С портрета крепостного художника Николая Аргунова на нас смотрит молодая печальная женщина. Николай Иванович Аргунов (1771, Санкт-Петербург— после 1829, Москва)— русский крепостной живописец-портретист, автор репрезентативных парадных и камерных портретов, сын Ивана Аргунова. В главе рассматривается личность графа Николая Петровича Шереметева, который стал на долгие годы не только основным заказчиком Николая Аргунова, но и владельцем, от которого полностью зависела его творческая судьба. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Аргунову Николаю Филипповичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Николай Иванович Аргунов родился в 1770 году в С. -Петербурге. Живописец Николай Аргунов. Блистательный 18 век уступал свое место новому времени и это находило своё отражение в работах Николая Аргунова. Источником сведений о технико-технологических особенностях картин Николая Аргунова послужили результаты исследований, проводившихся в 1970-е – 1990-е годы в Отделах экспертизы ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря и ГТГ.
Лишь у немногих живописцев, подвизавшихся в ту пору в жанре портрета, можно найти такое разнообразие психологических характеристик, не так уж часто встречается такая острота глаза, как у Николая Аргунова. И с портрета кисти Николая Аргунова на нас смотрит уже больная графинюшка. Получения в 1816 г. отпускной Николай Аргунов переехал из шереметевского Китайского дома на Никольской, где он жил вместе с матерью и братом Яковом, на Мясницкую, сняв квартиру в доме, принадлежавшем тайному советнику и камергеру Николаю Никитичу Демидову.
Первая глава посвящена истории изучения жизни и творчества Николая Аргунова во второй части главы рассматривается степень изученности проблемы заказчика. Николай Иванович Аргунов (1771 – после 1829) учился у отца Ивана Петровича Аргунова. Лишь у немногих живописцев, подвизавшихся в ту пору в жанре портрета, можно найти такое разнообразие психологических характеристик, не так уж часто встречается такая острота глаза, как у Николая Аргунова. Таким образом, за полтора века, прошедшие со времени первого упоминания имени Николая Аргунова в научной литературе, наметилась основная проблематика, связанная с дальнейшим изучением творческого наследия художника и его места в истории русского портрета. Изучение описей Останкина позволило также однозначно отвести авторство Николая Аргунова в трех картинах, находящихся ныне в коллекции Московского музея-усадьбы Останкино и фигурирующих во всех каталогах работ Николая Аргунова.
Николая Аргунова нельзя назвать очень плодовитым мастером – он работал медленно и трудно вот таким образом каждая новая введенная в научный оборот работа становится существенным дополнением не только в творческое наследие мастера, но и в корпус сведений о нем, позволяя заменять мифы, которыми окружено его имя, подлинными знаниями. Эти обстоятельства, на которые до сих пор обращалось мало внимания – вовсе не «тяжелый гнет крепостничества», понятие весьма расплывчатое и мало дающее для понимания творческого облика Аргунова, а абсолютно конкретные события, отраженные в многочисленных документах обширного и хорошо сохранившегося шереметевского архива (РГИА, ф. 1088). Портрет же Аргунов написал в 1789 году (он хранится в музее-усадьбе Кусково).
Более значительны его камерные произведения, выделяющиеся задушевно-лирическим обаянием (автопортрет и портрет жены мастера, которые раньше считались образами «неизвестного скульптора» и его жены, 1760-е годы, Русский музей Девочка-калмычка Анна Николаевна, 1767, Музей-усадьба Кусково Неизвестная в русском костюме, 1784, Третьяковская галерея). Портреты «Неизвестного в зеленом кафтане» (в главе выдвигается гипотеза определения модели как И. Якимова) и П. С. Сапожникова объединяет то ощущение вовлеченности в изменчивую картину времени, которое в дальнейшем могло бы послужить залогом подлинного расцвета аргуновского дарования, не сложись судьба художника по-иному. Вместе с последним писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (1747).
Человек с простым и умным, некрасивым лицом ему не идет пудреный голубоватый парик шейный платок намотан неумело в руке он держит не кисть, а рейсфедер или, как тогда говорилось, «рисовальное медное перо» (непременный атрибут живописцев той поры, когда считалось общепризнанным, что истинный художник должен прежде всего безупречно рисовать и чертить). Между тем их творческое наследие не требует никакой снисходительности: и Иван и оба его сына были портретистами высокого уровня, обладавшими выраженной художественной индивидуальностью. Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается. Несмотря на то, что впервые имя Николая Аргунова упоминается еще в 1842 году, в «Указателе находящихся в Академии художеств произведений по алфавиту имен художников и предметов», сведения о нем долгое время оставались на уровне той культурной мифологемы, которая была предложена безымянным автором этого труда.
Это был строгий, ясный и определенный подход к задачам своего искусства. Своей мастерской у Николая Аргунова не было – видимо, никогда. Судя по всему, он не разделял – а может быть, просто никак не высказывал -новых, созвучных времени тезисов о творческой презумпции художника, о свободе и самоценности художественной воли, что звучали из уст его современников более молодого поколения, хотя его собственный творческий путь оказался существенно искажен из-за отсутствия этой свободы. Мы мало знаем о художнике и его жизни. В картине собрата Жемчуговой по искусству и по судьбе (Н. Однажды, еще в первые месяцы войны, его бомбардировщик совершил вынужденную посадку на оккупированной немцами территории в Подмосковье.
«Хорошую выучку» живописца отмечали все ранние источники, находя объяснение ей в заграничном обучении. «Из тех нескольких сот художников, которые там работали, — рассказывал современник, — можно было насчитать не более четырех-пяти иностранцев, а остальные были не только чисто русские, но почти все люди графа Шереметева: если бы факт зтот не был констатирован, трудно было бы этому поверить». Скорее всего, он не видел нужды в таком методе. Великолепная коллекция произведений Николая Аргунова хранится в дворце-музее творчества крепостных в Останкино (Москва). И далее: «Его задача — выявить в человеке имперсональное благородство раскрывать в человеке его моральную чистоту». Перечислять другие портреты Аргунова незачем — они довольно однообразны и далеко на всегда хороши.
Это сковывало творческую инициативу Аргунова, мешало его самостоятельному развитию и в конце концов создало ему репутацию неровного мастера, который мог наряду с великолепными работами писать скучно и посредственно. На автопортрете сына (во всяком случае, считается, что это его автопортрет) перед нами молодой человек, одетый в черное нет никакого парика — красивые волосы растрепаны человек этот слабого сложения, абсолютно лишенный силы отца, скорее мечтатель, чем деятель, скорее робкий, чем волевой, с более тонкой, чем у отца, душевной организацией, более нервный, более восприимчивый — достаточно увидеть большие темные глаза, в которых беглые лукавые искры, кажется, гаснут в озерах сосредоточенной печали По правде сказать, человеческий тип Николая Аргунова кажется нам более близким да и более интересным сегодня.
На протяжении вот уже почти столетия исследователи, обращавшиеся к изучению художников из известной «крепостной художественной династии» Аргуновых, неизбежно сталкивались с одним и тем же парадоксом: при видимом обилии документального материала, в основном содержащегося в неплохо сохранившемся шереметевском архиве, сведения о крепостных живописцах графов Шереметевых Иване, Николае и Якове Аргунове приходится собирать буквально по крупицам, вычленяя их из необъятного корпуса хозяйственных бумаг колоссального графского владения. Так из исповедных ведомостей московской церкви Николы в Мясниках узнаем, что после получения в начале 1816 года отпускной Николай Аргунов переехал из шереметевского Китайского дома на Никольской, где он жил вместе с матерью и братом Яковом, на Мясницкую, сняв квартиру в доме, принадлежавшем тайному советнику и камергеру Николаю Никитичу Демидову. 3 (Дом этот, стоявший почти напротив церкви Николы в Мясниках, разрушенной в 1920-е годы, сохранился до сих пор (Мясницкая, 44).
В частности, описи шереметевских коллекций фиксируют среди других работы Д. Г. Левицкого (портреты Великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны, приобретенные, видимо, в 1780-е годы4) и уже упоминавшего А. Рослена (Портрет великой княгини Натальи Алексеевны 1778 года5 и Николая Петровича Шереметева, заказанный им самим в Париже в 1772 г. 6) Разумеется, в действительности список доступных для ознакомления работ был, скорее всего, значительно полнее – авторство портретов, прошедших через руки Ивана Аргунова, упоминается в документах крайне редко. Среди лучших работ мастера портреты Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789), Вани Якимова в костюме Амура (1790), Г. Р. Державина (1800–1801), П. И. Ковалевой-Жемчуговой (1803), Н. П. Шереметева (1800-е), А. М. Дмитриева-Мамонова (1812), М. И. Соколовой (1820).
Портреты Н. Аргунова вместе с заказчиками разъехались по многим городам России и, как немало портретов художников того времени, часто значатся в музеях как «Портрет неизвестной (ого)». Легенду о неумелости Николая Аргунова, его «топорности» убедительно опровергают и не без изящества сработанные им миниатюрные портретыК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). В начала 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам».
Отчасти это объясняется тем, что все трое сыновей Ивана Аргунова – архитектор Павел (1768-1806) и портретисты Николай и Яков умерли холостыми и бездетными. (Третье полотно цикла – изображение Шереметевой в гробу (музей Останкино) – впервые вводится в круг аргуновских работ автором диссертации. ) Согласно программе цикла прочитываться они должны были как своеобразное жизнеописание героини. Ананьевский, видимо, сочувствовавший их положению, в свою очередь, обратился к двум другим опекунам -Донаурову и Алексееву – с письмом, в котором, перечислив все доказательства доверия к нему покойного, сообщил, что тот «открыл ему душевные свои чувства и намерение освободить по кончине его вечно от рабства из числа крепостных его людей за услуги не одних токмо подписавшихся под вышеупомянутым письмом а сверх того и других (далее следовал список из «21 мужеска и 15 женска пола душ», среди которых были и имена живописцев Николая и Якова Аргуновых и Михаилы Зацепина).
В один ряд с ними можно поставить глубоко индивидуальный, прочувствованный «Портрет неизвестного». В начале сентября направлен в Харбин, где руководил фронтовой комиссией по передаче войск 1-й Краснознаменной армии в состав ЗабВО.
В начала 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам».
В Петербурге этим занимался Иван Аргунов, в Кускове – другие домашние художники (именно этим объясняется столь сильный разрыв в художественном качестве кусковского портретного собрания). 12 сентября Николай Аргунов был соборован, а 1 октября 1828 года скончался. Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается еще больше.
Вероятно, художник не случайно изобразил Ковалеву-Шереметеву в домашней одежде. Он был сыном своего времени и своей культуры. Ранние портреты Николая Аргунова, как правило, примыкают к портретной живописи XVIII века, стиль которой во многом определялся характером оформления интерьера.
Одна из них — портрет Татьяны Васильевны Шлыковой (Гранатовой — по сцене). Со временем художественное наследие Ивана Петровича Аргунова в целом определилось творческое лицо Николая Ивановича постепенно проясняется о жизни и творчестве Якова очень мало известно до сих пор. До 45 лет Николай Иванович Аргунов был крепостным и выполнял волю своих хозяев. (1729–1802), его двоюродный брат, учился, вероятно, у Федора Леонтьевича, а также у немецкого живописца Г. К. Гроота, долго работавшего в России.
Вместе с тем кажется удивительным, что самые ранние из дошедших до нас работ молодого художника обнаруживают не только уверенное владение живописной техникой, но и вполне самостоятельный подход к формально-стилистической стороне портрета, заметно отличающийся от индивидуального стиля его отца-учителя. Обнаруженные в результате упорных поисков в Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ) документы из фондов Московского епархиального управления (ф. 203), Московской Гражданской палаты (ф. 50) и Московского Надворного суда (ф. 81), дополненные давно известными, но почему-то ускользавшими от внимания исследователей источниками – адрес-календарями, адресными книгами – позволили существенно расширить знания о жизненной и творческой судьбе художника. Сын Ивана Аргунова, Яков, тоже был художником, его брат Павел— архитектором, пойдя по стопам своего дяди, популярного зодчего Федора Семеновича Аргунова. Художнику было восемнадцать лет, его модели — шестнадцать.
Никакой недоговоренности — «в этом дело чести, подвиг художника». Легенду о неумелости Николая Аргунова, его «топорности» убедительно опровергают и не без изящества сработанные им миниатюрные портреты. Вспоминаются пушкинские «Повести Белкина» с их безыскусной простотой слога и зернами истинной поэзии.
Вошел в художественную традицию прежде всего как видный мастер барочного портрета. Сведения о последних днях жизни художника после долгих поисков обнаружились в архивном деле, хранящемся в фонде Московской Гражданской палаты (ЦИАМ, ф. 50), куда оно в свое время было передано после того, как первоначально рассматривалось во 2-м Департаменте Московского Надворного суда.
и А. П. Шереметевых, 1768, Музей-усадьба Кусково, Москва), – достаточно эффектны. 1800-е. Для графа не было принципиально важно, оригиналы или копии это будут, как и, по всей видимости, художественное качество составляющих ее портретов, вот таким образом он очень часто прибегал к изготовлению копий силами своих домашних живописцев, тем более что это позволяло существенно сэкономить (иногда этот момент был определяющим). 1 Главные усилия его как коллекционера состояли в том, чтобы разыскать образец – и он довольно активно этим занимался затем оригинал заимствовался на время у хозяина и с него делалась копия.
Вспоминаются особнячки в арбатских переулках, русский «крепостной ампир с его чертами народности и чистоты классических форм». Художник Николай Аргунов.
Через мастерскую отца проходило множество русских и западноевропейских картин и портретов, которые тот должен был приобретать, копировать, реставрировать. Он выдержан в красноватых тонах: красный мундир, красное одутловатое лицо, колючие умные глаза Мы не узнаем великого поэта (его Аргунов не почувствовал или не сумел передать) мы видим перед собой царедворца — ловкого, холодного, много повидавшего на своем веку. Об этом достаточно убедительно свидетельствует портрет балерины Т. В. Шереметева.
Аргунов — один из крупнейших портретистов первой трети XIX века. Возможно именно благодаря им Д. В. Григорович, составлявший в 1878 «Описание разных произведений искусства, принадлежащих графам Шереметевым « (в силу разных обстоятельств оставшееся неопубликованным), 3 которое можно считать первой попыткой профессиональной каталогизации шереметевских коллекций, уже уверенно называет Николая Аргунова автором сразу несколько работ, находившихся в тот момент в Фонтанном доме, хотя ему и не удалось выявить все из них. Портреты создавались в «обратном порядке»: финальный портрет был первым по времени написания вторым или одновременно с ним был начат портрет в полосатом шлафроке иконографическим образцом для которого послужил прижизненный погрудный пастельный портрет П. И. Шереметевой, хрянящийся ныне в Останкино наконец, последним – портрет в красной шали.
В начала 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». «Чистая портретность» (без оттенка жанровости), — пишет исследователь, — отличает эту работу Скользящий свет обволакивает фигуру, мягко моделирует лицо.
Однако со временем стало очевидно, что Николай Аргунов не только самобытный, своеобразный мастер, выяснилось, что он оказал определенное влияние на развитие в русском портрете реалистических тенденцийК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). Художник не обладает навыками перспективного построения — пол «опрокинут», ковер на нем как бы поставлен вертикально, но не вопреки, а скорее благодаря этому на первый план выходит не обстановка, как во многих парадных портретах, а сама героиня — замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты. Художнику должно было претить приукрашивание.
Любопытно вот таким образом сопоставить их автопортреты. В начале 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Шереметевой, по сцене Жемчуговой (1768—1803 гг. ), написанный Николаем Ивановичем Аргуновым (1771—умер после 1829 г. ), относится к тем произведениям искусства, несовершенство которых, отступление от канона, только подчеркивает их притягательную силу. Автор приносит глубокую благодарность сотрудникам архивов и музеев, в которых собирался материал для диссертации: Российского государственного исторического архива (РГИА) Л. М. Сеселкиной, Г. Н. Чеботаревой, Е. А. Борзовой, Г. В. Вороновой, А. А. Андрееву и особенно С. Н. Селедкиной Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА) М. М. Перекалиной Центрального Исторического архива Москвы (ЦИАМ) Е. В. Борисовой, Н. А. Граненовой, О. С. Тимофеевой, Е. А. Кузнецовой и особенно директору Е. Г. Болдиной Государственного русского музея (ГРМ) С. В. Римской-Корсаковой Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) И. Е. Ломизе и Н. Г. Пресновой Государственного музея-заповедника «Павловск» Р. Р. Гафиффулину. Судьба распорядилась так, что имена всех троих неизменно сопровождаются эпитетом «крепостной художник», несущим некий снисходительно-уничижительный оттенок.
Выставка «Семья крепостных художников Аргуновых», открывшаяся в ГТГ в сентябре 2005 г., стала заметным явлением не только в художественной жизни Москвы, но и в истории изучения творческого наследия знаменитой художественной династии. К этому времени лучшие работы Николая Аргунова были уже позади.
Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается. Проблема эта – назовем ее «проблемой заказчика» – предполагает выяснение и обсуждение таких вопросов, как взаимоотношения между заказчиком и художником, границы и характер их влияния на творческий процесс и художественный результат и, наконец, взаимодействие художника и общества в рамках общего социокультурного контекста исследуемой эпохи.
До 45 лет Николай Иванович Аргунов был крепостным и выполнял волю своих хозяев. Николай Аргунов, так же как его отец, так работать не мог – не сохранилось не только ни одного (. ) живописного эскиза Ивана и Николая Аргуновых, но и следов их существования в документах, кроме одного случая (но особого – это был портрет императора). Но вот что особенно замечательно.
Абсолютно не случайным в этом контексте выглядит резкий перепад в художественном качестве его работ второй половины 1810-х и середины 1820-х: в 1815-1819 годах Аргунов неоднократно бывал в Петербурге, в Академии, в связи с бюрократическими процедурами, необходимыми для получения звания академика — и результат непосредственно отразился в живописи. На протяжении вот уже почти столетия исследователи, обращавшиеся к изучению художников из известной «крепостной художественной династии» Аргуновых, неизбежно сталкивались с одним и тем же парадоксом: при видимом обилии документального материала, в основном содержащегося в неплохо сохранившемся шереметевском архиве, сведения о крепостных живописцах графов Шереметевых Иване, Николае и Якове Аргунове приходится собирать буквально по крупицам, вычленяя их из необъятного корпуса хозяйственных бумаг колоссального графского владения. В Москве он, судя по всему, не был знаком с другими художниками, да и не было здесь в тот момент крупных мастеров, кроме, пожалуй, Тропинина, с которым судьба его, очевидно, не свела. Легенду о неумелости Николая Аргунова, его «топорности» убедительно опровергают и не без изящества сработанные им миниатюрные портреты.
Иван Аргунов написалсебя в конце 1750-х годов, в пору расцвета своего таланта.
Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. В маленьком этюде об Аргунове М. В. Алпатов дает блестящую характеристику его искусства: его наследие — «невелико и скромно». Родился в Москве в 1771 году.
Высказывается гипотеза об определении модели одного из миниатюрных портретов (Портрет молодого человека в синем сюртуке. Не то чтобы Аргунов был совершенно чужд всякой поэтичности, однако он так и не смог выработать набор художественных шаблонов, позволявших придать модный романтический налет даже самой прозаической личности. Наконец, еще один важный документальный источник -многочисленные описи убранства шереметевских домов, внимательное изучение которых позволило открыть ряд новых сведений о произведениях Ивана и Николая Аргуновых, в том числе и не сохранившихся (так, благодаря описям удалось выявить девять картин Николая Аргунова, местонахождение которых в настоящий момент неизвестно).
В статье Н. Р. Костиковой, написанной по следам подготовленной ею первой выставки Н. Аргунова (1950, Останкинский дворец-музей творчества крепостных), был изложен ряд новых биографических сведений о художнике и впервые сделана попытка проанализировать его творческое наследие в целом. Судя по всему, он не разделял – а может быть, просто никак не высказывал – новых, созвучных времени тезисов о творческой презумпции художника, о свободе и самоценности художественной воли, что звучали из уст его современников более молодого поколения, хотя его собственный творческий путь оказался существенно искажен из-за отсутствия этой свободы. Актуальность темы. В частности, удалось уточнить обстоятельства заказа и датировки отдельных произведений расширить круг известных на сегодня работ художника и отвести необоснованно ему приписанные наконец, восстановить хотя бы список тех, о судьбе которых сегодня нет никаких сведений.
Аргунов не был великим художником.
4 Шереметев, считал само собой разумеющимся, чтобы Аргунов был портретистом, копиистом, реставратором, экспертом, дизайнером и даже архитектором. Считается само собой разумеющимся, что единственным его учителем был отец. После смерти графа Н. П. Шереметева (1809) над его шестилетним сыном-наследником была учреждена опека и большинство служащих Фонтанного дома, оставаясь крепостными из экономии были «отпущены с паспортами для снискания себе пропитания своими руками».
Так появился партизанский отряд из 23 человек, полтора месяца дравшийся с врагом. Юность художника и юность модели удивительно поэтичны в этом портрете. На этот момент обычно не очень обращается внимание, однако следует признать, что недостаток таких контактов весьма чувствуется в его наследии, особенно последнего десятилетия. (В каталоге ГРМ последние названы Григорием и Иваном, однако автор диссертации предлагает другое определение – Василий Васильевич-2-й и его младший брат Борис Васильевич). В остальное время большая часть его творческих усилий направлялась патроном на самые разнообразные, но одинаково далекие от работы живописца мелкие и крупные дела: декораторские, реставрационные, комиссионерские и так далее.
Начало славы династии Аргуновых положил отец – Иван Аргунов, у которого учились многие будущие известные художники, в том числе А. Лосенко и, недолгое время Д. Левицкий Николай Иванович Аргунов продолжил дело отца. Портрет актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ставит художника в первые ряды портретистов той эпохиК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). И. Э. Грабаря провела подробный сравнительный анализ работ художника, выполненных в разные годы и выделила три периода в творчестве художника, каждый из которых характеризуется определенным набором технологических особенностей (конец 1780-х – начало 1800-х 1800 – середина 1810-х вторая половина -1810-х – 1820-е), что позволило уточнить некоторые датировки и подтвердить, а в некоторых случаях отвергнуть, авторство Н. Аргунова в ряде работ, до тех пор считавшихся спорными.
Что же касается парадных — «репрезентативных» портретов, то в них Аргунов силен не был. Все Аргуновы, несмотря на то, что они были крепостными графов Шереметьевых, внесли значительный вклад в развитие русской культуры. Он смущался, терялся и живопись получалась ходульной и однообразной.
Третий сын— Николай тоже продолжил дело своего отца. Уже в 1750-е годы его мастерская играла важную педагогическую роль (среди его учеников были его сыновья, а также А. П. Лосенко). Творчество Николая Ивановича Аргунова (1770-1828) – одно из интереснейших и глубоко своеобразных явлений художественной культуры рубежа XVIII -XIX столетий, когда портретный жанр в России достиг своего расцвета и одновременно переживал период глубокой стилистической трансформации. Таким образом, поскольку исповедные ведомости составлялись в святую Четыредесятницу, т. е.
Портрет Никифора Артемьевича Семёнова (Портрет старика со стаканом). Николай Аргунов является завершителем славной фамилии художников, родоначальником которой был его отец. Еще одним художественным открытием стал для молодого живописца домашний крепостной театр Шереметевых, актеры которого стали моделями его первых портретов (как свидетельствуют документы, список их не ограничивается двумя сохранившимися). акад.
Главная трудность при работе с описями состоит в их рассеяности по разным архивохранилищам, так что в их круг вошли, кроме вышеназванных, фонды Отделов рукописей Российской национальной библиотеки (С. -Петербург) и Российской государственной библиотеки (Москва), а также научных архивов московских музеев Останкино и Кусково. Скромные, объективные по своему подходу к модели лучшие портреты Николая Аргунова являются ценнейшим историческим документом эпохи и неизменно привлекают своей художественной самобытностью, непохожестью на знаменитых живописцев начала XIX века. Цель и задачи исследования. Она была крепостной, танцовщицей останкинского театра, устроенного Шереметевым в основном ради прославления таланта тоже крепостной, его возлюбленной, а позднее — жены Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), которую Аргунов тоже писал и не раз. Вообще в судьбе Аргунова-младшего больше загадок, чем достоверных данных и это понятно, если учесть невольную творческую изоляцию, в которой он пребывал, будучи крепостным живописцем – да и после освобождения контакты с коллегами были, судя по всему, весьма ограничены.
М., «Трилистник», 2004). Зато в ней немало прелести, робкой, скованной, еще не сознающей себя.
Петров процитировал их точно, вместе с ошибкой, допущенной Канцелярией Академии в написании имени художника (в копии определения, хранящейся в архиве, он назван Никитою на основании сокращения в более раннем документе – черновике свидетельства, составленном 20 апреля, где имя написано в сокращенном варианте – «Ник»5). Об этом достаточно убедительно свидетельствует портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыкова-Гранатова, тоже крепостной Шереметевых. В первую очередь способствовал этому, конечно же, тот интерес к отечественной истории и искусству, который стал пробуждаться в русском обществе на волне общественного подъема, связанного с реформами Александра П. Уже в одной из первых выставок, посвященных историческому портрету2, экспонировались два портрета работы Николая Аргунова: Н. Н. Бантыша-Каменского ( 34) и графини П. И. Шереметевой ( 122). Во всяком случае, поставленной цели он добился, успев собрать значительное собрание портретов, которые не потеряли ценности как иконографический материал до сих пор. 2 Признанием его заслуг в этой области стало избрание «почетным художеств любителем Академического собрания», состоявшееся в 1766г. с одного и того же оригинала. В 1827 году, когда Пушкин написал эти строки, «золотой век» Останкина, действительно, ушел в прошлое.
Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. Единственным источником знаний о нем в это время является его творческое наследие. Из этих же параметров вытекает второй и, несомненно, гораздо более важный вопрос – о степени влияния заказчика непосредственно на творческий процесс и – шире – в целом на творческий метод художника. Пятая глава посвящена последнему, московскому периоду жизни Николая Аргунова. Портреты, написанные им в 1809-1813 годах, после смерти Шереметева, демонстрируют попытку вернуться в тот общий поток развития портретистики из которого он был вынужденно исторгнут на целое пятилетие, нащупать метод, который открывал бы новые творческие возможности. Благодаря им удалось выявить или уточнить (а в некоторых случаях и оспорить) неизвестные ранее биографические факты, относящиеся ко всем троим представителям династии.
Дебют имел успех и с этих пор до самой смерти графа судьба художника оказалась тесно связанной с судьбой патрона. Поиски продолжились и в целом ряде работ, выполненных во второй половине 1810-х годов. Однако в следующем по времени издании, посвященном русской живописи, 3 отец и сын фигурируют уже рядом, причем определением «сын и ученик Аргунова, учителя Лосенки» снимаются все сомнения относительно уровня художественного образования Аргунова-младшего.
Возможно именно это (а также то, что в последующие годы его имени нет в исповедных ведомостях ни одной из Московских церквей) послужило основанием установившейся традиции считать датой смерти художника 1829 г. (или «после 1929). Единственным источником знаний о нем в это время является его творческое наследие. основой для первого серьезного научного исследования, посвященного художнику.
Очевидно, что все вышеперечисленные параметры важны (разумеется, в разной степени) хотя бы потому, что ими определяется, в частности, уровень профессиональных требований, предъявляемых к портрету, формирование художественной задачи, а также оценка в обоих смыслах – как оплата, так и суждение. В главе рассматриваются также другие произведения Николая Аргунова, созданные им в этот период.
Однако их место в истории русского искусства было разным. В частности, он впервые опубликовал определение Совета Академии о присвоении художнику звания назначенного и задании ему программы на получение звания академика (ныне эти документы хранятся в РГИА).
Основными положениями ее были два пункта – о том, что Аргунов получил вольную от своего владельца графа Н. П. Шереметева и о том, что вместе с последним совершил путешествие за границу, где «завершил свое образование», – которые повторялись из издания в издание даже такими авторитетными исследователями, как П. Н. Петров, Н. П. Собко и С. Н. Кондаков. Методика исследования.
.