театральный музей им. А. Бахрушина, Москва Прасковья Ивановна Ковалева-Шереметевой, по сцене Жемчугова (1768—1803 гг. ), замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты. Удивительна и красива история любви Н. П. Шереметева и крепостной актрисы, «примы» шереметевского театра игравшей под именем Прасковьи Жемчуговой. Граф влюбился в молодую красавицу, талантливую актрису. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б.
Портрет актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ставит художника в первые ряды портретистов той эпохиК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). В маленьком этюде об Аргунове М. В. Алпатов дает блестящую характеристику его искусства: его наследие — «невелико и скромно». Аргунова. Много сил и творческой энергии уходило на изготовление копий с картин модных художников, подобных Анжелике Кауфман.
Шарандак Н. П., И. Аргунов, Л., 1977. Трудно определить, что руководило художником, когда он пошёл по этому пути, отказавшись от простого следования сентиментально идеализированным образцам портретной живописи. И. Аргунов1802г, холст, масло, 151. 5 x 125. 5 cмГосударственная Третьяковская галерея, МоскваГраф Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758-1803) – один из фаворитов Екатерины II. Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б. Зато в ней немало прелести, робкой, скованной, еще не сознающей себя.
Яков Иванович (1784-после 1830), рисовальщик, художник, портретист. Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой. Оказал большое влияние на развитие русского психологического портрета. В. Шлыковой-Гранатовой, 1789, П. И. Ковалёвой-Жемчуговой, 1802 и 1803 – все в Государственном музее керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", Москва), так и классицистическими парадными портретами представителей высших слоёв общества (портрет сенатора П. С. Рунича, 1817, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Среди его учеников – А. П. Лосенко. Черкасского. Мы мало знаем о художнике и его жизни. Замечательный русский художник, портретист из крепостной семьи Аргуновых. Вместе с последним писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (1747). Портрет графа А. М. ДмитриеваМамонова, 1812, ГосударственнаяТретьяковская галерея, МоскваПортрет императора Павла I, 1797, музейусадьба ОстанкиноНаиболее известны исполненные им образы крепостных актрис театра Кусково — юнойдвенадцатилетней Татьяны Васильевны ШлыковойГранатовой (1789) и Прасковьи Ивановны КовалевойЖемчуговой в красной шали (Портрет графини Шереметьевой, 1802) и полосатом халате (1803).
Аргунова. «Из тех нескольких сот художников, которые там работали, — рассказывал современник, — можно было насчитать не более четырех-пяти иностранцев, а остальные были не только чисто русские, но почти все люди графа Шереметева: если бы факт зтот не был констатирован, трудно было бы этому поверить».