На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции. В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
В 1876 году за картину «Невский проспект ночью» (не сохранилась) он был единогласно принят в члены Товарищества Передвижных Выставок и избран в состав правления, где более десяти лет вместе с И. Н. Крамским руководил ТПВХ, а после смерти последнего стал его идейным преемником. Тот домик, где живет сам Ярошенко, где его мастерская, был особенно мил. «Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит».
Н. Моргунов. Передвижник (с 1876), один из руководителей ТПХВ. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Трепова. Из портретов Я. следует отметить — П. Стрепетовой, Глеба Успенского, М. Салтыкова, Д. Менделеева, Вл. За годы обучения он сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ).
Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. Содержанием его жанровых картин служили преимущественно "мотивы гражданской скорби". Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874).
Содержанием его жанровых картин служили преимущественно мотивы гражданской скорби. Посещая занятия в академии Художеств, Ярошенко сближается с Товариществом передвижных художественных выставок, что оказало влияние на социальную направленность творчества художника.
Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Под впечатлением от древнего Сентинского храма близ Зеленчука Н. А. Ярошенко написал картину «Забытый храм». Сегодня это единственный в своем роде музей на юге России, сопоставимый по исторической и культурной значимости с толстовской Ясной поляной и репинскими Пенатами.
Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой». Наряду с военной службой занимался искусством. Через год на его могиле был установлен памятник— бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями.
В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Наиболее известные жанры Ярошенко – "Кочегар", "Заключенный", "Всюду жизнь", "Студент", "Сестра милосердия" (все пять в Третьяковской галерее, в Москве), "Курсистка", "Старое и молодое", "Причины неизвестны" и "Невский проспект ночью". И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.
С искренней теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Соловьева.
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. Учился в петербургской АХ (1867-74, вольнослушатель). (1846—1898) — художник-жанрист и портретист.
В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Не забывали коллегу и художники: Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи3. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».
А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. С 1874 был организатором так называемых «ярошенковских суббот» на Сергиевской улице в Петербурге, которые были популярны в среде демократической интеллигенции. Содержанием его жанровых картин служили преимущественно "мотивы гражданской скорби". Соловьева, Л. М. Н. А. Ярошенко страдал горловой чахоткой и выяснилось, что только климат Кисловодска позволял ему «легко дышать» и увлеченно работать.
К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, актриса Полина Стрепетова. Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. В 1875 впервые выступил на Передвижной выставке картиной Невский проспект ночью.
Среди его творческих работ – эскизы и рисунки. В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки». В 1875 впервые выступил на Передвижной выставке картиной "Невский проспект ночью". (1846—1898) — художник-жанрист и портретист. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника.
Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Военный по образованию и по службе, он горячо любил искусство и посвящал ему все свое свободное время и вступив в 1878 г. в число членов товарищества передвижных художественных выставок, с той поры являлся со своими произведениями постоянно и исключительно на этих выставках. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. В дальнейшем совмещал занятия живописью с военной службой.
Своей бьющей в глаза гуманитаристической тенденциозностью оно подкупало массу публики в пользу живописца и скрадывало для нее слабость этих картин в собственно художественном отношении. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии.
Плещеева и К. Д. Начальник штамповальной мастерской Петербургского патронного завода штабс-капитан Ярошенко по вечерам продолжал посещать классы Академии художеств еще на протяжении четырех лет. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры2. Так выразился о своем романе «Бумажная девушка» настоящий романтик – Гийом Мюссо. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом.
Отец его – Александр Михайлович Ярошенко, был высокообразованным человеком, сделал блестящую военную карьеру, дослужился до генерал-майора. Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников. Много работал в жанре портрета, создав целую галерею образов представителей отечественной культуры — Л. Н. Толстого, Н. Н. Ге, В. Г. Короленко, В. С. Соловьева, П. А. Стрепетовой и других. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Изящный светлый дом получил от гостей и друзей Н. А. Ярошенко название «Белая вилла». С самого детства Николая готовили к военной карьере.
Картины Кочегар (1879), Заключенный (1879), Студент (1881), Курсистка (1883), написанные в момент развертывавшегося стачечного движения и борьбы народовольцев, лишены революционного пафоса и активизма, свидетельствуют лишь о внимании и сострадательном сочувствии гуманистически настроенной либеральной буржуазной интеллигенции к героической борьбе революционеров. Ярошенко писал также жанровые картины (Всюду жизнь, 1888, ГТГ), пейзажи. С него был чудесный вид на Зеленые горы, на парк с царской площадкой. В. Позен4. Неоднократно бывал на Украине и Кавказе, совершил поездку по Уралу.
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С замечательным мастерством передан художником умный, прямой и укоризненный взгляд кочегара. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883).
Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Как художник-самоучка Я. часто не мог преодолеть трудностей рисунка и живописной формы. Мягкий по внешности – он кремень духом». в Москве), Курсистка, Старое и молодое, Причины неизвестны и Невский проспект ночью. Сам художник с помощью друзей расписал веранду дачи, разбил клумбы и аллеи.
11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Но в то же время отсутствие школьных академических тенденций позволяло ему иногда находить новое и своеобразное разрешение замыслов: "Всюду жизнь" — пример упрощенной композиции, приближающейся к плакатному лаконизму. Кавелина.
Благородный духовный облик передовых деятелей русской культуры запечатлен Ярошенко в портретах П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Н. Н. Ге (1890, ГРМ). В молодости поэт входил в кружок М. В. Петрашевского, где увлекались идеями утопического социализма. Спасовича, Г. И. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. На темном фоне картины отчетливо выступает фигура кочегара, освещенная красноватым отблеском пламени.
Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Соловьева.
Нестеров писал о Ярошенко: «Он становится со смертью Крамского одним из самых деятельных руководителей Товарищества Голос его звучит на собраниях и его слушают так же внимательно, как привыкли слушать Крамского. Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). На сегодняшний день он является одним из самых популярных и читаемых писателей Франции.
Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. Посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников, где учился у И. Н. Крамского и занятия в ИАХ (1867–1873). Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Если Крамского называли «разумом» передвижничества, то Ярошенко — его «совестью». В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России.
Стерпетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Унковского, В. Д.
В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью. Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). В 1962 в Кисловодске открыт художественный музей Ярошенко. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал вплоть до самой смерти. В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора4. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России.
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846 – 1898). Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев.
Менделеева (акварельный, там же), В. С. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек.
На заводе Ярошенко много общался с рабочими. В 1867 году Ярошенко поступает в Михайловскую артиллерийскую академию и одновременно становится вольнослушателем Академии художеств. Сын генерала воспитывался в кадетском корпусе и артиллерийской академии. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, называемый «Белой Виллой», где семья проводила лето. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.
Имеются послужной список генерал-майора Н. А. Ярошенко, документы на владение кисловодской усадьбой Н. А. Ярошенко, об удочерении семьей художника Н. Г. Волжинской, аукционный каталог имущества вдовы художника М. П. Ярошенко. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера.
11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10.
Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством. Как художник-самоучка Я. часто не мог преодолеть трудностей рисунка и живописной формы.
Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ. Его отец мечтал, чтобы старший сын пошел по его стопам и не обращал внимания на интерес мальчика к живописи. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Картины "Кочегар" (1879), "Заключенный" (1879), "Студент" (1881), "Курсистка" (1883), написанные в момент развертывавшегося стачечного движения и борьбы народовольцев, лишены революционного пафоса и активизма, свидетельствуют лишь о внимании и сострадательном сочувствии гуманистически настроенной либеральной буржуазной интеллигенции к героической борьбе революционеров. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек.
Лучшие из этих произведений – портреты П. А. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. (1846—1898) — художник-жанрист и портретист. «Совестью художников» называли его современники.
Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878).
Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Искусствовед М. Неведомский писал в «Ниве»: «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи». Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен.
Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. Из таких его работ можно указать на ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. В картинах создал собирательные образы рабочих, учащейся молодежи, революционной интеллигенции, первым среди русских живописцев обратился к заводской тематике («Кочегар», 1878). «Я очень хотел размыть границу между иллюзией и реальностью: мир книжный, вымышленный помогает миру настоящему. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Особенно удалось живописцу лицо поэта, по поводу чего в свое время рецензент «Русского курьера» писал: «Милая, бесконечно симпатичная улыбка чуть заметна на губах этого красивого, словно иконописного лица, обрамленного серебром седых волос. 7 марта 1876 года за эту картину Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества передвижных выставок и вскоре избран в состав правления. Лит. : Н. А. Ярошенко (1846—98), его жизнь и произведения (текст Н. В. Некрасова фототипии К. А. Фишера), М., 1908.
На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяк. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи.
Из таких его работ можно указать на ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора.
Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). В этом знаменитом портрете-картине Ярошенко первым среди русских художников ввел в искусство образ индустриального рабочего.
Успенского, А. Н. Летом 1874 вместе с Крамским работал на станции Сиверская под Петербургом. Усадьбу назвали Белой виллой. Очень часто в обычной жизни нам не хватает чудес».
В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Это событие общественность восприняла как протест против нечеловеческих условий содержания людей, находившихся в заключении в Литовском замке по политическим мотивам. В 1885 приобрел усадьбу в Кисловодске, жил в ней летом и осенью.
Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). В дальнейшем совмещал занятия живописью с военной службой. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Я вообще считаю, нельзя быть прагматиками. Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного.
Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. В 1895–1896 путешествовал по Италии, Ближнему Востоку. Ярошенко проводили лето именно здесь.
Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. Сын генерала воспитывался в кадетском корпусе и артиллерийской академии. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Ярошенко (Николай Александрович, 1846 – 1898) – художник-жанрист и портретист. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона.
С 1892 года Николай Александрович практически постоянно жил в Кисловодске. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей.
гал. ), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, Л. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. М. Плещеева и К. Д. Кавелина. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Ещё он брал частные уроки рисования, работал в мастерской Андриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887). Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет. В 1874 году он экстерном окончил Академию художеств.
Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяк. Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко.
В начале 1860-х брал частные уроки живописи и рисования у А. М. Волкова, благодаря которому познакомился с кругом художников и литераторов, сотрудничающих в сатирическом журнале «Искра». гал. ), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, Л. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. М. Плещеева и К. Д. Кавелина. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии.
С 1882 года художник уже каждое лето проводит здесь. Следуя передовым тенденциям времени, Ярошенко писал картины, в которых искал образ положительного героя (как знаменитый «Кочегар», «Заключенный», обе 1878, «Курсистка», 1883), развивал темы революционной борьбы русской интеллигенции («У Литовского замка», «Старое и молодое», обе 1881) и социальной несправедливости («Всюду жизнь», 1888), писал жанровые картины («На качелях», 1888). Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), русский художник. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Н. А. Ярошенко не мог не поддержать революционно-демократические идеи в России, они проявились в ряде его выдающихся полотен: «У литовского замка», «Студент» (1881), через два года знаменитая «Курсистка», написанная с А. К. Чертковой – жены известного писателя и издателя.
За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878). Алексей Николаевич, как живой, глядит из рамы». Брокгауз Ярошенко, Николай Александрович (1846—1898) — художник-жанрист и портретист.
Своею бьющей в глаза гуманитаристической тенденциозностью оно подкупало массу публики в пользу живописца и скрадывало для нее слабость этих картин в особенно художественном отношении. После смерти своего учителя и близкого друга И. Н. Крамского Н. А. Ярошенко возглавил «Товарищество передвижных выставок» и стал духовным центром кружка передовых художников и деятелей искусства, а его петербургская квартира – художественным салоном и местом встреч друзей и единомышленников. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10.
Демокра- тизм творчества Ярошенко, стремление воплотить в художественных образах передовые социальные и этические идеалы эпохи ярко отразились в созданных им портретах-типах (Кочегар, 1878, Студент, 1881, – оба в ГТГ Курсистка, 1883, Калужский областной художественный музей). Его истории уже успели многим полюбиться, ведь погружение в миры, созданные этим писателем – действие увлекательное и доставляющее удовольствие. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением».
Крамского. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». До 1892 – военнослужащий. Трепова. Один из наиболее активных передвижников, взгляды которого на искусство и его социальные функции сложились под сильным влиянием Чернышевского его творчество отмечено яркими чертами морализма и социального дидактизма.
На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар».